Меню

Прилагательные с приставкой рас раз примеры



«Буквы а и о в приставках раз-//рас- и роз-//рос-»
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме «Буквы а и о в приставках раз-//рас- и роз-//рос-»

Скачать:

Вложение Размер
pristavki_razrasrozros.pptx 100.44 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Буквы а и о в приставках раз-//рас- и роз-//рос-» Подготовил учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ «№36» г. Владимир Маркова Ю.В.

Повторение изученного материала Как проверить написание буквы на месте безударных гласных в приставках ? Кроме приставок раз-//рос- и пре-//при- мы проверяем словами или формами слов с той же приставкой, в которой проверяемый гласный находится под ударением. Пример: за писать – з а пись

Цель урока От каких условий зависит написание букв о и а в этих приставках Отличать приставки раз-//рас- и роз-// рос- от похожих на них корней.

«Буквы а и о в приставках раз-//рас- и роз-//рос-» Правописание приставок раз-//рас- и роз-//рос- зависит от ударения. Если на приставку ударение не падает, пишем букву «а». Например: р а спис а ние, р а зд а ча. Если на приставку падает ударение, пишем букву «о». Например: р о спись, р о ссыпь.

«Буквы а и о в приставках раз-//рас- и роз-//рос-» Посмотрим на схему: В приставке пишется Без ударения пишется буква « а» расписание раздача Под ударением пишется буква «о» роспись россыпь

«Буквы а и о в приставках раз-//рас- и роз-//рос-» Роспуск , расти, растение, росчерк, разжигать, ростовщик, расклад, рассечь, росток, растительность .

«Буквы а и о в приставках раз-//рас- и роз-//рос-»

«Буквы а и о в приставках раз-//рас- и роз-//рос-» О чём мы узнали на сегодняшнем уроке? Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы её?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в коррекционном классе.

Конспект урока русского языка в 5 классе в свете требований ФГОС.

Цели урока:– совершенствование орфографических навыков в написании слов с приставками пре- и при-.– развитие навыков.

Цели:совершенствование орфографических навыков в написании слов с приставками пре- и при-.развитие навыков работы с алгоритмом, опорными сигналами.развитие интеллектуальной сферы, развитие речи, памят.

Открытый урок по русскому языку. «Буква е и и в приставках не и ни отрицательных наречий».

Открытый урок по русскому языку.

Урок русского языка по рограмме М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. по теме «Буквы Е и И в приставках пре- и при-«. Предметная цель: научить определять выбор написания букв и и е в пр.

Источник

Приставки «раз» и «рас»

Правописание приставок в русском языке (в том числе приставок «рас» и раз») регулируется рядом правил, основанных на фонетическом принципе орфографии.

Русские приставки делятся на две группы в зависимости от того, на какую букву они оканчиваются. Приставки, в конце которых гласный звук, не имеют орфографических вариантов и всегда пишутся одинаково: со- (созвездие, сотворить, сообщество), за- (заинтересовать, заработать, загородный), на- (нашептывать, настольный, настенный) и т.д.

Более сложным является правописание приставок, оканчивающихся на согласный. Важными факторами, влияющими на написание приставок на –з и -с, являются фонетические особенности следующего после префикса звука.

Являются ли раз- и рас- разными приставками

Раз- и рас- отличаются друг от друга только по звучанию и написанию. Будучи тождественными по смыслу, эти префиксы являются фонетическими и графическими вариантами одной и той же морфемы. Кроме указанных существуют и другие формы приставки раз- (разо-, роз-, рос-).

Значение приставки раз-/ рас-

Семантика приставок во многом зависит от того, к какой части речи относится слово, в составе которого она выступает.

Приставка раз- /рас-, находящаяся в составе именных частей речи (существительные и прилагательные), имеет значение превосходной степени. То есть в подобных словах префикс раз-/ рас- подчеркивает качество, обозначаемое корнем слова: распрекрасный, расчудесный.

Глагольная приставка раз-/ рас- является многозначной морфемой и имеет значения:

  • ‌самостоятельного распада или намеренного дробления предметов на части: разбить, раскрошить, разломить;
  • ‌противоположности по отношению к действию, выражаемому однокоренным бесприставочным глаголом: разочаровать, разубедить, разобщить;
  • действия, распространяемого в разные стороны: раскидать, раздать;
  • действия, распространяемого на разные поверхности: разукрасить, раскрасить, расклеить.

Написание приставки раз-/ рас-

Как и все русские приставки, оканчивающиеся на з, префикс раз- имеет два варианта написания. Использование буквы з или с в составе данной морфемы зависит от того, какой звук следует за ней. Звонкий согласный «з» в конце приставки используется в случаях, когда после префикса следует:

  • гласный звук: разукрасить, разорять, разинуть, разочаровать, разойтись, разум, разумный, разоружение, разочарование, разъединение, разъяснение и т. д.
  • сонорный звук, то есть один из согласных л, м, н, р: разломать, разлететься, разлад, разминка, разметать, размораживать, разнуздать, разнежить, разрезать, разрушить, разрыхлить и т. д.
  • звонкий согласный (б, в, г, д, ж, з): разбежаться, разбавить, разбивка, разбогатеть, разветвление, разверзнуться, развесить, разведка, разговаривать, разгонять, раздробить, раздеться, раздутый, разжать, разжаловать, раззадорить и т. д.

Вариант рас- употребляется только в словах, где за приставкой следует глухой согласный (п, ф, к, т, ш, с, щ, ч, х, ц): распереть, распространять, распределить, распорядок, расфасовка, раскатывать, раскрывать, раскодировать, растворяться, растолкнуть, растолковывать, растеряться, расширяться, расшнуровать, расшатывать, рассчитывать, расщелина, расщепление, расчистить, расход, расцарапать и др.

Варианты роз-/рос- используются в словах, где ударение падает на приставку: розыгрыш, россыпь, роспись.

Краткий вывод

При написании приставки «рас» или «раз» пишем букву «с», если за приставкой следует глухая согласная. Во всех остальных случаях пишем «з».

Источник

Примеры слов с приставками без-/бес-, раз-/рас-

В напи­са­нии при­ста­вок, закан­чи­ва­ю­щих­ся на «с» или «з», сде­ла­ем выбор в зави­си­мо­сти от того, с како­го соглас­но­го, звон­ко­го или глу­хо­го, начи­на­ет­ся корень сло­ва.

Узнаем об этом (с при­ме­ра­ми) более подроб­но.

Примеры слов с приставкой без-

Согласно это­му орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу при­став­ка без- пишет­ся в сло­вах:

без­дар­ный, без­дарь, без­дум­ный, без­ра­дост­ный, без­вкус­ный, без­вку­си­ца, без­жиз­нен­ный, без­бреж­ный, без­власт­ный, без­дель­ник, без­вла­стие, без­дей­ствие, без­бра­чие, без­нрав­ствен­ный, без­де­ли­ца, без­бо­лез­нен­ный.

Примеры слов с приставкой бес-

Приставку бес- напи­шем в сло­вах, корень кото­рых начи­на­ет­ся с глу­хо­го соглас­но­го:

бес­прин­цип­ный, бес­слав­ный, бес­спор­ный, бес­при­дан­ни­ца, бес­при­зор­ник, бес­ша­баш­ный, бес­шум­ный, бес­хло­пот­ный, бес­хит­рост­ный, бес­цвет­ный, бес­хре­бет­ный, бес­сон­ни­ца, бес­хо­зяй­ствен­ный, бес­шум­ный, бес­шерст­ный, бес­по­ря­док, бес­по­ря­доч­ный, бес­ко­неч­ный, бес­ко­неч­ность, бес­плат­ный, бес­стыд­ный.

Примеры слов с приставкой раз-

Приставка раз- пишет­ся перед звон­ким соглас­ным кор­ня сло­ва:

раз­де­лать, раз­дел, раз­деть­ся, раз­дуть, раз­вер­нуть, раз­бро­сать, раз­брос, раз­бить, раз­бло­ки­ро­вать, раз­дро­бить, раз­бо­леть­ся, раз­влечь­ся, раз­ве­сти, раз­бе­жать­ся, раз­бег, раз­бре­стись, раз­ду­мать, раз­ду­мья, раз­жа­ло­бить, раз­жуж­жать­ся, раз­жи­жен­ный, раз­га­дать, раз­гад­ка, раз­гру­зить, раз­груз­ка, раз­ря­дить, раз­ряд­ка.

Примеры слов с приставкой рас-

Приставку рас- сле­ду­ет напи­сать в сло­вах с кор­нем, начи­на­ю­щим­ся с глу­хо­го соглас­но­го, напри­мер:

рас­класть, рас­клад­ка, рас­шу­меть­ся, рас­пе­ча­тать, рас­пе­чат­ка, рас­стро­ить­ся, рассо­рить­ся, рас­смот­реть, рас­кле­ить, рас­клей­ка, рас­ко­лоть, рас­чет, рас­са­да, рас­шить, рас­хва­тать, рас­цве­сти, рас­цве­тить, рас­це­ло­вать, рас­чи­стить.

Источник

Правописание приставок на з-, с-: раз-(рас-), без-(бес-), из-(ис-), воз-(вос-)

Цель: закрепить правописание приставок на з-; с-.

Задачи:

  1. Упражнять учащихся в образовании новых слов, закрепить правило написания приставок на з (с), учиться находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи.
  2. Формировать умение объяснять свой выбор, высказывать суждение. Корригировать и развивать фонетический слух, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, умение анализировать и обобщать.
  3. Воспитывать чувство ответственности за окружающую среду, прививать любовь к природе, вызвать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: урок, развивающий совершенствования и применения знаний, умений и навыков.

Методы и приёмы: словесные – беседа, рассказ, постановка проблемного вопроса.

Оборудование: карточки, опорная таблица для воспроизведения правила, таблица с речевым материалом для рассуждения, перфокарты.

1. Организационный момент.

а) Проверка готовности учащегося к уроку.

б) Психологический настрой на работу.

2. Сообщение темы урока и постановка цели.

3. Словарная работа.

4. Объяснение новой темы.

а) Работа с пословицей.

б) Работа по образованию новых слов с помощью приставок.

5. Творческий диктант.

7. Работа с текстом.

8. Самостоятельная работа.

9. Составление суждения о письме Л. Леонова.

10. Выполнение письменной работы.

11. Проверка выполненного задания.

12. Задание на дом.

13. Итог урока.

2 мин.

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащегося к уроку.

Учитель: Здравствуйте. Я рада вас видеть на уроке. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

Психологический настрой на работу.

Учитель: Сегодня мы продолжим путешествие по стране “Словария”, будем преодолевать трудности. А трудности легко преодолевать, когда человек всё делает с хорошим настроением. У вас хорошее настроение, я это вижу. Тогда, в добрый путь, удачи.

2. Сообщение темы урока и постановка цели.

Учитель: Мы уже несколько уроков работаем по теме: “Состав слова” и сегодня мы уточним, когда в приставках можно писать согласную З-, а когда – С-.

И подумаем, с какими можно обратиться словами к человеку XXI века, чтобы планета наша сохранила свой многовековой зелёный наряд. Запишите число и тему.

3. Словарная работа.

Учитель: Запиши правильно через запятую словарные слова. (Кроссворд).

— Проходить курс наук, получать образование где-либо, в школе. (обучение)

— Распространение политических идей и лозунгов среди населения. (агитация)

— Род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющий источником существования. (профессия)

— Должностное лицо, которое заведует чем-либо. (заведующий).

Разобрать слова по составу: заведующий, восстание, объединённый. (Можно использовать ножницы, разрезать слова и разложить части слов в таблицу. )

приставка корень суффикс окончание

Учитель: Для чего служат в русском языке приставка и суффикс? Какое значение имеет в слове окончание?

Учитель: Познакомимся со значением ещё трёх слов. Работа с толковым словарём.

Малодушие — отсутствие стойкости, мужества, твёрдости духа. Презирать за малодушие.

Обязанность — то, что входит в круг действий, поступков, обязательных для выполнения (согласно закону, общественным требованиям, внутреннему побуждению). Права и обязанности граждан.

Отчизна — (высокое) Отечество, родина.

Учитель: Придумай предложения или словосочетания с новыми словами. (Устная форма работы.) Правильно составленное словосочетание или предложение записываем в тетрадь.

4. Объяснение новой темы.

Учитель: Посмотри. На столе находятся пословицы. Прочитайте их.

Безделье до добра не доводит.

У сильного всегда бессильный виноват.

Учитель: А следующую пословицу вы должны сами составить. Перед вами находятся карточки со словами. Составь правильно пословицу. Обрати внимание на заглавную букву и точку, что они тебе подсказывают?

От безделья собака лает.

Учитель: Как вы понимаете эти пословицы? Объясните.

Учитель: Какие здесь выделены слова во всех трёх пословицах? Запиши эти слова в тетрадь, выдели приставку.

Учитель: Как мы произносим приставки? Все ли отчётливо буквы мы слышим?

Подчеркни первую согласную в корне.

Перед звонкой или глухой согласной пишется З-?

Повторим буквы, обозначающие согласный звук.

р, л, м, н, й б, в, г, д, ж, з
п, ф, к, т, ш, с х, ц, ч, щ

Учитель: Воспользуемся карточкой – подсказкой.

В приставках на З — — С- согласная пишется так, как слышится. (опорная таблица)

Учитель: Образуй слова с помощью приставки по образцу и запиши их через запятую.

Что? Что? Что? Какой?
Дело — безделье, сила — бессильный,
лес дума
дорога жалость
молва — безмолвие, край
право злоба
закон совесть

Учитель: Проверим. Перед вами две корзины. Прочитайте сначала слова с приставкой без-, а потом с приставкой бес-. Игра. Сколько “очков” набрано?

Учитель: Слова, которые оказались в левой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?

На какую согласную оканчиваются приставки?

Перед звонкой или глухой согласной пишется З?

Слова, которые оказались в правой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?

На какую согласную оканчиваются приставки? Перед звонкой или глухой согласной пишется С?

Правописание приставок раз — (рас -), без- (бес-), из- (ис-), воз- (вос-) зависит от их произношения:

З – произносится и пишется перед звонким согласным в корне;

С – произносится и пишется перед глухими согласными в корне.

5. Творческий диктант.

Учитель: Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с). Распределить в два столбика: без-, бес- . Слова находятся в перфокарте, учащиеся правильно записывают приставку и раскладывают их в два столбика. Затем самостоятельно записывают эти слова в тетрадь.

  1. Ребенок без забот (беззаботный)
  2. Небо без звёзд (беззвёздное)
  3. Вход без платы (бесплатный)
  4. Пустыня без воды (безводная)
  5. Дорога без конца (бесконечная)
  6. Ребенок без помощи (беспомощный)
  7. Жидкость без цвета (бесцветная)
  8. Плач без звука (беззвучный)
  9. Движение без шума (бесшумное)
  10. Шоколад без вкуса (безвкусный)

6. Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.

И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и. п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный

И. п. – сидя, руки на плечи, кисти сжать в кулаки. 1 – наклонить голову назад. 2 – и. п. То же вперед. Повторить 6-8 раз.

И. п. – сидя, руки поднять вверх, кисти произвольно. Прогнуть спину, сгруппироваться, обняв правой рукой левое плечо, левой рукой правое плечо. Потянуться и продолжить работу.

7. Работа с текстом. Работа в рабочей тетради с. 12 №34.

Учитель: Прочитайте открытое письмо к молодёжи писателя Леонида Леонова.

Дорогие юные друзья!

Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.

Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.

Учитель: В каком предложении содержится основная мысль? Какие предложения употреблены в переносном значении? Как вы понимаете слова этого текста?

Ученик: Мы берём у земли её богатства. Не даём ей за это даже расписки. Но долги надо отдавать. Каждый сорванный цветок, сломанную ветку надо возмещать посадкой цветов и деревьев. Леса – наше богатство. Они наши зелёные друзья.

8. Самостоятельная работа.

Учитель: Вставь самостоятельно пропущенные буквы в текст. Устно объясняем выбор написания приставок.

9. Составление суждения о письме Л. Леонова.

Учитель: Согласны ли вы с мыслями, высказанными в письме Л. Леонова? Давайте подтвердим своё согласие или несогласие, т. е. выскажем суждение. В этом нам помогут следующие выражения:

Я разделяю (не разделяю) точку зрения, что…. .

Я согласен (не согласен) с тем, что….

Мне кажется убедительной (неубедительной) мысль о том, что…

Учитель: Одно из этих предложений будет начинать твоё суждение. После этого вы объясните, почему согласны или не согласны с точкой зрения писателя.

10. Выполнение письменной работы. Учащиеся составляют текст и записывают в классную тетрадь.

11. Проверка выполненного задания.

Чтение учащимися своего суждения. Обобщение.

Я разделяю точку зрения писателя о том, что надо беречь леса. Их гибель несёт страшные бедствия. Без зелёного наряда планеты высохнут реки. Сухие ветры погубят урожаи. Будут исчезать животные и люди. А виноваты в этом будем мы сами.

Учитель: А что надо сделать, чтобы сберечь лес? Зависит ли от человека будущее Земли в 21 веке? Какой твой вклад может быть полезным для природы?

12. Задание на дом.

Устно составьте открытое письмо своим сверстникам, где напомните, как надо беречь лес. Учащиеся получают карточку:

Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в 21 веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты.

В лесу………(не ра…жигайте, может во…пламениться, ра…цветающие растения, не оставляйте бе…порядок, не бе…различными; не допустим, чтобы исчезли).

Письменно по учебнику с. 36 №50. Списать словосочетания, вставляя подходящие по смыслу приставки.

Учитель: Назовите тему сегоднечного урока.

Какие моменты урока вам лучше запомнились?

В каких случаях пишется приставка на з -; с-?

С какими словами из словаря вы познакомились?

Какие слова вы скажете человеку XXI века?

Какая новая страница для вас открылась в огромной стране “Словария”?

Оценка за работу на уроке.

Литература

  1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания., М. :Просвещение, 2004.
  2. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык 9 кл., М.: Просвещение, 2006.
  3. Ладыженская Т. А., Никольская Р. И. Речевые уроки., М.: Просвещение, 1995.
  4. Семёнова Е. Е. Занимательная грамматика., “Омега” Москва 1996.
  5. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением! АРД Екатеринбург 1997.
  6. Фестиваль педагогических идей. Открытый урок 2006-2007 учебного года.

Источник

Читайте также:  Во всех этих словах пропущены прилагательные и причастия