Меню

Прилагательное обозначает отвечает на вопросы относится к согласуется



Имя прилагательное

Материал для самостоятельной работы учащихся 6-го класса

К учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»

Словообразование имен прилагательных
Орфограммы прилагательных

Упражнение 29. Для любознательных! Рассмотрение темы «Словообразование прилагательных» в одном из учебников русского языка начинается так:

«Среди имен прилагательных есть прилагательные первообразные и прилагательные производные разных типов.

Непроизводные прилагательные, состоящие из корня и флексии, составляют незначительную часть прилагательных и всегда относятся к качественным: молодой, старый, синий, белый, серый, добрый, злой, прямой, кривой, чистый, долгий. Другие качественные и все относительные и притяжательные относятся к производным. При образовании производных прилагательных используются суффиксы, приставки и сложение основ».

флексия = окончание

1. Обозначьте морфемный состав прилагательных, приведенных в тексте в качестве примеров. Это поможет увидеть, почему слова относят к непроизводным.
*2. В тексте выделено три термина. Как вы считаете: какие из них являются взаимозаменяемыми, то есть обозначают одно и то же явление языка 1 ?
Вдумайтесь в лексическое значение слова первообразные: чем оно отличается от термина непроизводное?

Заметим: в «Теории» рассматриваемые здесь термины не используются, и их запоминание не является обязательным. Ими можно пользоваться, если вы вместе со своим учителем сочтете это полезным.

Упражнение 30. Давайте вместе с автором приведенного ниже текста рассмотрим фотографии. По первому абзацу предположите: какой тип речи последует далее? Будут ли в нем прилагательные? Объясните свой прогноз.

Это был маленький, почти карманный альбом для фотографий. Листов пятнадцать толстого картона с рельефным изображением голубя на обложке.
Я раскрыл его. Первые фотографии были желтоватые, с трещинами. . На одной – круглолицая малышка гладила собаку. Точнее говоря, осторожно к ней прикасалась. Лохматая собака прижимала уши. На другой – шестилетняя девочка обнимала самодельную куклу. Вид у обеих был печальный и растерянный.
Потом я увидел семейную фотографию – мать, отец и дочка. Отец был в длинном плаще и соломенной шляпе. . У жены его была теплая кофта с высокими плечами, локоны, газовый шарфик. Девочка резко повернулась в сторону. Так, что разлетелось ее короткое осеннее пальто. Что-то привлекло ее внимание за кадром. Может, бродячая собака. Позади, за деревьями, виднелся фасад Царскосельского лицея.

1. Вы представляете этот альбом? Поняли, когда делались снимки? Как относится автор к тем, кто запечатлен на фотографиях? Как они одеты, на каком фоне фотографировались? Слова какой части речи особенно важны, чтобы ответить на эти вопросы?

2. Выпишите словосочетания . Произведите морфемный разбор прилагательных.

3. Расскажите о каждом прилагательном по такому плану: а) к какому разряду по значению относится; б) если образовано от других(ого) слов(а), каким способом; в) если есть орфограмма, связанная со способом образования прилагательного, как решается орфографическая задача и как это обозначается на письме?

4. Для тех, кто любознателен и любит заглядывать вперед! Как вы воспринимаете слово растерянный – это прилагательное или. (см. в «Теории», с. 176, последний абзац)? *А может быть, в данном сочетании (растерянный вид) это – причастие, употребленное в значении прилагательного? Как доказать правильность ответа?

Упражнение 31. Загляните в свой (семейный) фотоальбом – как много можно вспомнить, глядя на фотографию, если на ней запечатлено то, что имеет отношение к нам самим или к нашим близким, к нашему недавнему или далекому прошлому!
Напишите: «О чем поведала (напомнила) фотография. ».

Читайте также:  Полон какое это прилагательное

Упражнение 32. Рассказ А.П. Чехова «Мальчики» начинается таким эпизодом: в родительский дом на Рождество приехал гимназист Володя. Понаблюдайте, какой была встреча, какую оплошность допустил мальчик и какие правила речевого поведения помогли снять неловкость.

Все смешалось в один сплошной, радостный звук, продолжавшийся минуты две. Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что, кроме Володи, в передней находился еще один маленький человек. он неподвижно стоял в углу, в тени, бросаемой большой лисьей шубой.
– Володичка, а это кто же? – спросила шепотом мать.
– Ах! – спохватился Володя. – Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса. Я привез его с собой погостить у нас.
– Очень приятно, милости просим, – сказал радостно отец.
. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если бы на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся.

(опорный материал). Правило речевого этикета: при знакомстве младшего представляют старшим.

Это правило сохраняет свою силу и в наше время. А вот языковые формы представления изменились. Какая из употребленных в тексте форм воспринимается сейчас как устаревшая?

1. Слова какой части речи и в какой форме активно участвуют в создании портрета Чечевицына? Подчеркните их как члены предложения.

2. Найдите предложение, где прилагательные образуют ряд однородных членов. Проведите эксперимент: попробуйте заменить в однородном ряду некоторые краткие прилагательные их полной формой. Это возможно? *Какая норма употребления прилагательных не позволяет это сделать?

3. Встретились ли в тексте относительные и притяжательные прилагательные? *Что интересного вам удалось выявить в фамилиях?

Упражнение 33. 1. Из текста предыдущего упражнения выпишите прилагательные, чтобы проиллюстрировать основные способы образования имен прилагательных. Обозначьте словообразовательные морфемы.
Расскажите, какие значения появляются у прилагательных благодаря приставкам и суффиксам, участвующим в их образовании.

2. Примеров какого способа образования прилагательных вам не удалось найти в тексте упражнения 32? Приведите свои примеры.

3. Какие орфограммы и пунктограммы можно повторить на материале данного текста? Выберите отрывок для свободного диктанта или составьте словарный диктант и выполните письменную работу.

Повторение

Упражнение 34. Чтобы избежать смешения двух разных классификаций прилагательных по значению, сравните выделенные в составе терминов слова: разряды слов по значению и группы слов по значению – какое из них обозначает более широкое понятие, а какое конкретизирует его?

Уверенно ответить на этот вопрос вам поможет внимательное (изучающее) чтение § 99 «Теории».

Результаты работы с учебником отразите в таблице, завершая ее оформление (записывая недостающие слова в заголовках таблицы и примеры в ее столбцах).

(Разряды) прилагательных по (значению)

(Группы) прилагательных по (значению) обозначают признаки по:

Источник

Разряды имён прилагательных

По лексическому значению и грамматическим признакам имена прилагательные делятся на три разряда: притяжательные, относительные и качественные.

Разряды прилагательных

Разряд Признаки Пример
Притяжательные — Указывают на принадлежность
— Отвечают на вопрос чей?
папин зонт
Маринин карандаш
Относительные Обозначают место, время, материал и так далее центральный пляж
вчерашний хлеб
железный ключ
Качественные — Имеют степени сравнения горячий — горячей
— Образуют краткую форму красивый — красив
— Сочетаются с наречиями меры и степени (очень, слишком и т. д.) слишком бедный
Читайте также:  Кластер на тему существительное глагол прилагательное

Притяжательные прилагательные

Притяжательные имена прилагательные — это слова, указывающие на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному (чей он, кому принадлежит). Притяжательные прилагательные отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?:

Вопрос Пример
чей? мамин шарф, папин друг
чья? бабушкина пряжа, волчья ягода
чьё? мамино пальто, лисье чутьё
чьи? кошачьи следы, дедушкины очки

Притяжательные прилагательные образуются только от одушевлённых существительных с помощью суффиксов -ИЙ, -ОВ(-ЕВ), -ИН(-ЫН), -ОВСК(-ЕВСК), -ИНСК(-ЫНСК):

курица – куриц ын ,

отец – отц ов , отц овск ий,

мама – мам ин , мать – матер инск ий.

Словосочетание существительное + притяжательное прилагательное можно заменить словосочетанием существительное + существительное, например:

папин брат – брат папы,

волчий вой – вой волка.

Относительные прилагательные

Относительные имена прилагательные — это слова, обозначающие признаки предметов по их отношению к другим предметам или лицам. Такие признаки указывают:

    Из какого материала сделан предмет:

золотое кольцо – кольцо из золота .

Для кого предназначен предмет:

детский сад – сад для детей .

Отношение предмета к определённому времени:

зимнее затмение – затмение зимой .

Отношение предмета к месту:

горная вершина – вершина горы .

Отношение предмета к области деятельности:

спортивный журнал – журнал про спорт .

Как видно из примеров, относительные прилагательные можно заменять существительными, не теряя при этом смысла словосочетания.

Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения, кратких форм, синонимов и антонимов.

Относительные прилагательные образуются от существительных с помощью различных суффиксов:

вечер – вечер н ий,

скала – скал ист ый.

Если основа существительных оканчивается на согласные Г, К, Х, Т, Ц — то может происходить чередование согласных букв:

дру г – дру ж еский, но ма г ия – ма г ический;

таба к – таба ч ный, но пар к – пар к овая;

пасту х – пасту ш ий, но ду х – ду х овный;

студен т – студен ч еский, но парке т – парке т ный;

солн ц е – солне ч ный, но свине ц – свин ц овый.

Качественные прилагательные

Качественные имена прилагательные — это слова, обозначающие признаки предметов, которые могут проявляться в большей или меньшей степени. Качественные прилагательные обладают следующими признаками:

    Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком:

очень сладкий, слишком большой.

Имеют полную и краткую форму:

быстрый – быстр, красивый – красив.

быстрый – медленный, красивый – страшный

Большинство антонимов можно образовать с помощью приставки не-:

маленький – немаленький (большой), яркий – неяркий (тусклый).

Образуют сложные прилагательные путём повтора:

Имеют степени сравнения:

яркий – ярче, более яркий, ярчайший, самый яркий.

Примечание: не каждое качественное прилагательное обладает сразу всеми перечисленными признаками. Прилагательное считается качественным, если обладает хотя бы несколькими из них.

Обратите внимание, что качественные прилагательные, в отличие от притяжательных и относительных, обозначают признак самого предмета вне его отношения к другим предметам. Это может быть характеристика предмета по цвету (жёлтый, белый), весу (легкий, неподъёмный), размеру (маленький, огромный) и т. д.

Читайте также:  Имя прилагательное в русском языке лекция

Переход прилагательных из одного разряда в другой

Притяжательные, относительные и качественные прилагательные могут употребляться в переносном значении, при этом притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных, относительные — в разряд качественных, качественные — в разряд относительных.

Прилагательное Разряды
притяжательный относительный качественный
волчий волчий вой волчья (из меха волка) шуба волчий (злой) взгляд
стальной стальная (из стали) кружка стальные (крепкие) мышцы
мирный мирное (во время мира) время мирный (спокойный) характер
заячий заячья лапа заячья (из меха зайца) шапка заячий (трусливый) характер
живой живой цветок живая изгородь

Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных, если они приобретают признаки этих разрядов. Из примеров, представленных в таблице видно, что волчий и заячий, при употреблении их в качестве материала для предмета, переходят в разряд относительных прилагательных. При использовании их в переносном значении, они становятся качественными.

Качественные прилагательные могут переходить в разряд относительных, если они начинают обозначать постоянное свойство предмета:

кислая ягода – кислая реакция,

кривая избушка – кривая линия.

Как определить разряд прилагательного

Каждый разряд прилагательных имеет ряд характерных признаков, которыми не обладают другие разряды:

Качественные Относительные Притяжательные
  1. Степени сравнения
  2. Краткая форма
  3. Сочетание с наречиями:

очень, необыкновенно, чрезвычайно, недостаточно, слишком.

Образование сложных прилагательных с помощью повтора:

Образование прилагательных с приставкой НЕ-:

Могут иметь антонимы:

Могут иметь синонимы:

недорогой – дешёвый,
мутный – расплывчатый
.

Могут образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

слабый – слабенький – слабоватый.

Могут образовывать наречия на -О, -Е:

  1. Указывают на отношение одного предмета к другому
  2. Можно подобрать синонимичное словосочетание:

    золотое кольцо – кольцо из золота.

  1. Обозначают принадлежность
  2. Отвечают на вопросы:

    чей? чья? чьё? чьи?

    Чтобы определить разряд прилагательного надо посмотреть каким признакам данное прилагательное соответствует. Рассмотри несколько примеров:

    Пример 1. Определить разряд прилагательного:

    Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

    Прилагательное отвечает на вопрос какое?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Теперь попробуем подобрать синоним:

    орлиное означает хорошее, отличное.

    Раз к прилагательному удалось подобрать синоним, значит оно качественное.

    Пример 2. Определить разряд прилагательного:

    Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

    Прилагательное отвечает на вопрос чья?, следовательно оно притяжательное.

    Пример 3. Определить разряд прилагательного:

    Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

    человек какой? наблюдательный .

    Прилагательное отвечает на вопрос какой?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Можно попробовать подобрать синоним или посмотреть, может ли данный признак проявляться в большей или меньшей степени:

    наблюдательный означает внимательный,

    наблюдательный – наблюдательнее, самый наблюдательный.

    У прилагательного есть синоним и степени сравнения — прилагательное качественное.

    Пример 4. Определить разряд прилагательного:

    Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

    мороженое какое? клубничное .

    Прилагательное отвечает на вопрос какое?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Относительно мороженого у признака клубничный не может быть синонимов и степеней сравнения, так как мороженое не может быть более или менее клубничным. Значит можно попробовать подобрать синонимичное словосочетание:

    клубничное мороженое – мороженое из клубники .

    Данное словосочетание указывает на отношение одного предмета к другому, значит прилагательное является относительным.

    Источник