Меню

Презентации уроков русского языка в 6 классе по теме прилагательное



Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме Прилагательное как часть речи Составитель: Падалко Татьяна Викторовна учитель русского языка 19 слайдов. — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемwww.teacherjournal.ru

Похожие презентации

Презентация 6 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме Прилагательное как часть речи Составитель: Падалко Татьяна Викторовна учитель русского языка 19 слайдов.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме Прилагательное как часть речи Составитель: Падалко Татьяна Викторовна учитель русского языка 19 слайдов 2011

2 Тип урока: повторительно-обобщающий Технология: элементы дифференцированного обучения

3 ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и систематизировать изученный материал 5 класса об имени прилагательном. ЗНАТЬ: правило имени прилагательного, употребление «ь» после шипящих. Уметь: правильно определять грамматические признаки у имени прилагательного(род, число, падеж), правильно разбирать синтаксический разбор предложения, отличать полные и краткие имена прилагательные. Попутное повторение орфографии: правописание проверяемых и непроверяемых орфограмм в разных частях слова. Оборудование: распечатанные для каждого ученика разноуровневые карточки, рабочие тетради.

4 Повторяем то, что знаем, Вспоминаем, что забыли.

5 ЦЕЛЬ: формировать навыки правильного написания слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами; активизировать внимание. Перед вами 16 слов. Все слова пронумерованы. Попробуйте за полторы минуты разыскать слова по порядку (1, 2, 3, 4. и т.д.) и вставить пропущенные буквы, не сделав ни одной ошибки.

6 1. м…сной 6. б…рюзовое 16. м…розная 3. б…гряный 11. интере…сная 13. кр…сивое 2. вкус…ный 7. в…ликолепный 4. ч…ткий 9. ску…ная 8. пр…ятный 12. х…лодная 14. вн…мательный 5. праз…ничное 15. опас…ный 10. солнеч…ная

7 На какие вопросы отвечают слова из таблицы ? К какой части речи они относятся ? Что они обозначают ? ЦЕЛЬ : повторить сведения об имени прилагательном, изученном в 5 классе

8 Найдите признаки прилагательного Найдите признаки прилагательного лицо, род, склонение, наклонение, падеж, переходность, число, определение, сказуемое, дополнение, краткая форма

9 Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам, имеют краткую форму. В предложении бывают определениями и сказуемыми.

10 — Это черная? — Нет, красная. — А почему белая? — Потому что зеленая. (смородина)

11 Тр…пинка, по которой Савушкин повёл Анну Васильевну, нач…налась на задах школьной усад…бы. Едва они ступили в лес и еловые лапы сомкнулись за их спинами, как сразу перенеслись в мир покоя и бе…звучия. Сороки, вороны, перелетая с дерева на дерево, к…лыхали ветви, сшибали ш…шки, обламывали хру…кие, сухие прут…ки.Кругом белым- бело. Лишь в выш…не ч…рнеют макушки пл…кучих б…рёз. Выпишите словосочетания «прилагательное+ существительное» и укажите у прилагательных падеж, число, род. Выпишите слова с пропущенными орфограммами. Объясните правописание. Работа с текстом

12 Сделайте синтаксический разбор предложения. Замените полные прилагательные краткими На колючей шишке кактуса распускается цветок редкой красоты с нежными лепестками и тонким ароматом. ЦЕЛЬ: закрепить умения синтаксического разбора предложения;

13 И. п. — стоя, руки вдоль туловища. 1. Правую руку на пояс, 2. Левую руку на пояс, 3. Правую руку на плечо, 4. Левую руку на плечо, 5. Правую руку вверх, 6. Левую руку вверх, 7-8. Хлопки руками над головой ЦЕЛЬ: укрепить здоровье учащихся, мобилизация внимания

Читайте также:  Прилагательное не моя страница

14 Рассмотрите таблицу и сформулируйте правило Правописание «ь» знака после шипящих Ь пишетсяЬ не пишется Сущ. Ж.р.Сущ.м.р. глаголыСущ. Р.п.мн. Ч. Краткие прилагательные Устная работа с таблицей

15 «3» Могуч_ (кр.прил) Шалаш_(м.р) Рощ_( мн.ч) Мелоч_ (ж.р) Свеж_ (кр.прил) Ноч_ (ж.р) Можеш_ (гл) Хорош_ (кр. Прил) Доч_ (ж.р) «4» Могуч_ (прил) Шалаш_(сущ) Рощ_( сущ) Мелоч_ (сущ) Свеж_ (прил) Ноч_ (сущ) Можеш_ (гл) Хорош_ (прил) Доч_ (сущ) «5» Могуч_ Шалаш_ Рощ_ Мелоч_ Свеж_ Ноч_ Можеш_ Хорош_ Доч_ Цель: показать сферу применения содержания таблицы; формировать правописные навыки

16 Пригласите прилагательные в дом 1-я группа : полные 2-я группа: краткие ( руки, красен, умел, красота, яркий, жёлтый, впечатлителен, ноги, красивый, зеленый, зелен, желт, умен, красивый, решителен, интересный, небо) Цель: учить аргументировать свои высказывания; воспитывать внимание

17 Тестирование Имя прилагательное- часть речи, которая обозначает………… (предмет, признак предмета, действие предмета) Найди прилагательное: Дерево, красив, говорит, желтизна Найдите краткое прилагательное Элегантный, интересен, умный, красивый Какого признака нет у имени прилагательного? Род, число, падеж, склонение, лицо У прилагательных после шипящих Ь пишется ь не пишется Цель: проверить усвоения темы

18 Вспомните цель нашего урока. Оцените как мы её выполнили. Расскажите правило об имени прилагательном Приведите примеры. Какие задания вызвали затруднение, а какие не вызывали затруднение?

19 Спасибо за работу на уроке! Домашнее задание: выучить правило имя прилагательное, упр 272 (учебник Т. А. Ладыженская)

Источник

Урок русского языка в 6-м классе «Имя прилагательное как часть речи» (итоговый урок) с презентацией

  • повторение и обобщение изученного по теме “Имя прилагательное”:
  • отработка умения правильного написания не с прилагательными, гласных в окончаниях, суффиксах прилагательных; сложных прилагательных;
  • углубление представления о роли имён прилагательных в речи, способах их образования;
  • определение синтаксической функции прилагательных разных форм в предложении и правильное их употребление.

Оборудование: таблицы по теме “Имя прилагательное”, презентация к уроку.

Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка цели.
  2. Работа по теме урока.
  1. Синтаксический разбор предложения.

Мягкий янтарный блеск разливался во всей окрестности.

  1. Задание классу (работа в парах):
  • дать определение имени прилагательного, рассказать о его морфологических признаках.
  • какова синтаксическая роль имён прилагательных?
  • найти в предложении имена прилагательные и выполнить по вариантам морфологический разбор имён прилагательных:

1 вариант – мягкий
2 вариант – янтарный

  • произвести взаимопроверку разборов.
  1. Словарный диктант “Кто грамотнее?” (2 ученика у доски, а остальные в тетради выполняют задание)

Цель: проверить знание словарных слов по теме

Январское утро, зелёный луг, обыкновенный цветок, искусный мастер, весёлое торжество, новое ремесло, необыкновенный талант, маневренный катер, кухонный набор, синий колокольчик, общественно-политический отдел, иссиня-чёрный крем, изжелта — красное солнце, величиной с напёрсток.

  1. На какие разряды по значению делятся имена прилагательные? Определить разряд имён прилагательных. Распределительный диктант.

Каменный дом, вчерашняя газета, великолепный день, мамино кружево, грустный взгляд, лисий хвост, тихий шорох, соловьиная песня, голубой небосклон, городской автобус, талантливый человек.

  • провести самопроверку.
  1. Как пишутся краткие имена прилагательные с основой на шипящий?
Читайте также:  Букв безударных гласных в падежных окончаниях имен прилагательных

Задание: образовать, где это возможно, краткие имена прилагательные.

Медвежий — …, пригожий — …, казачий — …, кипучий — …, могучий — …, жгучий — …, ребячий — …, птичий — …, горячий — …

Вывод: Какие прилагательные могут иметь краткую форму?

  • Склоняются ли краткие имена прилагательные ?
  • Изменяются ли краткие прилагательные по числам, по родам?
  • Чем обычно является краткое прилагательное в предложении?
  1. Определите, какие окончания пишутся у прилагательных в безударном положении. Рассказать о падежных окончаниях имён прилагательных.

  • В морозн. воздухе
  • январск . днем
  • зимн . вечером
  • погож . утром
  • рыж. белку
  • соснов. бором

  • чист. полем
  • в темн. лесу
  • кудряв . березой
  • на мохнат . ели
  • душист. черемухой
  • жгуч… морозом

  1. Эстафета на правописание НН и Н в суффиксах имён прилагательных.

(Ученик, придумав слово, выходит к доске, записывает его и объясняет правописание).

Таблица “НН и Н в суффиксах имён прилагательных” для справок.

  1. Как различать на письме суффиксы К и СК в именах прилагательных?

Задание: от существительных образовать прилагательные с суффиксами К и СК.

  • Брат — …,
  • немец -…,
  • матрос — …,
  • апрель -…,
  • герой — …,
  • Ростов — …,
  • француз — …
  • университет — …

  1. Как отличить слова – прилагательные с приставкой НЕ- от прилагательных с частицей НЕ?

Запись словосочетаний с объяснением правописания.

(Не)близкий путь; (не)приятное происшествие; совсем (не)интересная игра; река (не)широкая, а узкая; (не)сочные ягоды; (не)уклюжий медведь; (не)большой, а маленький зверь.

  1. Назовите способы образования имён прилагательных. Какие прилагательные называются сложными? Когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда через дефис? Примеры.
  2. Назвать как можно больше слов, образованных путем перехода имен прилагательных в разряд имен существительных. Например: жаркое, мороженое, булочная, кондитерская, запятая, гласные, рабочие, ученый и т.д.
  3. Употребление имён прилагательных в речи. Работа с текстом. Прочитайте текст Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.

утро.
…утром на …небе медленно плывут… облака. С высоты льется… песня жаворонка. В воздухе пахнет …зимой. Над озером поднимается … туман. Легко дышится на …воздухе. Из-за леса доносятся …звуки …гудка.
Он зовет вдаль, к …морю.

Весеннее утро.
/Весенним/ утром на /ясном, лазурном/ небе медленно плывут /белые, пушистые/ облака. С высоты льется
/звонкая/ песня жаворонка. В воздухе пахнет /теплой/ зимой. Над/неподвижным/ озером поднимается/легкий, прозрачный/ туман. Легко дышится на /весеннем/ воздухе. Из-за леса доносятся /глухие/ звуки /пароходного/ гудка. Он зовет вдаль, к /жаркому, синему/ морю.

  • Чем отличается первое чтение от второго?
  • Какова роль прилагательных в речи?
  1. Итог урока (Как подготовились ребята, как усвоена тема, кто отличился)
  1. Домашнее задание: вопросы учебника, сочинение-миниатюра “Весенняя капель”.

Источник

Презентация на тему: Имя прилагательное. 6 класс

Имя прилагательное. Вспомним, что знаем.

О какой части речи говорится в стихотворении? Как вы определили? О какой части речи говорится в стихотворении? Как вы определили? Со мною все предметы Красивы и приметны. Мир чувств, понятий и вещей, Природный мир и мир людей Могу окрасить в яркий цвет, Такой, что лучше в свете нет, Могу же сделать неприятным, Жестоким, злым, отвратным. Меня вам надобно беречь, Богатой делаю я речь.

Проверим знания теории Что такое имя прилагательное? Каково его грамматическое значение? С какой частью речи оно тесно связано? Какие вопросы задают к прилагательному? На какие разряды делятся прилагательные? Чем они различаются?

Задание 1. Распределите словосочетания с прилагательными в таблицу, добавьте окончания. Задание 1. Распределите словосочетания с прилагательными в таблицу, добавьте окончания. прилагательные качественные относительные Притяжательные На чудн_ аллее, на зимн_ ёлке, в лись_ шубе, об интересн_ гербарии, от легк_ прик..сновения, об неизвест_ герое, с разноцвет_ знаменем, медвеж_ след, заботлив_ дочь, зимн_ дорожкой, птичь_ криками, в осенн_ время.

Какие формы имеют качественные прилагательные? Какие формы имеют качественные прилагательные? Формы Степени сравнения полную краткую сравнительную превосходную Поставьте прилагательные в указанные формы и запишите их в таблицу. Глубокий, яркий, новый, зелёный, смешной.

Какова роль прилагательных в предложениях? Какова роль прилагательных в предложениях? В данных предложениях подчеркните прилагательные, укажите их форму. Хороши и крепки суровые январские морозы. Левый берег реки круче и выше правого. Самая высокая гора Кавказа – Эльбрус. Москва — крупнейший город России.

Какое значение имеют прилагательные в речи? Каких слов нет в тексте? Вставьте подходящие по смыслу слова, обозначающие признаки предмета. Каким образом изменился текст? Шёл … дождь. … гладь озера … . По ней запрыгали … капли дождя. На берегу на … досках стоял … гусь. Он не боялся … дождя. Он любовался … … радугой, появившейся над озером.

Какие постоянные эпитеты употребляются с данными словами? Какие постоянные эпитеты употребляются с данными словами? Молодец, девица, конь, город, вода, солнце, месяц, небо, ветер.

Как надо писать имена прилагательные? Как надо писать имена прилагательные? Н – НН в суффиксах Каме_ая ограда, стекля_ый взгляд, безветре_ая погода, грачи_ый крик, дли_ая дорога, огне_ый шар, безболезне_ое состояние, деревя_ый ковш, румя_ое яблоко, водя_ой затор. Н НН ан, -ян, -ин 1) Н в корень – Н в суффикс 2) –онн, -енн, Исключения: стеклянный, ветреный деревянный, оловянный.

Суффиксы –К и -СК Суффиксы –К и -СК Дерз..ая выходка, скольз..ий путь, богатыр..ое здоровье, рыбац..ий берег, январ..ие каникулы, сибир..ие морозы, вес..ие доводы, матрос..ая тельняшка. –К -СК После к, ч, ц. В качественных прил.

Не приставка и частица с прилагательными Не приставка и частица с прилагательными (не) правдивый, а лживый ответ; (не) смелый взгляд, (не) брежное написание, (не)грамотный ученик, (не) далёкая, но близкая дорога, Совсем (не)важное самочувствие, Ничуть (не) громкий голос. Работа (не)трудна. Ребята (не)внимательны. НЕ слитно НЕ раздельно всегда употребляется с не; 1) противопоставление (союзы А, НО); замена синонимом; 2) слова далеко, ничуть, совсем, вовсе, никогда; 3)краткая форма.

Дефис в сложных прилагательных Дефис в сложных прилагательных Светло (голубой), кисло (сладкий), юго (западный), сельско(хозяйственный), русско(китайский), древне (европейский), тёмно(зелёный), химико(биологический). Слитно оттенки цвета; 1) прил. из словосочетаний; 2) из однородных членов; 3) от существительных с дефисом.

Источник