Меню

Прилагательные эпитеты 3 класс



Памятка. Литературное чтение.
консультация (3 класс) на тему

В данной памятке показано, что такое эпитет, олицетворение, сравнение.

Скачать:

Вложение Размер
pamyatka._liter._chtenie.docx 22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое олицетворение

Олицетворе́ние (персонифика́ция, прозопопея) — троп , приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. [1] Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Олицетворение — это наделение неодушевленных предметов живыми качествами!

Олицетворение — глагол, употребленный в переносном значении, который переносит действие живого существа на другие предметы. Например, природа притихла; спит трава.

В стихотворении «Вот ветер тучи нагоняя» А.С.Пушкин говорит о зиме, как о человеке, о живом существе. Например, она [зима] пришла, легла, сровняла, проказничает. Это олицетворение .

Олицетворение — это оживление неживого предмета

Олицетворение – художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.

И вот начинают шептаться между собой деревья : берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются ; осинка молодая вышла на поляну , как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой ; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками. (М.М.Пришвин.)

К сравнению и олицетворению близки метафоры . Метафоры по праву могут претендовать на главенствующую роль среди всех тропов.

В основе любой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими.

Метафора – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует, но подразумевается.

В саду горит костёр рябины красной , но никого не может он согреть (С.А.Есенин).

Особенно ярким средством изобразительности речи являются развёрнутые метафоры. Они возникают в том случае, когда одна метафора влечёт за собой новые, связанные с ней по смыслу.

Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком (С.А.Есенин).

Что такое эпитет

Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным , но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).

Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе. Многие писатели используют эпитеты (Т.Г. Шевченко, И. Франко)

Эпитет — это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Эпитет представляет собой сравнение и может быть выражен как именем прилагательным, так и cуществительным, глаголом или наречием.

Эпитет — это яркое образное определение, например: золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон.

Что такое сравнение

Сравне́ние — троп , в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

В сравнении выделяют: сравниваемый предмет (объект сравнения), предмет, с которым происходит сопоставление (средство сравнения), и их общий признак (основание сравнения, сравнительный признак, лат. tertium comparationis ). Одной из отличительных черт сравнения, является упоминание об обоих сравниваемых предметах, при этом общий признак упоминается далеко не всегда Сравнение следует отличать от метафоры .

Сравнения характерны для фольклора .

Известны разные виды сравнений:

Сравнения в виде сравнительного оборота, образованного при помощи союзов как, будто, словно, точно: «Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как чёрт». Бессоюзные сравнения — в виде предложения с составным именным сказуемым: «Мой дом — моя крепость». Сравнения, образованные при помощи существительного в творительном падеже: «он ходит гоголем». Отрицающие сравнения: «Попытка не пытка»

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

…чёрные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты (Н.В.Гоголь).

Сравнение может представлять собой

  • сравнительный оборот (отражались, как в зеркале; как птица, нырнул он между ветвями) присоединяется с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто, подобно, что ;
  • сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным (Замрёшь на берегу лужи, словно скала в небесах тебя держит , а внизу – сине.);
  • сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа (ползёт улиткой );
  • форму сравнительной степени прилагательных, наречий (Из мрака куст ползёт, мохнатей медвежонка .)

Сравнения могут быть прямыми (И листочки бегут по дорожке, словно жёлтые мышки от кошки… ) и отрицательными:

Источник

Урок развития речи. Изобразительно-выразительные средства языка (Эпитет)

Цели урока:

  • Образовательные: формировать умения находить в тексте изобразительно-выразительные средств языка – эпитет; составлять высказывания – описания состояния окружающей среды (снега).
  • Развивающие: развитие устной монологической речи, умение раскрыть тему текста, развитие познавательной культуры учащихся, умение выделять из текста слова, словосочетания, фразы, соответствующие поставленному вопросу.
  • Воспитательные: учить чувствовать и воспринимать красоту природы через эмоции, настроения от прочитанных произведений, картинных полотен, музыкальных произведений.

Оборудование урока:

  • проектор
  • словарик «царственных» слов
  • мини-сборники отрывков из произведений русских писателей и поэтов
  • репродукции картин: А.А.Пластов «Первый снег», И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», А.И. Куинджи «Солнечные пятна на снегу»
  • зимний фрагмент «Декабрь» из музыкального альбома «Времена года» П.И.Чайковского, музыкальный фрагмент «Зима» из альбома «Времена года»А.К.Глазунова
  • песня «Снег кружится» в исполнении ансамбля «Самоцветы».

Ход урока

I. Слово учителя.

Н.В.Гоголь восхищался эмоциональной образной речью, которая не оставляет никого равнодушным – ни читателя, ни слушателя. «Метко сказанное русское слово живёт веками в памяти поколений, сохраняя свежесть и остроту». Анна Ахматова писала:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней царственного слова.

«Царственное слово» – это, несомненно, не то, что слетает с наших уст в будничной суете, когда мы спешим обменяться необходимыми репликами. «Царственное слово» является вдохновенному поэту в минуту его творческого взлёта и остаётся на века в сокровищнице художественных образов, запечатлённые памятью многих поколений.

Сегодня на уроке нам предстоит пользоваться такими словами.

II. Повторение ранее изученного материала.

1) — Когда пишем сочинение, мы обязательно используем в нём художественные тропы.

-Что такое художественные тропы? Для чего они нужны в тексте?

Если бы их не было, наша речь стала немного скудней. Образность достигается часто употреблением слов в переносном значении.

2) — Об одном из видов тропов, а именно эпитете, мы будем говорить на уроке, используя художественные тексты, в которых вы увидите описание состояния окружающей среды (снега).

Звучит зимний фрагмент «Декабрь» из альбома «Времена года» П.И.Чайковского.

— Какая картине предстала перед вами глазами, когда вы слушали эту мелодию?

3) — Вспомним, что же такое эпитет?

Воспроизведение на экране:

Эпитет – прилагательное, употреблённое в переносном смысле, которое характеризует какое-то явление или предмет.

Эпитет – это такой троп, который использует переносное значение предмета, чтобы сделать ярче его характеристику.

Чаще всего эпитет – прилагательное. Но бывают эпитеты и других частей речи.

4) — Известны различные классификации эпитетов. Мы рассмотрим две большие группы эпитетов: изобразительные, придающие содержанию картинность, образность, конкретность и выразительные эпитеты, выражающие экспрессивность, выразительность, окрашенность чувствами.

Воспроизведение на экране:

Изобразительные эпитеты

Выразительные эпитеты

III. Практическая работа.

1. Работа по вариантам.

Первый вариант работает с прозаическими текстами.

Второй вариант – с поэтическими текстами.

  • в данных отрывках найти эпитеты, связанные со словом «снег», выпишите их в словарик «царственных» слов
  • какую роль играют эпитеты в тексте

Прозаические тексты

… ночью сквозь сон, он иногда слышал: однообразно шумит с однообразным напором на дом, потом бурно налетает, сыплется стрекочущим снегом в ставни, потрясая их, — падает, отдаляясь, шумит усыпительно.
И.Бунин.

Сплошной, непроницаемой стеной повалил снег. Высоко где-то в небе лёгкие сухие шестигранные снежинки, переходя в нижние более тёплые слои воздуха, соединялись между собою, сырели, тяжелели, и сюда их тяжести сама собой, без всяких без всякого подчинения скульптору или какому бы то ни было управлению лепила, всё на сучках и вершинах всяких деревьев самовольные и затейные формы.
М.Пришвин

…двор, ещё вчера по-дегтярному чёрный и вязкий от грязи, в блюдцах серо-свинцовых лужиц, сейчас отливал синевой свежего, первого в эту зиму снега. Он по-хозяйски укутал землю ватными клочьями, повис на сучьях деревьев, выбелил крыши домов и надворных построек. И этот девственно чистый снег на дворе, и приснившиеся сегодня яблони в белом цвету – это для Варвары смелось во что-то волнующе светлое, радостное и праздничное. .
Л.Конорёв.

Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки.
К.Паустовский

Поэтические тексты

Скользя по утреннему снегу, друг милый,
Предадимся бегу нетерпеливого коня и
Навестим поля пустые, леса недавно
Столь густые, и берег милый для меня.
А.С.Пушкин.

Свет серебристо-голубой,
Свет от созвездий Ориона,
Как в сказке льётся над тобой
На снег морозный с небосклона.
А.А.Фет.

Яркий снег сиял в долине:
Снег растаял и ушёл:
Вешний злак блестит в долине:
Злак увянет и уйдёт.
Ф.Тютчев

Белого снега большие охапки
Мы завалили, округу слепя.
Чист, как дитя,
Хрустальный снег.
Вл.Петонов

Прослушаем музыкальный фрагмент «Зимние фантазии» из альбома «Времена года» А.К.Глазунова.

— Какие чувства вызывает музыка, какие картины рисует воображение при её прослушивании?

2. Творческая работа.

Класс работает по трём группам.

  • Каждая группа выбирает понравившуюся репродукцию картин.

Воспроизведение на экране предлагаемых репродукций.

Работа с репродукциями картин: А.А.Пластова «Первый снег», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»,А.И.Куинджи «Солнечные пятна на снегу»

  • Опишите картину по следующему плану(воспроизведение на экране):

План описания картины.

  1. О чём картина?
  2. Что изображено на картине?
  3. Какое время года запечатлел художник?
  4. Как соответствует название картины с её темой?
  5. Какова правильность идеи, которую утверждает художник своей картиной?
  6. Какое настроение, какие чувства вызывает у вас это живописное полотно?
  7. Как достигает художник такого восприятия? Какими средствами художник пользуется для передачи своих чувств?
  • Для описания можно использовать словарик «царственных» слов, в котором записаны слова:

Розовато-сиренево-бордовые тона
Холодный световой тон
Бледно-сиреневый тон
Желтовато-розовый тон
Нежно-голубой тон
Белый цвет – успокаивает
Красный – будоражит
Зелёный – радостен, цвет первых всходов
Жёлтый, красный, оранжевый – тёплый
Голубой, синий, лиловый – холодные цвета

3). — К каждой выбранной картине подберите то стихотворение, которое ей больше всего соответствует:

…И вдруг возникает красота
Из хлопьев снега, лап зелёных,
Из синей тени у куста,
Из проводов посеребрённых.

И разум перед ней молчит
И объяснить её не может,
О, как незнание томит!
Что шевельнулось? Что тревожит?

Волнистый снег иль след крыла?
Иль то, что в нас – в душе и зренье,
Та дымка, что обволокла
Весь мир таинственным свеченьем?

И смотрят очи, не мигая,
Как будто видят в первый раз,
Как будто бы не понимая,
Что красота – от нас, от нас!

Афанасий Афанасьевич Фет

Поверхность всей моей усадьбы
Сегодня утром снег покрыл…
Подметить всё и записать бы,-
Так первый снег мне этот мил!

Скорей подметить! Он победу
Уступит солнечному дню;
И к деревенскому обеду
Уж я всего не оценю.

Там, в поле, вижу чёрной пашни
С каймою снежной борозду;
Весь изменился вид вчерашний
Вокруг дома, в роще и в саду.

Кусты в уборе белых шапок,
Узоры стынущей воды,
И в рыхлом снеге птичьих лапок
Звездобороздые следы.

Оно
Сурово
Солнце января.
Но с каждым днём
Становится всё ярче.
А поздняя январская заря
Декабрьской и приветней
И богаче.
Снегов крупчатых ровные пласты
Уложены надёжно.
В три наката.
Но гнёзда вить
Готовятся клесты,
Вот-вот должны родиться
Медвежата…
Какая б сила стуже ни дана,
И как бы ветер
Ни казался резок
В смолистых шишках
Зреют семена –
Лесов еловых
Будущий подлесок…
Нет, не сурово солнце января!

— Читаем выразительно выбранное стихотворение. Называем эпитеты к слову «снег». Объясняем значение этих эпитетов.

3. Работа с текстом Марты Гумелевской.

Выполните следующую работу к тексту:

  • прочитайте текст и найдите в нем эпитеты, занесите их в словарик
  • обозначьте их (какие это эпитеты –выразительные или изобразительные).

Почему снег белый?

Замечательно за городом, в лесу! Особенно после обильного снегопада. Да ещё в ясный морозный денёк.! Идёшь по тропинке, а ещё лучше – на лыжах среди деревьев. В лесу тихо. Только слышно, как скрипит снег под ногами – это ломаются хрупкие кристаллики — снежинки, да черный дятел в красной шапочке долбит ствол своим крепким клювом, добывает себе еду на обед. А вокруг лежит чистый снег, и ослепительная белизна его даже глаза режет.

Помню, как-то пришлось ехать на санях по зимней дороге. Вокруг расстилались белые поля, вдоль дороги стояли запорошенные снегом кустарники и деревья. Белым-бело…Казалось, на свете нет другого цвета, кроме белого. И эту белизну я особенно почувствовала, когда вдруг впереди, справа от дороги, мелькнуло нечто яркое – красное. Словно на снег бросили громадный драгоценный камень – рубин; мне даже казалось, что это красное пятно сверкает! А то просто нарядная птица наших зимних лесов – снегирь. Он прыгал, скакал, перепархивал с ветки на ветку; с веток, сверкая на солнце, осыпалась снежная пыль, и снегирь со своей красной грудкой тоже блестел, а снег вокруг был белый-белый, чистый, пушистый. Снежная белизна…Белее нет ничего на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту какого-либо предмета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии, белоснежное платье…

В чём же секрет белоснежного снега?

Когда снежинка, каждая красивая звёздочка в отдельности свободно пропускала бы через себя весь солнечный, как лёд. И тоже была бы бесцветна. Но снежинки в беспорядке падают друг на друга, лежат рыхлой массой; все вместе они становятся непрозрачными и потому не могут пропустить через себя весь луч солнца. Они его целиком отражают нам в глаза. А ведь луч солнца, солнечный зайчик, — белый. И снег потому мы видим белым.

Но утром, в часы восхода, лучи солнца кажутся нам золотисто-розовыми и освещенный ими снег тоже становится золотисто-розовым. Он может быть и зелёным, и красным, если его освещают праздничные новогодние огоньки на ёлках, устроенных под открытым небом, в парке. Любой цвет, падающий на снег, целиком отражается беспорядочно лежащими снежинками.

Но на снег обычно падает солнечный луч. И снег потому ослепительно белый, что он отражает солнечный луч.

Ответьте на вопрос: Почему снег бывает не только белым?

Звучит песня в исполнении ансамбля «Самоцветы».

IV. Итог урока.

— Мы обратились к изображению состояния природы в разных видах искусства: в литературе, живописи, музыке, определили каким настроением каждое изображение проникнуто, какие чувства вызывает у вас. И каждый раз убеждались в том, что нам помогают изобразительно-выразительные средства языка(эпитеты)

— Что общего вы смогли заметить в пейзажных зарисовках в разных видах искусства? Что их объединяет?

V. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «Снег и моё настроение», используя материал нашего урока развития речи.

Источник

Читайте также:  Предложение с прилагательными про весну