Меню

предложения из художественной литературы с существительными и прилагательными



Роль имен прилагательных в произведениях художественной литературы

Цели:

  • повторить известное об имени прилагательном; показать роль имён прилагательных в художественных произведениях;
  • формировать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их синтаксическую роль, роль в произведениях художественной литературы;
  • воспитывать культуру умственного труда, прививать любовь к родной природе, расширять кругозор.

Оборудование.

  • Таблица-опора “Имя прилагательное как часть речи”;
  • Произведения художественной литературы (отрывки);
  • Репродукция картины и рисунки о зиме.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

1. Организационный момент

(Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите число, классная работа).

2. О теме, целях урока.

Сегодня мы с вами продолжим изучение темы “Имя прилагательное”. Понаблюдаем, какую же роль играет эта часть речи в художественных произведениях.

Поэтому запишите тему урока “Роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы”.

2. Повторение пройденного по теме “Имя прилагательное”.

Вначале повторим по таблице-опоре.

— Что вы знаете об имени прилагательном как части речи?

(что оно обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, каким членом предложения является)?

Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие строчки:

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен. (А.И.Куприн)

— В чём смысл этого высказывания?

— Есть ли здесь прилагательные?

(как вы определили, что они есть?)

Задание. Разберите предложение по членам.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен.

— Расскажите ещё раз о синтаксической роли имён прилагательных, опираясь на это предложение.

Проверка домашнего задания

Проверим домашнюю работу (упр. 260)

Задание. Назовите словосочетания “ прил.+сущ.”, выписанные вами из учебника и художественных произведений; укажите, с какой целью употреблены прилагательные: они выделяют предмет из множества или рисуют, описывают.

3. А теперь посмотрим, какими прилагательными пользовался А.С.Пушкин

Задание. Послушайте такие строчки

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…

— Запишите это предложение.

— Найдите имена прилагательные и слова, от которых они зависят. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

— Назовите обыкновенные прилагательные, которые обозначают признак какого-то предмета, и прилагательные, которые помогают более ярко и выразительно описывать предмет.

Под небесами (какими?) голубыми (цвет)

Коврами (какими?) великолепными —

Это уже не просто прилагательное, а художественное образное определение, которое называется эпитетом.

— А что такое эпитет?

(Изобразительное выразительное средство, используемое в художественных произведениях для создания образа…)

— А какое ещё изобразительно-выразительное средство использует А.С.Пушкин в этом отрывке?

(сравнение: снег, как великолепный ковёр, олицетворение: снег лежит).

— К эпитетам можно подбирать синонимы.

Задание. Выпишите прилагательное “великолепный”, подберите синонимы к этому эпитету, назовите их.

А в “Словаре эпитетов” К.Горбачевича и Е.Хабло даётся к этому слову более ста эпитетов, например:

Роскошный, пышный, ослепительный, богатый, царский, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудный, чудесный, дивный, сказочный, бесподобный, божественный…

Таким образом, эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, “озаряющее” слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет.

А теперь посмотрите на доску. Здесь записано слово “снег” и ряд прилагательных

Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий).

— Подумайте, какие прилагательные могут быть употреблены с данным существительным, например, в сообщении по радио в сводке погоды?

— Какие прилагательные уместны в художественном описании?

(то есть в художественном описании мы будем использовать эпитеты).

— А с какой целью?

(ярко, красочно, выразительно, образно описать снег).

Обратимся к тексту.(он записан на доске). Послушайте его.

Однажды зимой мы отправились в лес. В … бору было тихо. Всё было покрыто … снегом. В … воздухе носились … снежинки. … ветки украсились … инеем. В этом … наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

— Чего-то в нём не хватает?!

— Как вы думаете, почему?

Но чтобы ответить более полно на этот вопрос, обратитесь к Теории 98, найдите то место, где говорится о роли прилагательных в речи.

То есть, описание неинтересное и некрасивое, сразу представляется картина в серых красках.

— Как же преобразить текст, чтобы он получился “цветным”, красочным.

Задание. Запишите текст, вставив в него подходящие имена прилагательные. (звучит музыка. П.И.Чайковский цикл “Времена года”).

Прочитайте получившееся описание.

А теперь посмотрим авторский текст и сравним с вашим.

Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые снежинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам!

Какой же вывод можно сделать о роли прилагательных в художественных произведениях?

Читайте также:  согласование существительных с прилагательными и причастиями

(С помощью прилагательных описание стало выразительнее, красочнее…)

Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных?

(Описать зимний лес, показать его красоту, сказочность).

Это мы с вами провели лингвистический эксперимент, то есть посмотрели, как и для чего писатель подбирает самые нужные, самые меткие имена прилагательные.

Сегодня у нас не совсем обычный урок, так как на уроке есть не только произведения художественной литературы, но и произведения искусства.

Перед вами две репродукции.

— В чём сходство этих картин, а в чём отличие?

(Тема одинаковая: изображён зимний лес, но манера исполнения разная: одна картина в серых тонах, а другая – красочная).

Из уроков ИЗО мы знаем, что эти репродукции относятся к разным видам изобразительного искусства.

Первая – это рисунок. Главное изобразительно-выразительное средство – линия, штрих, тон.

Вторая – живопись. Главное изобразительно-выразительное средство — цвет.

Отсюда можно сделать вывод: писатели описывают предмет с помощью прилагательных, эпитетов, а художники – с помощью цвета.

Физкультминутка.

А сейчас мы сами попробуем побывать в роли художников.

Представьте, что у вас в руках краски и кисть. Мысленно и движением руки создайте свою картину по художественному описанию.

Над голубыми свежими снегами синее огромное и удивительное нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают только по утрам. Особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зелёным бором. (И.А.Бунин.)

Иллюстрация готова. Открываем глаза.

— Что вы изобразили?

И всё это в великолепном цвете.

Тексты этих отрывков у вас на столах. Прочтите его ещё раз сами.

Задание. Выпишите сначала словосочетания “прил.+сущ.”, в которых прилагательные просто обозначают признак предмета.

Над голубыми снегами, синее небо, огромное небо, яркие краски, над зелёным бором…

А теперь — словосочетания с эпитетами.

Нежное небо, радостные краски, над свежим снегом.

— С какой целью автор использует столько прилагательных?

— Что хотел показать он этим описанием?

(как ему представляется зимний пейзаж утром, какие краски он видит, когда смотрит на утреннюю зимнюю природу…)

Итак, мы подошли к концу нашего путешествия в сказку зимней природы, в мир художественного текста.

Остаётся сделать вывод, какова же роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы?

Ответить на этот вопрос вам поможет эпиграф нашего урока, тексты, которые мы с вами рассмотрели, Теория 98…

(писатели используют имена прилагательные в произведениях художественной литературы, чтобы описываемая картина была не серой, а красочной, чтобы описание того или иного предмета, явления было точным, метким, выразительным, чтобы выразить своё отношение к тому, о чём они пишут, чтобы по художественному описанию мы легко могли представить картину, а, может быть, и изобразить её как художники.

Выставление и комментирование оценок.

(сегодня в нашем путешествии хорошо помогали…, неплохо работали…).

Объяснение домашнего задания.

Дома вам тоже предстоит работать с художественными текстами. Найдите стихотворения о зиме, запишите их, подчеркните их как члены предложения. Устно сделайте вывод о роли прилагательных в данном тексте.

Источник

напишите 10 предложений из художественной литературы с частицей не с прилагательными или существительными (можете придумать) плиз мне очень надо

Неудивительно, что счастью нет конца. Не ярквя, а тусклая, словно крошечная свеча стояла в углу комнаты лампа. День был неудачливый и настроени тоже не было. Ненавистники ее были слишком злыми. При уборке я нашла множество ненужных вещей. Не веселая, а грустная музыка звучала в тот день на улицаз. Нежданые тогда гости посетили нас.

Другие вопросы из категории

(1) С чего начать разговор о России? (2)Мне, русскому, это не просто: большое видится на расстоянии.
(3) Россия велика. (4) На её территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. (5) Вспоминаю школьный учитель говорил: солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы.
(6) Может, разговор начать с того, какая Россия разная? (7) Это и безлесая, насквозь промерзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка.(по Б.Короткову).

Сколько микротем в данном тексте?
1)1
2)2
3)3

1.2.К какому стилю речи относится текст?
1) к публицистическому
2)к научному
3)к разговорному
4) к деловому

1.3. Каков тип речи текста?
1)описание
2)рассуждение
3)повествование
4)повествование с элементами рассуждения

1.4. С каким предложением связано 6-е предложение текста?

1) с 5-м
2) со всеми предыдущими предложениями
3) с 1-м

1.5. В каком ряду перечислены только те средства выразительности, которые используются в этом тексте?

Читайте также:  урок русского языка в 6 классе род несклоняемые имена существительные

1) вопросительные предложения, ряды однородных членов, контекстные антонимы
2) ряды однородных членов

3) контекстные синонимы, антитеза,синекдоха
4) гипербола, вопросительные предложения, ряды однородных членов

Источник

Из художественной литературы 3 предложения со страдательными причастиями прошедшего времени

Из художественной литературы 3 предложения со страдательными причастиями прошедшего времени и 2 предложения с отглагольными прилагательными.

Задание нетрудное, только времени требует немало. Берёте произведение, читаете и выписываете.

К. Г. Паустовский, «Мещёрская сторона»

Предложения со страдательными причастиями прошедшего времени:

► В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.
► Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны.
► Станции завалены смолистыми бревнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.
► Манька обтянула платье на исцарапанных коленках, подобрала ноги и начала читать хриплым голосом…

Данные причастия образованы от глаголов покрыть, обуглить, нагреть, завалить, исцарапать.

Предложения с отглагольными прилагательными:

► Тут километры, милый, немереные.
► Я пытался следовать этим советам, но всегда или горелых ив оказывалось несколько, или не было никакого приметного холмища…

Данные прилагательные образованы от глаголов мерить, гореть, приметить.

а от однОго глагола

Задание нетрудное, только времени требует немало. Берёте произведение, читаете и выписываете.

К. Г. Паустовский, «Мещёрская сторона»

Предложения со страдательными причастиями прошедшего времени:

► В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.
► Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны.
► Станции завалены смолистыми бревнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.
► Манька обтянула платье на исцарапанных коленках, подобрала ноги и начала читать хриплым голосом…

Данные причастия образованы от глаголов покрыть, обуглить, нагреть, завалить, исцарапать.

Предложения с отглагольными прилагательными:

► Тут километры, милый, немереные.
► Я пытался следовать этим советам, но всегда или горелых ив оказывалось несколько, или не было никакого приметного холмища…

Данные прилагательные образованы от глаголов мерить, гореть, приметить.

1. Автор: Михаил Булгаков
Название: «Мастер и Маргарита»
Год: 1929-1940
Книга пропитана мистикой, верой, любовью.

Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».

Источник

Обособленные определения. Примеры

Определения, кото­рые выде­ля­ют­ся инто­на­ци­он­но и по смыс­лу, явля­ют­ся обособ­лен­ны­ми. Укажем в каких слу­ча­ях опре­де­ле­ния обособ­ля­ют­ся. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

Что такое определение?

В про­стом пред­ло­же­нии, кро­ме глав­ных чле­нов, могут быть вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, кото­рые пояс­ня­ют или под­ле­жа­щее, или ска­зу­е­мое. Если вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния отно­сит­ся к сло­ву с пред­мет­ным зна­че­ни­ем (суще­стви­тель­но­му или дру­го­му сло­ву, высту­па­ю­ще­му в роли суще­стви­тель­но­го), то назо­вем его опре­де­ле­ни­ем.

Восходившее солн­це золо­ти­ло сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

  • Солнце какое? вос­хо­див­шее;
  • вер­ши­ны какие? сос­но­вые.

Причастие «вос­хо­див­шее» отно­сит­ся к суще­стви­тель­но­му «солн­це». Оно нахо­дит­ся в под­чи­ни­тель­ной свя­зи согла­со­ва­ния с глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния (под­ле­жа­щим), опре­де­ля­ет его, назы­вая при­знак пред­ме­та. То же самое мож­но ска­зать о при­ла­га­тель­ном «сос­но­вые», кото­рое нахо­дит­ся в под­чи­ни­тель­ной свя­зи со сло­вом «вер­ши­ны», вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния (допол­не­ни­ем). Эти сло­ва явля­ют­ся опре­де­ле­ни­я­ми.

Обособленные определения

Определения могут быть необособ­лен­ны­ми и обособ­лен­ны­ми, когда в пред­ло­же­нии они инто­на­ци­он­но и по смыс­лу выде­ля­ют­ся, что при­да­ет им боль­шую смыс­ло­вую нагруз­ку. Сравним:

Стоявшие по коле­но в сугро­бах ели были гро­мад­но высо­ки.

Ели, сто­яв­шие по коле­но в сугро­бах, были гро­мад­но высо­ки (В. Катаев).

В пер­вом пред­ло­же­нии при­част­ный обо­рот «сто­яв­шие по коле­но в сугро­бах» явля­ет­ся рас­про­стра­нен­ным опре­де­ле­ни­ем, кото­рое отно­сит­ся к сло­ву «дере­вья», пояс­ня­ет его. Данный при­част­ный обо­рот нахо­дит­ся перед опре­де­ля­е­мым сло­вом и не выде­ля­ет­ся ни по смыс­лу, ни инто­на­ци­он­но.

Во вто­ром слу­чае при­част­ный обо­рот явля­ет­ся обособ­лен­ным чле­ном пред­ло­же­ния (опре­де­ле­ни­ем), так как смыс­ло­вое его выде­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся инто­на­ци­он­но. На пись­ме обособ­лен­ное опре­де­ле­ние выде­ля­ет­ся запя­ты­ми.

Видеоурок

Определения, выраженные причастным оборотом

Если при­ча­стие с зави­си­мы­ми сло­ва­ми нахо­дит­ся после опре­де­ля­е­мо­го сло­ва, такой обо­рот под­ле­жит обя­за­тель­но­му выде­ле­нию зна­ка­ми пре­пи­на­ния.

Верхушки веко­вых елей, при­зрач­но осве­щен­ные звёз­да­ми, бле­сте­ли и дыми­лись, слов­но были натер­ты фос­фо­ром (В. Катаев).

За эти­ми луга­ми вид­не­лись дру­гие луга, еще не тро­ну­тые косой (Г. Данилевский).

Но еще выше было небо, все засы­пан­ное зим­ни­ми звез­да­ми (В. Катаев).

От све­жих золотисто-белых щепок, гру­да­ми лежав­ших око­ло влаж­ных пней, вея­ло осо­бен­ным, чрез­вы­чай­но при­ят­ным горь­ким запа­хом (И. Тургенев).

Небо, покры­тое обла­ка­ми, все же дава­ло доста­точ­но све­та, что­бы мок­рые леса мог­ли заго­реть­ся вда­ли, как баг­ря­ные пожа­ры (К. Паустовский).

Одиночное определение или причастный оборот перед определяемым словом

Такое опре­де­ле­ние явля­ет­ся обособ­лен­ным, если име­ет обсто­я­тель­ствен­ное зна­че­ние при­чи­ны, усло­вия или уступ­ки.

Обрадованная, мать уве­рен­но отве­ти­ла: «Найду что ска­зать!» (М. Горький).

Оглушенный паде­ни­ем, Григорий еле под­нял­ся на ноги (М. Шолохов).

Высокий, кост­ля­вый и блед­ный, Степан Бояркин пошел, при­хра­мы­вая, к теле­ге (М. Бубеннов).

Обвешанный уби­ты­ми пти­ца­ми, в мок­рых сапо­гах с при­лип­шей к ним болот­ной тра­вой, охот­ник неспеш­но шагал по доро­ге (В. Лидин).

Определения, выраженные одиночными прилагательными

Нераспространенные опре­де­ле­ния, выра­жен­ные оди­ноч­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми, нахо­дя­щи­ми­ся после опре­де­ля­е­мо­го сло­ва, выде­ля­ют­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния. Обратим вни­ма­ние, что такие опре­де­ле­ния часто нахо­дят­ся меж­ду под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым.

Дождь , нуд­ный и бес­ко­неч­ный , все еще лил и лил (Э. Казакевич).

Это была счаст­ли­вая жизнь, неза­тей­ли­вая, конеч­но, не бога­тая, но радост­ная, све­жая, чест­ная, ничем не сму­ща­е­мая (А. Куприн).

И гла­за его, малень­кие и свет­лые, ост­ро поблёс­ки­ва­ли в глу­бо­ких глаз­ни­цах (Ю. Нагибин).

Соскакиваем пря­мо в воду, мут­ную и холод­ную (В. Некрасов).

Особую слож­ность пред­став­ля­ет пунк­ту­а­ция в пред­ло­же­нии, в кото­ром у суще­стви­тель­но­го уже име­ет­ся одно опре­де­ле­ние, а после­ду­ю­щие оди­ноч­ные при­ла­га­тель­ные явля­ют­ся обособ­лен­ны­ми, напри­мер:

Была белая ночь, облач­ная и тихая (В. Вересаев).

Над дома­ми висе­ли мут­ные обла­ка, а вни­зу лежал белый снег, пуши­стый и холод­ный (В. Короленко).

К двум годам Бим стал отлич­ной охот­ни­чьей соба­кой, довер­чи­вой и чест­ной (Г. Троепольский).

Пройдя узкую тро­пин­ку, мы вышли на лес­ную доро­гу, чер­ную от гря­зи, всю истоп­тан­ную сле­да­ми копыт и избо­рож­ден­ную коле­я­ми, пол­ны­ми воды, в кото­рой отра­жал­ся пожар вечер­ней зари (А. Куприн).

Определения, выраженные прилагательным с зависимыми словами

Выделяются запя­ты­ми рас­про­стра­нён­ные опре­де­ле­ния, выра­жен­ные при­ла­га­тель­ны­ми с зави­си­мы­ми сло­ва­ми, сто­я­щие после опре­де­ля­е­мо­го сло­ва.

Черный орел, цар­ствен­но вели­ча­вый в сво­ем оди­но­че­стве, мед­лен­но парил в холод­ном под­не­бе­сье, почти неза­мет­но теряя на кру­гах высо­ту (М. Шолохов).

Мало най­дет­ся в нашей лите­ра­ту­ре таких щемя­щих рас­ска­зов, пол­ных скры­той люб­ви к про­сто­му чело­ве­ку (К. Паустовский).

По реке нес­ло жел­то­ва­тую пену, похо­жую на сби­тый белок (К. Паустовский).

Давно он не бывал здесь, в этих местах, зна­ко­мых с дет­ских лет (А. Кузнецова).

Определения относятся к личному местоимению

Одиночные и рас­про­стра­нен­ные опре­де­ле­ния, отно­ся­щи­е­ся к лич­но­му место­име­нию, неза­ви­си­мо от их место­на­хож­де­ния в пред­ло­же­нии все­гда обособ­ля­ют­ся запя­ты­ми.

Огромное, теря­ю­ще­е­ся в про­стран­стве, оно [море] лежа­ло глу­бо­ко вни­зу, дале­ко белея сквозь сумрак бегу­щи­ми к зем­ле гри­ва­ми пены (И. Бунин).

И теперь, заня­тая хло­пот­ли­вы­ми обя­зан­но­стя­ми хозяй­ки, она часто с забот­ли­вой любо­вью погля­ды­ва­ла через две­ри в гости­ную, где в углу над шах­мат­ным сто­ли­ком скло­ни­лась боль­шая, харак­тер­ная голо­ва Рязанцева с откры­тым шиш­ко­ва­тым лбом мыс­ли­те­ля и с дет­ски­ми гла­за­ми, голу­бы­ми и ясны­ми (А. Куприн).

И, мрач­нее чер­ной ночи, он поту­пил гроз­ны очи, стал кру­тить свой сивый ус (А. Пушкин).

Иногда, не доволь­но теп­ло оде­тый, я не чув­ство­вал холо­да насту­па­ю­ще­го нояб­ря (С. Аксаков).

Расстроенные и недо­уме­ва­ю­щие, вышли они на ули­цу (М. Прилежаева).

Возбужденные, мы сели с лес­ни­ком на пова­лен­ный вет­ром ясень, что­бы обсу­дить про­ис­шед­шее (В. Песков).

Через мину­ту кук­ла уже была во двор­це. Веселая и жиз­не­ра­дост­ная, она шла мимо стра­жи, чинов­ни­ков, кото­рые улы­ба­лись впер­вые в жиз­ни (Ю. Олеша).

Определение отделено другими членами предложения от определяемого слова

В такой син­так­си­че­ской ситу­а­ции, когда оди­ноч­ное опре­де­ле­ние или обо­рот рас­по­ло­же­ны дистан­ци­он­но по отно­ше­нию к опре­де­ля­е­мо­му им сло­ву, эти вто­ро­сте­пен­ные чле­ны так­же выде­ля­ют­ся запя­ты­ми.

Я шел и поми­нут­но огля­ды­вал­ся, пора­жен­ный мрач­ной пре­ле­стью при­ро­ды (А. Пушкин).

На лав­ке, раз­бро­сан­ные, лежа­ли порш­ни, ружье, кин­жал, мешо­чек, мокрое пла­тье, тряп­ки (Л. Толстой).

Два часа спу­стя он уже шагал вдоль реки, высо­кий, жили­стый и узнав­ший вели­чай­шее чудо (В. Лидин).

Определения, выраженные существительными в косвенном падеже

Обычно такие несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния явля­ют­ся обособ­лен­ны­ми, осо­бен­но если они отно­сят­ся к име­ни соб­ствен­но­му или лич­но­му место­име­нию.

Карл Иваныч, с очка­ми на носу и кни­гой в руке, сидел на сво­ем обыч­ном месте (Л. Толстой).

Русый, с куд­ря­вой голо­вой, без шап­ки и с рас­стег­ну­той руба­хой, Дымов казал­ся кра­си­вым и необык­но­вен­но силь­ным (А. Чехов).

Он, в белой руба­хе и в широ­ком куша­ке с рас­пу­щен­ны­ми на боку кон­ца­ми, сто­ит одной ногой в лод­ке, а дру­гой на бере­гу (М. Горький).

Шпаковский, в шля­пе, в корот­ком паль­то, в шер­стя­ном шар­фе и кожа­ных пер­чат­ках, смот­рел неодоб­ри­тель­но, как Марченко, оде­тый в гид­ро­ко­стюм, бул­ты­ха­ет­ся в гряз­ной воде (В. Кожевников).

И весь он, в руба­хе, выпу­щен­ной поверх шта­нов и рас­пах­ну­той на гру­ди, был, как дуб, кря­жи­стый, устой­чи­вый (В. Солоухин).

Видеоурок «Обособленные определения. Когда нужно ставить запятые»

Источник

Предложения из художественной литературы с существительными и прилагательными



15 предложений из художественной литературы с устаревшей лексикой ПОЖАЛУЙСТАА

Отрывок из произведения А. Толстого «Князь Серебряный»
Званные мною на пир не пришли.
И я послал на торжища и на исходища путей
и повелел призывать елицех, какие обретутся.
И се опять есть опричнина.

Устаревшие слова: Торжища, исходища, елицех, обретутся, се, опричнина.
Торжище – место для торговли, рынок.
Исходище – место, откуда выходят пути, перекресток.
Обретутся – найдутся.
Се – это.
Елицех – всех.
Опричнина – система внутриполитических мер, предпринятых Иваном Грозным для укрепления самодержавия и разгрома боярско-княжеской оппозиции, а еще одно значение – особое войско для такой борьбы.

А вот еще один маленький отрывочек из басни С. Михалкова «Назойливый комар» .
Комар пиитом возомнил себя.
Пищать он в рифму научился!
И вот, что было сил в свой хоботок трубя,
Терпение зверей испытывать пустился.

Устаревшее слово – пиит. Обозначает поэт.

слово может устареть целиком и полностью выйти из употребления: ланиты— «щёки», выя — «шея», десница — «правая рука», шуйца — «левая рука», дабы— «чтобы», пагуба — «погибель»;

2) у слова может устареть одно из значений, в то время как остальные продолжают использоваться в современном языке: живот — «жизнь», вор — «государственный преступник» (Лжедмитрия II называли «Тушинский вор»); у слова давать в течение последних 10 лет исчезло значение «продавать», а у слова выбросить — значение «пустить в продажу»;

3) в слове могут измениться 1-2 звука и / или место ударения: нумер — номер, библи́отека — библиотека, зерцало — зеркало, снурок — шнурок;

4) устаревшее слово может отличаться от современных приставкой и / или суффиксом (дружество — дружба, ресторация — ресторан, рыбарь — рыбак);

5) у слова могут измениться отдельные грамматические формы (ср.: название поэмы А. С. Пушкина «Цыганы» — современная форма цыгане) или принадлежность этого слова к определённому грамматическому классу (словарояль, зала употреблялись как существительные женского рода, а в современном русском языке это слова мужского рода).

Учеба — тот этап человеческой жизни, который должен пройти каждый. Именно отношение людей к учебе может показать истинное лицо человека.

Все ученики всегда делятся на прилежных и «неприлежных». Первые добросовестно выполняют домашнее задание, тем самым работают на увеличение своего кругозора, развитие своего мышления, а также воспитывают в себе личность и закаляют характер, так как несут ответственность за свои совершенные поступки. Обычно, такие люди достигают больших высот не только благодаря своим знаниям, но и той внутренней силе, которой воспитали в процессе обучения.

Другие являются антиподом: не выполняют домашнего задания и другое. Их характер строится на лжи и безответственности, так как такие люди не задумываются о последствиях содеянного и им часто приходится лгать дабы выходить увильнуть от наказания и так далее. Такие люди могут нести низкую социальную ответственность, что может пагубно сказаться на развитии нашего социума.

Таким образом, элементарное отношение к учебе может рассказать многое о человеке.

Через дефис пишутся наречия: 1. Наречия в состав, которого входит приставка по, и суффиксы ому, ему, цки, ски , ьи. Например: по-весеннему, выть по-волчьи. Исключения по-латыни. То есть в состав наречия обязательно должна входить пристака и один из выше перечисленных суффиксов. 2. Неопределенные наречия с суффиксами то, либо, нибудь, кое. Например кое-где, где-то. 3. Наречия образованы повтором одинаковых или близких по значению слов. Например еле-еле, чуть-чуть. Особенность-исключение :

точь-в-точь. 4. Слова во-первых, в-третьих и так далее..5. С частицей таки, например

Источник

27 примеров сложносочиненных предложений из художественной литературы

Приведем при­ме­ры слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ний из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры с соеди­ни­тель­ны­ми, про­ти­ви­тель­ны­ми и раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми.

Сложносочиненными явля­ют­ся про­стые пред­ло­же­ния, рав­но­прав­ные по смыс­лу и свя­зан­ные сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми, напри­мер:

Тропинка обо­гну­ла куст ореш­ни­ка, и лес сра­зу раз­дал­ся в сто­ро­ны (Ю. Нагибин).

В слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии про­стые пред­ло­же­ния, соеди­ня­ют­ся сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми, кото­рые делят­ся на три груп­пы:

  • соеди­ни­тель­ные сою­зы: и, да (=и), да и, тоже, так­же, не только…но и, ни…ни;
  • раз­де­ли­тель­ные сою­зы: или, либо, то…то, не то…не то;
  • про­ти­ви­тель­ные сою­зы: а, но, да (=но), же, одна­ко, зато.

Примеры предложений с соединительными союзами

Ещё тра­ва пол­на про­зрач­ных слёз, и гром вда­ли гре­мит рас­ка­том (А. Блок).

Снег набил­ся в мор­щи­ны коры, и тол­стый, в три обхва­та, ствол казал­ся про­ши­тым сереб­ря­ны­ми нитя­ми (Ю. Нагибин).

В сенях пах­ло све­жи­ми ябло­ка­ми и висе­ли вол­чьи и лисьи шку­ры.

Молодые листья лепе­та­ли, да зяб­ли­ки кое-где пели, да гор­лин­ки вор­ко­ва­ли всё на одном и том же дере­ве, да куко­ва­ла кукуш­ка, пере­ме­ща­ясь вся­кий раз (И. Тургенев).

Светлые, про­зрач­но набе­га­ю­щие мор­щи­ны моют золо­той песок, да чуть при­мет­но шеве­лят­ся тём­ные листья задум­чи­во све­сив­ших­ся над обры­вом с раз­мы­ты­ми весен­нею водою кор­ня­ми дере­вьев (А. Чехов).

Люди силь­но про­го­ло­да­лись, лоша­ди тоже нуж­да­лись в отды­хе (В. Арсеньев).

Луна взо­шла баг­ро­вая и хму­рая, звез­ды тоже хму­ри­лись (А. Чехов).

Мать посмот­ре­ла в окно, девоч­ка тоже взгля­ну­ла на ули­цу (М. Горький).

Во всем доме она не зна­ла ни одно­го чело­ве­ка, да и сам рай­он, далё­кий от цен­тра, был её ещё незна­ком (Т. Тэсс).

Скрывать исти­ну было бес­по­лез­но, да Серпилин и не счи­тал себя впра­ве это делать (К. Симонов).

Ни души не попа­лось на пути, ни огня за став­ня­ми (Л. Леонов).

Ни один звук не выдал его, ни одна веточ­ка не трес­ну­ла под его нога­ми (Г. Николаева).

Примеры предложений с разделительными союзами

То степь откры­ва­лась далё­кая и мол­ча­ли­вая, то низ­кие, подер­ну­тые кро­вью тучи, а то и люди, и паро­вик, и моло­тил­ка разом тону­ли в чер­ном мра­ке (А. Серавимович).

То ль былое вспо­ми­на­ет­ся, то ль небыв­шее зовёт? (Н. Рыленков).

То белая коло­ко­лен­ка про­гля­нет из сине­во­го маре­ва, то крас­ная кры­ша дома сквозь зелень сада, то про­гре­мят коле­са по бре­вен­ча­то­му мосту через небыст­рую реч­ку (В. Солоухин).

В душ­ном воз­ду­хе то раз­да­ва­лись уда­ры кирок о камень, то зауныв­но пели колё­са тачек (М. Горький).

То появит­ся в раз­ры­вах обла­ков солн­це, то опять закро­ет его свет их бегу­щая мас­са (Н. Минх).

Только ино­гда мельк­нет берез­ка или мрач­ной тенью вста­нет перед тобою ель (Г. Федосеев).

То скрип­нет дверь, то тихо отво­рит­ся калит­ка, то сгорб­лен­ная фигу­ра пле­тёт­ся от дома по ого­ро­дам (В. Короленко).

Читаем еще при­ме­ры слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с сою­зом «или» и дру­ги­ми раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми.

Читайте также:  запиши пословицы подчеркните имена существительные

Примеры предложений с противительными союзами

Каждый день дул страш­ный ветер, а за ночь на сне­гу обра­зо­вал­ся твер­дый, льди­стый слой наста (А. Куприн).

Орешник почти отпы­лил, а берё­за еще робе­ет зеле­неть, не дове­ряя насту­пив­шей теп­лы­ни, а лес совсем про­зрач­ный, без теней, слов­но щурит­ся спро­со­нья (Л. Леонов).

Туман лежал белой колы­ха­ю­щей­ся гла­дью у его ног, но над ним сия­ло голу­бое небо, и шеп­та­лись души­стые зеле­ные вет­ви, а золо­тые лучи солн­ца зве­не­ли лику­ю­щим тор­же­ством побе­ды (А. Куприн).

Горячее лицо с тос­кой иска­ло вет­ра, да ветра-то не было (И. Тургенев).

Вековые ели и кед­ры утра­ти­ли свой белый наряд, зато на зем­ле во мно­гих местах наме­ло боль­шие сугро­бы (В. Арсеньев).

Лось ушел, зато рядом раз­да­вал­ся звук, изда­ва­е­мый каким-то живым и, веро­ят­но, сла­бым суще­ством (Б. Полевой).

Много тру­да пред­сто­ит ему, но зато зимой он отдох­нёт (М. Салтыков-Щедрин).

Обе каза­лись спо­кой­ны и сме­лы; одна­ко ж при моем при­бли­же­нии обе поту­пи­ли голо­ву и закры­лись сво­и­ми изо­дран­ны­ми чадра­ми (А. Пушкин).

Канонада ста­ла сла­бее, одна­ко трес­кот­ня ружей сза­ди и спра­ва слы­ша­лась все чаще и чаще (Лев Толстой).

Товарищи отно­си­лись к нему непри­яз­нен­но, сол­да­ты же люби­ли воис­ти­ну (А. Куприн).

Голова еще боле­ла, созна­ние же было ясное, отчёт­ли­вое (В. Катаев).

Источник

Составное именное сказуемое. Примеры предложений с составным именным сказуемым

Составное именное сказуемое — это сказуемое, которое состоит из глагола-связки и именной части. Именная часть может быть существительным, прилагательным, причастием, местоимением, числительным или наречием, может быть выражена целым словосочетанием.

Петя стал начальником.
Она оказалась очень талантлива.
Я был первым клиентом.

Даже если сказуемое состоит из одного слова с нулевой связкой, это все равно составное именное сказуемое:

Ты молодец.
Вася студент.
Кошка — животное.

Сказуемое — главный член предложения, который обозначает действие или состояние предмета.

Сказуемое бывает трех видов. Оно может быть простым глагольным ( Я читаю книгу) , составным глагольным ( Я хочу прочитать книгу ) и составным именным ( Книга оказалась интересной ) .

Связка в составном именном сказуемом

Вспомогательная часть составного именного сказуемого — связка , глагол в спрягаемой форме. Глагол-связка выражает грамматическое значение, то есть время и наклонение.

Она была студенткой.
Она стала студенткой.
Она была бы студенткой.
Она выглядела студенткой.
Она оказалась студенткой.

Глаголы-связки бывают трех видов — грамматические, полузнаменательные и знаменательные:

Грамматическая связка выражает только время и наклонения. Это глаголы быть, являться . В настоящем времени глагол быть обычно стоит в нулевой форме — это нулевая связка.
Он футболист.
Он является футболистом.
Он был футболистом.
Он будет футболистом.

Полузнаменательная связка выражает грамматическое значение и вносит дополнительные оттенки значения, но самостоятельным сказуемым быть не может. Примеры: становиться, делаться, оставаться, бывать, оказаться, казаться, считаться, слыть, называться и т.п.
Он стал умником.
Он считался умником.
Он слыл умником.

Знаменательная связка — это глагол с полным лексическим значением, который может и один выступать в роли сказуемого. Примеры: сидеть, лежать, стоять, идти, ехать, возвращаться, жить, родиться, умереть .
Она сидела задумчивая.
Он вернулся усталым.
Ученый жил отшельником.
Солдат погиб героем.

Глаголы быть, становиться, оказываться, являться и т.п. могут выступать и самостоятельными простыми глагольными сказуемыми:
У попа была собака.
Мы были в городе.
Являться муза стала мне.
Мы оказались на окраине.
Становитесь справа.

Читайте также:  варианты форм существительных мужского рода в родительном падеже единственного числа

Чтобы отличить составное именное сказуемое со знаменательной связкой, попробуйте заменить его глаголом быть :
Он сидел довольный. Он был довольный.

Именная часть в составном именном сказуемом

Основная часть составного именного сказуемого – именная , она выражает лексическое значение. В этой роли выступают существительное, прилагательное, причастие, местоимение, числительное, наречие или словосочетание.

Существительное в именительном или творительном падеже:
Этот человек — мой знакомый.
Она была учительницей.

Существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога:
Больной лежал в бреду.
Я без гроша.

Словосочетание с главным словом-существительным в родительном падеже:
Солдат был высокого роста.
Он скромного достатка.

Краткое прилагательное:
Море было прекрасно.
Она нетороплива.

Полное прилагательное в именительном или творительном падеже:
Ты добрый.
Мы оставались спокойными.

Краткое причастие:
Противник убит.
Двери были закрыты.

Полные причастия в именительном или творительном падеже:
Окна были открытые.
Окна были открытыми.

Местоимение или словосочетание с местоимением:
Деньги — наши .
Это что-то удивительное.

Числительное в именительном или творительном падеже
Их дом — второй от дороги.
Их дом был вторым от дороги.

  • Сторож был начеку.
    Она замужем.
    В классе стало спокойно.

Составное именное сказуемое. Примеры предложений из литературы

Я был озлоблен, он угрюм. (А. Пушкин)

Дворец казался островом печальным. (А. Пушкин)

Совсем стал белый дедушка. (Н. А. Некрасов)

Ветер был встречный. (Л.Толстой)

Земля велика и прекрасна. (А. Чехов)

Потребность упрощать — наша детская болезнь. (М. Горький).

Многие парни плечисты и крепки. (С. Маршак)

Олененок родился таким же пятнистым, как мать. (М. Пришвин)

Аннушка стояла у стены бледная. (К. Паустовский)

Источник

Роль имен прилагательных в произведениях художественной литературы

Цели:

  • повторить известное об имени прилагательном; показать роль имён прилагательных в художественных произведениях;
  • формировать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их синтаксическую роль, роль в произведениях художественной литературы;
  • воспитывать культуру умственного труда, прививать любовь к родной природе, расширять кругозор.

Оборудование.

  • Таблица-опора “Имя прилагательное как часть речи”;
  • Произведения художественной литературы (отрывки);
  • Репродукция картины и рисунки о зиме.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

1. Организационный момент

(Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите число, классная работа).

2. О теме, целях урока.

Сегодня мы с вами продолжим изучение темы “Имя прилагательное”. Понаблюдаем, какую же роль играет эта часть речи в художественных произведениях.

Поэтому запишите тему урока “Роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы”.

2. Повторение пройденного по теме “Имя прилагательное”.

Вначале повторим по таблице-опоре.

— Что вы знаете об имени прилагательном как части речи?

(что оно обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, каким членом предложения является)?

Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие строчки:

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен. (А.И.Куприн)

— В чём смысл этого высказывания?

— Есть ли здесь прилагательные?

(как вы определили, что они есть?)

Задание. Разберите предложение по членам.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен.

— Расскажите ещё раз о синтаксической роли имён прилагательных, опираясь на это предложение.

Проверка домашнего задания

Проверим домашнюю работу (упр. 260)

Задание. Назовите словосочетания “ прил.+сущ.”, выписанные вами из учебника и художественных произведений; укажите, с какой целью употреблены прилагательные: они выделяют предмет из множества или рисуют, описывают.

3. А теперь посмотрим, какими прилагательными пользовался А.С.Пушкин

Задание. Послушайте такие строчки

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…

— Запишите это предложение.

— Найдите имена прилагательные и слова, от которых они зависят. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

— Назовите обыкновенные прилагательные, которые обозначают признак какого-то предмета, и прилагательные, которые помогают более ярко и выразительно описывать предмет.

Под небесами (какими?) голубыми (цвет)

Коврами (какими?) великолепными —

Это уже не просто прилагательное, а художественное образное определение, которое называется эпитетом.

— А что такое эпитет?

(Изобразительное выразительное средство, используемое в художественных произведениях для создания образа…)

— А какое ещё изобразительно-выразительное средство использует А.С.Пушкин в этом отрывке?

(сравнение: снег, как великолепный ковёр, олицетворение: снег лежит).

— К эпитетам можно подбирать синонимы.

Задание. Выпишите прилагательное “великолепный”, подберите синонимы к этому эпитету, назовите их.

А в “Словаре эпитетов” К.Горбачевича и Е.Хабло даётся к этому слову более ста эпитетов, например:

Роскошный, пышный, ослепительный, богатый, царский, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудный, чудесный, дивный, сказочный, бесподобный, божественный…

Таким образом, эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, “озаряющее” слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет.

Читайте также:  грамматика английского языка упражнения имя существительное

А теперь посмотрите на доску. Здесь записано слово “снег” и ряд прилагательных

Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий).

— Подумайте, какие прилагательные могут быть употреблены с данным существительным, например, в сообщении по радио в сводке погоды?

— Какие прилагательные уместны в художественном описании?

(то есть в художественном описании мы будем использовать эпитеты).

— А с какой целью?

(ярко, красочно, выразительно, образно описать снег).

Обратимся к тексту.(он записан на доске). Послушайте его.

Однажды зимой мы отправились в лес. В … бору было тихо. Всё было покрыто … снегом. В … воздухе носились … снежинки. … ветки украсились … инеем. В этом … наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

— Чего-то в нём не хватает?!

— Как вы думаете, почему?

Но чтобы ответить более полно на этот вопрос, обратитесь к Теории 98, найдите то место, где говорится о роли прилагательных в речи.

То есть, описание неинтересное и некрасивое, сразу представляется картина в серых красках.

— Как же преобразить текст, чтобы он получился “цветным”, красочным.

Задание. Запишите текст, вставив в него подходящие имена прилагательные. (звучит музыка. П.И.Чайковский цикл “Времена года”).

Прочитайте получившееся описание.

А теперь посмотрим авторский текст и сравним с вашим.

Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые снежинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам!

Какой же вывод можно сделать о роли прилагательных в художественных произведениях?

(С помощью прилагательных описание стало выразительнее, красочнее…)

Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных?

(Описать зимний лес, показать его красоту, сказочность).

Это мы с вами провели лингвистический эксперимент, то есть посмотрели, как и для чего писатель подбирает самые нужные, самые меткие имена прилагательные.

Сегодня у нас не совсем обычный урок, так как на уроке есть не только произведения художественной литературы, но и произведения искусства.

Перед вами две репродукции.

— В чём сходство этих картин, а в чём отличие?

(Тема одинаковая: изображён зимний лес, но манера исполнения разная: одна картина в серых тонах, а другая – красочная).

Из уроков ИЗО мы знаем, что эти репродукции относятся к разным видам изобразительного искусства.

Первая – это рисунок. Главное изобразительно-выразительное средство – линия, штрих, тон.

Вторая – живопись. Главное изобразительно-выразительное средство — цвет.

Отсюда можно сделать вывод: писатели описывают предмет с помощью прилагательных, эпитетов, а художники – с помощью цвета.

Физкультминутка.

А сейчас мы сами попробуем побывать в роли художников.

Представьте, что у вас в руках краски и кисть. Мысленно и движением руки создайте свою картину по художественному описанию.

Над голубыми свежими снегами синее огромное и удивительное нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают только по утрам. Особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зелёным бором. (И.А.Бунин.)

Иллюстрация готова. Открываем глаза.

— Что вы изобразили?

И всё это в великолепном цвете.

Тексты этих отрывков у вас на столах. Прочтите его ещё раз сами.

Задание. Выпишите сначала словосочетания “прил.+сущ.”, в которых прилагательные просто обозначают признак предмета.

Над голубыми снегами, синее небо, огромное небо, яркие краски, над зелёным бором…

А теперь — словосочетания с эпитетами.

Нежное небо, радостные краски, над свежим снегом.

— С какой целью автор использует столько прилагательных?

— Что хотел показать он этим описанием?

(как ему представляется зимний пейзаж утром, какие краски он видит, когда смотрит на утреннюю зимнюю природу…)

Итак, мы подошли к концу нашего путешествия в сказку зимней природы, в мир художественного текста.

Остаётся сделать вывод, какова же роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы?

Ответить на этот вопрос вам поможет эпиграф нашего урока, тексты, которые мы с вами рассмотрели, Теория 98…

(писатели используют имена прилагательные в произведениях художественной литературы, чтобы описываемая картина была не серой, а красочной, чтобы описание того или иного предмета, явления было точным, метким, выразительным, чтобы выразить своё отношение к тому, о чём они пишут, чтобы по художественному описанию мы легко могли представить картину, а, может быть, и изобразить её как художники.

Выставление и комментирование оценок.

(сегодня в нашем путешествии хорошо помогали…, неплохо работали…).

Объяснение домашнего задания.

Дома вам тоже предстоит работать с художественными текстами. Найдите стихотворения о зиме, запишите их, подчеркните их как члены предложения. Устно сделайте вывод о роли прилагательных в данном тексте.

Источник