Меню

Прилагательное определение для начальной школы



Имя прилагательное

Прилагательное называют «вечным спутником» существительного, ведь прилагательное зависит от имени существительного и обозначает признак предмета.

Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Характеристики, которые дают предмету прилагательные, могут быть разными, но они все обозначают признак:

  • величина ( большой, малюсенький )
  • возраст ( пожилой, юный, молодой )
  • вес ( легкий, тяжелый )
  • цвет ( синий, фиолетовый )
  • внешний вид ( низкий, красивый )
  • внутренние качества ( злой, ленивый, глупый )
  • время ( утренний, летний )
  • место ( костромской, нижний )
  • из чего сделан предмет ( оловянный, золотой )
  • назначение предмета ( хоккейный, книжный )
  • принадлежность к человеку или животному ( папин, кошачий )

По значению выделяют три разряда имён прилагательных — качественные, относительные, притяжательные.

Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам, повторяя форму имени существительного, от которого они зависят.
В предложении прилагательные обычно выполняют роль второстепенного члена предложения — определения.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

3.3.1. Понятие об имени прилагательном. Морфологические признаки имён прилагательных. Разряды имён прилагательных

1. Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Основные признаки имени прилагательного

А) Общее грамматическое значение Примеры
Это значение признака предмета:
  • цвет;
  • Синий, голубой, сиреневый.
  • вкус, запах;
  • Сладкий, пахучий, пряный.
  • оценка;
  • Хороший, плохой.
  • характер;
  • Добрый, скромный, смешливый.
  • умственная и речевая деятельность.
  • Умный, глупый, говорливый.
    Б) Морфологические признаки Примеры
    Те же, что и у имени существительного – род, число, падеж.
    Но в отличие от имён существительных, прилагательные изменяются по родам, числам, падежам, причём родовые различия наблюдаются у прилагательных только в форме единственного числа. Это связано с тем, что прилагательные обслуживают, поясняют имена существительные: прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже.
    Ср.: голубой ковёр, голубая лента, голубое блюдце – голубые ковры, голубые ленты, голубые блюдца.
    В) Синтаксические признаки Примеры
    В предложении прилагательные обычно бывают определениями или именной частью сказуемого. Ср.: Весёлый клоун рассмешил ребят; Клоун был весёлым .
    Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже. Ср.: Весёлый клоун рассмешил ребят; Весёлая шутка рассмешила ребят.
    Прилагательные могут распространяться существительными и наречиями, образуя с ними словосочетания. Ср.: слабый от болезни, очень слабый.

    2. По характеру лексического значения прилагательные делятся на три разряда:

    А) качественные;
    Б) относительные;
    В) притяжательные.

    А) Качественные прилагательные

    Качественные прилагательные обозначают раз­личные качества предмета:

    величина: большой, крупный, маленький;

    возраст: старый, молодой;

    цвет: красный, синий;

    вес: лёгкий, тяжёлый;

    внешний вид: красивый, стройный;

    внутренние качества: умный, строгий, ленивый.

    Характерными грамматическими и словообразователь­ными особенностями качественных прилагательных являются:

    наличие степеней сравнения;

    Большой – больше, самый большой; умный – умнее, умнейший.

    наличие полной и краткой формы;

    Строгий – строг, старый – стар.

    способность сочетаться с наречиями степени;

    Очень строгий, очень большой, очень умный.

    образуют наречия с суффиксами -о, -е, -и .

    Умный → умно, блестящий → блестяще, зверский → зверски.

    Наиболее важными морфологическими признаками качественных прилагательных являются следующие:
    наличие степеней сравнения и двух (полной и краткой) форм.

    Однако не все качественные прилагательные обладают этими признаками:

    нет степеней сравнения у прилагательных типа босой, косой, слепой, хромой, мёртвый, женатый, потому что они выражают абсолютные качества, то есть такие качества, которые не поддаются сравнению (нельзя быть мёртвым в большей или в меньшей степени; нельзя быть женатым в большей или в меньшей степени);

    нет краткой формы у прилагательных типа деловой, дружеский, комический, поскольку по происхождению они являются относительными;

    нет степеней сравнения у относительных или притяжательных прилагательных в качественном значении.

    Ср.: золотой браслет (относительное прилагательное) – золотой характер (качественное значение); лисий хвост (притяжательное прилагательное) – у этого человека лисий характер / лисья улыбка (качественное значение).

    Б) Относительные прилагательные

    Относительные прилагательные обозначают признаки не непосредственно, а через отношение к:

    материалу: железный, деревянный, бумажный;

    месту: деревенский, городской, здешний;

    времени: вчерашний, осенний;

    действию: стиральный, подготовительный;

    понятию: научный, философский;

    числу: двойной, тройной;

    Эти признаки не могут проявляться в большей или в меньшей степени.

    В отличие от качественных прилагательных относительные прилагательные не изменяются по степеням сравнения и не имеют краткой формы.

    Относительным прилагательным синонимичны падежные или предложно-падежные формы существительных.

    Ср.: железный обруч – обруч из железа; волжский берег – берег Волги; спортивная обувь – обувь для занятий спортом.

    В) Притяжательные прилагательные

    Притяжательные прилагательные обозначают признаки предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному.

    Отцов пиджак, мамин платок, лисий хвост, волчий след.

    Эти прилагательные отвечают на вопрос чей? чья? чьё? чьи? Такие признаки также не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени.

    В отличие от качественных прилагательных притяжательные прилагательные, как и относительные, не изменяются по степеням сравнения.

    Притяжательные прилагательные имеют суффиксы:

    -ин/-ын : мамин, курицын, сестрицын;

    -ий/-j- : медвежий – медвеж[ j ]ьего.

    Ср.: медвежий, медвежь я , медвежь е .

    2) При употреблении прилагательных их значение может меняться. Так, относительные прилагательные могут переходить в разряд качественных.

    Ср.: сиреневая ветка – относительное прилагательное; сиреневое платье – качественное прилагательное.

    Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных.

    Упражнение к теме «3.3.1. Понятие об имени прилагательном. Морфологические признаки имён прилагательных. Разряды имён прилагательных»

    Читайте также другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:

    Источник

    Прилагательное определение для начальной школы

    Лингвистические основы изучения имени прилагательного

    В многочисленных трудах по морфологии русского языка наблюдаются различия в трактовке имени прилагательного как части речи.

    Авторы “Русской грамматики” дают такое определение: “Имя прилагательное — это часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа”[71]. С этим определением перекликается формулировка Гужвы Ф.К.: «Имя прилагательное — это значительная часть речи, обладающая грамматическим значением непроцессуального признака и выражающая его зависимых частно-грамматических категориях рода, числа и падежа» [17].

    Грамматическая зависимость имени прилагательного от имени существительного легла в основу следующего определения:“Имя прилагательное — часть речи, выражающая категориальное грамматическое значение признака предмета в форме в форме грамматической зависимости от имени существительного…” [74].

    Авторы «Современного русского языка» Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Федоров и другие [63] дают такое определение: «имя прилагательное — часть речи, которая выражает признак предмета, изменяется по родам, числам и падежам, в предложении является определением или именной частью составного сказуемого».

    Н.М. Шанский и А.Н. Тихонов также говорят, что имена прилагательные «обозначают признак предмета и выражают грамматическую зависимость признака от предмета в формах согласования с существительным в роде, числе и падеже»[80]. Эти авторы определяют значение признака как «категориальное», понимая под признаком широкий круг свойств, качеств, явлений, характеристик предметов.

    Эти качества классифицируют следующим образом:

    «внешние качества людей и животных (молодой, хромой, слепой, худой, сухопарый);

    внутренние (психологические) черты людей (добрый, злой, мудрейший, гордый);

    пространственные отношения (высокий, узкий, здешний);

    временные отношения (утренний, прошлогодний, минутный);

    цвет (белый, темно-синий, песочный, рыжий);

    разнообразные свойства вещей (мягкий, сладковатый);

    отношение к коллективу (пятое место справа, многоступенчатая ракета);

    отношения между предметами (мамин платок, лисий хвост, дождливая погода);

    характеристика предметов по действию (вертлявый, пугливый, ломкий, ноский) и многие другие» [79].

    Незначительно от этого перечня качеств отличается классификация Гужвы Ф.К., который пишет, что «грамматическим значением признака объединяются слова, обозначающие:

    — качества и свойства предметов, воспринимаемые органами чувств (громкий, мягкий, душистый, сладкий);

    — внешние или физические качества людей и животных (босой, молодой, хромой, сильный, старый);

    — пространственные и временные свойства (левый, широкий, далекий, долгий, медленный, быстрый);

    — общие оценки (хороший, полезный);

    — отношение предмета к лицу, животному, отвлеченному понятию, действию, месту, времени, числу (студенческий, каменный, научный, спасательный, городской, двойной);

    — принадлежность предмета (отцов (кабинет), Сережин (карандаш), сестрина (работа), волчий (след), киевский (театр)».

    В пособии Н.М. Шанского и А.Н. Тихонова [79] содержатся следующие сведения: признак, который выражается именем прилагательным, отнесен к предмету (синее небо, каменный дом, высокое напряжение, забавная история) и не мыслится в отвлечении от предмета — почему прилагательное всегда связано с существительным — носителем признака. Они указывают на специальные признаки, предмет может:

    Характеризовать свойства самого предмета безотносительно к другим предметам (белый мост, широкая река, яркое солнце);

    Определять предмет по отношению к другому предмету, через другой предмет (городской парк — парк находится в городе; медная посуда — посуда из меди);

    Определять предмет по принадлежности к другому предмету (заячий след — след зайца; медвежья берлога — берлога медведя; мамино пальто — пальто мамы). Семантическая связь прилагательного с существительным передается грамматическими единицами. Прилагательное изменяется по родам, числам, падежам существительных (интересная книга — интересную книгу; интересный сбор — интересного сбора, интересное сообщение — интересному сообщению) таким образом, грамматические категории рода, числа, падежа у прилагательных являются не самостоятельными, а зависимыми и выполняют формальную функцию.

    В описании характерных признаков имени прилагательного также имеются расхождения, хоть и незначительные.

    Все авторы пишут о свойственных имени прилагательному морфологических категориях рода, числа и падежа, указывая на словоизменительный характер этих категорий и возможность выявления их только синтаксически: «морфологические значения прилагательных повторяют морфологические значения существительных, с которыми они согласуются» [69]. Таким образом, имя прилагательное как часть речи характеризуется зависимыми категориями рода, числа и падежа, особой системой формирования (степенями сравнения, краткой и полной формой и словообразования, функциями в предложении).

    Род, число и падеж имени прилагательного — это грамматические категории, указывающие на то, что признак принадлежит предмету (лицу). Так, в словосочетании теплый день род, число, падеж прилагательного не имеют самостоятельного значения, а лишь повторяют род, число, падеж существительного, не внося в них каких-либо дополнительных значений. То есть категории рода, числа и падежа имени прилагательного имеют чисто синтаксическое значение, являясь показателем его связи (согласование) с существительным и выразителем синтаксического отношения (определение) к существительному. В предложениях имя прилагательное обычно выступает в функциях определения или именной части составного сказуемого.

    Таким образом, имя прилагательное как часть речи характеризуется частнограмматическими зависимыми категориями рода, числа и падежа, особой системой формообразования (степенями средней, полной и краткой формой и словообразовательной функцией в прилагательном).

    Изучение имени прилагательного в начальной школе

    Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. В I классе учащиеся наблюдают над лексическим значением имен прилагательных, учатся ставить к этим словам вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?»; во II классе изучаются изменения имен прилагательных по родам и числам в зависимости от имен существительных, в III классе — склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Одновременно на уроках русского языка и чтения вводятся новые имена прилагательные, уточняется смысл ранее известных. Формируется умение правильно употреблять их в связной речи.

    Методика изучения имен прилагательных обусловлена, прежде всего, их лингвистическими особенностями. Прилагательные обозначают признак предмета. Сущность смыслового значения прилагательных требует рассматривать их в связи с существительными. Грамматические признаки прилагательных (род, число, падеж) также зависят от имени существительного, поэтому для понимания имен прилагательных важно уже с I класса направить внимание детей на установление зависимости имени прилагательного от имени существительного. В I классе конкретно это выражается в том, что учащиеся, во-первых, подбирают признак к предмету и, во-вторых, развивают умение устанавливать с помощью вопроса связь слов в предложении, т. е. выделять словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного (без термина). Позднее, во II и III классах, эта зависимость все более конкретизируется: в каком числе, роде, падеже стоит имя существительное, в таком же роде, числе, падеже употребляется и имя прилагательное. Таким образом, семантико-грамматические свойства прилагательных обусловливают следующее методическое требование: работа над прилагательными должна идти как в плане лексики, так и в плане морфологии и синтаксиса.

    Распознавание прилагательных среди других частей речи представляет определенную трудность для младших школьников. Например, учащиеся нередко относят к прилагательным имена существительные доброта, храбрость, голубизна, т. е. существительные, обозначающие качества.

    Первый этап (I класс). Первоначальное ознакомление с прилагательными (пока еще и без термина), начинается с наблюдений над лексическим значением прилагательных и вопросов, на которые они отвечают. Признаки предметов разнообразны и могут характеризовать предмет со стороны цвета, формы, величины, материала, назначения, принадлежности и т. д. Следовательно, для формирования понятия необходимо раскрыть данное многостороннее значение прилагательных.

    Учитель показывает предмет или рисунок предмета, учащиеся называют его признаки и записывают, например: мяч (какой?) красный, круглый, резиновый, легкий, маленький. Лента (какая?) синяя, широкая…

    Осознанию учащимися роли имен прилагательных в речи способствует задание, направленное на сравнение текстов, содержащих имена прилагательные, с текстами, в которых данная часть речи отсутствует. В процессе работы обращается внимание учеников на то, что имена прилагательные способствуют точности описания.

    Правильная постановка вопросов «Какой? Какая? Какое?» по своей сути связана с пониманием синтаксической зависимости имен прилагательных от имен существительных. Поскольку с категорией рода учащиеся знакомятся только во II классе, первоклассники учатся ставить вопрос практически, руководствуясь смыслом слов: помидор (какой?) спелый, слива (какая?) спелая, яблоко (какое?) спелое. Распознавание слов, отвечающих на вопрос «Какие?», и слов, отвечающих на вопросы «Какой? Какая? Какое?» (единственное и множественное число), целесообразно связать с наблюдениями над количеством предметов. Это вносит элемент осознанности в действия учащихся.

    Большое место при изучении имен прилагательных занимают творческие работы, как устные, так и письменные, например, описание экскурсии в лес, парк, описание деревьев, птиц, зверей. В ходе наблюдений за теми или иными явлениями, учащиеся учатся выделять признаки предметов и подбирать точные слова, называющие эти признаки. Эффективными являются следующие виды упражнений:

    1. Распространение предложений.

    2. Восстановление деформированных предложений.

    3. Составление рассказов по картинке и опорным словам.

    Такого вида упражнения развивают умение не только точно, но и грамматически правильно употреблять слова, учитывая связь прилагательного с именем существительным.

    Второй этап (II класс) в основном направлен на решение трех задач: формирование понятия «имя прилагательное», развитие умения точно употреблять прилагательные в речи, формирование навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных. Все три задачи решаются во взаимосвязи.

    Формирование понятия «имя прилагательное» находится в прямой зависимости от уровня овладения учащимися обобщенной категорией «признак предмета». С этой целью предлагаются задания на классификацию слов, обозначающих цвет, вкус, запах, размер, материал, из которого сделан предмет, и т. п. и обобщение особенностей таких слов. В качестве существенных свойств выделяются не только лексические значения слов, как это делалось в I классе, но и характерные грамматические особенности.

    На основе обобщения свойств конкретных имен прилагательных второклассники выделяют показатели, свойственные именам прилагательным как части речи:

    обозначают признак предмета,

    отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

    изменяются по родам и числам,

    относятся к существительным, вместе с которыми образуют словосочетания.

    Целенаправленная работа над формированием понятия «имя прилагательное» непосредственно связана с развитием речи. Обогащение словаря осуществляется не только за счет уточнения смысла слов, представляющих собой качественные прилагательные, но за счет относительных и притяжательных прилагательных. Особенно важно использовать для наблюдений прилагательные, обозначающие разнообразные качества людей и с разных сторон их характеризующие (чуткий, отзывчивый, любознательный, аккуратный, прозорливый, добрый, трудолюбивый и пр.). Проведение интегрированных уроков (русский язык + окружающий мир, чтение) позволяет разнообразить работу, предоставляя материал для наблюдения.

    Как отмечается в лингвистической литературе, категории рода и числа у имен прилагательных не имеют того самостоятельного значения, которое свойственно существительным, и являются только выразителями связи прилагательного с существительным. Следовательно, усвоить учащимся род и число прилагательных — значит, прежде всего, усвоить сущность связи этих двух частей речи. Средством выражения связи являются окончания. На окончания и должно быть направлено внимание детей, например: день (какой?) теплый, ночь (какая?) теплая, утро (какое?) теплое.

    Примерный вариант ознакомления с изменением имен прилагательных по родам.

    Для наблюдения предлагаются имена существительные мужского, женского и среднего рода. Подобраны такие имена существительные, которые лексически сочетаемы с одним и тем же прилагательным. Кроме того, учитываются варианты окончаний у прилагательных мужского рода, например:

    Источник

    Читайте также:  Имя прилагательное в речи ребенка