Меню

Предложения с указательными местоимениями прилагательными



Указательные местоимения

Указательные место­име­ния в рус­ском язы­ке — это сло­ва, ука­зы­ва­ю­щие на пред­мет, его при­знак или коли­че­ство и выде­ля­ю­щие его сре­ди дру­гих пред­ме­тов. Указательные место­име­ния отве­ча­ют на вопро­сы: какой? каков? сколь­ко?

Что такое указательные местоимения?

По зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам все место­име­ния делят­ся не несколь­ко раз­ря­дов. Поговорим об ука­за­тель­ных место­име­ни­ях в рус­ском язы­ке. Местоимения это­го раз­ря­да име­ют назва­ние в соот­вет­ствии с той функ­ци­ей, кото­рую они выпол­ня­ют. Указательные место­име­ния выде­ля­ют сре­ди одно­тип­ных вари­ан­тов пред­ме­тов, при­зна­ков и коли­честв такой пред­мет, при­знак или коли­че­ство, кото­рый пред­став­ля­ет инте­рес для гово­ря­ще­го в этой рече­вой ситу­а­ции.

В тот город мы уже не вер­нем­ся.

Указательные местоимения (список)

  • этот
  • тот
  • такой
  • таков
  • столь­ко.

Добавим в этот спи­сок ука­за­тель­ных место­име­ний уста­ре­лые сино­ни­мы, встре­ча­ю­щи­е­ся в лите­ра­ту­ре:

Среди ука­за­тель­ных место­име­ний мож­но выде­лить местоимения-прилагательные, ука­зы­ва­ю­щие на при­знак пред­ме­та:

Местоимение «столь­ко» ука­зы­ва­ет на неко­то­рое коли­че­ство пред­ме­тов, поэто­му назо­вем его местоимением-числительным.

Склонение указательных местоимений

Узнаем, как изме­ня­ют­ся ука­за­тель­ные место­име­ния, опре­де­лив, что по грам­ма­ти­че­ской фор­ме место­име­ния «тот», «такой», «этот» напо­ми­на­ют при­ла­га­тель­ные. Эти место­име­ния скло­ня­ют­ся и изме­ня­ют­ся по родам и чис­лам, как при­ла­га­тель­ные:

  • тот чело­век, та сум­ка, то сооб­ще­ние, те дети;
  • такой учеб­ник, такая кни­га, такое озе­ро, такие дни;
  • этот порт­фель, эта вещь, это дере­во, эти ново­сти.

Местоимение-числительное «столь­ко» изме­ня­ет­ся толь­ко по паде­жам.

Падежи Единственное чис­ло Множественное чис­ло
Муж. род Ср. род Жен. род
И. п. этот
тот
такой
таков
это
то
такое
тако­во
эта
та
такая
тако­ва
эти
те
такие
тако­вы
свои
столь­ко
Р. п. это­го
того
тако­го
этой
той
такой
этих
тех
таких
столь­ких
Д. п. это­му
тому
тако­му
этой
той
такой
этим
тем
таким
столь­ким
В. п. это­го (этот)
того (тот)
тако­го (такой)
это
то
такое
эту
ту
такую
этих (эти)
тех (те)
таких (такие)
столь­ких
(столь­ко)
Т. п. этим
тем
таким
этой (этою)
той (тою)
такой (такою)
этим
теми
таки­ми
столь­ки­ми
П. п. об этом
о том
о таком
об этой
о той
о такой
об этих
о тех
о таких
о столь­ких

Местоимение «каков» напо­ми­на­ет крат­кую фор­му при­ла­га­тель­но­го. Как и крат­кая фор­ма при­ла­га­тель­но­го, оно изме­ня­ет­ся толь­ко по родам и чис­лам:

  • каков друг ;
  • каков а про­блем а ;
  • каков о пред­ло­же­ни е ;
  • каков ы мост ы .

Синтаксическая роль указательных местоимений

В пред­ло­же­нии ука­за­тель­ные место­име­ния в оди­ноч­ку или в соче­та­нии с зави­си­мым сло­вом могут быть под­ле­жа­щим, состав­ным имен­ным ска­зу­е­мым, опре­де­ле­ни­ем или допол­не­ни­ем.

Примеры

Этот уже дав­но ушел , его не дого­нишь.

Этого чело­ве­ка Федор знал еще в юно­сти.

Узнал все, что ему надо, и был таков .

Местоимение «столь­ко» упо­треб­ля­ет­ся в соче­та­нии с суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го чис­ла. Это син­так­си­че­ски неде­ли­мое соче­та­ние «место­име­ние + суще­стви­тель­ное» упо­треб­ля­ет­ся в пред­ло­же­нии в роли под­ле­жа­ще­го или допол­не­ния.

Стольк о берез вырос­ло здесь с тех пор, как я поки­нул род­ное село!

Я не ожи­дал столь­ко звон­ков с поздрав­ле­ни­я­ми.

Местоимения «тот», «такой», «столь­ко» участ­ву­ют в фор­ми­ро­ва­нии слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний. Они исполь­зу­ют­ся в глав­ном пред­ло­же­нии в каче­стве ука­за­тель­ных слов.

Виктор до сих пор пом­нит то место, где он с ребя­та­ми ловил раков в дет­стве.

Была такая непо­го­да, что, как гово­рят, доб­рый хозя­ин соба­ку не выго­нит.

За одну вьюж­ную ночь выпа­ло столь­ко сне­га, сколь­ко выпа­да­ет за месяц.

Видеоурок

Источник

Указательные местоимения

Указательные местоимения — это слова, указывающие на предмет, признак или количество, но не называющие их. К указательным местоимениям относятся:

этот, тот, такой, таков, таковой, этакий;

Местоимение таковой является книжным. Сей, оный относятся к устаревшей лексике, этакий — к разговорной.

Местоимение таков изменяется по числам и родам, но не склоняется:

таков, такова, таково, таковы.

Этот, тот, такой

Указательные местоимения этот, тот, такой изменяются по родам, числам и падежам:

Падежи
И. Р. Д. В. Т. П.
Этот М. р. этот этого этому этот,
этого
этим об этом
Ж. р. эта этой этой эту этой об этой
Ср. р. это этого этому это,
этого
этим об этом
Мн. ч. эти этих этим эти,
этих
этими об этих
Тот М. р. тот того тому того тем о том
Ж. р. та той той ту той о той
Ср. р. то того тому того тем о том
Мн. ч. те тех тем те,
тех
теми о тех
Такой М. р. такой такого такому такой,
такого
таким о таком
Ж. р. такая такой такой такую такой о такой
Ср. р. такое такого такому такое,
такого
таким о таком
Мн. ч. такие таких таким такие,
таких
такими о таких

Местоимения этот, тот указывают на предмет или признак, выделяя его среди других таких же предметов или признаков. Этот указывает на предмет, расположенный близко от кого-то или чего-то, а тот — на предмет, стоящий на расстоянии от другого такого же (обычно парного) предмета. Сравните:

Мост позволяет перейти с этого (на котором мы стоим) берега на тот (который находится на расстоянии от нас) .

Местоимение тот часто сопровождается указательным жестом.

Местоимение такой обозначает предмет или признак, о котором уже говорилось ранее или скоро будет сказано, или про подобный ему:

У него был такой же костюм, как у меня.

При прилагательных и существительных обозначает высокую степень признака или оценки:

Она такая красивая.

Оба, обе

Местоимение оба (обе) обозначает и тот, и этот , и то, и другое :

Держаться лучше обеими руками.

Мы оба ходим в тот спортзал.

Оба относится к мужскому и среднему роду предметов, о которых идёт речь, обе — к женскому. Местоимение оба (обе) не изменяются по числам, но изменяются по падежам:

И. о́ба о́бе
Р. обо́их обе́их
Д. обо́им обе́им
В. о́ба, обо́их о́бе, обе́их
Т. обо́ими обе́ими
П. об обо́их об обе́их

Столько

Указательное местоимение столько склоняется, но не изменяется по родам и числам:

И. сто́лько
Р. сто́льких
Д. сто́льким
В. сто́льких (людей),
сто́лько (листьев)
Т. сто́лькими
П. о сто́льких

Оно обозначает количество, о котором говорилось ранее, или значение большо́го количества:

Взял два билета себе и столько же для родителей.

На поляне было столько цветов!

Синтаксическая роль

Местоимения этот, тот, такой в предложениях обычно выполняют роль определений. Например:

Мы чуть не пропустили этот знак.

Они проехали тот магазин.

Я хочу такую машину.

Местоимение таков в предложениях всегда выполняет роль сказуемого. Например:

Местоимение столько в предложениях является обстоятельством. Например:

Он столько занимался, что времени у него ни на что больше не оставалось.

Источник

Предложения с указательными местоимениями прилагательными

Указательные местоимения этот , тот , такой , таков , столько указывают на один из одинаковых предметов, признаков или на определённое количество предметов: Это наш дом ; Возьму эту книгу ; Тот дом больше ; Такие облака к плохой погоде ; Столько пирожков съесть невозможно.

Слова, не называющие, но указывающие на время действия ( тогда ), место ( там ), причину ( потому ), цель ( затем ), образ действия ( так ) одни лингвисты относят к наречиям (учебники М.Т. Баранова и М.М. Разумовской), а другие – к местоимениям (учебник В.В. Бабайцевой).

Постоянный признак указательных местоимений – их разряд. Местоимения этот , тот , такой изменяются по числам, родам и падежам ( этот журнал , эта газета , в этих журналах и газетах ); таков – по числам и родам ( таков вывод , такова судьба , таковы люди ). Столько может изменяться только по падежам ( столько , стольких , стольким ), но, как правило, употребляется только в именительном и винительном падежах: Столько гостей к нам никогда не приходило. Столько задач я никогда не решал .

Местоимение, указывающее на предмет, в предложении играет роль подлежащего или дополнения:

Местоимение, указывающее на признак, в предложении играет роль определения:

Словосочетание местоимения столько с существительным несвободное и рассматривается как один член предложения:

В сложном предложении к указательным местоимениям часто присоединяется зависимая часть:
Я прочитал ту книгу, о которой ты говорил .

Источник

Указательные местоимения
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Методическая разработка по теме «Указательные местоимения»

Скачать:

Вложение Размер
ukazatelnye_mestoimeniya.docx 21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Закрепление темы урока.

Ребята, перед вами текст.

И снова к нам пришла весна. Землю словно кто-то раскрасил. У этой художницы есть свои краски. Зелёным цветом Весна раскрасила травку. Этот цвет её любимый. Голубым – небо, а белым — те далёкие облака.

Издавна в наших степях появляется столько подснежников! Есть любители собирать

их в большие букеты, поэтому каждый год они всё меньше распускают свои пышные букеты. А со временем мы их можем потерять навечно.

Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?

— А теперь я вам предлагаю следующие задания:

А) определите тему текста

а) Определить тип речи (повествование) основную мысль текста — уметь увидеть красоту

природы, быть наблюдательными.

б) Выделить в тексте местоимения, определить разряды.

в) При помощи какого местоимения соединяются 5 и 6 предложения? (Весна, её) – задания ЕГЭ.

г)синтаксический разбор 4-го предложения: Зелёным цветом Весна раскрасила травку.

д)сколько грамматических основ в предложении 2-го абзаца 2-го предложения. (Есть

любители собирать их в большие букеты, поэтому каждый год они всё меньше распускают свои пышные букеты. ).

Стоит – что вы можете сказать об ударениях в данном слове?.

Если изменить ударение в слове, то изменяется и лексическое значение слова. Поэтому перед употреблением уместно знать значение слова, чтобы не допустить грубую речевую ошибку.

Прочитав его, ответьте на вопрос: Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты? места

Урок русского языка по теме: «Указательные местоимения»

– повторение и систематизация полученных ранее знаний о местоимении;

–знакомство со значением указательных местоимений, признаками указательных местоимений, их синтаксической ролью;

– соотнести знания о местоимении со знаниями о других частях речи;

– выделить параметры, по которым местоимение определяют как часть речи.

– формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи;

– развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);

– вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.

– воспитывать активное и сознательное, а не “потребительское” отношение к изучению русского языка;

– создание на уроке положительной культурно-речевой среды и атмосферы комфортного доверительного общения.

Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке. Давайте улыбнемся друг другу и в душе пожелаем хорошо поработать.

Откройте тетради и напишите число, ниже классная работа, а тему запишем позже.

2. Словарная работа.

Я предлагаю вам поработать над словарными словами в форме игры «Путаница». Буквы в словах перепутались, расставьте буквы правильно и у вас получится слово.

(Дети отгадывают слова, записывают в тетради, объясняют написание – ударение, подчеркивают букву, которую запоминаем).

Лапери (перила), танлат (талант), атсолд (солдат), ньсире (сирень), глазавие (заглавие), ментинстру (инструмент, негерал (генерал), сейнбас (бассейн),.

-А еще я хочу познакомить вас с новым словом, но это новое слово нам нужно будет найти. Будем работать с текстами, найдем это слово и определим его значение.

-Скажите, что такое местоимение?

— Посмотрите внимательно, на эти местоимения. Все они вам знакомы. Назовите разряды местоимений, дополните примерами.

Личные — я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Вопросительные — кто? Какой? Что? Сколько? каков?

Относительные – кто, что, какой, который, чей, сколько, каков.

Неопределенные – некто, нечто, некоторый, несколько, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь.

Отрицательные местоимения – никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

Притяжательные – мой, твой, свой, наш, ваш.

— Посмотрите, наш орнамент не закончен, я думаю, что к концу урока мы обязательно его закончим.

— Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним разрядом местоимений.

— Послушайте отрывок из стихотворения А.Фета. (читает наизусть один из учеников) — Какое местоимение в нём чаще всего употребляется?

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы

Эти стаи, эти птицы,

Эти ивы и березы,

— Какую роль играет в стихотворении местоимение это? (указывает)

— С каким разрядом местоимений мы сегодня познакомимся? (мы сегодня на уроке познакомимся с указательными местоимениями).

3. Запись темы урока. Определение целей и задач.

На уроке Мы познакомимся со значением указательных местоимений, признаками, их синтаксической ролью.

-Посмотрите внимательно на определение Местоимения.

Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

— Что значит указательное местоимение, мы все время говорим, что местоимение на что-то указывает? На что? На предмет, на признак – получается они все указательные.

— Указывать, не называя, это основное значение любого местоимения, но они не только на что-то указывают, но и наполняют это указание каким-либо дополнительным смыслом.

— На что указывают личные местоимения? (на лицо).

-А притяжательные? (на принадлежность).

-Чтобы разобраться в значении указательных местоимений. Давайте прочитаем текст под звездочкой на стр.88.

-На что они указывают?

Они только указывают, словно пальцем показывают тот живописец, этот художник , столько пейзажей, такие картины .

Указательные местоимения указывают на один из одинаковых предметов, признаков или на определенное количество предметов.

Перед вами указательные местоимения в начальной форме:

ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО.(прикрепить на доске слова)

— Что является их постоянным признаком? (Их постоянным признаком является разряд – указательные).

-А теперь вспомним, какие указательные местоимения есть в тексте и скажем в какой форме они стоят. Укажите род, число, падеж указательных местоимений. Подумайте, все ли они изменяются по числам, родам и падежам. Будьте внимательны .

Какой вывод можно сделать?

Вывод: Местоимения ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ – изменяются по падежам, родам и числам.

— какая часть речи также изменяется? (прилагательные).

Таков – изменяется по числам и родам (как краткое прилагательное). Столько – только по падежам (как числительное).

Мы еще продолжим разговор об указательных местоимениях.

-Что мы узнали о них сейчас?

Вот что мы узнали о них сейчас — значение указательных местоимений, признаки указательных местоимений.

Физминутка для глаз.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

4. Самостоятельная работа.

Прочитайте текст упр. 482. Все слова вам понятны. О чем он? Спишите. Подчеркните указательные местоимения. Укажите их падеж и число.

Книга высотой в два3 этажа? Скажете: таких не бывает. И ошибётесь! Такие книги есть! Некоторые из этих книг находятся в Монголии. В одной из таких книг насчитывается 236 томов. Книги эти созданы в древности2. В те времена1 мастерам-искусникам приходилось текст каждой страницы полностью вырезать на деревянной доске. Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита.

— Какую роль играют указательные местоимения? Какие предложения связаны с помощью указательных местоимений?

5. В предложении указательные местоимения могут быть подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определением.

Спрашивать дорогу нужно у того , кто не торопится.

Этот , как всегда, нисколько не решителен.

У него был такой же велосипед, как у меня.

Приговор был таков : казнить нельзя, помиловать.

У указательных местоимений тот, такой, столько есть ещё одна роль: вместе с относительными местоимениями они помогают связывать части сложного предложения : Я прочитал ту книгу, о которой ты говорил; Вечера были такими тёплыми, какими бывают только в разгаре лета; Я решил столько задач, сколько мне задали.

Таким образом, указательные местоимения не только указывают на предмет, признак и количество, но и помогают присоединять зависимое предложение к главному.

— С каким разрядом местоимений мы сегодня познакомились?

— Что вы можете о них рассказать? Как они изменяются? (тот, этот, такой – по родам, падежам и числам; таков – по родам и числам; столько – по числам).

Источник

Читайте также:  Прилагательные для описания человека на английском 7 класс