Меню

предложения из художественной литературы с существительными и прилагательными



Роль имен прилагательных в произведениях художественной литературы

Цели:

  • повторить известное об имени прилагательном; показать роль имён прилагательных в художественных произведениях;
  • формировать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их синтаксическую роль, роль в произведениях художественной литературы;
  • воспитывать культуру умственного труда, прививать любовь к родной природе, расширять кругозор.

Оборудование.

  • Таблица-опора “Имя прилагательное как часть речи”;
  • Произведения художественной литературы (отрывки);
  • Репродукция картины и рисунки о зиме.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

1. Организационный момент

(Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите число, классная работа).

2. О теме, целях урока.

Сегодня мы с вами продолжим изучение темы “Имя прилагательное”. Понаблюдаем, какую же роль играет эта часть речи в художественных произведениях.

Поэтому запишите тему урока “Роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы”.

2. Повторение пройденного по теме “Имя прилагательное”.

Вначале повторим по таблице-опоре.

— Что вы знаете об имени прилагательном как части речи?

(что оно обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, каким членом предложения является)?

Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие строчки:

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен. (А.И.Куприн)

— В чём смысл этого высказывания?

— Есть ли здесь прилагательные?

(как вы определили, что они есть?)

Задание. Разберите предложение по членам.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен.

— Расскажите ещё раз о синтаксической роли имён прилагательных, опираясь на это предложение.

Проверка домашнего задания

Проверим домашнюю работу (упр. 260)

Задание. Назовите словосочетания “ прил.+сущ.”, выписанные вами из учебника и художественных произведений; укажите, с какой целью употреблены прилагательные: они выделяют предмет из множества или рисуют, описывают.

3. А теперь посмотрим, какими прилагательными пользовался А.С.Пушкин

Задание. Послушайте такие строчки

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…

— Запишите это предложение.

— Найдите имена прилагательные и слова, от которых они зависят. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

— Назовите обыкновенные прилагательные, которые обозначают признак какого-то предмета, и прилагательные, которые помогают более ярко и выразительно описывать предмет.

Под небесами (какими?) голубыми (цвет)

Коврами (какими?) великолепными —

Это уже не просто прилагательное, а художественное образное определение, которое называется эпитетом.

— А что такое эпитет?

(Изобразительное выразительное средство, используемое в художественных произведениях для создания образа…)

— А какое ещё изобразительно-выразительное средство использует А.С.Пушкин в этом отрывке?

(сравнение: снег, как великолепный ковёр, олицетворение: снег лежит).

— К эпитетам можно подбирать синонимы.

Задание. Выпишите прилагательное “великолепный”, подберите синонимы к этому эпитету, назовите их.

А в “Словаре эпитетов” К.Горбачевича и Е.Хабло даётся к этому слову более ста эпитетов, например:

Роскошный, пышный, ослепительный, богатый, царский, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудный, чудесный, дивный, сказочный, бесподобный, божественный…

Таким образом, эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, “озаряющее” слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет.

А теперь посмотрите на доску. Здесь записано слово “снег” и ряд прилагательных

Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий).

— Подумайте, какие прилагательные могут быть употреблены с данным существительным, например, в сообщении по радио в сводке погоды?

— Какие прилагательные уместны в художественном описании?

(то есть в художественном описании мы будем использовать эпитеты).

— А с какой целью?

(ярко, красочно, выразительно, образно описать снег).

Обратимся к тексту.(он записан на доске). Послушайте его.

Однажды зимой мы отправились в лес. В … бору было тихо. Всё было покрыто … снегом. В … воздухе носились … снежинки. … ветки украсились … инеем. В этом … наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

— Чего-то в нём не хватает?!

— Как вы думаете, почему?

Но чтобы ответить более полно на этот вопрос, обратитесь к Теории 98, найдите то место, где говорится о роли прилагательных в речи.

То есть, описание неинтересное и некрасивое, сразу представляется картина в серых красках.

— Как же преобразить текст, чтобы он получился “цветным”, красочным.

Задание. Запишите текст, вставив в него подходящие имена прилагательные. (звучит музыка. П.И.Чайковский цикл “Времена года”).

Прочитайте получившееся описание.

А теперь посмотрим авторский текст и сравним с вашим.

Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые снежинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам!

Какой же вывод можно сделать о роли прилагательных в художественных произведениях?

(С помощью прилагательных описание стало выразительнее, красочнее…)

Читайте также:  имя существительное памятка распечатать

Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных?

(Описать зимний лес, показать его красоту, сказочность).

Это мы с вами провели лингвистический эксперимент, то есть посмотрели, как и для чего писатель подбирает самые нужные, самые меткие имена прилагательные.

Сегодня у нас не совсем обычный урок, так как на уроке есть не только произведения художественной литературы, но и произведения искусства.

Перед вами две репродукции.

— В чём сходство этих картин, а в чём отличие?

(Тема одинаковая: изображён зимний лес, но манера исполнения разная: одна картина в серых тонах, а другая – красочная).

Из уроков ИЗО мы знаем, что эти репродукции относятся к разным видам изобразительного искусства.

Первая – это рисунок. Главное изобразительно-выразительное средство – линия, штрих, тон.

Вторая – живопись. Главное изобразительно-выразительное средство — цвет.

Отсюда можно сделать вывод: писатели описывают предмет с помощью прилагательных, эпитетов, а художники – с помощью цвета.

Физкультминутка.

А сейчас мы сами попробуем побывать в роли художников.

Представьте, что у вас в руках краски и кисть. Мысленно и движением руки создайте свою картину по художественному описанию.

Над голубыми свежими снегами синее огромное и удивительное нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают только по утрам. Особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зелёным бором. (И.А.Бунин.)

Иллюстрация готова. Открываем глаза.

— Что вы изобразили?

И всё это в великолепном цвете.

Тексты этих отрывков у вас на столах. Прочтите его ещё раз сами.

Задание. Выпишите сначала словосочетания “прил.+сущ.”, в которых прилагательные просто обозначают признак предмета.

Над голубыми снегами, синее небо, огромное небо, яркие краски, над зелёным бором…

А теперь — словосочетания с эпитетами.

Нежное небо, радостные краски, над свежим снегом.

— С какой целью автор использует столько прилагательных?

— Что хотел показать он этим описанием?

(как ему представляется зимний пейзаж утром, какие краски он видит, когда смотрит на утреннюю зимнюю природу…)

Итак, мы подошли к концу нашего путешествия в сказку зимней природы, в мир художественного текста.

Остаётся сделать вывод, какова же роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы?

Ответить на этот вопрос вам поможет эпиграф нашего урока, тексты, которые мы с вами рассмотрели, Теория 98…

(писатели используют имена прилагательные в произведениях художественной литературы, чтобы описываемая картина была не серой, а красочной, чтобы описание того или иного предмета, явления было точным, метким, выразительным, чтобы выразить своё отношение к тому, о чём они пишут, чтобы по художественному описанию мы легко могли представить картину, а, может быть, и изобразить её как художники.

Выставление и комментирование оценок.

(сегодня в нашем путешествии хорошо помогали…, неплохо работали…).

Объяснение домашнего задания.

Дома вам тоже предстоит работать с художественными текстами. Найдите стихотворения о зиме, запишите их, подчеркните их как члены предложения. Устно сделайте вывод о роли прилагательных в данном тексте.

Источник

напишите 10 предложений из художественной литературы с частицей не с прилагательными или существительными (можете придумать) плиз мне очень надо

Неудивительно, что счастью нет конца. Не ярквя, а тусклая, словно крошечная свеча стояла в углу комнаты лампа. День был неудачливый и настроени тоже не было. Ненавистники ее были слишком злыми. При уборке я нашла множество ненужных вещей. Не веселая, а грустная музыка звучала в тот день на улицаз. Нежданые тогда гости посетили нас.

Другие вопросы из категории

(1) С чего начать разговор о России? (2)Мне, русскому, это не просто: большое видится на расстоянии.
(3) Россия велика. (4) На её территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. (5) Вспоминаю школьный учитель говорил: солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы.
(6) Может, разговор начать с того, какая Россия разная? (7) Это и безлесая, насквозь промерзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка.(по Б.Короткову).

Сколько микротем в данном тексте?
1)1
2)2
3)3

1.2.К какому стилю речи относится текст?
1) к публицистическому
2)к научному
3)к разговорному
4) к деловому

1.3. Каков тип речи текста?
1)описание
2)рассуждение
3)повествование
4)повествование с элементами рассуждения

1.4. С каким предложением связано 6-е предложение текста?

1) с 5-м
2) со всеми предыдущими предложениями
3) с 1-м

1.5. В каком ряду перечислены только те средства выразительности, которые используются в этом тексте?

1) вопросительные предложения, ряды однородных членов, контекстные антонимы
2) ряды однородных членов

Читайте также:  слова имена существительные словарь

3) контекстные синонимы, антитеза,синекдоха
4) гипербола, вопросительные предложения, ряды однородных членов

Источник

Из художественной литературы 3 предложения со страдательными причастиями прошедшего времени

Из художественной литературы 3 предложения со страдательными причастиями прошедшего времени и 2 предложения с отглагольными прилагательными.

Задание нетрудное, только времени требует немало. Берёте произведение, читаете и выписываете.

К. Г. Паустовский, «Мещёрская сторона»

Предложения со страдательными причастиями прошедшего времени:

► В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.
► Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны.
► Станции завалены смолистыми бревнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.
► Манька обтянула платье на исцарапанных коленках, подобрала ноги и начала читать хриплым голосом…

Данные причастия образованы от глаголов покрыть, обуглить, нагреть, завалить, исцарапать.

Предложения с отглагольными прилагательными:

► Тут километры, милый, немереные.
► Я пытался следовать этим советам, но всегда или горелых ив оказывалось несколько, или не было никакого приметного холмища…

Данные прилагательные образованы от глаголов мерить, гореть, приметить.

а от однОго глагола

Задание нетрудное, только времени требует немало. Берёте произведение, читаете и выписываете.

К. Г. Паустовский, «Мещёрская сторона»

Предложения со страдательными причастиями прошедшего времени:

► В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.
► Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны.
► Станции завалены смолистыми бревнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.
► Манька обтянула платье на исцарапанных коленках, подобрала ноги и начала читать хриплым голосом…

Данные причастия образованы от глаголов покрыть, обуглить, нагреть, завалить, исцарапать.

Предложения с отглагольными прилагательными:

► Тут километры, милый, немереные.
► Я пытался следовать этим советам, но всегда или горелых ив оказывалось несколько, или не было никакого приметного холмища…

Данные прилагательные образованы от глаголов мерить, гореть, приметить.

1. Автор: Михаил Булгаков
Название: «Мастер и Маргарита»
Год: 1929-1940
Книга пропитана мистикой, верой, любовью.

Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».

Источник

Обособленные определения. Примеры

Определения, кото­рые выде­ля­ют­ся инто­на­ци­он­но и по смыс­лу, явля­ют­ся обособ­лен­ны­ми. Укажем в каких слу­ча­ях опре­де­ле­ния обособ­ля­ют­ся. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

Что такое определение?

В про­стом пред­ло­же­нии, кро­ме глав­ных чле­нов, могут быть вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, кото­рые пояс­ня­ют или под­ле­жа­щее, или ска­зу­е­мое. Если вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния отно­сит­ся к сло­ву с пред­мет­ным зна­че­ни­ем (суще­стви­тель­но­му или дру­го­му сло­ву, высту­па­ю­ще­му в роли суще­стви­тель­но­го), то назо­вем его опре­де­ле­ни­ем.

Восходившее солн­це золо­ти­ло сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

  • Солнце какое? вос­хо­див­шее;
  • вер­ши­ны какие? сос­но­вые.

Причастие «вос­хо­див­шее» отно­сит­ся к суще­стви­тель­но­му «солн­це». Оно нахо­дит­ся в под­чи­ни­тель­ной свя­зи согла­со­ва­ния с глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния (под­ле­жа­щим), опре­де­ля­ет его, назы­вая при­знак пред­ме­та. То же самое мож­но ска­зать о при­ла­га­тель­ном «сос­но­вые», кото­рое нахо­дит­ся в под­чи­ни­тель­ной свя­зи со сло­вом «вер­ши­ны», вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния (допол­не­ни­ем). Эти сло­ва явля­ют­ся опре­де­ле­ни­я­ми.

Обособленные определения

Определения могут быть необособ­лен­ны­ми и обособ­лен­ны­ми, когда в пред­ло­же­нии они инто­на­ци­он­но и по смыс­лу выде­ля­ют­ся, что при­да­ет им боль­шую смыс­ло­вую нагруз­ку. Сравним:

Стоявшие по коле­но в сугро­бах ели были гро­мад­но высо­ки.

Ели, сто­яв­шие по коле­но в сугро­бах, были гро­мад­но высо­ки (В. Катаев).

В пер­вом пред­ло­же­нии при­част­ный обо­рот «сто­яв­шие по коле­но в сугро­бах» явля­ет­ся рас­про­стра­нен­ным опре­де­ле­ни­ем, кото­рое отно­сит­ся к сло­ву «дере­вья», пояс­ня­ет его. Данный при­част­ный обо­рот нахо­дит­ся перед опре­де­ля­е­мым сло­вом и не выде­ля­ет­ся ни по смыс­лу, ни инто­на­ци­он­но.

Во вто­ром слу­чае при­част­ный обо­рот явля­ет­ся обособ­лен­ным чле­ном пред­ло­же­ния (опре­де­ле­ни­ем), так как смыс­ло­вое его выде­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся инто­на­ци­он­но. На пись­ме обособ­лен­ное опре­де­ле­ние выде­ля­ет­ся запя­ты­ми.

Видеоурок

Определения, выраженные причастным оборотом

Если при­ча­стие с зави­си­мы­ми сло­ва­ми нахо­дит­ся после опре­де­ля­е­мо­го сло­ва, такой обо­рот под­ле­жит обя­за­тель­но­му выде­ле­нию зна­ка­ми пре­пи­на­ния.

Верхушки веко­вых елей, при­зрач­но осве­щен­ные звёз­да­ми, бле­сте­ли и дыми­лись, слов­но были натер­ты фос­фо­ром (В. Катаев).

За эти­ми луга­ми вид­не­лись дру­гие луга, еще не тро­ну­тые косой (Г. Данилевский).

Но еще выше было небо, все засы­пан­ное зим­ни­ми звез­да­ми (В. Катаев).

От све­жих золотисто-белых щепок, гру­да­ми лежав­ших око­ло влаж­ных пней, вея­ло осо­бен­ным, чрез­вы­чай­но при­ят­ным горь­ким запа­хом (И. Тургенев).

Небо, покры­тое обла­ка­ми, все же дава­ло доста­точ­но све­та, что­бы мок­рые леса мог­ли заго­реть­ся вда­ли, как баг­ря­ные пожа­ры (К. Паустовский).

Одиночное определение или причастный оборот перед определяемым словом

Такое опре­де­ле­ние явля­ет­ся обособ­лен­ным, если име­ет обсто­я­тель­ствен­ное зна­че­ние при­чи­ны, усло­вия или уступ­ки.

Обрадованная, мать уве­рен­но отве­ти­ла: «Найду что ска­зать!» (М. Горький).

Оглушенный паде­ни­ем, Григорий еле под­нял­ся на ноги (М. Шолохов).

Высокий, кост­ля­вый и блед­ный, Степан Бояркин пошел, при­хра­мы­вая, к теле­ге (М. Бубеннов).

Обвешанный уби­ты­ми пти­ца­ми, в мок­рых сапо­гах с при­лип­шей к ним болот­ной тра­вой, охот­ник неспеш­но шагал по доро­ге (В. Лидин).

Определения, выраженные одиночными прилагательными

Нераспространенные опре­де­ле­ния, выра­жен­ные оди­ноч­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми, нахо­дя­щи­ми­ся после опре­де­ля­е­мо­го сло­ва, выде­ля­ют­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния. Обратим вни­ма­ние, что такие опре­де­ле­ния часто нахо­дят­ся меж­ду под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым.

Дождь , нуд­ный и бес­ко­неч­ный , все еще лил и лил (Э. Казакевич).

Это была счаст­ли­вая жизнь, неза­тей­ли­вая, конеч­но, не бога­тая, но радост­ная, све­жая, чест­ная, ничем не сму­ща­е­мая (А. Куприн).

И гла­за его, малень­кие и свет­лые, ост­ро поблёс­ки­ва­ли в глу­бо­ких глаз­ни­цах (Ю. Нагибин).

Соскакиваем пря­мо в воду, мут­ную и холод­ную (В. Некрасов).

Особую слож­ность пред­став­ля­ет пунк­ту­а­ция в пред­ло­же­нии, в кото­ром у суще­стви­тель­но­го уже име­ет­ся одно опре­де­ле­ние, а после­ду­ю­щие оди­ноч­ные при­ла­га­тель­ные явля­ют­ся обособ­лен­ны­ми, напри­мер:

Была белая ночь, облач­ная и тихая (В. Вересаев).

Над дома­ми висе­ли мут­ные обла­ка, а вни­зу лежал белый снег, пуши­стый и холод­ный (В. Короленко).

К двум годам Бим стал отлич­ной охот­ни­чьей соба­кой, довер­чи­вой и чест­ной (Г. Троепольский).

Пройдя узкую тро­пин­ку, мы вышли на лес­ную доро­гу, чер­ную от гря­зи, всю истоп­тан­ную сле­да­ми копыт и избо­рож­ден­ную коле­я­ми, пол­ны­ми воды, в кото­рой отра­жал­ся пожар вечер­ней зари (А. Куприн).

Определения, выраженные прилагательным с зависимыми словами

Выделяются запя­ты­ми рас­про­стра­нён­ные опре­де­ле­ния, выра­жен­ные при­ла­га­тель­ны­ми с зави­си­мы­ми сло­ва­ми, сто­я­щие после опре­де­ля­е­мо­го сло­ва.

Черный орел, цар­ствен­но вели­ча­вый в сво­ем оди­но­че­стве, мед­лен­но парил в холод­ном под­не­бе­сье, почти неза­мет­но теряя на кру­гах высо­ту (М. Шолохов).

Мало най­дет­ся в нашей лите­ра­ту­ре таких щемя­щих рас­ска­зов, пол­ных скры­той люб­ви к про­сто­му чело­ве­ку (К. Паустовский).

По реке нес­ло жел­то­ва­тую пену, похо­жую на сби­тый белок (К. Паустовский).

Давно он не бывал здесь, в этих местах, зна­ко­мых с дет­ских лет (А. Кузнецова).

Определения относятся к личному местоимению

Одиночные и рас­про­стра­нен­ные опре­де­ле­ния, отно­ся­щи­е­ся к лич­но­му место­име­нию, неза­ви­си­мо от их место­на­хож­де­ния в пред­ло­же­нии все­гда обособ­ля­ют­ся запя­ты­ми.

Огромное, теря­ю­ще­е­ся в про­стран­стве, оно [море] лежа­ло глу­бо­ко вни­зу, дале­ко белея сквозь сумрак бегу­щи­ми к зем­ле гри­ва­ми пены (И. Бунин).

И теперь, заня­тая хло­пот­ли­вы­ми обя­зан­но­стя­ми хозяй­ки, она часто с забот­ли­вой любо­вью погля­ды­ва­ла через две­ри в гости­ную, где в углу над шах­мат­ным сто­ли­ком скло­ни­лась боль­шая, харак­тер­ная голо­ва Рязанцева с откры­тым шиш­ко­ва­тым лбом мыс­ли­те­ля и с дет­ски­ми гла­за­ми, голу­бы­ми и ясны­ми (А. Куприн).

И, мрач­нее чер­ной ночи, он поту­пил гроз­ны очи, стал кру­тить свой сивый ус (А. Пушкин).

Иногда, не доволь­но теп­ло оде­тый, я не чув­ство­вал холо­да насту­па­ю­ще­го нояб­ря (С. Аксаков).

Расстроенные и недо­уме­ва­ю­щие, вышли они на ули­цу (М. Прилежаева).

Возбужденные, мы сели с лес­ни­ком на пова­лен­ный вет­ром ясень, что­бы обсу­дить про­ис­шед­шее (В. Песков).

Через мину­ту кук­ла уже была во двор­це. Веселая и жиз­не­ра­дост­ная, она шла мимо стра­жи, чинов­ни­ков, кото­рые улы­ба­лись впер­вые в жиз­ни (Ю. Олеша).

Определение отделено другими членами предложения от определяемого слова

В такой син­так­си­че­ской ситу­а­ции, когда оди­ноч­ное опре­де­ле­ние или обо­рот рас­по­ло­же­ны дистан­ци­он­но по отно­ше­нию к опре­де­ля­е­мо­му им сло­ву, эти вто­ро­сте­пен­ные чле­ны так­же выде­ля­ют­ся запя­ты­ми.

Я шел и поми­нут­но огля­ды­вал­ся, пора­жен­ный мрач­ной пре­ле­стью при­ро­ды (А. Пушкин).

На лав­ке, раз­бро­сан­ные, лежа­ли порш­ни, ружье, кин­жал, мешо­чек, мокрое пла­тье, тряп­ки (Л. Толстой).

Два часа спу­стя он уже шагал вдоль реки, высо­кий, жили­стый и узнав­ший вели­чай­шее чудо (В. Лидин).

Определения, выраженные существительными в косвенном падеже

Обычно такие несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния явля­ют­ся обособ­лен­ны­ми, осо­бен­но если они отно­сят­ся к име­ни соб­ствен­но­му или лич­но­му место­име­нию.

Карл Иваныч, с очка­ми на носу и кни­гой в руке, сидел на сво­ем обыч­ном месте (Л. Толстой).

Русый, с куд­ря­вой голо­вой, без шап­ки и с рас­стег­ну­той руба­хой, Дымов казал­ся кра­си­вым и необык­но­вен­но силь­ным (А. Чехов).

Он, в белой руба­хе и в широ­ком куша­ке с рас­пу­щен­ны­ми на боку кон­ца­ми, сто­ит одной ногой в лод­ке, а дру­гой на бере­гу (М. Горький).

Шпаковский, в шля­пе, в корот­ком паль­то, в шер­стя­ном шар­фе и кожа­ных пер­чат­ках, смот­рел неодоб­ри­тель­но, как Марченко, оде­тый в гид­ро­ко­стюм, бул­ты­ха­ет­ся в гряз­ной воде (В. Кожевников).

И весь он, в руба­хе, выпу­щен­ной поверх шта­нов и рас­пах­ну­той на гру­ди, был, как дуб, кря­жи­стый, устой­чи­вый (В. Солоухин).

Видеоурок «Обособленные определения. Когда нужно ставить запятые»

Источник

Предложения из художественной литературы с существительными и прилагательными



15 предложений из художественной литературы с устаревшей лексикой ПОЖАЛУЙСТАА

Отрывок из произведения А. Толстого «Князь Серебряный»
Званные мною на пир не пришли.
И я послал на торжища и на исходища путей
и повелел призывать елицех, какие обретутся.
И се опять есть опричнина.

Устаревшие слова: Торжища, исходища, елицех, обретутся, се, опричнина.
Торжище – место для торговли, рынок.
Исходище – место, откуда выходят пути, перекресток.
Обретутся – найдутся.
Се – это.
Елицех – всех.
Опричнина – система внутриполитических мер, предпринятых Иваном Грозным для укрепления самодержавия и разгрома боярско-княжеской оппозиции, а еще одно значение – особое войско для такой борьбы.

А вот еще один маленький отрывочек из басни С. Михалкова «Назойливый комар» .
Комар пиитом возомнил себя.
Пищать он в рифму научился!
И вот, что было сил в свой хоботок трубя,
Терпение зверей испытывать пустился.

Устаревшее слово – пиит. Обозначает поэт.

слово может устареть целиком и полностью выйти из употребления: ланиты— «щёки», выя — «шея», десница — «правая рука», шуйца — «левая рука», дабы— «чтобы», пагуба — «погибель»;

2) у слова может устареть одно из значений, в то время как остальные продолжают использоваться в современном языке: живот — «жизнь», вор — «государственный преступник» (Лжедмитрия II называли «Тушинский вор»); у слова давать в течение последних 10 лет исчезло значение «продавать», а у слова выбросить — значение «пустить в продажу»;

3) в слове могут измениться 1-2 звука и / или место ударения: нумер — номер, библи́отека — библиотека, зерцало — зеркало, снурок — шнурок;

4) устаревшее слово может отличаться от современных приставкой и / или суффиксом (дружество — дружба, ресторация — ресторан, рыбарь — рыбак);

5) у слова могут измениться отдельные грамматические формы (ср.: название поэмы А. С. Пушкина «Цыганы» — современная форма цыгане) или принадлежность этого слова к определённому грамматическому классу (словарояль, зала употреблялись как существительные женского рода, а в современном русском языке это слова мужского рода).

Учеба — тот этап человеческой жизни, который должен пройти каждый. Именно отношение людей к учебе может показать истинное лицо человека.

Все ученики всегда делятся на прилежных и «неприлежных». Первые добросовестно выполняют домашнее задание, тем самым работают на увеличение своего кругозора, развитие своего мышления, а также воспитывают в себе личность и закаляют характер, так как несут ответственность за свои совершенные поступки. Обычно, такие люди достигают больших высот не только благодаря своим знаниям, но и той внутренней силе, которой воспитали в процессе обучения.

Другие являются антиподом: не выполняют домашнего задания и другое. Их характер строится на лжи и безответственности, так как такие люди не задумываются о последствиях содеянного и им часто приходится лгать дабы выходить увильнуть от наказания и так далее. Такие люди могут нести низкую социальную ответственность, что может пагубно сказаться на развитии нашего социума.

Таким образом, элементарное отношение к учебе может рассказать многое о человеке.

Через дефис пишутся наречия: 1. Наречия в состав, которого входит приставка по, и суффиксы ому, ему, цки, ски , ьи. Например: по-весеннему, выть по-волчьи. Исключения по-латыни. То есть в состав наречия обязательно должна входить пристака и один из выше перечисленных суффиксов. 2. Неопределенные наречия с суффиксами то, либо, нибудь, кое. Например кое-где, где-то. 3. Наречия образованы повтором одинаковых или близких по значению слов. Например еле-еле, чуть-чуть. Особенность-исключение :

точь-в-точь. 4. Слова во-первых, в-третьих и так далее..5. С частицей таки, например

Источник

27 примеров сложносочиненных предложений из художественной литературы

Приведем при­ме­ры слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ний из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры с соеди­ни­тель­ны­ми, про­ти­ви­тель­ны­ми и раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми.

Сложносочиненными явля­ют­ся про­стые пред­ло­же­ния, рав­но­прав­ные по смыс­лу и свя­зан­ные сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми, напри­мер:

Тропинка обо­гну­ла куст ореш­ни­ка, и лес сра­зу раз­дал­ся в сто­ро­ны (Ю. Нагибин).

В слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии про­стые пред­ло­же­ния, соеди­ня­ют­ся сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми, кото­рые делят­ся на три груп­пы:

  • соеди­ни­тель­ные сою­зы: и, да (=и), да и, тоже, так­же, не только…но и, ни…ни;
  • раз­де­ли­тель­ные сою­зы: или, либо, то…то, не то…не то;
  • про­ти­ви­тель­ные сою­зы: а, но, да (=но), же, одна­ко, зато.

Примеры предложений с соединительными союзами

Ещё тра­ва пол­на про­зрач­ных слёз, и гром вда­ли гре­мит рас­ка­том (А. Блок).

Снег набил­ся в мор­щи­ны коры, и тол­стый, в три обхва­та, ствол казал­ся про­ши­тым сереб­ря­ны­ми нитя­ми (Ю. Нагибин).

В сенях пах­ло све­жи­ми ябло­ка­ми и висе­ли вол­чьи и лисьи шку­ры.

Молодые листья лепе­та­ли, да зяб­ли­ки кое-где пели, да гор­лин­ки вор­ко­ва­ли всё на одном и том же дере­ве, да куко­ва­ла кукуш­ка, пере­ме­ща­ясь вся­кий раз (И. Тургенев).

Светлые, про­зрач­но набе­га­ю­щие мор­щи­ны моют золо­той песок, да чуть при­мет­но шеве­лят­ся тём­ные листья задум­чи­во све­сив­ших­ся над обры­вом с раз­мы­ты­ми весен­нею водою кор­ня­ми дере­вьев (А. Чехов).

Люди силь­но про­го­ло­да­лись, лоша­ди тоже нуж­да­лись в отды­хе (В. Арсеньев).

Луна взо­шла баг­ро­вая и хму­рая, звез­ды тоже хму­ри­лись (А. Чехов).

Мать посмот­ре­ла в окно, девоч­ка тоже взгля­ну­ла на ули­цу (М. Горький).

Во всем доме она не зна­ла ни одно­го чело­ве­ка, да и сам рай­он, далё­кий от цен­тра, был её ещё незна­ком (Т. Тэсс).

Скрывать исти­ну было бес­по­лез­но, да Серпилин и не счи­тал себя впра­ве это делать (К. Симонов).

Ни души не попа­лось на пути, ни огня за став­ня­ми (Л. Леонов).

Ни один звук не выдал его, ни одна веточ­ка не трес­ну­ла под его нога­ми (Г. Николаева).

Примеры предложений с разделительными союзами

То степь откры­ва­лась далё­кая и мол­ча­ли­вая, то низ­кие, подер­ну­тые кро­вью тучи, а то и люди, и паро­вик, и моло­тил­ка разом тону­ли в чер­ном мра­ке (А. Серавимович).

То ль былое вспо­ми­на­ет­ся, то ль небыв­шее зовёт? (Н. Рыленков).

То белая коло­ко­лен­ка про­гля­нет из сине­во­го маре­ва, то крас­ная кры­ша дома сквозь зелень сада, то про­гре­мят коле­са по бре­вен­ча­то­му мосту через небыст­рую реч­ку (В. Солоухин).

В душ­ном воз­ду­хе то раз­да­ва­лись уда­ры кирок о камень, то зауныв­но пели колё­са тачек (М. Горький).

То появит­ся в раз­ры­вах обла­ков солн­це, то опять закро­ет его свет их бегу­щая мас­са (Н. Минх).

Только ино­гда мельк­нет берез­ка или мрач­ной тенью вста­нет перед тобою ель (Г. Федосеев).

То скрип­нет дверь, то тихо отво­рит­ся калит­ка, то сгорб­лен­ная фигу­ра пле­тёт­ся от дома по ого­ро­дам (В. Короленко).

Читаем еще при­ме­ры слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с сою­зом «или» и дру­ги­ми раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми.

Читайте также:  существительные с приставкой меж

Примеры предложений с противительными союзами

Каждый день дул страш­ный ветер, а за ночь на сне­гу обра­зо­вал­ся твер­дый, льди­стый слой наста (А. Куприн).

Орешник почти отпы­лил, а берё­за еще робе­ет зеле­неть, не дове­ряя насту­пив­шей теп­лы­ни, а лес совсем про­зрач­ный, без теней, слов­но щурит­ся спро­со­нья (Л. Леонов).

Туман лежал белой колы­ха­ю­щей­ся гла­дью у его ног, но над ним сия­ло голу­бое небо, и шеп­та­лись души­стые зеле­ные вет­ви, а золо­тые лучи солн­ца зве­не­ли лику­ю­щим тор­же­ством побе­ды (А. Куприн).

Горячее лицо с тос­кой иска­ло вет­ра, да ветра-то не было (И. Тургенев).

Вековые ели и кед­ры утра­ти­ли свой белый наряд, зато на зем­ле во мно­гих местах наме­ло боль­шие сугро­бы (В. Арсеньев).

Лось ушел, зато рядом раз­да­вал­ся звук, изда­ва­е­мый каким-то живым и, веро­ят­но, сла­бым суще­ством (Б. Полевой).

Много тру­да пред­сто­ит ему, но зато зимой он отдох­нёт (М. Салтыков-Щедрин).

Обе каза­лись спо­кой­ны и сме­лы; одна­ко ж при моем при­бли­же­нии обе поту­пи­ли голо­ву и закры­лись сво­и­ми изо­дран­ны­ми чадра­ми (А. Пушкин).

Канонада ста­ла сла­бее, одна­ко трес­кот­ня ружей сза­ди и спра­ва слы­ша­лась все чаще и чаще (Лев Толстой).

Товарищи отно­си­лись к нему непри­яз­нен­но, сол­да­ты же люби­ли воис­ти­ну (А. Куприн).

Голова еще боле­ла, созна­ние же было ясное, отчёт­ли­вое (В. Катаев).

Источник

Составное именное сказуемое. Примеры предложений с составным именным сказуемым

Составное именное сказуемое — это сказуемое, которое состоит из глагола-связки и именной части. Именная часть может быть существительным, прилагательным, причастием, местоимением, числительным или наречием, может быть выражена целым словосочетанием.

Петя стал начальником.
Она оказалась очень талантлива.
Я был первым клиентом.

Даже если сказуемое состоит из одного слова с нулевой связкой, это все равно составное именное сказуемое:

Ты молодец.
Вася студент.
Кошка — животное.

Сказуемое — главный член предложения, который обозначает действие или состояние предмета.

Сказуемое бывает трех видов. Оно может быть простым глагольным ( Я читаю книгу) , составным глагольным ( Я хочу прочитать книгу ) и составным именным ( Книга оказалась интересной ) .

Связка в составном именном сказуемом

Вспомогательная часть составного именного сказуемого — связка , глагол в спрягаемой форме. Глагол-связка выражает грамматическое значение, то есть время и наклонение.

Она была студенткой.
Она стала студенткой.
Она была бы студенткой.
Она выглядела студенткой.
Она оказалась студенткой.

Глаголы-связки бывают трех видов — грамматические, полузнаменательные и знаменательные:

Грамматическая связка выражает только время и наклонения. Это глаголы быть, являться . В настоящем времени глагол быть обычно стоит в нулевой форме — это нулевая связка.
Он футболист.
Он является футболистом.
Он был футболистом.
Он будет футболистом.

Полузнаменательная связка выражает грамматическое значение и вносит дополнительные оттенки значения, но самостоятельным сказуемым быть не может. Примеры: становиться, делаться, оставаться, бывать, оказаться, казаться, считаться, слыть, называться и т.п.
Он стал умником.
Он считался умником.
Он слыл умником.

Знаменательная связка — это глагол с полным лексическим значением, который может и один выступать в роли сказуемого. Примеры: сидеть, лежать, стоять, идти, ехать, возвращаться, жить, родиться, умереть .
Она сидела задумчивая.
Он вернулся усталым.
Ученый жил отшельником.
Солдат погиб героем.

Глаголы быть, становиться, оказываться, являться и т.п. могут выступать и самостоятельными простыми глагольными сказуемыми:
У попа была собака.
Мы были в городе.
Являться муза стала мне.
Мы оказались на окраине.
Становитесь справа.

Читайте также:  из прилагательного в существительное слово легкое

Чтобы отличить составное именное сказуемое со знаменательной связкой, попробуйте заменить его глаголом быть :
Он сидел довольный. Он был довольный.

Именная часть в составном именном сказуемом

Основная часть составного именного сказуемого – именная , она выражает лексическое значение. В этой роли выступают существительное, прилагательное, причастие, местоимение, числительное, наречие или словосочетание.

Существительное в именительном или творительном падеже:
Этот человек — мой знакомый.
Она была учительницей.

Существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога:
Больной лежал в бреду.
Я без гроша.

Словосочетание с главным словом-существительным в родительном падеже:
Солдат был высокого роста.
Он скромного достатка.

Краткое прилагательное:
Море было прекрасно.
Она нетороплива.

Полное прилагательное в именительном или творительном падеже:
Ты добрый.
Мы оставались спокойными.

Краткое причастие:
Противник убит.
Двери были закрыты.

Полные причастия в именительном или творительном падеже:
Окна были открытые.
Окна были открытыми.

Местоимение или словосочетание с местоимением:
Деньги — наши .
Это что-то удивительное.

Числительное в именительном или творительном падеже
Их дом — второй от дороги.
Их дом был вторым от дороги.

  • Сторож был начеку.
    Она замужем.
    В классе стало спокойно.

Составное именное сказуемое. Примеры предложений из литературы

Я был озлоблен, он угрюм. (А. Пушкин)

Дворец казался островом печальным. (А. Пушкин)

Совсем стал белый дедушка. (Н. А. Некрасов)

Ветер был встречный. (Л.Толстой)

Земля велика и прекрасна. (А. Чехов)

Потребность упрощать — наша детская болезнь. (М. Горький).

Многие парни плечисты и крепки. (С. Маршак)

Олененок родился таким же пятнистым, как мать. (М. Пришвин)

Аннушка стояла у стены бледная. (К. Паустовский)

Источник

Роль имен прилагательных в произведениях художественной литературы

Цели:

  • повторить известное об имени прилагательном; показать роль имён прилагательных в художественных произведениях;
  • формировать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их синтаксическую роль, роль в произведениях художественной литературы;
  • воспитывать культуру умственного труда, прививать любовь к родной природе, расширять кругозор.

Оборудование.

  • Таблица-опора “Имя прилагательное как часть речи”;
  • Произведения художественной литературы (отрывки);
  • Репродукция картины и рисунки о зиме.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

1. Организационный момент

(Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите число, классная работа).

2. О теме, целях урока.

Сегодня мы с вами продолжим изучение темы “Имя прилагательное”. Понаблюдаем, какую же роль играет эта часть речи в художественных произведениях.

Поэтому запишите тему урока “Роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы”.

2. Повторение пройденного по теме “Имя прилагательное”.

Вначале повторим по таблице-опоре.

— Что вы знаете об имени прилагательном как части речи?

(что оно обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, каким членом предложения является)?

Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие строчки:

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен. (А.И.Куприн)

— В чём смысл этого высказывания?

— Есть ли здесь прилагательные?

(как вы определили, что они есть?)

Задание. Разберите предложение по членам.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен.

— Расскажите ещё раз о синтаксической роли имён прилагательных, опираясь на это предложение.

Проверка домашнего задания

Проверим домашнюю работу (упр. 260)

Задание. Назовите словосочетания “ прил.+сущ.”, выписанные вами из учебника и художественных произведений; укажите, с какой целью употреблены прилагательные: они выделяют предмет из множества или рисуют, описывают.

3. А теперь посмотрим, какими прилагательными пользовался А.С.Пушкин

Задание. Послушайте такие строчки

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…

— Запишите это предложение.

— Найдите имена прилагательные и слова, от которых они зависят. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

— Назовите обыкновенные прилагательные, которые обозначают признак какого-то предмета, и прилагательные, которые помогают более ярко и выразительно описывать предмет.

Под небесами (какими?) голубыми (цвет)

Коврами (какими?) великолепными —

Это уже не просто прилагательное, а художественное образное определение, которое называется эпитетом.

— А что такое эпитет?

(Изобразительное выразительное средство, используемое в художественных произведениях для создания образа…)

— А какое ещё изобразительно-выразительное средство использует А.С.Пушкин в этом отрывке?

(сравнение: снег, как великолепный ковёр, олицетворение: снег лежит).

— К эпитетам можно подбирать синонимы.

Задание. Выпишите прилагательное “великолепный”, подберите синонимы к этому эпитету, назовите их.

А в “Словаре эпитетов” К.Горбачевича и Е.Хабло даётся к этому слову более ста эпитетов, например:

Роскошный, пышный, ослепительный, богатый, царский, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудный, чудесный, дивный, сказочный, бесподобный, божественный…

Таким образом, эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, “озаряющее” слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет.

Читайте также:  контрольная на тему не с именами существительными

А теперь посмотрите на доску. Здесь записано слово “снег” и ряд прилагательных

Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий).

— Подумайте, какие прилагательные могут быть употреблены с данным существительным, например, в сообщении по радио в сводке погоды?

— Какие прилагательные уместны в художественном описании?

(то есть в художественном описании мы будем использовать эпитеты).

— А с какой целью?

(ярко, красочно, выразительно, образно описать снег).

Обратимся к тексту.(он записан на доске). Послушайте его.

Однажды зимой мы отправились в лес. В … бору было тихо. Всё было покрыто … снегом. В … воздухе носились … снежинки. … ветки украсились … инеем. В этом … наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

— Чего-то в нём не хватает?!

— Как вы думаете, почему?

Но чтобы ответить более полно на этот вопрос, обратитесь к Теории 98, найдите то место, где говорится о роли прилагательных в речи.

То есть, описание неинтересное и некрасивое, сразу представляется картина в серых красках.

— Как же преобразить текст, чтобы он получился “цветным”, красочным.

Задание. Запишите текст, вставив в него подходящие имена прилагательные. (звучит музыка. П.И.Чайковский цикл “Времена года”).

Прочитайте получившееся описание.

А теперь посмотрим авторский текст и сравним с вашим.

Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые снежинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам!

Какой же вывод можно сделать о роли прилагательных в художественных произведениях?

(С помощью прилагательных описание стало выразительнее, красочнее…)

Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных?

(Описать зимний лес, показать его красоту, сказочность).

Это мы с вами провели лингвистический эксперимент, то есть посмотрели, как и для чего писатель подбирает самые нужные, самые меткие имена прилагательные.

Сегодня у нас не совсем обычный урок, так как на уроке есть не только произведения художественной литературы, но и произведения искусства.

Перед вами две репродукции.

— В чём сходство этих картин, а в чём отличие?

(Тема одинаковая: изображён зимний лес, но манера исполнения разная: одна картина в серых тонах, а другая – красочная).

Из уроков ИЗО мы знаем, что эти репродукции относятся к разным видам изобразительного искусства.

Первая – это рисунок. Главное изобразительно-выразительное средство – линия, штрих, тон.

Вторая – живопись. Главное изобразительно-выразительное средство — цвет.

Отсюда можно сделать вывод: писатели описывают предмет с помощью прилагательных, эпитетов, а художники – с помощью цвета.

Физкультминутка.

А сейчас мы сами попробуем побывать в роли художников.

Представьте, что у вас в руках краски и кисть. Мысленно и движением руки создайте свою картину по художественному описанию.

Над голубыми свежими снегами синее огромное и удивительное нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают только по утрам. Особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зелёным бором. (И.А.Бунин.)

Иллюстрация готова. Открываем глаза.

— Что вы изобразили?

И всё это в великолепном цвете.

Тексты этих отрывков у вас на столах. Прочтите его ещё раз сами.

Задание. Выпишите сначала словосочетания “прил.+сущ.”, в которых прилагательные просто обозначают признак предмета.

Над голубыми снегами, синее небо, огромное небо, яркие краски, над зелёным бором…

А теперь — словосочетания с эпитетами.

Нежное небо, радостные краски, над свежим снегом.

— С какой целью автор использует столько прилагательных?

— Что хотел показать он этим описанием?

(как ему представляется зимний пейзаж утром, какие краски он видит, когда смотрит на утреннюю зимнюю природу…)

Итак, мы подошли к концу нашего путешествия в сказку зимней природы, в мир художественного текста.

Остаётся сделать вывод, какова же роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы?

Ответить на этот вопрос вам поможет эпиграф нашего урока, тексты, которые мы с вами рассмотрели, Теория 98…

(писатели используют имена прилагательные в произведениях художественной литературы, чтобы описываемая картина была не серой, а красочной, чтобы описание того или иного предмета, явления было точным, метким, выразительным, чтобы выразить своё отношение к тому, о чём они пишут, чтобы по художественному описанию мы легко могли представить картину, а, может быть, и изобразить её как художники.

Выставление и комментирование оценок.

(сегодня в нашем путешествии хорошо помогали…, неплохо работали…).

Объяснение домашнего задания.

Дома вам тоже предстоит работать с художественными текстами. Найдите стихотворения о зиме, запишите их, подчеркните их как члены предложения. Устно сделайте вывод о роли прилагательных в данном тексте.

Источник