Меню

Прилагательное с родовыми окончаниями



Имя прилагательное

Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета. Имя прилагательное отвечает на вопрос какой? или чей?:

Под признаком в грамматике принято понимать свойства (мягкий), принадлежность (волчий) или количества (семилетний) характеризующие предмет.

Начальная форма имён прилагательных — это именительный падеж единственного числа мужского рода. Если прилагательное имеет степени сравнения, то в форме положительной степени.

Имена прилагательные зависят от существительных. Прилагательные согласуются с именами существительными, то есть ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся:

Род Множ. число
Мужской Женский Средний
И. алый бант синяя лента яркое солнце кислые ягоды
Р. алого банта синей ленты яркого солнца кислых ягод
д. алому банту синей ленте яркому солнцу кислым ягодам
В. алый бант синюю ленту яркое солнце кислые ягоды
Т. алым бантом синей лентой ярким солнцем кислыми ягодами
П. об алом банте о синей ленте о ярком солнце о кислых ягодах

Постоянные и непостоянные признаки

Все прилагательные имеют один постоянный признак — разряд, и пять непостоянных признаков:

Единственное число: какой? яркий .

Множественное число: какие? яркие .

  • Род (только для единственного числа).
    Род Вопрос Окончание Пример
    Мужской какой? -ЫЙ, -ИЙ ал ый , низк ий
    Женский какая? -АЯ, -ЯЯ ал ая , син яя
    Средний какое? -ОЕ, -ЕЕ низк ое , син ее
  • Форма (полная и краткая):

  • Падеж (только для полной формы).
  • Степень сравнения (простая или составная).
  • Синтаксическая роль

    В предложении имена прилагательные выполняют роль определений или сказуемых. Например:

    В раковине лежала грязная посуда.

    Земной шар огромен.

    Родовые окончания имен прилагательных

    Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам, для каждого из трёх родов прилагательные имеют особые родовые окончания. Так как во множественном числе прилагательные не изменяются по родам, то они имеют общие окончания для всех родов.

    Основа Мужской род Женский род Средний род Множ. число
    твёрдый согласный -ЫЙ ста́р ый -АЯ ста́р ая -ОЕ ста́р ое -ЫЕ ста́р ые
    -ОЙ лесн о́й лесн а́я лесн о́е лесн ы́е
    К, Х, Г -ИЙ жа́рк ий -АЯ жа́рк ая -ОЕ жа́рк ое -ИЕ жа́рк ие
    -ОЙ друг о́й друг а́я друг о́е друг и́е
    Ж, Ш, Ч, Щ -ИЙ о́бщ ий -АЯ о́бщ ая -ЕЕ о́бщ ее -ИЕ о́бщ ие
    -ОЙ чуж о́й чуж а́я -ОЕ чуж о́е чуж и́е
    мягкий согласный Н -ИЙ кра́йн ий -ЯЯ кра́йн яя -ЕЕ кра́йн ее -ИЕ кра́йн ие

    Обратите внимание на разницу ударных и безударных окончаний у прилагательных мужского рода:

      Если ударение падает на основу, оканчивающуюся на твёрдый согласный, то окончание будет -ЫЙ:

    но́в ый , тёмн ый , та́л ый .

    Если ударение падает на окончание, то прилагательное заканчивается на -ОЙ:

    гнед о́й , волев о́й , молод о́й .

    В прилагательных мужского рода, основа которых заканчивается на К, Х, Г, под ударением будет окончание -ОЙ, без ударения — -ИЙ:

    морск о́й , плох о́й , друг о́й ,

    лёгк ий , ти́х ий , стро́г ий .

    Если основа заканчивается на шипящий согласный, то под ударением будет -ОЙ, без ударения — -ИЙ:

    больш о́й , чуж о́й ,

    говя́ж ий , хоро́ш ий , пти́ч ий .

    У прилагательных среднего рода разница между ударными и безударными окончаниями есть только у основ, оканчивающихся шипящими. У таких прилагательных под ударением будет -ОЕ, без ударения — -ЕЕ:

    больш о́е , чуж о́е ,

    хоро́ш ее , горя́ч ее .

    Во всех остальных случаях, например для женского рода и множественного числа, окончания не зависят от ударения.

    Источник

    Правописание родовых и падежных окончаний прилагательных

    Имена прилагательные – область русской грамматики, которая изобилует сложными правилами. Окончания прилагательных подчиняются нескольким закономерностям правописания. В первую очередь, они связаны с грамматическими признаками слова – родовой принадлежностью, числом и падежом. В статье на примерах подробно показано как правильно определить окончание прилагательного, и какие встречаются исключения.

    Читайте также:  Условия выбора дефисного написания имен существительных имен прилагательных

    Как определить, какое окончание писать в прилагательном

    В русском языке способностью склоняться обладают только полные формы, поэтому вопрос о кратких и сравнительных отпадает – их окончания не изменяются.

    Самый простой способ проверить написание слова – это задать к нему вопрос: Какой?, предварительно изменив его в соответствии с падежом. Для этого в предложении необходимо найти определяемое существительное или заменяющее слово, выяснить его падеж и род, и задать вопрос в соответствии с этими признаками. В большинстве случаев, последние буквы вопроса будут совпадать с окончанием имениприлагательного.

    Пример: известие (какое?) радостное; известию (какому?) радостному; об известии (каком?) радостном.

    Склонение по падежам

    Важно! От ударения зависит правописание окончаний прилагательных мужского рода: в безударной позиции пишется -ий или -ый (смелый, веселый, певучий), под ударением – -ой (больной, крутой).

    Родовые окончания

    Правописание родовых окончаний имени прилагательного отличается для каждого рода и зависит от последней буквы основы слова.

    Женский род

    Окончания женского рода зависят от мягкости или твердости звука, на который заканчивается основа слова. При этом последняя буква будет такой же, как и в падежном вопросе.

    Пример: Какая? – красивая, обычная, смешная, ледяная.

    От всех падежей отличается правописание именительного и винительного:

    1. в именительном (вопрос: Какая?) слова женского рода оканчиваются на -ая после твердого звука и -яя после мягкого: красивая, смешная, синяя, летняя;
    2. в винительном (вопрос: Какую?) пишется окончание -ую после твердой основы и -юю после мягкой: красивую, смешную, синюю, летнюю;
    3. в остальных косвенных падежах (вопросы: Какой?) прилагательные оканчиваются на -ой после твердого и -ей после мягкого: красивой, смешной, синей, летней.

    Таблица родовых окончаний имен прилагательных

    Мужской род

    В мужском роде окончаниеприлагательного именительного падежа зависит от ударения: в ударной позиции такие слова всегда заканчиваются на -ой, а без ударения на -ый или -ий, в зависимости от последнего звука основы: смешной, красивый, синий, летний.

    В остальных падежах окончания можно проверить с помощью вопроса соответствующей формы. Предпоследняя буква окончания также зависит от того, каким звуком заканчивается основа.

    Пример: Какого? – красивого, летнего; Какому? – красивому, летнему; О каком? – красивом, летнем.

    Закрепить знания об окончаниях прилагательных поможет упражнение.

    Допишите окончания имен прилагательных мужского рода:

    • (Какой?) добр…; звездн…; быстр…; дальн…; зимн…; сельск; грозов…; дождев…; больш….

    Средний род

    В среднем роде надо обращать внимания на основы, заканчивающиеся на шипящий звук. В ударной позиции такие слова оканчиваются на -ое, а в безударной – -ее: смешное, большое, колючее, дремучее.

    Множественное число

    Не важно, на какой слог падает ударение во множественном числе, от этого окончание прилагательного не зависит. Нужно ориентироваться на падежный вопроси, как и в предыдущих случаях, обращать внимание на последний звук основы прилагательного – мягкий (с окончанием -ие) или твердый (-ые):

    (Какие?) – смешные, большие, красивые, колючие, летние, синие.

    Упражнение на проверку

    Допишите окончания имен прилагательных:

    • (Какое?) шипуч…; тягуч…; жгуч…; горяч…; свеж…; трескуч…;
    • (Какие?) неуклюж…; больш…; велик…; чуж…; очумел…; иноземн… .

    Окончания, не подпадающие под общие правила

    Как и в любом правиле русского языка, есть исключения:

    1. В притяжательных прилагательных (обозначающих принадлежность) в окончании появляется мягкий знак: волчьи, волчьего, волчьему.
    2. Есть особенность у прилагательных, образованных от слова «город»: иногородний заканчивается на -ий, а междугородный, загородный, пригородный – на -ый.

    Источник

    Урок русского языка по теме «Родовые окончания имен прилагательных» (3-й класс)

    Класс: 3

    • обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном;
    • формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных;
    • развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать
      связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число;
    • расширять словарный запас детей;
    • развивать внимание и логическое мышление;
    • воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к природе; учить работать в группах.
    • аудиозапись,
    • магнитофон, DWD,
    • телевизор, картинки-слайды,
    • таблица алгоритма, вопросник,
    • карточки для самостоятельной работы и групповой работы,
    • предметные картинки, листы контроля.
    Читайте также:  Над самой это прилагательное

    I. Организационный момент.

    – Прозвенел для нас звонок, Начинается урок.

    Учитель. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

    Я тетрадь сейчас открою,
    И наклонно положу.
    Я, друзья, от вас не скрою,
    Ручку я вот так держу.
    Сяду прямо, не согнусь,
    За работу я возьмусь.

    (Дети выполняют соответствующие действия.)

    Учитель. Сегодня, ребята, мы с вами продолжим путешествие по Великой стране Части речи. Мы знаем, что она разделена на отдельные княжества-части, каждое из которых имеет свое название.

    – О какой части речи мы продолжим узнавать новое, вы узнаете, прослушав стихотворение.

    Я слово ищу, необычное, звучное,
    Особое, сильное, самое лучшее,
    Короткое, длинное, красное, синее,
    Неброское, яркое, очень красивое,
    Оно уменьшительное или ласкательное,
    Еще называют его……(прилагательным)…

    II. Актуализация знаний.

    1. Работа в парах.

    А что такое имя прилагательное и что вы о нем знаете, вы расскажите друг другу по моей команде, используя карточки-вопросы, которые лежат у вас на столе. На 1, 2, 3 вопрос отвечают ребята I-го варианта, на 4, 5, 6 ребята II-го варианта.

    (У детей на партах карточки-вопросы “Что я знаю об имени прилагательном”).

    “Что я знаю об имени прилагательном”

    1. Что такое прилагательное?
    2. Что обозначает прилагательное?
    3. На какие вопросы отвечает? Примеры.
    4. С какой частью речи связано?
    5. Что образует с существительным?
    6. Какое слово главное, какое зависимое? Примеры.

    2. Проверка домашнего задания. (3–4 человека)

    Ваше домашнее задание было связано с использованием имен прилагательных в загадках. Кто-то из вас использовал литературные загадки, а кто-то авторские.

    – Послушаем, что у них получилось. Прочитайте свои загадки, а ребята попытаются отгадать, о ком или о чем идет речь. (3–4 загадки.)

    (Дети показывают отгадки – рисунки.)

    Учитель. Так для чего же в нашей речи используются прилагательные?

    Дети. Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительной.

    Ученик читает стихотворение:

    Определяю я предметы,
    Они со мной весьма приметны,
    Я украшаю вашу речь,
    Меня вам надо знать, беречь!

    III. Минутка чистописания.

    АЯ ЯЯ ЫЙ ИЙ ОЙ ОЕ ЕЕ

    Учитель. Какие соединения мы сегодня повторяем?

    Дети. Это окончания имени прилагательного.

    Учитель. Сегодня мы узнаем, когда эти окончания употребляются.

    IV. Изучение нового.

    1. Проблемная ситуация. Работа по группам

    Сейчас вы, ребята, будете работать по группам. Определитесь, кто у вас в группе будет спонсор знаний, писарь, хранитель времени.

    Сильный ветер вдруг подул,
    Окончания в кучу сдул.
    Карточку скорей возьмите
    И порядок наведите.

    – Вставьте окончания —АЯ -ЯЯ -ЫЙ -ИЙ -ОЙ -ОЕ -ЕЕ в следующие словосочетания, укажите род и число имен прилагательных.

    Смешн.. котенок
    Сильн.. метель
    Светл.. пальто
    Красив.. цветок
    Вечерн.. заря
    Син.. небо
    Беленьк.. зайчик

    Учитель. Какие окончания вы вставили? (При проверке учитель записывает на доске спорные слова.)

    После обсуждения разных вариантов окончаний:

    – Почему мы услышали разные варианты окончаний у одних и тех же прилагательных? (Окончания безударные.)

    Цель нашего урока: научиться писать родовые окончания имен прилагательных.

    2. Фронтальная беседа.

    – на какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода?

    – какие окончания они имеют?

    – на какой вопрос отвечают прилагательные женского рода?

    – какие окончания они имеют?

    – на какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода?

    – какие окончания они имеют?

    На доске постепенно появляется таблица.

    Мужской род
    Женский род
    Средний род
    какой?
    какая?
    какое?
    -ой, -ый, -ий
    -ая, -яя
    -ое, -ее

    – Выделите окончания вопросов и сравните с окончаниями прилагательных.

    -Какой вывод можете сделать?

    В Ж.р. и Ср.р. окончания совпадают.

    – Почему не совпали окончания в М.р.?

    3. Работа с учебником.

    Проверьте свои выводы с учебником с. 112

    А теперь вернемся к словосочетанию Син.. небо

    Так какое здесь правильное окончание –ее. Почему?

    V. Систематизация и обобщение знаний.

    1. Составление алгоритма и работа по нему.

    Для того чтобы систематизировать наши знания о родовых окончаниях я предлагаю вам АЛГОРИТМ.

    Алгоритм-плакат дети читают.

    После прочтения: – все ли понятно?

    – используя алгоритм, запишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания. Окончания выделите.

    Пожил.. человек, ярк.. солнце, весенн.. песенка.

    А сейчас поиграем. Вы под музыку будете передавать мяч. На ком музыка остановится, тот должен будет подобрать к картинке имя прилагательное и назвать окончание.

    Звучит песенка “Вместе весело шагать”

    3. Упражнения в редактировании словарных слов.

    1) Представьте себе, что вы редакторы, и вы отвечаете за выпуск очередного номера газеты, а в текст вкрались ошибки, – найдите их и исправьте, окончания прилагательных выделите, укажите род.

    Серая варабей, дижурный учяник, белая малако, висеняя ресунок, позний завтрок, диревенский улеца, русская езык,

    Начинаем писать вместе, но так как вы пишите с разной скоростью, я предлагаю вам остановиться и поставить точку по моему сигналу. Завершив свою работу, вы можете перевернуть лист контроля и проверить написание слов. (Лист контроля на партах.)

    Серый воробей, дежурный ученик, белое молоко, весенний рисунок, поздний завтрак, деревенская улица, русский язык.

    Работа по карточкам

    Для ребят, испытывающих трудности:

    Спиши текст. Выдели окончания прилагательных, укажи род.

    Голубой дымок на берегу.

    Поле золотое, солнце золотое,

    Золотая Родина моя.

    Для ребят более одаренных.

    Запиши рассказ, выбирая имена прилагательные.

    Сегодня (отличн. замечательн. чудесн..) день.

    Какое (ясн. голуб. лазурн..) небо!

    Впереди виден (густ. таинствен. незнаком..) лес.

    В лесу (высок. зелен. могуч..) деревья.

    Вдали (старин. камен. таинствен..) крепость.

    Мы идем по (узк. широк. лесн..) тропинке к крепости.

    Выделите окончания прилагательных.

    Учитель. Итак, над какой темой работали на уроке? Какие цели ставили?

    Что нужно сделать, чтобы правильно написать родовые окончания имени прилагательного?

    Дети. Найти существительное, с которым оно связано.
    – Определить род имени существительного.
    – Узнать род имени прилагательного и вспомнить окончание.

    Выберите правильный ответ.

    1. Имя прилагательное обозначает:

    а) признак предмета
    б) предмет
    в) действие предмета

    2. Имя прилагательное отвечает на вопрос:

    а) кто? что?
    б) какой? какая? какое? какие?
    в) что делает? что сделал? что сделала?

    3. С какой частью речи связано имя прилагательное?

    а) с глаголом
    б) с существительным

    4. Какие окончания имеют прилагательные женского рода?

    а) -ой, -ый, -Ий
    б) -ая, -яя
    в) -ое, -ее

    5. Какие окончания имеют прилагательные мужского рода?

    а) -ой, -ый, -Ий
    б) -ая, -яя
    в) -ое, -ее

    6. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

    а) -й, -ый, -Ий
    б) -ая, -яя
    в) -ое, -ее

    Дети отвечают на вопросы.

    – Обменяйтесь с соседом по парте, проверьте правильность ответов.

    VIII. Рефлексия. Лесенка знаний.

    – Оцените свою деятельность на уроке на “лесенке знаний”.

    – Если у вас остались вопросы по теме урока, поставьте крестик на нижней ступеньке.

    – Если нет вопросов, то посередине.

    – А если вы можете научить товарища, то на верхней ступеньке.

    – Кто доволен своей работой?

    IX. Домашнее задание.

    – Ребята, попробуйте описать вашего четвероного друга, используя имена прилагательные.

    Источник