Роль имен прилагательных в произведениях художественной литературы
Цели:
- повторить известное об имени прилагательном; показать роль имён прилагательных в художественных произведениях;
- формировать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их синтаксическую роль, роль в произведениях художественной литературы;
- воспитывать культуру умственного труда, прививать любовь к родной природе, расширять кругозор.
Оборудование.
- Таблица-опора “Имя прилагательное как часть речи”;
- Произведения художественной литературы (отрывки);
- Репродукция картины и рисунки о зиме.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
1. Организационный момент
(Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите число, классная работа).
2. О теме, целях урока.
Сегодня мы с вами продолжим изучение темы “Имя прилагательное”. Понаблюдаем, какую же роль играет эта часть речи в художественных произведениях.
Поэтому запишите тему урока “Роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы”.
2. Повторение пройденного по теме “Имя прилагательное”.
Вначале повторим по таблице-опоре.
— Что вы знаете об имени прилагательном как части речи?
(что оно обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, каким членом предложения является)?
Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие строчки:
Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен. (А.И.Куприн)
— В чём смысл этого высказывания?
— Есть ли здесь прилагательные?
(как вы определили, что они есть?)
Задание. Разберите предложение по членам.
Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен.
— Расскажите ещё раз о синтаксической роли имён прилагательных, опираясь на это предложение.
Проверка домашнего задания
Проверим домашнюю работу (упр. 260)
Задание. Назовите словосочетания “ прил.+сущ.”, выписанные вами из учебника и художественных произведений; укажите, с какой целью употреблены прилагательные: они выделяют предмет из множества или рисуют, описывают.
3. А теперь посмотрим, какими прилагательными пользовался А.С.Пушкин
Задание. Послушайте такие строчки
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
— Запишите это предложение.
— Найдите имена прилагательные и слова, от которых они зависят. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.
— Назовите обыкновенные прилагательные, которые обозначают признак какого-то предмета, и прилагательные, которые помогают более ярко и выразительно описывать предмет.
Под небесами (какими?) голубыми (цвет)
Коврами (какими?) великолепными —
Это уже не просто прилагательное, а художественное образное определение, которое называется эпитетом.
— А что такое эпитет?
(Изобразительное выразительное средство, используемое в художественных произведениях для создания образа…)
— А какое ещё изобразительно-выразительное средство использует А.С.Пушкин в этом отрывке?
(сравнение: снег, как великолепный ковёр, олицетворение: снег лежит).
— К эпитетам можно подбирать синонимы.
Задание. Выпишите прилагательное “великолепный”, подберите синонимы к этому эпитету, назовите их.
А в “Словаре эпитетов” К.Горбачевича и Е.Хабло даётся к этому слову более ста эпитетов, например:
Роскошный, пышный, ослепительный, богатый, царский, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудный, чудесный, дивный, сказочный, бесподобный, божественный…
Таким образом, эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, “озаряющее” слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет.
А теперь посмотрите на доску. Здесь записано слово “снег” и ряд прилагательных
Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий).
— Подумайте, какие прилагательные могут быть употреблены с данным существительным, например, в сообщении по радио в сводке погоды?
— Какие прилагательные уместны в художественном описании?
(то есть в художественном описании мы будем использовать эпитеты).
— А с какой целью?
(ярко, красочно, выразительно, образно описать снег).
Обратимся к тексту.(он записан на доске). Послушайте его.
Однажды зимой мы отправились в лес. В … бору было тихо. Всё было покрыто … снегом. В … воздухе носились … снежинки. … ветки украсились … инеем. В этом … наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)
— Чего-то в нём не хватает?!
— Как вы думаете, почему?
Но чтобы ответить более полно на этот вопрос, обратитесь к Теории 98, найдите то место, где говорится о роли прилагательных в речи.
То есть, описание неинтересное и некрасивое, сразу представляется картина в серых красках.
— Как же преобразить текст, чтобы он получился “цветным”, красочным.
Задание. Запишите текст, вставив в него подходящие имена прилагательные. (звучит музыка. П.И.Чайковский цикл “Времена года”).
Прочитайте получившееся описание.
А теперь посмотрим авторский текст и сравним с вашим.
Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые снежинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)
Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам!
Какой же вывод можно сделать о роли прилагательных в художественных произведениях?
(С помощью прилагательных описание стало выразительнее, красочнее…)
Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных?
(Описать зимний лес, показать его красоту, сказочность).
Это мы с вами провели лингвистический эксперимент, то есть посмотрели, как и для чего писатель подбирает самые нужные, самые меткие имена прилагательные.
Сегодня у нас не совсем обычный урок, так как на уроке есть не только произведения художественной литературы, но и произведения искусства.
Перед вами две репродукции.
— В чём сходство этих картин, а в чём отличие?
(Тема одинаковая: изображён зимний лес, но манера исполнения разная: одна картина в серых тонах, а другая – красочная).
Из уроков ИЗО мы знаем, что эти репродукции относятся к разным видам изобразительного искусства.
Первая – это рисунок. Главное изобразительно-выразительное средство – линия, штрих, тон.
Вторая – живопись. Главное изобразительно-выразительное средство — цвет.
Отсюда можно сделать вывод: писатели описывают предмет с помощью прилагательных, эпитетов, а художники – с помощью цвета.
Физкультминутка.
А сейчас мы сами попробуем побывать в роли художников.
Представьте, что у вас в руках краски и кисть. Мысленно и движением руки создайте свою картину по художественному описанию.
Над голубыми свежими снегами синее огромное и удивительное нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают только по утрам. Особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зелёным бором. (И.А.Бунин.)
Иллюстрация готова. Открываем глаза.
— Что вы изобразили?
И всё это в великолепном цвете.
Тексты этих отрывков у вас на столах. Прочтите его ещё раз сами.
Задание. Выпишите сначала словосочетания “прил.+сущ.”, в которых прилагательные просто обозначают признак предмета.
Над голубыми снегами, синее небо, огромное небо, яркие краски, над зелёным бором…
А теперь — словосочетания с эпитетами.
Нежное небо, радостные краски, над свежим снегом.
— С какой целью автор использует столько прилагательных?
— Что хотел показать он этим описанием?
(как ему представляется зимний пейзаж утром, какие краски он видит, когда смотрит на утреннюю зимнюю природу…)
Итак, мы подошли к концу нашего путешествия в сказку зимней природы, в мир художественного текста.
Остаётся сделать вывод, какова же роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы?
Ответить на этот вопрос вам поможет эпиграф нашего урока, тексты, которые мы с вами рассмотрели, Теория 98…
(писатели используют имена прилагательные в произведениях художественной литературы, чтобы описываемая картина была не серой, а красочной, чтобы описание того или иного предмета, явления было точным, метким, выразительным, чтобы выразить своё отношение к тому, о чём они пишут, чтобы по художественному описанию мы легко могли представить картину, а, может быть, и изобразить её как художники.
Выставление и комментирование оценок.
(сегодня в нашем путешествии хорошо помогали…, неплохо работали…).
Объяснение домашнего задания.
Дома вам тоже предстоит работать с художественными текстами. Найдите стихотворения о зиме, запишите их, подчеркните их как члены предложения. Устно сделайте вывод о роли прилагательных в данном тексте.
Источник
напишите 10 предложений из художественной литературы с частицей не с прилагательными или существительными (можете придумать) плиз мне очень надо
Неудивительно, что счастью нет конца. Не ярквя, а тусклая, словно крошечная свеча стояла в углу комнаты лампа. День был неудачливый и настроени тоже не было. Ненавистники ее были слишком злыми. При уборке я нашла множество ненужных вещей. Не веселая, а грустная музыка звучала в тот день на улицаз. Нежданые тогда гости посетили нас.
Другие вопросы из категории
(1) С чего начать разговор о России? (2)Мне, русскому, это не просто: большое видится на расстоянии.
(3) Россия велика. (4) На её территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. (5) Вспоминаю школьный учитель говорил: солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы.
(6) Может, разговор начать с того, какая Россия разная? (7) Это и безлесая, насквозь промерзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка.(по Б.Короткову).
Сколько микротем в данном тексте?
1)1
2)2
3)3
1.2.К какому стилю речи относится текст?
1) к публицистическому
2)к научному
3)к разговорному
4) к деловому
1.3. Каков тип речи текста?
1)описание
2)рассуждение
3)повествование
4)повествование с элементами рассуждения
1.4. С каким предложением связано 6-е предложение текста?
1) с 5-м
2) со всеми предыдущими предложениями
3) с 1-м
1.5. В каком ряду перечислены только те средства выразительности, которые используются в этом тексте?
1) вопросительные предложения, ряды однородных членов, контекстные антонимы
2) ряды однородных членов
3) контекстные синонимы, антитеза,синекдоха
4) гипербола, вопросительные предложения, ряды однородных членов
Источник
Из художественной литературы 3 предложения со страдательными причастиями прошедшего времени
Из художественной литературы 3 предложения со страдательными причастиями прошедшего времени и 2 предложения с отглагольными прилагательными.
Задание нетрудное, только времени требует немало. Берёте произведение, читаете и выписываете.
К. Г. Паустовский, «Мещёрская сторона»
Предложения со страдательными причастиями прошедшего времени:
► В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.
► Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны.
► Станции завалены смолистыми бревнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.
► Манька обтянула платье на исцарапанных коленках, подобрала ноги и начала читать хриплым голосом…
Данные причастия образованы от глаголов покрыть, обуглить, нагреть, завалить, исцарапать.
Предложения с отглагольными прилагательными:
► Тут километры, милый, немереные.
► Я пытался следовать этим советам, но всегда или горелых ив оказывалось несколько, или не было никакого приметного холмища…
Данные прилагательные образованы от глаголов мерить, гореть, приметить.
а от однОго глагола
Задание нетрудное, только времени требует немало. Берёте произведение, читаете и выписываете.
К. Г. Паустовский, «Мещёрская сторона»
Предложения со страдательными причастиями прошедшего времени:
► В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.
► Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны.
► Станции завалены смолистыми бревнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.
► Манька обтянула платье на исцарапанных коленках, подобрала ноги и начала читать хриплым голосом…
Данные причастия образованы от глаголов покрыть, обуглить, нагреть, завалить, исцарапать.
Предложения с отглагольными прилагательными:
► Тут километры, милый, немереные.
► Я пытался следовать этим советам, но всегда или горелых ив оказывалось несколько, или не было никакого приметного холмища…
Данные прилагательные образованы от глаголов мерить, гореть, приметить.
1. Автор: Михаил Булгаков
Название: «Мастер и Маргарита»
Год: 1929-1940
Книга пропитана мистикой, верой, любовью.
Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.
Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».
Источник
Обособленные определения. Примеры
Определения, которые выделяются интонационно и по смыслу, являются обособленными. Укажем в каких случаях определения обособляются. Приведем примеры предложений с обособленными определениями из произведений художественной литературы.
Что такое определение?
В простом предложении, кроме главных членов, могут быть второстепенные члены, которые поясняют или подлежащее, или сказуемое. Если второстепенный член предложения относится к слову с предметным значением (существительному или другому слову, выступающему в роли существительного), то назовем его определением.
Восходившее солнце золотило сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
- Солнце какое? восходившее;
- вершины какие? сосновые.
Причастие «восходившее» относится к существительному «солнце». Оно находится в подчинительной связи согласования с главным членом предложения (подлежащим), определяет его, называя признак предмета. То же самое можно сказать о прилагательном «сосновые», которое находится в подчинительной связи со словом «вершины», второстепенным членом предложения (дополнением). Эти слова являются определениями.
Обособленные определения
Определения могут быть необособленными и обособленными, когда в предложении они интонационно и по смыслу выделяются, что придает им большую смысловую нагрузку. Сравним:
Стоявшие по колено в сугробах ели были громадно высоки.
Ели, стоявшие по колено в сугробах, были громадно высоки (В. Катаев).
В первом предложении причастный оборот «стоявшие по колено в сугробах» является распространенным определением, которое относится к слову «деревья», поясняет его. Данный причастный оборот находится перед определяемым словом и не выделяется ни по смыслу, ни интонационно.
Во втором случае причастный оборот является обособленным членом предложения (определением), так как смысловое его выделение подчеркивается интонационно. На письме обособленное определение выделяется запятыми.
Видеоурок
Определения, выраженные причастным оборотом
Если причастие с зависимыми словами находится после определяемого слова, такой оборот подлежит обязательному выделению знаками препинания.
Верхушки вековых елей, призрачно освещенные звёздами, блестели и дымились, словно были натерты фосфором (В. Катаев).
За этими лугами виднелись другие луга, еще не тронутые косой (Г. Данилевский).
Но еще выше было небо, все засыпанное зимними звездами (В. Катаев).
От свежих золотисто-белых щепок, грудами лежавших около влажных пней, веяло особенным, чрезвычайно приятным горьким запахом (И. Тургенев).
Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загореться вдали, как багряные пожары (К. Паустовский).
Одиночное определение или причастный оборот перед определяемым словом
Такое определение является обособленным, если имеет обстоятельственное значение причины, условия или уступки.
Обрадованная, мать уверенно ответила: «Найду что сказать!» (М. Горький).
Оглушенный падением, Григорий еле поднялся на ноги (М. Шолохов).
Высокий, костлявый и бледный, Степан Бояркин пошел, прихрамывая, к телеге (М. Бубеннов).
Обвешанный убитыми птицами, в мокрых сапогах с прилипшей к ним болотной травой, охотник неспешно шагал по дороге (В. Лидин).
Определения, выраженные одиночными прилагательными
Нераспространенные определения, выраженные одиночными прилагательными, находящимися после определяемого слова, выделяются знаками препинания. Обратим внимание, что такие определения часто находятся между подлежащим и сказуемым.
Дождь , нудный и бесконечный , все еще лил и лил (Э. Казакевич).
Это была счастливая жизнь, незатейливая, конечно, не богатая, но радостная, свежая, честная, ничем не смущаемая (А. Куприн).
И глаза его, маленькие и светлые, остро поблёскивали в глубоких глазницах (Ю. Нагибин).
Соскакиваем прямо в воду, мутную и холодную (В. Некрасов).
Особую сложность представляет пунктуация в предложении, в котором у существительного уже имеется одно определение, а последующие одиночные прилагательные являются обособленными, например:
Была белая ночь, облачная и тихая (В. Вересаев).
Над домами висели мутные облака, а внизу лежал белый снег, пушистый и холодный (В. Короленко).
К двум годам Бим стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и честной (Г. Троепольский).
Пройдя узкую тропинку, мы вышли на лесную дорогу, черную от грязи, всю истоптанную следами копыт и изборожденную колеями, полными воды, в которой отражался пожар вечерней зари (А. Куприн).
Определения, выраженные прилагательным с зависимыми словами
Выделяются запятыми распространённые определения, выраженные прилагательными с зависимыми словами, стоящие после определяемого слова.
Черный орел, царственно величавый в своем одиночестве, медленно парил в холодном поднебесье, почти незаметно теряя на кругах высоту (М. Шолохов).
Мало найдется в нашей литературе таких щемящих рассказов, полных скрытой любви к простому человеку (К. Паустовский).
По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок (К. Паустовский).
Давно он не бывал здесь, в этих местах, знакомых с детских лет (А. Кузнецова).
Определения относятся к личному местоимению
Одиночные и распространенные определения, относящиеся к личному местоимению, независимо от их местонахождения в предложении всегда обособляются запятыми.
Огромное, теряющееся в пространстве, оно [море] лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены (И. Бунин).
И теперь, занятая хлопотливыми обязанностями хозяйки, она часто с заботливой любовью поглядывала через двери в гостиную, где в углу над шахматным столиком склонилась большая, характерная голова Рязанцева с открытым шишковатым лбом мыслителя и с детскими глазами, голубыми и ясными (А. Куприн).
И, мрачнее черной ночи, он потупил грозны очи, стал крутить свой сивый ус (А. Пушкин).
Иногда, не довольно тепло одетый, я не чувствовал холода наступающего ноября (С. Аксаков).
Расстроенные и недоумевающие, вышли они на улицу (М. Прилежаева).
Возбужденные, мы сели с лесником на поваленный ветром ясень, чтобы обсудить происшедшее (В. Песков).
Через минуту кукла уже была во дворце. Веселая и жизнерадостная, она шла мимо стражи, чиновников, которые улыбались впервые в жизни (Ю. Олеша).
Определение отделено другими членами предложения от определяемого слова
В такой синтаксической ситуации, когда одиночное определение или оборот расположены дистанционно по отношению к определяемому им слову, эти второстепенные члены также выделяются запятыми.
Я шел и поминутно оглядывался, пораженный мрачной прелестью природы (А. Пушкин).
На лавке, разбросанные, лежали поршни, ружье, кинжал, мешочек, мокрое платье, тряпки (Л. Толстой).
Два часа спустя он уже шагал вдоль реки, высокий, жилистый и узнавший величайшее чудо (В. Лидин).
Определения, выраженные существительными в косвенном падеже
Обычно такие несогласованные определения являются обособленными, особенно если они относятся к имени собственному или личному местоимению.
Карл Иваныч, с очками на носу и книгой в руке, сидел на своем обычном месте (Л. Толстой).
Русый, с кудрявой головой, без шапки и с расстегнутой рубахой, Дымов казался красивым и необыкновенно сильным (А. Чехов).
Он, в белой рубахе и в широком кушаке с распущенными на боку концами, стоит одной ногой в лодке, а другой на берегу (М. Горький).
Шпаковский, в шляпе, в коротком пальто, в шерстяном шарфе и кожаных перчатках, смотрел неодобрительно, как Марченко, одетый в гидрокостюм, бултыхается в грязной воде (В. Кожевников).
И весь он, в рубахе, выпущенной поверх штанов и распахнутой на груди, был, как дуб, кряжистый, устойчивый (В. Солоухин).
Видеоурок «Обособленные определения. Когда нужно ставить запятые»
Источник