Меню

Прилагательное возложить положение однокоренные слова



Однокоренные и родственные слова «возложить»

Родственные для «возложить» слова — это лексемы, близкие по смыслу, с корнем –лож–, принадлежащие к разным частям речи. возложить — глагол, корень слова — лож, имеет следующие однокоренные слова:

  1. благорасположение
  2. влагалище
  1. возлагать
  2. возложение
  1. залог
  2. заложить
  1. лежать
  2. лог
  3. ложить
  4. ложиться
  5. надлежать
  6. налог
  7. налоговый
  1. налогообложение
  2. наложить
  3. обложение
  4. полагать
  5. положенный
  6. положить
  7. предлагать
  1. принадлежать
  2. пролежень
  3. проложить
  4. разложение
  5. расположить
  6. слагать

Слова с омонимичными корнями

Важно! Не являются однокоренными, омонимичные корни имеют одинаковое написание, но разное лексическое значение.

  1. аванложа
  2. безотложный
  3. вложение
  4. вложенный
  5. вложить
  6. заложник
  7. капиталовложение
  8. ложе
  9. ложевой
  10. ложноклассический
  11. ложноножка
  12. мужеложество
  13. мужеложник
  14. низкорасположенный
  15. низложение
  1. обложечный
  2. обложной
  3. отложить
  4. отложной
  5. перезаложить
  6. переложенный
  7. переложить
  8. переразложение
  9. подложить
  10. предложный
  11. предположить
  12. предрасположение
  13. предрасположенность
  14. предрасположить
  15. приложение
  1. приложиться
  2. противоположность
  3. разложимость
  4. разложить
  5. расположиться
  6. рацпредложение
  7. рукоположить
  8. самообложение
  9. скотоложец
  10. сложить
  11. сложиться
  12. сложный
  13. уложение
  14. уложиться
  15. цветоложе

Обратите внимание, что среди однокоренных слов не всегда можно найти проверочные слова.

Источник

Работа над однокоренными словами на уроках русского языка

На уроках русского языка учащиеся начальной школы знакомятся фактически со всеми разделами русской орфографии: передача на письме морфем, слитное и раздельное написание слов, перенос слов, употребление прописных букв, сокращение слов на письме. Основное внимание в программе по русскому языку(I-IV кл.) уделяется первому разделу, т.е. усвоению правописания корней. окончаний, приставок и суффиксов.

Написание большинства морфем подчиняется морфологическому принципу орфографии. Сущность данного принципа заключается в том, что морфема на письме передаётся единообразно, независимо от произношения. В современной русской орфографии имеются и такие написания морфем, которые являются отступлением от морфологического принципа. К ним относятся фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Успех в обучении орфографии зависит от того, насколько правильно учитель определит тип орфограммы, изучаемой на конкретном уроке. Тип орфограммы определяет выбор упражнений.[1]

Изучение правописания корневой морфемы — основное содержание орфографической работы в третьем классе четырёхлетней начальной школы. С написанием гласной или согласной буквы в корне слова связаны темы: «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова», «Правописание безударных гласных в корне слова», «Правописание непроизносимых согласных». При изучении данных тем с учащимися можно составить следующий алгоритм:

Найди орфограмму в слове (вспомни слабые позиции гласных и согласных звуков).

Определи в какой части слова находится орфограмма (приставка, корень, суффикс, окончание)

Если в корне, то:.

  1. измени форму слова или подбери однокоренное слово, чтобы гласный (согласный) звук был в сильной позиции.
  2. непроверяемые написания вспомни или обратись к словарю.
  3. определи, какую букву нужно писать .
  4. напиши правильно.

Рассмотрим подробнее третий шаг данного алгоритма — подбор проверочного слова. Возможность использовать в качестве проверочного форму слова на данном этапе обучения русскому языку у учащихся весьма ограничена. Например, образование краткой формы имени прилагательного для проверки согласной в корне слова редкий (редок). Поэтому дети в качестве проверочных слов используют однокоренные слова: редеть, реденький. Но и подбор однокоренного слова далеко не лёгкая задача для учащегося третьего класса. Несмотря на то, что тема » Состав слова» уже изучена и учащиеся получили достаточную грамматическую базу для этого. Трудности в подборе однокоренного слова объясняются следующими причинами: ограниченность словарного запаса ребёнка, неумение отличать родственные слова от слов с похожим звуковым комплексом (слизал — слезал), неумение отличать родственные слова от слов с одинаковым графическим обозначением корня (горе- гора), а также от слов близких по значению.

Повседневное внимание учителя к работе над однокоренными словами — основное методическое условие, от которого во многом зависит успешное формирование орфографического навыка у учащихся. Работу над однокоренными словами можно проводить на разных этапах урока и формы данной работы достаточно разнообразны.

Узнавание однокоренных слов.

Помимо традиционных упражнений, направленных на выработку умения узнавать в тексте однокоренные слова, можно предложить следующие задания:

1. При проведении словарно- орфографической работы использовать загадки, в которых раскрывается значение слова:

Красна, сладка, душиста:
Растёт низко, к земле близко.
(земляника)

2. Определение количества групп однокоренных слов: полёт, летучая, лето, летчик, летний.

Читайте также:  Как определить склонение у прилагательного таблица

3. Дидактические игры:

1) «Третий лишний» (необходимо указать слово, которое не является однокоренным)

— Медный, медовый, медок.

— Гусь, гусеница, гусята.

— Лев, левша, левый.

2) «Словарное домино» (Карточки прямоугольной формы разделить на две половины. На каждой половине написать по одному слову, взятому из нескольких групп однокоренных слов. Дети подбирают родственные слова по принципу игры «Домино».)

3) «Проложи маршрут» (На доске или листе бумаги вразброс записать несколько групп однокоренных слов. Предложить учащимся линией соединить однокоренные слова.)

Подбор однокоренных слов.

Научить учащихся подбирать однокоренные слова помогут следующие упражнения:

1. Выстраивание ряда однокоренных слов при ответах на вопросы учителя.

— Как называется прибор для измерения времени? (часы)

— Как называют мастера, который изготовляет и чинит часы? (часовщик)

— Как называют военнослужащего, который стоит на посту? (часовой)

— Единица измерения времени, равная 60 минутам? (час)

2. Подбор однокоренных слов по аналогии.

Сад, садовник, садовый.

3. Подбор однокоренных слов по их грамматическим признакам.

— Образуй слова с корнем — бег, которые обозначают предмет, признак предмета, действие предмета (беглец, беговая, убегать).

— Образуй слова с корнем — лес, которые соответствуют схемам:

а) корень, окончание. (лес)

б) корень, суффикс, окончание (лесник, лесной)

в) приставка, корень, суффикс, окончание (перелески).

4. Вставить в текст подходящие по смыслу слова с заданным корнем. При выполнении данного задания у учащихся нет возможности вставить слово с ошибкой в корне.

Например, вставь в текст слова, подходящие по смыслу с корнем — гриб.

В леса пришла осень. Скоро наступит . пора. В лесу можно будет встретить людей с корзинами . . Это . . Срезать . нужно осторожно, стараясь не повредить . . Маленькие . можно засолить, а из больших . сварить . суп.

5. При работе над подбором однокоренных слов можно предложить дидактические игры:

— «Повтори и добавь» ( Учитель записывает на доске или показывает карточку, на которой записан корень слова. Первый ученик образует слово с заданным корнем, второй повторяет слово, названное первым учеником, и добавляет ещё одно однокоренное. Третий ученик повторяет слова, сказанные первым и вторым учениками, добавляет своё однокоренное слово и т.д.

первый ученик- «золото»;

второй ученик- «золото, золотой»;

третий ученик — » золото, золотой, золотник»;

-» Подумай и ответь»

Учащиеся в быстром темпе дают ответы на вопросы учителя. Например:

  • Почему дождь называют грибным?
  • Почему червя называют дождевым?
  • Где находится морской берег?
  • Что делает грелка?
  • Что в яйце белого цвета?
  • Чего много в солёном супе?
  • Какого цвета ягода черника?
  • А какого цвета ягода голубика? и т. п.

Работа над составленным рядом однокоренных слов.

После того, как составлен ряд однокоренных слов, детям можно предложить следующие задания:

1. Образовать группы однокоренных слов близких или противоположных по значению данным словам. Например:

Веселье, весёлый, веселиться, весело.

Грусть, грустный, грустить, грустно.

Радость, радостный, радоваться, радостно.

2. Подчеркнуть слова, которые необходимо проверять при написании или слова, которые являются проверочными.

3. Разобрать слова по составу, выяснить при помощи каких морфем они образовались, вспомнить слова с другими корнями, образованными этими же морфемами.

Например: глаз, глазок, глазной, глазунья, глазливый.

4. Предложить учащимся задания, направленные на развитие умений сравнивать, наблюдать, классифицировать. Проводятся такие упражнения по принципу игры «Найди лишнее слово». Например, детьми составлен ряд однокоренных слов: голова, головушка, головка, головной, головастик. Учитель предлагает детям назвать лишнее слово в данном ряду и сформулировать признак, по которому оно исключается из ряда.

(- «голова», так как в составе слова нет суффикса.

— «головной», так как относится к имени прилагательному, а остальные слова- к имени существительному.

— » головастик», так как в этом слове, в отличии от остальных слов, нулевое окончание.)

Читайте также:  Обязан это краткое прилагательное

Подбор однокоренных слов при проведении работы над ошибками.

Проводя работу над ошибками, допущенными в письменных работах, учащиеся к каждому слову с неверно написанной корневой морфемой традиционно подбирают проверочное слово. Целесообразнее к таким словам подбирать группу однокоренных слов. Выяснять какие из них являются проверочными, а какие требуют проверки при письме. Составлять с данными словами словосочетания или предложения. Такая работа способствует запоминанию корневых морфем.

Систематическая работа над однокоренными словами способствует практическому уяснению значений морфем, составляющих слово, их роли в словообразовании, позволяет учащимся осознанно проводить морфемный анализ слова не только для уяснения его структуры, но и в специальных орфографических целях, знакомит учащихся с определёнными словообразовательными моделями языка.

Использованная литература

  1. Методика обучения русскому языку в начальных классах \ Под редакцией М.Р.Львова, Т.Г.Рамзаевой, Н.Н.Светловской. 2-е изд., перераб.М.: Просвещение, 1987.

Источник

Словарик однокоренных и родственных слов.
учебно-методический материал по русскому языку

Словарик однокоренных и родственных слов

Скачать:

Вложение Размер
v_pomosch_shkolnikam_i_uchitelyam_nebolshoy_slovar.doc 80 КБ

Предварительный просмотр:

В помощь школьникам и учителям небольшой словарик однокоренных и родственных слов:

белить
белобрысый
белозубый
белок
белолицый
белолобый
белоручка
белорыбица (значение: рыба семейства сиговых)
белохвостый
белошвейка (значение: швея, шьющая бельё)
белуга (значение: крупная рыба семейства осетровых)
белужий
белый
побелка

березина (значение: река Березина – один из основных притоков Днепра)
березняк (значение: берёзовый лес, роща)
берёза
берёзин
берёзка
берёзкин
берёзовый
берёзонька
берёзонькин
берёзочка
берёзушка
подберёзовик (значение: съедобный трубчатый гриб с коричневато- чёрной шляпкой)

болезненный
болезнь
болельщик (значение: любитель наблюдать спортивные состязания)
болеть
болеющий
больница
больничка
больничный
больно
больной
болячка
заболевание
заболеть
переболеть

весенний
весна
весной
веснушечка
веснушки
веснушчатый
веснянка (значение: 1.Старинная обрядовая песня, воспевающая приход весны; 2.Небольшая светло-серая бабочка с прозрачными крыльями)
весняночка
вешний (значение: весенний, вешние воды или весенние воды)
по-весеннему

вода
водица
водичка
водный
водовоз
водоворот (значение: место в реке, море, в котором течения образуют вращательное)
водолаз
водопад
водопой
водопровод
водохлёб
водоём
водянка (значение: при некоторых болезнях скопление жидкости)
водяной
движение
наводнение (значение: затопление суши водой, выступившей из берегов)
паводок (значение: поднятие уровня воды в реках, водоёмах в результате ливней, быстрого таяния снега)
подводник
подводный

воробей
воробейчик
воробышек
воробьиная
воробьиха
воробьишка
воробьята
воробьятник (значение: 1.Домик для птиц; 2.Малый ястреб (перепелятник) )
воробьёнок

главный
голова
головастик (значение: 1.Хвостатая личинка; 2.О том, у кого большая голова)
головища
головка
головной
головоломка (значение: трудная загадка, задача)
головомойка
головонька
головорез
головотяп
головушка
головёнка
заглавие
заголовок
оглавление
поголовно
трёхголовый

горе
горевать
горемыка
горемычный
горестный
горесть
горькие (слёзы)
горюн
горюшко
пригорюниться

грачата
грачик
грачиный
грачиха
грачишка
грачище
грачовник (значение: гнездовье грачей)
грачонок

корень -гус- (Гусь)

гусак гусиный
гусыня
гуськом
гусята
гусятница
гусёнок
гусёночек

корень -гус- (Гусли)

гусельки
гусляр
гуслярный (перезвон)
гуслярский (наряд)

дворец
дворецкий (значение: в богатом доме старший слуга, заведующий хозяйством и прислугой)
дворик
дворник
дворня
дворняжка (значение: беспородная дворовая собака)
дворовый (дворовый футбол)
дворцовый (дворцовая площадь)
дворянин (значение: лицо, принадлежащее к дворянству)
надворный (надворные постройки)
подворье (церковное подворье)
придворный (придворная дама)

корень -дорог- (Дорога)

жар-птица
жара
жареный
жарить
жарища
жарко
жаркое
жаровня Посуда для жарки
жаропрочный
зажарить
поджарить
поджарка
пожар
пожарник
пожарный
прожарить

дозвониться
зазвонить
звонарь (значение: Церковный служитель, который звонит в колокола)
звонит
звонкий
звонко
звонкоголосый
звонница (значение: сооружение с проёмами для церковных колоколов, колокольня)
звонок
звоночек
звонче
озвончение
перезвон
перезвонить
трезвон
трезвонить

зернистый (зернистый материал — мелкодробленный)
зерно
зерновой
зернодробилка
зерноочистка
зерноуборочный (зерноуборочный комбайн)
зернохранилище
зёрнышко

зима
зимний
зимник (значение: дорога, проложенная прямо по снегу для езды зимой)
зимовать
зимовка
зимовщик
зимовье (значение: место, где зимуют)
зимородок (значение: небольшая птица, родственная удоду (зимой купающаяся в снегу)
зимостойкий
зимушка
зимующий
озимый (озимый чеснок)
озимь (озимый посев, его всходы)
перезимовать
по-зимнему
предзимний
предзимье (значение: время поздней осени)

корень -зубр- (Зубр)

выигрывать
выигрыш
игра
играть
играющий
игривый
игрище
игровой
игрок
игротека (значение: собрание игр, специальная комната с таким собранием)
игрун
игрушечный
игрушка
наигрыш
подыграть
проигрыш
розыгрыш
сыгранность

кожа
кожанка
кожаный
кожевник (значение: 1.Работник кожевенного производства; 2.Жук дровосек-кожевник)
кожеед (значение: жук кожеед — ест кожу)
кожемяка
кожзаменитель
кожица
кожник
кожный
кожура
кожух (пластмассовый кожух, или корпус)
кожушок
подкожный

колечко
кольцеброс (значение: оборудование для игры)
кольцевание
кольцевидный
кольцевой
кольцеобразный
кольцо
кольчуга
окольцевать
окольцованный (окольцованная птица, т.е. одето кольцо)

коневод (значение: Специалист по коневодству; человек, занимающийся разведением лошадей)
коневодство
конезавод
конеферма
конина
конка (значение:Городская железная дорога с конной тягой, а также вагон такой дороги)
конник
конница (значение:Конное войско)
конный
коновал
коновязь (значение:Место для привязывания лошадей)
конокрад
конский
конюх
конюшня
конёк (значение:1.Морской конёк; 2.Конёк- Горбунок)

корень -корм- (Корм)

корень -крас- (Краса)

корень -круг(ж)- (Круг)

корень -куп- (Купать)

корень -кур- (Куры)

лесистый
лесник
лесничество (значение: участок леса как хозяйственная единица, а также учреждение, ведающее этим участком)
лесничий
лесной
лесовик (значение: 1.Гриб лесовик; 2.Лесовик-леший)
лесозаготовка
лесозащитный
лесок
лесопарк
лесопилка
лесоповал
лесоруб
лесосека участок леса, предназначенный для вырубки)
лесосплав
лесостепь (значение: зона, в которой чередуются степь и лес)
подлесок кустарники и мелкие деревья, не достигающие высоты основного лесного массива)
полесье (значение: низменная лесистая местность)

лиственница (значение: хвойное дерево семейства сосновых с мягкой опадающей на зиму хвоей и ценной древесиной)
лиственный
листик
листовидный
листовёртка (бабочка листовёртки)
листоед (жук листоед)
листок
листообразный
листопад
листочек

корень -молод- (Молодой)

замораживать
заморозка
заморозок
мороженое
мороженщик
мороженщица (значение: продавщица мороженого)
морозец
морозилка
морозильник
морозить
морозище
морозный
морозостойкий
обморожение
подмораживать

корень -ног(ж)- (Нога)

отечественный
отечество
отче (т.е. отец)
отчество
отчий (отцовский)
отчим
по-отечески

корень -раб- (Работа)

обрадовать радостно радостный радость радушие радушный радующий радующийся радёхонька радёшенек

корень -ран- (Рана)

корень -реч(к)- (Речь)

зоосад
палисадник (значение: небольшой огороженный садик, цветник перед домом)
пересадка
посадка
посадочный
рассада (значение: молодые растения, выращенные в защищённом грунте и предназначенные для пересадки на гряды, в открытый грунт)
рассадить
садик
садовник
садовничий
садовод
садоводство
садовый
садочек
сажать
саженец

злословие
послесловие
предисловие
словарик
словарный
словарь
словесник преподаватель русского языка и литературы)
словесность (значение: художественное литературное творчество и словесный фольклор)
словесный
словечко
слово
словоизменение
словообразование
словоохотливый
словосочетание
словотворчество
словоупотребление
словцо

белоснежный
заснеженный
подснежник
снегирь
снеговик
снегозадержание
снегокат (значение: приспособление для катания по снегу)
снегоочиститель
снегопад
снеготаяние
снегоуборка
снегоход (значение: автомобиль для передвижения по глубокому снегу)
снегурочка
снежинка
снежный
снежок

подсолнечник
подсолнечный
подсолнух
солнечный
солнце
солнцеворот
солнцезащитный
солнцелюбивый
солнцеобразный
солнцепёк
солнцестояние
солнцестояние (значение: период времени с наибольшей или наименьшей полуденной высотой солнца)
солнышко

недосол
пересол
солеварня
солевой
соление
солить
солонец
солонец (значение: 1.Кормушка для соли; 2.Почва с содержанием легкорастворимых солей натрия)
солонина (значение: засоленное мясо)
солонка
солоноватый
солончак (значение: почва, содержащая природные соли)
солянка
солёный

застолье
застольный
престол (значение: 1.Трон; 2.Высокий стол, стоящий посреди церковного алтаря)
престолонаследник
столешница (значение: верхняя плоская часть стола, его крышка)
столик
столица
столичный
столище
столоваться
столовая
стольничий
стольный (значение: стольный город (столица)
столяр (значение: рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него)
столярничать
столярный

встроенный (встроенный шкаф)
домостроение
застройка
застройщик
надстройка (надстройка старого дома)
перестройка
построен
постройка
пристройка
строитель
строительный
строить
строиться
стройбат (строительный батальон солдат)
стройка
стройплощадка

разнотравье (много разных трав)
трава
травинка
травинушка
травка
травник
травница (значение: человек, занимающийся сбором лечебных и знающий способы их применения)
травонька
травополье (значение: система земледелия с периодическим травосеянием на полях для повышения плодородия почвы)
травосеяние (значение: посев кормовых трав)
травостой (травостой у протоки)
травочка
травоядный
травушка
травянистый
травяной

натренированный
перетренироваться
тренаж (значение: 1.Тренировка; 2.Сон-тренаж)
тренажёр
тренер
тренерский
тренинг (тренировка)
тренированный
тренировать
тренироваться
тренировка
тренировочный

Источник