Предложения со словосочетанием «на ять»
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова осмеяние (существительное):
Синонимы к слову «ять»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «на ять»
- Лариосик. Ну что вы, Елена Васильевна. Елка на ять , как говорит Витенька. Хотел бы я видеть человека, который бы сказал, что елка некрасива! Ах, Елена Васильевна, если бы вы знали. Елка напоминает мне невозвратные дни моего детства в Житомире… Огни… Елочка зеленая… (Пауза.) Впрочем, здесь мне лучше, гораздо лучше, чем в детстве. Вот отсюда я никуда бы не ушел… Так бы просидел весь век под елкой у ваших ног и никуда бы не ушел…
Значение слова «ять»
ЯТЬ , -я. м. Название буквы „ ѣ “ в церковнославянской и старой русской азбуке, обозначавшей особый звук, впоследствии совпавший с „е“ (существовала в русском алфавите до орфографической реформы 1917—1918 гг.). (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «ять»
ЯТЬ , -я. м. Название буквы „ ѣ “ в церковнославянской и старой русской азбуке, обозначавшей особый звук, впоследствии совпавший с „е“ (существовала в русском алфавите до орфографической реформы 1917—1918 гг.).
Синонимы к слову «ять»
Морфология
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Источник
Глаголы на ять, ить — примеры
1 ответ
Глаголы на “-ять” относятся к первому спряжению. Примеры:
Глаголы на “-ить” относятся ко второму спряжению. Примеры:
Оценка: 4.4 ( 11 голосов)
Знаете ответ?
Предметы
Новые вопросы
Рейтинг сайта
- 1.
Александр ACDC 506
- 2.
Анна Велюга 102
- 3.
Лакрес Розени 94
- 4.
Игорь Проскуренко 75
- 5.
Андрей Юшин 70
- 6.
Михаил Азрапкин 65
- 7.
Hon Raon 59
- 8.
Кирилл Бессонов 57
- 9.
Мария Зябрева 55
- 10.
Igor S 54
- 1.
Кристина Волосочева 19,120
- 2.
Ekaterina 18,721
- 3.
Юлия Бронникова 18,580
- 4.
Darth Vader 17,856
- 5.
Алина Сайбель 16,787
- 6.
Игорь Проскуренко 16,581
- 7.
Мария Николаевна 15,775
- 8.
Лариса Самодурова 15,735
- 9.
Liza 15,165
- 10.
TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источник
Русский язык 5 класс .
Урок №19. Личные окончания глаголов.
Основные цели урока:
-повторение знаний о глаголе;
-повторение правописания безударных личных окончаний глагола.
Всегда помни, что
— у глагола есть лицо,
— у глагола есть число;
— глагол спрягается: по лицам и по числам изменяется.
Если у глагола окончание ударное, то оно пишется так, как слышится. И спряжение определяется по этому окончанию. Не надо в таком случае ставить глагол в неопределённую форму. Глагол лететь имеет в формах летим, летишь, летите, летит, летят ударные окончания, соответствующие второму спряжению. Значит, это глагол второго спряжения. Беречь, берегу, бережёшь, берегут… –первого спряжения.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением. По своим личным окончаниям глаголы делятся на два спряжения: первое и второе. Личные окончания – это система окончаний спрягаемых форм глаголов, указывающих на лицо и число глагола.
Личные окончания глаголов первого спряжения: —у (-ю), -ешь, -ет, -ем,-ете, -ут (-ют).
Личные окончания глаголов второго спряжения: —у (-ю),-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
Если окончание ударное, то проблем с определением спряжения не возникает: оно определяется по окончанию. Если окончание безударное, то спряжение определяется по неопределённой форме глагола. Какие в таком случае глаголы относятся к первому спряжению, а какие ко второму?
Ко второму спряжению относятся
– все глаголы на -ить, кроме глаголов-исключений брить, стелить (например, клеить, строить, жалить, хвалить);
– 4 глагола на -ать (исключения): гнать, держать, дышать и слышать;
– 7 глаголов на -еть (исключения): зависеть, видеть, обидеть, терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть.
К первому спряжению относятся
– все остальные глаголы, например, на -оть, -еть, -уть, -ать, -ять и другие (полоть, заныть, колыхать, сеять, лезть и др.);
– брить, стелить (исключения).
Как надо действовать, чтобы правильно написать личное окончание глагола, если оно безударное?
1.Поставить глагол в неопределённую форму и определить гласную перед —ть.
2.Если это гласные а, е, и, то проверить, не является ли слово глаголом-исключением.
3.Определить спряжение глагола.
4.В глаголах первого спряжения писать Е или У(Ю) (например, бреем, сеешь, думают).
5.В глаголах второго спряжения писать И или А(Я) (например, держим, строишь, обидят).
Например, какую букву вставить в глагол из предложения Оса больно жал…т?
Жал…т – ударение на окончание не падает, ставим глагол в неопределённую форму: что делает? Жал…т – что делать? жалить; глагол оканчивается на —ить, это не исключение, поэтому жалить – глагол второго спряжения . Следовательно, в окончании пишем И: жалит.
Мы дружно пропол…_м сорняки.
Пропол…м – ударение на окончание не падает, ставим глагол в неопределённую форму: что сделаем? Пропол…м – что сделать? прополоть, глагол оканчивается на —оть, следовательно, глагол первого спряжения . В окончании пишем Е: прополем.
А по двору метелица ковром шелковым стел…тся, но больно холодна. (С. Есенин).
Стел…тся – ударение на окончание не падает. Ставим глагол в неопределённую форму: что делает? Стел…тся – что делать? стелиться, глагол оканчивается на –иться, относится к исключениям, поэтому стелиться – глагол первого спряжения , пишем Е: стелется.
Задания для самоконтроля:
1.В каком ряду все глаголы относятся ко II спряжению?
а) хвалить, звенеть, спать;
б) держать, стелить, смотреть;
в) строить, клеить, побрить;
г) гонять, дышать, слышать.
2.В каком ряду все глаголы относятся к I спряжению?
а) вылететь, ненавидеть, колоть;
б) лаять, вертеть, терпеть;
в) бороться, стелить, дуют;
г) тянуться, таять, клеить.
3.Найдите и подчеркните глаголы-исключения:
Верить, брить, дружить, гонит, советует, колет.
4.Из стихотворения Н. Некрасова «Перед дождем» выпишите глаголы с безударными окончаниями, образуйте от них форму 2-го лица ед. числа.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой,
5. Выпишите из текста глаголы с безударными окончаниями.
Живёт в лесу птичка — завирушка. Маленькая, верткая и очень скрытная. Но весной и ей хоч..тся себя показать. Сяд..т на самую верхушку ели и поет. Голосок громкий, звонкий. И горлышко топорщ..тся, клювик открыва..тся, язычок в клювике дрожит.
Источник
Трудности написания глаголов на -ять- в настоящем(будущем) и прошедшем времени 4класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока на районный семинар
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_langolf_t.v.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Лангольф Тамара Васильевна
Предмет: русский язык Класс: 4.
УМК: Перспективная начальная школа
Тема: Трудности написания глаголов на – ять в настоящем (будущем) и прошедшем времени
Цель: Познакомить учащихся с правилами правописания глаголов на — ять в настоящем (будущем) и прошедшем времени.
Задачи: — Образовательные: познакомить с правилами правописания глаголов на – ять в безударной позиции; обобщить полученные ранее знания учащихся и на их основе составить алгоритм правописания глаголов на -ять; продолжать формировать умения, пользуясь полученным алгоритмом, вставлять нужные окончания, аргументировать при этом свой выбор; продолжать формирование умения правописания безударных гласных в корне.
— Развивающие: продолжать развивать речь, орфографическую зоркость, память, внимание.
— Воспитательные: поддерживать интерес к русскому языку.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация к уроку, разноуровневые карточки (разного цвета), сигнальные карточки на каждого обучающегося (карточки спряжений).
Источник
Правописание глагола и глагольных форм
Правописание личных окончаний глагола
1. У глаголов с приставкой вы- спряжение определяется по бесприставочному глаголу:
они выспятся – спят (2-е спряжение)
он вырастит сына – растит (2-е спряжение)
у него вырастет сын – растет (1-е спряжение)
2. Запомните разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, чтить (чтут, чтят), брезжить (рассвет брезжит, зори брезжут).
3. Глаголы на -ять относятся к 1-му спряжению: баять, блеять, веять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять (не путать: таить – «скрывать»), хаять.
4. Глаголы выздороветь, заиндеветь, опротиветь, плесневеть в литературном языке изменяются по 1-му спряжению (выздоровеешь, заиндевеешь, опротивеешь, плесневеешь).
5. Различаются литературные и просторечные формы: мучить (литер.) – мучать (простореч.); мерить (литер.) – мерять (простореч.).
Упражнения
№ 1. Определите спряжение глаголов: взять (1), вильнуть (1), вить (1), владеть (1), слышать (2), стричь (1), висеть (2), мочь (1), обидеть (2), хотеть (разноспр.), свистеть (2), тереть (1).
№ 2. Заполните таблицу данными глаголами по образцу: клеить, ненавидеть, строить, брить, молоть, надеяться, колыхать, таять, вертеть, хотеть, таить.
Инфинитив
Спряжение
2-е л. ед. ч.
3-е л. мн. ч.
Зависеть
Зависишь
№ 3. Спишите, вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение.
1. Капли в лужах плещ_тся размерней и бормоч_т свой псалом. 2. Трепещ_т витязь поневоле: он вид_т старой битвы поле. (А.Пушкин) 3. Он засмеется – все хохоч_т, нахмурит брови – все молчат. (А.Пушкин) 4. Небо бледно-голубое дыш_т светом и теплом и приветству_т Петрополь небывалым сентябрем. 5. Люди расчист_т дорожки, натопч_т, наследят, а снег опять пойдет и все завал_т почти невесомыми пуховыми подушками.
Правописание суффиксов глагола
-ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)
-ва-
-и-, -е- в глаголах с приставкой обез(с)-
гласная перед -л-
-ова-(ева-) в форме ед. ч. чередуется с -у-, -ю-; -ыва-(-ива-) сохраняются
Перед -ва- сохраняется гласная корня (не путайте -ва- с -ева-, (-ива-)
В переходном глаголе пишется -и-, в непереходном пишется -е-
Перед -л- сохраняется гласная инфинитива
Беседовать – беседую
Обвить – обви-ва-ть
Спортсмена обессилили (тяжелые тренировки),
Зависел – зависеть
Разглядывать – разглядываю
Запеть – запе-ва-ть
спортсмен обессилел (после выступления)
Послышался – послышаться