Меню

предложения только с существительными и прилагательными



Имя прилагательное

Предлагаемые дидактические материалы рассчитаны как на школьников, обучающихся по учебнику русского языка для 5-го класса общеобразовательных учреждений (авторы – Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.), так и на тех школьников, которые работают по учебному пособию для 5-х классов под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. В пособии тема «Имя прилагательное» дана несколько шире, чем в указанном выше учебнике (например, пятиклассники знакомятся с разрядами, степенями сравнений прилагательных и пр.). Упражнения и задания к этим материалам даны со значком « ++ ».
Предлагаемые дидактические материалы – разной степени сложности. Учитель может использовать их с учетом уровня подготовленности своих учеников по предмету. Многие задания к упражнениям идентичны вопросам, включенным в единый государственный экзамен по русскому языку (например, о средствах выразительности языка, типах речи и т.д.).
В материалах сделан акцент на развитие речи учащихся, совершенствование умения точного, уместного и выразительного употребления прилагательных в устной и письменной речи.

Упражнение 1. В названии части речи – имя прилагательное – уже содержится подсказка: оно «прилагается» к каким-то словам. Эти слова – имена существительные, и прилагательные обозначают их признаки.
Вспомните героев книги известной финской писательницы Туве Янсон «В счастливой долине муми-троллей» Шнырька и Юксаре, которые собрались играть в пуговицы.

Шнырек, собиравший ракушки в прибрежной воде, пулей выскочил на берег и начал высыпать на скалу содержимое своих карманов.
– Одной пуговицы хватит!
– Пожалуйста! – обрадовался Шнырек. – Какую лучше? Костяную, плюшевую, деревянную, стеклянную, металлическую, перламутровую? Однотонную, пеструю в крапинку, полосатую или клетчатую? Круглую, овальную, вогнутую, выпуклую, восьмиугольную или.
– Можно обыкновенную брючную пуговицу, – сказал Юксаре.

Признаки какого предмета обозначают в тексте имена прилагательные? С каких сторон охарактеризован с их помощью этот предмет?

Упражнение 2. Сначала прочитайте текст с именами прилагательными, затем – без них. Можно ли без имен прилагательных представить себе именно эту собачонку, узнать о ее особенностях?

Это была маленькая, но очень умная собачка. У нее были большие черные глаза и длинные, как у принцессы, ресницы и еще аккуратный хвостик, которым она обмахивалась, как веером.

Упражнение 3. Прочитайте тексты. Слова какой части речи несут в них основную смысловую нагрузку?
Определите тип речи. Какие словосочетания – глагольные или именные – чаще используются в текстах подобного типа?

а) Сойка – самая цветастая из наших оседлых птиц. Куда иному заморскому попугаю до нее! В одном крыле до семи цветов – тут и белый, и сизый, и серебристый. Башка с крепким, каменным клювом, грудь птицы почти огненная, спина и брюхо в нежно-пепельном пуху, вокруг глаз и на щеках радуги.

б) Как он был хорош, весь освещенный солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни – рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые, туго натянутые чулки.

О каком звере идет речь?
Выпишите по 2–3 словосочетания, в которых прилагательные обозначают признаки предмета: 1) по форме, размеру; 2) по цвету.

Упражнение 4. Прочитайте тексты. Определите роль имен прилагательных в них.

а) В летние знойные дни хорошо бродить в березовой роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются солнечные лучи. Хорошо лежать в чистой траве, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берез по голубому летнему небу плывут и плывут, точно белые лебеди, высокие облака.

б) Весеннее утро в лесу. Роса еще не обсохла. Крошечные водяные капли повисли на листьях, на цветах, на стеблях травы. Из-за вершин деревьев выглянуло солнце, и в тот же миг в каплях росы будто зажглись яркие фонарики. Они были разные – синие, розовые и голубые. Но больше всего розовых. Весь лес сиял розовым светом.

Упражнение 5. Опишите (в 5–6 предложениях) место, в которое вы попали впервые и которое чем-то вас поразило. Сможете ли вы обойтись без имен прилагательных?

Упражнение 6. Прочитайте отрывок из рассказа А.П. Чехова «Мальчики». С какой целью использованы в нем имена прилагательные?

Три сестры Володи сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не такой пухлый и белый, а худой, смуглый, покрытый веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые. Был он очень некрасивый. По наружности его можно было принять за кухаркина сына, если б на нем не было гимназической куртки.

Определите тип речи.

Упражнение 7. Какие имена прилагательные в сочетании с данными существительными могут быть использованы в описании внешнего вида человека, какие – для отражения его внутреннего мира?

Лицо: узкое, злое, приятное, умное, румяное, загорелое, смуглое, добродушное, широкоскулое.
Глаза: карие, лукавые, печальные, круглые, выразительные, злые, пустые, грустные, серые, огромные.
Старик: седой, добрый, невысокий, худощавый.

Составленные словосочетания запишите в два столбика:

описание
внешнего вида
человека

отражение
внутреннего мира
человека

Составьте (устно) 3–4 предложения, в которых дается описание человека, привлекшего ваше внимание.

Упражнение 8. Допишите, с какими животными обычно сравнивается человек

по его внешним качествам:
неуклюжий, как ___________;
толстый, как ______________;
длинноногий, как __________;
выносливый, как ___________;
здоровый, как _____________;

по его внутренним качествам:
храбрый, как _____________;
хитрый, как ______________;
коварная, как _____________;
трусливый, как ____________;
верный, как _______________.

Упражнение 9. Прочитайте текст. Найдите в нем однокоренные слова различных частей речи, с помощью которых передается цвет осеннего дня. Выпишите их, укажите, к каким частям речи они относятся.

Иной раз в начале осени выдается редкий денек. Он весь будто вылит из голубого стекла. Прозрачно синеет дальний лес, а березки на косогоре стоят тонкие и прямые, как белые свечки. Синева неба, синяя даль, блеск солнца и разноцветный убор лесов – все это походит на какой-то сказочный праздник, на последний привет уходящего лета.

Только ли имена прилагательные передают яркость, многоцветье мира?

Упражнение 10. Прочитайте текст, подготовьтесь к его пересказу.

В русском языке существуют разные способы обозначения цвета. Сравните: белеть (глагол), белизна (существительное), белый (имя прилагательное). И все же чаще всего для этого используются имена прилагательные. Многие из них дают представление о цвете через предмет, который является носителем этого цвета: малиновый – цвет малины, салатный – цвет салата, вишневый – цвет вишни, бирюзовый – цвет бирюзы, песочный – цвет песка. Подобные имена прилагательные появились в нашем языке в середине XVIII – начале XIX века.
Но синий, красный, желтый – прилагательные с собственным цветовым значением. У славян красный обозначал «красивый, хороший» (красна девица, красно солнышко) и символизировал радость, красоту, любовь. В праздники обычно парни надевали красные рубахи, а девушки – красные сарафаны. Белый цвет символизировал чистоту, добродетель (вспомните белое платье невесты), желтый – неверность.
Многие прилагательные, обозначающие цвет, пришли к нам из других языков. Так, из французского – оранжевый (orange – апельсин), палевый (pale – бледный, бледно-желтый, с розовым оттенком), лиловый (lilas – сирень), фиолетовый (от названия цветка – violette – фиалка).

Упражнение 11. Прочитайте текст.

Имена прилагательные как бы расцвечивают окружающий нас мир. Как правило, понятие «цвет и его оттенки» может быть представлено множеством имен прилагательных. Возьмем, к примеру, синий – это васильковый, голубой, небесно-голубой, бирюзовый, сапфировый, лазурный; серый – это и дымчатый, и пепельный, и мышиный.

Подберите имена прилагательные, обозначающие зеленый цвет и его оттенки, запишите их вместе с существительными. С 2–3 словосочетаниями составьте и запишите предложения.

Читайте также:  подобрать проверочное слово имя существительное к слову отяжелеть

Упражнение 12. Прочитайте текст, определите его основную мысль.

Однажды на светлой, солнечной лужайке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Сказка, Песня. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что те дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.
– Я во всех сочинениях голубое и безоблачное, – вздыхало Небо.
– А ко мне привязалось слово ровная, – чуть не плакала Дорога.
– Эх, подруга! Тебе еще ничего. Тебя хоть иногда и извилистой величают, а я всегда интересная, – безнадежно говорила Сказка.
– А я только звонкая, – сказала Песня.
– Что тут будешь делать? – вздохнули все вместе.

Подберите имена прилагательные к существительным, о которых идет речь в тексте, а также к словам трава, лес, друг, солнце. Запишите их.

Упражнение 13. Допишите по 5–7 прилагательных, обозначающих: цвет (белый, оранжевый, . ), вкус (соленый, терпкий, . ), температуру (холодный, . ), качества характера (щедрый, умный, . ).

Упражнение 14. Запишите по 3–4 существительных к данным прилагательным: круглый, сладкий, веселый, храбрый, грустный.

Упражнение 15. Составьте с данными в скобках существительными словосочетания, запишите их в два столбика:

прямое значение переносное значение

черствый (хлеб, человек), холодный (день, взгляд), скользкий (пол, человек), яркий (огонь, пример), высокие (помыслы, сосны), сладкий (чай, сон), косой (шов, взгляд), золотой (характер, браслет), ленивая (девочка, поза), узкие (интересы, тропинки), бледный (мальчик, рассказ), железная (решетка, дисциплина), твердый (грунт, характер), жаркие (денечки, споры), свежая (мысль, булка).

Упражнение 16. Запишите существительные с прилагательными, расположив синонимы по степени возрастания или уменьшения признака.

Запах (благоуханный, приятный, ароматный), закат (алый, багровый, розовый, малиновый, красный, пунцовый), ответ (превосходный, хороший, прекрасный), боец (отважный, храбрый, бесстрашный, смелый), пианист (способный, гениальный, талантливый), стройка (большая, грандиозная, огромная), вода (ледяная, холодная, прохладная), лучи (жаркие, теплые, знойные, горячие), шаг (быстрый, поспешный, стремительный, торопливый).

Упражнение 17. Допишите к данным существительным постоянные эпитеты, которые часто встречаются в произведениях устного народного творчества. Слова какой части речи используются при этом?

Молодец, поле, море, конь, сокол, степи, ключи, лес, солнце, девица, вода, гусли.

Упражнение 18. Вспомните и запишите названия сказок, в которых встречаются имена прилагательные.

Упражнение 19. Дополните ряд фразеологизмов, в состав которых входят имена прилагательные. Объясните значения этих фразеологизмов.

Авгиевы конюшни, __________ пята, __________ меч, _________ слезы, ________ труд

Упражнение 20. Составьте словосочетания «прилагательное + существительное»: а) которые могут быть использованы в сообщении о сводке погоды; б) где прилагательные обозначают признак предмета, воспринимаемый зрением, слухом; в) где прилагательные являются эпитетами.

Ветер: заунывный, ураганный, шквалистый, порывистый, северный, сонный, ласковый, яростный, сердитый, бешеный.
Дождь: бесшумный, беспрерывный, бойкий, вялый, грозовой, кратковременный, затяжной, надоедливый, проливной, тихий, стремительный, шумный, унылый, хмурый, болтливый, монотонный, звонкий, обильный, ленивый, тоскливый.
Снег: белый, искристый, чистый, яркий, мокрый, алмазный, свежий, вчерашний, ранний.

Составьте текст из 5–6 предложений о снеге или дожде, используя словосочетания, содержащие эпитеты.

Упражнение 21. Замените прилагательное в словосочетании подходящим по смыслу синонимом.

Свежий воздух, свежая рубашка, свежая мысль, свежая зелень, свежий хлеб, свежее лицо.
Высокий дом, высокий человек, высокий урожай, высокий голос, высокие гости.

Упражнение 22. Выразительно прочитайте стихотворение Н.Рубцова.

Осень! Летят по дорогам
Осени стужа и стон!
Каркает около стога
Стая озябших ворон.
Скользкой неровной тропою
В зарослях пасмурных ив
Лошадь идет с водопоя,
Голову вниз опустив.
Мелкий, дремотный, без меры,
Словно из множества сит,
Дождик знобящий и серый
Все моросит, моросит.

Выпишите из стихотворения два словосочетания «прилагательное + существительное», в которых прилагательные являются эпитетами.
Найдите сравнение. Какие еще сочетания слов показались вам необычными? Как вы думаете, для чего их использует автор?
Выпишите выделенные слова, объясните выбор орфограмм – согласных в их корнях.
Сделайте фонетический разбор слов
стая, озябших.

Упражнение 23. (Устно.) Подготовьте связный рассказ на тему «Роль имен прилагательных в речи». Для доказательства выдвинутых положений приведите свои примеры.

Упражнение 24. Составьте с данными существительными словосочетания по образцу. Укажите род, число, падеж главного и зависимого слов.

Роза, снег, книг, полю, туч, карандашей, к деревне.

Что обозначают имена прилагательные? На какие вопросы они отвечают? От чего зависят род, число, падеж прилагательных?

Упражнение 25. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

а) 1. На рыбалку мы отправились ранним летним утром (Д.Мамин-Сибиряк). 2. Тихий ветер в травах ш_лестел (Б.Олейник). 3. Шу_ка у зайца белая. 4. Белая шу_ка зайца сл_вает_ся со снегом.

б) Черный аист – скрытная, нелюдимая птица. Она очень осторожна. Статью аист похож на своего белого собрата. В высоком полете они почти одинаковы.

Сделайте вывод о синтаксической роли полных и кратких прилагательных в предложении.
Выделите окончания в прилагательных. На что они указывают? Чем отличаются краткие прилагательные от полных?

Упражнение 26. Вспомните и запишите выражения из народных сказок, которые доказывают, что в древнерусском языке краткие прилагательные изменялись по падежам.

По белу свету, от мала до велика, __________.

Упражнение 27. Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, буквы. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

Зимой сад белый, сонный. Но под весенним со_нцем (з,с)бегут снега и тогда вспыхнет сад розовым огнем. Пч_лы зажужжат в цветоч_ной глуш_. К лету закружит_ся цветоч_ный снегопад чтоб к осени на каждой ветк_ _вилось чудо!

Разберите по составу слово розовым. Выпишите из текста прилагательное с таким же составом. Выпишите однокоренные слова и разные формы одного слова.
Составьте схемы второго и последнего предложений.

Упражнение 28 ++ . Выпишите из текста в три столбика прилагательные:

качественные | относительные | притяжательные

Укажите их грамматические признаки. Добавьте по 2–3 своих примера.

Подули холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья – ждали зимней одежды. Ели и сосны стали еще зеленее.
По первой пороше охотники пошли на охоту, и целыми днями слышался по лесу заливистый собачий лай.

Докажите, что выделенное слово – имя прилагательное.
Составьте схему последнего предложения.

Упражнение 29. Просклоняйте. Выделите окончания в вопросе и в имени прилагательном.

Тонкий длинный прутик, трудная дальняя дорога, тихое туманное утро.

Упражнение 30. Укажите, какие грамматические признаки выражают следующие окончания прилагательных. Докажите примерами.

Упражнение 31. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Я шел по узк_ тропинке. Со всех сторон над ней нависали мохнат_ бел_ ветки деревьев. Изредка снег срывался с них и падал на землю т_жел_ хлопьями. Долго еще др_жала в морозн_ воздухе снежн_ пыль.

Составьте схему предложения с союзом и.

Упражнение 32. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

К вечеру пошел снег. Крупн_ мохнат_ снежинки закружились в воздух_. С каждой минутой они становились все больше и больше. Наконец снег пов_лил хлопьями, зат_нул окрес_ность мутн_ пеленой. В один миг крыльцо лесной сторожк_ и ветви стар_ сосен (с,з)делались бел_, пушист_. Воздух был чист и свеж_. Наступила такая тишина, которая бывает только зимой в стар_, глух_ лесу перед наступлением ночи.
Из мглист_ вечерн_ неба сыпал и сыпал на землю бел_ пух зимы.

Найдите предложение с краткими прилагательными. Определите их синтаксическую роль в предложении.

Составьте с выделенным словом словосочетания, в которых прилагательные выступали бы в качестве эпитетов.

Упражнение 33. Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания прилагательных.

а) О тих_ весенн_ ночи; развесист_ высок_ дуба; зимн_ ясн_ днем; светл_ голуб_ неба; свеж_ осенн_ утром; в стар_ соснов_ лесу; в лесн_ таинственн_ глуши; по глух_ дремуч_ тайге; под тепл_ летн_ дождем; в русск_ народн_ песне; красив_ мелодией; в дальн_ дорогу; в син_ море; под низк_ деревьями; на утренн_ прогулку; у спокойн_ речки.

Выпишите два качественных прилагательных. Какие признаки предмета они обозначают?

Читайте также:  как определять род существительных на латыни

б) Ранн_ прогулка по осенн_ лесу; морозн_ январск_ день; молод_ красив_ дуба; по чист_ светл_ воде; у желт_ душист_ акации; около белоствольн_ березки; в син_ дымке; сквозь прошлогодн_ листву; тих_ вечерами; весенн_ порой; поздн_ осенью; из дремуч_ леса; в дальн_ плавании; об осенн_ дождлив_ погоде; ясн_ вечерн_ зарю; тих_ задумчив_ природу; о дальн_ приятн_ прогулке; в густ_ тенист_ аллее; после вчерашн_ дождя; в горяч_ печь; длинн_ осенн_ ночью.

Выпишите два относительных прилагательных. На какие признаки предмета они указывают?

в) ++ Собач_ нюх; собач_ чутья; волч_ след; волч_ пасть; лис_ хитрость; в лис_ норе; по лис_му следу; ребяч_ голосов; медвеж_ берлога; олен_ мех; на олен_ меху; рыбач_ поселок; рыбач_ лодок; тюлен_ пастбище; в помещич_ усадьбе; медвеж_ услуга.

Найдите словосочетания, в которых одно и то же прилагательное в одном случае выступает как притяжательное, в другом – приобретает значение качественного. Составьте с ними и запишите предложения.

Упражнение 34. Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания прилагательных.

1. Тихо кр_дется заяц по мягк_ снегу (Д.Мамин-Сибиряк). 2. В Нов_ Зеланд_ об_тают два вида летуч_ мышей (И.Акимушкин). 3. Лес и теперь был хорош_ (Д.Мамин-Сибиряк). 4. Огромный пес был похож_ на могуч_ льва. Он прихрамывал на задн_ лапу. 5. Побелел син_ снег. 6. Задремавшая река отр_жает обл_ка, тих_, бледн_ свод небес, тих_, темн_, сонн_ лес (К.Бальмонт). 7. С моря слышен смутн_ гул. 8. Со_нце пахнет травами, свеж_ купавами, пробужденною весной и смолистою сосной (К.Бальмонт). 9. Лосенок был мал_ньк_, ж_лт_ньк_, с больш_, как у осла, ушами (В.Чаплина). 10. Птиц_ одна за другой больш_ кругами поднимались над горн_ хре_том навстречу утренн_ ветру (Н.Сладков). 11. Отара овец на склон_ горы пох_дила на весенн_ курчав_ обл_ч_ко.

++ Выпишите по два словосочетания с относительными и качественными прилагательными.
++ Подчеркните главные члены во втором предложении.

Упражнение 35. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания прилагательных.

1. За легк_ туманн_ дымкой мы разгл_дели холмист_ дальн_ берег. 2. Лес начинался за крайн_ избами, засл_нял деревню и не позв_лял шквальным ветрам разгуливат_ся по задворкам. 3. Поз_н_ осенью стали белить пожухлую траву первые заморо_ки. 4. В тиши зимн_ леса вдруг зашуршит что-то совсем рядом. 5. Из кроны соседн_ ольхи дон_силось воркование. 6. Весенн_ лес пронизан трелями зябликов.

Перечитайте третье предложение. Какое средство выразительности языка использовал автор?

Упражнение 36. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Озеро ш_рок_, привольн_, в (не)погоду хмур_, будто свинцов_, а в ясн_ дни ласков_ и приветл_в_. В прозрач_н_ глубине отр_жают_ся ле_к_ обл_ка, в прибрежн_ воды опрокинутые лесист_ острова.

Прочитайте выразительно описание Онежского озера, составленное по книге Н.Иониной «100 чудес света». Найдите в тексте смысловые синонимы, антонимы.
Укажите прилагательные, использованные в переносном значении. Какие еще средства выразительности языка использует автор, чтобы ярко, образно описать озеро?
++ Выпишите по два качественных и относительных прилагательных. Докажите (устно) принадлежность их к данному разряду.
Разберите по составу выделенные слова. Приведите примеры 2–3 прилагательных с такими же суффиксами (письменно).

Упражнение 37. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Преображенск_ церковь на Кижах пор_жает. Чешуйчат_ одежда ее куполов _делана русск_ мастерами из осиновых пластин. Ш_лковист_ на ощ_пь, они со временем ст_новятся седыми, приобр_тают с_зоват_ глянец и как бы з_ркальн_ свойства. В этой деревянн_ церков_ есть что-то от сказоч_ных теремов, и в то же время от нее веет богатырск_, былинн_ силой и уд_вительн_ пр_стотой крестьянских построек.

Выразительно прочитайте текст. Определите тип и стиль речи.
++ Найдите «новое» и «данное» в тексте. В чем особенности «данного»?
++ Выпишите имена прилагательные со значениями: а) «немного, слегка»; б) «принадлежности». Допишите по 2–3 подобных прилагательных, выделите в них суффиксы.

Упражнение 38. Сравните два текста, составленных по рассказу О.Перовской «Васька».

1) Мы хорошо рассмотрели Ваську. Это был неуклюжий маленький тигренок. У тигренка были большая, широкая голова с круглыми зелеными глазами, широкий лоб и короткие уши. Передние лапы были толстые и сильные, а задние – тоньше и слабее. Туловище у тигренка было худощавое и щуплое, а хвост был длинный, как змея.

2) Мы хорошо рассмотрели Ваську. Это был неуклюжий маленький тигренок с большой, широкой головой, с круглыми зелеными глазами, широким лбом и короткими ушами. Передние лапы у него толстые и сильные, задние – слабее и тоньше. Туловище у Васьки худощавое и щуплое, хвост длинный, как змея.

Какой из текстов вы считаете более удачным? Перечитайте его и ответьте на следующие вопросы.
Определите тип речи. Укажите признаки, характерные для данного типа речи.
++ Какие из способов правки сделали текст лучше: 1) замена синонимичным для данного текста словом; 2) исключение повтора слова в «данном»; 3) замена существительного местоимением?
++ Выпишите прилагательные в сравнительной степени. Образуйте и запишите превосходную степень этих прилагательных.

Упражнение 39. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

Исследователи говорят о существовани_ в Кени_ необыкновенного вида бур_ медведя – керита.
Керит — самое загадочн_ страшилище Африк_. Он крупнее бур_ медведя, густ_ темн_ шерсть покрывает плечи и лапы зверя.
Предпол_гают, что ж_вет он в густ_ лесах и ведет ночной образ жизн_. Нап_дает он на людей и зверей всегда ночью. При нап_дени_ (не)перескакивает заборов, а проб_вает в них дыры. Колюч_ кусты и изгороди для него не помеха.
Ученые пока (не)дают ответа на вопрос о том, что такое керит – неизвес_ный хищ_ник или просто миф?

(На основе книги И.Акимушкина «Следы невиданных зверей»)

Сделайте морфологический разбор любого прилагательного.
++ Образуйте от выделенного прилагательного формы сравнительной и превосходной степени. Если невозможно образовать простую форму, образуйте составную.
++ Найдите в тексте прилагательные сравнительной и превосходной степеней и подчеркните их как члены предложения.

Упражнение 40. В написании каких частей речи возможно окончание -ие? Запишите 3–4 примера.
В написании каких частей речи возможно -ии на конце слов? Приведите 4–5 примеров.

Упражнение 41 ++ . Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

1. Обыч_ная белич_ пища семена хвойн_ деревьев. 2. Я шел по волч_ следу. 3. Теперь возле нашего домика я не вижу заяч_ следов. 4. Я не раз любовался чудес_н_ грамотой птич_ следов. 5. Тетерев красивейшая из охотнич_ птиц. 6. В холодн_ зимн_ ночи мы часто слышали голодн_ волч_ вой. 7. Среди кошач_ и собач_ следов на окраин_ города на бульварах можно увидеть и лис_и следы. 8. Опытные охотники знают, что в медвеж_ охоте прежде всего нужен порядок. 9. Длинн_ строч_кой тянется лис_ след. 10. Заяч_ лис_ птич_следами расписана бел_ скатерть снегов. 11. У мос_тика плещется рыбач_ лодка.

++ Найдите в предложениях имя прилагательное в превосходной степени, выпишите его, разберите по составу; приведите 2–3 примера прилагательных с таким же составом.

Упражнение 42. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

1. Лесн_ тропинка пов_рнула и я вышла на отлог_ мыс. 2. Осенн_ ветер дул и капли дождев_ л_ниво падали (А.Апухтин). 3. В нижн_ дупле жила горихвостка а верхн_ этажи занимали летуч_ мыши (Г.Корольков). 4. Летом ласка была в летн_ одежде а осенью перел_няла и оделась в бел_ шу_ку. 5. Индия древн_ родина син_ птицы (Н.Сладков). 6. Сипы огромн_ птицы горных высот (Н.Сладков). 7. Беркут самый крупн_ орел (Н.Сладков).

Выпишите два словосочетания «прилагательное + существительное», сделайте их разбор.
Составьте схемы первых двух предложений.
++ Выпишите прилагательное в превосходной степени. Запишите сравнительную степень этого прилагательного.

Упражнение 43. Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания прилагательных.

1. Сквозь плотн_ стену кустов ольхи я протиснулся к воде. 2. В проснувшемся от зимн_ дремы ельнике я встретил белку. 3. Люблю я слушать соловьев ясн_ майск_ днями. 4. Ранн_ весной по_вляется зорянка. 5. Даже в полноч_ в летн_ лесу бывает совсем тихо. б. Ноч_ растворилась в потоке утренн_ зари. 7. В неярк_ свете обозн_чились оч_ртания ветх_ сарая, низеньк_ забора и молод_ клена с резн_ листьями.

Читайте также:  расскажите о правописании сложных имен существительных

(По Г. Королькову)

Подберите синонимы к выделенным словам.
Выпишите прилагательное с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Упражнение 44. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

1. После сумрач_н_ ночи ярк_ красками разгорался поздн_ осенн_ рассвет. 2. Тонк_ водян_ пыль влажн_ и холодн_ слоем лежала над размокшей землей (Л.Андреев). 3. За снежн_ полями син_ полоса ельника отделила сер_ небо от бел_х полей (А.Чапыгин). 4. Туман серебрился колюч_ искрами (А.Чапыгин). 5. Под стар_ сосной муравьи выстроили огромн_ лесн_ дворец.

Подберите антонимы к выделенному слову первого предложения.
Подберите синонимы к выделенному слову последнего предложения, расположив их в порядке усиления признака.
Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Упражнение 45. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

В зимн_ тумане вст_ет холодн_, тускл_ со_нце. Спит заснеженный лес. Кажет_ся, будто все замерло от этой стуж_.
Я выхожу на лесн_ поляну. Вижу густ_ стар_ ельник. Все деревья в крупн_ шишках.
Вдруг словно весенн_ ветерок прошумел над лесом. Это стайка весел_ клестов пронеслась над поляной. Птич_ки ухв_тились за шишки цепк_ коготками и вытаскивают из них вкусн_ семена.

Сделайте морфологический разбор выделенного слова.
Составьте схему последнего предложения.

Упражнение 46. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания прилагательных.

1. Неприветл_в_, пасмурн_ день в разноцветн_ стекла гл_дит_ся (А.Апухтин). 2. С дерева с легк_м свистом слетает прохладн_ лист (Н.Рубцов). 3. Сиз_м ин_ем тих_й лен цв_тет (Б.Олейник). 4. Цепями льдист_ покорный пруд окован и син_м зеркалом сравнялся в берегах (П.Вяземский). 5. В безм_тежн_й тишине песни птич_ки говорлив_ разд_ют_ся в вышине (Я.Полонский). 6. Уже над ельником из-за вершин колюч_х сияло золото вечерн_х обл_ков (Я.Полонский). 8. Над свинцов_ми тучами альбатросы летят, за волнами кипуч_ми с поднебесья гл_дят (К.Бальмонт). 9. Вдоль по улиц_ по узк_ чистый мчит_ся ветерок (Н.Рубцов). 10. Бел_х лилий цветы серебрист_ выр_стают с глубок_ дна, где не светят лучи золотистые (К.Бальмонт). 11. За прибрежн_ кустами спит реч_ной хрусталь (С.Клочков).

Какие средства выразительности языка использованы в отрывках из стихотворений разных авторов?
Разберите по составу выделенные слова. Выпишите из предложений прилагательные с такими же суффиксами.
Сделайте синтаксический разбор 2-го предложения.
Составьте схему 10-го предложения.
++ Выпишите по два словосочетания «прилагательное + существительное» с качественными и относительными прилагательнымиРазберите эти словосочетания.

Упражнение 47. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте условия выбора орфограммы.

Медведь неуклюж_; хлеб пахуч_; ландыш_ свеж_; мороз трескуч_; еж_ колюч_; бор дремуч_; борщ_ горяч_; день пригож_; похож_ на брата; ужасная суш_.

Упражнение 48 ++ . Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Объез_ик распустил шнуроч_к мешка и вынул из него мал_ньк_ др_жащий комоч_к. Это был лисенок. Совсем крошеч_н_, с пушист_ хвост_ком и парой остр_ньк_ уш_к. Туловище мал_ньк_, щупл_ньк_ и очень ле_кое+. Шея тон_ньк_+ . Голова больш_, с остр_ нос_ком. Весел_, кругл_, как пуговки, глазенки и ч_рн_ мокр_ кон_ч_к носа. Шкурка серовато-ж_лт_, а щ_ки, горло и живот бел_.

Выразительно прочитайте текст. Определите тип и стиль речи. Назовите признаки этого стиля.
++ Как автор текста сумел избежать повтора – недочета в «данном»?
++ Выпишите по два прилагательных и существительных, суффиксы которых имеют уменьшительно-ласкательное значение.
В отмеченных значком «+» предложениях подчеркните прилагательные как члены предложения.
Найдите в тексте синоним и антоним к выделенному слову
.

Упражнение 49. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

Я попал на Светл_ озеро уже поздн_ осенью когда выпал первый снег. Кое-где на березах еше ост_вался ж_лтый лист. Сух_ осенн_ трава выгл_дела из-под снега ж_лт_ щеткой. Мертв_ тишина ц_рила кругом. Прозрач_н_ вода потемнела и в берег с шумом била т_желая осенн_ вода.

Сделайте морфологический разбор любого прилагательного.
++ Выпишите два словосочетания «прилагательное + существительное», в которых одно прилагательное качественное, другое – относительное.
Подберите антонимы и синонимы к выделенному слову.
Составьте схемы первого и последнего предложений. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Упражнение 50. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

В лесу дремуч_ стояла избушка. Вокруг нее улыбались разные цветы: красн_, син_, ж_лт_. Т_нулись к солнцу голуб_ травы. На серебрян_ кустах красн_ белки щ_лкали орешки+.
Возле крыльца избушк_ стояла очень стар_ сосна. Ее в_рхушка доросла до неба. По ночам в ней играли в прятки маленьк_ звездоч_ки, а по утрам на ней др_мали устал_ обл_ка. Вечером из ч_рн_ дуба выглядывал ушастый дядя Филин и рассказывал лесн_ люду сказки.

Составьте схему второго предложения.
Сделайте синтаксический разбор отмеченного значком «+» предложения.
Из последнего предложения выпишите служебные части речи. Запишите их названия и рядом по 2–3 своих примера.
Найдите в тексте слова, строение которых соответствует схемам:

Запишите по 2–3 примера с таким же составом слов.

Упражнение 51 ++ . Подберите к существительным имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета.

Образец: темно-золотистый колос, огненно-красная искра, иссиня-голубой снег.

Иней, небо, трава, заря, звезда, запах, закат, дым, море, вода, туман.

Упражнение 52 ++ . Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

1. В (бело)синеватых вспышках молний то и дело возникал из тьмы летуч_м видением угрюм_ хребет. 2. (Темно)син_ море горит изменчивыми красками (М.Горький). 3. Камень засв_тился (синевато)голубоват_м мерцанием. 4. (Синевато)светел блеск реки там, где она выб_гает в д_лину, покрытую (густо)син_ туманом.

Выпишите два прилагательных, строение которых соответствует схеме Какое значение придают эти суффиксы прилагательным?

Упражнение 53 ++ . Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

Янтарь застывшая смола хвойн_ деревьев. С древн_ времен приметили его люди. Этот солнеч_ный камень бывает разных оттенков: от (светло)прозрач_н_ до (темно)ж_лт_. Иногда встречаются кусоч_ки облач_н_ янтаря с причудлив_ узорами, которые напоминают то кучев_ обл_ка, то языки пламени. Янтарь бывает (лучисто)прозрачным, (ж_лто)корич_невым, (светло)лимонным. Из этого самоцвета были _деланы стены извес_н_ Янтарной комнаты, которую фашисты вывезли с территори_ Росси_. С тех пор она пропала. Сейчас она восстанавливается русскими мастерами.

(По материалам книги «100 чудес света»)

Подберите к выделенному слову синонимы.

Упражнение 54. (Устно.) Подготовьте связный рассказ на тему «Имя прилагательное как часть речи».

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

I. Найдите верные формулировки:

А. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:

1) признак, но как предмет;
2) признак предмета;
3) состояние предмета;
4) действие предмета.

Б. Имя прилагательное отвечает на вопросы:

В. Имя прилагательное:

1) в полной форме согласуется с существительным в роде, числе и падеже;
2) относится к одному из трех родов;
3) в предложении в полной форме может быть сказуемым или определением;
4) в краткой форме изменяется по числам.

Г. Краткие прилагательные:

1) изменяются по родам, числам, падежам;
2) склоняются, изменяются по родам;
3) не склоняются, изменяются по числам, в единственном числе – по родам;
4) в предложении обычно являются определением или сказуемым.

II. Каким членом предложения является выделенное слово?

А. Зима в этом году холодная.

1) Подлежащим; 2) сказуемым; 3) определением; 4) обстоятельством.

Б. Осенние дни короче летних.

1) Подлежащим; 2) сказуемым; 3) определением; 4) обстоятельством.

III. Укажите прилагательные с окончанием:

V. Найдите слова с мягким знаком на конце:

1) из-за туч_; 2) рож_; 3) слышиш_; 4) хорош_.

V. Найдите прилагательные, строение которых соответствует схемам:

VI. Найдите ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных:

1) красивше всех; 2) более тоньше; 3) наименее удачный; 4) прекраснее всех; 5) отличнейший.

Источник

Предложения только с существительными и прилагательными



Урок русского языка в 10-м классе

(с углубленным изучением предмета)

Переход одних частей речи в другие

Цели урока: показать учащимся на конкретных примерах процессы взаимодействия частей речи, познакомить с переходными явлениями в области частей речи, воспитывать чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам.

Вступительное слово учителя

Слова разных частей речи в составе предложения взаимодействуют, и оказалось, что некоторые из них в результате различных процессов стали словами другой части речи. Можно говорить о двух случаях переходности в отношении частей речи: переходных явлениях в пределах одной части речи и переходе слов из одной части речи в другую. В последнем случае в языке возникают грамматические омонимы, сохраняющие одинаковое звучание и написание, но различающиеся структурными, семантическими и грамматическими характеристиками. Сегодня мы будем говорить о переходе слов из одной части речи в другую.

Переход числительного один в другие части речи

Часть речи

Один в поле не воин (пословица). Одно другому не мешает.

У вас семья? – Нет, я один (одинокий). Диалекты слились в один язык (единый, целостный).

В один прекрасный день. Один из присутствующих (какой-то, некий).

Он живет один. Одним нам не справиться (в одиночку, самостоятельно).

В группе одни мальчики. От него одни неприятности (только).

Субстантивация (переход прилагательных в существительные)

Субстантивация – древний и вместе с тем развивающийся процесс. Есть прилагательные, которые очень давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами -ов-
и -ин-, обозначающие фамилии и названия населенных пунктов (Иванов, Петров, Никитин, Фомин, Марьино, Митино и др.). По своему происхождению они являются притяжательными прилагательными. Использование же в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная – явление более позднего времени. Наблюдается так называемая полная субстантивация и частичная. О полной субстантивации мы говорим тогда, когда прилагательное полностью перешло в существительное, как прилагательное оно уже не может использоваться (портной, мостовая, горничная, приданое). При частичной субстантивации слово употребляется то как прилагательное, то как существительное (военный врач и военный, бездетные семьи и бездетные).

1. По своему значению субстантивированные прилагательные делятся на несколько групп. Они служат для называния лиц, помещений, документов, блюд и напитков, абстрактных понятий. Заполните таблицу, разместив по группам приведенные ниже слова.

Помещения

Документы

Блюда и напитки

Абстрактные понятия

Рабочий, прачечная, портной, жаркое, военный, приемная, будущее, холодное, былое, мороженое, дарственная, парикмахерская, детская, лесничий, постовой, операционная, пивная, прошлое, заливное, купчая, столовая, дневальный, рядовой, кладовая, булочная, частное, шампанское, накладная, учительская, больной, дежурный, прекрасное, пирожное, профессорская, приезжий, прохожий, сладкое, душевая, достойный, белый, горновой, звеньевой.

2. Понаблюдайте и сделайте вывод, какие прилагательные – относительные или качественные – субстантивируются преимущественно. (В существительные переходят, как правило, относительные прилагательные, с качественными такое происходит редко. Если относительные прилагательные субстантивируются и при обозначении лиц, и при обозначении неодушевленных предметов, то качественные – почти всегда только при обозначении лица.)

3. Есть ли в русском языке субстантивированные прилагательные в форме множественного числа? Приведите примеры. (Есть, например: молодые, близкие, легкие.)

4. Постройте связный ответ о следствиях субстантивации. Помощь при составлении ответа вам окажут следующие вопросы:

приобретают ли прилагательные, субстантивируясь, грамматические категории существительных: самостоятельные род, число, падеж;

могут ли субстантивированные прилагательные иметь при себе определения;

сохраняют ли они склонение прилагательных или начинают склоняться как существительные;

могут ли сочетаться с целыми и собирательными числительными;

какие синтаксические функции имеют субстантивированные прилагательные? Ответ подтвердите примерами.

(Субстантивируясь, прилагательные приобретают грамматические категории существительных: самостоятельные род, число и падеж. Например: часовой – м.р., горничная – ж.р., заливное – ср. р., часовые, больные – мн. ч. Субстантивированные прилагательные могут иметь при себе определения: просторная столовая, замечательный портной. Субстантивированные прилагательные могут сочетаться с целыми и собирательными числительными: три накладные, четверо дневальных. В предложении они выступают в свойственных существительному функциях:

5. Верно ли утверждение: «Субстантивированные прилагательные обогащают словарный состав языка, расширяют его стилистические возможности»? Ответить на поставленный вопрос вам помогут следующие задания:

– С какими научными терминами, представляющими собой субстантивированные прилагательные, вы встречались на школьных уроках? (Согласная, гласная, касательная, бобовые, позвоночные, беспозвоночные и т.д.)
– Вспомните субстантивированные прилагательные, являющиеся народно-разговорными синонимами к названиям зверей. (Косой – заяц, серый – волк, косолапый – медведь, сохатый – лось.)
– Как вы думаете, принадлежностью какого стиля являются слова: докладная, накладная, объяснительная? (Данные субстантивированные прилагательные – канцеляризмы, и используются они в официально-деловом стиле.)
– Какой характер имеют субстантивированные прилагательные любимый, милый, родной, дорогой? (Это слова субъективно-оценочного характера.)

Обратите внимание на то, что в русском языке есть слова, внешне сходные с субстантивированными прилагательными, но таковыми не являющиеся. Это – Вселенная, насекомое, подлежащее, сказуемое и др. Эти существительные появились в русском языке в результате калькирования.

Переход других частей речи в местоимения и местоимений в другие части речи

Учитель. По вопросу о переходе в местоимения других частей речи ведутся дискуссии. Многие лингвисты отмечают, что такие существительные, как человек, люди, мужчина, женщина, дело, штука, вопрос, явление, вещь, при ослаблении номинативной семантики становятся местоимениями: Дело (= это) было вечером, делать было нечего (С.Михалков). Петя, тебя человек (= кто-то) зовет. Здоровье – вещь (= нечто) серьезная. Способны становиться местоимениями следующие прилагательные и причастия: последний, отдельный, известный, подобный, данный, соответствующий, настоящий, целый и др. Придумайте свои примеры, подтверждающие переход прилагательных и причастий в местоимения.

Вот некоторые примеры.

Он скрыл свою настоящую (прил.) фамилию (подлинную, действительную). – В настоящей (мест.) книге речь пойдет о проблемах космонавтики (этой). Накопился целый (прил.) ворох неизученных документов (значительный, большой). – Он отсутствовал в школе целую (мест.) неделю (всю). В данном (прич.) на доске примере допущена неточность. (?) – В данный (мест.) момент нам не подходит твое предложение (этот). Это мое последнее (прил.) слово (окончательное, бесповоротное). – В гостях были Марина, Вера, Тоня, но последняя (мест.) пришла не вовремя (эта).

Учитель. Подумайте, изменяются ли грамматические свойства прилагательных и причастий при переходе их в местоимения.

Известный (прил.) писатель – при известных (мест.) условиях. Прилагательное известный может иметь степени сравнения (известнее, более известный, известнейший, самый известный), зависимые слова (известный всем факт), способно сочетаться с наречиями степени (очень известный писатель, весьма известный писатель). Обращаю внимание учащихся на то, что эти признаки не обязательно проявляются одновременно. При переходе прилагательного известный в местоимение эти грамматические свойства утрачиваются.

Читайте также:  подберите к существительному родовую пару

Переход местоимений в другие (самостоятельные) части речи можно рассмотреть на следующих примерах. Учащимся предлагается определить частеречную принадлежность выделенных слов, указать их лексическое значение, подчеркнуть как члены предложения.

1. Игра кончилась ничьей (сущ.).
2. Соперники согласились на ничью (сущ.).
3. Мои (сущ.) сегодня уехали в Сочи.
4. Шахматист он никакой (прил.).
5. Чувствует он себя ничего (нареч.).
6. Он очень даже ничего (прил.).
7. Что ему? Ему ничего (кат. сост.), он всем обеспечен.
8. Сам (сущ.) велел.
9. Что (нареч.) ты задумался?

Лексическое значение выделенных слов

1, 2. Ничья – исход игры, при котором никто не выигрывает; никем не выигранная партия; ничейный результат.
3. Мои – родные, родственники, домочадцы.
4. Никакой – плохой, совершенно незначительный, никуда не годный.
5. Ничего – довольно хорошо, сносно, нормально.
6. Ничего – неплохой.
7. Ничего – неплохо, терпимо.
8. Сам – хозяин, глава.
9. Что – почему.

Как видно из приведенных примеров, местоимения при переходе в другие самостоятельные части речи приобретают определенное номинативное значение. Местоимения могут переходить и в служебные части речи: частицы, союзы. Чтобы убедиться в этом, проведите сравнительный анализ предложений: Что (мест.) случилось? – Он сказал, что (союз) ничего страшного не произошло. Какие (мест.) цветы тебе нравятся? – Какие (частица = что за) цветы распустились в палисаднике!

Переход причастий в прилагательные и существительные

– Подумайте, присущи ли выделенным словам глагольные свойства: время, вид, способность управлять именами существительными? То есть можно ли назвать эти слова причастиями?

Блестящий оратор, выдающиеся способности, зависимое государство, замкнутый характер, образованный человек, воспитанный ребенок.

Слова блестящий, выдающиеся, зависимое, замкнутый, образованный, воспитанный утратили указанные глагольные свойства и обозначают только признак. В данных примерах мы наблюдаем явление перехода причастий в прилагательные.

Чтобы учащиеся глубже осознали этот процесс, предлагаю им ответить на вопрос: какие условия необходимы для перехода причастий в прилагательные и происходят ли при этом изменения в лексическом значении слов? Прошу подтвердить суждения конкретными примерами.

Для перехода причастий в прилагательные необходимы местоположение причастия перед определяемым словом (иней, блестящий (прич.) на солнце – блестящие (прил.) способности), отсутствие управляемых слов (отравляющие (прил.) вещества), утрата или ослабление глагольных категорий вида, времени. Происходят изменения в лексическом значении слов (горящие (прич.) дрова – горящие (прил.) глаза; насыпь, образованная (прич.) взрывом – образованная (прил.) женщина).

Приемом, позволяющим проверить, перешло ли причастие в прилагательное, является замена его синонимичными прилагательными, конструкции же с причастиями заменяются придаточными предложениями. Предлагаю учащимся это проверить на следующих примерах: блестящий успех, любящий взгляд, открытый характер, прыгающий мальчик.

Блестящий (прил.) успех – великолепный, превосходный, замечательный.
Любящий (прил.) взгляд – добрый.
Открытый (прил.) характер – искренний, прямой.
Прыгающий (прич.) мальчик – мальчик, который прыгает.

Произведите подобную замену в следующих примерах: вьющиеся волосы, отравляющие вещества, волнующее зрелище, знающий специалист.

Вьющиеся волосы – волосы, которые вьются; кудрявые.
Отравляющие вещества – вещества, которые отравляют; ядовитые.
Волнующее зрелище – зрелище, которое волнует душу; тревожное.
Знающий специалист – специалист, который много знает; грамотный, толковый, эрудированный.

В этих примерах наблюдается факт двоякой замены, который свидетельствует, что переход окончательно еще не завершен.

Заполните таблицу конкретными примерами.

Проанализируйте данные ниже примеры. Что ими подтверждается?

Блестящий ответ – ответ блестящ, блестящая речь – речь блестяща.
Блестящий ответ – самый блестящий ответ.
Угрожающее положение – опасное положение.
Любимые цветы – самые любимые цветы.
Выступить блестяще.

Из данных примеров видно, что перешедшие в прилагательные причастия приобретают свойственные прилагательным грамматические признаки: способность иметь степени сравнения, краткую форму, от них образуются наречия, они могут иметь синонимы и антонимы из числа обычных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные

Разряды причастий

Страдательные

Прошедшее

Шипящие согласные, пишущая машинка, выдающиеся способности

Угасший взор, опустившийся человек

Зависимое государство, терпимое отношение, любимый друг

Приподнятое настроение, изысканные манеры, утонченный вкус, организованная группа (т.е. дисциплинированная)

– Наиболее употребительные слова с одним н – причастия, перешедшие в прилагательные: вареный, печеный, жареный, кипяченый, сушеный, вяленый, копченый, моченый, соленый, топленый, раненый, крашеный, масленый, рваный, путаный.

Переход причастий в существительные сопровождается тем, что отпадает надобность в определяемом существительном, категории рода, числа и падежа у них становятся независимыми, в предложении они выполняют характерные для существительного синтаксические функции, они могут иметь при себе определения, то есть у них развивается значение предметности и утрачивается значение признака.

– Вспомните как можно больше причастий, перешедших в существительные.

Настоящее, прошедшее, будущее, трудящиеся, учащиеся, ведущие, борющиеся, нуждающиеся, убитый, отстающий, выступающий, идущий, секущая, провожающие, провожаемые, прибывшие, обучающие, обучаемые и т.д.

– Создайте «портрет» этих слов.

– В данных предложениях определите частеречную принадлежность выделенных слов, укажите, каким членом предложения они являются.

Переход деепричастий в наречия

1. Подумайте и скажите, сохранили ли выделенные слова значение глагольности и способность управлять существительными.

а) Поезд шел не останавливаясь.
б) Она говорила об этом улыбаясь.
в) Он говорил запинаясь.
г) Они шли не торопясь.
д) Он вбежал во двор крича.
е) Шли вперед не оглядываясь.

Выделенные слова значение глагольности и способность управлять существительными утратили.

2. Возможна ли замена выделенных слов наречиями или сочетаниями существительного с предлогом, употребленными в обстоятельственном значении?

а) Безостановочно. б) С улыбкой. в) С запинкой. г) Неторопливо. д) С криком. е) Без оглядки.

3. В функции какого члена предложения они выступают?

(В функции обстоятельства образа действия.)

4. Какую позицию по отношению к глаголу-сказуемому занимают указанные слова? (Постпозицию.)

5. Сделайте вывод о частеречной принадлежности выделенных слов. (Это наречия, восходящие к деепричастиям.)

6. Сделайте вывод об условиях, способствующих такому переходу. (Утрата глагольных значений, способности управлять существительными, постпозиция деепричастия.)

7. Сравните попарно приведенные примеры.

Он говорил запинаясь. – Он добавил, запинаясь, несколько слов от себя.
Они шли не торопясь. – По дороге, не торопясь, они собирали грибы и ягоды.
Она будила сына улыбаясь. – Улыбаясь, она разбудила сына.

В первых примерах выделенные слова значение глагольности утратили, во вторых – нет. Следовательно, во вторых примерах это деепричастия, а в первых – наречия. Переход деепричастия в наречие зависит от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому: в начале или в середине предложения, как правило, такой переход не происходит, в конце – происходит.

Читайте также:  существительные к слову бежало

8. Деепричастия какого вида, как правило, переходят в наречия: совершенного или несовершенного? Проанализируйте следующие примеры. Расставьте знаки препинания.

Слушал не перебивая. Стала всматриваться не узнавая. Делал перерывы уставая. Отказавшись он упустит эту последнюю возможность. Обомлев стояла она неподвижно в дверях. Не дозвонившись зашел ко мне на дом. Возмутившись он отказался отвечать. Утомившись они делали остановки на пути.

Слушал не перебивая. Стала всматриваться не узнавая. Делал перерывы уставая. Отказавшись, он упустит эту последнюю возможность. Обомлев, стояла она неподвижно в дверях. Не дозвонившись, зашел ко мне на дом. Возмутившись, он отказался отвечать. Утомившись, они делали остановки на пути.

Чаще всего переходят в наречия деепричастия несовершенного вида, так как они обычно в предложении являются обстоятельствами образа действия, тогда как деепричастиям совершенного вида присущи другие оттенки значения (времени, причины, условия, уступки). Одиночные деепричастия совершенного вида, как правило, обособляются.

Переход других частей речи в наречия и наречий в существительные

1. В данных примерах определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

Верить в правду – быть вправду счастливым, отдать сапоги в растяжку – говорить врастяжку, по твоему совету – быть по-твоему, консервировать по старому рецепту – консервировать по-старому.

2. Сделайте вывод, какие части речи могут переходить в наречия.

(Имена существительные с предлогами и без предлогов, имена прилагательные, местоимения, деепричастия.)

3. Вправе ли мы говорить, что выделенные слова представляют собой омонимичные формы? Если да, то какими критериями нужно руководствоваться для их разграничения? Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

1) При образовании наречий от других частей речи остается ли неизменным значение слова? Какая закономерность при этом прослеживается?

2) Понаблюдайте, не происходят ли фонетические изменения (изменение ударения).

3) Попробуйте между предлогом и именной частью речи вставить прилагательное. Допускают ли такое наречия с приставкой и наречия, в которых предлог не превратился в приставку и пишется раздельно?

4) Произведите замену существительного, прилагательного, местоимения, наречия другой частью речи. Сделайте вывод о том, замена какими частями речи возможна.

5) Проанализируйте синтаксические связи данного слова с другими словами в словосочетании и предложении, поставьте вопросы. Может ли быть при существительном пояснительное слово? А при наречии?

6) В функции какой части речи употреблены выделенные наречия в следующих предложениях? Какими членами предложения они являются?

Валя получила на последнем экзамене «отлично». «Удовлетворительно» стало преобладать у Василия по химии из-за недостаточного прилежания. Подумай о завтра.

1) При переходе существительных, прилагательных, местоимений в наречия их значение становится более обобщенным: брод в реке – перейти вброд, воткнуть в плотную бумагу – подойти вплотную, прикрепить к низу платья – согнуться книзу, по зимнему лесу – одеваться по-зимнему, консервировать по старому рецепту – консервировать по-старому.

2) Переход существительных, прилагательных, местоимений в наречия может сопровождаться фонетическими изменениями (изменения ударения): войти в чистую комнату – проиграться вчистую, надеть на голову (и на голову) – разбить наголову, по своему следу – поступить по-своему.

3) Между предлогом и именной частью речи можно вставить прилагательное. Наречие, имеющее приставку, этого не допускает. Например: войти в (просторную) чистую комнату – проиграться вчистую, отдать сапоги в (повторную) растяжку – говорить врастяжку.

Невозможно это сделать и с теми наречиями, в которых предлог не превратился в приставку и пишется раздельно. Например: до отвала, до смерти, до упаду, с ходу, без просыпу, в придачу, но: на (полном) скаку.

4) Существительное, прилагательное, местоимение, как правило, можно заменить другим словом той же части речи, наречие же – наречием. Например: по своему следу – по этому следу, поступить по-своему – поступить обдуманно.

5) В словосочетаниях, где в качестве зависимого компонента выступает существительное с предлогом, связь управление. Прилагательное и местоимение согласуются с существительным. Наречие не имеет при себе согласуемых и управляемых слов и само не согласуется и не управляется.

В темную (какую?) комнату – играть (как?) втемную; жаловаться (на что?) на зло и несправедливость – сделать (зачем?) назло.

При существительном может быть пояснительное слово, при наречии нет: хранить в тайне от сестры – действовать втайне, уходит в глубь леса – погрузиться вглубь.

6) Выделенные наречия употреблены в функции существительных. Слова удовлетворительно, отлично имеют значение оценки. Валя получила на последнем экзамене «отлично». «Удовлетворительно» стало преобладать у Василия по химии из-за недостаточного прилежания. Подумай о завтра.

Переход других частей речи во вводные слова

Найдите вводные слова и определите, какой частью речи они являются.

1) Они ехали по переулкам, и, видимо, дорога была хорошо известна водителю. (Н.Н. Матвеева) 2) Тебе, Евгений, я, разумеется, предоставлю мой кабинет. (И.С. Тургенев) 3) Я не раз с вами спорил об этом, Сергей Васильевич, и, кажется, ни мне вас, ни вам меня не убедить. (В.М. Гаршин) 4) Врач закончил прием, но, конечно, тяжелого больного посмотрит. 5) За все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней. (А.П. Чехов) 6) Вам до меня, конечно, нет никакого дела. (А.Н. Толстой) 7) Вы, верно, переведены сюда из России. (М.Ю. Лермонтов) 8) Квартира, правда, небольшая, но удобная. 9) Действительно, с батареи открывался вид почти всего расположения русских войск. (Л.Н. Толстой) 10. Ребенок, испугавшийся, по-видимому, лошади, подбежал к матери. 11) Дела у него, видно, не ладятся. 12) Это был разговор, бесспорно выходящий за рамки обыкновенной беседы.

1) Краткое причастие. 2) Глагол. 3) Глагол. 4) Наречие. 5) Краткое прилагательное. 6) Наречие. 7) Наречие. 8) Существительное. 9) Краткое прилагательное. 10) Наречие. 11) Краткое прилагательное. 12) Наречие.

Вывод. Во вводные слова переходят различные части речи: имена существительные, краткие имена прилагательные, краткие причастия, наречия, глаголы.

В зависимости от контекста одни и те же слова выступают то в роли вводных слов, то в качестве членов предложения: Нет, друзья, во сто раз бывает хуже, это точно знаю я. (А.Т. Твардовский) – Потугин, точно, и любил, и умел говорить. (И.С. Тургенев) Составьте по два предложения так, чтобы данные слова в одном из них были вводными, в другом – членами предложения: факт, возможно, действительно, видимо, по-видимому.

Читайте также:  словообразование существительных в китайском языке

Переход других частей речи в предлоги, союзы, частицы

Кто больше? Заполните таблицу «Производные предлоги».

Составьте несколько предложений с производными предлогами.

Из данных примеров выпишите примеры с производными предлогами. Ответ обоснуйте.

Двигаться впереди колонны. Ехать впереди. Находиться внутри троллейбуса. Расположиться внутри. Остановиться вблизи памятника. Находиться вблизи. Иду на встречу с писателем. Спешить навстречу опасности. Разрешается поворот при отсутствии движения навстречу. При обгоне посмотреть вокруг. Обойти вокруг памятника. Накинуть поверх пальто. Брось поверх. Ошибаться вследствие незнания. В следствие по делу включены новые факты. Отвечайте на вопрос, не смотря в учебник. Несмотря на дождь, поход состоится. Благодаря за поддержку. Благодаря инициативе председателя.

Сравните следующие примеры. Что происходит при введении определения?

Находиться на пути к успеху – на верном пути к успеху. (В первом примере на пути предлог, во втором – имя существительное, при введении определения имя существительное восстанавливает все свои предметные свойства.)

Существует прием, помогающий разграничивать самостоятельные части речи и образованные от них предлоги: предлоги заменяются предлогами, союзы – союзами, частицы – частицами, существительное – существительным, прилагательное – прилагательным, деепричастие – деепричастием. Приведите примеры.

Поговорить насчет (предл.) поездки. – Поговорить о (предл.) поездке.
Отвечайте, не смотря (деепр.) в учебник. – Отвечайте, не глядя (деепр.) в учебник.

Составьте три предложения так, чтобы слово относительно в первом было прилагательным, во втором – наречием, в третьем – предлогом. Изменился ли при этом состав слова?

Класс союзов и частиц, как и предлогов, пополняется за счет перехода других частей речи. При этом самостоятельные части речи утрачивают присущие им признаки и приобретают признаки, характерные для союзов и частиц. Изменяется и синтаксическая функция исходных слов: они перестают быть членами предложения. Вы убедитесь в этом, выполнив следующие задания.

1) Составьте предложения, отражающие стадии процесса переходности слова точно: имя прилагательное —> наречие —> вводное слово —> союз (сравнительный); слова раз: имя существительное —> имя числительное (количественное) —> наречие —> союз (условный).

2) Подумайте, на какой стадии произошли существенные изменения в семантике слова. (На последней. Только в союзе точно появилось сравнительное значение, в союзе раз – условное значение.)

3) Составьте предложения, в которых бы слова правда, благо, лишь, едва выступали в разных частях речи, в том числе и в роли союза. Например: Общее благо (сущ.) – наша цель. Он трудится на благо (предл. = в интересах) окружающих. Гуляет, благо (причинный союз = благодаря тому что) погода хорошая. Бери, благо (условный союз = если, раз) дают.

4) Процесс образования новых частиц на базе других частей речи в современном русском языке является достаточно активным. В частицы переходят как самостоятельные, так и служебные части речи. Этот процесс сопровождается сдвигами в лексическом значении исходных слов, в результате чего слова начинают служить для выражения различных оттенков значения. На примере следующих слов покажите процесс перехода частей речи в частицы: наречия просто, слова состояния ясно, местоимения оно, глагола бывало, вводного слова конечно, союза тоже, предлога вроде. Обратитесь за помощью к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Как изменяется функция предлогов и союзов при переходе в частицы? (Предлоги перестают сочетаться с именами существительными в условиях двусторонних синтаксических связей, союзы – связывать члены предложения и части сложного предложения.)

Производные предлоги

Часть речи, от которой образован производный предлог

Имя существительное

Имя прилагательное

Деепричастие

Вблизи, вдоль, внутри, мимо, напротив, впереди, около, позади

В течение, путем, наподобие, в виде, вроде, вследствие, в продолжение, в силу, посредством, по отношению к, в области

Касательно, согласно, независимо от, подобно, относительно, соответственно, соразмерно

Благодаря, включая, исключая, спустя, несмотря на, не считая, невзирая на

Переход других частей речи в междометия

Даны предложения: «Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства!» и Батюшки вошли в храм. В каком из предложений слово батюшки имеет лексическое значение, а в каком потеряло лексическое значение и просто выражает чувства и эмоции? (В первом предложении слово батюшки утратило лексическое значение и служит для выражения чувств и эмоций, следовательно, является междометием. Произошел переход существительного в междометие. Во втором предложении слово батюшки является существительным.)
Вспомните как можно больше имен существительных, которые могут употребляться в функции междометий. Подтвердите примерами. (Беда, матушки, боже, ужас, страсть, господи, черт, караул, марш.)

Выставить караул (сущ.), почетный караул (сущ.) – Хоть караул (межд.) кричи. Помогите, караул (межд.)! (Междометие караул выражает призыв о помощи при опасности.) Марш (сущ.) мира, военный марш (сущ.) – Кругом марш (межд.)! Сейчас же марш (межд.) домой! Гринев, узнав от него об опасности. скомандовал: марш, марш. (А.С. Пушкин) (При помощи междометия марш выражается команда, приказ двигаться, идти.) Театр – его страсть (сущ.). – Дождь льет вторую неделю. Страсть (межд.)! (Междометие страсть выражает страх, ужас.) Боже (сущ.), дай мне силы. – Боже (межд.), как здесь красиво! (Междометие боже выражает восторг.)

Произведите сравнительный анализ следующих примеров и сделайте выводы о частеречной принадлежности выделенных слов.

Горько (сл. сост.) в этом сознаться. Во рту горько (сл. сост.). – «Горько! Горько!» (межд.) – кричали молодым. (Междометие горько – возглас гостей на свадьбе, призывающий молодых поцеловаться.) Дорога идет прямо (нареч.). Попасть прямо (нареч.) в цель. – Он просто герой! – Прямо (межд.)! (Междометие прямо выражает противодействие, возражение.) Извините (глагол) за ошибку. – Гулять под дождем? Нет уж, извините (межд.)! (Междометие извините выражает протест, несогласие.) Подумаешь (глагол) хорошенько, и пример у тебя получится. – Отец рассердится. – Подумаешь (межд.)! (Междометие подумаешь выражает иронию, пренебрежение, насмешку.)

О чем свидетельствуют следующие примеры? Какую синтаксическую роль выполняют выделенные слова?

Далече грянуло «ура». (А.С. Пушкин) Марш домой! Ребята, теплынь-то какая, айда купаться! Громкое «цыц» повисло в воздухе. (В данных примерах междометия употреблены в роли имени существительного и глагола. Междометия утратили свою семантику, сочетаются с другими словами и выполняют функцию члена предложения. Далече грянуло «ура». (А.С. Пушкин) Марш домой! Ребята, теплынь-то какая, айда купаться! Громкое «цыц» повисло в воздухе.)

Подведение итогов урока.
Выставление оценок.

Домашнее задание: подготовьте сообщение на тему «Переход одних частей речи в другие», показав при этом переход слов из одной части речи в другую на конкретных примерах.

Источник