Меню

Предложения с глаголами класть клал клала клало клали



«Класть» или «ложить»: как пишется слово?

От чего зависит употребление слов «класть» и «ложить» как в устной, так и в письменной речи? Из-за незнания правил русского языка делается много ошибок. Рассмотрим, как будет правильно: «класть» или «ложить»? Выясним, от чего зависит использование того или иного глагола, каких форм не существует в языке. Закрепим пройденный материал на конкретных примерах, разберем основные исключения из правил.

Как правильно: «класть» или «ложить»?

Часто в устной и письменной речи используются оба варианта: «класть» и «ложить». Правильно ли это, с точки зрения русского языка? Стоит отметить, что второго глагола в отрыве от приставок не существует. Поэтому более верным будет использование слова «класть». При этом не стоит забывать об исключениях и возможных вариациях глагола «ложить». Рассмотрим правила применения того или иного слова в устной и письменной речи.

Существует ли глагол «ложить»?

Глагола «ложить» в русском языке не существует ни в будущем, ни в прошедшем, ни в настоящем времени.

Без приставки рассматриваемое слово не употребляется. Например, наложить, положить, сложить, выложить, уложить.

Глагол с разными приставками используется в том случае, если действие уже завершилось или его протяженность не важна, а продолжительность не указывается.

Примеры предложений

Рассмотрим использование разных вариаций глагола «ложить» с приставами. Это позволит лучше закрепить пройденный материал:

  1. Я положил ручки в пенал и уже собирался уходить из класса, как меня окликнул учитель.
  2. Он положил книги на комод, подумал и взял несколько новых томов, чтобы прочитать их на выходных.
  3. Ты бы наложила повязку на рану, а то еще инфекция в нее попадет.
  4. Если приложить много усилий, то успех обязательно придет.
  5. Нужно уложить ребенка спать вовремя, чтобы завтра ему было легче проснуться.

Указанные варианты употребления глагола «ложить» с приставкой наглядно показывают, как рассматриваемое слово встраивается в конкретные предложения.

Использование глагола «класть»

Глагол «класть» несовершенного вида. В совершенном виде его не используют никогда. Он употребляется в том случае, когда в предложении действие имеет определённую протяжённость во времени.

Кроме того, рассматриваемый глагол никогда не используется с приставкой «по». В этом его принципиальное отличие от слова «положить». Также слово может использоваться во всех временах — прошедшем, настоящем и будущем.

Основным значением глагола является «убрать что-либо», «поместить вещь куда-то». От слова не образуются деепричастия с приставкой. Глагол «класть» не менее сложен, чем его постоянный спутник — глагол «ложить».

Примеры предложений

Помочь разобраться в корректности использования рассматриваемого глагола «класть» способны примеры предложений:

  1. Я всегда клал монету под пятку, когда заходил в кабинет для сдачи экзамена. Суеверия суевериями, но сдавал я всегда на «хорошо» и «отлично».
  2. Шеф-повар известного ресторана поделился своими секретами и сказал, что кладет только итальянские специи в этот соус.
  3. Я кладу ключи только в этот ящик, поэтому найти их перед выходом гораздо легче.
  4. Если я хочу, чтобы мясо было острее, то кладу в подлив смесь перцев.
  5. Чтобы быть всегда здоровым, не кладите столько соли и сахара в свои блюда.
  6. Накладывай уже свою пасту с белыми грибами на вот эти тарелки.

Рассмотренные предложения помогут закрепить пройденные правила использования глагола «класть» в различных его вариациях.

Чтобы довести его написание до автоматизма, рекомендуется повторять правила как можно чаще. Тогда и объем ошибок значительно уменьшится.

Исключение из правила (глагол «ложиться»)

Глагол «ложить» в русском языке имеет одно-единственное исключение, когда он употребляется без приставки, о которых говорилось выше. Рассматриваемое слово выгляди следующим образом: «ложиться».

Если глагол используется в такой форме, значит, он употреблен в несовершенном виде. Если поставить его в совершенный вид, то звучать он будет иначе: «лечь».

Читайте также:  Земля образовать прилагательное и глагол

Примеры предложений

Закрепить варианты использования глагола «ложиться» помогут предложения. Например:

  1. Я должен лечь на диван, чтобы распрямить уставшую спину.
  2. Через час ему нужно ложиться, чтобы успеть как следует выспаться перед завтрашним трудным экзаменом.
  3. Моя кошка предпочитает ложиться спать в кресло. Она не любит приготовленную специально для нее подстилку.
  4. Если бы он смог лечь, то я бы сделал ему массаж спины. Ему стало бы значительно легче.

Попрактиковаться в использовании глаголов можно самостоятельно. Для этого подходит чтение книг с обращением внимания на использование рассматриваемых глаголов. Также для практики используется проговаривание различных вариаций предложений. Чем больше практики будет в устной и письменной речи, тем больше вероятности, что ошибка не будет допущена.

Заключение

Глаголы «класть» и «ложить» очень часто вызывают затруднения на практике. Речь идет и об устной, и о письменной речи.

При использовании глагола «ложить» нужно всегда помнить, что он практически никогда не употребляется без различных приставок. Также рассматриваемый глагол в основной своей массе используется при обозначении прошедших действий, или же если длительность событий не имеет значения.

Исключение составляет глагол «ложиться». В данном случае он имеет несовершенный вид. Если поставить его в совершенный вид, то он меняется и превращается в глагол «лечь».

Глагол «класть» чаще всего используется без приставок. Его особенность заключается в том, что он может использоваться в любом времени: и в будущем, и в настоящем, и в прошедшем.

Поскольку указанные выше глаголы очень часто вызывают затруднения на практике, то нужно чаще обращать на них внимание в книгах, газетах и журналах. Не будет лишним проговаривание правил вслух, когда интересующие слова встречаются в письменной речи.

Все это вместе поможет закрепить пройденный материал и не допускать критических ошибок.

Источник

ГАПОУ НСО
«Карасукский педагогический колледж»

Как это по-русски:

Главное меню

Ссылки

Фото недели

В современной русской разговорной речи наблюдаются частые ошибки в связи с употреблением глагола КЛАСТЬ/ПОЛОЖИТЬ. Например «чертежи ложи на стол»; «поклади тетрадь в портфель», «ложь в кашу масло»; «ложил книгу на полку». Правильно: чертежи клади (или положи) на стол; положи тетрадь в портфель; клади (или положи) в кашу масло; положил книгу на полку.

Есть нехитрое правило, которое нетрудно запомнить: корень -ЛОЖ- обычно употребляется с приставкой. И приставочный глагол с этим корнем отвечает на вопросы совершенного вида: что сделано? (сделаю, сделал и т.д.) положила, переложи, подложил, сложил, уложили, наложить, выложу. Без приставки корень -ЛОЖ- используется только в возвратном глаголе ЛОЖИТЬСЯ: «Ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу» (П.)

Корень -КЛАД- употребляется в тех глаголах, которые отвечают на вопросы НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА — что делать? (делает, делаю, делай, делал и т. д). Клади книгу на полку, кладу песок в яму, складываю марки в коробочку, подкладываешь дровишки в печку, перекладываю с одного места на другое.

Ненормативными являются приставочные глаголы с корнем -КЛАД- если они отвечают на вопрос совершенного вида (склал, покладу, складешь, перекладет), так же, как и бесприставочные глаголы с корнем -ЛОЖ- (ложь, ложи, ложу, ложишь)

Источник

«Кладите» или «ложите», как правильно?

«Кладите» — это пра­виль­но обра­зо­ван­ная фор­ма гла­го­ла «класть» соглас­но мор­фо­ло­ги­че­ским нор­мам рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка.

В живой раз­го­вор­ной речи до сих пор суще­ству­ет пута­ни­ца в упо­треб­ле­нии слов «кла­ди­те» и «ложи­те», когда нуж­но выра­зить прось­бу, поже­ла­ние или при­каз.

«Ложите» или «кла­ди­те», какое сло­во выбрать соглас­но нор­мам рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка?

Читайте также:  Укажите глаголы с буквой а в корне

Чтобы выяс­нить это, опре­де­лим часть речи, зна­че­ние и грам­ма­ти­че­скую фор­му рас­смат­ри­ва­е­мо­го сло­ва.

Слово «кладите» — это глагол

Исследуемое сло­во обо­зна­ча­ет дей­ствие, выра­жая прось­бу или поже­ла­ние, и отве­ча­ет на вопрос: что делай­те?

По этим грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам мож­но понять, что эта лек­се­ма при­над­ле­жит к само­сто­я­тель­ной части речи — гла­го­лу. Его началь­ной фор­мой явля­ет­ся мно­го­знач­ное сло­во «класть»:

  1. при­во­дить в лежа­чее поло­же­ние, поме­щать куда-л. в леча­щее поло­же­ние;
  2. поме­щать куда-л., рас­по­ла­гать где-л.;
  3. перен. устра­и­вать, поме­щать (боль­но­го в лечеб­ни­цу);
  4. делать вклад, поме­щать на хра­не­ние (о день­гах);
  5. при­бав­лять, под­ме­ши­вать, всы­пать что-л. в пищу//Накладывать пищу;
  6. делать камен­ную клад­ку, стро­ить;
  7. откла­ды­вать яйца (о пти­цах, насе­ко­мых) и т. д.
  • класть под сук­но;
  • класть в рот (подроб­но объ­яс­нять);
  • класть зубы на пол­ку;
  • паль­ца в рот не кла­ди;
  • кра­ше в гроб кла­дут и пр.

«Класть» и «положить»

Для выра­же­ния воле­изъ­яв­ле­ния (прось­бы, поже­ла­ния, при­ка­за) гла­гол «класть» обра­зу­ет фор­мы един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния:

  • класть — ты (что делай?) кла­ди;
  • класть — вы (что делай­те?) кла­ди­те.

Эти фор­мы гла­го­ла явля­ют­ся един­ствен­но пра­виль­ны­ми в рус­ском язы­ке.

А поче­му имен­но так?

Имеем в виду, что в рус­ском язы­ке неко­то­рые гла­го­лы, состав­ля­ю­щие видо­вую пару, име­ют раз­ные кор­ни, обра­зуя суп­пле­тив­ные сло­ва.

У гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида «класть» (что делать?) суще­ству­ет видо­вая пара — гла­гол совер­шен­но­го вида «поло­жить» (что сде­лать?), у кото­ро­го отме­тим в мор­фем­ном соста­ве обя­за­тель­ное нали­чие при­став­ки:

Сравним похо­жие видо­вые пары:

  • ловить — пой­мать (непра­виль­но «спой­мать» );
  • вкла­ды­вать — вло­жить;
  • нало­жить — накла­ды­вать (повяз­ку), нала­гать (взыс­ка­ние).

Примеры

Исходя из этих зна­ний, пра­виль­но упо­треб­ля­ем в сво­ей речи сло­ва:

  • кла­ди, кла­ди­те на стол сал­фет­ки — поло­жи, поло­жи­те на стол доку­мен­ты;
  • кла­ди, кла­ди­те на пол ковер — поло­жи, поло­жи­те на пол плит­ку;
  • кла­ди, кла­ди­те белье в шкаф — поло­жи, поло­жи­те рубаш­ки на пол­ку;
  • кла­ди, кла­ди­те день­ги в кар­ман — поло­жи, поло­жи­те день­ги на счет в бан­ке;
  • кла­ди, кла­ди­те камен­ный фун­да­мент — поло­жи, поло­жи­те дере­вян­ный сруб;
  • кла­ди, кла­ди­те пуд­ру на лицо — поло­жи, поло­жи­те румя­на на щеки

Неправильно гово­рить и писать «ложить», «ложи», «ложи­те» или «покласть», «покла­ди», «покла­ди­те». Такие сло­ва не зафик­си­ро­ва­ны сло­ва­ря­ми рус­ско­го язы­ка.

А в быто­вой речи как толь­ко не гово­рят!

Стараемся избе­гать про­сто­реч­ных слов, не явля­ю­щих­ся лите­ра­тур­ны­ми. Учитывая, что речь явля­ет­ся визит­ной кар­точ­кой каж­до­го чело­ве­ка, будем стре­мить­ся упо­треб­лять сло­ва «класть», «поло­жить» и их фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния пра­виль­но.

Нам не дано преду­га­дать, как сло­во наше отзо­вёт­ся,
И нам сочув­ствие дает­ся, как нам дает­ся бла­го­дать.

Источник

Поговорим о глаголах «Класть» и «ложить». Как правильно?
статья по логопедии на тему

Правила употребления в русском языке слов «класть» и «положить».

Скачать:

Вложение Размер
pogovorim_o_glagolah.docx 17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители и коллеги!

Вашему вниманию хочу предложить статью

«Поговорим о глаголах: «ложить» или «класть» — как правильно?».

Часто замечаю, что использование этих слов употребляется в речи детей и взрослых не верно. Мне бы хотелось поделиться с вами знаниями о том, как действительно правильно употреблять слова «класть» и «положить». Эта статья автора Елены Балычевой, взятая с сайта: http://fb.ru/article/106134/pogovorim-o-glagolah-lojit-ili-klast—kak-pravilno . На мой взгляд, в этой статье в доступной и грамотной форме все объясняется. Возьмите, пожалуйста, эти правила русского языка на заметку и давайте говорить правильно! А ещё — научим наших детей грамотной речи!)))

Почему-то в русском языке существуют два камня преткновения – это слова: «класть» и «ложить». Давайте попробуем разобраться, как правильно говорить, заодно вспомнив о видовых формах глагола. Да-да, именно они помогут нам понять: «ложить» или «класть» — как правильно? О совершенном и несовершенном виде глагола В нашем языке каждый глагол относится к совершенному виду (который отвечает на вопрос «что сделать?») или несовершенному (который отвечает на вопрос «что делать?»). Они образуют видовые пары, и корень у глаголов, входящих туда, как правило, один:

(что делать?) учить – (что сделать?) выучить,

(что делать?) висеть – (что сделать?) повиснуть и т.п.

Но вы же понимаете, что в русском языке все так просто не бывает, обязательно имеются исключения:

(что делать?) брать – (что сделать?) взять,

(что делать?) искать – (что сделать?) найти,

(что делать?) ловить – (что сделать?) поймать.

Для русскоговорящего они не представляют особой сложности, кроме пары довольно «мудреных» представителей этой части речи: «класть» и «положить». Как правильно говорить: «класть» или «ложить»? Почему-то многие вместо законной несовершенной формы глагола пытаются употреблять несуществующую.

Нет в русском языке слова «ложить»!

Итак, «ложить» или «класть» — как правильно? Дело в том, что в большинстве рассуждений на эту тему ответ однозначен: «Корень -лож- без приставки употреблять нельзя!» Предлагается запомнить следующие слова, которые имеют данный корень и право на существование: уложить, положить, выложить, приложить, переложить, заложить и т.д. А без приставки: кладу, кладет, клала, кладем и т.д. Но это верно лишь отчасти. Дело в том, что если так рассуждать, то придется говорить: «выложивать» или «заложивать», хотя все знают правильную форму этих глаголов: выкладывать, закладывать. Именно знание того, что корень -лож- является принадлежностью совершенной формы глагола, поможет правильно его употребить. Глаголы же, которые мы привели выше, принадлежат к несовершенной форме, а эта форма может быть передана только вариантом глагола: класть.

Но многие слышали слова песни: «Снег ложится и тает, и тает…» Как же так, здесь несовершенная форма глагола, а корень -лож-? Дело в том, что наша загадочная парочка: положить и класть — снова предлагает сложности. Если перед нами возвратная форма (то есть такая, что заканчивается на –ся), то в ней употребляется корень -лож-. Например: «Она ложится в чистую постель». Хотя есть и возвратная форма глагола «класть»: «Здесь все кладется в одну стопку». Как же быть? Так «ложить» или «класть» — как правильно сказать в возвратной форме? Оказывается, мы должны помнить и о залоге данного глагола. В первом предложении глагол действительного залога (снег ложится сам, она ложится сама). А во втором случае – это страдательный залог: все кладется кем-то. Значит, прежде чем произносить заканчивающиеся на –ся «ложить» или «класть», как правильно поступить? Нужно помнить о том, делает что-то сам предмет (значит, корень -лож-) или производят действие с ним (значит, корень –клад-).

И напоследок Есть еще один, наверное, более легкий способ уяснить, как правильно говорить в каждом отдельном случае. Для этого нужно помнить, что корень -лож- употребляется в значении чего-то, находящегося сверху, на поверхности. Ведь и слово «ложе» – это поверхность для лежания. А корень –клад-, как правило, означает то, что внутри. Помните, клад мы выкапываем из недр земли. Значит, когда вы хотите рассказать о том, что будет находиться сверху, вы употребите корень -лож-. А если о том, что будет внутри, то прозвучит -клад-.

Образование форм глаголов:

Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:

Глядеть, гляди, глядите;

Ехать, поезжай, поезжайте;

Лазать, лазай, лазайте

Лезть, полезай, лезь, полезайте, лезьте;

Трогать, трогай, трогайте.

Формы повелительного наклонения этих глаголов необходимо запомнить.

Источник