Меню

Праздники какие бывают прилагательные



Каким бывает праздник:
(определения приводятся в именительном падеже)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова повольничать (глагол), повольничали:

Ассоциации к слову «праздник&raquo

Синонимы к слову «праздник&raquo

Предложения со словом «праздник&raquo

  • Здесь проводились большие праздники дни зимнего и летнего солнцестояния, когда светило-победитель начинало подниматься к зениту или, достигнув самой высокой точки на небе, останавливалось, чтобы созерцать свои владения.

Цитаты из русской классики со словом «праздник»

  • Воскресные и праздничные дни тоже вносили некоторое разнообразие в жизнь нашей семьи. В эти дни матушка с сестрой выезжали к обедне, а накануне больших праздников и ко всенощной, и непременно в одну из модных московских церквей.

Значение слова «праздник&raquo

ПРА́ЗДНИК , -а, м. 1. День торжества в честь или в память какого-л. выдающегося события. Революционные праздники. Праздник Октября. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «праздник&raquo

ПРА́ЗДНИК , -а, м. 1. День торжества в честь или в память какого-л. выдающегося события. Революционные праздники. Праздник Октября.

Предложения со словом «праздник&raquo

Здесь проводились большие праздники дни зимнего и летнего солнцестояния, когда светило-победитель начинало подниматься к зениту или, достигнув самой высокой точки на небе, останавливалось, чтобы созерцать свои владения.

Город отмечал новогодние праздники, а я пыталась достучаться до людей, до врачей.

Сам знаешь, из них песок сыплется, а они заводят себе молоденьких любовниц, веселятся, устраивают праздник жизни.

Источник

Словарь эпитетов

Бесподобный, большой, великий, великолепный, веселый, вечный, волнующий, восхитительный, всемирный, всенародный, всеобщий, выдающийся, высокий, высокоторжественный (устар.), грандиозный, грустный, знаменательный, изумительный, исключительный, мрачный, народный, нарядный, настоящий, небывалый, невиданный, неслыханный, общенародный, общий, печальный, победный, помпезный, прекрасный, пышный, радостный, разгульный, светлый, священный, скромный, солнечный, сплошной, тихий, торжественный, унылый, чужой, шумный, яркий. Молодой, широкий, эфемерный. Государственный, двунадесятый, деревенский, детский, домашний, ежегодный, заводской, иллюминированный, институтский, колхозный, международный, музыкальный, национальный, новогодний, октябрьский, пасхальный, первомайский, полковой, престольный, приходской, рабочий, революционный, религиозный, рождественский, семейный, спортивный, традиционный, храмовый, христианский, церковный, цеховой, школьный, юбилейный, языческий и т. п.

Смотреть значение Праздник в других словарях

Праздник М. — 1. День или дни торжества, установленные в честь или в память какого-л. события (исторического, гражданского или религиозного). 2. Официально установленный общий день.
Толковый словарь Ефремовой

Праздник — (зн), праздника, м. 1. В религиозном обиходе — день (или несколько дней дряд), посвященный памяти какого-н. религиозного (исторического или легендарного) события или так.
Толковый словарь Ушакова

Праздник — -а; м.
1. День (дни) торжества, связанного с выдающимся событием, обычаем или общественным деятелем (писателем, учёным, композитором, святым и т.п.). Революционные, церковные.
Толковый словарь Кузнецова

Праздник — Это существительное заимствовано из старославянского, где образовано суффиксальным способом от праздьнъ – «праздный», то есть «свободный от работы».
Этимологический словарь Крылова

Праздник Победы — День Победы, праздник, отмечается ежегодно 9 мая.Установлен в ознаменование победы над фашистской Германией в ВеликойОтечественной войне 1941-45.
Большой энциклопедический словарь

Женский Праздник — в русской народной традиции приурочивался ко Дню жен-мироносиц — второму воскресенью после Пасхи. В сер. и в к. XIX в. о нем сообщали из разных регионов России (Курская.
Исторический словарь

Медвежий Праздник — обряды, связанные с охотой на медведя и поеданием его мяса, у народов лесной зоны Азии и Северной Америки. На Дальнем Востоке для МЕДВЕЖЬИХ ПРАЗДНИКОВ специально выкармливали.
Исторический словарь

Обновления Праздник — (Ин 10.22)-праздник, установленный Иудой Макковеем в 164 г. до РХ в честь освобождения и очищения храма от идольского служения, осущест­влявшегося в нем в течение трех лет.
Исторический словарь

Гамбахский Праздник — ( Hambacher Fest) — политич. демонстрация 27 мая 1832 в д. Тамбах (Хамбах) в баварском округе Пфальца, близ Нёйштадта, подготовленная герм. республиканцами (Виртом, Зибенпфейфером.
Советская историческая энциклопедия

Праздник Кущей — -один из трех главных ежегодных праздников евреев (Вт 16.16), который праздновался в течение восьми дней в седьмом месяце Афаним с 15 дня до 22 дня в воспоминание того, что.
Исторический словарь

Праздник Начатков Жатвы Пшеницы — (Исх 34.22)-в оригинале: «при созревании жатвы пшеницы». (См. Пятидесятница)
Исторический словарь

Праздник Опресноков — (Исх 23.15; 34.18; Лев 23,6; Вт 16.16; 2Пар 30.21; 35.17; Езд 6.22)-семидневный праздник, соединенный с Пасхой и называемый также «опресноки» (Лев 12.15-18). В 15й и 21й день месяца Авив собирались.
Исторический словарь

Праздник Победы — — День Победы, всенародный праздник а России и странах СНГ, ежегодно отмечается 9 мая. Установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 г. в ознаменование.
Исторический словарь

Праздник Седмиц — — евр. Шавуот. (Исх. 34:22), названный также «праздником жатвы» (Исх. 23:16), и «днем первых плодов» (Чис. 28:26), праздновался через семь недель после начала жатвы (Втор. 16: 9 и дал.).
Исторический словарь

Праздник Труб — (Лев 23.24)-особенно торжественно отмечаемое седьмое новомесячие. Хотя и в каждое новомесячие полагалось трубить трубами (Чис 10.10), в первый день месяца Афаним кроме того.
Исторический словарь

Труб Праздник — (Лев 23.24)-см. праздник труб.
Исторический словарь

Праздник — в архаичной мифопоэтической и религиозной традиции временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную причастность к.
Энциклопедия мифологии

Праздник — — противопоставленный будням (повседневности) отрезок времени, характеризующийся радостью и торжеством, выделенный в потоке времени в память, или в честь кого или чего-либо.
Философский словарь

ПРАЗДНИК — ПРАЗДНИК, -а, м. 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-че-го-н. Первомай — п. весны. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события.
Толковый словарь Ожегова

Источник

ПРАЗДНИК

ПРАЗДНИК. Бесподобный, большой, великий, великолепный, веселый, вечный, волнующий, восхитительный, всемирный, всенародный, всеобщий, выдающийся, высокий, высокоторжественный (устар.), грандиозный, грустный, знаменательный, изумительный, исключительный, мрачный, народный, нарядный, настоящий, небывалый, невиданный, неслыханный, общенародный, общий, печальный, победный, помпезный, прекрасный, пышный, радостный, разгульный, светлый, священный, скромный, солнечный, сплошной, тихий, торжественный, унылый, чужой, шумный, яркий. Молодой, широкий, эфемерный. Государственный, двунадесятый, деревенский, детский, домашний, ежегодный, заводской, иллюминированный, институтский, колхозный, международный, музыкальный, национальный, новогодний, октябрьский, пасхальный, первомайский, полковой, престольный, приходской, рабочий, революционный, религиозный, рождественский, семейный, спортивный, традиционный, храмовый, христианский, церковный, цеховой, школьный, юбилейный, языческий и т. п.

Смотреть больше слов в « Словаре эпитетов »

Смотреть что такое ПРАЗДНИК в других словарях:

ПРАЗДНИК

является одной из важных форм общественной жизни; он связан с кризисными, переломными моментами в жизни природы, общества и человека. Функции с. смотреть

ПРАЗДНИК

ПРАЗДНИК противопоставленный будням (повседневности) отрезок времени, характеризующийся радостью и торжеством, выделенный в потоке времени в. смотреть

ПРАЗДНИК

ПРАЗДНИКв архаичной мифопоэтической и религиозной традиции временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальн. смотреть

Читайте также:  Не с прилагательными пишется раздельно примеры предложений

ПРАЗДНИК

ПРАЗДНИК — противопоставленный будням (повседневности) отрезок времени, характеризующийся радостью и торжеством, выделенный в потоке времени в память, или в честь кого или чего-либо, обладающий сущностной связью со сферой сакрального, отмечаемый в культурной или религ. традиции как институционализированное действо, к-рое обеспечивает его участникам макс. причастность к этой сфере. П. обычно противопостоит не просто будням, но нек-рым «неудачным» отрезкам времени. Цель П. — не только достижение опр. оптимального душевного состояния участвующих в нем людей, но и восстановление опр. среднего уровня этого состояния, сниженного разл. ситуациями, к-рые квалифицируются как отрицательные. Противопоставление П. повседневности довольно точно повторяет противопоставление сакрального профан-ному; характернейшей чертой всякого П. является именно его связь со сферой сакрального. Существование светских П. возможно только в период кризиса веры, и в качестве прообраза такие П. все же всегда имеют соотнесение с сакральной сферой. В любом случае в основе П. лежит некий прецедент, к-рый может подвергаться или не подвергаться сакрализации. Поэтому всякий П. так или иначе соотнесен со временем и, более того, участвует в конституировании самого феномена времени. П. играет важную роль и в конституировании совместного пространства, поскольку пространство культуры, как и ее время, не дано, а создается усилиями особого рода.
Характерная черта П. — его незанятость, «пустота» в смысле отсутствия дел (в рус. и ряде др. языков это выражено особенно отчетливо; ср.: «не-деля», «П.» как нечто «порожнее»). Вместе с тем, эти незанятость и пустота осмысляются как разрывы в течении времени, и в П. времени просто нет, поскольку оно и создается П. Точно так же в П. творится пространство. Такое единое для данной общности пространство-время, однажды созданное, подвержено закону культурной энтропии и требует возобновления создавших его усилий. Этим объясняется значение прецедента для формирования подлинного П. Поэтому П. не может быть создан искусственно. П. всегда повторяет преодоление нек-рой опасности, он всегда сопряжен с риском, с опасением, что повторно овладеть экстремальной ситуацией не удастся.
Без этого осн. переживания содержание П. выхолащивается, и он превращается в обряд, условность по поводу к-рой можно рефлектировать и иронизировать. С др. стороны, отмена того или иного П. всегда сопряжена с опр. условиями. В языч. культурах ни один П. не может быть произвольно отменен по той простой причине, что язычники подвержены страху перед многими богами, с каждым из к-рых связан хотя бы один П. И действительно, ни один языч. праздник не был отменен просто потому, что не мог быть отменен. Это стало возможным лишь тогда, когда на смену страху перед богами пришел страх Божий, а языч. времена и пространства превратились в pax Christi.
Для совр. сознания наиболее характерно отождествление П. с «досугом» или «свободным временем». Разумеется, эти понятия имеют между собой нечто общее, но между ними не меньше и различий. Хотя П. и не занят повседневными делами, он отнюдь не сводится к свободному времени в качестве времени, принадлежащего человеку. Свободным временем человек может распорядиться по своему усмотрению, со временем П. так поступить нельзя. Досуг представляет собой некую добавку к повседневности, он, вообще говоря, является излишеством и даже может быть устранен с не слишком значит, потерями для будней. В сущности, свободное время дает возможность расслабиться и заняться такими делами, делать к-рые нет необходимости, но к-рые доставляют опр. удовольствие. Будучи восприняты слишком серьезно, занятия досуга утрачивают свою прелесть и способность вызывать расслабление. Суть досуга и состоит в удалении от центра существования в качестве центра экзистенциального напряжения личности. Удаленность от этого центра делает досуг «эксцентричным», произвольной игрой, и именно игра является тем, что обще свободному времени и П.
П,, хотя его сердцевину также образует игра, не «эксцентричен», он непосредственно соотнесен с центром существования. Досуг разъединяет, а П., напротив, со
единяет, исцеляет, т.е. делает «целой» раздираемую конфликтами человеч. общность. Именно поэтому П. соотнесен со сферой сакрального, тогда как досуг может быть только светским. П. — это примирение противоположностей, и поэтому он создает хронотоп свободы, в границах к-рого люди освобождаются от принадлежности к одной из односторонних обществ, тенденций. П. позволяет посмотреть на противоположности как на нечто внешнее, и хронотоп, раздробленный столкновением полов, возрастов, личных интересов, языков, рас, богатства и бедности и т.д. исцеляется, т.е. становится единым. В жерновах П. перемалывается все социокультурные различия и противоположности. Поэтому именно П. создает и поддерживает общность. Если даже его целью провозглашается досуг как «праздность», то это всегда совместная праздность.
Гл. задача любого П. — создание и поддержание нек-рого совместного ритма. Благодаря П. люди способны выйти из-под власти слепых стихий и бессознат. природных ритмов. Всякий ритм порождает противоположности, но, с другой стороны, примирение противоположностей возможно также только благодаря ритму, к-рый лишает их самостоятельности и превращает в моменты нек-рого целого. Ритм и П. в качестве узловых моментов времени образуют основу календаря. Если досуг — нек-рое необязат. добавление к будням, то П. — основа существования культуры вообще и, прежде всего, самой повседневности. Календарные ритмы бросают вызов природным ритмам, хотя и могут использовать их в качестве основы. Такое использование всегда означает переосмысление и наполнение новым содержанием. Скажем, в 365 днях календарного года, с которыми соотнесен церковный год, «спрессовано» все время от сотворения мира до его конца.
Поэтому речь должна идти не о П. вообще, а о системе П. Прежде всего, выделяют нек-рый гл. П., к-рому присуща наибольшая сакральная сила, а затем П., соотнесенные с различ. временными циклами, минимальными из к-рых являются сутки. При этом именно гл. П. рассматривается в качестве критического, и именно он понимается как овладение катастрофич. ситуацией. Поэтому гл. П. обычно предшествуют дни печали, траура, поста, дополнит, испытаний. Собственно П. моделирует новое творение, новый хронотоп. «Перемена знаков» во время П., превращения «верха» — в «низ», раба — в господина и т.д. символизируют собой усиление власти хаоса, предшествующее новому творению, и сопряжены с крайним нервным напряжением, находящим разрядку в собственно П. Такая карнавализация довершает дело хаоса и позволяет понять новое творение как чудо. Но чудо всегда сопряжено с отказом и запретом. Эти отказ и запрет не только предшествуют всякому П., но и являются условием его возможности. Описанный тип П. — прообраз всякого перехода к «новому году» в качестве исходной точки нового временного цикла. Это — «день всех дней» в том смысле, что каждый момент созданного т.о. циклич. времени получает свой смысл только благодаря соотнесению с «нулевым» моментом. Совершенно иной смысл приобретает празднование субботы в др.-евр. культуре, что привело к новому пониманию семидневной недели, дни к-рой, в конечном счете, освободились от связи с языч. богами. Но смысл субботы, как П. вообще — также в новом творении. В христианстве седьмым днем недели становится воскресенье, а сам семидневный цикл вписывается в финалистски понимаемое линейное время.
Т.о., в отличие от досуга, П. не является необязат. добавкой к повседневности, а необходимым условием самой возможности этой повседневности. Поэтому П. предшествует будням, а не наоборот. Если же учитывать органич. связь П. с игрой, то можно сказать, что П. — это такая игра, к-рая предшествует и определяет ее. Утрата этого смысла П. идет рука об руку с распадом или разрыхлением межчеловеч. связей и заменой П. произвольно установленными торжествами. Внутренне присущая тоталитарным режимам тенденция к установлению собственных П., гл. особенностью к-рых является вытеснение прежних, в первую очередь, христ. П., выявляет реальную конститутивную роль последних даже в секулярных об-вах. Формирование планетарного единства человечества ставит перед необходимостью новых подходов к созданию совместного хронотопа, к-рый не может обойтись без переосмысления соответствующих механизмов, созданных и отшлифованных в такой существенной институции культуры, как П.
Лит.: Календарные обычаи и обряды в странах зарубеж. Европы: XIX — начало XX века: Зимние праздники. М., 1973; То же: Конец XIX — начало XX века: Весенние праздники. М., 1978; То же: Летне-осенние праздники. М., 1978; Гуревич А.Я. Категории ср.-век. культуры. М., 1984; Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1986; Элиаде М. Космос и история. М., 1987. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура ср.-вековья и Ренессанса. М., 1990; RosenstockHuessy E. The Rhytm of Pease of Our «Today» // Rosenstock-Huessy E. The Christian Future, Or Modern Outrun. N.Y., 1966; Idem. Soziologie I: Die Ubermacht der Raume. Stutt. 1956; Caseneuve J. Les rites et la condition humaine. P., 1958.
А. И. Пигалев

Читайте также:  План урока 6 класс русский язык правописание имен прилагательных

ПРАЗДНИК

пра́здник сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? пра́здника, чему? пра́зднику, (вижу) что? пра́здник, чем? пра́здником, о чём? о пра́зднике; . смотреть

ПРАЗДНИК

-а, м. 1.День торжества в честь или в память какого-л. выдающегося события.Революционные праздники. Праздник Октября. □ Самолеты в небо поднимая, Подн. смотреть

ПРАЗДНИК

праздник Табель, праздничный (табельный, неприсутственный, царский) день; торжество, триумф. Праздник большой, церковный, престольный. Табель высокоторжественных и викториальных дней. .. Прот. будень. См. день править праздник, справлять праздник. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. праздник табель (высокоторжественных и викториальных дней), праздничный (табельный, неприсутственный, царский) день; торжество, триумф; празднество, празднование; хлебный спас, яблочный спас, вознесение господне, сабантуй, пятидесятница, той, радость, мирадж, праздничек, успение богородицы, паганалий, потлач, панафинеи, цереалий, лиго, матроналия, маулид, зул хурал, пожинки, луперкалии, байрам, крещение, обжинки, новый год, купала, карнавал, цам, воздвижение креста господня, гулянье, вербное воскресенье, рождество богородицы, крещение господне, введение во храм богородицы, духов день, именины, вход господень в иерусалим, рождество христово, масленица, эйфория, шабат, воздвижение, веселье, крестины, гала, преображение, троица, сретение, праздничное настроение, пасха, пир, елка, медовый спас, вечер, уик-энд, радуница, юбилей, шабаш, успение, воскресение, фиеста, ликование, покров, воскресенье, курбан-байрам, спас, благовещение, русалии, гуляние, рождество, ураза-байрам, парад, иван-купала. Ant. будни, будень Словарь русских синонимов. праздник 1. празднование, празднество, торжество; гулянка (разг.); сабантуй (разг. шутл.) / на открытом воздухе: гулянье 2. см. радость 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. праздник сущ. • празднество • торжество • празднование Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. праздник сущ., кол-во синонимов: 133 • агриония (2) • ада (2) • аид-сагир (1) • анакалиптерия (1) • андронитиды (1) • антипасха (2) • апатурии (1) • ашура (1) • байрам (1) • благовещение (3) • бонг (1) • братчина (6) • вакуналии (1) • валентинов день (1) • введение во храм богородицы (1) • вербное воскресенье (3) • веселье (28) • вечер (24) • воздвижение (9) • воздвижение креста господня (2) • вознесение господне (1) • воскресение (9) • вход господень в иерусалим (2) • гала (5) • гибристика (1) • гимнопедия (2) • гуляние (19) • гулянье (13) • дайше (1) • джиин (1) • днюха (6) • дожинки (3) • дуналма (1) • духов день (1) • елка (9) • зул хурал (1) • иван-купала (1) • иванов день (4) • именины (3) • иом-кипур (2) • йом киппур (1) • каргатуй (1) • карнавал (5) • касым (1) • кермес (4) • коляда (9) • комоедица (2) • крестины (5) • крещение (13) • крещение господне (2) • купала (5) • курбан-байрам (1) • лиго (2) • ликование (8) • луперкалии (1) • масленица (14) • матроналия (1) • маулид (2) • мацури (1) • медовый спас (1) • мирадж (1) • молян (1) • навруз (1) • новогодье (2) • новый год (7) • обжинки (1) • паганалий (1) • панафинеи (1) • парад (16) • пасха (7) • первомай (2) • песах (2) • петров день (2) • пир (47) • пожинки (1) • покров (46) • понгол (1) • потлач (1) • празднество (29) • праздничек (1) • праздничное настроение (5) • празднование (14) • преображение (19) • преполовение (3) • профпраздник (1) • пурим (1) • пятидесятница (3) • радость (32) • радуница (6) • рождество (5) • рождество богородицы (1) • рождество христово (2) • ртвели (1) • русалии (1) • сабантуй (12) • свистопляска (16) • святки (2) • семик (1) • слава (36) • словущее воскресенье (1) • сонгкран (1) • спас (9) • спожинки (2) • сретение (2) • суккот (1) • сэцубун (2) • тализия (2) • таусень (3) • той (4) • торжество (25) • троица (9) • туй (3) • уик-энд (3) • ураза-байрам (1) • успение (3) • успение богородицы (1) • феррагосто (1) • фестиваль (23) • фиеста (1) • хелидония (1) • хлебный спас (1) • холи (1) • цам (2) • цереалии (1) • цереалий (1) • циту (1) • шабат (2) • шабаш (48) • эйфория (16) • эквирия (1) • юбилей (19) • юль (1) • яблочный спас (2) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: агриония, ада, аид-сагир, анакалиптерия, андронитиды, апатурии, ашура, байрам, благовещение, бонг, братчина, вакуналии, валентинов день, введение во храм богородицы, вербное воскресенье, веселье, вечер, воздвижение, воздвижение креста господня, вознесение господне, воскресение, воскресенье, вход господень в иерусалим, гала, гибристика, гуляние, гулянье, дайше, джиин, дожинки, дуналма, духов день, елка, зул хурал, иван-купала, иванов день, именины, йом киппур, каргатуй, карнавал, касым, кермес, коляда, комоедица, крестины, крещение, крещение господне, купала, курбан-байрам, лиго, ликование, луперкалии, масленица, матроналия, маулид, медовый спас, мирадж, молян, навруз, новый год, обжинки, паганалий, панафинеи, парад, пасха, первомай, песах, пир, пожинки, покров, понгол, потлач, празднество, праздничек, праздничное настроение, празднование, преображение, профпраздник, пурим, пятидесятница, радость, радуница, рождество, рождество богородицы, рождество христово, ртвели, русалии, сабантуй, святки, семик, слава, словущее воскресенье, сонгкран, спас, сретение, суккот, сэцубун, тализия, таусень, той, торжество, троица, туй, уик-энд, ураза-байрам, успение, успение богородицы, феррагосто, фиеста, хелидония, хлебный спас, холи, цам, цереалии, цереалий, циту, шабат, шабаш, эйфория, эквирия, юбилей, юль, яблочный спас Антонимы: будни. смотреть

Читайте также:  Правописание удвоенной буквы н в прилагательных

ПРАЗДНИК

У Бога всегда праздник. У Бога, что день, то и праздник.Кто с ангелами ликует, тому завес праздник.Примечай будни, а праздники сами придут.У него празд. смотреть

ПРАЗДНИК

— в традиционной мифопоэтической и религиозной культуре временная мера, которая противостоит будням. Праздничное время имеет непосредственную связь со сферой сакрального (священного). Люди, которые становятся участниками праздника, разным образом воплощают в себе эту сакральность. Как правило, праздники ритуализированы, представляют собой важнейший акт социальной жизни, который создает тело, ткань культуры. Праздник в строгом смысле противостоит «недоле» — несчетным дням. Чередование доли-недоли, счастьянесчастья, жизни-смерти выступает одним из мощных источников жизни в традиционном, ритуализирован-ном культурном пространстве. Так, многие праздники связаны с социальными технологиями магическая подготовка к охоте, войне, семейной жизни. Часто праздники связаны с отношением к Богу: торжественные службы в церкви, обеты, молитвы, аскетизм, ритуалы посвящения и т. д. Назначение праздника можно видеть в создании системы по преодолению жизненных трудностей и лишений, формирования нсихо- физической гармонии в тех условиях, которые далеки от нее. Так, праздник Пасхи в христианстве в определенном смысле заключается в том, что все верующие, вместе с Христом, испытывают чувство смерти и воскресения, испытывают близость к Богу и его страданиям, очищаются и восстанавливаются с ним. В строгом смысле праздник всегда имеет сакральное ядро. Этим традиционная форма организации культуры отличается от актуально-атеистической, где праздники носят социально-гражданский или политический характер. Связь с сакральностыо создает систему праздников, среди которых есть центральные и периферийные, второстепенные. Центральный праздник связывается с переломным моментом в жизни данной культуры. Например, в настоящее время центральным праздником можно считать Новый год, который в западной культуре совпадает с Рождеством Христовым. В свое время Новый год праздновался в Европе в первый день Пасхи. В этом празднике концентрируются все сакральные элементы культуры. Зачастую, они повторяются в других праздниках как моменты. Эта структура связана с главными божествами и их атрибутами, в которых центральный процесс воспроизводится и развивается. Эмоциональность создается победой хаоса в кульминационном начале праздника. Жизнь закапчивается все рушится, умирает Бог, люди испытывают печаль, траур, голод (как правило, празднику предшествует воздержание, иост) и неудовлетворенное желание. Возрастает количество запретов, наиболее активные участники подвергают себя испытаниям и самоистязанию. Культура может возродиться благодаря чуду. Чудо и происходит в праздник, который совпадает в этом отношении с актом первоначального творения, с боговоплощением. Самый эмоционально насыщенный праздник сопровождается жертвоприношениями, когда хаос осуществляется непосредственно в такой зримой форме. В культовом воскресении мира участвуют все участники события. Хаос приводит к нарушению веех социальных связей: богатые становятся бедными, власть имущие посмешищем, сформируется перевернутая культура, «антимир», в котором растворяется человеческая неудовлетворенность, вызванная культурными ограничениями. Апогей хаоса требует раздрядки столь же сильной, как разрушение культуры. Разрядка достигается вовлечением всех участников в творение культуры, в создание ее связей и механизмов. В первобытном обществе праздники отличались высокой степенью непосредственности, продолжительностью, всеобщностью. Так, Ф. Доннар описывает ритуальные действия, близкие к убийству, в которых кровь отождествляется с сакральностью. В наше время праздники « окультурились», Но потеряли остроту. смотреть

ПРАЗДНИК

— форма эстетической и худож. деятельности, включенная непосредственно в ткань социокультурной реальности. Возникает в силу действия мн. факторов, но в целом обусловлена динамикой социального бытия, вытекает из его ритма, в к-ром отдельные периоды (фазы) жизни осознаются и переживаются людьми особым образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, требуют участия в праздновании. П. имеет множество граней и смыслов. Его можно рассматривать и оценивать с разных т. зр., что и делают социология, этнография, культурология и др. дисциплины, вычленяя в толковании П. свой аспект. Эстетика утверждает более широкий и универсальный взгляд на П. как на род эстетического творчества, непосредственно вплетенный в саму жизнедеятельность человека как общественного существа. Она видит в нем важную «первичную и неуничтожимую категорию» (Бахтин) эстетической культуры, то звено, к-рое во взаимодействии с высокими формами этой культуры (изящными искусствами) обеспечивает ей нормальное развитие и системное единство. Эстетическое содержание изначально и всегда присуще П. Оно заключено в самом феномене празднования, т. е. в характерной и специфичной именно для П. жизнедеятельности, к-рая всегда: 1) коллективна и возникает там, где уже имеются духовные связи между людьми, ею еще более укрепляемые; 2) так или иначе организована и предстает в виде обряда, ритуала, игры, состязания или какого-то более сложного церемониала; 3) развертывается в свободное от работы время, являющееся, по выражению К. Маркса, «пространством» для развития творческих способностей человека; 4) требует особого, ценностно значимого и красочно оформляемого места; 5) связана с идеальными устремлениями, с социальными чаяниями людей, их надеждами на лучшую и счастливую жизнь, каковые и стремится сделать, пусть кратковременной и даже эфемерной, но реальностью; 6) сопряжена с целым комплексом жизненных, культурных и эстетических реалий, не имеющих места вне П. (особые обычаи, традиции, поступки, вещи, знаки, символы, нормы общения, словесные формулы и жесты, насмешки, шутки, забавы, костюмы, трапезы, дарение и др.). Будучи средоточием такой жизнедеятельности, П. эстетически организует и переоформляет время индивидуальной и коллективно-групповой жизни. Соизмеряя ее с ритмом социально-исторической жизни и с ритмом природы (космоса), он вносит в нее элементы полноты, целостности, гармонии и красоты. П., а по сути сама жизнь, эстетически преображенная, проявляющаяся во всем блеске и переизбытке сил, выступает в свою очередь мощным импульсом для развития худож. творчества. Непосредственно из лона П. родились нек-рые виды искусства (театр, танец и др.). С П. на протяжении тысячелетий были связаны: архитектура и декоративное иск-во; словесное иск-во — поэзия, драма, комедия; музыка и танец, песня и хороводы; пластическое иск-во — живопись, графика, скульптура и др. Постоянно контактируя и взаимодействуя с иск-вом, обогащая его и от него обогащаясь сам, П., однако, не претендует на отождествление себя с «высоким художеством» даже тогда, когда, казалось бы, строится на основе одних лишь иск-в и их синтезировании — в случае, напр., нек-рых совр. театрализованных представлений. Неоправданно рассматривать этот тип П. в качестве нового синтетического вида иск-ва. Будучи непосредственно вплетенным в саму жизнь, П. ее не отражает и не познает, а эстетически преображает сообразно той концепции идеального мира, с какой в данный момент связан. смотреть

ПРАЗДНИК

праздник веселый (Бальмонт); радостный (Фруг); светлый (Бальмонт, Фруг); шумный (Фруг, Языков) Эпитеты литературной русской речи. — М: Поставщик двора. смотреть

Источник