Меню

Правописание не с именами прилагательными урок 6 класс фгос



Урок по русскому языку в 6-м классе по теме «Правописание НЕ с прилагательными»

  1. Познакомить учащихся с правилом написания не с прилагательными;
  2. Повторить правописание не с существительными и глаголами.

Воспитательная: прививать любовь к учебе .

Тип урока: формирование новых знаний.

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и других авторов, под редакцией Н.М.Шанского, М., “Просвещение”, 2008 год; диск “Виртульная школа Кирилла и Мефодия” 5 класс, карточки.

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Проверка домашнего задания.

Задание: выполнить синтаксический разбор предложений, морфологический разбор 2-3 прилагательных письменно.

  1. Тихо вечерние тени в синих ложатся снегах. ( А. Блок.)
  2. Морозное дыхание метели ещё свежо. (И. Бунин.)

Вечерние (тени) – прилагательное.

I. Тени (какие?) вечерние.

II. Пост.- относит.; непост. – в им.пад., мн.ч.

III. Тени (какие?) вечерние. (Определение)

3. Блиц — опрос по контрольным вопросам.

  1. Что такое имя прилагательное?( Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета.)
  2. Как изменяются имена прилагательные? ( Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.)
  3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные в предложении?( Имена прилагательные в предложении могут быть определениями или сказуемыми.)
  4. Какие бывают степени сравнения у прилагательных?( Сравнительная и превосходная.)
  5. Какие разряды имен прилагательных по значению вы знаете? ( Качественные, относительные, притяжательные.)
  6. Какие прилагательные называются качественными? ( Прилагательные, которые обозначают признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей степени называются качественными прилагательными.)
  7. Какие прилагательные называются относительными? ( Прилагательные, которые обозначают признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени называются относительными.)
  8. Какие прилагательные называются притяжательными? ( Прилагательные, которые обозначают принадлежность чего — либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё?)

4. На доске запись.

Ученье без уменья (не) праздность, а труд.
Пишут (не) пером, (не) польза, а беда.
Мы ценим и любим а умом.

Задание: проведите линии так, чтобы первая часть пословицы нашла вторую. Раскройте скобки. Объясните, чем является НЕ: приставкой или отрицательной частицей?

— Как вы поняли пословицы? ( Учащиеся дают толкование пословиц.)

5. Работа по карточкам. (Устно.)

Задание: раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

  1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем
  2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.
  3. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.
  4. (Не) быть гордым и грубым.
  5. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.
  6. (Не) хвастаться и (не) лгать.
  7. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно.
  8. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.
  9. Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.
  10. Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)

-Что общего в правилах “ НЕ с существительными”, “ НЕ с глаголами”?

( Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется).

Запись в тетрадях пункта №10.

Береги время учебы: оно не вернется, его не наверстаешь.

А все, что учишь, пригодится!

— Ребята, М.В.Ломоносов советовал беречь время учебы, так как оно “не вернется, его не наверстаешь”. Согласны вы с его высказыванием?

Читайте также:  Грамматическое значение прилагательного в русском языке

6. Словарный диктант.

Ненастье, несчастье, недоразумение, недоумевал, неправда, нездоровится, непогода, невежда, недостаток, незабудка, не думал, недруг, не друг, а враг.

— Определите, в каком слове НЕ – приставка, а в каком – часть корня. Что нужно сделать, чтобы узнать это?

-Как различаются на письме приставка НЕ и частица НЕ?

-Объясните лексическое значение слова невежда.

-Образуйте от существительных ненастье, несчастье прилагательные.

Вывод: прилагательные, образованные от существительных, которые без не не употребляются, также не употребляются без не.

7. Сообщение темы, целей урока. Объяснение нового материала.

Используется компьютер. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, урок по теме: “Правописание прилагательных”. ( Используются таблицы).

Запись в тетрадях и на доске.

НЕ с прилагательными

Слитно, если: Раздельно, если:
— без не не употребляется (нерадивый, небрежный)

— можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый — злой, нехороший — плохой)

— есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый);

— есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга);

— прилагательные в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший);

— с кратким прилагательным ( не могуч).

8. Закрепление материала.

1.Используется компьютер. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, урок по теме: “Правописание прилагательных”. ( Используются тренажеры.).

2.Работа с учебником. Выполнение упражнений.

Упражнение № 305. Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не. В каких прилагательных приставка не- придает слову противоположное значение? Подчеркните непроизносимые согласные в корнях слов.

Упражнение №308.Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не с прилагательными. Какое из прилагательных имеет синоним трудный?

9. Обобщение изученного.

— Как пишется не с прилагательными?

Слитное и раздельное написание НЕ со словами

Есть слова, они без не в глупость превращаются,
Их без не тебе и мне ставить запрещается.
При словах: отнюдь, совсем людям легче дышится,
Тут уже понятно всем: не отдельно пишется.
Пишется отдельно не, если в предложении
Есть противопоставление.
Если слово вместе с не новым заменяется,
Значит, к слову это не присоединяется.
( “ Радионяня”. “ Веселые уроки”.)

10. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

11. Домашнее задание.

  1. С.А.Романова. Тематическая разработка уроков русского языка в 6 классе. М., Школьная Пресса, 2002 год.(“ Русский язык и литература в школе -приложение к журналу “ Русская словесность”.
  2. Учебник русского языка для 6 класса Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и других авторов, под редакцией Н.М.Шанского, М., “Просвещение”, 2008 год;
  3. Диск “Виртульная школа Кирилла и Мефодия” 6 класс.
  4. Русский язык. 5-7 классы. Необычные диктанты/ сост. С.А.Брагина.- Волгоград; Учитель, 2009 год.

Источник

Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Правописание НЕ с прилагательными»

Урок направлен на повторение правописания НЕ с другими частями речи, освоение правописания НЕ с прилагательными

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Правописание НЕ с прилагательными»»

Предмет : русский язык

Тема: «Правописание НЕ с прилагательными».

формировать навык правописания НЕ с прилагательными

развивать умение логически последовательно излагать свои мысли,

делать выводы на основе личных наблюдений,

закрепить правописание и употребление в речи имени прилагательного.

развивать связную речь учащихся (устную и письменную), память, внимание, творческое воображение.

воспитывать любовь и бережное отношение к языку.

Планируемые результаты:
предметные:
— знать основные понятия морфологии; правила написания НЕ с качественными прилагательными;
— уметь различать самостоятельные и служебные части речи; составлять словосочетания; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания;
личностные: — уважительное отношение к родному языку; — оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
метапредметные: -умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; — оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в группе; — формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Оборудование: компьютер, виртуальные уроки программы «Кирилл и Мефодий», раздаточный материал, таблица

Тип урока: урок открытия новых знаний, умений и навыков

1. Организационный момент. -Здравствуйте, ребята!

Громко прозвенел звонок –

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Ни минуты не теряем.

2. Актуализация опорных знаний

1. Фронтальный опрос

— Что такое прилагательное?

— Какие разряды имен прилагательных вы знаете? Приведите примеры.

— Чем они отличаются друг от друга?

2 Проверка домашнего задания

— Подобрать как можно больше прилагательных к существительным сад, лес. Определите их разряд.

4. Синтаксиеская минутка

Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком. (С.Есенин)

3. Мотивационный этап

Работа по карточкам. (Устно.)

Задание: раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст? М.В.Ломоносов о поведении учащихся. (приложение № 1)

-Что общего в правилах “ НЕ с существительными”, “ НЕ с глаголами”?

( Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется).

— Запись в тетрадях пункта №10.

Береги время учебы: оно не вернется, его не наверстаешь.

— Согласны ли вы с высказыванием ученого?

Словарный диктант. (приложение № 2)

— Определите, в каком слове НЕ – приставка, а в каком – часть корня. Что нужно сделать, чтобы узнать это?

-Как различаются на письме приставка НЕ и частица НЕ?

-Объясните лексическое значение слова невежда.

-Образуйте от существительных ненастье, несчастье прилагательные.

— Как вы их написали?

— О чем бедем сегодня говорить?

— Чему научимся на уроке, что узнаем?

Сообщение темы, целей урока.

4. Формирование знаний

1) Объяснение нового материала.

Используется компьютер. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, урок по теме: “Правописание прилагательных”. ( Используются таблицы).

2)Запись на доске.

НЕ с прилагательными

— без не не употребляется (нерадивый, небрежный)

— можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый — злой, нехороший — плохой)

— есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый);

— есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга);

— прилагательные в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший);

— с кратким прилагательным ( не могуч).

3) Работа с учебником

Чтение правила и сравнение с таблицей § 62

4) «ШПАРГАЛКА» Составить схему написания по прочитанному правилу. (приложение № 3)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
Учитель предлагает разминку для глаз. После этого подготовленный ученик проводит физминутку из упражнений. В конце – положительный настрой на продолжение урока в виде стихотворения. (приложение № 4)

1) Выполнение упражнения № 357 Проверка и комментарии

2) Комментированное письмо.

Запишите словосочетания, прокомментируйте написание прилагательных (приложение № 5)

Выполняется по рядам. На листах, которые даны каждому ученику, выполнить следующие задания. Для слабоуспевающих учащихся дается образец и правило.

Какие орфограммы мы повторили?

Какую орфограмму выучили?

В каком случае прилагательные пишутся с НЕ слитно, а в каких раздельно?

Выдвините одно из полученных знаний, остальные дополните тем,что вы еще узнали на уроке.
Каждый из вас выбирает один из вопросов и дает короткий ответ
Я узнал.
Я научился.
Я понял, что могу.
Мне понравилось.
Для меня стало новым.
Меня удивило.
У меня получилось.
Я приобрёл.
Мне захотелось.
Меня воодушевило..

Домашнее задание: выучить § 62, по выбору сделать:

— выписать пословицы, где есть изученная орфограмма.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем

Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.

(Не) быть гордым и грубым.

(Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.

(Не) хвастаться и (не) лгать.

Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно.

Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.

Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.

Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)

Ненастье, несчастье, недоразумение, недоумевал, неправда, нездоровится, непогода, невежда, недостаток, незабудка, не думал, недруг, не друг, а враг.

Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)

Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)

Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)

Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)

В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)

Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)

Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)

Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)

Отдохнём одну минутку, Как уютно в нашем классе,
Восстановим зоркость глаз. Нет печали, нет тревог.
Мы почувствуем всем телом, Продолжаем мы трудиться.
Как тепло согрело нас. Продолжается урок.

(Не)строгий преподаватель; (не)трудный, но запутанный вопрос; ни для кого (не) приятный; (не)приятный для меня; далеко (не)приятный; (не)добрый человек; очень (не)веселая история; отнюдь (не)правильное решение; (не)приятный, а противный запах; (не)приятный случай; (не)веселый взгляд, (не)строгий судья, (не)трудный, но запутанный вопрос, (не)добрый и (не)злой волшебник, (не)известный факт из жизни писателя, (не)широкая, но глубокая речка, (не)лепая, но (не)страшная ошибка, тропинка была (не)широка.

1 ряд. К данным существительным подобрать прилагательные, которые с НЕ пишутся слитно:

встреча (нерадостная, невеселая, неожиданная, нечаянная)

почерк (неразборчивый, некрасивый, небрежный, неаккуратный)

работа (нетрудная, небрежная, нелегкая, ненужная, недобросовестная)

2 ряд. К данным существительным подобрать прилагательные, которые с НЕ пишутся раздельно:

задача (нетрудная, а легкая; отнюдь не легкая)

рассказ (не интересный, а скучный; нисколько не занимательный)

погода (не солнечная, а пасмурная; совсем не жаркая)

3 ряд. Заменить прилагательные синонимами с НЕ:

рассеянный ученик (невнимательный)

молчаливый человек (неразговорчивый)

плохая погода (ненастная)

грубый мальчик (невоспитанный, невежественный)

Источник