Меню

Прилагательные полные и краткие в 5 классе урок по фгосам



Урок русского языка «Прилагательные полные и краткие»

Предмет: русский язык класс

Тема урока : Прилагательные полные и краткие

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний

Бланки с заданиями для работы в парах

Слайды по закреплению пройденного материала по теме «Полные и краткие прилагательные»

Цель: Создание условий обучающимся на уроке для усвоения новых устойчивых знаний о полных и кратких прилагательных, активизация учебной и мыслительной деятельности по изучению нового материала

1. Учащиеся должны знать и понимать:

Грамматические особенности кратких и полных прилагательных, их синтаксическую роль.

2. Учащиеся должны уметь:

Отличать полные прилагательные от кратких, определять роль кратких прилагательных в предложении; уметь правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных, правильно произносить наиболее употребительные прилагательные, определять их синтаксическую роль в предложении.

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

анализируют ,делают выводы;

• определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя;

• умеют работать в парах по предложенному учителем плану;

умеют работать с текстовой информацией: группировать, систематизировать, делать выводы

• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

• слушать и понимать речь других;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь формулировать собственное мнение и позицию;

• постановку цели, которая

должна быть достигнута

учащимися на данном этапе

урока (что должно быть

сделано учащимися, чтобы их

дальнейшая работа на уроке

• определение целей и задач,

которых учитель хочет достичь

на данном этапе урока;

организации работы учащихся

на начальном этапе урока,

настроя учеников на учебную

деятельность, предмет и тему

урока (с учетом реальных

особенностей класса, с

которым работает педагог

-Здравствуйте! Начнём наш урок.

(Записываем Число. Классная работа)

-Посмотрите внимательно на доску. Можете ли вы сформулировать тему сегодняшнего урока.

-Что сегодня на уроке мы будем делать?

-Какие виды работ будут присутствовать на уроке?

-Как вы должны будете работать, чтобы изучить новый материал? Что пригодится для успешной работы на уроке?

-Какие знания вам понадобятся для понимания темы урока?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым материалом, выполним самостоятельно некоторые виды работ, повторим сведения об имени прилагательном.

-Улыбнёмся и пожелаем друг другу удачи на уроке.

Опрос учащихся по

заданному на дом материалу,

• определение целей, которые

учитель ставит перед

учениками на данном этапе

урока (какой результат должен

быть достигнут учащимися);

• определение целей и задач,

которых учитель хочет достичь

на данном этапе урока;

поставленных целей и задач;

достижения целей и задач

данного этапа урока;

действий педагога в случае,

если ему или учащимся не

удается достичь поставленных

деятельности учащихся с

учетом особенностей класса, с

которым работает педагог;

активности учащихся в ходе

• описание методов и

критериев оценивания ответов

учащихся в ходе опроса.

Вы сказали, что нам на уроке понадобятся знания об имени прилагательном. Домашним заданием было повторить сведения об имени прилагательном.

-Как отличить прилагательное от других частей речи?(Задаём вопрос, ищем отличительные признаки – окончание, морфемный состав слова)

-Какие морфологические признаки имени прилагательного вы знаете?

(На партах алгоритм ответа :

1.Что такое имя прилагательное?

2.Как изменяются имена прилагательные?

3.С какой частью речи и каким образом согласуются имена прилагательные?

4.Какова роль в предложении имени прилагательного?)

-Докажем это на практике. Запишите предложение.

Плод не горький, а сладкий.

Корень учения горек, а плод сладок.

-Вставьте пропущенные буквы и дайте характеристику прилагательным в первом предложении. (Отвечает на вопрос какого?, употреблено в форме Именительного падежа, мужского рода, единственного числа)

-Как вы определили падеж, род и число?

-Определите свои затруднения и постарайтесь запомнить повторяемый нами материал об имени прилагательном.

-Что вы можете сказать о втором предложении?

-Это краткие прилагательные.

Изучение нового учебного

учебной цели перед учащимися

(какой результат должен быть

достигнут учащимися на

данном этапе урока);

• определение целей и задач,

которые ставит перед собой

учитель на данном этапе урока;

положений нового учебного

материала, который должен

быть освоен учащимися (на

основе содержания данного

пункта эксперт выносит

суждение об уровне владения

• описание форм и методов

нового учебного материала;

• описание основных форм и

индивидуальной и групповой

деятельности учащихся с

учетом особенностей класса, в

котором работает педагог;

определения уровня внимания

и интереса учащихся к

активности учащихся в ходе

освоения нового учебного

Цель урока: Что же такое полные и краткие прилагательные? Чем они отличаются. Сегодня на уроке мы это узнаем.

Запишите тему урока в тетрадь.

Перед вами тексты. Прочитайте, сравните. Что замечаете?

-Что делает их такими?

Весной воздух чистый и свежий. Погода удивительная. Лучи солнца яркие.

Весной воздух чист и свеж. Погода удивительна. Лучи солнца ярки.

У доски сильные ученики.

Укажите их синтаксическую роль, определите род, число, падеж.

1. Как вы думаете, почему одни прилагательные называются полными, а другие — краткими?

2. В чём ещё разница между полными и краткими прилагательными?

3. Каким членом предложения являются полные прилагательные? За помощью можете обратиться к таблице на карточке к уроку (см. приложение к уроку).

4. Какими членами предложения являются краткие прилагательные?

5. Как изменяются полные прилагательные?

6. Посмотрите на краткие прилагательные. Как изменяются они?

-Сделаем вывод. Заполним таблицу.

Какой? Какая? Какое? Какие?

Каков? Какова? Каково? Каковы?

Изменяются по падежам, родам, числам.

Изменяются только по родам и числам.

Закрепление учебного материала

учебной цели перед учащимися

(какой результат должен быть

достигнут учащимися на

данном этапе урока);

• определение целей и задач,

которые ставит перед собой

учитель на данном этапе урока;

• описание форм и методов

целей в ходе закрепления

нового учебного материала с

особенностей учащихся, с

которыми работает педагог.

степень усвоения учащимися

нового учебного материала;

• Описание возможных путей и

методов реагирования на

ситуации, когда учитель

определяет, что часть учащихся

не освоила новый учебный

-А теперь проверим, как вы поняли новый материал, умеете ли вы отличать краткие прилагательные и указывать их признаки.

1.Выполнение упражнения на закрепление материала

Запишите краткие формы имён прилагательных, используя образец ( у доски ученики)

Близкий – близок, близко, близка;

-Как вы образовывали краткие прилагательные?

-Что вам помогало в работе?

2.Работа в парах

-А сейчас отдохнём от письма. Посмотрите, у вас на партах лежат зелёные листочки. Предположите, будет ли работа интересной?

Какие знания вы будете применять?

( На партах листочки, на которых написаны прилагательные. Нужно распределить по группам : полные и краткие.)

Красивый, недобр, высокий, низок, зол, богатый, светел, темный, колюч, горячий, краток, могуч, краткий, красив, стар, молод, недобрый, высок, низкий

-Проверьте себя по ключу( на доске: 8 полных, 11 кратких)

-Как вы определяли краткое или полное прилагательное?

-Возьмите листочки в руки.

Встаньте из-за парт.

Поднимем руки вверх, покачаем руками вправо-влево,как молодые деревца весной. Дует ветерок. Тянемся к солнышку- руки тянем вверх. Опускаем руки. Отдыхаем- тишина….Почувствовали приход весны.

-С работой справились, отдохнули.

-А сейчас самостоятельная работа. Примените новые знания. Проверьте себя. Текст упражнения тоже о весне.

(Для сильных учащихся: Составьте небольшой текст, применяя краткие прилагательные)

Работа с текстом упражнения 588(учебник, с. 234).

Какие знания вам понадобятся для выполнения этого упражнения?

-Запишите текст. Определите число, род и синтаксическую роль кратких прилагательных.

Там небеса и воды ясны!

Там песни птичек сладкогласны!

О родина, все дни твои прекрасны!

Где б ни был я, но всё с тобой

5.Подведение итогов урока

-Какую тему изучили?

-Что мы делали сегодня на уроке?

-Как мы это делали?

-Над какой темой мы работали?

-Какие качества помогли в выполнении заданий?

-Какого результата вы достигли?

-Кто доволен своей работой?

6 Оценка знаний

— Сегодня на уроке работали отлично:……..

— Были хорошими помощниками……

Задание на дом, включающее:

самостоятельной работы для

учащихся (что должны сделать

учащиеся в ходе выполнения

• определение целей, которые

хочет достичь учитель, задавая

• определение и разъяснение

1. Базовый уровень – упражнение 589(2 часть)

-Какие знания примените для выполнения домашней работы?

2. Продвинутый уровень – сочинение-миниатюра “То было раннею весною” (с использованием полных и кратких прилагательных).

Источник

Конспект урока русского языка по теме «Полные и краткие прилагательные». 5-й класс

Класс: 5

  1. Проверка степени усвоения признаков прилагательных. Изучение в самостоятельной исследовательской деятельности особенностей кратких прилагательных.
  2. Развитие учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетентностей обучающихся.
  3. Воспитание художественного восприятия окружающего мира.

– Какое время года вы любите? Почему? (Ответы учащихся.)

Как многие (некоторые) из вас, я люблю весну. Это замечательное время года, когда природа обновляется. Наверно, по этой причине раньше на Руси Новый год было принято встречать весной.

Работа с текстом:

День 14 марта считался в народе большим праздником, который отмечали весело и торжественно. В этот день (1 марта по старому стилю) Древняя Русь встречала Новый год. Девушки и дети в этот день начинали кликать весну: “Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко!”

– Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.

Возможные варианты ответов учащихся:

– Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.

– Определите роль прилагательных в тексте.

Выполнение заданий (на усмотрение учителя).

Тема интервью: “Имя прилагательное”. Правила: первый учащийся называет того, кому адресует вопрос, и задает его. Ученик, кому адресован вопрос, отвечает на него и задает свой вопрос другому однокласснику.

– К какой группе частей речи относится прилагательное?

– Назовите общее грамматическое значение данной части речи?

– На какие вопросы отвечают прилагательные?

– Перечислите морфологические признаки?

– Каким членом предложения является прилагательное?

Проверочная работа “Правописание окончаний имён прилагательных после шипящих и Ц”.

Дома вы выполняли упражнение на данное правило. Чтобы хорошо справиться с проверочной работой, давайте его повторим (орф. № 18).

Задание: перед вами словосочетания. Определите, когда мы пишем букву О, а в каких случаях Е. Ответ запишите в таблицу, используя сокращения: О, Е.

1) нет больш…го снега
2) в колюч…м кустарнике
3) хорош…го дождя
4) к старш…му брату
5) в чуж…м доме
6) на свеж…м воздухе
7) горяч…го супа
8) круглолиц…го человека
9) небольш…й размер
10) общ…го дела
11) ценнейш…го груза
12) дремуч…го леса
13) меньш…й брат
14) у куц…го воротника
15) у могуч…го дуба

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
О Е Е Е О Е Е Е О Е Е Е О Е Е

0 ошибок – “5”; 1 – 2 ошибки – “4”; 3 – 5 ошибок – “3”

– Доволен ты своим результатом или нет? Почему?

– Что именно помогло тебе сегодня справиться с работой?

– Сформулируй для себя домашнее задание по этой теме.

2. Объяснение нового материала.

Работа с текстом стихотворения А.Ахматовой:

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

Вопросы и задания для работы с текстом:

– Прочитайте выразительно стихотворение.

– Какие изобразительно – выразительные средства использует автор, чтобы создать образ наступающей весны? (“Отдыхает луг”, “шумят деревья” – олицетворение; “весело-сухие деревья”, “ветер нежен и упруг” – эпитет; “как новую” – сравнение.)

– Найдите все прилагательные в тексте.

– В чем особенность прилагательных нежен, упруг?

– Какую роль они играют в тексте?

– Как мы называем такие прилагательные?

После заслушанных вариантов записывается тема урока в тетрадь.

Исследовательское задание классу:

Рассмотрите слова: красивая, богаты, важные, умён, молодая, умный, красива, молода, богатые, интересное, хороший, прекрасно, хорош, важны, прекрасное, интересно.

– Что общего во всех этих словах?

Распределите слова на группы, количество групп каждый определяет самостоятельно.

Заслушиваем ответы учащихся. Рассматриваем вариант учителя. Просим учащихся объяснить предложенное распределение слов на группы. Обращаем внимание на морфологические признаки кратких прилагательных.

умный
хороший
красивая
молодая
прекрасное
новое
богатые
важные
умён
хорош
красива
молода
прекрасно
ново
богаты
важны

Вопросы для целеполагания:

– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы “Полные и краткие прилагательные”.

Работа с источниками.

Задание: прочитайте параграф 105, стр. 234 вашего учебника (Т.А.Ладыженская. Русский язык. 5 класс) и материал параграфа 146 учебного пособия автор – составитель Валгина Н.С. (см. Приложение)

Беседа по итогам сравнения двух источников:

– Что Вы узнали о кратких прилагательных?

– Чем отличаются точки зрения на краткие прилагательные авторов разных учебных пособий?

– Сделайте свой вывод.

Оформите запись о кратких прилагательных, опираясь на учебник. Форма записи: краткий конспект, таблица, рисунок.

После самостоятельной работы варианты ответов учащихся заслушиваются, обсуждаются.

Вариант учителя – опорный конспект.

  1. Каков?
  2. МП: Р, Ч ; не изменяются по П!
  3. Сказуемое

– Сумели вы решить поставленную перед собой задачу?

– Что вам в этом помогло?

– Какие трудности возникли?

Придумайте небольшое стихотворение, призывающее весну, обязательно употребляя в своем тексте краткие прилагательные.

Примеры работ учащихся:

Весна приходи,
Зиму прогони.
Ты тепла и весела,
Радость ты нам принесла.
(Латун П., 5В)

Весна красна,
Очень-очень хороша.
Ты быстрее приходи,
Злую зиму прогони.
(Ивлева Е., 5 В)

Альтернативное задание – упр. 589.

4. Домашнее задание:

  1. Уметь рассказать по своей краткой записи о кратких прилагательных.
  2. Упражнение 590.

5. Итоговая рефлексия:

– Что для меня было самым полезным на уроке?

– Что для меня на уроке было самым интересным?

– Что вызвало затруднение?

– На что мне надо обратить внимание в домашней работе?

Источник

Читайте также:  Прилагательное для слова стена