Меню

правописание падежных окончаний имен существительных 5 класс упражнения



—>Коллеги — педагогический журнал Казахстана —>

Пряжка на туфл_ ,заблудиться в ущель_, прийти из бан_, задеть по случайност_, подойти к изгород_, плыть по речк_, исчезнуть в метел_, приблизиться к алле_
Играть на роял_. Жить на окраин-, Работать в сара_. Стоять в гаван_. Ждать на причал_. Смеяться от радост_. Запутаться в тюл_. Подниматься по лестниц_. Деревья в инё_. Радоваться оттепел_. Прийти в кител_. Вернуться из поездк_. Находиться в поко_ .

За стенами крепост_, увидеть на экскурси_, скрываться в подземель_, остановиться в гостиниц_, съезжать к пропаст_, в ожидан_ отъезда, находиться в безопасност_, бежать по тропинк_, вернуться из арми_, пребывать в весель_, не получать пищ_, сережки на топол_, жить в поместь_, позвонить Ксени_,
1. В травяном насто_. 2. Быть в уныни_. 3. Находиться в раздумь_. 4. Сушить на батаре_. 5. Идти по опушк_. 6. Спасаться от погон_. 7. При пограничном инцидент_. 8. Средство для мебел_- 9. Подойти к колыбел_. 10. Кататься на карусел_. 11. Поселок на взгорь_. 12. Выйти из организаци_, 13. Работать по инструкци_. 14. Присутствовать на лекци_. 15. Присоединиться к дискусси^. 16. В ветках магноли_.

Находиться Сделать
В немощ_ По оплошност_
В весель По ошибк
В надежд_ По привычк_
В изнеможени_ По вредност_
В бездействи_ По рассеянност_
В бездель_ По приезд_
В прохлад_ По дезинформаци_
В счасть_ По выздоровлени_
В напаст_
I. 1. С опушк_ рощ__. 2. На виолончел_ и на роял_. 3. На крыш_ пристройк_. 4. В тюл_ зана¬весу. 5. В изголовь_ постел_. б. По ложк_ нас- тойк_. 7. На ясен_ и осин_. 8. В рукоплеска- ни_ публик_. 9. С территори_ республик_. 10. Об увольнени_ из авиаци_.
II. 1. На лекци_ по техник_ безопасност_. 2. В сражени_ на пол_ бран_. 3. По информаци_ о зачистк_ местност_. 4. Среди поросл_ акади__ и сирен_. 5. О пребывани_ на дач_ у подруг__. 6. В спор_ о сил_ вол_. 7. По приближени_ к оград_ дач_. 8. В навар_ полын_ и валерьянк_.

Источник

Карточки для самостоятельной работы по теме «Буквы Е-И в безударных окончаниях имен существительных»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Карточки составлены по материалам «Сборника диктантов по русскому языку 5-9 классы» Г.А. Богдановой и «500 правмил и упражнений по русскому языку: 5 класс» Е.А. Нефедовой и О.В. Узоровой

Скачать:

Вложение Размер
bukvy_e-i_v_okonchaniyah_sushchestvitelnyh.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс Е-И в окончаниях существительных

№ 195. Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.

Без вишн…, для завист…, в артел…, на юнош…, о корыст…, о мозаик…, без черемух…, на аэробик…, о коршун…, без шал…, в старост…, в ткан…, к лип…, о малютк…, без тропинк…, о мартышк….

5 класс Е-И в окончаниях существительных

№ 197.Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.

К бабул…, о берег…, для богин…, о бог…, на яблон…, около маск…, о мебел…, без гречанк…, по почт…, вокруг почк…, на окошк…, для железк…, о чашк…, по иголк…, о танц…, без личинк…, к картин…, из овчарн…

5 класс Е-И в окончаниях существительных

№ 198. Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.

О талант…, без крупинк…, вокруг проруб…, в кроват. для дочк…, в абзац…, с гагарк…, к иволг…, на марк…, по клюкв…, о лест…, в посылк. о двойк…, в салфетк…, на верф….

5 класс Е-И в окончаниях существительных

№ 199. Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.

О математик…, на котеночк…, без живопис…, о лебед…, в печк…, без знат…, о мастер…, о джигит…, около черепах…, на клумб…, от груст…, в доклад…, на княз…, по рол…, в башн…, около верхушк…, к гаван…

5 класс Е-И в окончаниях существительных

№ 209. Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.

От Япони…, о прибыти…, об Евсе…, к лини…, на Вер…, о Викенти…, в отдалени…, вокруг Валери…, к Ксени…, от кавалери…, в гербари…, о Васили…, о величи…, до Вероник…, к экологи…, об Анатоли…, в Итали…, в Норвеги…, при волнени…

5 класс Е-И в окончаниях существительных

№ 210.Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.

При Александр…, без энерги…, на Юри…, о Лиди…, при сопротивлени…, по Кат…, о дыхани…, к хими…, у Таиси…, в молчани…, об Юли…, вопреки молни…, в Евгени…, о Георги…, при терпени…, на Дмитри…, по Молдави…, об открыти…, около Росси…, при санатори…, к Полин…

5 класс Е-И в окончаниях существительных

№ 211. Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.

Об обоняни…, о Клементи…, на лекци…, о внимани…, по Румыни…, для Финлянди…, при Андре…, на грави…, во Франци…, о происшестви…, на Константин…, по Чехи…, о возмещени…, к Мил…, по Якути…, на Домба…, при самоуправлени…, без Швейцари…

5 класс Е-И в окончаниях существительных

№ 212. Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.

О Зинови. из Шотланди…, к Эстони…, об унижени…, о Шанха…, без Зо…, об Онуфри…, о морфи…, о развлечени…, от Норвеги…, по географи…, на Варфоломе…, при Клавди…, об Артеми…, о поздравлени…, к Натали…, о возмущени…, при Григори…, к Лили…

5 класс Е-И в окончаниях существительных

№ 1. Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.

Купаться в проруб…; расти у речк…; побывать в цирк…; возле акаци…; яблоки на яблон…; на циферблат…; идти по тропинк… к речк…; на ветк… сирен…; быть на юбиле…, в здани…, в экспедици…, в Африк…, в долин…; деревья в ине…; об удивительном случа…; в мягкой хво….

5 класс Е-И в окончаниях существительных

№ 2. Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.

Оценки по истори…, географи…, математик…, ботаник…, геометри…; думать о Росси…, о родин…; на этой территори…; участвовать в демонстраци…, в соревновани…; вернуться из экспедици…; листья акаци…; рассуждать о произведени…; расти в оранжере.

5 класс Е-И в окончаниях существительных

№ 3. Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.

Расположить на площад…, на станци. на лини…, на линейк…; направиться к рощ…, к пристан…, к речк…; в путешестви… по Австрали…, по Африк…; писал в тетрад…, в тетрадк…; растет у дорог…; лечился в больниц…; служил в арми…; был на собрани…, в здании….

5 класс Е-И в окончаниях существительных

№ 4. Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.

Расстались на площад…; шли от площадк… к площад…; лежал в постел…, в постельк…; висит на ел…, на елк…, на топол…, на берез…, на нитк…, на нит…; раздаваться в тиш…, в тишин…; посвятить Мари…, Марь…; Наталь…, Натали…; Даш…, Дарь…; Ксени…, Ксюш….

5 класс Е-И в окончаниях существительных

№ 5. Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.

На дорог…, к избушк…, в Германи…, по истори…, в школ…, в Астрахан…, в Ярославл…; цветы яблон…; на черемух…, в купальн…, в типографи…, в сел…, в селени…; близ дорог…, от лили…; в арми…, к опушк…, в спектакл…, в театр…, по местност…, в лазур…; адресовано Мари… Андреевн…, в санатори…

5 класс Е-И в окончаниях существительных

№ 6. Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.

Свернуть с алле…; заботиться о здоровь…; о русском пейзаж…; расположить по вертикал. на лекци… в планетари…, побывать в Инди…, в Испани…, в Америк…, на север… Сибир…, в Якути…; сидел на кроват…, на кроватк…; катался на лошад…, на лошадк….

5 класс Е-И в окончаниях существительных

№ 7. Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.

По алле…, по отмел…, в здани…, из соломк…, в ине…, по лестниц…, об открыти…, в содержани…, в древност…, в решени…, от деревн… к деревн…, по Европ…, по Ази…, по Америк…; стоял в раздумь…, на взморь…, по совест…, к опасност…, в сияни…, к мудрост…, от верхушк…, до дорог…, подле палатк….

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведенный мною в 5 классе. Тема: «Закрепление правописания гласных в падежных окончаниях .

Тематический контроль знаний.

Актуализация знаний на закрепление правила «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» через разные виды деятельности. Активизация деятельности рецепторов, через чувственное познание окруж.

Конспект урока по правописанию безударных окончаний имен существительных.

Конспект урока по русскому языку на тему «Безударные падежные окончания существительных». Комбинированный с использованием программы Smart Notebook.

Урок — закрепление новой темыКарточки на правописание окончаний1 Сидит у печк… 2 Беспокоиться о матер.. 3Живет в деревн… 4 Полосы от гряз… 5 Сидит на ж.

Урок-путешествие в 6 классе коррекционной школы «Проверка безударных окончаний имен существительных в единственном числе» с презентацией.

Источник

Карточки по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

Данные задания можно использовать для организации индивидуальной проверочной работы по теме «Правописание безударных пажедных окончаний имен существительных»

Просмотр содержимого документа
«Карточки по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»»

Ф.И. уч-ся______________________ Дата:_____________________________

На длинной цепочк…, шёл по по улиц…, человек без книг…, сидит на опушк…, пели о дружб…, на одной ножк… , катался в лодк…, иду по узкой тропинк… , дорожка к беседк… . спал в берлог…, шишки у ёлочк…, ткань для юбк…, упал с крыш…, мечтал о поездк…, держал в теплиц…, прочитать о весн…, грядка для морковк…,трудился над рисунк…, играют на площадк…. спать в постельк…, живут в уль…., о компас…, на озер…, под дуб…, под солнц…, в мор…, на кружев…, о лес…, на рисунк…, в поселк…, на балкон…, в болот…, в журнал… ,за горизонт…, в мешк…, о лучик…, на топол…,в букет…, лет…, на полюс…, по шосс…, на асфальт…, в песк…, на облак…, на планет…, на урок…, в город…, у маленькой мыш…, сделано из нефт…, в глубокой древност… , поступил из жалост… , без насып. на куст сирен…, в мебел. писал в тетрад…, по област….

Ф.И. уч-ся______________________ Дата:_____________________________

Недалеко от рек…,.задумался над задач…, убирался в комнат…, по расчищенной дорожк…. держал в теплице…, приехал к бабушк…, шел от сторожк… по лесной опушк…., дошли до опушк….. леса, на школьной площадк…. вела из рощ…, на в…рхушк…. ели, на новогодней елка…, лежал в сумк…, мечтать о книге, дорогому дедушк…, шёл по обочин…, около беседки…, около стенк…,катался по дорожк…, живут в уль…., о компас…, на озер…, под дуб…, под солнц…, в мор…, на кружев…, о лес…, на рисунк…, в поселк…, на балкон…, в болот…, в журнал… ,за горизонт…, в мешк…, о лучик…, на топол…,в букет…, лет…, на полюс…, по шосс…, на асфальт…, в песк…, на облак…, на планет…, на урок…, в город…, был в в должност. нет метел…, сделано из ткан. сидел на ел. лежал в постел…, стремился к мудрост…, по незнакомой местност…, грядка для морков…

Ф.И. уч-ся______________________ Дата:_____________________________

Вставь пропущенное окончание, определив склонение и падеж

Источник

Урок-практикум «Правописание гласных Е–И в падежных окончаниях существительных». 5-й класс

Класс: 5

Ключевые слова: гласные Е-И в падежных окончаниях существительных

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (921,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • образовательная: закрепить навык написания гласных Е–И в падежных окончаниях существительных в единственном числе, продолжить совершенствовать навык определять окончания существительных на -ий, -ия, -ие в единственном числе;
  • развивающая: развивать познавательные интересы учащихся; продолжить развивать навык анализа языкового материала, обобщать, делать выводы;
  • воспитательная: продолжить формирование коммуникативных навыков и навыков словесного оценивания.

Методы работы: словесный, наглядный, практический, метод самостоятельной работы, метод контроля, взаимоконтроля и самоконтроля (обратная связь).

Тип урока: урок-практикум.

Формы организации учебной деятельности учащихся: общеклассная, фронтальная, дифференцированная, парная.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. учебник: русский язык. 5 класс. Ладыженская Т.А. и др. Программа: М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л.И.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010.

Время реализации урока: 45 минут.

Необходимое оборудование и материалы для урока — мультимедийный проектор и экран, сигнальные карточки, перфокарты.

План проведения урока (занятия):

Временная реализация

Формулировка темы через проблемную ситуацию, постановка целей урока.

Дифференцированное задание по группам.

Работа с сигнальными карточками.

Давайте отдохнем. Загадки.

Заключительное слово учителя.
Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие класса.

— Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня мы с вами приветствуем не только друг друга, но и наших гостей.

2. Эмоциональная разминка.

Я предлагаю девизом нашего урока сделать слова «Всё в наших руках». Ведь от нашей совместной работы зависит результат всего урока. (слайд ….)

3. Зарядка для успешности.

Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»

4. Формулировка темы, определение целей урока.

5. Создание проблемной ситуации.

В преддверии предстоящего праздника 8 Марта можно представить такую ситуацию: вы пришли домой и увидели на столе большой красивый пакет с запиской «Подарок бабушки», а может, «Подарок бабушке»?

Прокомментируйте смысл записки в зависимости от выбора гласной в окончании.

Какое же окончание нужно написать в слове бабушк. Что для этого нужно сделать? (Нужно определить склонение и падеж слова, вспомнить какое окончание пишется в данном случае. Если подарок кому бабушке — 1 склонение, дательный падеж, значит пишем букву Е; если подарок от кого бабушки — 1 склонение, родительный падеж, значит пишем букву И).

От выбора гласной в окончании существительного может измениться смысл высказывания. Значит, очень важно правильно выбрать гласную в падежных окончаниях существительных.

6. Формулировка темы урока.

Какой же будет тема нашего урока? О чем пойдет разговор?

Тема сегодняшнего урока «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» (записывают тему в тетрадь). (слайд)

— КАКОВА ЦЕЛЬ урока? Чему вы сегодня должны научиться? (Продолжить тренироваться в правописании безударных падежных окончаний имён существительных).

— А как вы думаете, а для чего нам необходимо продолжить работу над этой орфограммой?

— Что мы должны уметь. (На практике применять свои знания).

Учитель. Нам действительно сегодня нам предстоит обобщить и закрепить знания о склонении существительных и закрепить навык выбора гласных Е – И в окончаниях имён существительных в единственном числе. (слайд)

Итак, цель вы определили для себя сами, в конце урока проверим: достигли ли вы поставленных целей.

  • Отрабатывать навык правильного выбора гласной Е или И в падежных окончаниях существительных мы будем на разнообразном материале. В процессе работы с текстом, выполняя занимательные задания; работая в парах…… Вы узнаете интересное о лексическом значении слов и как состав слова помогает узнать лексическое значение слова.

III. Этап обобщения и систематизации знаний

Переходим к основному этапу работы.

  • Что нужно знать, чтобы определить, какая буква пишется в окончании имени существительного? (Склонение и падеж существительного).
  • Для чего нужно уметь определять склонение и падеж? (Чтобы правильно писать безударные окончания существительных.)
  • Какие особые группы существительных мы узнали? (Существительные на -ия, -ие, -ий).
  • В чём их особенность? (Окончание — И в предложном и дательном падежах).
  • Нам необходимо повторить правила выбора орфограммы в падежных окончаниях существительных единственного числа.

Вспомните алгоритм, т.е. последовательность действий для правильного выбора гласных Е или И в падежных окончаниях существительных.

В процессе ответов – слайды! Полный слайд

Алгоритм рассуждения по выбору гласной в окончании

А) поставить существительное в именительный падеж;

Б) определить склонение существительного;

В) поставить вопрос к существительному и определить падеж;

Г) вспомнить падежное окончание существительного.

— Хорошо ли вы помните, какие гласные пишутся в падежных окончаниях существительных разных склонений?

IV. Грамматическая задача

Для закрепления навыка рассуждения по выбору гласной в окончании существительного решим грамматическую задачу.

Объясните различие в написании окончаний существительных

  • Быть на площадкЕ и на площадИ;
  • нежиться в кроваткЕ и в кроватИ;
  • ошибка в тетрадкЕ и тетрадИ;
  • подойти к МарьЕ и к МариИ.

V. Комплексный анализ текста

Мы продолжаем формировать навык работы с текстом.

1. Выразительное ЧТЕНИЕ ТЕКСТА (учащийся)

2. Дополнительные задания

  • Озаглавьте текст.
  • Определите его основную мысль.
  • Определите тип речи текста.
  • Почему автор считает, что любопытство уродливо, а любознательность – достоинство?

(Чтобы ответить на этот вопрос, нужно различать значения слов любопытство и любознательность).

  • Как состав слов любопытство и любознательность помогает различить их смысл?
  • Какое из этих слов характеризует человека положительно. А какое отрицательно?

3. Чтение задания

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы. На партах перед учениками лежат листочки с этим текстом.
О любопытств… сорок знает каждый. Человек же с его интересом к познанию жизн… более склонен к любознательност…. Первое уродливо. Второе заст…вляет бит..ся мысль, уча(?)ствует в формировани… личност….

VI. Физкультминутка

V. «Ошибка, я тебя вижу!». Работа в парах

Исправить ошибки в тексте

— Где очки у тети Вале? У нее очки пропали! Ищет бедная старушка на подушке, на кадушке, в духовки, в кладовке, в старом лукошки, в миски у кошке. Искала и в беседке, спросила у соседки…, а они на самом деле у нее на лбу сидели!

Ученики читают только те, в которых есть ошибки.

Работа с ними поможет вам закрепить навык выбора гласной в падежных окончаниях существительных.

Туристы расположились в палаткЕ (1 скл; П.п) около берёзовой рощИ (1 скл; Р.п) .

Перед вами лежат карточки-задания. Работа с ними поможет вам закрепить навык выбора гласной в падежных окончаниях существительных.

(самопроверка)

поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок, кто допустил 1 ошибку.

Проверка (Слайд)

1) В строчках есть «лишнее» слово?
а) О дорог…, о стран…, около речк…, о ноч…
б) На почт…, на остановк…, на крыш…, около дорог…
в) В санатори…, о восстани…, о заведени…, на опушк…

Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже:

писать (к кому?) к… Наталья, Наталия, Юлия, Гриша, Григорий.

Работа с сигнальными карточками. Е или И?

  • На лошадк…
  • На лошад…
  • О волнени…
  • На берёз…
  • В сопротивлени…
  • По астрономи…
  • О развлечени…
  • Об ударени…

Источник

Читайте также:  какого рода существительное погоны
Этапы урока