Урок русского языка во 2-м классе «Предлог – служебная часть речи»
Класс: 2
Ключевые слова: русский язык
Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.
Задачи урока:
- Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
- Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
- Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: мультимедийные слайды; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся;
Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи.
Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения.
Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.
Тип урока: урок получения новых знаний.
План урока
- Словарная работа.
- Постановка учебной цели урока (проблемный вопрос).
- Поэтапное изучение нового материала.
- Первичное закрепление. Отработка навыков применения теоретических знаний на практике.
- Вторичное закрепление. Самостоятельное выполнение практических заданий (работа по группам).
- Проверка и оценивание самостоятельной работы.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
I. Организационный момент
Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.
II. Актуализация знаний учащихся
Записать число и класс работа, дежурные комментируют
1) Минутка чистописания. Пп
(3 ученика работают по разноуровневым карточкам)
1 ученик разбор по составу — подружка, забежала, красивый
1 ученик – придумать предложение, записать и найти гл члены
2) Орф. минутка ( 2 ученика за доской) остальные самостоятельно.
Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая. Слайд 1.
Проверка — дети у доски комментируют орфограммы, а остальные хлопками проверяют
Разделить слова на группы.
Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?
Сколько будет групп? Какие? Слайд 2.
Запишите слова в три группы самостоятельно:
- 1 ряд – имена существительные,
- 2 ряд – имена прилагательные,
- 3 ряд – глаголы.
(Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде). Слайд 3.
- Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
- Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
- Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
- Покажите сигналами, кто выполнил это задание без ошибок.
- Какое слово оказалось лишнее? Почему? Слайд 4.
- Кто знает, как можно назвать слово под?
Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?
Но мы не говорили о них подробно.
Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
III. Работа над новым материалом
1. Объявление темы урока и постановка целей.
Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема урока: “Общее понятие о предлоге”.
2. Выполнение задания. Слайд 5.
Отвечая на вопросы, вы использовали слова: на, под, за, к. Как они называются?
Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других. Слайд 6.
Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?
Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются. Слайд 7.
А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.
3. Работа по группам.
- 1 гр. Кружатся снежинки ….. холодном воздухе.
- 2 гр.Катаются дети ….. коньках …. льду.
- 3 гр.Дети весело играют. Слайд 8.
Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?
Цель: Вставьте предлоги, обозначьте в предложениях части речи.
Ученики записывают на листах. (2 мин) Затем 1 ученик комментирует ответ.
Установилась ли связь слов в предложениях?
Какую роль предлоги выполняют в русском языке?
Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи. Слайд 9.
Перед какими частями речи стоят предлоги?
Перед какой частью речи предлогов нет?
Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются. Слайд 10.
(Схемы употребления предлогов с другими частями речи).
Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.
Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно. Слайд 11.
Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами, нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например: за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево. Слайд 12.
Работа по учебнику с. 220.
4. Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.
Упр 562. Списать и подумать какие предлоги надо вставить (1 ученик у доски с комментированием)
5. Составление алгоритма темы урока. Слайд 14.
1). Предлог – служебная часть речи.
2). Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.
3). Предлоги служат для связи слов в предложении.
4). Перед глаголами предлоги не употребляются.
5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
6). Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
Работа в парах с. 221 упр. 563.Преобразовать текст, составить и записать предложения, подчеркнуть глаголы (самостоятельно) 1 ученик за доской.
IV. Итог урока
Обобщение знаний о предлоге.
Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.
Что вы ему расскажите об уроке русского языка?
Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи – предлог. Слайд 21, 24.
Тест-опрос
У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.
1.Выбери верное утверждение.
А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.
2.Перед какой частью речи не бывает предлогов?
А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.
3.Как пишутся слова:
(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
А. Раздельно.
Б. Слитно.
4.Укажите номера, в которых допущена ошибка.
А. по танцевал
Б. за школой
В. на писать
5.В каких предложениях есть предлоги?
А. У берлоги вырос холмик желтой глины.
Б. Летят на землю белые хлопья снега.
В. Потускнела зелень елок.
Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно? Слайд 22.
Источник
Как разобраться в правописании русских предлогов?
Уметь грамотно и правильно изъясняться на родном языке – это очень хорошо. И всегда приятно слышать поставленную речь с употреблением чётко подобранных разнообразных слов. Но порой бывает так смешно и даже обидно, когда читаешь чью-то писанину (иначе и не назвать), в которой, как говорится, ошибка на ошибке. И в большинстве случаев эти ошибки связаны именно с предлогами. Не зря русский язык называют одним из самых сложных языков в мире.
Поэтому мы и приняли решение разобраться в правописании русских предлогов – из этой статьи вы узнаете всё самое необходимое, чтобы не совершать ошибок и быть грамотным не только на словах, но и на письме.
Для удобства мы чётко структурировали информацию и разбили её на блоки, так что, не судите строго за возможное отсутствие художественности в статье.
Что такое предлог?
Предлогом называется служебная часть речи, выражающая зависимость существительных, местоимений и числительных от других слов в огромном количестве предложений и словосочетаний.
Морфологические признаки предлогов
Всего выделяют несколько признаков предлогов:
- Предлоги предназначены для связи слов в предложениях и словосочетаниях
- Предлоги не могут изменяться
- Предлоги входят в состав предложений, но не являются их членами
Предлоги подразумевают раздельное написание со словами, к которым имеют отношение. Но во многих случаях предлоги путают с приставками, по причине чего пишут слитно.
Как отличить предлог от приставки?
Повторимся: предлогом называется служебная часть речи, выражающая зависимость существительных, местоимений и числительных от других слов в огромном количестве предложений и словосочетаний.
Приставка является составной частью, которая стоит перед корнем слова и придаёт ему иное новое значение (мудрый – премудрый, стал – встал, ехать – приехать – уехать и т.д.)
Для того чтобы не перепутать предлог с приставкой, имейте в виду:
- Предлоги, в отличие от приставок, не употребляются при глаголах
- После предлогов можно ставить знак вопроса (с чем? и т.п.)
- Между предлогами и существительными/местоимениями/числительными можно вставить другое слово (под яркой звездой и т.п.)
Особенности предлогов
Следует знать и о том, что два первичных предлога могут образовать один сложный, который будет писаться через дефис (по-над рекой, по-за лесом, из-под дивана, из-за угла).
Самыми трудными как для понимания, так и для написания считаются производные предлоги, которые образованы от других частей речи (исключая, спустя, благодаря, согласно и т.п.), а также через соединение двух частей речи (наподобие, невзирая, вроде, ввиду и т.п.).
Первая группа таких предлогов сложна только при определении падежа слова, которое следует за предлогом (благодаря чему?/ исключая что? и т.п.), а вторая группа представляет трудность и в написании и в способе отличия от предложно-именных сочетаний, но об этом мы ещё скажем, а пока вот, о чём.
Как отличить производный предлог от сочетания первичного предлога с существительным?
Здесь тоже имеется несколько правил:
- При производном предлоге вопрос можно задать к целому предложению (в течение (когда?), вблизи (где?), вслед (куда?) и т.д.)
- При сочетании первичного предлога и существительного можно:
- Просклонять существительное, которое входит в состав сочетания (течение, -ии, -ем, -ие, -ию, -ия)
- Существительному от этого предлога можно задать вопрос (в течение (в чём?), на встречу (на что?), в следствии (в чём?) и т.д.)
- Между существительным и предлогом можно вставить слово (в долгом следствии, в крутом течении, на долгожданную встречу и т.д.)
Правила написания предлогов
На самом деле правила написания русских предлогов являются очень простыми, и нужно лишь запомнить, какие из них следует писать раздельно, какие – через дефис, а какие – слитно. Однако трудность состоит в том, что есть деепричастия, наречия и существительные с предлогами, которые произносятся точно так же, как и предлоги, но пишутся иначе.
Написание непроизводных предлогов через дефис
Непроизводные просторечные предлоги: за-ради, для-ради, по-под, по-над, по-за и непроизводные предлоги-сокращения: из-под, из-за пишутся через дефис.
Раздельное написание производных предлогов
Раздельно следует писать такие производные предлоги как: по причине, по поводу, по мере, за счёт, за исключением, в целях, в течение, в смысле, в силу, в связи, в продолжение, в отношении, в отличие, в области, в меру, в деле, в виде.
Такие предлоги как: в течение и в продолжение следует писать с буквой «е» на конце, т.к. бывшее существительное поставлено в форму винительного падежа. Также их нужно отличать от сочетаний существительных, поставленных в предложный падеж, которые оканчиваются на букву «и». В таких сочетаниях можно поставить определение между предлогом и существительным (в верхнем течении, в том продолжении и т.д.).
Словоформа «в заключение» не является производным предлогом. Если в предложении есть зависимое слово, то она употребляется как обстоятельство, отчего и имеет окончание «и», а если употребляется самостоятельно, то употреблять существительное нужно в винительном падеже, а значит, на конце ставится «е», т.к. играет роль временного обстоятельства.
Слитное написание производных предлогов
Практически все производные предлоги пишутся не так, как сочетания существительных с предлогами, предлоги, близкие по звучанию и другие сочетания, которые пишутся раздельно. Сложность заключается в правильном установлении части речи, чтобы выбрать верный вариант написания.
Несмотря на и не смотря на
Несмотря или невзирая на является предлогом, если:
- Пишется вместе с не
- Обладает уступительным значением (несмотря на то, что)
- Опустить приставку не невозможно
- Невозможно заменить на глагол
Не смотря на или не взирая на является деепричастием, если:
- Пишется раздельно с не
- Могут иметься местоимения или существительные с предлогами на, по, с (не смотря в небо)
- Можно убрать не, а смысл поменяется на противположный (смотря в небо)
- Обозначает добавочное действие (шёл, не смотря)
Ввиду и в виду
Ввиду является предлогом и пишется слитно, когда есть причинное-следственное значение (ввиду того, что).
В виду является сочетанием существительного и предлога, и пишется раздельно, если выражается пространственное отношение (в виду – в зоне видимости) или тот же смысл будет в устойчивом сочетании иметь в виду.
Вроде и в роде
Вроде является предлогом и пишется слитно, если у него есть синоним (в том же духе).
В роде не является сочетанием существительного и предлога (в роде вашем).
Вслед и в след
Вслед является предлогом и пишется слитно, когда имеет синоним (за зверем).
В след не является сочетанием существительного и предлога (смотреть в его след).
Вследствие и в следствие
Вследствие является предлогом и пишется слитно, а также имеет постоянное окончание на е. Служит выражением причинно-следственных отношений (из-за того, что).
В следствие не является сочетанием существительного и предлога, а также имеет окончание и, которое может меняться, в зависимости от падежа (в том следствии не было улик/в следствие добавили улики).
Навстречу и на встречу
Навстречу является предлогом и пишется слитно, если указывается направление (навстречу — прямиком).
На встречу не является сочетанием существительного и предлога, и указывает конкретную цель (на встречу – на свидание), а также между словами можно вставить определение (на эту встречу). Плюс к этому, у существительного может иметься зависимое слово, поставленное в творительный падеж (на эту встречу с друзьями).
Насчёт и на счёт
Насчёт является предлогом и пишется слитно, и обладает синонимичным предлогом (о чём-либо).
На счёт не является сочетанием существительного и предлога, когда указана конкретная цель (на счёт в банке). Также можно поставить определение между существительным и предлогом (на конкретный счёт в банке).
Наподобие и на подобие
Наподобие является предлогом и пишется слитно, и обладает синонимичным предлогом (что-то вроде).
На подобие не является сочетанием существительного и предлога, когда указан объект (на подобие постановки). Также можно поставить определение между существительным и предлогом (на качественное подобие постановки).
Посередине и по середине
Посередине является предлогом и пишется слитно, выражая пространственные отношения (посередине спектакля).
По середине не является сочетанием существительного и предлога, когда указан объект (по середине поляны). Также можно поставить определение между существительным и предлогом (по заснеженной середине поляны).
ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ: слово впоследствии — это наречие. Оно всегда оканчивается на и. Никогда не употребляется в качестве предлога.
Надеемся, вы стали чуточку грамотнее, и впоследствии сможете писать предлоги только правильно.
Если вам хочется по-настоящему прокачать свою грамотность, тогда обратите внимание на наш интенсивный курс по русскому языку.
Источник