Меню

Превосходная степень прилагательного в русском языке упражнения



Упражнения по теме «Степени сравнения имен прилагательных»

Упражнения на закрепление по теме «Степени сравнения имен прилагательных»

Просмотр содержимого документа
«Упражнения по теме «Степени сравнения имен прилагательных»»

Упражнения по теме «Степени сравнения имён прилагательных».

Упражнение 1. Прочитайте, определите сравни­тельные степени прилагательных и объяс­ните, как вы это сделали.

1. Доброе братство сильнее богатства.

2. Утро вечера мудренее.

3. Вол­нам их воля и холод дороже знойных полудня лучей.

4. По крайней мере, звук, речей казался иногда нежней.

5. Она была на полголовы ниже сестры.

а) Вспомните, с каким вопросом обра­щалась злая царица к своему волшеб­ному зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пуш­кина. Найдите прилагательные в сравни­тельной степени, определите их началь­ную форму.

б) Впишите вместо точек прилага­тельные в сравнительной степени. Каков вариант второй формы, с каким ударе­нием он произносится?

Но скажи: как можно ей

Быть во всём меня.

Признавайся: всех я.

Обойди всё царство наше.

Упражнение 3. Запишите изречение Александра Македонского. Найдите при­лагательные в форме сложной сравни­тельной степени. Можно ли заменить их простыми формами? Как вы понимаете эти слова?

Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега,

и ничего более царственного,

Упражнение 4. Сравните предметы по заданному признаку. Составьте предло­жения:

1. Лёд и вода, платина и золото, молоко и сливкисравнение по весу.

Юпитер и Земля, океан и морепо величине.

Волга и Амазонка, анаконда и сетчатый удавпо длине.

Сириус и Полярная звездапо яркости.

Упражнение 5. Закончите предложе­ния, употребляя глагол становиться. Объясните способ образования степеней сравнения.

1. С наступлением весны дни . .

2. При нагревании вода . .

3. Там, где прошёл лыжник, снег . .

4. Ближе к устью река . .

5. Человек, который занимается спортом, . .

Упражнение 6. Подберите определения к данным существительным и поставьте их в простой форме превосходной степе­ни. Составьте предложения с полу­ченными словосочетаниями.

Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема.

Слова для справок: великий, богатый, благородный, краткий, глу­бокий, покорный, интересны

Источник

Урок — практикум по теме » Степени сравнения прилагательных. Употребление в речи прилагательных в сравнительной и превосходной степени», 6 класс

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Урок – практикум по теме «Степени сравнения имен прилагательных. Употребление в речи прилагательных в сравнительной и превосходной степени» , 6 класс

повторить теоретический материал ,

совершенствовать навыки образования степеней сравнения прилагательных,

учить употреблять в речи прилагательные в сравнительной и превосходной степени

Сообщение темы, целей урока.

Работа над темой урока.

1.Работа с учебником «Сделайте вывод» . Прочитайте качественные

прилагательные. Чем отличаются прилагательные в каждом ряду? Сделайте вывод, а затем сверьте его с теоретическим материалом учебника — стр.110.

Белый, белее, более белый, белейший, самый белый.

Веселый, веселее, менее веселый, веселейший, веселее всех.

Дорогой, дороже, более дорогой, самый дорогой, дороже всех.

Богаче, громче, гуще, жарче, жиже, звонче, короче, краше, крепче, круче.

Легче, моложе, мягче, суше, строже, тверже, толще, тоньше, туже, уже, шире, чаще, ярче.

Задание. Образовать степени сравнения прилагательных.

Малый – меньше, плохой – хуже , хороший – лучше, сладкий — … , далекий — … , хороший- … , горький- … , молодой- … , страшный — … , долгий- … ,красивый- … молодой — … .

Диктант с комментированием.

Лучше меньше, да лучше.

Труднее дело – больше честь.

Летать выше и дальше всех.

Кавказские горы выше Крымских.

Черное море глубже Азовского.

Днепр длиннее Невы.

Осел выносливее лошади.

Февраль короче всех месяцев.

Собаки умнее кошек.

Сообщение по воздуху удобнее, чем по железной дороге.

5.«Сравним предметы». Задание. Сравните данные предметы с указанной стороны и составьте предложения с прилагательными в сравнительной степени.

Сентябрь и январь (температура)

Лимон и апельсин (кислота)

Вода и ртуть (тяжесть)

Вода в Черном и Азовском морях (соленость)

Железо и дерево (крепость)

Воск и камень (твердость)

Свинец и пух (легкость)

Веревка и нитка (прочность)

Кустарник и деревья (по высоте)

Ветер и ураган (по силе).

6. Творческая работа. Составить описание — сравнение на тему «Роза и шиповник» по данному плану.

1.Размер куста розы и шиповника.

2. Строение цветка розы и шиповника.

3. Аромат цветка.

4. Красота цветка.

7. Работа с текстом. Текст « Весна в Киеве».

Весна в Киеве начиналась с разлива могучего Днепра … Но кроме широкого разлива Днепра, в Киеве начинался и другой разлив – солнечного сияния, свежести, теплого и душистого ветра.

На бесчисленных киевских бульварах распускались клейкие тополя. Большие и маленькие, высокие и низкие каштаны выбрасывали прозрачные клейкие листочки… Но больше всего я люблю Центральный парк. Он просто нависает над величественной ширью Днепра, заглядывая в него. Особенно красив этот парк во время цветения сирени. Стены лиловой, белой и голубоватой сирени высотой в три человеческих роста звенят и качаются от бесчисленного множества суетливых тружениц — пчел. Упоительный воздух наполнен тонким ароматом лучших духов. Дышишь и не можешь надышаться. Весна в древнем, но вечно молодом Киеве изумительна!

Читайте также:  Морфологический разбор прилагательного белыми

( по К. Паустовскому)

Задание. 1. Выпишите прилагательные, образуйте степени сравнения прилагательных.

2. «Лингвистический эксперимент». Замените выделенные прилагательные формой сравнительной или превосходной степени.

3. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

8. Самостоятельная работа по учебнику. Упражнение 158. Заменить составную форму сравнительной степени простой.

Лед более легкий, чем вода. Сосна более высокая, чем ольха. Ручей более быстрый, чем река. Сталь более твердая, чем железо. Белый гриб более полезный, чем сыроежка.

9. «Редактирование» Исправьте речевые недочеты в предложениях.

Эта задача более легче . К средине река более глубже. Он рассказывает более понятнее. Космические корабли открыли человечеству путь к еще глубшему познанию тайн природы. Ольга была более моложе Татьяны. Речь бабушки была более ярче и выразительна, чем других героев повести.

10. Работа в парах. Образуйте степени сравнения прилагательных, обозначьте суффиксы.

Правда (светлый) солнца. Смородина (вкусный) крыжовника. Ключевая вода (чистый) речной. Твой рисунок (красивый) моего . Малина (сладкий) брусники. Старая мебель (громоздкий), чем новая. У младшего брата голос был (звонкий), чем у старшего. Старый друг (лучший) новых двух. Утро вечера (мудреный). Дождливое лето (плохой) осени. Здоровье (дорогой) золота.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Мне понравилось на уроке…

(Учебник «Русский язык» 8 класс,

авторы Е.И. Быкова, Л.В. Давидюк, Е.С. Снитко, Е.Ф. Рачко, 2016)

Источник

Урок русского языка для 6 класса на тему «Степени сравнения имен прилагательных». (Урок № 2 из двух)

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Урок русского языка в 6 классе на тему «Степени сравнения имен прилагательных». Урок № 2 из двух. (Серия «ФГОС»).

§ 57. Степени сравнения имен прилагательных (продолжение темы).

Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс» 1 , переработанным в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования. Обновленный учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера.

— углубить знания учащихся о степенях сравнения прилагательных, способах их образования и синтаксической роли.

— познакомить с понятием «степени сравнения имен прилагательных»;

— дать понятие о способах образования форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;

— познакомить с синтаксической ролью прилагательных в форме сравнительной степени и в форме превосходной степени сравнения;

— научить находить прилагательные в разных формах сравнительной и превосходной степени сравнения в предложениях и в тексте;

— дать представление о правильном образовании простой и составной форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;

— научить составлять предложения с прилагательными в разных формах степеней сравнения;

— развивать умение определять синтаксическую функцию прилагательных в разных формах степеней сравнения;

— совершенствовать навыки употребления в речи прилагательных в разных формах степеней сравнения.

— развитие самостоятельности, доказательности, способности к самооценке;

— воспитание любознательности, желания развивать кругозор.

Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).

Методы и формы работы: обсуждение заданий и вопросов; работа по вариантам; комментированное письмо; выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).

Оборудование: учебник, дидактический материал.

I . Проверка домашнего задания.

Устный теоретический опрос:

1). Какие степени сравнения имеют имена прилагательные?

2). Что показывают степени сравнения? Приведите примеры.

3). Как образуются формы простой и составной сравнительной степени? Приведите примеры.

4). Какова синтаксическая роль прилагательных в формах простой и составной сравнительной степени?

II . Закрепление знаний по теме «Степени сравнения имен прилагательных». Работа с учебником.

Упражнение № 334: письменно (по заданию) в тетради с последующей проверкой.

Упражнение № 336: обсуждение заданий и вопросов. Также поясняется учителем понятие «синтаксическая синонимия»: Солнце больше Земли – Солнце больше, чем Земля. Комментированное письмо на доске и в тетрадях.

Упражнение № 337: выполнение по вариантам (1-й вариант – под цифрой № 1; 2-й вариант – под цифрой № 2).

Упражнение № 338: чтение, обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение.

Дополнительный дидактический материал

Задание № 1: вставьте на месте пропусков прилагательные (см. слова для справок) в форме сравнительной степени; подчеркните их как члены предложения:

(1) В душном воздухе молчанье, / Как предчувствие грозы, / (…) роз благоуханье, / (…) голос стрекозы. (Ф. И. Тютчев).

(2) Мой младший брат меня (…), / ) Мой младший брат меня (…), / Мой младший брат меня (…), / (..) и (…). (И. И. Шкляревский).

Слова для справок: жаркий, звонкий, сильный, умный, добрый, решительный, храбрый.

(1) В душном воздухе молчанье, / Как предчувствие грозы, / Жарче роз благоуханье, / Звонче голос стрекозы. (Ф. И. Тютчев).

(2) Мой младший брат меня сильнее, / ) Мой младший брат меня умнее, / Мой младший брат меня добрее, / Решительнее и храбрее. (И. И. Шкляревский).

Задание № 2: подчеркните прилагательные как члены предложения, определите их степень сравнения:

Читайте также:  Окончания имен прилагательных по падежам примеры

(1) Леса вдали виднее, / Синее небеса. / Заметней и чернее / На пашне полоса, / И детские звончее / Над лугом голоса. (А. А. Блок).

(2) Снега синей, снега туманней, / Вновь освежённей дышим мы. / Люблю деревню, вечер ранний / И грусть серебряной зимы. (А. Белый).

(3) Неба чистейшая просинь / Сквозила в вершинах берез. / Чистейшего снега, / Белейшего снега / Зима отряхнула / На рощу с разбега. (М. А. Дудин).

(4) Что может быть милее / Бесценного родного края? / Там солнце кажется светлее, / Там радостнее нива золотая, / Прохладней легкий ветерок, / Душистее цветы, / Там холмы зеленее, / Там сладостней журчит поток, / Там соловей поет звучнее. (Н. М. Языков).

(1) Леса вдали виднее (простая сравнительная степень), / Синее (простая сравнительная степень) небеса. / Заметней (простая сравнительная степень) и чернее (простая сравнительная степень) / На пашне полоса, / И детские (относительное прилагательное, степень сравнения не определяется) звончее (простая сравнительная степень) / Над лугом голоса. (А. А. Блок).

(2) Снега синей (простая сравнительная степень), снега туманней (простая сравнительная степень), / Вновь освежённей (простая сравнительная степень) дышим мы. / Люблю деревню, вечер ранний (положительная степень)/ И грусть серебряной (положительная степень) зимы. (А. Белый).

(3) Неба чистейшая (простая превосходная степень) просинь / Сквозила в вершинах берез. / Чистейшего (простая превосходная степень) снега, / Белейшего (простая превосходная степень) снега / Зима отряхнула / На рощу с разбега. (М. А. Дудин).

(4) Что может быть милее (простая сравнительная степень)/ Бесценного (положительная степень) родного (положительная степень) края? / Там солнце кажется светлее (простая сравнительная степень), / Там радостнее (простая сравнительная степень) нива золотая (положительная степень), / Прохладней (простая сравнительная степень) легкий (положительная степень) ветерок, / Душистее (простая сравнительная степень) цветы, / Там холмы зеленее (простая сравнительная степень), / Там сладостней (простая сравнительная степень) журчит поток, / Там соловей поет звучнее (простая сравнительная степень).

Задание № 3: образуйте от прилагательных формы простой сравнительной и простой превосходной степеней; суффиксы прилагательных выделите:

Образец: красивый – красивее – красивейший.

(1) Сладкий, (2) далекий, (3) хороший, (4) горький, (5) дорогой, (6) богатый, (7) страшный, (8) молодой, (9) жесткий, (10) крутой, (11) маленький, (12) узкий, (13) мелкий, (14) мощный, (15) плохой, (16) строгий, толстый, (17) здоровый, (18) широкий, (19) дешёвый, (20) упругий, младший, (21) чистый, (22) твердый.

(2) далекий – дальше – простая превосходная степень не образуется.

(3) хороший – лучше — простая превосходная степень не образуется.

(5) дорогой – дороже – простая превосходная степень не образуется.

(8) молодой – моложе – простая превосходная степень не образуется.

(9) жесткий – жестче — простая превосходная степень не образуется.

(10) крутой – круче – простая превосходная степень не образуется.

(11) маленький – меньше — простая превосходная степень не образуется.

(12) узкий – у́же – простая превосходная степень не образуется.

(13) мелкий – мельче – мельчайший.

(15) плохой – хуже — простая превосходная степень не образуется.

(20) упругий – упруже — простая превосходная степень не образуется.

Задание № 4: образуйте степени сравнения прилагательных (простые и составные); выделите суффиксы:

Образец: хи́трый – хитре́е – более (менее) хи́трый – хитре́йший – самый хи́трый – наиболее (наименее) хи́трый – всех (всего) хитре́е.

(1) Бойкий, (2) звонкий, (3) красивый, (4) хороший, (5) сладкий.

Степени сравнения прилагательных

более (менее) бойкий

самый бойкий, бойчее всех

самый звонкий, звонче всего (всех)

самый красивый, красивее всего (всех)

самый хороший, лучше всего (всех)

самый сладкий, слаще всего (всех)

Задание № 5: выпишите словосочетания «существительное + прилагательное»; у прилагательных определите степень сравнения, выделите суффиксы и окончания:

(1) Но в мире нет людей бесслёзней, надменнее и проще нас. (А. Ахматова) (2) Мне дали имя при крещенье – Анна, сладчайшее для губ людских и слуха. (А. Ахматова) (3) Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. (К. Паустовский) (4) Это был один из самых честнейших и любезнейших людей. (С. Аксаков)

(1) Людей бесслезней (простая сравнительная степень); людей надменнее (простая сравнительная степень); людей проще (простая сравнительная степень); (2) имя сладчайшее (простая превосходная степень); для губ людских (относительное прилагательное, степеней сравнения не образует); (3) самое большое (составная превосходная степень) счастье; самое простое (составная превосходная степень) счастье, самое бесхитростное (составная превосходная степень) счастье; в лесном (относительное прилагательное, степеней сравнения не образует) краю; в Мещерском (относительное прилагательное, степеней сравнения не образует) краю; (4) из самых честнейших (составная превосходная степень) людей; из самых любезнейших (составная превосходная степень)людей.

Домашнее задание: § 57; упражнения № 335 или 339 (на выбор).

1 Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др., научный редактор Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.: ил.

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

Читайте также:  Правила написания одной и двух букв н в прилагательных

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

«Описание материала:

Урок русского языка в 6 классе на тему «Степени сравнения имен прилагательных». (Урок № 2 из двух) (Серия «ФГОС»)» продолжает знакомить учащихся с термином «степени сравнения имен прилагательных», учит работать с ним на примере конкретных примеров.

Урок состоит из заданий, в ходе выполнения которых учащиеся закрепляют и отрабатывают теоретические положения раздела, изученные на предыдущем занятии. Каждое задание имеет ключ (правильное выполнение упражнения с ответами).

«Дополнительный дидактический материал содержит задания различного характера : вставить на месте пропусков прилагательные в форме сравнительной степени; подчеркнуть прилагательные как члены предложения; определить степень сравнения прилагательных; образовать различные формы степеней сравнения; выделить суффиксы и окончания прилагательных; выписать словосочетания «существительное + прилагательное».

Данная методическая разработка позволит учителю подготовить насыщенный урок, а различные типы упражнений позволят школьникам получить прочные знания по изучаемой теме. Каждое упражнение из «Дополнительного дидактического материала» может быть использовано также для создания карточки с индивидуальным заданием, осуществляя, таким образом, дифференцированный подход к обучению.

«Выдержка из материала:

Урок русского языка в 6 классе на тему «Степени сравнения имен прилагательных». Урок № 2 из двух. (Серия «ФГОС»).

§ 57. Степени сравнения имен прилагательных (продолжение темы).

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Устный теоретический опрос:

II. Закрепление знаний по теме «Степени сравнения имен прилагательных». Работа с учебником.

Упражнение № 334: письменно (по заданию) в тетради с последующей проверкой.

Упражнение № 336: обсуждение заданий и вопросов. Также поясняется учителем понятие «синтаксиче-ская синонимия»: Солнце больше Земли – Солнце больше, чем Земля. Комментированное письмо на доске и в тетрадях.

Упражнение № 337: выполнение по вариантам (1-й вариант – под цифрой № 1; 2-й вариант – под циф-рой № 2).

Упражнение № 338: чтение, обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение.

Дополнительный дидактический материал

«Задание № 3 : образуйте от прилагательных формы простой сравнительной и простой превосходной степеней; суффиксы прилагательных выделите: Образец: красивый – красивее – красивейший.(1) Сладкий, (2) далекий, (3) хороший, (4) горький, (5) дорогой, (6) богатый, (7) страшный, (8) молодой, (9) жесткий, (10) крутой, (11) маленький, (12) узкий, (13) мелкий, (14) мощный, (15) плохой, (16) строгий, толстый, (17) здоровый, (18) широкий, (19) дешёвый, (20) упругий, младший, (21) чистый, (22) твердый.Ключ:(1) Сладкий (2) далекий – дальше – простая превосходная степень не образуется.

(3) хороший – лучше — простая превосходная степень не образуется.(4) горький – горше – горчайший.(5) дорогой – дороже – простая превосходная степень не образуется.(6) богатый – богаче – богатейший.(7) страшный – страшнее – страшнейший.(8) молодой – моложе – простая превосходная степень не образуется.(9) жесткий – жестче — простая превосходная степень не образуется.(10) крутой – круче – простая превосходная степень не образуется.(11) маленький – меньше — простая превосходная степень не образуется.(12) узкий – у́же – простая превосходная степень не образуется. (13) мелкий – мельче – мельчайший

(14) мощный – мощнее – мощнейший.(15) плохой – хуже — простая превосходная степень не образуется.(16) строгий – строже – строжайший.(17) здоровый – здоровее – здоровейший.(18) широкий – шире – широчайший.(19) дешёвый – дешевле – дешевейший. (20) упругий – упруже — простая превосходная степень не образуется.(21) чистый – чище – чистейший.(22) твердый – тверже – твердейший.

«Задание № 4 : образуйте степени сравнения прилагательных (простые и составные); выделите суффик-сы:Образец: хи́трый – хитре́е – более (менее) хи́трый – хитре́йший – самый хи́трый – наиболее (наименее) хи́трый – всех (всего) хитре́е.(1) Бойкий, (2) звонкий, (3) красивый, (4) хороший, (5) сладкий.

звонкий звонче более звонкий звончайший самый звонкий, звонче всего (всех)красивый красивее более красивый красивейший самый красивый, красивее всего (всех)хороший лучше более хороший — самый хороший, лучше всего (всех)сладкий слаще более сладкий сладчайший самый сладкий, слаще всего (всех)

«Задание № 5 : выпишите словосочетания «существительное + прилагательное»; у прилагательных определите степень сравнения, выделите суффиксы и окончания:(1) Но в мире нет людей бесслёзней, надменнее и проще нас. (А. Ахматова) (2) Мне дали имя при креще-нье – Анна, сладчайшее для губ людских и слуха. (А. Ахматова) (3) Самое большое, простое и бесхит-ростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. (К. Паустовский) (4) Это был один из самых чест-нейших и любезнейших людей. (С. Аксаков) Ключ:(1)

Людей бесслезней (простая сравнительная степень); людей надменнее (простая сравнительная степень); людей проще (простая сравнительная степень); (2) имя сладчайшее (простая превосходная степень); для губ людских (относительное прилагательное, степеней сравнения не образует);

(3) самое большое (составная превосходная степень) счастье; самое простое (составная превосходная степень) счастье, самое бесхитростное (составная превосходная степень) счастье; в лесном (относительное прила-гательное, степеней сравнения не образует) краю; в Мещерском (относительное прилагательное, степе-ней сравнения не образует) краю; (4) из самых честнейших (составная превосходная степень) людей; из самых любезнейших (составная превосходная степень)людей.

Домашнее задание: § 57; упражнения № 335 или 339 (на выбор).

Источник