Меню

Прилагательное глагол сходство и отличие



Прилагательное глагол сходство и отличие

Библиографическая ссылка на статью:
Богданова Ю.З. Лингвистические концепции сходства и отличия имени прилагательного и глагола // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/68484 (дата обращения: 13.09.2020).

В лингвистической концепции А.А.Потебни прилагательное и глагол рассматриваются как признаковые части речи, различающиеся между собой только тем, что глагол обозначает признак во времени его возникновения от действующего лица, а прилагательное – как признак, данный в вещи. “Сравнивая, с одной стороны, выражения,- пишет А.А.Потебня,- как “зелёная трава”, не составляющие предложения, а с другой предложения, как “трава зеленеет”, не найдём в них никакого различия по содержанию” [1, с.91].

А.М.Пешковский, отмечая семантическое сходство указанных частей речи, считал, что они могут объединиться друг с другом и вместе противостоять существительному, так как “существительное обозначает предмет, а прилагательное и глагол то, что мы приписываем предметам… . А предметам мы приписываем, конечно, их признаки. Это и есть самое общее значение обеих этих частей речи” [2, с.75].

Представители так называемого “логического” направления в русском языкознании (И.Орнатовский, Л.Г.Якобсон, Н.И.Греч, Ф.М.Буслаев), в трудах которых нашли отражение идеи всеобщей, или философской грамматики, рассматривая прилагательное в качестве самостоятельной части речи, противопоставляли его существительному и, соответственно, сближали с глаголом на основании того, что оно, кроме выполнения атрибутивной фукции, может быть и сказуемым. Сходство глагола и прилагательного отмечалось также и А.А.Шахматовым.

В современном языкознании есть тенденция изучать прилагательное внутри глагольного класса и рассматривать его как самостоятельную часть речи, родственную глаголу, а не существительному. Согласно Е.М.Вольф, качественные прилагательные являются “классическими предикатами”, так как не включают никаких других сем кроме предикативных [3, с.9].

Представитель американской лингвистики Л.Бэбби, используя понятие глубинной структуры и методы порождающей грамматики Н.Хомского, пришёл к выводу, что в глубинной структуре краткая форма прилагательного в русском языке – это глагол с признаком плюс адъективность. На основании этого исследователь утверждает, что прилагательное и глагол являются представителями одной лексической категории и различаются единственным признаком – адъективностью [4, с.158].

Как самостоятельная часть речи, родственная глаголу, рассматривается прилагательное в диссертации Н.В.Челюбеевой [5]. Включению прилагательных в “предикативный” класс способствует, по её мнению, семантическая, функциональная и грамматическая близость с самым ярким предикатом – глаголом. И прилагательное, и глагол противопоставляются существительному как признаковые части речи.

Однако объединению прилагательных в один класс с глаголами препятствует семантическое различие этих частей речи. Прилагательное выражает понятия о качественных признаках, способных изменяться по шкале интенсивности как вверх, так и вниз от нулевой точки отсчёта. Специфическим средством выражения качественности прилагательных являются степени сравнения (компаратива), которые могут быть синтетическими и аналитическими. Иными словами, форма положительной (нулевой) степени прилагательных имплицитно выражает наличие у него степеней сравнения, обозначающих увеличение или уменьшение проявления признака.

В отличие от прилагательного глагол выражает понятие о процессуальных признаках, что отмечается во многих пособиях по грамматике, в том числе и в “Русской грамматике-80”, где глагол описывается следующим образом: “Значение процесса свойственно всем глаголам, независимо от их лексического значения. Глагол представляет собой процесс (процессуальный признак) и действия (бежать, грузить, рыть), и состояния (лежать, спать, страдать), и отношения (иметь, преобладать, принадлежать)” [6, с.582]. Особенность процессуального признака, выражаемого глаголом, в сравнении с качественным признаком, выражаемым прилагательным, заключается в том, что он имеет протяжённость во времени, то есть изменяется по шкале интенсивности не вертикально, а горизонтально, вдоль временной оси, как бы разворачиваясь на ней и обязательно ограничиваясь начальными и конечными фазами своего развития. Любой признак, следовательно, имеет три стадии: инициальную (начальную), медиальную (срединную) и финальную (конечную).

Специфическим средством выражения общекатегориальной семантики глагола в русском языке служат формы грамматической категории вида, подобно тому как специфическим средством выражения качественности прилагательного являются формы компаратива. Отсюда следует то, что объединению в один класс с глаголом препятствует также и различие грамматических форм этих частей речи. Таким образом, главное отличие глагола от прилагательного состоит в том, что качественный признак, выраженный последним, обладает способностью изменяться по шкале интенсивности как в сторону его увеличения, так и в сторону уменьшения, о чём свидетельствует наличие у прилагательного специфических форм степеней сравнения.

Источник

Сравнение изученных частей речи: имени существительного, имени прилагательного и глагола во 2-м классе

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по изученным частям речи.

  • проверить прочность усвоения темы «Части речи», умение употреблять их в речи;
  • расширить знания учащихся о лексическом значении имен существительных, имен прилагательных и глаголов;
  • обогатить словарных запас детей новыми словами, фразеологическими оборотами;
  • закрепить орфографические навыки правописания изученных правил.
  • развивать учебно-интеллектуальные умения учащихся (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы);
  • развивать умения различать части речи;
  • развитие коммуникативных способностей учащихся.
  • воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету;
  • воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, дружбы как нравственных начал человека;
  • формирование культуры учебного труда и взаимопонимания.
  • таблицы с частями речи;
  • оборудование «Спектра» (карточки Кларо для самостоятельной работы);
  • учебник Рамзаевой Т.Г. Русский язык 2 класс (1-4), Есениной «Как научить ребенка писать сочинения» 2 класс;
  • поощрительные фишки для оценивания работы учащихся;
  • разноцветные кружочки из цветной бумаги всех оттенков для оценивания эмоционального настроя учащихся по окончании урока (для создания «праздничного салюта»), магнитные стенды;
  • три парусника, изображающие 3 части речи;
  • 3 карточки со словами «затихла», «шумная», «волна; рисунок королевы Морфологии; карточки с одушевленными и неодушевленными существительными: «кит», «берег», «чайка», «брызги», «акула», «дно», «моряки», «парус»; 3 рисунка с осьминогами;
  • Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, выполненная в программе Power Point. (Приложение 1)
Читайте также:  Словосочетание с наречием очень и глаголом

1. Организационный момент. Настрой на готовность.

Всем ребятам дан звонок,
Он собрал нас на урок.
Встанем, подровняемся,
С трудностями справимся!

Ребята! Покажите ваши умные глазки, ровные спинки. У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости, давайте поздороваемся с ними.

Повернулись. Готовы ли мы к уроку? Урок русского языка – один из самых сложных в начальной школе.

Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

2. Вступительное слово учителя. Сообщение цели урока.

Скажите, ребята, для чего мы изучаем предмет русский язык? – Чтобы научиться грамотно говорить и писать, правильно оформлять нашу речь.

Из чего состоит наша речь? – Наша речь состоит из предложений.

Из чего состоят предложения? – Предложения состоят из слов.

Правильно. И у каждого слова своя работа. Одни слова называют предметы, другие – их признаки, третьи – их действия. Сотни тысяч слов в русском языке! А разобраться и управиться с такой армией слов помогает нам строгий командир – королева Морфология. Но что это? Что за шум? Что случилось?

(На экране через мультимедийный проектор демонстрируется презентация. При отсутствии технического оборудования учитель может использовать старших учеников или картинки). Появляются сказочные герои-человечки (в виде знаков препинания) с сообщением:

Беда! Беда! В королевстве Морфологии ЧП – чрезвычайное происшествие! Все части речи поссорились между собой. Имена существительные, имена прилагательные и глаголы заспорили, кто из них – самая важная часть речи! Расселились на разные острова и не желают друг друга знать! Воспользовавшись их ссорой, на части речи напали ошибки. Теперь все сказки, рассказы и стихотворения написаны в Частиреченском королевстве безграмотно. Мы разошлись по всем школам Москвы и ищем смелых, отважных и грамотных детей, а главное, очень дружных, которые согласятся спасти и помирить части речи.

Учитель: — Ребята! Я думаю, мы с вами уже многое знаем и умеем. Давайте отправимся в путешествие по океану русского языка в Частиреченское королевство и поможем его жителям! – Да!

Итак, внесем запись в наш бортовой журнал, когда же мы отправились в путешествие. (на доске заранее:)

  • 1 марта.
  • Классная работа.
  • Части речи (обобщение).

Каждая часть речи по своему красива и неповторима. Давайте отправимся в путь по красивым волнам. (учитель раскрывает часть доски, разлинованную под рабочую строку и междустрочное пространство, где заранее прописан узор):

Ребята! Приглядитесь, на что похожи наши волны? – На имя сущ., имя прил., глагол.

Уже в строках чистописания мы попробуем их сдружить. Эти части речи встанут вместе и понесут нас к намеченной цели. Скопируйте эти красивые волны, а затем сделайте пробел и повторно создайте такой же узор на одной строке.

(Далее дети старательно пишут, а учитель ходит по рядам, поправляя положение тетрадей, следя за осанкой детей).

4. Подготовка к путешествию. Лексико-орфографическая работа.

Итак, в путь! Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются не только провизией, т.е. продуктами. Нам также понадобятся: (на доске заранее записано)

Словарь: попутный. верный. дружный …, грамотные ….

Перед вами, ребята, запись с пропущенными словарными словами. Догадайтесь, какие это слова. (ветер, товарищ, класс, ученики)

Учащиеся, которые догадались, какие слова нужно вставить, выходят к доске и вписывают изученные словарные слова. (Возможна проверка этих слов на мультимедийном проекторе). За верно выполненную работу каждый ученик получает поощрительную фишку, количество которых поможет оценить учителю работу каждого ученика на уроке.

Теперь давайте хором по слогам проговорим эти слова и пропишем их в наши тетради, проставляя ударения и подчеркивая опасные места.

5. Проверка домашнего задания.

Читайте также:  А почему зеленеет это глагол

Мы отправляемся в путь. Вы знаете, что каждый мореплаватель заранее очень серьезно готовится к путешествию. Вот я сейчас и проверю, как вы дома подготовились к нему. Что вам было задано на дом? – Повторить все правила о частях речи.

Какие части речи вы уже знаете? – Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

На самом деле, их гораздо больше, но мы пока знаем только 3 части речи. Что такое имя существительное? – Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? или что?

Назови 3 примера. — …

Что такое имя прилагательное? — …

Назови 3 примера. — …

Что такое глагол? — …

Назови 3 примера. — …

б) распределение информации о частях речи в сводной таблице;

Вот сейчас я подумала, хорошо бы в пути нам сопутствовала солнечная безветренная погода. Но, к сожалению, погода на море очень изменчива. Вот и сейчас, подул ветер, и хочет нам помешать. Мы не должны этого допустить. Восстановите данные в таблице.

(Далее работа может проходить в 2 вариантах: 1) учащиеся работают, используя мультимедийный проектор. Дети выходят к компьютеру и мышкой перетаскивают данные о частях речи из одной колонки в другую; 2) или же на доске меняют карточки местами).

Имя существительное Имя прилагательное Глагол
Часть речи. Часть речи. Часть речи.
предмет. признак. действие.
Кто? Что? Какой?

Какие? Что делает?

Что будет делать?

в) распределение слов разных частей речи на соответствующие парусники, символизирующие имя сущ., имя прил., глагол.

Ребята, чтобы впредь нам не грозил шторм и шквальный ветер, определите место данных слов и постройте предложение.

(Учащиеся выходят к доске и прикрепляют на парусники таблички со словами «Затихла», «шумная», «волна».)

Давайте запишем получившееся предложение в тетради и разберем его по членам предложения.

Затихла шумная волна.

Моряки устали грести. Давайте разомнемся. Учащиеся 1 ряда, вы будете вставать, когда услышите имена существительные. Учащиеся 2 ряда, вы вставайте, когда услышите прилагательные. А ребята с 3 ряда будут вставать, если услышат глаголы.

(Далее учитель называет сначала слова, затем словосочетания и предложения. Дети встают рядами и доказывают, почему они встали: море, корабль, плывет, синее, огромный кит, белая акула, чайка кричит, морское дно, ребята учатся).

7. Остров Имени существительного.

Упражнения в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Итак, мы в океане русского языка и приближаемся к Частиреченскому королевству. Вот уже показался остров Имени существительного. Что вы знаете об этой части речи? – Имя существительное – это…

У этого острова живут 2 добродушных веселых дельфина. Одного из них зовут «Кто?», а другого «Что?» Эти дельфины очень любознательные. Они хотят знать как можно больше имен существительных. Поможем им? Распределите имена существительные в 2 столбика.

(Далее возможны 2 варианта: 1) на проекторе слова расположены в 1 строку, а дети мышкой распределяют их в нужный столбик, затем полученные столбики записывают в тетрадь; 2) или слова напечатаны на табличках и размещены на магнитной доске в хаотичном порядке).

Ребята! Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? и называют людей и животных? – Одушевленные.

Как называются все остальные предметы, которые отвечают на вопрос что? – Неодушевленные.

Итак, ребята, какую интересную часть речи мы встретили на этом острове? – Имя существительное.

Давайте попросим одного из самых активных его жителей проехать с нами, чтобы собрать все части речи вместе и на совете мудрейших попытаться примирить их.

8. На острове Имени прилагательного.

Упражнение в правильном употреблении имен прилагательных.

Наше плавание продолжается. На нашем пути следующий остров — Имя прилагательное. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые осьминоги. Освободить их нам помогут только ваши знания.

Что вы знаете об имени прилагательном? – Имя прилагательное – это …

Выберите нужные имена прилагательные и восстановите предложения.

(На проекторе отображаются слова для справок: голодная, отважные, лесные, полосатый, печальные, подземные).

Предложения записаны заранее на доске с пропусками. На месте пропусков – осьминоги.

Плывут … моряки. Рыщет в море … акула. Кричат над волнами … чайки.

Самостоятельно спишите текст, вставьте пропущенные прилагательные.

А теперь давайте проверим вашу работу.

Подчеркните имена прилагательные. Как мы это сделаем? – Волнистой линией.

Итак, нам вновь пора отплывать. Давайте вновь возьмем самого активного жителя острова и отправимся далее.

9. На острове Глагола. Работа с текстом.

Смотрите, ребята! Вот еще один остров! Но что это? Там все в движении!

(На проекторе отображается остров, где все ходуном).

Дети встают и изображают действия, названные учителем. Там кто-то летит, плывет, прыгает, бегает, приседает, кланяется, тянется вверх и осторожно садится.

Догадайтесь, ребята, к какому острову мы приплыли?-
Это остров Глагола. – Как же мы туда попадем, вокруг острова рифы.

(На проекторе сказочные человечки-знаки препинания подскажут нам, что рифы уйдут на дно, если мы расскажем все, что знаем о глаголе).

Что такое глагол? — …

Перед вами текст. Давайте прочитаем его.

(У каждого ребенка индивидуальный текст на карточках Кларо).

Ребята спешат на помощь частям речи. Им улыбается ласковое солнышко. Добрые дельфины провожают корабль отважных путешественников. Хорошее дело обязательно получится!

А теперь самостоятельно найдите и подчеркните в тексте глаголы. Как мы это сделаем? – Двумя чертами.

Зачитайте ваши ответы. А теперь переверните карточки.

Кто справился с заданием без ошибок, встаньте! Молодцы!

У кого 1-2 ошибки? Старайтесь!

Ну, что ж. Справились и с этим заданием. С нами в путь отправляется житель с острова Глаголов. Теперь, когда мы все собрались вместе, давайте разберемся, почему вы поссорились?

10. Сравнение всех частей речи.

Вывод об их индивидуальной значимости для русского языка.

Первый ученик – имя сущ. рассказывает наизусть:

Имя существительное
Очень удивительное,
На вопросы: кто? и что?
Отвечать оно должно.

Я считаю, что мы – имена существительные – самые важные части речи. Мы называем все, что нас окружает. У нас даже есть антонимы. А вы знаете, что такое антонимы?

Учащиеся: Это слова, противоположные по смыслу.

(Далее на проекторе высвечиваются существительные, а ребята подбирают им пару – антоним):

А еще у нас есть синонимы. Кто из вас знает, что такое синонимы?

Учащиеся: Это слова, близкие по смыслу.

  • Смелость — … (храбрость)
  • Боязливость — … (трусость)

Ученик – имя сущ.:

И попробуйте, ребята, без нас, существительных, обойтись. Прочитайте текст на ваших карточках без нас.

Далее дети коллективно делают вывод, что имена существительные нам очень нужны. Это важная часть речи.

Второй ученик – имя прилагательное, рассказывает наизусть:

Определяю я предметы
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
Имя прилагательное знает весь свет,
Раскрасит как художник разный предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?

Ребята! И у нас есть антонимы, помогите их подобрать:

  • Хороший — …(плохой)
  • Высокий — …(низкий)
  • Далекий — …(близкий)

И синонимы у нас есть:

А теперь попробуйте ваш текст прочитать без нас, прилагательных.

Что изменилось?- Речь стала беднее, менее яркой и выразительной.

Далее учащиеся коллективно делают вывод, что в речи нам очень нужны прилагательные. Это важная часть речи.

Третий ученик – глагол:

Мы, глаголы, очень важная часть речи.
Без нас бы остальные ничего не смогли сделать.
Ни сесть, ни встать, ни выучить уроки, ни поесть, ни попить.
Что делать, что делать
Учащимся школ?
На эти вопросы ответит глагол.
Интересная часть речи в русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам глагол!

И у нас тоже есть антонимы:

И синонимы есть!

И без нас непонятен текст.

(Учащиеся вновь читают текст, но уже без глаголов).

Коллективное выполнение упражнений по подбору антонимов и синонимов для всех частей речи учащиеся выполняют по Есениной.

Вывод учащихся: важны все части речи. Плохо им друг без друга. Надо мириться.

(На проекторе появляется королева Морфология и благодарит учеников за помощь и желает им на обратном пути попутного ветра).

11. Домашнее задание.

Ребята, а что значит, пожелать попутного ветра? Найдем этот фразеологический оборот в учебнике Есениной на стр.47 и впишем его значение. – Пожелать удачи!

Дома я попрошу вас поработать с новыми фразеологическими оборотами на стр.47 по учебнику Есениной и записать в рабочую тетрадь 3 столбика по 5 слов в каждую часть речи на тему «Дружба».

12. Подведение итогов урока.

Дорога домой идет через узкий пролив. Огромные скалы, как океанические ворота, задают нам вопросы, ответив на которые, мы попадем домой.

Какие части речи вы знаете?

Что вы о них знаете?

Какая часть речи самая важная? – Все!

Сегодня на уроке вы все старались. Подойдите ко мне на переменке со своими фишками, которые вы заработали во время путешествия. Самые активные получат оценки. На следующем уроке нас ждет маленькая, но тоже очень необходимая новая часть речи. Всем большое спасибо! Урок окончен.

По окончании урока дети подходят к разноцветным кружочкам и выстраивают «Праздничный салют» — своеобразную шкалу настроения детей на уроке.

Источник

Прилагательное глагол сходство и отличие



Прилагательное глагол сходство и отличие

Библиографическая ссылка на статью:
Богданова Ю.З. Лингвистические концепции сходства и отличия имени прилагательного и глагола // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/68484 (дата обращения: 13.09.2020).

В лингвистической концепции А.А.Потебни прилагательное и глагол рассматриваются как признаковые части речи, различающиеся между собой только тем, что глагол обозначает признак во времени его возникновения от действующего лица, а прилагательное – как признак, данный в вещи. “Сравнивая, с одной стороны, выражения,- пишет А.А.Потебня,- как “зелёная трава”, не составляющие предложения, а с другой предложения, как “трава зеленеет”, не найдём в них никакого различия по содержанию” [1, с.91].

А.М.Пешковский, отмечая семантическое сходство указанных частей речи, считал, что они могут объединиться друг с другом и вместе противостоять существительному, так как “существительное обозначает предмет, а прилагательное и глагол то, что мы приписываем предметам… . А предметам мы приписываем, конечно, их признаки. Это и есть самое общее значение обеих этих частей речи” [2, с.75].

Представители так называемого “логического” направления в русском языкознании (И.Орнатовский, Л.Г.Якобсон, Н.И.Греч, Ф.М.Буслаев), в трудах которых нашли отражение идеи всеобщей, или философской грамматики, рассматривая прилагательное в качестве самостоятельной части речи, противопоставляли его существительному и, соответственно, сближали с глаголом на основании того, что оно, кроме выполнения атрибутивной фукции, может быть и сказуемым. Сходство глагола и прилагательного отмечалось также и А.А.Шахматовым.

В современном языкознании есть тенденция изучать прилагательное внутри глагольного класса и рассматривать его как самостоятельную часть речи, родственную глаголу, а не существительному. Согласно Е.М.Вольф, качественные прилагательные являются “классическими предикатами”, так как не включают никаких других сем кроме предикативных [3, с.9].

Представитель американской лингвистики Л.Бэбби, используя понятие глубинной структуры и методы порождающей грамматики Н.Хомского, пришёл к выводу, что в глубинной структуре краткая форма прилагательного в русском языке – это глагол с признаком плюс адъективность. На основании этого исследователь утверждает, что прилагательное и глагол являются представителями одной лексической категории и различаются единственным признаком – адъективностью [4, с.158].

Как самостоятельная часть речи, родственная глаголу, рассматривается прилагательное в диссертации Н.В.Челюбеевой [5]. Включению прилагательных в “предикативный” класс способствует, по её мнению, семантическая, функциональная и грамматическая близость с самым ярким предикатом – глаголом. И прилагательное, и глагол противопоставляются существительному как признаковые части речи.

Однако объединению прилагательных в один класс с глаголами препятствует семантическое различие этих частей речи. Прилагательное выражает понятия о качественных признаках, способных изменяться по шкале интенсивности как вверх, так и вниз от нулевой точки отсчёта. Специфическим средством выражения качественности прилагательных являются степени сравнения (компаратива), которые могут быть синтетическими и аналитическими. Иными словами, форма положительной (нулевой) степени прилагательных имплицитно выражает наличие у него степеней сравнения, обозначающих увеличение или уменьшение проявления признака.

В отличие от прилагательного глагол выражает понятие о процессуальных признаках, что отмечается во многих пособиях по грамматике, в том числе и в “Русской грамматике-80”, где глагол описывается следующим образом: “Значение процесса свойственно всем глаголам, независимо от их лексического значения. Глагол представляет собой процесс (процессуальный признак) и действия (бежать, грузить, рыть), и состояния (лежать, спать, страдать), и отношения (иметь, преобладать, принадлежать)” [6, с.582]. Особенность процессуального признака, выражаемого глаголом, в сравнении с качественным признаком, выражаемым прилагательным, заключается в том, что он имеет протяжённость во времени, то есть изменяется по шкале интенсивности не вертикально, а горизонтально, вдоль временной оси, как бы разворачиваясь на ней и обязательно ограничиваясь начальными и конечными фазами своего развития. Любой признак, следовательно, имеет три стадии: инициальную (начальную), медиальную (срединную) и финальную (конечную).

Специфическим средством выражения общекатегориальной семантики глагола в русском языке служат формы грамматической категории вида, подобно тому как специфическим средством выражения качественности прилагательного являются формы компаратива. Отсюда следует то, что объединению в один класс с глаголом препятствует также и различие грамматических форм этих частей речи. Таким образом, главное отличие глагола от прилагательного состоит в том, что качественный признак, выраженный последним, обладает способностью изменяться по шкале интенсивности как в сторону его увеличения, так и в сторону уменьшения, о чём свидетельствует наличие у прилагательного специфических форм степеней сравнения.

Источник

сравнительня характеристика: сходство глагола и прилагательного и различие глагола и прилагательного срочно.

Прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? , Какая? а глагол это часть речи, которая обозначает действие предмета, и отвечает на вопрос что делать? Что сделать? это различия
Сходство это прилагательное и глагол образуют особую форму глагола — причастие, которая имеет признаки и глагола и прилагательного

Другие вопросы из категории

горько(соленом) маринаде, (не)грубое к…сание, щекоч…щий ветер, молнии блещ…т, пересе…ли рожь, (в)продолжени… зимы, (не)избира…мая никем, (не)навидя рабство, (не)появившийся на сцене актер, ж…сткий приказ, (западно)европейская ц…вилизация, ра…хаживать слев… от меня. 2

могут ещё обозначять придумайти заголовок который придал бы смысл шутки Учительница отд ёт петрову д машние соч иение и говорит петров мне пок залось что это почерк тв ое сестры возможно я п сал работу руч кой

Читайте также

неукоризненное сходство это то, что они девочки. Ещё одно из главных сходств заключается в общительности .P.S.Сочинение- сравнительная характеристика двух знакомых лиц (в данном случае двух девочек) .

помогите пппппплллллииииииззззз заранее спасибо

Чтобы было сходство и различие между ними

Задание 1 (базовый уровень).
Укажите верное утверждение.
а) Причастие обладает признаками глагола и прилагательного.
б) Причастие обозначает действие предмета.
в) Причастие — это особая форма глагола.
(1балл)
Задание 2 (базовый уровень).
В каком сочетании НЕ пишется слитно?
А. (Не)прекращающийся дождь
Б. (Не)покрытая снегом земля
В. Комната (не)освещена
Г. (Не)исследованная, а дикая тайга
(1балл)
Задание 3 (базовый уровень).
1. Определи ряд, в котором перечислены только действительные причастия:
а) приехавший, приезжающий, гонимый;
б) радовавшийся, задумавшийся, колотый;
в) рассмотренный, видимый, насмотревшийся;
г) думающий, занимавшийся, привлёкший;
д) закрытый, закрывающий, испугавший.
(1балла)
Задание 4 (повышенный уровень).
Укажите предложения, в которых причастные обороты нужно выделить запятыми.
а) По улице шли лесовозы заляпанные едкой грязью.
б) Машины везли налитые соком сосновые стволы.
в) Несколько всадников скакавших рядом вдруг свернули влево.
г) Поблескивающее звездами небо казалось еще выше.
(1балл)
Задание 5 (базовый уровень).
Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
а)
б)
в)
г)
бор. щийся за свободу
ю
ю
я
я
стел. щийся по земле
ю
я
я
ю
стро. щий дом
я
ю
я
ю
вид. щий зорко
я
я
ю
ю
(1балл)

Читайте также:  Замени выражения одним глаголом дать стрекача

Задание 6 (повышенный уровень).
Какой схеме соответствует предложение : Город засыпанный снегом выглядел чистым (запятые не проставлены):
а)…. [x], [ ]. б) [x],[ ], …. . в)[ ] [x] …. .
(2балла)
Задание 7 (базовый уровень).
В каком случае следует писать суффикс –ащ-?
А. Рису…щий ребенок Б. Леч…щий врач
В. Стел…щийся дым Г. Кол…щий предмет
(1балл)
Задание 8 (базовый уровень).
Найдите причастный оборот в предложении: Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными:
а) слова имеющие; б) имеющие несколько значений;
в) слова называются; г)называются многозначными
(1балл)
Задание 9 (базовый уровень).
Отметьте правильные ответы.
а) Деепричастие – это самостоятельная часть речи.
б) Деепричастие – это особая форма глагола.
в) Деепричастие обозначает признак предмета по действию.
г) Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом-сказуемым.
д) Деепричастие обозначает основное действие при добавочном действии.
е) Деепричастия несовершенного вида образуются при помощи суффикса –а-, -я-.
(2 балла)
Задание 10 (повышенный уровень).
В каком предложении есть пунктуационная ошибка?
1. Ленька растянулся на траве, положив голову на котомку и крепко уснул.
2. Однажды в лесу я провалился в глубокую яму, распоров себе сучком бок и разорвав кожу на затылке.
3. С запада навстречу мутноватой заре, предвещавшей непогоду, катились, шумя, невысокие волны.
4. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.
(2балла)
Задание 11 (базовый уровень).
Найдите словосочетание с деепричастием:
1. Закутанный в тулуп 2. Укрепил болт 3. Вырастив урожай 4. Запер на замок
(1балл)
Задание 12 (повышенный уровень).
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Работая со словарем,
1. Мне позвонили.
2. Отрабатываются навыки анализа слова.
3. Обращайте внимание на примечания.
4. Необходимо знание алфавита.
(2балла)
Задание 13 (базовый уровень).
Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов.
1) засекреченный 2) ненавидя 3) разрезая 4) перелетят
(1балл)
Задание 14 (повышенный уровень).
Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом.
1. Приближаясь к березовой роще, раздался треск повалившегося дерева.
2. Воробей, растопырив крылышки, и сжался весь от страха.
3. Сережа обещал маме исправиться, расстроившись от его шалости.
4. Конь, жалобно заржав, потянулся к хозяйке.
(2балла)
Задание 15 (базовый уровень).
Укажите ошибку в определении грамматических признаков выделенного слова.
1. Колотый – страдательное причастие прошедшего времени.
2. Поклонившись – деепричастие несовершенного вида.
3. Открываясь – деепричастие несовершенного вида.
4. Пролетающий – действительное причастие настоящего времени.
(1балл)
Задание 16 (базовый уровень).
Деепричастия несовершенного вида образованы при помощи суффиксов:
1. А (Я) 2. В 3. ВШИ 4. Л
(1балл)
Задание 17 (базовый уровень).
Найдите словосочетания «дееприч. + нареч.» с главным словом деепричастием
1. Открыв дверь 2. Придя домой 3. Уйти недалеко 4. Учиться хорошо
(1балл)
Задание 18 (базовый уровень).
Найдите верную характеристику данного предложения (знаки препинания не расставлены) Замедляя ход к станции шёл поезд.
1. Сложное предложение, запятая нужна.
2. Простое предложение, запятая не нужна.
3. Предложение с деепричастным оборотом, запятая нужна.
4. Предложение с однородными членами, запятая нужна.
(1балл)

Герасима. Укажите их вид и время. Найдите зачин, в котором дается общая характеристика ситуации.Глаголы какого вида употреблены в этой части текста?Выделите ту часть текста, в которой описывается щенок. Почему в ней использованы глаголы несовершенного вида?
Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Помогите пожалуйста. Срочно.

Источник

Сравнение изученных частей речи: имени существительного, имени прилагательного и глагола во 2-м классе

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по изученным частям речи.

  • проверить прочность усвоения темы «Части речи», умение употреблять их в речи;
  • расширить знания учащихся о лексическом значении имен существительных, имен прилагательных и глаголов;
  • обогатить словарных запас детей новыми словами, фразеологическими оборотами;
  • закрепить орфографические навыки правописания изученных правил.
  • развивать учебно-интеллектуальные умения учащихся (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы);
  • развивать умения различать части речи;
  • развитие коммуникативных способностей учащихся.
  • воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету;
  • воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, дружбы как нравственных начал человека;
  • формирование культуры учебного труда и взаимопонимания.
  • таблицы с частями речи;
  • оборудование «Спектра» (карточки Кларо для самостоятельной работы);
  • учебник Рамзаевой Т.Г. Русский язык 2 класс (1-4), Есениной «Как научить ребенка писать сочинения» 2 класс;
  • поощрительные фишки для оценивания работы учащихся;
  • разноцветные кружочки из цветной бумаги всех оттенков для оценивания эмоционального настроя учащихся по окончании урока (для создания «праздничного салюта»), магнитные стенды;
  • три парусника, изображающие 3 части речи;
  • 3 карточки со словами «затихла», «шумная», «волна; рисунок королевы Морфологии; карточки с одушевленными и неодушевленными существительными: «кит», «берег», «чайка», «брызги», «акула», «дно», «моряки», «парус»; 3 рисунка с осьминогами;
  • Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, выполненная в программе Power Point. (Приложение 1)

1. Организационный момент. Настрой на готовность.

Всем ребятам дан звонок,
Он собрал нас на урок.
Встанем, подровняемся,
С трудностями справимся!

Ребята! Покажите ваши умные глазки, ровные спинки. У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости, давайте поздороваемся с ними.

Повернулись. Готовы ли мы к уроку? Урок русского языка – один из самых сложных в начальной школе.

Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

2. Вступительное слово учителя. Сообщение цели урока.

Читайте также:  Какая повелительная форма глагола ехать

Скажите, ребята, для чего мы изучаем предмет русский язык? – Чтобы научиться грамотно говорить и писать, правильно оформлять нашу речь.

Из чего состоит наша речь? – Наша речь состоит из предложений.

Из чего состоят предложения? – Предложения состоят из слов.

Правильно. И у каждого слова своя работа. Одни слова называют предметы, другие – их признаки, третьи – их действия. Сотни тысяч слов в русском языке! А разобраться и управиться с такой армией слов помогает нам строгий командир – королева Морфология. Но что это? Что за шум? Что случилось?

(На экране через мультимедийный проектор демонстрируется презентация. При отсутствии технического оборудования учитель может использовать старших учеников или картинки). Появляются сказочные герои-человечки (в виде знаков препинания) с сообщением:

Беда! Беда! В королевстве Морфологии ЧП – чрезвычайное происшествие! Все части речи поссорились между собой. Имена существительные, имена прилагательные и глаголы заспорили, кто из них – самая важная часть речи! Расселились на разные острова и не желают друг друга знать! Воспользовавшись их ссорой, на части речи напали ошибки. Теперь все сказки, рассказы и стихотворения написаны в Частиреченском королевстве безграмотно. Мы разошлись по всем школам Москвы и ищем смелых, отважных и грамотных детей, а главное, очень дружных, которые согласятся спасти и помирить части речи.

Учитель: — Ребята! Я думаю, мы с вами уже многое знаем и умеем. Давайте отправимся в путешествие по океану русского языка в Частиреченское королевство и поможем его жителям! – Да!

Итак, внесем запись в наш бортовой журнал, когда же мы отправились в путешествие. (на доске заранее:)

  • 1 марта.
  • Классная работа.
  • Части речи (обобщение).

Каждая часть речи по своему красива и неповторима. Давайте отправимся в путь по красивым волнам. (учитель раскрывает часть доски, разлинованную под рабочую строку и междустрочное пространство, где заранее прописан узор):

Ребята! Приглядитесь, на что похожи наши волны? – На имя сущ., имя прил., глагол.

Уже в строках чистописания мы попробуем их сдружить. Эти части речи встанут вместе и понесут нас к намеченной цели. Скопируйте эти красивые волны, а затем сделайте пробел и повторно создайте такой же узор на одной строке.

(Далее дети старательно пишут, а учитель ходит по рядам, поправляя положение тетрадей, следя за осанкой детей).

4. Подготовка к путешествию. Лексико-орфографическая работа.

Итак, в путь! Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются не только провизией, т.е. продуктами. Нам также понадобятся: (на доске заранее записано)

Словарь: попутный. верный. дружный …, грамотные ….

Перед вами, ребята, запись с пропущенными словарными словами. Догадайтесь, какие это слова. (ветер, товарищ, класс, ученики)

Учащиеся, которые догадались, какие слова нужно вставить, выходят к доске и вписывают изученные словарные слова. (Возможна проверка этих слов на мультимедийном проекторе). За верно выполненную работу каждый ученик получает поощрительную фишку, количество которых поможет оценить учителю работу каждого ученика на уроке.

Теперь давайте хором по слогам проговорим эти слова и пропишем их в наши тетради, проставляя ударения и подчеркивая опасные места.

5. Проверка домашнего задания.

Мы отправляемся в путь. Вы знаете, что каждый мореплаватель заранее очень серьезно готовится к путешествию. Вот я сейчас и проверю, как вы дома подготовились к нему. Что вам было задано на дом? – Повторить все правила о частях речи.

Какие части речи вы уже знаете? – Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

На самом деле, их гораздо больше, но мы пока знаем только 3 части речи. Что такое имя существительное? – Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? или что?

Назови 3 примера. — …

Что такое имя прилагательное? — …

Назови 3 примера. — …

Что такое глагол? — …

Назови 3 примера. — …

б) распределение информации о частях речи в сводной таблице;

Вот сейчас я подумала, хорошо бы в пути нам сопутствовала солнечная безветренная погода. Но, к сожалению, погода на море очень изменчива. Вот и сейчас, подул ветер, и хочет нам помешать. Мы не должны этого допустить. Восстановите данные в таблице.

(Далее работа может проходить в 2 вариантах: 1) учащиеся работают, используя мультимедийный проектор. Дети выходят к компьютеру и мышкой перетаскивают данные о частях речи из одной колонки в другую; 2) или же на доске меняют карточки местами).

Имя существительное Имя прилагательное Глагол
Часть речи. Часть речи. Часть речи.
предмет. признак. действие.
Кто? Что? Какой?

Какие? Что делает?

Что будет делать?

в) распределение слов разных частей речи на соответствующие парусники, символизирующие имя сущ., имя прил., глагол.

Ребята, чтобы впредь нам не грозил шторм и шквальный ветер, определите место данных слов и постройте предложение.

(Учащиеся выходят к доске и прикрепляют на парусники таблички со словами «Затихла», «шумная», «волна».)

Давайте запишем получившееся предложение в тетради и разберем его по членам предложения.

Затихла шумная волна.

Моряки устали грести. Давайте разомнемся. Учащиеся 1 ряда, вы будете вставать, когда услышите имена существительные. Учащиеся 2 ряда, вы вставайте, когда услышите прилагательные. А ребята с 3 ряда будут вставать, если услышат глаголы.

(Далее учитель называет сначала слова, затем словосочетания и предложения. Дети встают рядами и доказывают, почему они встали: море, корабль, плывет, синее, огромный кит, белая акула, чайка кричит, морское дно, ребята учатся).

7. Остров Имени существительного.

Упражнения в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Итак, мы в океане русского языка и приближаемся к Частиреченскому королевству. Вот уже показался остров Имени существительного. Что вы знаете об этой части речи? – Имя существительное – это…

У этого острова живут 2 добродушных веселых дельфина. Одного из них зовут «Кто?», а другого «Что?» Эти дельфины очень любознательные. Они хотят знать как можно больше имен существительных. Поможем им? Распределите имена существительные в 2 столбика.

(Далее возможны 2 варианта: 1) на проекторе слова расположены в 1 строку, а дети мышкой распределяют их в нужный столбик, затем полученные столбики записывают в тетрадь; 2) или слова напечатаны на табличках и размещены на магнитной доске в хаотичном порядке).

Ребята! Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? и называют людей и животных? – Одушевленные.

Как называются все остальные предметы, которые отвечают на вопрос что? – Неодушевленные.

Итак, ребята, какую интересную часть речи мы встретили на этом острове? – Имя существительное.

Давайте попросим одного из самых активных его жителей проехать с нами, чтобы собрать все части речи вместе и на совете мудрейших попытаться примирить их.

8. На острове Имени прилагательного.

Упражнение в правильном употреблении имен прилагательных.

Наше плавание продолжается. На нашем пути следующий остров — Имя прилагательное. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые осьминоги. Освободить их нам помогут только ваши знания.

Что вы знаете об имени прилагательном? – Имя прилагательное – это …

Выберите нужные имена прилагательные и восстановите предложения.

(На проекторе отображаются слова для справок: голодная, отважные, лесные, полосатый, печальные, подземные).

Предложения записаны заранее на доске с пропусками. На месте пропусков – осьминоги.

Плывут … моряки. Рыщет в море … акула. Кричат над волнами … чайки.

Самостоятельно спишите текст, вставьте пропущенные прилагательные.

А теперь давайте проверим вашу работу.

Подчеркните имена прилагательные. Как мы это сделаем? – Волнистой линией.

Итак, нам вновь пора отплывать. Давайте вновь возьмем самого активного жителя острова и отправимся далее.

9. На острове Глагола. Работа с текстом.

Смотрите, ребята! Вот еще один остров! Но что это? Там все в движении!

(На проекторе отображается остров, где все ходуном).

Дети встают и изображают действия, названные учителем. Там кто-то летит, плывет, прыгает, бегает, приседает, кланяется, тянется вверх и осторожно садится.

Догадайтесь, ребята, к какому острову мы приплыли?-
Это остров Глагола. – Как же мы туда попадем, вокруг острова рифы.

(На проекторе сказочные человечки-знаки препинания подскажут нам, что рифы уйдут на дно, если мы расскажем все, что знаем о глаголе).

Что такое глагол? — …

Перед вами текст. Давайте прочитаем его.

(У каждого ребенка индивидуальный текст на карточках Кларо).

Ребята спешат на помощь частям речи. Им улыбается ласковое солнышко. Добрые дельфины провожают корабль отважных путешественников. Хорошее дело обязательно получится!

А теперь самостоятельно найдите и подчеркните в тексте глаголы. Как мы это сделаем? – Двумя чертами.

Зачитайте ваши ответы. А теперь переверните карточки.

Кто справился с заданием без ошибок, встаньте! Молодцы!

У кого 1-2 ошибки? Старайтесь!

Ну, что ж. Справились и с этим заданием. С нами в путь отправляется житель с острова Глаголов. Теперь, когда мы все собрались вместе, давайте разберемся, почему вы поссорились?

10. Сравнение всех частей речи.

Вывод об их индивидуальной значимости для русского языка.

Первый ученик – имя сущ. рассказывает наизусть:

Имя существительное
Очень удивительное,
На вопросы: кто? и что?
Отвечать оно должно.

Я считаю, что мы – имена существительные – самые важные части речи. Мы называем все, что нас окружает. У нас даже есть антонимы. А вы знаете, что такое антонимы?

Учащиеся: Это слова, противоположные по смыслу.

(Далее на проекторе высвечиваются существительные, а ребята подбирают им пару – антоним):

А еще у нас есть синонимы. Кто из вас знает, что такое синонимы?

Учащиеся: Это слова, близкие по смыслу.

  • Смелость — … (храбрость)
  • Боязливость — … (трусость)

Ученик – имя сущ.:

И попробуйте, ребята, без нас, существительных, обойтись. Прочитайте текст на ваших карточках без нас.

Далее дети коллективно делают вывод, что имена существительные нам очень нужны. Это важная часть речи.

Второй ученик – имя прилагательное, рассказывает наизусть:

Определяю я предметы
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
Имя прилагательное знает весь свет,
Раскрасит как художник разный предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?

Ребята! И у нас есть антонимы, помогите их подобрать:

  • Хороший — …(плохой)
  • Высокий — …(низкий)
  • Далекий — …(близкий)

И синонимы у нас есть:

А теперь попробуйте ваш текст прочитать без нас, прилагательных.

Что изменилось?- Речь стала беднее, менее яркой и выразительной.

Далее учащиеся коллективно делают вывод, что в речи нам очень нужны прилагательные. Это важная часть речи.

Третий ученик – глагол:

Мы, глаголы, очень важная часть речи.
Без нас бы остальные ничего не смогли сделать.
Ни сесть, ни встать, ни выучить уроки, ни поесть, ни попить.
Что делать, что делать
Учащимся школ?
На эти вопросы ответит глагол.
Интересная часть речи в русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам глагол!

И у нас тоже есть антонимы:

И синонимы есть!

И без нас непонятен текст.

(Учащиеся вновь читают текст, но уже без глаголов).

Коллективное выполнение упражнений по подбору антонимов и синонимов для всех частей речи учащиеся выполняют по Есениной.

Вывод учащихся: важны все части речи. Плохо им друг без друга. Надо мириться.

(На проекторе появляется королева Морфология и благодарит учеников за помощь и желает им на обратном пути попутного ветра).

11. Домашнее задание.

Ребята, а что значит, пожелать попутного ветра? Найдем этот фразеологический оборот в учебнике Есениной на стр.47 и впишем его значение. – Пожелать удачи!

Дома я попрошу вас поработать с новыми фразеологическими оборотами на стр.47 по учебнику Есениной и записать в рабочую тетрадь 3 столбика по 5 слов в каждую часть речи на тему «Дружба».

12. Подведение итогов урока.

Дорога домой идет через узкий пролив. Огромные скалы, как океанические ворота, задают нам вопросы, ответив на которые, мы попадем домой.

Какие части речи вы знаете?

Что вы о них знаете?

Какая часть речи самая важная? – Все!

Сегодня на уроке вы все старались. Подойдите ко мне на переменке со своими фишками, которые вы заработали во время путешествия. Самые активные получат оценки. На следующем уроке нас ждет маленькая, но тоже очень необходимая новая часть речи. Всем большое спасибо! Урок окончен.

По окончании урока дети подходят к разноцветным кружочкам и выстраивают «Праздничный салют» — своеобразную шкалу настроения детей на уроке.

Источник