Меню

Предложение с дополнением выраженным прилагательным



Дополнение

Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет в грамматическом смысле (вещь, человека, явление и т. д.) и отвечает на вопросы косвенных падежей. Дополнение подчёркивается пунктирной линией. Например:

Старуха отгоняла (кого?) голубей (чем?) клюшкой.

Маша помогла (кому?) брату одеться.

Примечание: косвенными являются все падежи, кроме именительного.

Дополнения зависят от членов предложения, выраженных:

Котёнок, игравший (с чем?) с клубком , задремал;

Ворона, сидевшая (на чём?) на ветке , громка каркнула;

Дедушка задремал , сидя (в чём?) в кресле ;

Дима вошёл, не постучав (во что?) в дверь ;

Изучение (чего?) математики очень важно;

Страсть (к чему?) к искусству помогала не опускать руки;

Дочь похожа (на кого?) на мать ;

Преподаватель строгий (к кому?) к студентам .

Выражение дополнения

Дополнение обычно выражается существительным или местоимением:

Звёзды засияли в небе.

Ко мне пришли гости.

Кроме существительных и местоимений, дополнение может быть выражено любой частью речи, употреблённой в значении существительного в косвенном падеже:

Художник думал (о чём?) о прекрасном.

Я расспрашивал старика (о чём?) о случившемся.

Разделить (что?) восемь (на что?) на четыре.

Завтра не похоже (на что?) на сегодня.

Давно не слышно (чего?) ку-ку в лесу.

Неопределённой формой глагола:

Друзья просили меня (о чём?) сыграть что-нибудь.

В лесу мы встретили (кого?) двух лесорубов.

Прямое и косвенное дополнение

Прямое дополнение — это дополнение, которое зависит от переходного глагола и обозначает предмет, на который направлено действие.

Прямое дополнение выражается существительным или местоимением, которое стоит:

    В винительном падеже без предлога:

Оля конспектирует лекцию.

Его забота согревала меня зимними вечерами.

В родительном падеже без предлога, если при переходном глаголе имеется отрицание:

Учитель не заметил прогула.

В родительном падеже без предлога, если действие переходит только на часть предмета:

Малыш насыпал песка мимо формочки.

Косвенное дополнение — это дополнение, выраженное всеми остальными формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами, в том числе винительным падежом с предлогом.

Я много думал о работе в последнее время (П. п.).

Всё дно покрылось водорослями (Т. п.).

Дополнение в оборотах речи

Действительный оборот речи — это предложение, в котором сказуемое выражено переходным глаголом с прямым дополнением.

Папа починил забор.

Поэт пишет стихотворение.

В действительном обороте речи подлежащее обозначает действующее лицо или предмет, а дополнение — предмет на который переходит действие.

Страдательный оборот речи — это предложение, в котором сказуемое выражено страдательным причастием с косвенным дополнением в творительном падеже.

Забор починен папой.

Стихотворение написано поэтом.

В страдательном обороте речи дополнение в творительном падеже обозначает действующее лицо или предмет, а подлежащее обозначает лицо или предмет, на который переходит действие.

Вместо страдательного причастия сказуемым в страдательном обороте может быть возвратный глагол, имеющий тоже страдательное значение:

Стихотворение пишется поэтом.

Источник

Выражение дополнения

Дополнение выражается в предложении именами существительными, местоимениями, причастиями в различных косвенных падежах, некоторыми деепричастиями и именем отрицания ачин в сочетании с различными именами. Дополнение в винительном и в винительном неопределённом падежах называется прямым дополнением. Дополнения во всех других косвенных падежах называются косвенными дополнениями.

Дополнение — имя существительное

Тадук Акарамэ мэнэкэн мотыла ванасинчан. Затем Акарамэ сам отправился убивать сохатых. Акиндыгу Ивулду оронми бурэн.Старший брат дал Ивулю своего оленя. Нэкундулэви эмэксэ, бэюминэви улгучэнэн. Когда пришёл к младшему брату, рассказал о своей охоте. Моты бэетки, оӈкодёно, эмэдерэн. Сохатый подходит к человеку, пощипывая мох. Нян Ивул Акарамэнун сурурэн, хелакила бэюсчэнэ. Опять Ивул пошёл с Акарамэ, охотясь на куропаток. Сулаки гунэн: «Си минду букэл каландулив оронми».Лисица сказала: «Ты мне дай за мой котёл оленя». Нуӈан, буруденэ, ӈалэдукив дявасчан. Он, падая, схватил меня за руку.

Дополнение, выраженное производным отглагольным именем существительным, может иметь пояснительные слова:

Бу омолгиду — орорво этэсчимниду бэлэрэв. Мы помогли юноше — оленьему пастуху (оленей стерегущему). Колхозникил аява эӈнэкэрвэ иргиткитвэ ора. Колхозники построили хороший телятник.

Дополнение — имя отрицания ачин в сочетании с именем существительным или местоимением

Бу нуӈан ачинман эчэв ичэрэ. Мы не заметили его отсутствия. Илэл дюл ачирдулитын улгучэндечэтын. Люди рассказывали об отсутствии юрт. Халгана ачинду, дявду тэгэдэн, бэлэдерэ. Безногому помогают сесть в лодку.

Дополнение — местоимение

Нуӈан гунэн: «Акарамэ, си этэкэл минэ ичэтчэми». Она сказала: «Акарамэ, ты перестань на меня смотреть». Нуӈартын миндук синдули ханӈуктачатын. Они у меня спросили о тебе. Эрэвэ гаракис, упкатва синду будеӈэв. Если это возьмёшь, всё тебе дам. Бу упкатва эмэвдеӈэвун. Мы всех приведём. ӈиду би диктэлэ будем? Кому я дам ягод? Экунду си нэденни? Во что ты положишь?Мэнӈилви минду будэви, минӈилвэ эду эмэндэви. Своих (оленей) мне дай, моих здесь оставь.

Дополнение — причастие

Аси адерилвэ ачэн ичэрэ. Женщина не видела спящих. Нуӈартын суручэлвэ дёпчара. Они вспомнили ушедших. Тала бэюктэвкилдулэ эмэдеӈэвун. Там к охотящимся подойдём. Нуӈан онави улгучэнэн. Он рассказал о том, что сделал.

Причастия так же, как глагол, могут управлять другими членами предложения. Поэтому дополнение, выраженное причастием, может иметь пояснительные слова. Такие предложения на русский язык обычно переводятся сложно-подчинёнными предложениями.

Би ичэм нуӈан гиркилнунми миндулэ эмэдеривэн. Я увидел, что он со своими товарищами идёт ко мне. Аминми улгучэнэн он бираканду хомотыва ванэви. Отец рассказал, как он на речке убил медведя. Бэеткэн киран хэргидэдун муннукан бидеривэн ичэрэн. Мальчик увидел, что под орлом находится заяц. Эда-кэ си бэеткэнмэ эчэс санавканэ экун дярин ӈинакин гогодёриван? Как же ты не послал мальчика узнать, почему лает собака?

Дополнение — деепричастие

Дополнение может быть выражено как одиночным деепричастием цели, так и деепричастием цели с пояснительными словами.

Маша девдэн иридеӈкин, гулэкэнмэ аюсчангкин. Маша еду варила, дом убирала. Иргичи нян девдэви гэлэктэнэсинэн. Волк опять пошёл искать себе пищу. Нуӈан имэкинэ оллоё девдэви аявуӈкин. Он любил поесть свежей рыбы.

Дополнение — имя прилагательное и числительное

Дополнение может быть выражено именами прилагательными и числительными. Однако прилагательные и числительные могут служить дополнениями только как заместители имён существительных, сами же по себе они в роли дополнений не употребляются.

Би хэгдыгуду онёвунма ичэвкэнчэв. Я самому старшему показал рисунок. Баян бургумэмэлвэ мэндуви эмэнивки. Богач себе оставлял самых жирных (оленей). Нуӈан коӈномолво, хуламалва диктэлвэ гаран. Хуламалва деврэн — умнэт иел балдыра. Коӈномово деврэн — нелин умнэт бурурэ. Он взял чёрные, красные ягоды. Красные съел — вдруг рога выросли. Чёрные съел — рога вдруг упали.Эвэнки дюрвэ диктэмкурэлвэ ичэрэн. Умукэнду хуламал диктэл, геду коӈмномол диктэл. Эвенки два ягодных куста увидел. На одном красные ягоды, на втором чёрные ягоды. Гакал умукэнэ! Возьми одну! Аминми тырганитыкинду дюрдяр тунӈава ваӈкин. Мой отец каждый день убивал двадцать пять (белок).

Укажите, чем выражено дополнение.

Читайте также:  Прилагательное с функцией дополнения

1. Би синэ алатчэчав. 2. ӈи-вэл мунду ноноптыли бинили улгучэнимчэ? 3. Би энекэткиви туксадяӈкив, тадук ичэнэви ханӈуктадяӈкив. 4. Бэюмимнил дыгиндярвэ улукилвэ вачатын. 5. Аминми бэюминэливи кэтэрэ улгучэндеӈкин. 6. Би Якутскайдук Ленинградтула горово ӈэнэдечэв: пароходту надаллава, дявду — тунӈаллава, муринди — илаллава, автомобильду — умунмэ тырганива, поездат надаллава ӈэнэдечэв. Тэли Ленинградва исим. Севердыл Тэгэл Институттутын алагувулчав. Минду деньгия, дептылэе бурэ. Аичимни, минэ ичэксэ, гунэн: «Авгара бисинни». Тадук минду тетрадилва, книгалва бурэ. Татыгавми этэксэ, райондулави хавалнасинчав. Эси би кэтэвэ анӈанилва советту хавалдям.

Прочтите. Найдите дополнения прямые и косвенные.

Гиркилэн

Тар бичэн Великий Отечественнай война биӈэсин. Умнэкэн долболтоно госпитальду этэетчэри аичимни иманнаду экунма-вал коӈномово ичэрэн. Элэкэс нунӈан гундечэн: «Тар булэсэл гэлэктэмнилтын (разведчикилтын) бинэрэ». Нуӈан аямамат ичэчиллэн, ичэрэн: тар коӈномо дюр овки, нян умунӈэчин овки. Хактырамама оран, дыкэнчэдерил солдатылвун иманнаду дюрвэ гоёвунӈивчалвэ дэгиктэмнилвэ ичэдерэ. Тарилдук умукэн эва-да энэ сарэ (дялъя ачин) хуклэдечэн, ге, эӈэсие ачинда бинэ, элэдэдечэн мэнӈиви гиркиви ӈэнэвдэви.

Тадук госпитальду хуклэденэл, нуӈартын он бинэвэн улгучэндечэтын: нуӈартын фашистыл аэродромматын пэктырудерэктын, бомбалва нодудярактын, фашистыл советтыл дэгиктэмнил самолётватын пэктырэнчэтын. Элэ дюктэ иникир эмэнмучэтын: пилот, тадук штурман капургачадук самолёттук.

Он-да бирэкин, нуӈартын бакамачир дялвэр бичэтын. Нуӈартын тутусинэ мэмэгилдувэр бэлэмэтчэнэл. Туги нуӈартын горово тутудечэтын. Умнэт штурман, гиркиви сомамат дэрунэвэн ичэденэ, сот эеттэн нуӈанман эмэндэн, тадук умуккэкэн дялдулави ӈэнэдедэн. Тар гуннэдун нуӈанӈин гиркин, энудук иктэлдиви чикирдяна, гунэн: «Иргэе ачин, он би штурмана ачин омактаду самолётту дэгиктэлдеӈэв?» Тадук нуӈан, аракукан одёдёно, гиркиви ирусинан.

Выпишите словосочетания с дополнениями при именах существительных, причастиях, прилагательных и глаголах.

1. Нуӈан поезд кочегарин (паровоз илакиттун хавалдяри) тэтыгэлвэн тэттэн. Долбококунду нуӈан гиркилнун хуюкундулэ станцияла эмэрэн, паровозтула делумкэн ирэн. Поезд ӈэнэсинэн. Поездва ӈэнэвумни окошколи хоктово ичэтчэчэн. 2. Тыматнэ мунэ заводва окиттула эмэвчэтын. Тар завод мунӈидук заводтуквун хэгдытмэр. Таду хавалдярил мунду маши-налва одярива цехва ичэвкэнэ. Таду-да чукава хусивурва овкил. 3. Куӈакар вавчавэ делэкивэ дяядяктулавэр туксасина. 4. Би ичэм нуӈартын дявтыки туксадяриватын. Тадук долдым нуӈартын игдыт давлавунма икэдеривэтын. 5. Би сундук ургэпчутмэр бисим, тарит дявдусун этэм тэгэрэ. 6. Упкат таткиттувун алагувдярил эси тырга клубту умунупчэчэтын.

Читайте также:  Конспект урока по теме употребление прилагательных 6 класс

Источник

Второстепенный член предложения – дополнение

Интегрированный урок

8 класс

– расширить представление учащихся о дополнении как о второстепенном члене предложения:

а) способы выражения дополнений;
б) различие дополнений прямых и косвенных;
в) стилистическая роль дополнений – информационная функция, живописующая и эмоционально-экспрессивная;

– вырабатывать орфографические и пунктуационные навыки на материале художественного текста;
– развивать и обогащать речь учащихся при построении монологического высказывания.

Оборудование: таблицы, схемы, словарные слова, кодоскоп, магнитофон, портреты, иллюстрации, тексты художественного произведения.

Межпредметные связи: живопись (И.Глазунов или В.Васнецов. «Иван Грозный»), литература (М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»), история (эпоха правления Ивана Грозного в освещении Н.М. Карамзина «История государства Российского»), музыка С.C. Прокофьева к кинофильму «Иван Грозный» и М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке».

I. Организационный момент.

II. Орфографическая разминка:

1. «Правописание пре- – при- в омофонах».
(На доску проецируются пары омофонов.)

Пр_з_рать врага – пр_з_рать сироту;
пр_творить дверь – пр_творить мечту в жизнь;
пр_клониться к земле – пр_клоняться перед талантом;
пр_бывать в неведении – пр_бывать в столицу.

Определите, как связаны в данных словосочетаниях слова: с помощью согласования, управления или примыкания? Каким членом предложения является их второй компонент?
(В это же время 5–6 учеников работают по данной орфограмме с перфокартами.)

2. Анализ отрывка из текста В.М. Гаршина.

Художник, пр_ходящий в мир для спасения его от зла, – это огромное сострадающее2 сердце4. Он обязан быть пр_дельно чутким к бедам людей, пр_ветствовать добро, впитывать в себя всю горечь зла в мире7. Между людьми и злом художник ставит пр_градой свою грудь.

1. Ответьте на вопрос: что это – связный текст или разрозненные предложения? Приведите доказательства в защиту своего мнения.
2. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).
3. Сформулируйте тему и идею отрывка.
4. Объясните орфограммы и пунктограммы, выполните разборы, указанные цифрами.
5. Как вы понимаете слова: сострадать, сострадающее сердце?
(В словаре В.И. Даля читаем: «Сострадать (сострадаю и состражду) – страдать вместе, переносить муки сообща; сочувствовать горю, сокрушаться за кого-то, соболезновать кому-то».)

Можно ли сказать, что слова В.М. Гаршина относятся и к автору «Песни по царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? Произведение М.Ю. Лермонтова послужит нам материалом для наблюдений и выводов, следовательно, для раскрытия темы урока. (Сообщаются тема и цели урока.)

3. Слово учителя.

XVI век. Эпоха Ивана Грозного.
(В магнитофонной записи звучат стихиры Ивана Грозного «Творение Иоанна-деспота». Деспот (греч.) – владыка.)
Толковый словарь В.И. Даля: «Стихиры – похвальный церковный певчий стих на утрени и вечерни». (У существительных утрени, вечерни окончание .) Т. 4. С. 325.)

Консультант-историк. Эпоха Ивана Грозного. В сознании возникают страшные картины бесчинств опричников, моря крови, пытки, казни. Н.М. Карамзин писал: «Опричник, или кромешник (так их называли, как бы извергов тьмы кромешной), мог безнаказанно теснить и грабить. Затейливый ум Иоаннов изобрел достойный символ для своих ревностных слуг: они ездили всегда с собачьими головами и метлами, привязанными к седлам, в ознаменование того, что грызут лиходеев царских и метут Россию». И только потом, углубляясь в ход событий, мы вспоминаем о непреклонной борьбе грозного царя за единство России – борьбе любой ценой, без пощады и милости. Н.М. Карамзин писал об Иване Грозном: «Имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова; хвалился милостью и щедростью, обогащая любимцев достоянием опальных бояр; хвалился правосудием, карая с равным удовольствием и заслуги, и преступления; хвалился духом царским, велев изрубить присланного из Персии слона, не хотевшего стать перед ним на колена, и жестоко наказывал царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или карты. ». (Мир литературы. Книга пятая. Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. Отрывки. М.: Про-пресс. Художественная литература, 1994. С. 199.)

Опричнина – в царствование Ивана Грозного – система чрезвычайных мер для подавления боярской власти, которая отличалась варварскими средствами: террором, пытками, массовыми казнями, разорением купечества. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988. С. 367.) Звучит фрагмент музыки С.С. Прокофьева к кинофильму «Иван Грозный» – песня Федьки Басманова.

III. Как узнать дополнение?

(Способы выражения дополнений, различение дополнений и составного глагольного сказуемого. Материал для наблюдений – «Песня про. », с содержанием которой учащиеся знакомятся заранее.)

Читайте также:  Прилагательные описывающие внешность человека по английскому

1. Способы выражения дополнений

Наблюдения и выводы. Первое и второе предложения содержат дополнение, выраженное существительным. В третьем предложении выделить дополнение труднее, т.к. его можно считать сказуемым, но, в отличие от неопределенной формы, входящей в составное глагольное сказуемое, неопределенная форма в качестве дополнения обозначает действие не подлежащего, а других лиц, которые указаны или могут быть указаны в дательном или винительном падежах. (Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык в 2 частях. Часть 2-я. Синтаксис. М.: Просвещение, 1986. С. 53.) То есть буквально: приказывать будет царь, а казнить – палач. Четвертое предложение иллюстрирует способ выражения дополнения именем прилагательным в значении существительного, что подтверждается вопросом о чем?о недобром. В пятом предложении, как и в третьем, дополнения выражены инфинитивом кроме того, они управляют дополнениями, выраженными существительными и местоимением. И, наконец, шестое предложение – это способ выражения дополнения цельным словосочетанием – всей силой своею. (Объяснение седьмого примера дано выше.) Выводы.

Найдите дополнение и объясните способ его выражения.

1. Спорить с ними я никогда не мог.
2. Я топор велю наточить, навострить.
3. Во рубахе красной с яркой запонкой.
4. Не печалься о былом.
5. И стала белее снега.
6. Тарас скоро встретил множество знакомых лиц. (Н.В. Гоголь)

Дополнения прямые и косвенные.

Прямыми называются дополнения, управляемые переходным глаголом и обозначающие предмет, на который направлено действие.
В роли прямого дополнения могут выступать местоимения и существительные в форме винительного падежа без предлога или в некоторых случаях в форме родительного падежа.

Остальные дополнения являются косвенными.

Определите, к какой из разновидностей относятся дополнения в данных примерах (см. классификацию прямых дополнений).

1. Не сказал тебе правды истинной.
2. Да возьми ты ожерелье жемчужное.
3. И не надо мне золотой казны.
4. Мы не хуже другого нарядимся.
5. Просили подать кофе и мармеладу.

IV. Лингвистический эксперимент.

Цель: акцентировать внимание учащихся на живописующей и эмоционально-экспрессивной функции дополнения.

Слушаем фрагмент: М.П. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». (Создание у учащихся определенного эмоционального настроения: о заре – зачин песни в народной поэзии, символ, предвещающий смерть молодца.)
(Текст или проецируется на доску, или написан на листе ватмана.)

И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаянную.
Оцепили место в двадцать пять сажень
Для охотницкого бою, одиночного.

Охотницкий, охотник, -ница до чего или делать что – любитель, у кого охота к чему-либо, наклонность, любовь, страсть». См. Толковый словарь В.И. Даля.)

1. Укажите грамматические основы.
2. Определите вид предложений.
(Первое – простое, двусоставное, распространенное, осложненное однородными членами.
Второе – простое, односоставное, неопределенно-личное, распространенное.
Кроме того, первое предложение содержит обособленное определение, выраженное причастным оборотом:
. цепь серебряную, чистым золотом в кольцах спаянную.)
3. Найдите дополнения и определите, чем они выражены.
4. Найдите стилистический прием – инверсию.
(И приехал царь – царь приехал;
растянуть цепь серебряную – серебряную цепь;
чистым золотом в кольцах спаянную – спаянную в кольцах чистым золотом.)
5. Найдите в тексте несогласованное определение. (место (какое?) в двадцать пять сажень); обстоятельство цели (для чего? с какой целью? – для бою).

V. Устное обобщение урока (монологическое высказывание).

1. Дополнение как член предложения.
2. Способы выражения дополнений.
3. Дополнения прямые и косвенные.
4. Живописующая роль дополнений в создании словесной картины.

VI. Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую правду защищает купец Калашников?».

Литература

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2, 4. СПб.: Диамант, 1996.
2. В мире литературы. Книга пятая. Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. Отрывки. Про-пресс. Художественная литература, 1994.
3. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательное о русском языке. Л.: Просвещение, 1990.
4. Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык в 2 частях. Часть 2-я. Синтаксис. М.: Просвещение, 1986.
5. Лермонтов М.Ю. Избранное. М.: Просвещение, 1984.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988.
7. Соколова Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка в 8-м классе. М.: Просвещение, 1992.

Источник