Меню

Предложный падеж множ число прилагательных



Урок русского языка в 4-м классе по теме «Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа»

Тема: Родительный и Предложный падеж имён прилагательных множественного числа

1) образовательная – повторение, обобщение и систематизация знаний по пройденной теме; знакомство с новой темой;
2) развивающая – развитие речи (письменной и устной): составление предложений, текста;
3) воспитательная – воспитание любви к природе, интереса к русскому языку.

Форма: дидактическая игра-путешествие.

Ход урока

I.Оргмомент.

Прозвенел звонок. Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

II.Сообщение темы урока.

На прошлом уроке мы познакомились с именами прилагательными в И. и В.п множественного числа, их окончаниями. Сегодня мы рассмотрим имена прилагательные в Р. и П.п.

III.Разминка.

Урок начнём с минутки чистописания:

IV.Беседа учителя.

Где-то во Вселенной существует волшебное королевство Лингвиния, где Язык является могущественным, храбрым королём. Грамматика – строгой, любящей порядок королевой, у которой целая свита слуг, которых зовут имя Существительное, имя Прилагательное, Глагол, Местоимение, Предлог, Союз. Каждый из слуг живёт в отдельном княжестве. [1]

Мы совершим путешествие в княжество имени Прилагательного. Поезд уже ждёт нас. Но чтобы сесть в поезд, нужно купить билет.

Определите падеж и число имён прилагательных в пословице. Объясните смысл этой пословицы.

Без добрых дел нет доброго имени.

Билеты куплены. Поезд отправляется дальше. На станциях вас будет проверять контролёр.

2.Первая остановка – станция “Число”. Стоянка поезда … минут. Определите число имён прилагательных, вставьте окончания:

а) Мягк ие вагоны, дальн ее озеро, шустр ые мыши, запасн ое колесо, скрипуч ее дерево, последн ие дни.

Вывод: Как определить число имён прилагательных?

Поставьте существительные в ед.ч., подберите к ним прилагательные, выделите окончания.

ежи – колюч ий ёж
мячи –
песни –
окна –

Вывод: Какие окончания имеют прилагательные в единственном числе?

в) С заданием справились. Контролёр никого не высадил. Поезд отправляется дальше. Впереди ещё зимний лес. Остановимся в лесу, полюбуемся. Составьте небольшой рассказ (устно), используя существительные и прилагательные. (грамзапись: П.И.Чайковский “Времена года”)

3.Мы отдохнули. Поезд отправляется. Впереди станция “Род”. Стоянка … минут. Укажите род имён прилагательных (самостоятельно):

Стоит на деревенск ой улице изба с кружевн ым наличником, с узорчат ым балкончиком, с затейлив ым крыльцом.

Вывод: Как определить род имён прилагательных? У каких прилагательных род определить нельзя?

4.Поезд отправляется. Следующая станция “Падеж”. Там живут братья падежи.

Запишите предложения под диктовку. Обозначьте орфограммы, укажите падеж прилагательных:

Колхозн ые луга покрылись зелён ой , свеж ей травой. Лучи летн его солнца ярко освещают ближн юю соснов ую рощу.

5.Поезд отправляется. А вот и следующая станция “Р. и П.п. имён прилагательных множественного числа”. Здесь контролёр строгий. На этой станции поезд простоит … минут.

Обозначьте падеж и число имён прилагательных:

Среди зелёных дубов краснели листья дикого винограда. Январь – месяц больших молчаливых снегов. Лес утонул в дремучих сугробах.

На какой вопрос отвечают прилагательные в Р. и П.п.?

Какие окончания имеют?

Как их отличить?

6.Мы приближаемся к княжеству. Чтобы ворота открылись, преодолеем ещё одно испытание. Запишите словосочетания. Подчеркните прилагательные в Р.п. и П.п. мн.ч. (у доски с комментированием).

От старшего брата, о верн ых друзьях, вдоль быстрых рек, в тёмном углу, из детского сада, на зимних каникулах, для долгих ночей.

Но вот и открылись ворота в княжество, где нас ждёт имя Прилагательное. Сказочный поезд добрался до места назначения. Выполним Упражнение 353. [2]

V. Пожелание учителя детям.

Наш урок-путешествие подошёл к концу.

Пусть добрым будет ум у вас.
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего!

VI. Д/з: Упр.351.

  1. Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное. М., Рио “Самовар”, 1997.
  2. Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 класс, учебник, М., Дрофа, 2004.

Источник

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тема урока: Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа

Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала)

Цель урока: Создать условия для распознавания имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, правильно писать окончания таких прилагательных.

Задачи урока:

— обучающая: научить сопоставлять родительный и предложный падежи имён прилагательных в форме множественного числа; познакомить с порядком работы по алгоритму определения падежа имени прилагательного и имени существительного; обогащать свою речь именами прилагательными.

— развивающая: развивать самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания; развивать познавательный интерес учеников; умение правильно писать безударные окончания; развивать речь, память, мышление, восприятие на слух; умение действовать по алгоритму; анализировать, умение делать выводы.

— воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе, содействовать эстетическому воспитанию школьников.

Скачать:

Вложение Размер
roditelnyy_i_predlozhnyy_padezhi_imyon_prilagatelnyh_mnozhestvennogo_chisla_2019.docx 89.47 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет : Русский язык

Дата проведения : 15.03.2019

Тема урока : Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа

Тип урока : урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала)

Цель урока : Создать условия для распознавания имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, правильно писать окончания таких прилагательных.

— обучающая: н аучить сопоставлять родительный и предложный падежи имён прилагательных в форме множественного числа; познакомить с порядком работы по алгоритму определения падежа имени прилагательного и имени существительного; обогащать свою речь именами прилагательными.

— развивающая: развивать самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания; развивать познавательный интерес учеников; умение правильно писать безударные окончания; развивать речь, память, мышление, восприятие на слух; умение действовать по алгоритму; анализировать, умение делать выводы.

— воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе, содействовать эстетическому воспитанию школьников.

личностные : помочь осознать практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности по изучению и первичному закреплению новых знаний.

  • Познавательные – самостоятельно выявлять и формулировать познавательную цель; поиск и выделение необходимой информации; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификацию объектов по выделенным признакам; синтез
  • Регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала
  • Коммуникативные –владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами родного языка;

предметные: уметь определять окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах; обосновывать написание безударного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах;

Ресурсы : учебник Русский язык В.П. Канакина ,4 класс,2 часть, стр.43; презентация, проверочные работы;

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная .

— эмоциональный настрой к уроку;

– Доброе утро, мои дорогие! Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра и успехов!

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю ( соприкасаются большими пальцами);
  • успеха ( указательными);
  • большого ( средними);
  • во всём ( безымянными);
  • и везде ( мизинцами);
  • Привет! ( прикосновение всей ладонью)

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло, хорошую энергию. Улыбнитесь другу другу ! А теперь за работу!

— проверка готовности у уроку.

– Проверим готовность к уроку. Все приготовили? Молодцы!

– Как вы понимаете смысл фразы « Кто в грамоте горазд, тому не пропасть» ?

– Учите свой язык и будете грамотными. В любой жизненной ситуации всегда обязательны знания грамоте, поэтому это очень важно для каждого человека.

Воспринимают и выражают своё отношение к пословице — Если будешь грамотен, ты нигде не пропадёшь.

II. Проверка домашнего задания (по мере необходимости)

– Девочки, посмотрите на своего партнера, запомните его. 1 варианты строят внутренний круг, 2 варианты находят своих партнеров. И у нас таким образом получился внутренний круг и внешний круг.

— Что вы можете дополнить к ответу вашего партнера? Согласны ли вы с его ответом?

Партнеры по лицу, повернитесь налево (дотроньтесь правым плечом своего собеседника). Теперь громко отсчитайте ровно столько, сколько сезонов в году, передвигаясь по кругу, и дайте им 5! Найдите, таким образом, нового партнера .

  1. Что такое имя прилагательное?

-ученики из внешнего круга отвечают своему партнеру. У вас 15 секунд. Что вы можете дополнить к ответу вашего партнера? Согласны ли вы с его ответом?

  1. Что обозначают имена прилагательные? .
  2. На какие вопросы отвечают имена прилагательные.
  3. С какой частью речи употребляются.
  4. Как изменяются имена прилагательные.
  5. Приведите примеры имен прилагательных м.р., ж.р., ср.р. .

— А что мы еще знаем об именах прилагательных? …

III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

  1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)
  2. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

Все кругом объяты страхом:

Объявил, что съест сегодня

В сверхъестественной тревоге

Все зверье уносит ноги.

Даже несъедобный ежик

Съежился от страха тоже.

Мигом съел мешок конфет,

Закусил печеньем плотно.

Он отъявленный злодей,

Но совсем не ест людей

И не трогает животных .

-Выпишите слова с разделительным твёрдым знаком…

( Объяты, разъяренный, объявил, съест, сверхъестественной, несъедобный, съежился, отъявленный-неисправимый )

— Когда в словах пишется разделительный твёрдый знак?

( После приставок, оканчивающихся на согласный , перед буквами е, ё, ю , я. )

— Обозначьте в словах орфограмму.

— Найдите слова с разделительным мягким знаком

-В чём разница в условиях написания разделительных твёрдого и мягкого знаков?

( Твердый знак пишется после приставки, мягкий знак пишется в корне слова или между корнем и суффиксом.)

-Назовите имена прилагательные, которые встретились в тексте. Определите их число и падеж.

(Разъяренный(ед.ч,им.п) , замечательный( ед.ч,им.п), несъедобный(ед.ч, им.п) , отъявленный( ед.ч,им.п), сверхъестественной (ед.ч, д.п).)

( На слайде 2 предложения)

  • Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы

1. Много работы весной у перелетн… птиц

2. Я с детства мечтал о дальн… странствиях

-Найдите имена прилагательные ,определите их падеж и число.

(Перелётных(р.п, мн.ч), дальних(п.п, мн.п) )

-Как вы определили?

-Какие окончания будут иметь эти прилагательные? Почему?

-Кто догадался, какова тема нашего урока?

(Окончания имен прилагательных в множественном числе в Р. и П. п.)

-Сформулируйте цель урока, поставим задачи, чтобы достичь этой цели.

(Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа.

Какую цель на урок мы поставим? научиться распознавать Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа. )

— Молодцы! Цель мы поставили, надеюсь, к концу урока мы ее добьемся.

IV. Организация познавательной деятельности (изучение нового материала)

  1. Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации ).
  1. Ребята, возьмите карточки №1 перед собой и просклоняйте данные словосочетания. Кому карточки не достались, выходим к доске.

Источник

Падежи имён прилагательных

Имена прилагательные в полной форме изменяются по падежам. В таблице представлены все шесть падежей и вопросы, на которые они отвечают, для каждого рода и множественного числа.

Падеж Вопросы Пример
Муж. род Жен. род Ср. род Мн. число
И. какой? какая? какое? какие? новый стул
Р. какого? какой? какого? каких? нового стула
Д. какому? какой? какому? каким? новому стулу
В. какой? какого? какую? какое? какие? каких? новый стул
Т. каким? какой? каким? какими? новым стулом
П. о каком? о какой? о каком? о каких? о новом стуле

Чтобы узнать падеж прилагательного, надо найти существительное, к которому оно относится, и определить его падеж. В этом же падеже будет стоять и прилагательное.

Склонение имён прилагательных

Склонение прилагательных — это их изменение по падежам, числам и родам. Род, число и падеж прилагательного зависит от существительного, к которому это прилагательное относится. При склонении прилагательных у них изменяются окончания в зависимости от рода и числа:

Муж. род Жен. род Ср. род Мн. число
И. -ой -ый -ий -ая -яя -ое -ее -ые -ие
Р. -ого -ого -его -ой -ей -ого -его -ых -их
Д. -ому -ому -ему -ой -ей -ому -ему -ым -им
В. -ой (-ого) -ый (-ого) -ий (-его) -ую -юю -ое -ее -ые (-ых) -ии (-их)
Т. -ым -ым -им -ой -ей -ым -им -ыми -ими
П. -ом -ом -ем -ой -ей -ом -ем -ых -их

Склонение имён прилагательных в единственном числе мужского рода:

Вопросы Примеры
И. какой? лесн ой шум мудр ый друг летн ий день син ий кит
Р. какого? лесн ого шума мудр ого друга летн его дня син его кита
Д. какому? лесн ому шуму мудр ому другу летн ему дню син ему киту
В. какой? какого? лесн ой шум мудр ого друга летн ий день син его кита
Т. каким? лесн ым шумом мудр ым другом летн им днём син им китом
П. о каком? о лесн ом шуме о мудр ом друге о летн ем дне о син ем ките

Винительный падеж прилагательных мужского рода совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённому существительному:

вижу большой дом (В. п.) — большой дом (И. п.).

Винительный падеж прилагательных мужского рода совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённому существительному:

вижу большого медведя (В. п.) — нет большого медведя (Р. п.).

Прилагательные мужского рода на -ОЙ склоняются так же, как и на -ЫЙ, но всегда имеют ударные окончания:

большо́й, большо́го, большо́му, больши́м, о большо́м.

Склонение имён прилагательных в единственном числе женского рода:

Вопросы Примеры
И. какая? лесн ая птица син яя лента
Р. какой? лесн ой птицы син ей ленты
Д. какой? лесн ой птице син ей ленте
В. какую? лесн ую птицу син юю ленту
Т. какой? лесн ой птицей син ей лентой
П. о какой? о лесн ой птице о син ей ленте

Склонение имён прилагательных в единственном числе среднего рода:

Вопросы Примеры
И. какое? ярк ое солнце древн ее зло
Р. какого? ярк ого солнца двевн его зла
Д. какому? ярк ому солнцу древн ему злу
В. какое? ярк ое солнце древн ее зло
Т. каким? ярк им солнцем древн им злом
П. о каком? о ярк ом солнце о древн ем зле

Склонение полных прилагательных во множественном числе:

Вопросы Примеры
И. какие? нов ые люди ярк ие сны
Р. каких? нов ых людей ярк их снов
Д. каким? нов ым людям ярк им снам
В. каких? какие? нов ых людей ярк ие сны
Т. какими? нов ыми людьми ярк ими снами
П. о каких? о нов ых людях о ярк их снах

Винительный падеж прилагательных множественного числа совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённым существительным:

вижу большие дома (В. п.) — большие дома (И. п.).

Винительный падеж прилагательных множественного числа совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённым существительным:

вижу синих китов (В. п.) — нет синих китов (Р. п.).

Некоторые прилагательные перешли в разряд существительных, например: больной, рабочий, ванная, мастерская и так далее. Такие существительные при склонении имеют падежные окончания прилагательных:

рабоч ий , рабоч его , рабоч ему .

Чтобы проверить написание окончания прилагательного, надо задать к нему вопрос от существительного, например:

Я давно не видел белого песка.

Окончание прилагательного будет полностью или частично совпадать с окончанием вопроса. Совпадение окончаний будет зависеть от склонения.

Склонение прилагательных делится на три типа: твёрдое, мягкое и смешанное. К твёрдому склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на твёрдый согласный:

длинн ый, стар ый.

К мягкому склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на мягкий согласный:

К смешанному склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на Г, К, Х, Ц или шипящий:

строг ий, мягк ий, тих ий, куц ый, хорош ий, горяч ий.

Вопрос Склонение
Твёрдое Мягкое Смешанное
как ой ? больн ой дальн ий мягк ий
как ого ? больн ого дальн его мягк ого
как ому ? больн ому дальн ему мягк ому
как ой ? больн ой дальн ий мягк ий
как им ? больн ым дальн им мягк им
о как ом ? о больн ом о дальн ем о мягк ом

Обратите внимание, что в зависимости от типа склонения, окончание вопроса и прилагательного совпадает либо полностью, либо частично: отличие только в первой букве окончания прилагательного.

Склонение притяжательных прилагательных

Склонение прилагательных на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЬИ:

Единственное число Множ. число
Мужской род Женский род Средний род
И. волчий вой волчья лапа волчье логово волчьи уши
Р. волчьего воя волчьей лапы волчьего логова волчьих ушей
Д. волчьему вою волчьей лапе волчьему логову волчьим ушам
В. волчий вой
волчьего щенка
волчью лапу волчье логово волчьи уши
волчьих щенков
Т. волчьим воем волчьей лапой волчьим логовом волчьими ушами
П. о волчьем вое о волчьей лапе о волчьем логове о волчьих ушах

Притяжательные прилагательные на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЬИ кроме формы именительного/винительного падежа единственного числа мужского рода, пишутся с мягким знаком:

медвеж ий – медвежья – медвежье – медвежьи,

медвеж ий – медвежьего – медвежьему – медвежьи – медвежьим – о медвежьем.

Склонение притяжательных прилагательных с суффиксами -ОВ, -ИН:

Мужской род
И. дедов сын дедов чай папин брат папин зонт
Р. дедова сына дедова чая папиного брата папиного зонта
Д. дедову сыну дедову чаю папиному брату папиному зонту
В. дедова сына дедов чай папиного брата папин зонт
Т. дедовым сыном дедовым чаем папиным братом папиным зонтом
П. о дедовом сыне о дедовом чае о папином брате о папином зонте
Женский род Средний род
И. дедова палка папина дочка дедово слово папино око
Р. дедовой палки папиной дочки дедова слова папиного ока
Д. дедовой палке папиной дочке дедову слову папиному оку
В. дедову палку папину дочку дедово слово папино око
Т. дедовой палкой папиной дочкой дедовым словом папиным оком
П. о дедовой палке о папиной дочке о дедовом слове о папином оке
Множественное число
И. дедовы внуки дедовы сани папины братья папины очки
Р. дедовых внуков дедовых саней папиных братьев папиных очков
Д. дедовым внукам дедовым саням папиным братьям папиным очкам
В. дедовых внуков дедовы сани папиных братьев папины очки
Т. дедовыми внуками дедовыми санями папиными братьями папиными очками
П. о дедовых внуках о дедовых санях о папиных братьях о папиных очках

Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного числа, а также множественного числа совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённым существительным:

Ед. число м.р.: вижу папин плащ (В. п.) — папин плащ (И. п.).

Множ. число: вижу отцовы ботинки (В. п.) — отцовы ботинки (И. п.).

Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного числа, а также множественного числа совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённым существительным:

Ед. число м.р.: вижу маминого брата (В. п.) — нет маминого брата (Р. п.).

Множ. число: вижу птичьих птенцов (В. п.) — нет птичьих птенцов (Р. п.).

Фамилии (Семёнов, Петров, Никитин), образованные от собственных имён: Семён, Пётр, Никита с помощью суффиксов -ОВ, -ИН, склоняются как притяжательные прилагательные.

Названия городов и населённых пунктов (Бородино, Пушкино, Камышин) в мужском и среднем роде на -ОВ, -ЕВ, -ОВО, -ЕВО склоняются во всех падежах как притяжательные прилагательные с этими суффиксами, но в творительном падеже они имеют окончание существительных -ОМ:

Источник

Читайте также:  Выпиши имена прилагательные множественного числа