Меню

Презентации для уроков русского языка в 5 кл по прилагательному



Презентации к урокам русского языка в 5 классе по темам «Имя прилагательное»
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Презентации уроков русского языка в 5 классе. При изучении морфологии в 5 классе изучаются такие темы: «Имя прилагательное как часть речи», «Краткие и полные имена прилагательные», «Употребление имен прилагательных в речи».

В разработках тем уроков предлагаются упражнение на усвоение и закрепление знаний по теме прилагательные, задания имеют проблемный характер, элементы занимательности, творческого подхода.

Скачать:

Вложение Размер
imya_prilagatelnoe.pptx 297.32 КБ
imena_prilagatelnye_polnye_i_kratkie.pptx 310.63 КБ
upotreblenie_imen_prilagatelnykh_v_rechi.pptx 2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Имя прилагательное- как часть речи Учитель русского языка и литературы Наримбетова А.К.

Цель урока: Повторить изученное об имени прилагательном; развивать умение употреблять имя прилагательное в речи

1.Схематический диктант Соловей и жаворонок зимуют в Африке. В лесах поздней осенью появляются грибы: рыжики, грузди, волнушки, горькушки . Здравствуй, пестрая осинка, ранней осени краса .

Я – часть речи интересная, широко в миру известная, опишу любой предмет – в этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, и точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить мною нужно дорожить! — О какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке? Об имени прилагательном Загадка-послание

Гласные О — А в корне -ЛАГ-//-ЛОЖ-

слово ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ звучит в переводе с греческого языка? Эпитет Слово «эпитет» происходит от греческого слова со значением «приложение , приложенное » А знаете ли вы, как…

2.Словарная работа 1.Назовите эпитеты и метафоры из четверостишья. А кругом роса жемчужная Отливала блестки алые, И над озером серебряным Камыши , склонясь , шепталися . С.Есенин 2.Подберите синонимы к прилагательному АЛЫЙ

3.Работа с предложением Запишите предложение ,расставьте знаки препинания: В апреле последние сосульки последний снег последняя метель но и первая весенняя гроза первый дождь первая звонкая песня жаворонка.

Какими членами предложения может быть имя прилагательное? Подумайте, какие чувства вызвала у вас часть предложения до союза но , а какие последующая часть предложения? С помощью каких слов автор смог этого добиться ? К какому выводу можно прийти?

Распределите словосочетания на группы: 1-внешний вид; 2- внутреннее состояние, черты характера Юноша ( ч естный,заботливый ); Волосы ( длинные,каштановые ); Взгляд (задумчивый ,настороженный); Девушка( добрая,задумчивая ); Пес ( задиристый,ласковый ).

5.Работа по учебнику: Упр.867 по рядам 1-качество предмета; 2- из какого материала сделан предмет; 3- кому принадлежит предмет. Поставьте вопросы к прилагательным. Каменный мост, мамина шляпа, заячий хвост, железная дорога, алый закат, лесной овраг, большое облако, детская игрушка, прекрасная погода, сладкий чай, тяжелый арбуз.

6.Диктант Запишите словосочетания, обозначьте род, число, падеж прилагательных. Ранняя весна, синий спортивный костюм. на вечерних занятиях, дальним берегом, меткого удара, давней привычке, горячим спором, о благородном чувстве, правильного решения.

Домашнее задание П.76,упр.869 Заполни таблицу стр.251

Источник

Урок русского языка в 5-м классе по теме: «Имя прилагательное»

Цели:

1) Систематизировать известное об имени прилагательном.

2) Познакомить учащихся с различными лексико-семантическими группами прилагательных для обогащения словарного запаса детей, в частности прилагательными оценочного характера.

Оборудование урока:

Карточки, натюрморты и букеты цветов, кисти известных художников, декоративные цветы на столах учащихся.

I. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы говорим об одной из частей речи русского языка – имени прилагательном. Давайте вспомним, что мы знаем об этой части речи.

II. Сейчас мы в месте с вами составим конспект (работа ребят у доски).

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? каков? какова? каковы?

В предложении прилагательное может быть второстепенным членом предложения (Наступила холодная зима). (Мороз жгуч).

Имя прилагательное в предложении связано с именем существительным и стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное. (В ближнюю рощу)

Имя прилагательное изменяется по числам, родам и падежам. (Морозный день – м.р. ед. ч.); (морозная погода – ж. р. ед. ч.); (морозное утро – ср. р. ед. ч.); (морозные дни – мн. ч.).

III. Диктант. Запишите два четверостишия стихотворения Тютчева “Весенние воды”.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.
Они гласят во все концы:
“Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”

Задания по тексту:

1) Выписать имена прилагательные вместе с существительными и указать род, число, падеж прилагательного;

2) Объясните расстановку знаков препинания во втором четверостишии;

3) В первом предложении назовите слова с орфограммой в корне;

4) Обозначьте грамматические основы и составьте схему;

5) Произведите морфологический разбор слова “молодой”.

(Учащиеся дают полные ответы, морфологический разбор записывается на доске).

IV. Закрепление знаний об различных лексико-семантических группах прилагательных.

– Какую роль играют прилагательные в речи?

– Прилагательные делают нашу речь более точной.

– Без прилагательных мы не сможем описать ни одного предмета.

– Прилагательные помогают нам больше узнать о предметах.

– По-моему, это огромная поляна, на которой можно найти всё – от цвета, запаха, вкуса до разнообразных веществ: деревянных, каменных, серебряный. От характера человека (волевого, сильного, доброго) до явлений окружающей действительности (солнечного света, темной ночи, грозового ветра).

Продолжи сколько можешь, ряды прилагательных.

Качество характера: добрый.

2. Читаю миниатюру С.Сахарова “Розовое озеро” без прилагательного “розовое”. Восстановите это прилагательное.

Когда наш самолет пролетал над границей Уганды и Танзании, я видел, что под крылом самолета лежит удивительное, вытянутое цветной тарелкой, озеро.

– Смотрите, смотрите, … вода, – сказал я соседу.

– Не может быть, – пожал он плечами и потянулся к окну.

И тут озеро дрогнуло. Оно шевельнулось, потянулось в воздух и рассыпалось вихрем …. искр. Тысячи … … фламинго, которые до того стояли в воде, испуганные самолетом, закружились над степью. Озеро сразу потеряло цвет и стало серым, скучным. Жалко, ах как жалко.

А впрочем, ничего. Улетит самолет, успокоятся птицы, вернется стая, и снова замерцает, закипит … замечательное озеро.

Если ребята знают, какого цвета фламинго, они легко определят цвет озера – розовое.

– Каким синонимом можно заменить слово розовый? – это слово употреблено в последнем предложении – бледно-красная (пока идет работа по миниатюре, часть класса работает по карточкам).

А) Подчеркните прилагательные, отгадайте загадки:

Бежит свинья
Железная спина
Льняной хвостик.

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом поведет,
Там заметку кладет.

Тонкий, высокий
Упал в осоку,
Сам не вышел,
А детей вывел.

Сама длинная,
Нос длинный,
А ручки маленькие.

Сам алый,
Сахарный.
Кафтан зеленый,
Бархатный.

Земля беленькая,
А птички на ней
Черненькие.

(Ответы: иголка, карандаш, дождь и грибы, коса, арбуз, книга.)

Б) Замени прилагательные подходящими синонимами

5. Поработаем с учебником.

– Найдите эпитеты в стихотворении А.С. Прокофьева “Берёза”.

– Какое средство художественной выразительности, эпитетов, используются в стихотворении.

6. Обратите внимание на нарисованные букеты цветов.

Я прочитаю вам миниатюру, написанную в 1825 г. А.С. Пушкиным.

Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждает в нас.
Там иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.

– Какое настроение вызывает оно у вас?

– Какую роль в создании настроения играют эпитеты? На ваших столах тоже есть цветы (составьте букеты и икебаны).

– А теперь давайте коллективно оценим “вернисаж” цветов и икебаны, сделанные вами. Используйте как можно больше прилагательных!

7. Подведем итог урока. Предлагаю вам небольшой тест.

1. На какие вопросы отвечает прилагательное?

А) Что делать? Что сделать?
Б) Какой? Чей?
В) Когда? Где?

2. С какой частью речи “дружит” имя прилагательное.

А) С наречием
Б) С местоимением
В) С имением существительным

3. Что обозначает прилагательное

A) Предмет
Б) Признак предмета
B) Действие предмета

4. Чем, как правило, является в предложении прилагательное.

8. Молодцы отлично поработали!

Домашнее задание: Как ты представляешь имя прилагательное? Опиши его. Нарисуй его портрет. Почему у него такое странное название? И почему оно “прилагается?”. Кто его вечный спутник?

Источник

Презентация к уроку русского языка (5 класс) по теме: Имя прилагательное. Повторение изученного в начальной школе. 5 класс — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемnsportal.ru

Презентация к уроку «Имя прилагательное. Повторение изученного в начальной школе». Презентация с анимацией. Дети отправляются в путешествие по осеннему лесу, где находят волшебное дерево с заданиями. Чтобы перейти к заданию, необходимо кликнуть на листочке с номером, чтобы вернуться обратно к дереву, надо кликнуть на лист, который расположен в нижнем углу. Для праверки задания нажмите на слово «проверим». При возвращении на стартовую страницу, кликните по стрелке перехода (в левом углу) — лист с выполненным заданием упадет вниз. После ответа на все вопросы, дерево должно остаться без листьев. Приятного путешествия!

Похожие презентации

Презентация 5 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Презентация к уроку русского языка (5 класс) по теме: Имя прилагательное. Повторение изученного в начальной школе. 5 класс». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

3 Повторение изученного материала Тест К каждой заданной позиции выберите только один ответ: 1 -,2 -, На опушк…На опушк… 2.О пьес…О пьес… 3.Из гаван…Из гаван… 4.Об архитектур…Об архитектур… 5.О живопис…О живопис… 6.На пн…На пн… 7.До ед…До ед… 8.Нет сестр…Нет сестр… 9.По вод…По вод… 10.До деревн…До деревн… еыи

4 2. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной И. Бунин В столбик выпишите из текста имена прилагательные со словами, к которым они относятся. Проверим:

5 2. Выпишите из текста им. прилагательные со словами, к которым они относятся. Проверим: Терем расписной, лес лиловый, лес золотой, лес багряный, пестрою стеной, веселой стеной, светлою поляной.

6 3. Назовите морфологические признаки выписанных прилагательных. Проверим: Терем расписной (в м. р., ед. ч., им. п.) лес лиловый (в м. р., ед. ч., им. п.) лес золотой (в м. р., ед. ч., им. п.) лес багряный (в м. р., ед. ч., им. п.) пестрою стеной (в ж.р., ед.ч., тв. п.) веселой стеной (в ж.р., ед.ч., тв. п.) светлою поляной (в ж.р., ед.ч., тв. п.)

7 4. Сделайте вывод, что же такое имя прилагательное.

8 5. Запишите слова: ласковая, красивая, добрая. Докажите, что они имеют общее грамматическое значение.

9 6. Просклоняйте письменно словосочетания: легкий мороз, зеленое поле, узкая дорожка в единственном числе. Обозначьте окончания прилагательных. Во множественном числе запишите только форму именительного падежа. Проверим.Проверим. Сделайте вывод, как надо проверять безударные окончания прилагательных.

10 1 вариант 2 вариант 3 вариант И.п. легкий мороз (какой?) зеленое поле (какое?) узкая дорожка (какая?) Р.п. легкого мороза (какого?) зеленого поля (какого?) узкой дорожки (какой?) Д.п. легкому морозу (какому?) зеленому полю (какому?) узкой дорожке (какой?) В.п. легкий мороз (какой?) зеленое поле (какое?) узкую дорожку (какую?) Т.п. легким морозом (каким?) зеленым полем (каким?) узкой дорожкой (какой?) П.п. о легком морозе (о каком?) о зеленом поле (о каком?) о узкой дорожке (о какой?) Мн.ч легкие морозы (какие?) зеленые поля (какие?) узкие дорожки (какие?)

11 7. Спишите текст, вставляя на место пропусков подходящие по смыслу прилагательные в нужной форме, выделите окончание: … дни сменились прохладою. Во … воздухе запахло осенью. И мне все чаще мечталось о … лете, о … просторах, о возможности купаться в … речке и валяться на … песочке. Слова для справок: деревенский, теплый, влажный, жаркий, летний, прозрачный. Проверим:

12 7. Спишите текст, вставляя на место пропусков подходящие по смыслу прилагательные в нужной форме, выделите окончание: Летние дни сменились прохладою. Во влажном воздухе запахло осенью. И мне все чаще мечталось о жарком лете, о деревенских просторах, о возможности купаться в прозрачной речке и валяться на теплом песочке.

13 8. Итог урока -Что такое имя прилагательное? -Как проверить безударные окончания имен прилагательных? -каково значение прилагательных в русском языке?

Источник

Презентация на тему: Имя прилагательное 5 класс

Правдин: . Это грамматика. Что ж вы в ней знаете? Митрофан: Много. Существительна да прилагательна. Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан: Дверь? Котора дверь? Правдин: Котора дверь! Вот эта. Митрофан: Эта? Прилагательна. Правдин: Почему ж? Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Митрофан: Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна. Д.И. Фонвизин «Недоросль

Объясните, почему имя существительное и имя прилагательное разные части речи.

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета. Прилагательные отвечают на вопросы какой? и чей?: старый дом, бабушкин дом.Согласуясь с существительными, прилагательные изменяются:по родам: зелёный лимон, зелёная груша, зелёное яблоко; по числам: зелёное яблоко – зелёные яблоки; по падежам: это зелёное яблоко, нет зелёного яблока, с зелёным яблоком. Начальная форма — мужской род, единственное число, именительный падеж.Правописание падежных окончаний прилагательных зависит от вопроса:Яблока (какого?) красного

Прилагательные могут быть полными и краткими.Полные прилагательные имеют окончания из двух или трёх букв: умный, умного. Краткие прилагательные имеют нулевое окончание или окончания, состоящие из одной буквы: умён, умна, умно, умны.Краткие качественные прилагательные изменяются по числам и родам, но не изменяются по падежам; в предложении они чаще всего бывают сказуемыми, например: Море было спокойно, черно и густо, как масло. (М. Горький.) Кто аккуратен , тот и людям приятен. (Пословица.)

Правописание кратких прилагательных У кратких прилагательных на конце после шипящих ь н е п и ш е т с я: хорош, горяч, пахуч.

Схема морфологического разбора имени прилагательного I. Общее грамматическое значение. Часть речи. I. Морфологические признаки: Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р. Постоянные признаки: разряд по значению.Непостоянные признаки: 1) Полная или краткая форма, степень сравнения (для качественных прилагательных), 2) род в ед. ч.; 3)число; 4)падеж. III. Синтаксическая функция. Образец морфологического разбора имени прилагательного 1. Язык (какой?) длинный. Длинный –прилаг., обозначает признак предмета.2. Н. ф. – длинный. 3. Постоянные признаки: кач. 4. Непостоянные признаки: м. р., ед., ч., им., п. 5. Синтаксическая роль.

Источник

Читайте также:  Какие бывают коллеги прилагательные