Меню

предложения с орфограммами не с существительными



Орфограммы. № 32. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными.

№ 32. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными.

Правило, трудные случаи, примеры, комментарии.

ПРАВИЛО.

НЕ с существительными пишется слитно в следующих случаях:

· если слов не употребляется без НЕ: невежда, невежа, неверие, невзгоды, недотёпа;

· если слов можно заменить синонимом без НЕ : недруг (враг), неправда ( ложь), несчастье ( беда);

· если слово обозначает лицо и выражает качественный оттенок; в сочетании с не образуются слова со значением противопоставления: немарксист, нерусский, неспециалист;

· в словах-терминах: неметаллы, неплатёж;

НЕ с существительными пишется раздельно в следующих случаях:

· если есть или подразумевается противопоставление: не осторожность, а трусость; нет, это не отчаяние;

· в вопросительном предложении, когда отрицание логически подчёркивается: не правда ли?

НО если отрицание НЕ подчёркивается, то слово пишется слитно: разве это неправда? ( то есть ложь).

Подсказка.

· Если НЕ пишется раздельно, то это частица, если слитно, то приставка.

· Не все существительные, которые употребляются без НЕ, могут писаться слитно с данной приставкой (не книга, не молодёжь, не страна и многие другие).

· Запомните часто употребляемые существительные, которые не употребляются без НЕ:

Источник

Правописание частицы «не» с именами существительными

Цель:

  1. Обеспечить усвоение нового материала; формировать навыки правописания “не” с именами существительными.
  2. Формировать у учащихся умения сравнивать и обобщать, выделять главное и создавать алгоритм для работы с орфограммой.
  3. Способствовать развитию интереса и любви к родному языку.

Ход урока

I. Орг. момент:

Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно. Б. Житков.

Когда будет от учения “радостно и победно”?

Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно открыть что-то новое и, наверное, помочь другу.

Вы правы, вам сегодня, я надеюсь, предстоит испытать радость от учения.

Внимательно посмотрите на запись, спишите, вставляя пропущенные буквы:

ПутЕшествие, рюКзак, прИвал, кОстер, кОтелок, воСхождение, бЕречЬ, бЕседовать, мАршрут, мЕчта, раСсвет, фотоаППарат.

Объясните правописание слов.

Какой единой темой объединены слова? Какое слово является ключевым? Правильно. И это не случайно. Я приглашаю вас в путешествие к новым вершинам орфографии. Итак, вперед к Орфографическому Олимпу.

Каждый ряд получает определенного цвета флажок, при помощи которого будут фиксироваться достижения на всех этапах урока.

1. Актуализация знаний:

— 1-ой ступенью нашего восхождения будет зрительный диктант.

“Нет ничего такого в нашей жизни, что не передать бы русским словом: звучание музыки, блеск красок, неясность сна”

  • Записать, устно объяснить выделенные орфограммы.
  • Схемой объяснить постановку знаков препинания.
  • Всегда ли “не” с глаголами пишется раздельно.
  • Вспомните слова, которые без “не” не употребляются. Запишите их, объясняя устно лексическое значение:
    Неистовствовать — проявлять ярость
    Негодовать — возмущаться
    Ненавидеть
    Нездоровится
    Неможется
    Недоумевать – сомневаться, удивляться
    Неволить – принуждать

— Какую орфограмму не смогли объяснить? Почему?

— Сформулируйте тему нашего урока и цель нашего орфографического путешествия.

— Запись темы урока.

2. Объяснение нового материала:

Сделайте вывод, как пишется “НЕ” с именами существительными?

Когда пишется слитно, когда раздельно?

— Проверим свои наблюдения, прочитав § 38. Дополните наши выводы. Работая в группах, составьте алгоритм “Правописание “НЕ” с именами существительными”.

3. Закрепление изученного.

Замените синонимом или близким по значению словосочетанием.

    Горе – несчастье.
  1. Ложь – неправда.
  2. Враг – недруг
  3. Рассеянность – невнимание.
  4. Сомнение – недоверие

Составьте и запишите предложения, в которых эти существительные с “НЕ” следует писать раздельно:

  • Не счастье, а горе сблизило людей.
  • Не правда, а ложь наносит непоправимый вред дружбе.
  • Не друг, а враг не скажет правду.
  • Не доверие, а сомнение закралось в сердце.

Подведение итогов на данном этапе урока.

Тернист наш путь к познанию. Устали, значит, настало время привала. Послушайте сказку:

Забавная сказка? Почему она такой получилась?

Назовите слова, от которых убежала частица “НЕ”.

Запишите существительные, которые без “НЕ” не употребляются.

Недоумение, нелепость, неразбериха, незабудки, ненастье, неряха, недотепа, невежа, Несмеяна

По лексическому значению определите слово и запишите его, объясняя правописание:

  1. Вымысел – небылица
  2. Чувство сильнейшей вражды – ненависть
  3. Возмущение – негодование
  4. Болезненное состояние – недомогание
  5. Ярость – неистовство

Помогите разгадать путаницу.

Сидя в парке на скамейке, услышала я сказочный разговор. Ожили герои стихотворения Маршака “Кот и лодыри”. Лодыри с возмущением говорят: “Совсем кот обнаглел. Ругает нас за пропуски уроков, а сам не может ни номера на доме прочесть, ни одной буквы не знает. Полный невежа”.В чем ошиблись герои? Составьте словарную статью:

    Невежа – это…
  • Невежда – это…

Спишите, раскрывая скобки.

На (не)счастье себе; тень (не)доумения; (не)погода задержала, а дела; с (не)терпением ожидал; (не) годы, а болезнь состарила; говорить (не)правду; завидует (не)друг; тяжелая (не)воля.

ПРИВАЛ: подведение итогов на данном этапе по результатам выполненных заданий. Физминутка — эстафета :

  1. Определить морфологические признаки слов.
  2. Составить предложение.
  3. Выполнить синтаксичесий разбор.

2 ряд – нет времени

3 ряд – у Анастасии

Где чаще всего встречается эта орфограмма, вы узнаете, решив несколько грамматических задач. Составьте это слово из начальных букв.

  1. Наука, изучающая постановку знаков препинания.
  2. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.
  3. Слова, близкие по лексическому значению.
  4. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.
  5. Гласная, которая пишется в сложных словах после твердых согласных.
  6. Предложения, которые произносятся с особым чувством.
  7. Гласная после ц в слове цирк.
  8. Продолжи фразу: “Правописание и –ы после…”
  9. Гласная после ц в слове цыпленок.

Какое слово получилось? (пословицы).

Что называется пословицами?

Приведите примеры пословиц. Какую роль они играют в нашем языке?

Встретились ли в них слова с изучаемой орфограммой? Устно объясните их правописание.

Самостоятельная работа: упражнение 219:

1 ряд – 1-2 предложение;

2 ряд – 3,4 предложение,

3 ряд – 4,5 предложение.

Проверить, использовав сигнальные карточки.

Работа в группах: (задание на карточках)

1. Продолжите пословицу, запишите её, обозначьте изучаемую орфограмму:

  1. Ученье свет, а (неученье — тьма)
  2. Сей в (не)настье, а (убирай в вёдро)
  3. Охота пуще (неволи)
  4. (НЕ)работа сушит, а (забота).
  5. Жизнь прожить — (НЕ поле перейти)

2. Найди четвертое лишнее: не правда, а ложь; не друг, а враг; не дом, а хижина; не счастье, а горе. Обоснуйте свой выбор.

III. Закрепление теории и подготовка к решению тестов: в парах устная работа с алгоритмом.

IV. Контроль за усвоением материала: решение теста:

А1 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

  1. (НЕ) видимкою луна освещает снег летучий.
  2. Передо мной был (не)враг, а друг.
  3. (Не)известности уже не было.
  4. Мы остановились в (не)доумении.
  5. С годами у него появилась (не)решительность.

А2 НЕ пишется слитно:

  1. Это (не)правда, а откровенная ложь.
  2. (Не)правду я не потерплю.
  3. Это надо считать (не)удачей, а случайностью.
  4. Царевна (Не)смеяна – героиня многих сказок.
  5. (Не)терпение, а раздражительность мешали разговору.

А3 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

  1. Удивила (не)зависимость и резкость.
  2. Появилась (не)решительность, а какая- застенчивость.
  3. С (не)ряхой мало кто общается.
  4. (Не)счастье, а горе постигло нас.
  5. Человек – творец счастья и (не)счастья.

А4 Слово с НЕ пишется слитно

  1. Вовремя письмо (не) отправили.
  2. Не все (не)настье, проглянет и красное солнышко.
  3. Кто рано сеет, тот семян (не) теряет.
  4. Мне сегодня (не)здоровится.
  5. (Не)нависть – плохой советчик.
А1 А2 А3 А4
1
2
3
4
5

V. Подведение итогов. Выставление и комментирование оценок.

Домашнее задание: § 38, упр №217 или сочинить грамматическую сказку “Правописание “НЕ” с именами существительными.

Источник

«Не» с существительными: правило и примеры

Написание данной частицы с существительными может быть как слитным, так и раздельным. Рассмотрим правила правописания «не» с существительными.

Слитное написание

Написание «не» с существительными, которые не употребляются без этой отрицательной частицы.

Такие существительные с частицей «не» пишутся слитно.

Примеры: небылица, невидаль, неразбериха, невежда, недотепа, невзгоды, неверие, недоросль, незабудка, негодяй, недолет, неполадки.

Образованный человек сразу поймет, а невежде растолковывать устанешь. Данный пример является яркой иллюстрацией этого правила: существительного вежда не существует, поэтому слово невежда всегда имеет слитное написание.

Существительные следует писать слитно с «не» и в случаях, когда они образуют новые слова с противоположным значением. К таким словам можно подобрать синонимы, например:

  • недруг;
  • неприятель (противник, враг);
  • неправда (вранье);
  • нездоровье (болезнь);
  • несчастье (горе);
  • непорядок (беспорядок);
  • невежливость (грубость);
  • недоверие (подозрительность);
  • неодобрение (порицание).

Все вышеперечисленные имена существительные пишутся с «не» слитно, потому что каждое из них можно заменить синонимами, а новые слова образованы без отрицательной частицы «не».

Неправдой не проживешь. Образование нового понятия: существительное «неправдой» может заменить синоним, не имеющий отрицательной частицы «не» — ложью. Поэтому здесь слитное написание.

В некоторых случаях синонимами таких слов являются словосочетания. Например : нелюбители (люди с другими вкусами).

Существительное с «не» следует писать слитно при обозначении лиц, при передаче качественного оттенка.

Подобные существительные в тандеме с приставкой не- получают значение противопоставления: политики — неполитики; биологи — небиологи; делитанты — неделитанты и др.

Но! У существительных с иным значением (обозначающих не лиц) противопоставление передается раздельным написанием частицы «не» с существительным: тетрадь и не тетрадь, проза и не проза.

Также слитным будет написание, если слово начинается приставкой недо- (в значении недостатка), написание будет слитным: недосмотр (при наличии слова досмотр); недоделка (доделка); недоработка (доработка).

При употреблении существительного с частицей «не» + зависимое прилагательное или при употреблении притяжательного местоимения перед «не».

Порой одержимый непрофессионал выполняет работу лучше, чем разочаровавшийся эксперт.

Меня огорчает твоя нелюбовь.

Раздельное написание

«Не» с существительными пишется раздельно в случаях, когда предложение содержит противопоставление или оно предполагается: не учителя ему помогали, а он сам добился высоких оценок.

Если частица «не» является отрицанием, она имеет раздельное написание с существительными. Даже без наличия союза «а» понятно, что в предложении есть отрицание: у него сердце не камень (а мягкое, доброе); не танки проехали по этому полю (а прошли войска).

Отрицательная частица пишется с существительными в два слова, когда отрицание подчеркнуто логически, например, в вопросах.

Этом летом не обещают высоких температур, не правда ли?

Разве это не гений?

Но! Если отрицание логически не выделяется, «не» + существительное пишется слитно:

Разве это неправда? (Разве это ложь?).

Этот человек был вовсе неглуп, не правда ли? (= разумен).

Если частица «не» пишется с существительными раздельно в словосочетаниях:

  • далеко не;
  • отнюдь не;
  • совсем не (= отнюдь не);
  • еще не;
  • вовсе не;
  • больше не.

Пример: Он отнюдь не глупец. Этот ожидаемый итог, вовсе не случайность.

Источник

Карточки по теме «Не с существительными» 5 класс
материал по русскому языку (5 класс) на тему

Карточки по теме «Не с существительными» 5 класс

Скачать:

Вложение Размер
kartochki_po_teme_ne_s_sushchestvitelnymi.doc 28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка № 1. Не с существительными.

Выпишите сначала предложения, в которых не- с существительными пишется слитно, а затем – раздельно.

1. (Не)правды я не потерплю ни в ком. 2. К (не)счастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, цены не зная ей, (не)вежда про нее свой толк всё к худу клонит. 3. Ученье без уменья – (не)польза, а беда. 4. И, полно, куманек! Вот (не)видаль: мышей! Мы лавливали и ершей! 5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него (не)дело, только мука. 6. «Как расшумелся здесь! Какой (не)вежа!» — про дождик говорит на ниве камень лежа.

Найдите в тексте обращения. Приведите свои примеры предложений с обращениями.

Карточка № 2. Не с существительными.

Спишите, заменив выделенные существительные синонимами с приставкой не -.

1. Нельзя терпеть ложь . 2. Его не сломило горе . 3. Болезнь портит настроение. 4. Надо исправить дефекты . 5. Испытания закаляют характер. 6. Рабство для всех горько.

Карточка № 3. Не с существительными.

Выпишите имена существительные, которые без не- не употребляются.

Незнание, незадачливость, нездоровье, неделимость, неверность, невидаль, ненавистник, неблагополучие, неразбериха, незабудка, невмешательство, неряха, невесомость, неверие, неправда, неурядица, негодование, нелепость.

Карточка № 4. Не с существительными.

Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните слова, в которых не- является частью корня.

(Не)нависть к врагу; (не)поладки в работе; (не)вежливость, а грубость; мелкие (не)взгоды; (не)грамотность только, а образование; сказал (неправду); (не)правильность речи; (не)способность к музыке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В раздел помещены фрагменты уроков в 5 классе. Для «веселых» карточек использовались материалы книги Г.Г. Гранника «Секреты орфографии».

В данной визитной карточке вы можете прочитать краткое описание открытого урока и посмотреть фотографии.

Этот вид раздаточных карточек я использую на разных этапах учебного процесса. Они удобны для закрепления материала в 10 классе. Затем возвращаемся к ним в 11 классе при повторении в начале года и при .

Данные карточки можно использовать как для индивидуального письменного опроса,так и для проведения итоговой контрольной работы по географии в 6 классе по разделу «Земля во Вселенной». Карточки с.

Карточки-задания помогут учителям географии провести индивидуальный опрос по теме» Рельеф и климат России» в 8 классе с минимальными затратами времени и оптимальным уровнем проверки знаний учащихся.

карточки по русскому языку.

Урок по теме «Королевский Лондон» проведен в 6а классе УМК И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой для V-IX классов (для ощеобразовательных школ и школ с углубленным изучением английского.

Источник

Читайте также:  найди и выпиши слова имена существительные с орфограммами капризный жучок