Меню

Прилагательное от слова инструкция



Образование прилагательных

Особенности образования имен прилагательных

В русском языке прилагательные могут образовываться от других прилагательных либо от слов иной части речи (существительных, глаголов, наречий, числительных). Выделяют три основных способа образования прилагательных:

  • Аффиксальный способ (примеры: превысокий, светленький, весенний).
  • Неаффиксальный способ (примеры: сине-зеленый, кофеварочный, русско-немецкий).

Аффиксальные способы образования прилагательных

При образовании имен прилагательных аффиксальными способами к основе слова может добавляться один либо несколько аффиксов (приставок либо суффиксов), изменяющих значение слова частично или полностью. Существует три аффиксальных способа образования прилагательных:

  • Приставочный – способ образования, при котором прилагательные образуются от других прилагательных при помощи префиксов не-, пре-, раз-, анти-, архи-, противо-, сверх-, супер- и др. (неаккуратный, превысокий, разудалый, сверхмощный).
  • Суффиксальный – способ образования, при котором прилагательные могут образовываться от разных частей речи:
    • Прилагательных с помощью суффиксов -оньк- (-еньк), -енн-, -ущ- (-ющ-), -оват- (-еват-) и др. (светленький (светлый), тепленький (теплый), высоковат (высокий), злющий (злой));
    • Существительных с использованием суффиксов -н-, -ан-, -ин-, -ий, -ов, -ск-, -ист-, -чат-, -лив- (примеры прилагательных, образованных от существительных: утренний (утро), весенний (весна), узорчатый (узор), дедов (дед));
    • Глаголов при помощи суффиксов -н-, -чив-, -лив-, -ист-, -к-, -л- (жареный (жарить), рваный (рвать), уклончивый (уклоняться), жалкий (жалеть));
    • Наречий и числительных с применением суффиксов -н-, -енн- (ранний (рано), наружный (наружно), тройной (три)).
  • Приставочно-суффиксальный – способ, при котором прилагательные могут образовываться от следующих частей речи:
    • Прилагательных

      Неаффиксальный и смешанный способы образования прилагательных

      При неаффиксальном способе словообразование прилагательных осуществляется путем сложения либо сращения основ слов (лироэпический (лирический + эпический), звукобуквенный (звуки + буквы), умалишенный (ума + лишенный), мореплаватель (море + плаватель)).

      Смешанный способ предполагает образование прилагательных путем сложения основ слов с использованием суффиксов (преимущественно -н-) (сердечнососудистый (сердечные сосуды), кривобокий (кривой бок)).

      Источник

      Урок русского языка для 4-го класса «Образование прилагательных»

      — познакомить с образованием имён прилагательных от основ имён существительных;

      — показать способы образования имён прилагательных от основ имён существительных с помощью суффиксов.

      — расширять лингвистический кругозор учащихся;

      — развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, творческую активность, речь учащихся.

      — формировать нравственное отношение в процессе совместной деятельности;

      — формировать сознательную дисциплину.

      — учебник А. В. Поляковой, 2007 г. 4 кл.;

      1) “Имя прилагательное” (дерево-схема);

      2) схемы-опоры с рисунками для образования прилаг.: звёздный, гусиный, колосистый, ежовый, слоновый, грушевый;

      — “капли” для поощрения уч-ся.

      I. Организационный момент

      — С добрым утром, ребята! Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам успешной работы.

      — Догадайтесь с каким словом (названием месяца) связано чистописание.

      Родина этого слова – древний Рим. Оно означает “теплый, солнечный”. Наши предки в древние времена называли этот месяц “цветень” (апрель).

      — Запись даты, классной работы.

      — Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой А.

      — Запишите, продолжив закономерность.

      — Прочитайте пословицу, объясните её смысл.

      Апрель, апрель – на дворе звенит капель.

      — Сегодня за правильные ответы вы будете получать капельки, количество которых к концу урока покажут уровень вашей работы.

      — Спишите. Подчеркните орфограммы.

      — Кто из писателей использовал её в своём произведении? (С.Я. Маршак)

      — Как оно называлось? (Двенадцать месяцев)

      III. Словарно-орфографическая работа

      — Запишите названия всех двенадцати месяцев в тетрадь.

      — Прочитайте орфографически, 1 отвечает.

      1. Проверка домашнего задания №4 (с.72, упр.328) – разбор по частям речи и членам предложения (заранее подготовленный ученик).

      2. Индивидуальная работа по карточкам (во время проверки д/з).

      У доски работают два ученика.

      — Просклоняйте: широкие просторы, апрельские деньки.

      V. Работа над темой

      1. Наблюдение над образованием имен прилагательных (презентация).

      — Прочитайте (слайд №1):

      ГЛУХО, НОЧНАЯ, ЗАСВЕТЛО, СНОВА, ЗИМНИЙ, АПРЕЛЬСКИЙ

      — На какие две группы можно разделить данные слова? Запишите. (По частям речи имена прилагательные и наречия.)

      — Сравните прилагательные и наречия по составу слова. (В прилагательных есть основа и окончание, а у наречий только основа.)

      — А от какой части речи образовались эти наречия? (От имен прилагательных.)

      — А как образуются наречия? (С помощью суффиксов и приставок.)

      — Что вы знаете о правописании наречий? (В наречиях с приставкам из-, до- на конце а, с приставками в-, на-, за- пишется о.)

      — Сравните способы образования наречий и прилагательных. Выделите основу у прилагательных.

      — Как же образованы данные прилагательные? (От основ имен существа тельных: ночь, зима, апрель с помощью суффиксов -н, -ск.) (слайд №2).

      Постановка цели урока.

      — Кто догадался, о чём новом пойдёт сегодня речь на уроке?

      (Сегодня на уроке поговорим об образовании имен прилагательных. Я думаю, о том, как образуются прилагательные от существительных)

      (Учитель открывает тему урока на доске “Образование прилагательных от основ существительных”) (слайд №2)

      — Мы рассмотрим способы образования прилагательных только пока от имени существительных. Расскажите всё, что вы знаете об имени прилагательном.

      (Дети рассказывают, используя схему-опору в виде дерева, которая есть на доске и у каждого индивидуально) (слайд №3)

      У: На какой почве выросли имена прилагательные зимний, ночная, апрельский? Какой способ образования мы рассмотрели?

      Д: Мы узнали, что прилагательные образуются от существительных с помощью суффикса -ск- и -н- (под “деревом” открывается запись: сущ. + -ск- и -н-) (слайд №4).

      У: Как вы думаете, ребята, есть ли другие способы образования прилагательных от имени существительного?

      Д: Я считаю, что есть. Бывают же прилагательные с другими суффиксами.

      У: Давайте понаблюдаем. Я предлагаю записать ряд прилагательных по схемам и указать существительное, от которого оно образовано. При затруднении можно посоветоваться в паре.

      На доске схемы с рисунками (слайд №5): Рисунок 2

      У детей запись в тетрадях, 2 на пленке:

      При проверке используется оверхед проектор.

      У: Сравните основы однокоренных слов. Что заметили?

      Д: Я заметил, что при образовании прилагательного к основе существительного добавляется суффикс.

      У: При помощи каких суффиксов образуются прилагательные от существительных?

      Д: При помощи суффиксов: -н-; -ин-; -ист-; -ов-; -ев-.

      У: Сделайте вывод о способе образования прилагательных.

      Д: Имена прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов.

      У: Заполним почву под нашим “деревом прилагательным”

      (Под схемой “дерева-прилагательного” появляются записи существительные + суффиксы) (слайд №6).

      У: А теперь прочитайте правило на стр. 74 в учебнике и сравните с нашим выводом.

      Многие прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов: -ск-; -н-; -ист- (море – морской, лес – лесной, гора – горный, гористый).

      (Дети читают правило и, сравнивая с нашим выводом, говорят, что мы нашли больше суффиксов для образования прилагательных от существительных)

      VI. Физкультминутка для глаз (мультим. проектор)

      1. Образование прилагательных. Стр. 74, упр. 331.

      — С помощью какого суффикса образованы прилагательные?

      — Чем отличаются основы прилагательных и основы имен существительных? (У прилагательных в основу входит суффикс)

      Чем похожи основы? (Корнем)

      2. Игра “Предмет — признак”.

      — От данных имен существительных образуйте имена прилагательные. Река, вкус, ужас, скука, место, грусть, капуста, кость, радость.

      3. Придумайте по 2 имени прил. к каждой схеме:

      VIII. Домашнее задание

      — Как образуются имена прилагательные? (Ответы уч-ся) (слайд №7).

      Индивидуальная работа (работа на карточках для сильных уч-ся).

      — Разберите слова по составу.

      Июльский, дорожная, речной, футбольного, гористая.

      Источник

      Какой бывает инструкция:
      (определения приводятся в именительном падеже)

      Делаем Карту слов лучше вместе

      Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

      Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

      Насколько понятно значение слова меренга (существительное):

      Ассоциации к слову «инструкция&raquo

      Синонимы к слову «инструкция&raquo

      Предложения со словом «инструкция&raquo

      • И рядовые сотрудники и должностные лица следуют должностным инструкциям и выполняют положенные предписания.

      Цитаты из русской классики со словом «инструкция»

      • В записке, составленной французским министерством иностранных дел, долженствовавшей служить ему инструкцией, предписывалось собрать предварительные сведения о положении России и партий при русском дворе.

      Значение слова «инструкция&raquo

      ИНСТРУ́КЦИЯ , -и, ж. Руководящие указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления чего-л. Инструкция по технике безопасности. (Малый академический словарь, МАС)

      Отправить комментарий

      Дополнительно

      Значение слова «инструкция&raquo

      ИНСТРУ́КЦИЯ , -и, ж. Руководящие указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления чего-л. Инструкция по технике безопасности.

      Предложения со словом «инструкция&raquo

      И рядовые сотрудники и должностные лица следуют должностным инструкциям и выполняют положенные предписания.

      Это значит только то, что вы можете следовать инструкциям отличного повара.

      – Об остальном он тебе сам расскажет! – добавил его отец. – Только приложи его к своей шее. И получишь подробные инструкции.

      Синонимы к слову «инструкция&raquo

      Ассоциации к слову «инструкция&raquo

      Сочетаемость слова «инструкция&raquo

      Морфология

      Карта слов и выражений русского языка

      Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

      Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

      Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

      Источник

      Словообразовательные суффиксы сущ. и прилагат.

      Словообразовательные суффиксы собирательных существительных :
      -ств-, -еств- человечество, юношество, учительство
      -j- зверь[j]ё, воронь[j]ё, бель[j]е, зверь[j]е
      -ник-, -няк- ельник, березняк
      -н- () родня, ребятня, дворня, ровня
      -иj- пионери[j]я, аристократи[j]я,
      -арий инструментарий
      -от- беднота, пехота
      -ат- пролетариат
      -итет- криминалитет, генералитет
      Способы образования абстрактных существительных :
      с помощью суффиксов :
      -ость, -есть, -ств-, -ствиj-, красивый + -ость= красивость,
      -шин-, -чин-, -изм-, -от-, -изн-, свежий + -есть= свеж-ест-ь,
      -ениj-, -аниj-, -тиj-, -ациjсдель-щин-а, ржав-чин-а, номин-аци[j]-я…
      с помощью нулевого суффикса от прилагательных и глаголов : зелёный — зеленьØ, синий — синьØ, горький — горечьØ, хворый — хворьØ

      Суффиксальный способ образования прилагательных
      Качественные
      -ав(ый) велич-ав-ый;
      -ив(ый) лен-ив-ый;
      -ат(ый) лохм-ат-ый;
      -чив(ый) наход-чив-ый;
      -оват(ый) бледн-оват-ый;
      (-еват-) больш-еват-ый;
      -аст(ый) зуб-аст-ый;
      -ист(ый) пятн-ист-ый;
      -н(ый) длин-н-ый
      Относительные
      -ск(ий) матрос-ск-ий;
      -ов(ый) берез-ов-ый;
      -ан(ый) кож-ан-ый;
      (-ян-) глин-ян-ый;
      -н(ий) вечер-н-ий;
      Притяжательные
      -ов- отц-ов;
      -ин- пап-ин;
      -ий (j) лисий;
      — i- лис-i-эго
      Для глаголов самым распространенным способом словообразования является приставочный (префиксальный). Существительные и прилагательные в большинстве своем образуются суффиксальным способом.

      © Авторские права2020 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

      Источник

      Поиск ответа

      Всего найдено: 499

      Вопрос № 280192

      Как правильно образовать деепричастие от слова » ждать»? Как ответить на вопрос «что делая»? Ждя?

      Ответ справочной службы русского языка

      Деепричастие ждя существует, но употребляется несвободно (например, у Маяковского есть рифма ждя – вождя ). Иными словами, эта форма грамматически верна, но при употреблении наталкивается на некоторое сопротивление в языковом ощущении говорящих и пишущих. На практике используется форма деепричастия глагола ожидать – ожидая.

      Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, являются ли слова следующий и последний однокоренными? Слово «последний» вроде как образовано от слова «послед» и на основе этого есть версия, что в «последний» корень послед, а в следующий — след.

      Ответ справочной службы русского языка

      В современном русском языке слова следующий и последний однокоренными уже не являются. Хотя этимологически эти слова, конечно же, родственные.

      В слове последний корень последн-.

      Правильно ли согласованы падежи в надписи на новом памятнике Александру I в Александровском саду? Там написано: Благословенной памяти императора Александра I благодарная Россия. Мне кажется, что правильно будет «Александру». Для примера, на памятнике Минину и Пожарскому «Кузьме Минину и гражданину Пожарскому благодарная Россия».

      Ответ справочной службы русского языка

      В данном случае слова «император Александр» зависят от слова «память» и стоят в форме родительного падежа: памяти (чьей?) императора Александра I.

      В свою очередь именно слово «память» стоит в форме дательного падежа (как слова «Кузьме Минину и гражданину Пожарскому» во втором примере).

      Таким образом, надпись составлена верно.

      Добрый день, уважаемая справочная служба Грамота.ру! У нас с коллегой возникли разногласия по поводу постановки ударения в современных вариациях слов с намеком на их иностранность: «классИк» (как утверждает мой оппонент, от «классический», поэтому ударной является «И») или в слове «клАссик»(мне этот вариант кажется предпочтительнее, считаю, что от слова «клАссика). Помогите разобраться в ситуации. Спасибо. Rusyana.

      Ответ справочной службы русского языка

      Вот какие слова есть в словарях:

      кл а ссики , -ов ( игра )

      Подскажите, пожалуйста, как правильно образовать прилагательное от слова «релокация»? Релоцированный сотрудник или релокированный сотрудник?

      Ответ справочной службы русского языка

      Здравствуйте! Как правильно образовать форму повелительного наклонения от слова «лежать» — «лежи» или «ляг»?

      Ответ справочной службы русского языка

      Пожалуйста, очень срочный вопрос: «робооркестр» пишется слитно? ( от слова «робот»)

      Ответ справочной службы русского языка

      Добрый день! Не могу найти в словарях глагольную форму от слова «оверлок». Слышала «оверложить» и «оверлить». И все-таки как правильно?

      Ответ справочной службы русского языка

      Какое наречие можно образовать от слова «бухгалтер»?

      Ответ справочной службы русского языка

      Добрый день, «Грамота»!
      Помогите, пожалуйста, с двумя проблемами.
      1. Как образовать притяжательное прилагательное от слова Хэйхэ: Хэйхэйский, Хэйхэский или Хэйхэсский (университет)? Если можно, поясните свой ответ.
      2. Как правильно оформить заголовок и подзаголовок в газете, если они составляют одно сложное предложение, но набираются в две строки и разным кеглем? Например: «Тает год за годом парк, где всем хватало черёмухи и качелей» или «Стало лучше, чем было, считает начальник областного управления здравоохранения». Меня интересует постановка запятой после первой части, соответственно в конце первой строки. По правилам она нужна, но смотрится не очень красиво:
      Тает год за годом парк,
      где всем хватало черёмухи и качелей
      или
      Стало лучше, чем было,
      считает начальник областного управления здравоохранения.
      Со сложным двухчастным заголовком с «или» проще: там части заголовка равноправные и их можно напечатать одинаковым шрифтом. А здесь первая значимее второй. Получается, и без запятой нельзя, и с ней нехорошо.
      Надеюсь на аргументированные ответы.
      Спасибо!
      С уважением,

      Ответ справочной службы русского языка

      1. Нормативной рекомендации нет. Употребителен вариант Хэйхэйский .

      2. Запятая в конце первой строки нужна, если того требует синтаксис фразы.

      Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, разобраться в написании фамилии. Отец моего мужа — украинец. Фамилия — ТолочИн. Ударение на последнем слоге. Женскую фамилию в браке я получила такую же — ТолочИн. Попыталась разобраться в этимологии. Получилось три возможных варианта: от слова «Толока», от «Толочь» и от названия города в Белоруссии «Толочин». Теперь возникло несколько вопросов:
      1. Если муж — ТолочИн, почему я — ТолочИн, а не ТолочинА?
      2. Если женская фамилия всё-таки ТолочИн, значит, она произошла от названия города Толочин. Тогда почему изменяют мужскую фамилию? Ведь это то же самое, что и Любовь и Дмитрий Архангельск. Тоже город. Как изменять мужскую фамилию и изменять ли вообще?
      3. Могло ли повлиять на фамилию правописание украинского языка? Возможны ли вариации написания и произношения в русском языке?
      Родственники не общаются, поэтому у них не узнать. Хотя даже среди них по женской линии есть и ТолочИн, и ТолочинА. А к мужчинам обращаются и «ТолочИн», и «ТолОчин».
      А для меня это оказалось очень важным.
      Заранее благодарна за ответ.

      Ответ справочной службы русского языка

      1. Возможны оба варианта. Вы можете выбирать.

      2. Мужская фамилия склоняется по правилам.

      3. На написание фамилии могли повлиять многие факторы.

      Подробные ответы на Ваши вопросы Вы можете получить у создателей проекта www.familii.ru

      Здравствуйте.
      Помогите, пожалуйста, разобраться. Словари иностранных слов, а также экономических терминов содержат слово “дистрибьютор”:
      а, м [англ. distributor \\ distribute распределять, распространять] — частное лицо или фирма-посредник, специализирующиеся на оптовых закупках товаров с дальнейшей их перепродажей (slovari.ru)
      Как, на ваш взгляд, правильно образовать понятие, обозначающее возможности дистрибьютора заниматься указанной выше деятельностью? Общепринято употреблять слова “дистрибьюторство” и “дистрибуция”. Первого термина в словарях нет, второй толкуется как
      распределение, размещение; лингв. распределение языковых единиц в потоке речи, в тексте или в системе языка, их закономерные сочетания друг с другом. (slovari.ru)
      Очевидно, что термин дистрибуция описывает некий процесс (распределение), но не функцию (полномочия) по её осуществлению. Существуют ли какие-либо правило или традиция образования слов с иноязычным корнем? В каких случаях добавляется “-ство” (партнёрство, лидерство, дилерство) и т.д.), а в каких “-ция” (революция, индустриализация, электрификация..)?

      Ответ справочной службы русского языка

      От слова дистрибьютор можно по действующим словообразовательным моделям образовать слово дистрибьюторство — «работа дистрибьютора» (ср.: директор — директорство ).

      Здравствуйте!
      Возник вопрос, мы с коллегами спорим для хрипоты и никак не можем прийти к единому мнению. Есть предложение: «без изменения суммы процентов и самого платежа в платеже СЛЕДУЮЩИМ за тем, который переносили (в примере это 3-ий платеж)»
      Вопрос в том, какое окончание должно быть в слове «следующим», «-ЕМ» или «-ИМ» в данном случае. Правило написания окончаний в прилагательных можно использовать двояко: Платеже каком? в этом случае должно быть окончание «-ЕМ». С другой стороны: «За какИМ платежом?», тогда получается «-ИМ».
      Подскажите, пожалуйста, как все-таки правильно писать в этом случае.
      Спасибо

      Ответ справочной службы русского языка

      Верно: в платеже (каком?) следующем (причастие стоит в форме предложного падежа).

      Вопрос за каким? задается уже от слова следующем: следующем (за каким?) за тем, который и т. д.

      Добрый день! Какой словообразовательный словарь лучше приобрести для ученика 9 класса? Или порекомендуйте другие. И подойдет ли эт от слова рь иностранных слов?
      Тихонов, Беркович: Все трудности русского словообразования. Словарь-справочник: около 10 000 словарных статей
      Михаил Баранов: Школьный словарь образования слов русского языка
      Александр Тихонов: Школьный словообразовательный словарь русского языка

      Баш, Кимягарова, Боброва: Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология
      А. Медведев: Школьный словарь иностранных слов
      Спасибо.

      Ответ справочной службы русского языка

      Любой словарь Тихонова подойдет.

      Словари иностранных слов есть лучше (Л. П. Крысин или Л. Н. Комарова, Е. Н. Захаренко, И. В. Нечаева).

      Здравствуйте! Возникла проблема в разборе слова «помогают» по составу. Если от слова помощь, то корень помог-, если от слова мочь, то корень — мог. Получается в обоих случаях корень изменятся. Так какой ответ верный?

      Ответ справочной службы русского языка

      Источник

Читайте также:  Подберите к приведенным существительным прилагательные