Меню

Прилагательные с мягкими и твердыми окончаниями



Твердая и мягкая группы прилагательных

В украинском языке различают две группы прилагательных: твердую и мягкую.

К твердой группе относятся:

— Прилагательные, основа которых заканчивается на твердый согласный. В именительном падеже единственного числа они имеют окончание -ый, -ая, -ое: белой, белая, биче: красивый, хорошая, хорошее; каштановый, каштановая, каштановые; весенний, весенняя, весеннее; соловьи «шей, соловьи Захарьиной, соловьи Уне; сказочный, сказочная, сказочное;

— Все краткие формы прилагательных с твердым согласным в конце основы: зеленый, срибен, жил, здоровье, десен;

— Притяжательные прилагательные с суффиксами -ов (ел), ин (-ей): родителей, братьев, сестринский; Алексеев, Марии, Гиннин, Оксаны.

К мягкой группе относятся:

— Прилагательные, основа которых заканчивается на мягкий согласный. В именительном падеже единственного числа они имеют окончание -ой, -я, есть: синий, синий, синий; осенний, осенняя, осенняя; братской, братская, братское; ранний, ранняя, раннее; вечерний, вечерняя, вечернее; ржаной, ржаная, ржаная; дружественный, дружелюбная, дружеское *;

— Прилагательные, основа которых заканчивается на н- с предыдущим согласным: бездна, будний, крайний, древний, достаточный, огородный, всемирной, древний, коренной, летний, мощный, будущий, незабываемый, нижний, обеденный, присутствует, ранний, передний, соседний, домашний, художественный, мужественный;

o прилагательные на -шн- (-ой), -жн (-ой), образованные от наречий: домашний, здешний, утренний, вчерашний, ближний, настоящий, путник, продольный.

1. Запишите 10 прилагательных твердой группы и 10 прилагательных мягкой группы, которые используются в деловой речи вашей будущей профессии. Составьте с ними предложения.

2. Прочитайте тексты, найдите прилагательные и прокомментируйте, к какой группе они принадлежат.

И. Пришла весна. Дни стали длиннее, а ночи — короче. Щедро светит ясное ласковое солнышко. Теплый весенний луч нагрело землю. По дорогам и оврагам бегут звонкие прозрачные ручейки. Из дальних краев вернулись птицы. На иве зацвели котики — нежные, пушистые. Березка надела свои серьги и готовит праздничный наряд. Цветут подснежники. Скоро белыми цветами покроются сады. Все радостно приветствуют весну (Р. Каиавець).

2. Птицу узнать по перьям, а человека по языку «, — гласит народная мудрость. Человек может иметь наряды, щедрую душу, интересную работу. — Но это не делает ее личностью, если не хватает знания языка. Богатая и грамотная речь отличает образованную, культурную, воспитанного человека; делает ее принципиальной, высоконравственной; подчеркивает гордый национальный характер (Г. Кацавець).

Склонение прилагательных твердая группа

Выбор слова

Согласно решению. Согласно решению. Оба варианта нормативные.

Мероприятия по улучшению. Меры по улучшению. Меры по улучшению. Мероприятия улучшения. Мероприятия по улучшению. Мероприятия на улучшение. В украинском языке расхожей является форма с предлогом по.

Со дня рождения. Со дня рождения. Здесь обе формы правомерны, однако предлог от употребляется реже.

Посвящать открытию. Приурочивать к открытию. Эти слова близки указанием. Поэтому иногда путают формы существительных, зависимых от этих слов. Следует помнить, что глагол посвящать руководит беспредложным дательным падежом (Открытие выставки «Техника XXI» посвященное Дню Киева). Глагол приурочивать руководит родовым падежом с предлогом в (Состоялся праздник, приуроченный ко дню рождения Т. Г. Шевченко).

Ветер три метра в секунду. Ветер три метра в секунду. Следует употреблять: в секунду. Ведь «отрезок времени, в течение которого что-нибудь происходит», в украинском языке имеет оборот с предлогом за. Предлог на употребляется в физике (П пять килограммов на один метр).

Аллергия к лекарствам. Аллергия от лекарств. Аллергия на лекарства. Медицинский термин аллергия руководит синонимичны предложно-падежными формами до + родительный падеж и на + винительный падеж. Так что

одинаковые значения имеют высказывания энергия до и аллергия на. Хотя предпочтение отдается словосочетанию аллергия к. Разговорная форма: аллергия от тополиного пуха, от цветов .

Читайте также:  Морфологический разбор имен прилагательного слово

Говорить на украинском языке. Говорить на украинском языке.

Следует употреблять: говорить (писать) на украинском языке.

Запомните перевод и правописание терминов на украинском языке

Источник

Склонение имен прилагательных

В русском языке склоняются только полные формы прилагательных. Род, число и падеж прилагательного зависят от существительного, с которым употреблено данное прилагательное.

Родовые окончания прилагательных

Различаются склонение прилагательных с твёрдой основой, имеющих окончания -ый (-óй), -ая, -ое, и склонение прилагательных с мягкой основой, имеющих окончания -ий, -яя, -ее.

Склонение прилагательных с твёрдой основой (таблица)

Склонение прилагательных с мягкой основой (таблица)

лéтн-ими

Падежные окончания прилагательных (таблица)

Особенности склонения прилагательных

  • Прилагательные с основой на г, к, х (строг-ий, лёгк-ий, сух-ой) во множественном числе склоняются как прилагательные с мягкой основой (строгие, стрóг-их и т. д.), в единственном числе — как прилагательные с твёрдой основой, но в творительном падеже мужского и среднего рода имеют окончание мягкого варианта -им (стрóг-им учителем, тúх-им голосом).
  • Прилагательные с основой на ж (при безударном окончании), щ имеют окончания мягкого варианта (свéж-ий, свéж-его..;óбщ-ий,óбщ-его. ), лишь в именительном и винительном падежах единственного числа женского рода — окончания твёрдого варианта (свéж-ая, свéж-ую;óбщ-ая,óбщ-ую).
  • Прилагательные с основой на ш (хорóш-ий, больш-óй) во множественном числе имеют окончания мягкого варианта (хорóш-ие, хорóш-их); в единственном числе при ударении на основе — окончания мягкого варианта (но в женском роде: хорóш-ая, хорóш-ую), при ударении на окончании — окончания твёрдого варианта (больш-óй, больш-óго.., но в творительном падеже — больш-úм).
  • Если прилагательное согласуется с неодушевлённым существительным, то винительный падеж совпадает с именительным в единственном числе мужского и среднего рода и во множественном числе всех трех родов (читаю нóв-ый роман, нóв-ое стихотворение, нóв-ую книгу; нóв-ые романы, стихотворéния, книги).
  • Если прилагательное согласуется с одушевлённым существительным, то винительный падеж совпадает с родительным в единственном числе мужского рода и во множественном числе всех родов (вижу нóв-ого ученика, нóв-ых учеников, учениц).

Источник

Двойкам нет

Различают следующие разновидности склонения прилагательных: склонение прилагательных твердой и мягкой групп.

К твердой группе относятся прилагательные, основа которых заканчивается твердым согласным: белый, красивый, корневой, удивительный, богатый, пристальный, Наташин, сестры.

Прилагательные твердой группы в именительном падеже единственного числа имеют окончание -ий, -а, -е: новый, новое, новое.

К мягкой группе относятся прилагательные, основа которых заканчивается мягким согласным: древний, ранний, мужественный, бескрайний, коренной, всемирный, братский, грядущий, внутренний.

Прилагательные мягкой группы в именительном падеже единственного числа имеют окончание -й, -я, -е, а в словах с основой на — и, -е: всемирный, всемирная, всемирное; бескрайней, бескрайняя, бескрайнее.

В родительном, дательном и местном падежах единственного падежные окончания прилагательных мягкой группы всех трех родов совпадают с соответствующими падежными окончаниями прилагательных твердой группы: большого — большой, синего — синем.

В дательном и местном падежах единственного прилагательные женского рода имеют окончание -й- (-ей-): дружной семье, молодой женщине, в пихтовый доме, на тихой улице.

В творительном падеже единственного числа прилагательных женского рода с основой на шипящий имеют окончание-й: большой частью, лисьей норой, плакучей ивой.

В падеже единственного прилагательные мужского и среднего рода могут иметь параллельные окончание -ом, -им: на синем — на синем, на дальнем — на далеком, на горячем — на горячем.

В именительном падеже множественного прилагательные всех трех родов твердой и мягкой групп имеют окончание -и, а в словах с основой на — и: Наши мирные леса и озера прозрачные, земляки твои родные, колхозные поля, наши тихие орловские мечтательные звезды уже давно выглядят тебя с войны.

Читайте также:  Спряжение прилагательных во французском языке

Источник

§ 92. Склонение имен прилагательных

Различают твердое, мягкое и смешанное склонения качественных и относительных прилагательных.

К твердому склонению относятся имена прилагательные с основой на твердый согласный, например: холодный, холодная, холодное, холодные.

К мягкому склонению относятся имена прилагательные с основой на мягкий согласный, например: осенний, осенняя, осеннее, осенние.

К смешанному склонению относятся:

  1. имена прилагательные с основой на г, к, х, например: строгий, далекий, тихий;
  2. имена прилагательные с основой на шипящий и на ц, например: толстокожий, горячий, большой, куцый.

Образцы склонения имен прилагательных

Твердое и мягкое склонение

Единственное число

Мужской род Женский род Средний род
И. холодный осенний холодная осенняя холодное осеннее
день ночь утро
Р. холодного осен холодной осенней холодного осеннего
него дня ночи утра
Д. холодному осен холодной осенней холодному осеннему
нему дню ночи утр/
В. холодный осенний холодную осеннюю холодное осеннее J
день ночь утро
Т. холодным осенним холодной осенней холодным осенним
днем ночью утром
П. о холодном осен о холодной осенней о холодном осеннем
нем дне ночи утре

И. холодные осенние дни, ночи, утра Р. холодных осенних дней, ночей, утр Д.

Источник

Урок русского языка в 4-м классе по системе Л.В. Занкова «Окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже с мягким согласным на конце основы»

Цели урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся и научить, правильнописать окончания прилагательных с мягким согласным на конце основы в Родительном падеже.
  • Развивающие: содействовать развитию у школьников умения распознавать имена прилагательные Р. п., развивать орфографическую зоркость, творческую мыслительную деятельность.
  • Воспитательные: воспитывать творческую личность, интерес к овладению навыками грамотного письма.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: карточки, схемы, компьютер для показа презентации, экран.

Ход урока

1. Организационный момент.

«С русским языком можно творить чудеса» – писал К. Паустовский. (Слайд № 1).

– Сегодня мы продолжим постигать неизвестные для нас чудеса русского языка. Проведем наблюдение и сделаем открытие в написании окончаний имен прилагательных. При этом вам надо быть очень внимательными.

– Открыли тетради, записали число, классная работа.

принцип ведущей роли теоретических знаний

2. Орфографическая минутка.

– Посмотрите на слова, записанные на доске.

– Что вы заметили?

Н.чной, в.чернее, .сенний, з.лёный, х.лодное.

(В словах пропущены безударные гласные).

– Как проверить безударную гласную?

Вставьте пропущенные буквы. Один ученик работает у доски, а все остальные у себя в тетрадях.

3. Актуализация знаний.

– Что вы можете сказать об этих словах?

(Это имена прилагательные).

– Давайте вспомним все, что знаем об имени прилагательном.

– На какие группы можно разделить данные прилагательные?

  • По родам на две группы:

(В м. р. прилагательные имеют окончания –ый, -ой, -ий; в ср. р. имеют окончания –ое, -ее)

  • По основам на две группы:

основы на тв. согл. основы на мягк. согл.

(Основа – это часть слова без окончания. Если после согласного на который оканчивается основа имени прилагательного стоят гласные ы, о , то на конце основы твердый согласный звук; если гласные е, и , то на конце основы имени прилагательного мягкий согласный звук).

4. Постановка проблемы.

свойство коллизии

– Подберите к данным именам прилагательным имена существительные и запишите словосочетания в Р. п.

Ночной, зеленый, холодное, вечернее, осенний.

(У ночного поезда, около зеленого луга, холодного утра, вечернего солнца, осеннего листа).

– Что вы заметили?

Читайте также:  Прилагательные для описания улыбки

– От чего это зависит?

– Постарайтесь определить тему нашего урока.

(Окончание имен прилагательных м. и ср. рода с мягким согласным на конце основы в Р. падеже). (Слайд № 2)

– Так какие окончания имеют им. прилагательные м. и ср. рода в Р.п.?

(Окончание -ого у прилагательных с твердым согл. на конце основы. Окончание -его у прилагательных с мягким согл. на конце основы).

Источник

Конспект урока и презентация на тему Имя прилагательное с мягкой и твердой основой. Повторение.

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Выбранный для просмотра документ конспект.docx

Тема урока: Окончания имен прилагательных с мягкой и твердой основой. Повторение.

Цель урока: Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и
письменной речи.

Формировать навык правописания безударных падежных окончаний прилагательных, используя способ их проверки по ударным окончаниям вопросов, задаваемых к прилагательным.

Закрепить умения: выделять в тексте словосочетания с прилагательными, задавать к ним вопрос от главного слова, определять форму числа; определять характер основы прилагательного: твердая или мягкая основа.

Формировать регулятивные УУД:

умение работать с алгоритмом (инструкцией) определения безударных окончаний прилагательных по ударному окончанию вопроса.

коммуникативные и личностные УУД: формулировать мысли, выводы, обмениваться информацией;

познавательные УУД: работать с таблицей; осуществлять сравнение и выделять общее и различное; применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями

1. Организационный момент

Прозвенел звонок. Начался урок.

Тихо все за парты сели. И на доску посмотрели.

Б) Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи

— Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина.

Это поможет вам определить тему сегодняшнего урока:

( картина Левитана « Берёзовая роща»)

Улыбнулись сонн. березки,

Растрепали шелков. косы. Шелестят зелен. сережки, И горят серебрян. росы.

Что можно сказать о теме урока? Что будем изучать? (Прилагательные с мягкой и твердой основой ) Почему так решили? (В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе с твердой и мягкой основой.)

Как определили, что это прилагательное во множественном числе?

По вопросу какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.

Как вы думаете, что еще мы узнаем о прилагательных в форме множественного числа?

(Окончания в остальных падежах, падежные вопросы).

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

1. Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет с) признак предмета в) действие предмета

2. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?
т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой какая какие?

3. Как определить род прилагательного?
м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

4. К акие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) ая яя о) ое ее и) ый ий ой

5. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным н) второстепенным

6. Какое прилагательное является синонимом к слову » старательный «?

а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый

7. С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.

8. Укажите слово, от которого образовалось прилагательное «водный».
а) проводка и) вода е) уводить

9. Прилагательное это:

о) часть слова и) член предложения е) часть речи.

Источник