Меню

Придумать глаголы с суффиксом л



Суффиксы глаголов в русском языке

Суффиксы гла­го­лов чаще все­го име­ют без­удар­ные глас­ные. Рассмотрим, как пишут­ся суф­фик­сы гла­го­лов в соот­вет­ствии с пра­ви­ла­ми рус­ско­го язы­ка.

В мор­фем­ном соста­ве гла­го­лов суф­фик­сы быва­ют сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие. Словообразовательные суф­фик­сы обра­зу­ют гла­го­лы совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. Узнаем, какое пра­ви­ло при­ме­нить в напи­са­нии без­удар­ных глас­ных в сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суф­фик­сах.

Словообразовательные суффиксы глаголов

Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-

Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- обра­зу­ют гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

  • (что сде­лать?) осво́ить → (что делать?) осва́ ива ть;
  • (что сде­лать?) разма́зать → (что делать?) разма́з ыва ть.

Поставив уда­ре­ние, убе­дим­ся, что глас­ные в гла­голь­ных суф­фик­сах явля­ют­ся без­удар­ны­ми, из-за чего воз­ни­ка­ет затруд­не­ние в их напи­са­нии. Чтобы не оши­бить­ся в выбо­ре букв «о», «е» или «ы», «и» в суф­фик­сах, при­ме­ним пра­ви­ло орфо­гра­фии.

Понаблюдаем, как при­ме­нить это пра­ви­ло:

  • я рас­проб ую — распро́б о ва ть, распро́б о вал;
  • я облиц ую — облиц е ва́ ть, облиц е ва́л;
  • запазд ываю — запа́зд ыва ть, запа́зд ы вал;
  • под­меш иваю — подме́ш и ва ть, подме́ш и вал.

Слова с эти­мо­ло­ги­че­ским кор­нем -вед- («знать») пишут­ся по-разному. Часть этих гла­го­лов име­ет суф­фикс -ова-:

  • завед ую — завед ова ть, заве­до­вал;
  • испо­вед ую — испо­вед ова ть, испо­ве­до­вал;
  • про­по­вед ую — про­по­вед ова ть, про­по­ве­до­вал.

А дру­гая часть гла­го­лов сохра­ня­ет суф­фикс -ыва- во всех грам­ма­ти­че­ских фор­мах:

  • про­вед ыва ю — про­вед ыва ть, про­вед ыва л;
  • вывед ыва ю — вывед ыва ть, вывед ыва л;
  • отвед ыва ю — отвед ыва ть, отвед ыва л;
  • раз­вед ыва ю — раз­вед ыва ть, раз­вед ыва л.

Суффикс -ва-

Отличаем эти гла­го­лы от слов с удар­ным суф­фик­сом -ва-:

  • раз­бить → раз б и ва́ ть;
  • созреть → со зр е ва́ ть.

Гласный кор­ня, обо­зна­чен­ный бук­ва­ми «е», «и», ока­зал­ся в без­удар­ной пози­ции. Чтобы пра­виль­но напи­сать такое сло­во, вос­поль­зу­ем­ся пра­ви­лом орфо­гра­фии.

Примеры

  • узна́ть → узн а в а́ ть;
  • запе́ть → зап е ва́ ть;
  • проли́ть → прол и ва́ ть;
  • запи́ть → зап и ва́ ть.

Исключения:

  • застр я́ ть — застр е ва́ть;
  • затм и́ ть — затм е ва́ть;
  • рас­тл и́ ть — рас­тл е ва́ть;
  • про­дл и́ ть — про­дл е ва́ть.

Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов

1. В суф­фик­сах гла­го­лов после шипя­щих осно­вы пишут­ся бук­вы «е», «ё»:

  • затуш е ва́ ть → затуш ё вы вать;
  • корч е ва́ ть → рас­корч е ва ть → рас­корч ёв ыва ть;
  • ночь → ноч е ва́ть;
  • межа → меж е ва́ть → раз­меж е ва́ть → раз­ме­жё­вы­вать;
  • увещ е ва́ть.

2. В без­удар­ных суф­фик­сах пишут­ся бук­вы «и» или «е» у гла­го­лов с при­став­ка­ми о-бес/о-без-. Этот выбор сде­ла­ем в зави­си­мо­сти от кате­го­рии пере­ход­но­сти гла­го­ла и от смыс­ла сло­ва в кон­тек­сте.

Переходные гла­го­лы пишут­ся с суф­фик­сом -и-, а непе­ре­ход­ные — с суф­фик­сом -е-.

Сравним:

Наша зем­ля совсем обес­плод е ла.

Она обес­сил е ла от этой тяже­лой ноши.

Формообразующие суффиксы глаголов

Суффикс -л-

Формы про­шед­ше­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и услов­но­го накло­не­ния гла­го­лов обра­зу­ет суф­фикс -л-, кото­рый при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве неопре­де­лен­ной фор­мы:

  • напи­са ть — напи­са л пись­мо, напи­са л бы кар­ти­ну;
  • узна ть — узна л новость; узна л бы поточ­нее.
  • вы́смотр е ть — высмотр е л;
  • перекра́с и ть — перекра́с и л;
  • та́ я ть — та́ я ла;
  • му́ч и ть — му́ч и л.

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ный суф­фикс, обо­зна­чен­ный бук­вой -я- перед фор­мо­об­ра­зу­ю­щим суф­фик­сом -л-, запом­ним спи­сок гла­го­лов:

  • веять, зате­ять, каять­ся, лаять, леле­ять, маять­ся;
  • наде­ять­ся, отча­ять­ся, реять, сеять, таять, хаять, чуять.

Нулевой суффикс

Суффикс -л- может быть мате­ри­аль­но не выра­жен­ным бук­ва­ми или зву­ка­ми. Наличие нуле­во­го суф­фик­са в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода мож­но опре­де­лить, если срав­нить с дру­ги­ми фор­ма­ми про­шед­ше­го вре­ме­ни, в кото­рых он про­яв­ля­ет себя.

Сравним:

  • полз­ти — он полз , гусе­ни­ца полз л а, насе­ко­мое полз л о;
  • высох­нуть — ствол высох , лужа высох л а, поле высох л о.

Формообразующие морфемы повелительного наклонения

С помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са -и- или нуле­во­го суф­фик­са обра­зу­ют­ся фор­мы един­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов. Постфикс -те участ­ву­ет в грам­ма­ти­че­ском оформ­ле­нии гла­го­лов мно­же­ствен­но­го чис­ла:

  • нести — нес и , нес и те ;
  • тащить — тащ и , тащ и те ;
  • навью­чить — навьючь , навьючь те ;
  • резать — режь , режь те .

Постфикс -ся (-сь)

С помо­щью пост­фик­са -ся(-сь) обра­зу­ют­ся воз­врат­ные гла­го­лы:

  • купать — купать ся ;
  • нести — нести сь .

Морфема -ся пишет­ся после соглас­ных, а -сь после глас­ных осно­вы.

Таблица

Суффикс Условия Примеры
-ова- (-ева-) В неопре­де­лен­ной фор­ме и в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни, если гла­гол в 1-м лице ед. чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни окан­чи­ва­ет­ся на -ую, -юю. ноч ева ть (ноч ую )
бесед ова ть (бесед ую )
гор ева ть (гор юю )
-ыва- (-ива-) В неопре­де­лен­ной фор­ме и в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни, если гла­гол в 1-м лице ед. чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни окан­чи­ва­ет­ся на -ываю, -иваю. рас­сказ ыва ть (рас­сказ ываю )
учит ыва ть (учит ываю )
наста ива ть (наста иваю )
В осно­ве гла­го­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни перед суф­фик­сом -л пишет­ся та же глас­ная, что и перед -ть в неопре­де­лен­ной фор­ме. нач а л (нач а ть)
пон я л (пон я ть)
кле и л (кле и ть)
ве я л (ве я ть)
вид е л (вид е ть)

Правописание суффиксов глаголов

Видеоурок

Источник

глагол с суффиксом л и окончанием а примеры

Суффиксы глаголов в русском языке

Суффиксы гла­го­лов чаще все­го име­ют без­удар­ные глас­ные. Рассмотрим, как пишут­ся суф­фик­сы гла­го­лов в соот­вет­ствии с пра­ви­ла­ми рус­ско­го язы­ка.

В мор­фем­ном соста­ве гла­го­лов суф­фик­сы быва­ют сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие. Словообразовательные суф­фик­сы обра­зу­ют гла­го­лы совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. Узнаем, какое пра­ви­ло при­ме­нить в напи­са­нии без­удар­ных глас­ных в сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суф­фик­сах.

Словообразовательные суффиксы глаголов

Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-

Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- обра­зу­ют гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

  • (что сде­лать?) осво́ить → (что делать?) осва́ ива ть;
  • (что сде­лать?) разма́зать → (что делать?) разма́з ыва ть.

Поставив уда­ре­ние, убе­дим­ся, что глас­ные в гла­голь­ных суф­фик­сах явля­ют­ся без­удар­ны­ми, из-за чего воз­ни­ка­ет затруд­не­ние в их напи­са­нии. Чтобы не оши­бить­ся в выбо­ре букв «о», «е» или «ы», «и» в суф­фик­сах, при­ме­ним пра­ви­ло орфо­гра­фии.

Понаблюдаем, как при­ме­нить это пра­ви­ло:

  • я рас­проб ую — распро́б о ва ть, распро́б о вал;
  • я облиц ую — облиц е ва́ ть, облиц е ва́л;
  • запазд ываю — запа́зд ыва ть, запа́зд ы вал;
  • под­меш иваю — подме́ш и ва ть, подме́ш и вал.

Слова с эти­мо­ло­ги­че­ским кор­нем -вед- («знать») пишут­ся по-разному. Часть этих гла­го­лов име­ет суф­фикс -ова-:

  • завед ую — завед ова ть, заве­до­вал;
  • испо­вед ую — испо­вед ова ть, испо­ве­до­вал;
  • про­по­вед ую — про­по­вед ова ть, про­по­ве­до­вал.

А дру­гая часть гла­го­лов сохра­ня­ет суф­фикс -ыва- во всех грам­ма­ти­че­ских фор­мах:

  • про­вед ыва ю — про­вед ыва ть, про­вед ыва л;
  • вывед ыва ю — вывед ыва ть, вывед ыва л;
  • отвед ыва ю — отвед ыва ть, отвед ыва л;
  • раз­вед ыва ю — раз­вед ыва ть, раз­вед ыва л.

Суффикс -ва-

Отличаем эти гла­го­лы от слов с удар­ным суф­фик­сом -ва-:

  • раз­бить → раз б и ва́ ть;
  • созреть → со зр е ва́ ть.

Гласный кор­ня, обо­зна­чен­ный бук­ва­ми «е», «и», ока­зал­ся в без­удар­ной пози­ции. Чтобы пра­виль­но напи­сать такое сло­во, вос­поль­зу­ем­ся пра­ви­лом орфо­гра­фии.

Примеры

  • застр я́ ть — застр е ва́ть;
  • затм и́ ть — затм е ва́ть;
  • рас­тл и́ ть — рас­тл е ва́ть;
  • про­дл и́ ть — про­дл е ва́ть.

Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов

1. В суф­фик­сах гла­го­лов после шипя­щих осно­вы пишут­ся бук­вы «е», «ё»:

  • затуш е ва́ ть → затуш ё вы вать;
  • корч е ва́ ть → рас­корч е ва ть → рас­корч ёв ыва ть;
  • ночь → ноч е ва́ть;
  • межа → меж е ва́ть → раз­меж е ва́ть → раз­ме­жё­вы­вать;
  • увещ е ва́ть.

2. В без­удар­ных суф­фик­сах пишут­ся бук­вы «и» или «е» у гла­го­лов с при­став­ка­ми о-бес/о-без-. Этот выбор сде­ла­ем в зави­си­мо­сти от кате­го­рии пере­ход­но­сти гла­го­ла и от смыс­ла сло­ва в кон­тек­сте.

Переходные гла­го­лы пишут­ся с суф­фик­сом -и-, а непе­ре­ход­ные — с суф­фик­сом -е-.

Наша зем­ля совсем обес­плод е ла.

Она обес­сил е ла от этой тяже­лой ноши.

Формообразующие суффиксы глаголов

Суффикс -л-

Формы про­шед­ше­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и услов­но­го накло­не­ния гла­го­лов обра­зу­ет суф­фикс -л-, кото­рый при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве неопре­де­лен­ной фор­мы:

  • напи­са ть — напи­са л пись­мо, напи­са л бы кар­ти­ну;
  • узна ть — узна л новость; узна л бы поточ­нее.

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ный суф­фикс, обо­зна­чен­ный бук­вой -я- перед фор­мо­об­ра­зу­ю­щим суф­фик­сом -л-, запом­ним спи­сок гла­го­лов:

  • веять, зате­ять, каять­ся, лаять, леле­ять, маять­ся;
  • наде­ять­ся, отча­ять­ся, реять, сеять, таять, хаять, чуять.

Нулевой суффикс

Суффикс -л- может быть мате­ри­аль­но не выра­жен­ным бук­ва­ми или зву­ка­ми. Наличие нуле­во­го суф­фик­са в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода мож­но опре­де­лить, если срав­нить с дру­ги­ми фор­ма­ми про­шед­ше­го вре­ме­ни, в кото­рых он про­яв­ля­ет себя.

  • полз­ти — он полз , гусе­ни­ца полз л а, насе­ко­мое полз л о;
  • высох­нуть — ствол высох , лужа высох л а, поле высох л о.

Формообразующие морфемы повелительного наклонения

С помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са -и- или нуле­во­го суф­фик­са обра­зу­ют­ся фор­мы един­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов. Постфикс -те участ­ву­ет в грам­ма­ти­че­ском оформ­ле­нии гла­го­лов мно­же­ствен­но­го чис­ла:

  • нести — нес и , нес и те ;
  • тащить — тащ и , тащ и те ;
  • навью­чить — навьючь , навьючь те ;
  • резать — режь , режь те .

Постфикс -ся (-сь)

С помо­щью пост­фик­са -ся(-сь) обра­зу­ют­ся воз­врат­ные гла­го­лы:

  • купать — купать ся ;
  • нести — нести сь .

Морфема -ся пишет­ся после соглас­ных, а -сь после глас­ных осно­вы.

Таблица

Суффикс Условия Примеры
-ова- (-ева-) В неопре­де­лен­ной фор­ме и в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни, если гла­гол в 1-м лице ед. чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни окан­чи­ва­ет­ся на -ую, -юю. ноч ева ть (ноч ую )
бесед ова ть (бесед ую )
гор ева ть (гор юю )
-ыва- (-ива-) В неопре­де­лен­ной фор­ме и в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни, если гла­гол в 1-м лице ед. чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни окан­чи­ва­ет­ся на -ываю, -иваю. рас­сказ ыва ть (рас­сказ ываю )
учит ыва ть (учит ываю )
наста ива ть (наста иваю )
В осно­ве гла­го­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни перед суф­фик­сом -л пишет­ся та же глас­ная, что и перед -ть в неопре­де­лен­ной фор­ме. нач а л (нач а ть)
пон я л (пон я ть)
кле и л (кле и ть)
ве я л (ве я ть)
вид е л (вид е ть)

Правописание суффиксов глаголов

Видеоурок

Глагольные суффиксы и окончания

Спаянность глагольных суффиксов с окончаниями

На продуктивных способах словообразования основана стройная система живых морфологических классов современного глагола (ср.: темнеть, -ею, -еешь; темнить, -ю, -ишь и т. п.). Эти продуктивные классы вбирают в себя значительную часть непроизводных глаголов. К продуктивным классам отно сятся глаголы, имеющие в своих формах такое соотношение основ, которое свойственно производным глаголам, образуемым посредством продуктивных суффиксов. Различия классов глагола связаны с различиями не только словообразовательных суффиксов, но и систем спряжения.

В современном русском языке морфологический механизм спряжения, парадигмы, система окончаний, выражающих значения лица, числа, времени и наклонения, спаяны со словообразовательными суффиксами. В спряжении каждого глагола различаются две взаимодействующие системы форм и связанных с ними основ: система инфинитива — прошедшего времени: писать — писал и система настоящего времени (настоящего времени — повелительного наклонения): пишу — пиши. Наружным ключом к морфологии спряжения являются формы инфинитива и формы настоящего-будущего времени. Акад. Я. К. Грот доказал, что в формообразовании глагола важную роль играют формы 3-го лица множественного числа настоящего времени, так как их окончания и ударение в связи с особенностями инфинитива определяют строй других форм настоящего времени и повелительного наклонения (например: го реть — горят; горю, горишь и т. п., повелительное наклонение — гори, хоронить — хоронят; хороню — хоронишь и т.п., повелительное — хорони-те и т. п.). Окончания спрягаемых форм глагола, спаиваясь с суффиксами (ср.: крив-и-ть, кривл-ю, крив-и-шь и т. п.), становятся формальными приметами разных типов спряжений и в то же время разных словообразовательных классов глагола.

В спряжении глагола формы словоизменения еще глубже и органичнее вклиниваются в формы словообразования, чем в склонении имен существительных. Например, в классе глаголов с инфинитивом на -ить (при -ят в 3-м л. мн. ч. наст. вр.; ср. белить — белят) окончания настоящего времени частично сливаются с суффиксом -и- (бел-ю, -ят, но бел-и-шь, -и-т, -и и т. п.). Этот класс глаголов на -ить по преимуществу отыменный (однако ср.: хранить, валить, гасить и т. п.). Производные от имен прилагательных глаголы этого класса имеют переходное значение. Они соотносительны с непереходными глаголами другого класса на -еть (3 -е л. мн. ч. -еют: белеть — белеют; светлеть — светлеют; темнеть — темнеют и т. п.). И в этом классе суффикс -е-(-еть) тоже вовлекается в систему словоизменения, определяя строй форм настоящего времени ( -ею, -еешь, -еют и т. п.). Функции суффикса -е- станут яснее при сопоставлении глаголов класса белеть с глаголами типа вертеть (верчу, вертишь, вертят и т. п.), храпеть, хрипеть, шелестеть и т. п.

Спаянность всех морфологических элементов, «фузионность» морфем в структуре глагольного слова особенно ярко выступают, если привлечь к сравнению еще глаголы типа рдеть (рдею, рдеют), сметь, млеть и т. п. В них как примета класса выступает не суффикс -е-, а соответствующий конечный гласный основы (сме-ю, тле-ю, -еешь, -еют и т. п.). Таким образом, суффикс -е- и гласный корневой морфемы выполняют одну и ту же формообразующую функцию. Эти явления характеризуют, с одной стороны, спаянность всех морфологических элементов, примыкающих к глагольной основе «сзади», а с другой стороны, неразрывную слитность с ними самой основы. Эти черты типичны для синтетического строя. Морфологические различия в формах времени ив формах лица и числа настоящего и будущего времени органически связаны с различиями словообразовательных классов и групп глаголов (ср. глаголы на -овать, -ую, -уешь и т. п.).

Вместе с тем даже в пределах одного и того же глагольного класса структурные соотношения элементов неоднородны. Они видоизменяются и в разных группах слов, так как и здесь происходит то же вклинивание одних морфем в другие, та же спайка их. Вместе с тем сами морфемы (так же как и фонемы) могут представлять собою сложные и изменчивые единства, включающие в себя основной тип и варианты.

На противопоставлении морфем (-а-, -е-, -и-) основано различие трех классов глаголов (сапожничать, -ают; белеть, -еют; белить, -ят). Но каждый из этих классов не представляет собою однообразного и неизменного, неподвижного морфологического типа. Живой морфологический класс — это поле действия грамматической энергии, сила которой ослабевает по направлению от центра класса к его периферии. В границах одного и того же класса на -ать, -ают наблюдаются разнообразные колебания этого общего морфологического типа. Так, в многочисленных глаголах типа выигрывать суффикс -ыва-, -ива- (на фоне сложных соотношений: 1) выигрывать, выталкивать, разгуливать, укладывать и т. п.; 2) игра — игр-а-ть — проигр-а-ть, проигр-ыва-ть; выигр-ыш — выигр-ыва-ть — выигр-а-ть и т. п.) понимается как примета формы несовершенного вида и в то же время как показатель класса глаголов первого спряжения на -ать, -ают. Но то же самое значение показателя глагольного класса принадлежит одной морфеме -а-, представляющей собою отдельный словообразовательный суффикс (например, в глаголах ах-а-ть, обед-а-ть, ужин-а-ть и т. п.). В той же грамматической роли выступает конечное -а- у ставших непродуктивными и непроизводными основ таких глаголов, как гуля-ть (ср.: гульба, гульбище), куса-ть (ср. кус-ну-ть, укуси-ть) и т. п. Наконец, ту же функцию выполняет в глаголе знать фонема -а-, представляющая собою неотделимую часть «корня».

Морфологическое строение всех этих групп очень различно, различна и продуктивность их (ср. ряды слов: затоплять — орошать; дорожать — крепчать; ахать —охать; обедать — работать — делать — завтракать; гулять — желать — знать). Глаголы вроде знать располагаются на периферии данного глагольного класса. Они представляют собой осколки старых типов. Продуктивность же этого класса в целом, а следовательно, и система первого спряжения (-аю, -аешь и т. п.) поддерживается продуктивными типами формообразования и словообразования (ср. формы на -ывать, -ивать, глаголы на -ничать и т. п.).

В строе глагола все способы образования форм и слов внутренне связаны и соотнесены.

Флексия распространяется и живет силою форманты. Флексия прирастает к суффиксу, как паразит. Оторванная от источника питания, она хиреет и может совсем умереть. Вот почему пришлось в первую очередь выделить типы суффиксального словообразования: в них схематически раскрываются и отдельные стороны системы спряжения.

Система глагола в целом основана на сложном взаимодействии разных приемов формообразования и словообразования. Например, глаголы на -ить, производные от прилагательных, переходны. Но производные от имен существительных глаголы этого класса далеко не всегда имеют переходное значение, например: рыбачить, портняжить, халтурить, парусить и т. п. Одного суффикса оказывается недостаточно, чтобы придать всем отыменным глаголам на -ить значение переходности. Является подкрепление в виде приставок (например: заземлить, приземлить, напортняжить, нахалтурить, вульгжарг. угробить и т. п.). Эта структурная сочлененность всех морфологических элементов в строе глагола никогда не должна выходить из поля зрения исследователя.

Способы внутриглагольного суффиксального формообразования и словообразования

Кроме способов производства глаголов от имен и междометий современная глагольная система располагает несколькими типами внутриглагольного — суффиксального и префиксального — словообразования и формообразования. Сюда прежде всего относятся два продуктивных способа образования форм и слов посредством суффиксов -ива-, -ыва- и -ну-.

Живой суффикс несовершенного вида -ыва-, -ива- вторичен по сравнению с другими суффиксами несовершенного вида -а- (-я-), -ва- (бросать, давать, девать и т. п.). Непродуктивный суффикс -ва- присоединяется для образования форм несовершенного вида к глаголам 1 -го спряжения с инфинитивной основой на а-, е-, и-, ы-, у-, я-, ея- согревать, выдувать, застывать, вставать, вылавливать, навевать и т. п., а также к разговорному застрять (ср. прост. встрять).

Суффиксы -а-, -я- выражают значение несовершенного вида чаще всего соотносительно с суффиксом -и-. Соотношение -я(-а)и в современных новообразованиях возможно лишь у префиксированных отыменных глаголов: заземлить — заземлять; приземлить — приземлять; оформить — оформлять; разграфить — разграфлять и т. п.

Суффикс -ыва-, -ива-, обозначающий длительность или длительную повторность действия, в настоящее время является основным средством производства форм несовершенного вида от приставочных глаголов: выиграть — выигрывать; приготовить — приготавливать; переварить — переваривать; растопить — растапливать; задержать — задерживать; прожевать — прожевывать ; разбросать — разбрасывать и т. п. Таким образом, сам по себе суффикс -ыва-, -ива- в современном языке является суффиксом формообразующим. Однако совместно с префиксацией он образует самостоятельные глаголы (например, полеживать, постукивать, приплясывать, подпрыгивать и т. п.).

Кроме -ыва-, -ива- продуктивен еще глагольный суффикс -ну-, -ну- с его вариантом -ану-. Суффикс -ну-, -ну- присоединяется к таким глагольным основам, которые обозначают конкретное длительное действие, состоящее из множества отдельных актов, действие, мыслимое как цепь моментов и разложимое на составные акты. Суффикс -ну- ограничивает такое действие пределами одного акта, одного момента, мига, т. е. придает глаголу значение недлительности, мгновенности, одноактности, моментальности. Например: толкать — толкнуть; шевелить — шевельнуть; рисковать — рискнуть; ма зать — мазнуть; колоть — кольнуть; зевать зевнуть, клевать — скрипеть — скрипнуть; стучать — стукнуть и т. п. Ср. у М. Шолохова в «Поднятой целине»: «Всадник жадно хватнул ноздрями морозный воздух».

Ср. просторечно-вульгарные новообразования: спекульнуть, телеграф нуть, агитнуть, мобилизнуть, стабилизнуть (-ся), кредитнуться и т. п. Ср. отмеждометные глаголы: «Киргиз айдакнул, хлестнул тройку своих диких степных коньков» (М. Пришвин, «Соленое озеро»); «Потом, гармонь потуже подтянув к плечу, айдакнет Егор Иванович к Митьке в гости» (Л.. Леонов, «Барсуки») ит. п.

В сочетаниях с разными основами суффикс -ну- получает разнообразные смысловые нюансы.

В русском языке есть непродуктивный омоним этого суффикса моментальности — суффикс -ну- (всегда без ударения), обозначающий постепенное усиление какого-нибудь состояния: киснуть, сохнуть, слепнуть, тухнуть, хрипнуть, чахнуть, мерзнуть, липнуть и т. п. (всего, по подсчету проф. A. Mazon, сочетается с этим суффиксом около 60 глагольных основ).

В этой непродуктивной группе глаголов форма прошедшего времени (чах, мерз, сох, кис, мок, хрип и т. п.) обычно не имеет суффикса -ну-, особенно от основ с приставками: поблек, обрюзг, погиб, забух, повис, оглох, погряз, продрог и т. п.

Часть глаголов с непродуктивным суффиксом -ну- вообще сохранилась лишь в сложении с приставками (например: привыкнуть, погрязнуть, исчезнуть, замолкнуть, иссякнуть, заскорузнуть, достигнуть и др.). Другие малоупотребительны, так как не выдерживают конкуренции с отыменными глаголами на -еть (с тем же корнем в основе, например: слабнуть и слабеть; жолкнуть и желтеть и некоторые другие). Разрушительно действовала на употребление этого суффикса -ну- и омонимия с суффиксом моментальности -ну-, -ну-. Кроме того, глаголы несовершенного вида с суффиксом -ну- вытеснялись глагольными синонимами, образованными от того же корня с приставками: липнуть — прилипать; вязнуть — увязать; вянуть — увядать; дохнуть — издыхать; сохнуть — засыхать и т. д. Грамматическое противопоставление образований с суффиксами-омонимами -ну- иллюстрируется значениями таких слов, как пахнуть и пахнуть (ср.: дрогнуть — дрогнул и дрогнуть — дрог).

Экспрессивный суффикс -ону-, -any-, проникший в литературный язык из народных говоров, обозначает ослабленность мгновенного действия или, чаще, резкость, грубость, напряженность такого действия: толкануть, садануть, резануть, пугануть и т. п. Например: а) со значением ослабленности действия: «Паром толканешь, он уже и на другой стороне» (Короленко, «Убивец»); б) со значением резкости, силы действия: «[Андрейка] успел до прихода милиции стрекануть» (Сейфуллина, «Два друга»); «Озноб захватил его — трепанул» (Яковлев, «Терновый венец»).

Г. Павский думал, что экспрессивный суффикс -ану-, -ону- возник путем морфологического переразложения от таких образований, как рва-ну-ть (от рва-ть), кашля-ну-ть и других подобных. Отсюда -ану- распространилось и на другие случаи: стук-ану-тъ, прыг-ану-ть и т. п. Но в опровержение этой теории указывалось, что суффикс -ану- в севернорусских окающих говорах произносится как -ону-. Ту же звуковую форму он имеет и в украинском языке. Поэтому казалось, что при объяснении форм типа хлестануть, садануть, стегануть и т. п. надо исходить из суффикса -ону-. Акад. А. А. Шахматов предполагал, что глагольный суффикс -ону(ть) восходит к древнему -ън жти , а проф. Г. А. Ильинский находил в нем отголоски суффикса -онити, изменившегося в -онути под влиянием глаголов на гнути , ср. области, велико-русск. горонитъ — горчить; пудожск. рячконет — загремит, ляпонет — ударит и т. п.

Но проф. А. И. Стендер-Петерсен в специальной работе об этом глагольном новообразовании в русском языке доказывает, что украинские и севернорусские формы на -онути вторичного происхождения и что толчок к их распространению был дан южновеликорусскими образованиями типа плескануть, брызгануть, рвануть и т. п., которые были восприняты как «акающие», т. е. подверглись ложной этимологизации. Подстановке -онуть на место -ануть в севернорусском наречии (шорконуть, ляпонуть, рячконуть — гром рячконул; торконуть и т. п.) могло содействовать и сближение этих образований с глагольными формами типа глонуть (из глот-нуть), холонуть (из холод-нуть) с другими подобными.

Что же касается южновеликорусских форм со значением одновременности на -ануть (стегануть, трепануть и т. д.), глубоко проникших около середины XIX в. в русский литературный язык, то Стендер-Петерсен объясняет их так же, как и Г. Павский (на которого он не ссылается), аналогией с формой рвануть к рвать. Ведь закономерное образование рвнуть было фонетически невозможно, ровнуть же (ср. дохнуть) обособленное от рвать — рву, не могло укорениться в силу омонимической близости к ровный — ровнять. Поэтому А. И. Стендер-Петерсон готов форме ръванжти приписать чуть ли не общеславянскую древность.

А. И. Стендер-Петерсену казалось вероятным, что по тем же основаниям, что и рвануть, могли возникнуть жранутъ, лгануть и другие подобные формы. Сюда же примыкают и формы типа кашлянуть (из кашльнуть — под влиянием кашлять) и игрануть (из игрнуть — под влиянием играть). Действительно, большая часть форм с суффиксом -ану(ть) образуется от глаголов на -ать: брызгануть (брызгать), дергануть (дергать), ерзануть (ерзать), махануть (махать), резануть (резать), стегануть (стегать), страдануть (страдать), толкануть (толкать), черкануть (черкать), чесануть (чесать), шагануть (шагать), щелкануть (щелкать) и др.

После того как этот тип образований укрепился, могли возникать однократные формы на -ануть и от глаголов других классов и групп (грести — гребануть; трясти — тряхануть; давить — давануть; долбить — долбануть; рубить — рубануть; садить — садануть и т. п.).

Можно заметить, что гипотеза А. И. Стендер-Петерсена слишком легко расправляется с украинскими и севернорусскими образованиями на -онуть; между тем географические границы распространения этих форм недостаточно выяснены и объяснение их южновеликорусским влиянием является очень спорным.

Статья на тему Глагольные суффиксы и окончания

Источник

Читайте также:  Окончание в глаголе видеть еть