Меню

Прилагательное в 4 классе по сказкам пушкина



Проект «Имена прилагательные в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» в рамках предмета «Русский язык» в 4 классе

Инна Ковальчук
Проект «Имена прилагательные в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» в рамках предмета «Русский язык» в 4 классе

«Русский язык — это прежде всего Пушкин — нерушимый причал русского языка».

Цель проекта: найти в тексте «Сказка о рыбаке и рыбке» имена прилагательные, определить, какую роль они играют в сказке.

Задачи проекта:

1. Научиться работать с текстом.

2. Найти имена прилагательные, которые употреблены вместе с именами существительными.

3. Определить какие прилагательные употреблены в переносном значении.

4. Подобрать синонимы и антонимы.

5. Установить значение устаревших слов.

Актуальность выбранной темы: мы, современные школьники, чтению художественных произведений отводим совсем немного времени. А ведь так поступать нельзя! Мы с вами -русские люди. Поэтому мы должны любить и уважать свой русский язык. Заботиться о том, чтобы наша речь была культурной, грамотной, красивой, понятной для окружающих. Чтобы этого достичь, нужно больше читать произведений классиков и расширять знания о языке. На примере произведения А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» можно попробовать показать как автор, используя такую часть речи, как имя прилагательное, позволяет нам увидеть в этом произведении красоту русского языка, живописно описывает картины природы, выразительно передаёт характеры людей. А потом сделать соответствующие выводы о необходимости и потребности в чтении.

Новизна проекта для нас заключалась в том, что мы работали с авторским текстом; логически мыслили ; по- другому смотрели на литературное произведение.

План работы над проектом: перечитали сказку А. С. Пушкина. Нашли имена существительные, употреблённые с именами прилагательными. Подбирали имя прилагательное к имени существительному. Записывали составленные словосочетания. Записывали имена прилагательные, употреблённые в переносном значении. Записывали устаревшие формы слов. Выбрали и записали имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы и антонимы. Проиллюстрировали словосочетания существительное + прилагательное. Сделали вывод. Защитили проект в классе.

ВЫВОД: выполняя данный проект, было очень интересно работать с текстом сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Автор в своём произведении позволяет нам увидеть красоту русского языка, используя в нём много интересных устаревших слов (о значении которых мы раньше и не задумывались, чтобы красочно описать происходящие действия. Имена прилагательные в этой сказке помогают раскрыть смысл сказки, характер героев и другое. Например, используя разнообразные имена прилагательные,он живописно описывает картины природы: неспокойно синее море, помутилося синее море, почернело синее море. Также имена прилагательные помогают А. С. Пушкину выразительно передать и описать гнев золотой рыбки, внешний вид, наряды, жильё главных героев,характеры людей: старуха вздурилась, сварливая баба — говорит он о жадной бабе, А старик у него добрый и уважительный, он с поклоном, уважительно обращается к рыбке: «Смилуйся, государыня рыбка

Источник

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Октябрь 2020

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Канакина. 4 класс. Учебник №2. Наши проекты. Имена прилагательные в “Сказке о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина, с. 28

Наши проекты. Имена прилагательные в “Сказке о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина

  • Прочитайте сказку. Какие имена прилагательные использовал А. С. Пушкин в “Сказке о рыбаке и рыбке”? Какие имена прилагательные в ней чаще встречаются? Почему?

Великий русский поэт А.С. Пушкин особенно строго относился к выбору слов в своих произведениях, в том числе и имён прилагательных. Именно поэтому его произведения считаются классическими и люди читают их по сей день.

1. Прочитайте сказку ещё раз. А теперь назовите имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с именами прилагательными. Возможно, к одному имени существительному вы найдёте несколько имён прилагательных.

Кирпичная, белёная труба; дубовые, тесовые воро́ты; дорогая соболья душегрейка.

2. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки. Запишите составленные словосочетания.

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, кирпичная, белёная труба, дубовые, тесовые воро́ты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчева́я кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.

  • С какой целью автор употребил именно такие имена прилагательные?

Автор с помощью прилагательных красочно описывает жизнь героев сказки, их характер, точно предаёт настроение и чувства.

  • Какие имена прилагательные употреблены в переносном значении? К каким именам прилагательным можно подобрать синонимы и антонимы?

Имена прилагательные, употреблённые в переносном значении:
Золотая (рыбка) – покрытая золотой чешуёй.
Сердитые (волны) – большие, высокие.
Чёрная (крестьянка) – бедная.
Печатный пряник – с отпечатанным рисунком.
Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море.

Синонимы к именам прилагательным:

Ветхая (землянка) – старая.
Дорогой (откуп) – большой.
Ласковое (слово) – доброе.
Великое (чудо) – большое.
Грозная (стража) – зловещая.

Антонимы к именам прилагательным:

Дорогой (откуп) – дешёвый.
Ласковое (слово) – недоброе.
Великое (чудо) – маленькое.
Новое (корыто) – старое.

  • Подчеркните устаревшие слова – имена существительные, а также устаревшие формы множественного числа имён прилагательных.

Устаревшие формы множественного числа имён существительных:

Жемчуги – драгоценности (жемчуг).
Палаты – жилые сооружения.
Вины – вино.
Вороты – ворота.
На посылках – на службе.
Очи – глаза

Чупрун – чуб, хохол.
Кичка – старинный женский головной убор.
Душегрейка – тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади.
Светёлка – светлая комната, отделённая сенями от кухни.
Старче – старичок.

Источник

Проект на тему «Имена прилагательные в сказках Пушкина»

Дети любят создавать проекты. И вот очередной по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему «Имена прилагательные в сказках Пушкина»»

Проект Имена прилагательные в сказке А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке»

Подготовила ученица 4а класса

средней школы №4 г. Раменское

  • Определить имена прилагательные, которые автор использовал при написании произведения.

* Выявить часто повторяющиеся имена прилагательные.

* Выявить имена прилагательные которые употреблены в переносном значении.

* Подобрать имена прилагательные к именам существительным.

* Выявить устаревшие слова.

  • 1. Подбираем имена прилагательные.
  • 2. Прилагательные в переносном смысле.
  • 3. Устаревшие имена прилагательные.

Подбираем имена прилагательные.

  • Синее небо, ветхой землянке, морская трава, золотая рыбка, человеческий голос, дорогой отпуск, ласковое слово, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, белёного трубою, тесовыми воротами, чёрной крестьянкой , столбовою, дворянкой, высокий терем, соболья душегрейка, маковке кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольную царицей, целое царство, царские палаты, заморские вины, печальный пряник, грозная стража, старый невежа, владычицей морской, чёрная буря, сердитые волны.

  • Например такие: чёрной крестьянкой, золотая рыбка, сердитые волны, ветхая землянка, печальный пряник, прямой простофиля.

Устаревшие имена прилагательные.

  • Ветхой, сварливая, белёною, тесовыми, столбовою, парчовая, заморские.

  • Теперь мы можем понять, что имена прилагательные нужны в нашей жизни.
  • А если прилагательных не было бы, то наша речь стала бы невыразительной.

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 51. Имена прилагательные в сказке А.С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке»

Вопросы, рассматриваемые на уроке

  • имена прилагательные из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
  • подбирать иллюстрации к словосочетаниям из сказки;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные красивый, и краткие красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.

Синонимы – слова, близкие по лексическому значению.

Антонимы – слова, противоположные по смыслу.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) – русский поэт, драматург, прозаик. Написал несколько сказок в стихах.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКЕ ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» HTTPS://KUPIDONIA.RU/VIKTORINY/VIKTORINA-PO-SKAZKE-PUSHKINA-SKAZKA-O-RYBAKE-I-RYBKE

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Александр Сергеевич Пушкин в октябре 1833 года написал «Сказку о рыбаке и рыбке».

Старик и его жена живут около моря. Жена занимается хозяйством, ведёт дом, а старик – рыбак. Однажды в его сеть попалась необычная рыбка. Она была золотая и могла говорить человеческим голосом. Рыбка попросила старика отпустить её, предложив любой выкуп. Старик был добрым человеком и отпустил рыбку просто так. Старуха же, узнав о рыбке, стала ругать мужа, потребовала новое корыто от рыбки. Старик вернулся к морю, позвал рыбку и передал желание своей старухи. Рыбка исполнила желание. Но желания старухи возросли. Затем она попросила новую избу, затем захотела стать столбовой дворянкой, потом «вольною царицей».

Каждый раз, как старик идёт к морю, оно меняется от спокойного до бури. Отношение старухи к своему супругу тоже меняется. Чем выше её положение, тем пренебрежительнее она относится к своему мужу.

Последнее желание старухи – стать «владычицей морскою», чтобы рыбка сама ей служила. Рыбка ничего не ответила на эту просьбу, и когда старик вернулся домой, он увидел свою старуху, а рядом – разбитое корыто.

С тех пор в нашу культуру вошла поговорка «остаться у разбитого корыта», то есть остаться ни с чем.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Прочитайте фрагменты сказки. Какие иллюстрации можно подобрать к ним? Соедините фрагмент и иллюстрацию.

Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает.

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»

Проверьте себя по эталону:

Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает.

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»

  1. Определите число, падеж и, где возможно, род имён прилагательных, которые встречаются в сказке. Не забывайте, что род, число и падеж имени прилагательного зависит от рода, числа и падежа имени существительного, от которого оно зависит.

У синего моря (___________), в ветхой землянке (___________), с травой морскою (___________), с непростою рыбкой (___________), золотая рыбка (___________), дам дорогой откуп (___________), отпустил рыбку золотую (___________), ласковое слово (___________), в синее море (___________), рассказал великое чудо (___________), дорогою ценою (___________), к синему морю (___________), будет новое корыто (___________), сварливая баба (___________), с кирпичною трубою (___________), с дубовыми вороты (___________), чёрной крестьянкой (___________), столбовою дворянкой (___________), высокий терем (___________), в дорогой собольей душегрейке (___________).

Проверьте себя по эталону:

У синего моря (ед.ч., м.р., Р.п.), в ветхой землянке (ед.ч., ж.р., П.п.), с травой морскою (ед.ч., ж.р., Т.п.), с непростою рыбкой (ед.ч., ж.р., Т.п.), золотая рыбка (ед.ч., ж.р., И.п.), дам дорогой откуп (ед.ч., м.р., В.п.), отпустил рыбку золотую (ед.ч., ж.р., В.п.), ласковое слово (ед.ч., ср.р., В.п.), в синее море (ед.ч., ср.р., В.п.), рассказал великое чудо (ед.ч., ср.р., В.п.), дорогою ценою (ед.ч., ж.р., Т.п.), к синему морю (ед.ч., ср.р., Д.п.), будет новое корыто (ед.ч., ср.р., В.п.), сварливая баба (ед.ч., ж.р., И.п.), с кирпичною трубою (ед.ч., ж.р., Т.п.), с дубовыми вороты (мн.ч., Т.п.), чёрной крестьянкой (ед.ч., ж.р., Т.п.), столбовою дворянкой (ед.ч., м.р., Т.п.), высокий терем (ед.ч., м.р., В.п.), в дорогой собольей душегрейке (ед.ч., ж.р., П.п.).

  1. Запишите антонимы к именам прилагательным.

Образец: высокий терем – низкий

непростая рыбка – __________________

дорогой откуп – __________________

ласковое слово – __________________

сварливая баба – __________________

грозная царица – __________________

старый невежа – __________________

Проверьте себя по эталону:

непростая рыбка – простая

дорогой откуп – дешёвый

ласковое слово – злое

сварливая баба – добрая

грозная царица – ласковая

старый невежа – молодой

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Прочитайте последнее обращение старика к рыбке. В нём имена прилагательные…

«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».

А) в форме ед.ч., м.р., Т.п.;

Б) в форме ед.ч., ж.р.,Т.п.;

В) в форме ед.ч., ж.р., Р.п.;

2. Прочитайте описание последнего посещения моря. В каком словосочетании нельзя определить род имени прилагательного?

Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.

А) к синему морю;

В) сердитые волны.

3. Прочитайте описание старухи в образе столбовой дворянки. Найдите верное высказывание.

На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает.

А) в предложении 2 имени прилагательных в ед.ч., 3 имени прилагательных во мн.ч.;

Б) в предложении 3 имени прилагательных в ед.ч., 2 имени прилагательных во мн.ч.;

В) в предложении 2 имени прилагательных в ед.ч., 2 имени прилагательных во мн.ч.

Проверьте себя по эталону:

Три правильных ответа – «Отличный результат!»

Два правильных ответа – «Хороший результат!»

Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»

Источник

Читайте также:  Три степени прилагательного happy