Меню

Правописание имя прилагательное конспект урока



Разработка урока по теме «Написание имён прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Разработка урока по теме «Написание имён прилагательных

Скачать:

Вложение Размер
russky2.docx 23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

во 2 классе по теме:

— формировать умение применять в речи имена прилагательные, находить их в тексте, определять их род и число;

— развивать речь детей, обогащать словарный запас;

— воспитывать уважение к традициям русского народа,

— расширить представления детей о связи рационального питания и образа жизни.

Добрый день, добрый час!

Я очень рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Наш урок мы начнём как обычно, с минутки чистописания. Сегодня мы будем писать букву К.

-Что вы знаете об этой букве? (Обозначает 2 согласных звука: твёрдый и мягкий, этот звук глухой, парный)

Напишем строчку букв Кк, обратив внимание на правильное соединение элементов букв.

-Прочитайте слова для чистописания : капуста, картофель , каша , кабачок.

— Найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее?

Спишите только название овощей. Поставьте ударение в словах и подчеркните непроверяемую гласную.

3.Работа по теме урока.

-Какое слово мы не записали? (каша)

— Сегодня на уроке я предлагаю поговорить об этом блюде. Неслучайно каша всегда была любима на Руси, ведь она очень вкусна и полезна. Мы узнаем, какие каши бывают, из чего варят каши, как сделать кашу вкусной.

«А вы знаете, что каша не только одно из самых полезных блюд, но и самых старинных? Самые старые среди каш- пшеничная, перловая и овсяная. Человек ест их уже 9 тысяч лет. Рисовую кашу- 5 тысяч, гречневую- 4 тысячи лет.

Каша- исконно русское блюдо. Специальные каши варили в честь любого знаменательного события. У русских князей существовал обычай- в знак примирения между врагами сварить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивого человека говорят: «С ним каши не сваришь».

Каша из ячменя входила в ежедневный рацион римских бойцов- гладиаторов. Считалось, что она помогает стать сильным и непобедимым. Я и вам советую каждый день есть кашу на завтрак.»

— Сегодня у нас на уроке каша не простая, а волшебная. Она научит нас не только правильно питаться, но и правильно употреблять в речи имена прилагательные, чтобы сделать нашу речь красивее, выразительнее, богаче.

-Вспомните, что такое имя прилагательное?

-С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?

Как изменяются имена прилагательные?

Давайте посмотрим, из какой крупы варят кашу. Подберите имя прилагательное к слову каша ( показать тарелки с крупами )

Каша (какая?) манная, гречневая, овсяная, пшённая, перловая, рисовая .

-А теперь посмотрите, какие имена прилагательные записаны на доске. Прочитаем по слогам, запишите себе в тетрадь эти слова.

-Что же обозначают эти имена прилагательные? (из чего сварена каша)

— На какой вопрос они отвечают? (какая?) К какому роду относятся эти прилагательные? Ж.р.

-А сейчас давайте подберём имена прилагательные, чтобы похвалить кашу. (ответы детей)

Посмотрите, какие я подобрала имена прилагательные.

( на доске ) Какая? Вкусная, сла..кая, горяч…я, п..лезная, м…лоч?ная, рассыпч…тая.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (сладенький, польза). Спишите в тетрадь.

К какому слову относятся все перечисленные нами прилагательные? ( к слову каша)

-Видите, как много прилагательных можно подобрать только к одному очень простому слову каша. Очень важно точно подобрать прилагательное, чтобы определить свойства каши, которую приготовили, или каши, которую вы любите.

-Давайте немножко отдохнём.

Кошка крошка на окошке

Кашку кушала по крошке.

Кашка манная вкусна,

С тёплым молочком она.

— Покажите, какая кошка была голодна. Как она ела кашу? Как кошка умывалась? Как кошка потягивалась?

4. Работа по развитию связной речи .

Составьте предложение, используя слова на доске. Постарайтесь точно употребить прилагательные. (кашей, тётя, сладкой, угощала, Нина, манной, ребят)

Давайте запишем это предложение на доске и в тетрадях.

Тётя Нина угощала ребят сладкой манной кашей.

-Подчеркните подлежащее и сказуемое в предложении. Найдите прилагательные в этом предложении, подчеркните их, к какому существительному они относятся, отметьте крестиком.

5.Письмо по памяти.

Люди придумали большое количество загадок, песен, пословиц о каше.

-А какие пословицы и поговорки о каше знаете вы?

Хороша кашка, да мала чашка.

Щи да каша- пища наша.

Кашу маслом не испортишь.

Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.

-Какую пословицу вы хотели бы объяснить?

-Первую пословицу мы с вами запишем по памяти.

а)Прочитайте и повторите про себя, чтобы запомнить.

б)Найдите и объясните орфограммы.

в) Прочитайте хором по слогам.

г)Прочитайте беззвучно, только шевеля губами, широко открывая рот.

д) Закройте глаза и представьте эту пословицу, написанную на доске.

е)Откройте глаза, ещё раз прочитайте, запишите пословицу в тетрадь. Подчеркните орфограммы, которые мы проверяли.

ж) Проверьте написанное. (доска открывается)

6. Гимнастика для глаз.

Растираем ладошки друг о друга, складываем лодочкой. Глядя в лодочку, скажем своим глазам добрые слова, скажем им « спасибо» за то, что они хорошо работают, помогают нам. Закрываем глаза и накладываем на них лодочку и немного посидим в таком положении. Зажмурим глаза, быстро-быстро поморгаем.

— Так как же сделать кашу вкусной? Что можно добавить в кашу?

-У вас на столах лежат карточки со словами. Выберите из них те, на которых написано то, что вы добавите в кашу. ( масло, сахар, варенье, молоко, яблоко, лимон, тыква, мёд).

Почему никто не захотел добавить лимон?

Запишите эти добавки с их признаками. (на доске по очереди)

Масло сливочное, сахар сладкий, варенье густое, молоко тёплое, яблоко спелое, лимон кислый, тыква большая, мёд душистый)

Определите род этих прилагательных.

-С какой частью речи мы сегодня работали?

-Что вы знаете об этой части речи?

-Что нового узнали о каше?

Кто из вас теперь будет чаще есть кашу на завтрак?

Кому понравился сегодняшний урок, кому было на уроке интересно, кто чувствует, что хорошо поработал и многое узнал, наклейте в свою тетрадь рисунок тарелки с кашей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

русский язык 4 класс Урок по теме СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С ТВЁРДЫМ СОГЛАСНЫМ НА КОНЦЕ ОСНОВЫ.

Обобщение по теме «Имена прилагательные».

Презентация к уроку.

Показать способ образования имён прилагательных от основ имён существительных с помощью суффиксов.

Презентация к уроку русского языка.

Презентацию можно применить для любого УМК.

Индивидуальные карточки для закрепления материала по теме » Изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам» в 3 классе УМК Перспектива.

Источник

Урок русского языка по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных»

Цели:

  • формировать навык правописания падежных окончаний имён прилагательных;
  • совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи, обобщённом лексическом значении прилагательных, их изменении по родам, числам и падежам, наблюдать зависимость имён прилагательных от имён существительных;
  • развивать орфографическую зоркость, память, внимание, речь.

Материал: учебник русского языка, автор Зеленина Л.Н. Хохлова Т.Е. , 4 класс, методическое руководство.

Оборудование: репродукция картины с зимним пейзажем, слайды, картинки с изображением птиц.

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке нам предстоит трудная, но интересная работа. Мы повторим правописание падежных окончаний имён прилагательных. Давайте обратимся к нашей рефлексивной таблице и оценим свои знания по этой теме.



Я знаю не всё.

Я знаю отлично.

– Поставьте на полях знак, который, как вы считаете, соответствует вашим знаниям по этой теме.

– Посмотрите на план нашего урока:

Сегодня на уроке:

  1. Я всё запомню.
  2. Минутка чистописания.
  3. Работа с новым словарным словом.
  4. Исследовательская работа.
  5. Задания в тексте.
  6. Работа над упражнением.
  7. Составление графика.
  8. Проверка памяти.
  9. Домашнее задание.
  10. Итог урока.

– С планом ознакомились?
– Настроение бодрое?
– Значит можно начинать урок.

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белоока, круглолица.
Как махнула рукавом
Всё покрыла серебром.

– Сегодня в гости мы пойдём к … (зиме).

– Посмотрите на репродукцию и скажите, какие ассоциации вызывает у вас вид зимнего леса.

II. Развитие внимания и памяти

– Зима прости вас запомнить следующие слова, которые нам будут нужны в конце урока.

Мороз, снег, сугроб, узор, пух, сказка, чудо.

III. Минутка чистописания

В царство Зимы мы тихо входим.
Вот зимний лес –
В него заходим.
Узоры дарит нам Зима.

– Сейчас минутка безотрывного письма.

Вьюги да метели под февраль полетели.

– Как вы понимаете эту пословицу?

IV. Работа над новым словарным словом

– Можем ли мы сказать, что зима – прекрасное время года? Почему?
– Сегодня на уроке мы узнаем о написании нового словарного слова «прекрасный». Это слово образовано с помощью приставки «пре» от слова «красный», означавший когда-то «хороший, красивый».
– Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.
– Какой частью речи является?
– Подберите синонимы. (Хороший, прекрасный, изумительный)
– Подберите антоним. (Ужасный)
– Что означает выражение «В один прекрасный день»?
– Составьте предложение со словом «прекрасный». Запишите предложение и сделайте синтаксический разбор этого предложения.

V. Исследовательская работа. Повторение об имени прилагательном. (На слайде)

Белые шапки на белых берёзах.
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому снегу на лыжах бегу. (Л.Яхнин)

– Какое слово часто употребляет поэт Л.Яхнин?
– Что хотел сказать автор, употребляя это слово?
– Какой частью речи является это слово?
– Что мы называем именем прилагательным?
– Какую роль они выполняют в нашей речи?
– Как изменяются?
– С какой частью речи связано имя прилагательное?
– Найдите в стихотворении прилагательное, стоящее в мужском роде, единственном числе и дательном падеже; множественном числе и предложном падеже; единственном числе, мужском роде и именительном падеже.
– Что необходимо знать, чтобы определить род, число и падеж имени прилагательного?
– Что надо знать, чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного? Давайте вспомним.

1. Найти …
2. Определить …
3. Вспомнить …
4. Сравнить …

VI. Работа по теме урока

Сильный ветер вдруг подул.
И все окончания прилагательных сдул.

– По ходу работы определяйте опасные места. (Задание на слайде)

(Учащиеся комментируют у доски, работают в тетрадях).

Прекрасен вид зимн… леса. Мороз вытянул влагу из древесн.. сучьев. Кусты опушились блестящ.. инеем. Ласково смотрит солнце с син… неба. Лучи осыпали холодн.. блеском всю местность. На мягк.. снегу отпечатались следы птиц.

VII. Физминутка

VIII. Работа над упражнением в учебнике

– Прочитайте текст. О чём говорится в тексте?
– Какой формы клюв у синицы?
– Чем она питается?
– Что можно сказать о форме клюва дятла?
– Что удобно делать птице таким клювом?
– У какой птицы клюв острый, загнутый вниз?
– Чем питается ястреб?
– Найдите прилагательные, которые использует Г. Скребицкий для описания клюва синицы, дятла, ястреба.
– Закройте учебник и напишите о клюве одной птицы. Выделите окончания имён прилагательных.

Чтение детьми написанного. Проверка в парах.

– Какое задание дано в упражнении? Прочитайте.
– Сделайте морфологический разбор имени прилагательного.

IX. Графическая работа. (Построение графика). Работа по карточкам и на доске.

1. Лесн.. красавица
2. По глубок… снегу
3. Молод… месяца
4. Зимн.. лесом
5. С син.. неба
6. В тёпл.. шарфе
7. В тёмн.. небо
8.Ранн.. утром
9. По бел.. скатерти

X. Проверка памяти

– Вспомните и запишите в столбик слова, которые нам подарила зима в начале урока. (Проверка. Чтение детьми по 1 слову. Сравнение с доской)
– Кто запомнил все слова? 6 слов? 5 слов? Молодцы. А остальным ребятам надо потренировать свою память.
– Дома вам предстоит творческая работа. К данным существительным подберите подходящие признаки. Используя эти словосочетания составьте текст о зиме.

XI. Итог урока

– А сейчас обратимся к нашей рефлексивной таблице. Оцените теперь свои знания после проделанной работы на уроке. Поставьте значок на полях. Сравните с о значком, поставленном в начале урока. У кого значок изменился?
– Я благодарю вас за активную работу на уроке. Вы показали свои знания и получили следующие оценки.

Литература: методическое пособие по русскому языку Я.Ш.Гараева, отрывки из произведений Л.Яхнина, Г.Скребицкого)

Построение графика.

Учащиеся строят в тетрадях координатный угол (прямой угол). На оси ОХ проставляют числа от 1 до 10 (в зависимости от количества слов). На оси ОУ проставляются названия падежей. На пересечении числа и падежа ставится точка. Затем две ближайшие точки соединяются отрезком.

(Методическое пособие по русскому языку автор Я.Ш.Гараева)

Источник

Читайте также:  Прилагательные на английском языке с суффиксом ious