Меню

Предлог перед глаголом русский язык



Урок русского языка во 2-м классе «Предлог – служебная часть речи»

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык

Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока:

  • Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
  • Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
  • Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: мультимедийные слайды; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся;

Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи.

Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения.

Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.

Тип урока: урок получения новых знаний.

План урока

  1. Словарная работа.
  2. Постановка учебной цели урока (проблемный вопрос).
  3. Поэтапное изучение нового материала.
  4. Первичное закрепление. Отработка навыков применения теоретических знаний на практике.
  5. Вторичное закрепление. Самостоятельное выполнение практических заданий (работа по группам).
  6. Проверка и оценивание самостоятельной работы.
  7. Подведение итогов урока.

Ход урока

I. Организационный момент

Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.

II. Актуализация знаний учащихся

Записать число и класс работа, дежурные комментируют

1) Минутка чистописания. Пп

(3 ученика работают по разноуровневым карточкам)

1 ученик разбор по составу — подружка, забежала, красивый

1 ученик – придумать предложение, записать и найти гл члены

2) Орф. минутка ( 2 ученика за доской) остальные самостоятельно.

Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая. Слайд 1.

Проверка — дети у доски комментируют орфограммы, а остальные хлопками проверяют

Разделить слова на группы.

Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?

Сколько будет групп? Какие? Слайд 2.

Запишите слова в три группы самостоятельно:

  • 1 ряд – имена существительные,
  • 2 ряд – имена прилагательные,
  • 3 ряд – глаголы.

(Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде). Слайд 3.

  • Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
  • Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
  • Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
  • Покажите сигналами, кто выполнил это задание без ошибок.
  • Какое слово оказалось лишнее? Почему? Слайд 4.
  • Кто знает, как можно назвать слово под?

Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

Но мы не говорили о них подробно.

Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

III. Работа над новым материалом

1. Объявление темы урока и постановка целей.

Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема урока: “Общее понятие о предлоге”.

2. Выполнение задания. Слайд 5.

Отвечая на вопросы, вы использовали слова: на, под, за, к. Как они называются?

Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других. Слайд 6.

Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?

Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются. Слайд 7.

А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

Читайте также:  Повествовательная форма глагола что это такое

3. Работа по группам.

  • 1 гр. Кружатся снежинки ….. холодном воздухе.
  • 2 гр.Катаются дети ….. коньках …. льду.
  • 3 гр.Дети весело играют. Слайд 8.

Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?

Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?

Цель: Вставьте предлоги, обозначьте в предложениях части речи.

Ученики записывают на листах. (2 мин) Затем 1 ученик комментирует ответ.

Установилась ли связь слов в предложениях?

Какую роль предлоги выполняют в русском языке?

Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи. Слайд 9.

Перед какими частями речи стоят предлоги?

Перед какой частью речи предлогов нет?

Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются. Слайд 10.

(Схемы употребления предлогов с другими частями речи).

Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно. Слайд 11.

Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами, нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например: за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево. Слайд 12.

Работа по учебнику с. 220.

4. Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

Упр 562. Списать и подумать какие предлоги надо вставить (1 ученик у доски с комментированием)

5. Составление алгоритма темы урока. Слайд 14.

1). Предлог – служебная часть речи.

2). Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

3). Предлоги служат для связи слов в предложении.

4). Перед глаголами предлоги не употребляются.

5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

6). Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

Работа в парах с. 221 упр. 563.Преобразовать текст, составить и записать предложения, подчеркнуть глаголы (самостоятельно) 1 ученик за доской.

IV. Итог урока

Обобщение знаний о предлоге.

Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.

Что вы ему расскажите об уроке русского языка?

Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи – предлог. Слайд 21, 24.

Тест-опрос

У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.

1.Выбери верное утверждение.
А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

2.Перед какой частью речи не бывает предлогов?
А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.

3.Как пишутся слова:
(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
А. Раздельно.
Б. Слитно.

4.Укажите номера, в которых допущена ошибка.
А. по танцевал
Б. за школой
В. на писать

5.В каких предложениях есть предлоги?
А. У берлоги вырос холмик желтой глины.
Б. Летят на землю белые хлопья снега.
В. Потускнела зелень елок.

Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно? Слайд 22.

Источник

Как разобраться в правописании русских предлогов?

Уметь грамотно и правильно изъясняться на родном языке – это очень хорошо. И всегда приятно слышать поставленную речь с употреблением чётко подобранных разнообразных слов. Но порой бывает так смешно и даже обидно, когда читаешь чью-то писанину (иначе и не назвать), в которой, как говорится, ошибка на ошибке. И в большинстве случаев эти ошибки связаны именно с предлогами. Не зря русский язык называют одним из самых сложных языков в мире.

Поэтому мы и приняли решение разобраться в правописании русских предлогов – из этой статьи вы узнаете всё самое необходимое, чтобы не совершать ошибок и быть грамотным не только на словах, но и на письме.

Для удобства мы чётко структурировали информацию и разбили её на блоки, так что, не судите строго за возможное отсутствие художественности в статье.

Читайте также:  Время число род глагола не прячется

Что такое предлог?

Предлогом называется служебная часть речи, выражающая зависимость существительных, местоимений и числительных от других слов в огромном количестве предложений и словосочетаний.

Морфологические признаки предлогов

Всего выделяют несколько признаков предлогов:

  • Предлоги предназначены для связи слов в предложениях и словосочетаниях
  • Предлоги не могут изменяться
  • Предлоги входят в состав предложений, но не являются их членами

Предлоги подразумевают раздельное написание со словами, к которым имеют отношение. Но во многих случаях предлоги путают с приставками, по причине чего пишут слитно.

Как отличить предлог от приставки?

Повторимся: предлогом называется служебная часть речи, выражающая зависимость существительных, местоимений и числительных от других слов в огромном количестве предложений и словосочетаний.

Приставка является составной частью, которая стоит перед корнем слова и придаёт ему иное новое значение (мудрый – премудрый, стал – встал, ехать – приехать – уехать и т.д.)

Для того чтобы не перепутать предлог с приставкой, имейте в виду:

  • Предлоги, в отличие от приставок, не употребляются при глаголах
  • После предлогов можно ставить знак вопроса (с чем? и т.п.)
  • Между предлогами и существительными/местоимениями/числительными можно вставить другое слово (под яркой звездой и т.п.)

Особенности предлогов

Следует знать и о том, что два первичных предлога могут образовать один сложный, который будет писаться через дефис (по-над рекой, по-за лесом, из-под дивана, из-за угла).

Самыми трудными как для понимания, так и для написания считаются производные предлоги, которые образованы от других частей речи (исключая, спустя, благодаря, согласно и т.п.), а также через соединение двух частей речи (наподобие, невзирая, вроде, ввиду и т.п.).

Первая группа таких предлогов сложна только при определении падежа слова, которое следует за предлогом (благодаря чему?/ исключая что? и т.п.), а вторая группа представляет трудность и в написании и в способе отличия от предложно-именных сочетаний, но об этом мы ещё скажем, а пока вот, о чём.

Как отличить производный предлог от сочетания первичного предлога с существительным?

Здесь тоже имеется несколько правил:

  • При производном предлоге вопрос можно задать к целому предложению (в течение (когда?), вблизи (где?), вслед (куда?) и т.д.)
  • При сочетании первичного предлога и существительного можно:
  1. Просклонять существительное, которое входит в состав сочетания (течение, -ии, -ем, -ие, -ию, -ия)
  2. Существительному от этого предлога можно задать вопрос (в течение (в чём?), на встречу (на что?), в следствии (в чём?) и т.д.)
  3. Между существительным и предлогом можно вставить слово (в долгом следствии, в крутом течении, на долгожданную встречу и т.д.)

Правила написания предлогов

На самом деле правила написания русских предлогов являются очень простыми, и нужно лишь запомнить, какие из них следует писать раздельно, какие – через дефис, а какие – слитно. Однако трудность состоит в том, что есть деепричастия, наречия и существительные с предлогами, которые произносятся точно так же, как и предлоги, но пишутся иначе.

Написание непроизводных предлогов через дефис

Непроизводные просторечные предлоги: за-ради, для-ради, по-под, по-над, по-за и непроизводные предлоги-сокращения: из-под, из-за пишутся через дефис.

Раздельное написание производных предлогов

Раздельно следует писать такие производные предлоги как: по причине, по поводу, по мере, за счёт, за исключением, в целях, в течение, в смысле, в силу, в связи, в продолжение, в отношении, в отличие, в области, в меру, в деле, в виде.

Такие предлоги как: в течение и в продолжение следует писать с буквой «е» на конце, т.к. бывшее существительное поставлено в форму винительного падежа. Также их нужно отличать от сочетаний существительных, поставленных в предложный падеж, которые оканчиваются на букву «и». В таких сочетаниях можно поставить определение между предлогом и существительным (в верхнем течении, в том продолжении и т.д.).

Словоформа «в заключение» не является производным предлогом. Если в предложении есть зависимое слово, то она употребляется как обстоятельство, отчего и имеет окончание «и», а если употребляется самостоятельно, то употреблять существительное нужно в винительном падеже, а значит, на конце ставится «е», т.к. играет роль временного обстоятельства.

Читайте также:  Как образовать форму повелительного наклонения глагола требуется

Слитное написание производных предлогов

Практически все производные предлоги пишутся не так, как сочетания существительных с предлогами, предлоги, близкие по звучанию и другие сочетания, которые пишутся раздельно. Сложность заключается в правильном установлении части речи, чтобы выбрать верный вариант написания.

Несмотря на и не смотря на

Несмотря или невзирая на является предлогом, если:

  • Пишется вместе с не
  • Обладает уступительным значением (несмотря на то, что)
  • Опустить приставку не невозможно
  • Невозможно заменить на глагол

Не смотря на или не взирая на является деепричастием, если:

  • Пишется раздельно с не
  • Могут иметься местоимения или существительные с предлогами на, по, с (не смотря в небо)
  • Можно убрать не, а смысл поменяется на противположный (смотря в небо)
  • Обозначает добавочное действие (шёл, не смотря)

Ввиду и в виду

Ввиду является предлогом и пишется слитно, когда есть причинное-следственное значение (ввиду того, что).

В виду является сочетанием существительного и предлога, и пишется раздельно, если выражается пространственное отношение (в виду – в зоне видимости) или тот же смысл будет в устойчивом сочетании иметь в виду.

Вроде и в роде

Вроде является предлогом и пишется слитно, если у него есть синоним (в том же духе).

В роде не является сочетанием существительного и предлога (в роде вашем).

Вслед и в след

Вслед является предлогом и пишется слитно, когда имеет синоним (за зверем).

В след не является сочетанием существительного и предлога (смотреть в его след).

Вследствие и в следствие

Вследствие является предлогом и пишется слитно, а также имеет постоянное окончание на е. Служит выражением причинно-следственных отношений (из-за того, что).

В следствие не является сочетанием существительного и предлога, а также имеет окончание и, которое может меняться, в зависимости от падежа (в том следствии не было улик/в следствие добавили улики).

Навстречу и на встречу

Навстречу является предлогом и пишется слитно, если указывается направление (навстречу — прямиком).

На встречу не является сочетанием существительного и предлога, и указывает конкретную цель (на встречу – на свидание), а также между словами можно вставить определение (на эту встречу). Плюс к этому, у существительного может иметься зависимое слово, поставленное в творительный падеж (на эту встречу с друзьями).

Насчёт и на счёт

Насчёт является предлогом и пишется слитно, и обладает синонимичным предлогом (о чём-либо).

На счёт не является сочетанием существительного и предлога, когда указана конкретная цель (на счёт в банке). Также можно поставить определение между существительным и предлогом (на конкретный счёт в банке).

Наподобие и на подобие

Наподобие является предлогом и пишется слитно, и обладает синонимичным предлогом (что-то вроде).

На подобие не является сочетанием существительного и предлога, когда указан объект (на подобие постановки). Также можно поставить определение между существительным и предлогом (на качественное подобие постановки).

Посередине и по середине

Посередине является предлогом и пишется слитно, выражая пространственные отношения (посередине спектакля).

По середине не является сочетанием существительного и предлога, когда указан объект (по середине поляны). Также можно поставить определение между существительным и предлогом (по заснеженной середине поляны).

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ: слово впоследствии — это наречие. Оно всегда оканчивается на и. Никогда не употребляется в качестве предлога.

Надеемся, вы стали чуточку грамотнее, и впоследствии сможете писать предлоги только правильно.

Если вам хочется по-настоящему прокачать свою грамотность, тогда обратите внимание на наш интенсивный курс по русскому языку.

Источник