Меню

Прилагательное в роли сущ



Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Конспект урока в 3 классе по русскому языку.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_uroka.docx 22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по теме: « Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными»

классов МАОУ «СОШ № 153

с углубленным изучением

иностранных языков» г. Перми

Гайда Оксаны Михайловна

Тема: Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными

(ОС«Школа 2100» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина«Русский язык» 3 класс)

Тип урока: общеметодологической направленности

Место урока в общей системе изучаемого материала: 2 урок по теме «Имя прилагательное как часть речи»

Формы организации деятельности учащихся на уроке: технология проблемного обучения; деятельностный метод.

Цель урока: показать связь имени прилагательного с именем существительным; формировать у учащихся способность к систематизации изучаемого материала

Задачи: 1. Учить видеть связь им. прилагательного с им. существительным; определять род, число имени прилагательного; 2. Развитие точной, правильной, грамотной устной и письменной речи; 3. Развитие коммуникативных качеств (умение слушать и слышать, терпимость, общаться со сверстниками)

Планируемые достижения учащихся: узнать и запомнить значение новых словарных слов; расширить знания об имени прилагательном и его роли в речи; научиться находить связь между именем прилагательным и именем существительным.

1.Мотивирование к учебной деятельности

-Улыбнитесь друг другу. Покажите своей улыбкой, что вы готовы помочь и поддержать друг друга.

Вы готовы окунуться в мир русского языка? Вы считаете что вам это нужно? Зачем? Тогда вперёд!

2. Актуализация знаний

-орфографическая разминка. Вставить букву и доказать свою правоту.

Лес(?)ница, в.р.бей, про . ьба, су . ота, сер(?)це, в . сёлый, . на, л . пата,

н . овинка, прил . тал

— Что вы можете рассказать о слове ВОРОБЕЙ ? (Ответы детей: это имя существительное, одушевлённое, мужского рода, ед. числа)

— Что вы расскажите о слове ОНА ? (ответ: это личное местоимение, 3-го лица, ед. числа, мужского рода)

По ходу работы все слова прикрепляются на доску.

-Прочитайте ещё раз слова и назовите имя прилагательное. (Ответ: весёлый)

— Как вы его выделили из этой группы слов? ( Ответы детей: по вопросу Какой? )

— Так что такое имя прилагательное?(Ответы: Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? И обозначает признак предмета.)

3. Сообщение темы и цели урока.

-Отгадайте – ка загадку:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

-Какая часть речи может о себе так сказать? (Ответы детей: прилагательное)

-Какую роль играет имя прилагательное в нашей речи? (Ответы: имя прилагательное украшает нашу речь, уточняет, обогащает, . . .)

— Почему имя прилагательное имеет такое название? (предположения детей)

— Я думаю в течении урока мы найдём ответ на этот вопрос.

— Ребята, как вы думаете какова тема нашего урока? (Ответы детей: имя прилагательное как часть речи.)

-Да, мы продолжим наблюдать за именем прилагательным, выясним почему оно так называется, с какой частью речи связано.

4. Наблюдение за именем прилагательным

На слайде слова:

— По какому признаку разделены слова на две группы? (Ответы детей: по принадлежности к частям речи, имена прилагательные, имена существительные)

-Образуйте из этих слов словосочетания . (записывают их в тетрадь)

— Проверка. (Ответы: новенький костюм, праздничное настроение, душистая смородина, голосистые соловьи)

— Почему именно так вы соединили пары? (Ответы: подходит по смыслу; имя существительное в мужском роде, значит и имя прилагательное в мужском роде; ставили вопрос от имени существительного к имени прилагательному)

-Как вы думаете, какое слово главное в словосочетании? (Ответы: имя существительное)

-Почему? (Ответы: потому что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак)

-Значит, признака не может быть без предмета. Какой же вывод можно сделать, с какой частью речи связано имя прилагательное? (Ответ: с именем существительным)

5. Первичное закрепление.

-Выполняем упражнение из учебника №313 — по вариантам /по заданию/

1 столбик — I вариант; 2 столбик — II вариант

Проверка коллективная(Ответы детей: лес (какой?) густой, имя существительное мужского рода, единственного числа, имя прилагательное — м.р., ед. ч.)

После четвёртого словосочетания спрашиваю:

-Что вы заметили, выполняя это задание? (Ответы: Что у имени сущ. и имени прилаг. одинаковые род и число)

Продолжаем проверку. После проверки всего задания — вопрос:

-Какой вывод можно сделать, после выполнения этого задания? (Ответы: Имя прилагательное стоит в том же роде и числе что и имя существительное , с которым оно связано.)

— Прочитаем правило в учебнике.

— Ребята, давайте вернёмся к нашему вопросу, который вызвал у нас затруднение в начале урока: Почему имя прилагательное так называется?(Ответы: Потому что оно связано с существительным; я думаю, прилагательное произошло от слова прилагать , т.е. прикладывать, а оно ведь прикладывается к имени существительному и от него зависит;)

На слайде: рисунок – зимний пейзаж, не полное предложение.

— Дополните предложение. (Ответы: Зимним вечером на небе светит яркая луна. )

— Как вы думаете, изменился ли смысл предложения? (Ответы: Да. Я думаю изменился, стало понятно в какое время года это происходит. Предложение стало красивее, ярче . Эти слова уточнили смысл предложения.)

Запишите это предложение и сделайте полный его разбор. (Один ученик работает у доски. Подчёркивает основу предложения, указывает части речи над каждым словом, выписывает все словосочетания из этого предложения)

-В словосочетаниях с именем прилагательным указать род и число сущ. и прилагательного.

— Как вы определили род и число имени прилагательного? (Ответы: по имени существительному, с которым оно связано)

6. Словарная работа

— У нас на уроке есть новичок. Это новое слово.

На слайде появляется слово ФОНАРЬ

-Поставьте ударение, укажите опасное место – орфограмму.

— Что такое фонарь? (Ответы: это осветительный прибор)

— А знаете ли вы , что во Владимиро – Суздальском музее – заповеднике есть «Царь – фонарь», который весит 160 кг, высота его – 2 метра. Выносили его в старину на пасху, и несли впереди крестного хода.

Записываем слово в тетрадь и подбираем к нему однокоренные слова, указываем во всех орфограмму. (фонарик, фонарщик, фонарный)

— Что нового вы узнали об имени прилагательном? (Ответы: что оно связано с именем существительным и согласуется с ним в роде и числе)

На слайде не законченные предложения, закончите их

— Ребята, а как бы вы оценили свою работу на уроке? Почему?

Я оцениваю детей , выставляю отметки.

-Домашнее задание: нарисовать фонарь, упр. № 314.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тип данного урока: изучение нового материала. Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Подробно прописаны этапы урока, деятельность учителя, учащихся, а также плани.

Презентацию можно применить для любого УМК.

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Тема урока: «Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи».

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра.

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.

Источник

Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология

Переход прилагательных в существительные

Прилагательные могут переходить в разряд существительных. Этот процесс называется субстантивацией (от лат. substantivum).

Субстантивация – процесс, который русский язык знает издавна. Вряд ли неспециалист сможет сейчас догадаться, что такие существительные, как войско, вдова, молебен, рукав, ножны, по происхождению являются прилагательными.

В современном языке процесс субстантивации также происходит очень активно. Можно выделить большие тематические группы существительных, которые произошли от прилагательных. К ним относятся, например, многие слова, которые служат названиями помещений в квартире или жилом доме: передняя, гостиная, столовая, ванная, буфетная, гардеробная, бильярдная. Бывшие прилагательные – это и названия предприятий торговли и общественного питания, которые есть в каждом городе: булочная-кондитерская, шашлычная, пельменная, бутербродная, закусочная, рюмочная и т.д. Названия многих политических объединений, сторонников того или иного общественно-политического направления – это также нередко субстантивированные прилагательные: левые, правые, красные, белые, зеленые, коричневые. Многие наименования представителей отдельных рас тоже прилагательные, перешедшие в разряд существительных: белый, черный, желтый, краснокожий. (Вспомним В. Маяковского: «Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу – черный«.) Названия некоторых пород собак: борзая, гончая, легавая тоже результат субстантивации.

При субстантивации меняются семантические, морфологические и синтаксические свойства бывших прилагательных. Теперь они обозначают предмет, а не признак, приобретают самостоятельный род, изменяются по падежам и числам; причем, как и некоторые существительные, субстантивированные прилагательные употребляются в форме только одного числа: жаркое, горячее, сладкое, заливное (только единственное); родные, близкие (только множественное). Субстантивированные прилагательные могут, в свою очередь, иметь при себе определения: «светлая гостиная«, «кооперативная пельменная«, «первоклассный портной«. В предложении субстантивированные прилагательные являются преимущественно подлежащим или дополнением («Закусочная открывается в 10 часов» – «Открыли прекрасную закусочную«).

Примечание . Необходимо отметить, что процесс субстантивации охватывает не только прилагательные. В существительные переходят и другие части речи, в первую очередь причастия: будущее, минувшее, настоящее, раненый, возлюбленный и др.

Субстантивация, как и адъективация, бывает полная и частичная . При полной субстантивации слова уже не употребляются как прилагательные: былое, мостовая, прачечная, портной, лесничий, парикмахерская. При частичной субстантивации слово может употребляться то как прилагательное, то как существительное: «дарственная надпись» – дарственная, «ванная комната»– ванная, «нищий старец»– нищий, «закусочная икра»– закусочная и т.д.

Существительные, пережившие как полную, так и частичную субстантивацию, являются фактом языка и зафиксированы толковыми словарями.

Кроме того, можно говорить о так называемой контекстуальной субстантивации. Это переход прилагательного (или причастия) в существительное, действительный только в пределах данного контекста.

Множество примеров контекстуальной субстантивации дала поэзия символистов, в первую очередь А. Блока: «Я вам поведал неземное. Я все сковал в воздушной мгле»; «И у светлого дома, тревожно, я остался вдвоем с темнотой. Невозможное было возможно, Но возможное – было мечтой»; «И этот лес, сомкнутый Тесно. И эти горные пути Мешали слиться с неизвестным. Твоей лазурью процвести»; «И мгновенно житейское канет, Словно в темную пропасть без дна, И над пропастью медленно встанет Семицветной дугой тишина».

Очень часто в поэзии А. Блока контекстуально субстантивированные прилагательные встречаются в функции обращения: «Неверная, лукавая, Коварная – пляши! И будь навек отравою Растраченной души»; «О нежная, о тонкая! И быстро Ей мысленно приискиваю имя»; «Эта прядь – такая золотая – Разве не от старого огня? – Страстная, безбожная, пустая. Незабвенная, прости меня!»

«Русский язык и культура речи». под редакцией профессора В. И. Максимова. Рекомендовано Министерством.ПРЕДИСЛОВИЕ. Глава I. Речь в межличностных и общественных отношениях.

Русский язык и культура речи. Речь и взаимопонимание. На процесс взаимопонимания в речевом общении существенное влияние оказывают некоторые особенности использования языка в речи.

Русский язык и культура речи. Культура речевого общения. Под культурой речевого общения понимается такой отбор и организация языковых средств, которые способствуют наиболее эффективному достижению поставленных задач в данной сфере речевых.

Русский язык и культура речи. Три основных типа взаимодействия участников диалога в русском языке.Итак, диалогическое единство обеспечивается связью различного рода реплик (формулы речевого этикета, вопрос – ответ, добавление, повествование.

Русский язык и культура речи. Структура речевой коммуникации. Будучи актом коммуникации, речь всегда обращена к кому-либо.

Русский язык и культура речи. Установление (поддержание) деловых контактов.Коммуникативная установкаопределение социального и ролевого статуса участников общения, установление социально-речевого контакта.

Русский язык и культура речи. Речь, ее особенности.К речи относят также продукты говорения в виде речевого произведения (текста), фиксируемого памятью или письмом.

Значительное место в учебнике занимает материал, связанный с культурой речевого общения и с оформлением служебной документации. Учебник нацелен на представление современных взглядов, касающихся русского языка и культуры речи в начале XXI в.

Русский язык и культура речи. Общая характеристика стилей. Каждый функциональный стиль современного русского литературного языка – это такая его подсистема, которая определяется условиями и целями общения в.

Русский язык и культура речи.Основанием классификации разновидностей речи могут быть различные факторы, которые дают возможность выделять устную и письменную формы существования речи, диалогическую и монологическую речь, функциональные стили и.

Источник

Читайте также:  Прилагательные человека английского языка с переводом