Меню

Предложение сущ и краткое прилагательное



Краткие прилагательные

1) знать способ образования кратких прилагательных;

2) знать грамматические особенности кратких прилагательных;

3) уметь различать полные и краткие прилагательные;

4) уметь правильно писать, произносить наиболее употребительные прилагательные, определять роль кратких прилагательных в предложении;

5) развивать творческие и поисковые способности, общую эрудицию, речь учащихся.

1. Оргмомент: знакомство, запись даты, темы урока.

2. Наблюдение за языковым материалом.

1) Посмотрите, пожалуйста, на слайд № 1. Петя и Коля поспорили. Петя утверждает, что есть такое слово ценна, а Коля ему противоречит, считая, что цена пишется с одной н. Кто же разрешит их спор?

2) “Низкая цена” и “бандероль ценна”. Чем отличаются омофоны? Это разные части речи, и слово ценна – краткое прилагательное.

3. Объяснение нового материала.

1) Давайте посмотрим, как образовались краткие прилагательные:

чистый – ый = чист;

ясный – ый = ясн (?) = ясен;

ценный – ый = ценен, ценна.

Вывод: краткие прилагательные образуются усечением окончания. (Запись на ватмане.)

2) На какие вопросы они отвечают?

Вывод: полные прилагательные – какой? краткие – каков? (Запись на ватмане.)

3) Если воздух чист, то душа… (чиста), сердце наше… (чисто), помыслы… (чисты).

Какой можно сделать вывод?

Вывод: краткие прилагательные изменяются по родам и числам. (Запись на ватмане.)

4) А изменяются ли они по падежам? (Нет.)

Полная форма
прилагательного
Существительное +
краткое прилагательное
(м. р.)
Существительное + краткое прилагательное
(ж. р.)
Существительное + краткое прилагательное
(мн. число)
добрый брат сестра друзья
нежный голос улыбка слова
ясный вопрос задача небо
чистый воздух вода мысли
трудный путь работа испытания
близкий друг цель люди
быстрый бег река движения
нужный совет помощь данные
больной сын мать дети
грустный конец песня дни
похожий цветок девочка лица

4. Образование кратких прилагательных. Практическая часть. Орфоэпия.

От данных имен прилагательных образуйте краткие, согласуйте их с существительными, поставьте ударение. (По цепочке – каждый ученик).

5. Синтаксическая роль кратких прилагательных.

1) Давайте сделаем синтаксический разбор двух предложений:

Как город прекрасен! (Повест., воскл., прост., нераспр., неослож.)

И светел небосвод, и огненна зарница. (Повеств., невоскл., сложное, из двух прост.)

Вывод: краткие прилагательные выполняют функцию сказуемого. (Запись на ватмане.)

2) Понаблюдаем с вами за двумя словосочетаниями: Петя утверждает, что в обоих словосочетаниях румяна – существительное, потому что написано с одной н, а Коля с ним не согласен. А вы? (Нанести румяна, красавица румяна.) Определите часть речи одинаковых слов. (Cуществительное, краткое прилагательное.) Как называется такое явление? (Грамматической омонимией.) Сделаем вывод.

Вывод: краткие прилагательные всегда относятся только к именам существительным.

Статья опубликована при поддержке игрового портала «Gamanoid». Видео обзоры игр, программы, статьи, игровые новости, лучшие игры на компьютер, XBOX, PS4, лучшие браузерные игры, последние новинки, крупнейшая база игр рунета, конкурсы с призами, репортажи с популярных гейминговых фестивалей и киберсоревнований и другие новости игровой индустрии. Подробнее смотрите на сайте, который располагается по адресу: http://gamanoid.ru/.

6. Распределительный диктант.

Читайте также:  Все качественные прилагательные имеют краткую форму и степени сравнения

В две колонки распишем краткие прилагательные (+ сущ.) и наречия (+ глагол).

Слова для диктовки:

Расстояние близко, живет близко, стоит дорого, дорого внимание, дешево продала, платье дешево, какао вкусно, приготовить вкусно, говорить резко, звучание резко.

Проверим себя. Ответ (слайд):

Краткое
прилагательное +
существительное
Наречие + глагол
Расстояние близко, дорого внимание, платье дешево, какао вкусно, звучание резко живет близко, стоит дорого, дешево продала, приготовить вкусно, говорить резко

7. Н и нн в кратких прилагательных.

1) Вспомним, когда в прилагательных пишется две буквы н?

– в трех словах-исключениях с суффиксом -ян-: стеклянный, оловянный, деревянный.

2) Когда пишется одна н?

– в непроизводных прилагательных: юный, синий, зеленый, румяный, ясный, свиной и др.

8. Выполним задание “График”.

Отметьте на графике точкой, сколько н вы напишете в словах.

Слова для диктовки:

1) Длина рукава. 2) Платье длинно. 3) Девушка юна. 4) Озера туманны. 5) Цветы нежны. 6) Реки медленны. 7) Сплетни вредны. 8) Думы блаженны. 9) Поля просторны. 10) Знания истинны.

9. Наблюдение над языковым материалом.

1) Опять Петя и Коля спорят. Давайте посмотрим, в чем суть их спора. Петя утверждает, что слово колючь пишется так, а Коля говорит, что так: колюч. Кто из них прав?

Вывод: на конце кратких прилагательных после шипящих ь не пишется! (Запись на ватмане.)

2) Вспомним шипящие согласные. Ответ: ж, ш, ч, щ, ц.

3) А в каких еще словах не пишется ь после шипящих? У сущ. 1-го и 2-го склонения: (врач, рощ).

4) А когда же он пишется? 1) У сущ. 3-го склонения; 2) у глаголов (2-е лицо, инфинитив, повел. накл.).

10. “Магический квадрат”.

В клетки квадрата вы вписываете ь или ставите прочерк, если ь на конце слова не пишется.

Слова для справок:

1) Стричь, 2) колюч, 3) могуч, 4) задач, 5) грач,

6) режь, 7) свеж, 8) трескуч, 9) сыпуч, 10) горяч,

11) ветошь, 12) печь, 13) брошь, 14) ложь, 15) беречь,

16) глушь, 17) горюч, 18) пахуч, 19) блиндаж, 20) строишь,

21) мышь, 22) бежишь, 23) сжечь, 24) привлечь, 25) молодежь.

ь
ь
ь ь ь ь ь
ь ь
ь ь ь ь ь

Ответ: Соедините мягкие знаки. Если у вас получился большой мягкий знак, вы справились с этим заданием на “отлично”.

11. Краткие прилагательные и стилистика. Работа с пословицами. Пазлы.

Употребление кратких форм прилагательных больше свойственно книжным стилям речи. Сравните: Ночь светлая и морозная. Ночь светла, пустыня внемлет Богу… Использование кратких форм помогает автору указать на постоянство изображаемого качества. Краткие прилагательные более конкретно, чем полные, обозначают качество предмета. Это очень важно для пословиц. И сейчас вам надо будет “собрать” пословицы.

1) ____ золотник, да ____ . 2) Корень ученья ____, а плод ____. 3) Всякому ____ своя сторона. 4) На чужой стороне и весна не ____. 5) ____ труд, когда порядка нет. 6) Не ____ свет, когда друга нет. 7) В зимний холод всяк ____. 8) Кто ____, тот и людям ____. 9) Цветок розы ____, да ____. 10) Рыбка ____, да уха ____.

Читайте также:  Полные прилагательные из сказок

Слова для справок: малый, дорогой, горький, сладкий, милый, красный, напрасный, молодой, аккуратный, приятный, пахучий, колючий.

1) Мал золотник, да дорог. 6) Не мил свет, когда друга нет.
2) Корень ученья горек, а плод сладок. 7) В зимний холод всяк молод.
3) Всякому мила своя сторона. 8) Кто аккуратен, тот и людям приятен.
4) На чужой стороне и весна не красна. 9) Цветок розы пахуч, да колюч.
5) Напрасен труд, когда порядка нет. 10) Рыбка мала, да уха сладка.

Вывод: употребление кратких прилагательных характерно для книжных стилей. (Запись на ватмане.)

12. Этимологическая минутка. “Почему так говорят?”

Мал золотник, да дорог.

С давних пор на Руси так говорят о человеке, внешне не очень заметном, но имеющем много скрытых достоинств, хороших качеств.

Золотник – старинная русская мера веса (немного больше четырех граммов). Золотником называлась и гирька такого веса. Эта мелкая весовая мера употреблялась для взвешивания драгоценного металла – золота, вот почему она названа золотником.

Именно поэтому буквальный смысл поговорки связан с малым, но дорогим количеством, измеряемым, как говорят, “на вес золота”.

13. Творческое (домашнее) задание.

А приходилось ли вам встречать в своей жизни такого человека, к которому можно было бы применить эту поговорку? Напишите об этом. Для характеристики используйте краткие прилагательные: скромен, трудолюбив, настойчив, талантлив и другие.

Тест “Проверь себя”
(для следующего урока)

1. Краткие прилагательные можно образовывать:

а) усечением окончания;

б) присоединением суффикса;

в) усечением приставки.

2. Краткие прилагательные не изменяются:

3. Краткие прилагательные выполняют в предложении функцию:

4. Краткие прилагательные связаны:

а) с именем существительным;

5. В краткой форме прилагательных пишется:

а) столько н, сколько в полной;

6. На конце кратких прилагательных после шипящих:

а) никогда не пишется ь;

в) написание ь зависит от рода.

7. К шипящим согласным не относится:

8. Мягкий знак после шипящих пишется:

а) у существительных м. р., 2-го склонения;

б) у существительных 1-го склонения, ж.р., во мн. числе р.п;

в) у глаголов на шипящий.

9. Употребление кратких прилагательных характерно для:

а) разговорного стиля;

б) книжных стилей;

в) всех стилей речи.

1 – а, 2 – в, 3 – в, 4 – а, 5 – а, 6 – а, 7 – в, 8 – в, 9 – б.

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.

Источник

Урок русского языка по теме «Имя прилагательное. Краткая форма», 4 класс.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Идеей урока по теме «Имя прилагательное. Краткая форма» является знакомство с образованием краткой формы качественных прилагательных. В связи с этим поставлена триединая цель:

Читайте также:  Свадьба какая она прилагательные

· знакомство с образованием форм качественных прилагательных, их ролью в предложении;

· развитие умения распознавать в тексте качественные прилагательные, употреблять их в речи;

· воспитывать чувство любви к родному краю.

Первый этап: введение в тему посредством повторения признаков имени прилагательного и актуализация ранее полученных знаний.

Второй этап: знакомство с образованием краткой формы качественных прилагательных, их ролью в предложении.

Третий этап: итог урока, проверочный тест.

Скачать:

Вложение Размер
imya_prilagatelnoe_na_konkurs.doc 117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Имя прилагательное. Краткая форма.

  1. познакомить учащихся с краткой формой качественных прилагательных, с образованием форм качественных прилагательных;
  2. развивать умение распознавать в тексте качественные имена прилагательные, определять, каким членом предложения они являются;
  3. развивать умение употреблять в речи имена прилагательные;
  4. совершенствование речевой культуры учащихся;
  5. прививать любовь к русскому языку;
  6. воспитывать чувство любви к родному краю и бережного отношения к природе.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (Ч. 2) автор С. В. Иванов, интерактивная доска, мультимедийная презентация, картинка (фотография) с изображением природы, репродукция с картины Ф. А. Васильева «Мокрый луг».

I. Организационный момент

Здравствуй, солнце золотое !
Здравствуй, небо голубое !
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!

II. Введение в тему

У. Назовите выделенные слова. Определите, какой частью речи они являются?
Д. Золотое, голубое, вольный, маленький. Это имена прилагательные.
У. Что вы знаете об имени прилагательном?
Д. Имя прилагательное – это часть речи, которая называет признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
– Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам – ставятся в туже форму, что и имена существительные, от которых они зависят.
– В предложении имена прилагательные чаще всего являются определениями, а иногда – бывают сказуемым.
– По значению имена прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные.
У. Опишите пейзаж, используя в своем рассказе, качественные имена прилагательные.

( Дети описывают пейзаж. Можно использовать фотографию пейзажа своей местности.) (рисунок 1)

1. Знакомство с краткой формой качественных прилагательных

У. Перед вами предложения (запись на доске). Слайд 3.
– Прочитайте их. (Читает хорошо читающий ученик.)

Красивы розы в саду.
Ох, и ленив наш Коля!
Море сегодня спокойно .
Моя собака умна.

У. Назовите выделенные слова.
Д. Красивы, ленив, спокойно, умна.
У. Как вы думаете, это тоже имена прилагательные?
Д. Это тоже прилагательные. Они называют признак.
– Да это прилагательные: красивы розы и красивые розы. Они отвечают на один и тот же вопрос какие?
– Наверное, прилагательные. Только они какие-то другие. коротенькие. У них другие окончания.
У. Да, вы правы. Это прилагательные. Красива и красивая – это одно слово, но разные его формы. Красивая – полная форма, а красива – краткая форма. У нее другие окончания.

2. Образование форм полных и кратких прилагательных

Источник