Указательные местоимения
Указательные местоимения в русском языке — это слова, указывающие на предмет, его признак или количество и выделяющие его среди других предметов. Указательные местоимения отвечают на вопросы: какой? каков? сколько?
Что такое указательные местоимения?
По значению и грамматическим признакам все местоимения делятся не несколько разрядов. Поговорим об указательных местоимениях в русском языке. Местоимения этого разряда имеют название в соответствии с той функцией, которую они выполняют. Указательные местоимения выделяют среди однотипных вариантов предметов, признаков и количеств такой предмет, признак или количество, который представляет интерес для говорящего в этой речевой ситуации.
В тот город мы уже не вернемся.
Указательные местоимения (список)
- этот
- тот
- такой
- таков
- столько.
Добавим в этот список указательных местоимений устарелые синонимы, встречающиеся в литературе:
Среди указательных местоимений можно выделить местоимения-прилагательные, указывающие на признак предмета:
Местоимение «столько» указывает на некоторое количество предметов, поэтому назовем его местоимением-числительным.
Склонение указательных местоимений
Узнаем, как изменяются указательные местоимения, определив, что по грамматической форме местоимения «тот», «такой», «этот» напоминают прилагательные. Эти местоимения склоняются и изменяются по родам и числам, как прилагательные:
- тот человек, та сумка, то сообщение, те дети;
- такой учебник, такая книга, такое озеро, такие дни;
- этот портфель, эта вещь, это дерево, эти новости.
Местоимение-числительное «столько» изменяется только по падежам.
Падежи | Единственное число | Множественное число | |||
---|---|---|---|---|---|
Муж. род | Ср. род | Жен. род | |||
И. п. | этот тот такой таков | это то такое таково | эта та такая такова | эти те такие таковы свои | столько |
Р. п. | этого того такого | этой той такой | этих тех таких | стольких | |
Д. п. | этому тому такому | этой той такой | этим тем таким | стольким | |
В. п. | этого (этот) того (тот) такого (такой) | это то такое | эту ту такую | этих (эти) тех (те) таких (такие) | стольких (столько) |
Т. п. | этим тем таким | этой (этою) той (тою) такой (такою) | этим теми такими | столькими | |
П. п. | об этом о том о таком | об этой о той о такой | об этих о тех о таких | о стольких |
Местоимение «каков» напоминает краткую форму прилагательного. Как и краткая форма прилагательного, оно изменяется только по родам и числам:
- каков друг ;
- каков а проблем а ;
- каков о предложени е ;
- каков ы мост ы .
Синтаксическая роль указательных местоимений
В предложении указательные местоимения в одиночку или в сочетании с зависимым словом могут быть подлежащим, составным именным сказуемым, определением или дополнением.
Примеры
Этот уже давно ушел , его не догонишь.
Этого человека Федор знал еще в юности.
Узнал все, что ему надо, и был таков .
Местоимение «столько» употребляется в сочетании с существительными в форме родительного падежа единственного или множественного числа. Это синтаксически неделимое сочетание «местоимение + существительное» употребляется в предложении в роли подлежащего или дополнения.
Стольк о берез выросло здесь с тех пор, как я покинул родное село!
Я не ожидал столько звонков с поздравлениями.
Местоимения «тот», «такой», «столько» участвуют в формировании сложноподчиненных предложений. Они используются в главном предложении в качестве указательных слов.
Виктор до сих пор помнит то место, где он с ребятами ловил раков в детстве.
Была такая непогода, что, как говорят, добрый хозяин собаку не выгонит.
За одну вьюжную ночь выпало столько снега, сколько выпадает за месяц.
Видеоурок
Источник
Указательные местоимения
Указательные местоимения — это слова, указывающие на предмет, признак или количество, но не называющие их. К указательным местоимениям относятся:
этот, тот, такой, таков, таковой, этакий;
Местоимение таковой является книжным. Сей, оный относятся к устаревшей лексике, этакий — к разговорной.
Местоимение таков изменяется по числам и родам, но не склоняется:
таков, такова, таково, таковы.
Этот, тот, такой
Указательные местоимения этот, тот, такой изменяются по родам, числам и падежам:
Падежи | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
И. | Р. | Д. | В. | Т. | П. | ||
Этот | М. р. | этот | этого | этому | этот, этого | этим | об этом |
Ж. р. | эта | этой | этой | эту | этой | об этой | |
Ср. р. | это | этого | этому | это, этого | этим | об этом | |
Мн. ч. | эти | этих | этим | эти, этих | этими | об этих | |
Тот | М. р. | тот | того | тому | того | тем | о том |
Ж. р. | та | той | той | ту | той | о той | |
Ср. р. | то | того | тому | того | тем | о том | |
Мн. ч. | те | тех | тем | те, тех | теми | о тех | |
Такой | М. р. | такой | такого | такому | такой, такого | таким | о таком |
Ж. р. | такая | такой | такой | такую | такой | о такой | |
Ср. р. | такое | такого | такому | такое, такого | таким | о таком | |
Мн. ч. | такие | таких | таким | такие, таких | такими | о таких |
Местоимения этот, тот указывают на предмет или признак, выделяя его среди других таких же предметов или признаков. Этот указывает на предмет, расположенный близко от кого-то или чего-то, а тот — на предмет, стоящий на расстоянии от другого такого же (обычно парного) предмета. Сравните:
Мост позволяет перейти с этого (на котором мы стоим) берега на тот (который находится на расстоянии от нас) .
Местоимение тот часто сопровождается указательным жестом.
Местоимение такой обозначает предмет или признак, о котором уже говорилось ранее или скоро будет сказано, или про подобный ему:
У него был такой же костюм, как у меня.
При прилагательных и существительных обозначает высокую степень признака или оценки:
Она такая красивая.
Оба, обе
Местоимение оба (обе) обозначает и тот, и этот , и то, и другое :
Держаться лучше обеими руками.
Мы оба ходим в тот спортзал.
Оба относится к мужскому и среднему роду предметов, о которых идёт речь, обе — к женскому. Местоимение оба (обе) не изменяются по числам, но изменяются по падежам:
И. | о́ба | о́бе |
---|---|---|
Р. | обо́их | обе́их |
Д. | обо́им | обе́им |
В. | о́ба, обо́их | о́бе, обе́их |
Т. | обо́ими | обе́ими |
П. | об обо́их | об обе́их |
Столько
Указательное местоимение столько склоняется, но не изменяется по родам и числам:
И. | сто́лько |
---|---|
Р. | сто́льких |
Д. | сто́льким |
В. | сто́льких (людей), сто́лько (листьев) |
Т. | сто́лькими |
П. | о сто́льких |
Оно обозначает количество, о котором говорилось ранее, или значение большо́го количества:
Взял два билета себе и столько же для родителей.
На поляне было столько цветов!
Синтаксическая роль
Местоимения этот, тот, такой в предложениях обычно выполняют роль определений. Например:
Мы чуть не пропустили этот знак.
Они проехали тот магазин.
Я хочу такую машину.
Местоимение таков в предложениях всегда выполняет роль сказуемого. Например:
Местоимение столько в предложениях является обстоятельством. Например:
Он столько занимался, что времени у него ни на что больше не оставалось.
Источник
Предложения с указательными местоимениями прилагательными
Указательные местоимения этот , тот , такой , таков , столько указывают на один из одинаковых предметов, признаков или на определённое количество предметов: Это наш дом ; Возьму эту книгу ; Тот дом больше ; Такие облака к плохой погоде ; Столько пирожков съесть невозможно.
Слова, не называющие, но указывающие на время действия ( тогда ), место ( там ), причину ( потому ), цель ( затем ), образ действия ( так ) одни лингвисты относят к наречиям (учебники М.Т. Баранова и М.М. Разумовской), а другие – к местоимениям (учебник В.В. Бабайцевой).
Постоянный признак указательных местоимений – их разряд. Местоимения этот , тот , такой изменяются по числам, родам и падежам ( этот журнал , эта газета , в этих журналах и газетах ); таков – по числам и родам ( таков вывод , такова судьба , таковы люди ). Столько может изменяться только по падежам ( столько , стольких , стольким ), но, как правило, употребляется только в именительном и винительном падежах: Столько гостей к нам никогда не приходило. Столько задач я никогда не решал .
Местоимение, указывающее на предмет, в предложении играет роль подлежащего или дополнения:
Местоимение, указывающее на признак, в предложении играет роль определения:
Словосочетание местоимения столько с существительным несвободное и рассматривается как один член предложения:
В сложном предложении к указательным местоимениям часто присоединяется зависимая часть:
Я прочитал ту книгу, о которой ты говорил .
Источник
Указательные местоимения
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Методическая разработка по теме «Указательные местоимения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ukazatelnye_mestoimeniya.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Закрепление темы урока.
Ребята, перед вами текст.
И снова к нам пришла весна. Землю словно кто-то раскрасил. У этой художницы есть свои краски. Зелёным цветом Весна раскрасила травку. Этот цвет её любимый. Голубым – небо, а белым — те далёкие облака.
Издавна в наших степях появляется столько подснежников! Есть любители собирать
их в большие букеты, поэтому каждый год они всё меньше распускают свои пышные букеты. А со временем мы их можем потерять навечно.
Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?
— А теперь я вам предлагаю следующие задания:
А) определите тему текста
а) Определить тип речи (повествование) основную мысль текста — уметь увидеть красоту
природы, быть наблюдательными.
б) Выделить в тексте местоимения, определить разряды.
в) При помощи какого местоимения соединяются 5 и 6 предложения? (Весна, её) – задания ЕГЭ.
г)синтаксический разбор 4-го предложения: Зелёным цветом Весна раскрасила травку.
д)сколько грамматических основ в предложении 2-го абзаца 2-го предложения. (Есть
любители собирать их в большие букеты, поэтому каждый год они всё меньше распускают свои пышные букеты. ).
Стоит – что вы можете сказать об ударениях в данном слове?.
Если изменить ударение в слове, то изменяется и лексическое значение слова. Поэтому перед употреблением уместно знать значение слова, чтобы не допустить грубую речевую ошибку.
Прочитав его, ответьте на вопрос: Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты? места
Урок русского языка по теме: «Указательные местоимения»
– повторение и систематизация полученных ранее знаний о местоимении;
–знакомство со значением указательных местоимений, признаками указательных местоимений, их синтаксической ролью;
– соотнести знания о местоимении со знаниями о других частях речи;
– выделить параметры, по которым местоимение определяют как часть речи.
– формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи;
– развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);
– вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.
– воспитывать активное и сознательное, а не “потребительское” отношение к изучению русского языка;
– создание на уроке положительной культурно-речевой среды и атмосферы комфортного доверительного общения.
Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке. Давайте улыбнемся друг другу и в душе пожелаем хорошо поработать.
Откройте тетради и напишите число, ниже классная работа, а тему запишем позже.
2. Словарная работа.
Я предлагаю вам поработать над словарными словами в форме игры «Путаница». Буквы в словах перепутались, расставьте буквы правильно и у вас получится слово.
(Дети отгадывают слова, записывают в тетради, объясняют написание – ударение, подчеркивают букву, которую запоминаем).
Лапери (перила), танлат (талант), атсолд (солдат), ньсире (сирень), глазавие (заглавие), ментинстру (инструмент, негерал (генерал), сейнбас (бассейн),.
-А еще я хочу познакомить вас с новым словом, но это новое слово нам нужно будет найти. Будем работать с текстами, найдем это слово и определим его значение.
-Скажите, что такое местоимение?
— Посмотрите внимательно, на эти местоимения. Все они вам знакомы. Назовите разряды местоимений, дополните примерами.
Личные — я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
Вопросительные — кто? Какой? Что? Сколько? каков?
Относительные – кто, что, какой, который, чей, сколько, каков.
Неопределенные – некто, нечто, некоторый, несколько, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь.
Отрицательные местоимения – никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.
Притяжательные – мой, твой, свой, наш, ваш.
— Посмотрите, наш орнамент не закончен, я думаю, что к концу урока мы обязательно его закончим.
— Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним разрядом местоимений.
— Послушайте отрывок из стихотворения А.Фета. (читает наизусть один из учеников) — Какое местоимение в нём чаще всего употребляется?
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы
Эти стаи, эти птицы,
Эти ивы и березы,
— Какую роль играет в стихотворении местоимение это? (указывает)
— С каким разрядом местоимений мы сегодня познакомимся? (мы сегодня на уроке познакомимся с указательными местоимениями).
3. Запись темы урока. Определение целей и задач.
На уроке Мы познакомимся со значением указательных местоимений, признаками, их синтаксической ролью.
-Посмотрите внимательно на определение Местоимения.
Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
— Что значит указательное местоимение, мы все время говорим, что местоимение на что-то указывает? На что? На предмет, на признак – получается они все указательные.
— Указывать, не называя, это основное значение любого местоимения, но они не только на что-то указывают, но и наполняют это указание каким-либо дополнительным смыслом.
— На что указывают личные местоимения? (на лицо).
-А притяжательные? (на принадлежность).
-Чтобы разобраться в значении указательных местоимений. Давайте прочитаем текст под звездочкой на стр.88.
-На что они указывают?
Они только указывают, словно пальцем показывают тот живописец, этот художник , столько пейзажей, такие картины .
Указательные местоимения указывают на один из одинаковых предметов, признаков или на определенное количество предметов.
Перед вами указательные местоимения в начальной форме:
ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО.(прикрепить на доске слова)
— Что является их постоянным признаком? (Их постоянным признаком является разряд – указательные).
-А теперь вспомним, какие указательные местоимения есть в тексте и скажем в какой форме они стоят. Укажите род, число, падеж указательных местоимений. Подумайте, все ли они изменяются по числам, родам и падежам. Будьте внимательны .
Какой вывод можно сделать?
Вывод: Местоимения ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ – изменяются по падежам, родам и числам.
— какая часть речи также изменяется? (прилагательные).
Таков – изменяется по числам и родам (как краткое прилагательное). Столько – только по падежам (как числительное).
Мы еще продолжим разговор об указательных местоимениях.
-Что мы узнали о них сейчас?
Вот что мы узнали о них сейчас — значение указательных местоимений, признаки указательных местоимений.
Физминутка для глаз.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
4. Самостоятельная работа.
Прочитайте текст упр. 482. Все слова вам понятны. О чем он? Спишите. Подчеркните указательные местоимения. Укажите их падеж и число.
Книга высотой в два3 этажа? Скажете: таких не бывает. И ошибётесь! Такие книги есть! Некоторые из этих книг находятся в Монголии. В одной из таких книг насчитывается 236 томов. Книги эти созданы в древности2. В те времена1 мастерам-искусникам приходилось текст каждой страницы полностью вырезать на деревянной доске. Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита.
— Какую роль играют указательные местоимения? Какие предложения связаны с помощью указательных местоимений?
5. В предложении указательные местоимения могут быть подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определением.
Спрашивать дорогу нужно у того , кто не торопится.
Этот , как всегда, нисколько не решителен.
У него был такой же велосипед, как у меня.
Приговор был таков : казнить нельзя, помиловать.
У указательных местоимений тот, такой, столько есть ещё одна роль: вместе с относительными местоимениями они помогают связывать части сложного предложения : Я прочитал ту книгу, о которой ты говорил; Вечера были такими тёплыми, какими бывают только в разгаре лета; Я решил столько задач, сколько мне задали.
Таким образом, указательные местоимения не только указывают на предмет, признак и количество, но и помогают присоединять зависимое предложение к главному.
— С каким разрядом местоимений мы сегодня познакомились?
— Что вы можете о них рассказать? Как они изменяются? (тот, этот, такой – по родам, падежам и числам; таков – по родам и числам; столько – по числам).
Источник