Упражнение 29. Для любознательных! Рассмотрение темы «Словообразование прилагательных» в одном из учебников русского языка начинается так:
«Среди имен прилагательных есть прилагательные первообразные и прилагательные производные разных типов.
Непроизводные прилагательные, состоящие из корня и флексии, составляют незначительную часть прилагательных и всегда относятся к качественным: молодой, старый, синий, белый, серый, добрый, злой, прямой, кривой, чистый, долгий. Другие качественные и все относительные и притяжательные относятся к производным. При образовании производных прилагательных используются суффиксы, приставки и сложение основ».
флексия = окончание
1. Обозначьте морфемный состав прилагательных, приведенных в тексте в качестве примеров. Это поможет увидеть, почему слова относят к непроизводным. *2. В тексте выделено три термина. Как вы считаете: какие из них являются взаимозаменяемыми, то есть обозначают одно и то же явление языка 1 ? Вдумайтесь в лексическое значение слова первообразные: чем оно отличается от термина непроизводное?
Заметим: в «Теории» рассматриваемые здесь термины не используются, и их запоминание не является обязательным. Ими можно пользоваться, если вы вместе со своим учителем сочтете это полезным.
Упражнение 30. Давайте вместе с автором приведенного ниже текста рассмотрим фотографии. По первому абзацу предположите: какой тип речи последует далее? Будут ли в нем прилагательные? Объясните свой прогноз.
Это был маленький, почти карманный альбом для фотографий. Листов пятнадцать толстого картона с рельефным изображением голубя на обложке. Я раскрыл его. Первые фотографии были желтоватые, с трещинами. . На одной – круглолицая малышка гладила собаку. Точнее говоря, осторожно к ней прикасалась. Лохматая собака прижимала уши. На другой – шестилетняя девочка обнимала самодельную куклу. Вид у обеих был печальный и растерянный. Потом я увидел семейную фотографию – мать, отец и дочка. Отец был в длинном плаще и соломенной шляпе. . У жены его была теплая кофта с высокими плечами, локоны, газовый шарфик. Девочка резко повернулась в сторону. Так, что разлетелось ее короткое осеннее пальто. Что-то привлекло ее внимание за кадром. Может, бродячая собака. Позади, за деревьями, виднелся фасад Царскосельского лицея.
1. Вы представляете этот альбом? Поняли, когда делались снимки? Как относится автор к тем, кто запечатлен на фотографиях? Как они одеты, на каком фоне фотографировались? Слова какой части речи особенно важны, чтобы ответить на эти вопросы?
3. Расскажите о каждом прилагательном по такому плану: а) к какому разряду по значению относится; б) если образовано от других(ого) слов(а), каким способом; в) если есть орфограмма, связанная со способом образования прилагательного, как решается орфографическая задача и как это обозначается на письме?
4. Для тех, кто любознателен и любит заглядывать вперед! Как вы воспринимаете слово растерянный – это прилагательное или. (см. в «Теории», с. 176, последний абзац)? *А может быть, в данном сочетании (растерянный вид) это – причастие, употребленное в значении прилагательного? Как доказать правильность ответа?
Упражнение 31. Загляните в свой (семейный) фотоальбом – как много можно вспомнить, глядя на фотографию, если на ней запечатлено то, что имеет отношение к нам самим или к нашим близким, к нашему недавнему или далекому прошлому! Напишите: «О чем поведала (напомнила) фотография. ».
Упражнение 32. Рассказ А.П. Чехова «Мальчики» начинается таким эпизодом: в родительский дом на Рождество приехал гимназист Володя. Понаблюдайте, какой была встреча, какую оплошность допустил мальчик и какие правила речевого поведения помогли снять неловкость.
Все смешалось в один сплошной, радостный звук, продолжавшийся минуты две. Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что, кроме Володи, в передней находился еще один маленький человек. он неподвижно стоял в углу, в тени, бросаемой большой лисьей шубой. – Володичка, а это кто же? – спросила шепотом мать. – Ах! – спохватился Володя. – Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса. Я привез его с собой погостить у нас. – Очень приятно, милости просим, – сказал радостно отец. . Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если бы на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся.
(опорный материал). Правило речевого этикета: при знакомстве младшего представляют старшим.
Это правило сохраняет свою силу и в наше время. А вот языковые формы представления изменились. Какая из употребленных в тексте форм воспринимается сейчас как устаревшая?
1. Слова какой части речи и в какой форме активно участвуют в создании портрета Чечевицына? Подчеркните их как члены предложения.
2. Найдите предложение, где прилагательные образуют ряд однородных членов. Проведите эксперимент: попробуйте заменить в однородном ряду некоторые краткие прилагательные их полной формой. Это возможно? *Какая норма употребления прилагательных не позволяет это сделать?
3. Встретились ли в тексте относительные и притяжательные прилагательные? *Что интересного вам удалось выявить в фамилиях?
Упражнение 33. 1. Из текста предыдущего упражнения выпишите прилагательные, чтобы проиллюстрировать основные способы образования имен прилагательных. Обозначьте словообразовательные морфемы. Расскажите, какие значения появляются у прилагательных благодаря приставкам и суффиксам, участвующим в их образовании.
2. Примеров какого способа образования прилагательных вам не удалось найти в тексте упражнения 32? Приведите свои примеры.
3. Какие орфограммы и пунктограммы можно повторить на материале данного текста? Выберите отрывок для свободного диктанта или составьте словарный диктант и выполните письменную работу.
Повторение
Упражнение 34. Чтобы избежать смешения двух разных классификаций прилагательных по значению, сравните выделенные в составе терминов слова: разряды слов по значению и группы слов по значению – какое из них обозначает более широкое понятие, а какое конкретизирует его?
Уверенно ответить на этот вопрос вам поможет внимательное (изучающее) чтение § 99 «Теории».
Результаты работы с учебником отразите в таблице, завершая ее оформление (записывая недостающие слова в заголовках таблицы и примеры в ее столбцах).
(Разряды) прилагательных по (значению)
(Группы) прилагательных по (значению) обозначают признаки по:
Источник
Разряды имён прилагательных
По лексическому значению и грамматическим признакам имена прилагательные делятся на три разряда: притяжательные, относительные и качественные.
Разряды прилагательных
Разряд
Признаки
Пример
Притяжательные
— Указывают на принадлежность — Отвечают на вопрос чей?
папин зонт Маринин карандаш
Относительные
Обозначают место, время, материал и так далее
центральный пляж вчерашний хлеб железный ключ
Качественные
— Имеют степени сравнения
горячий — горячей
— Образуют краткую форму
красивый — красив
— Сочетаются с наречиями меры и степени (очень, слишком и т. д.)
Притяжательные имена прилагательные — это слова, указывающие на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному (чей он, кому принадлежит). Притяжательные прилагательные отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?:
Вопрос
Пример
чей?
мамин шарф, папин друг
чья?
бабушкина пряжа, волчья ягода
чьё?
мамино пальто, лисье чутьё
чьи?
кошачьи следы, дедушкины очки
Притяжательные прилагательные образуются только от одушевлённых существительных с помощью суффиксов -ИЙ, -ОВ(-ЕВ), -ИН(-ЫН), -ОВСК(-ЕВСК), -ИНСК(-ЫНСК):
Относительные имена прилагательные — это слова, обозначающие признаки предметов по их отношению к другим предметам или лицам. Такие признаки указывают:
Из какого материала сделан предмет:
золотое кольцо – кольцо из золота .
Для кого предназначен предмет:
детский сад – сад для детей .
Отношение предмета к определённому времени:
зимнее затмение – затмение зимой .
Отношение предмета к месту:
горная вершина – вершина горы .
Отношение предмета к области деятельности:
спортивный журнал – журнал про спорт .
Как видно из примеров, относительные прилагательные можно заменять существительными, не теряя при этом смысла словосочетания.
Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения, кратких форм, синонимов и антонимов.
Относительные прилагательные образуются от существительных с помощью различных суффиксов:
вечер – вечер н ий,
скала – скал ист ый.
Если основа существительных оканчивается на согласные Г, К, Х, Т, Ц — то может происходить чередование согласных букв:
дру г – дру ж еский, но ма г ия – ма г ический;
таба к – таба ч ный, но пар к – пар к овая;
пасту х – пасту ш ий, но ду х – ду х овный;
студен т – студен ч еский, но парке т – парке т ный;
солн ц е – солне ч ный, но свине ц – свин ц овый.
Качественные прилагательные
Качественные имена прилагательные — это слова, обозначающие признаки предметов, которые могут проявляться в большей или меньшей степени. Качественные прилагательные обладают следующими признаками:
Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком:
очень сладкий, слишком большой.
Имеют полную и краткую форму:
быстрый – быстр, красивый – красив.
быстрый – медленный, красивый – страшный
Большинство антонимов можно образовать с помощью приставки не-:
Примечание: не каждое качественное прилагательное обладает сразу всеми перечисленными признаками. Прилагательное считается качественным, если обладает хотя бы несколькими из них.
Обратите внимание, что качественные прилагательные, в отличие от притяжательных и относительных, обозначают признак самого предмета вне его отношения к другим предметам. Это может быть характеристика предмета по цвету (жёлтый, белый), весу (легкий, неподъёмный), размеру (маленький, огромный) и т. д.
Притяжательные, относительные и качественные прилагательные могут употребляться в переносном значении, при этом притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных, относительные — в разряд качественных, качественные — в разряд относительных.
Прилагательное
Разряды
притяжательный
относительный
качественный
волчий
волчий вой
волчья (из меха волка) шуба
волчий (злой) взгляд
стальной
—
стальная (из стали) кружка
стальные (крепкие) мышцы
мирный
—
мирное (во время мира) время
мирный (спокойный) характер
заячий
заячья лапа
заячья (из меха зайца) шапка
заячий (трусливый) характер
живой
—
живой цветок
живая изгородь
Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных, если они приобретают признаки этих разрядов. Из примеров, представленных в таблице видно, что волчий и заячий, при употреблении их в качестве материала для предмета, переходят в разряд относительных прилагательных. При использовании их в переносном значении, они становятся качественными.
Качественные прилагательные могут переходить в разряд относительных, если они начинают обозначать постоянное свойство предмета:
кислая ягода – кислая реакция,
кривая избушка – кривая линия.
Как определить разряд прилагательного
Каждый разряд прилагательных имеет ряд характерных признаков, которыми не обладают другие разряды:
Образование сложных прилагательных с помощью повтора:
Образование прилагательных с приставкой НЕ-:
Могут иметь антонимы:
Могут иметь синонимы:
недорогой – дешёвый, мутный – расплывчатый.
Могут образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
слабый – слабенький – слабоватый.
Могут образовывать наречия на -О, -Е:
Указывают на отношение одного предмета к другому
Можно подобрать синонимичное словосочетание:
золотое кольцо – кольцо из золота.
Обозначают принадлежность
Отвечают на вопросы:
чей? чья? чьё? чьи?
Чтобы определить разряд прилагательного надо посмотреть каким признакам данное прилагательное соответствует. Рассмотри несколько примеров:
Пример 1. Определить разряд прилагательного:
Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:
Прилагательное отвечает на вопрос какое?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Теперь попробуем подобрать синоним:
орлиное означает хорошее, отличное.
Раз к прилагательному удалось подобрать синоним, значит оно качественное.
Пример 2. Определить разряд прилагательного:
Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:
Прилагательное отвечает на вопрос чья?, следовательно оно притяжательное.
Пример 3. Определить разряд прилагательного:
Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:
человек какой? наблюдательный .
Прилагательное отвечает на вопрос какой?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Можно попробовать подобрать синоним или посмотреть, может ли данный признак проявляться в большей или меньшей степени:
наблюдательный означает внимательный,
наблюдательный – наблюдательнее, самый наблюдательный.
У прилагательного есть синоним и степени сравнения — прилагательное качественное.
Пример 4. Определить разряд прилагательного:
Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:
мороженое какое? клубничное .
Прилагательное отвечает на вопрос какое?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Относительно мороженого у признака клубничный не может быть синонимов и степеней сравнения, так как мороженое не может быть более или менее клубничным. Значит можно попробовать подобрать синонимичное словосочетание:
клубничное мороженое – мороженое из клубники .
Данное словосочетание указывает на отношение одного предмета к другому, значит прилагательное является относительным.