Меню

Прилагательные с шипящими в суффиксе с буквами о и е



Прилагательные с шипящими в суффиксе с буквами о и е

Буквы о и е после шипящих
в суффиксах прилагательных

I. Свинцовые тучи; ежовые рукавицы; ситцевый фартук; плюшевый медвежонок; грошовый выигрыш; парчовый халат; вещевой мешок; камышовый кот; ключевая вода; кучевые облака; ландышевый запах; холщовая сумка; пунцовый закат; кварцевые часы.

II. Моржовая охота; изразцовая печь; крепкая бечевка; неровный шов; оранжевый карандаш; кумачовый флаг; в свежем воздухе; черным грачом; ветхая одежонка; образцовый порядок; грушевый сок; поджог дома; черствый хлеб; тихий шорох; в пахучем воздухе; новой страницей; конкурс чтецов; древним летописцем; прекрасным пейзажем; дворцовый переворот.

III. Желоб, жернов, желудь, шепот, шел, шелк, шерстка, челка, черный, кошелка, пчелы, челн, щетка, жестко, черствый, решетка, поджог дома, тяжелый, щелкать, щеголь, жердочка, щечка, шов, шорох, крыжовник, чащоба, трущоба, чопорный, обжора, шоколад, шоссе, шофер.

IV. Чертежом, тучей, камышом, лапшой, лужей, свинцовый, ситцевый, плюшевый, холщовый, кумачовый, большой, ткачом, речонка, девчонка, ручонка, медвежонок, рубашонка, плечом, летописцем, абзацем, о пахучем, чтецов, огурцов, отцов, кожей, пострижем, завлечет, испечешь, чужого края, творцом, рубежом, сторожевой пост, сожжет, грошовый выигрыш.

V. Жесткий диван, неровный шов, дешевый материал, скромная прическа, маленькая щелка, намеренный поджог, крепкая бечевка, тяжелый ожог, мягкая шерстка, парчовый, вещевой, камышовый, шапчонка, книжонка, мальчонка, собачонка, волчонок, мышонок, одежонка, рожок, лужок, крючок, мужичок, пирожок, клочок, прыжок, пучок, зеркальцем, страницей, снежок, ландышем, рощей, свинцом, обжора, расчет, черточка, четкий.

Источник

«Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» (6-й класс)

Класс: 6

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

  • Актуализация прежних знаний
  • Формирование новых знаний и способов действия
  • Применение знаний, т.е. формирование умений.
  • Повторение правописания букв о-е в окончаниях и суффиксах существительных, в окончаниях прилагательных
  • Знакомство с правилом правописания букв о-е после шипящих и ц, в суффиксах прилагательных
  • Закрепления правила в ходе выполнения заданий
  • Развитие речи учащихся
  • Формирование навыка добывания знаний
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Ход урока

  1. Мотивация учащихся к познавательной деятельности, подготовка к изучению нового материала.

На доске словосочетания (пишут в тетрадях)
  • Чуж…й город
  • Храбрый петуш…к
  • Высокое крыльц…
  • Ш…лковые локоны
  • Храброе сердц…
  • Маленький овраж…к
  • В дремуч…м лесу
  • Укрыть плащ…м
  • Алый флаж…к
  • Сладкий крыж…вник
  • Любоваться пейзаж…м
  • Золотое кольц…
  • Парч…вая накидка
  • Сможете ли вы выполнить эту работу – вставить пропущенные буквы? Уверены?
  • Какие знакомые правила вам следует вспомнить и применить, выполняя эту работу? Есть ли незнакомые слова?
  • От чего будет зависеть выбор буквы? (Часть речи и часть слова)

Итак, приступайте к работе. Желаю удачи!

  • Какое словосочетание вызвало у вас затруднения? Почему? (Прилагательное, суффикс)
  • Хотите узнать об этом? Давайте вместе и поработаем.

  1. Осмысление нового материала

— Посмотрите на эти словосочетания

На доске
  • Грошовый вклад
  • Сторожевой катер
  • Бежевый костюм
  • Отцовский рюкзак
  • Ежовые рукавицы
  • Есть ли в данных прилагательных суффиксы? Обозначим их.
  • Почему, как вы думаете, в них пишутся разные гласные после шипящих и Ц?

  1. Объявление цели и темы урока.

Наша цель – научиться применять правило, видеть условия его применения. Каков же алгоритм этого правила?

На доске
  • Пишу в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц
  • О — под ударением (пунцовый) Е — без ударения ситцевый)

Ещё раз озвучим это правило (3-4 ученика)

1 этап: Диктант — “Молчанка”

Покажите карточкой ту букву, что вы напишете в словах

и

Правило повторить У учителя карточки со словами

  • ЛИЦ…ВОЙ СЧЁТ
  • КОЛЬЦ…ВАЯ ДОРОГА
  • БОЙЦ..ВАЯ ПОРОДА
  • ТАНЦ..ВАЛЬНЫЙ ЗАЛ
  • ЛУЧ…ВАЯ КОСТЬ
  • ТОРЦ…ВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ
  • ПЕРЦ…ВЫЙ ПЛАСТЫРЬ
  • ЕЖ…ВЫЕ РУКАВИЦЫ

2 этап: “Подбери слово”

Замените данные сочетания “сущ.+ сущ.” синонимичными, но другого типа – “прил.+сущ.”

Правило повторить

  • Платье из парчи — …
  • Полотенце из холста — …
  • Вода из ключа — …
  • (Какой “ключ” имеется в виду? что это за явление?)
  • Мешок для вещей — …
  • Краситель для пищи — …
  • Бумага с глянцем — …

— Все ли сочетания написаны верно?

  • плюшевый мишка
  • песцовый воротник
  • кумачевая рубаха
  • ситцевая занавеска
  • свинцовая пуля
  • моржовый клык
  • ландышовый запах
  • камышовые заросли
  • глянцовая бумага
Читайте также:  Уроки русского языка в 10 классе имена прилагательные презентации

— Какое правило я забыла, написав эти слова с ошибками? А вы его помните?

  1. Итоги урока

  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Чему научились? Что открыли для себя?

Источник

Написание о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий

Написание букв «о» или «е» после шипя­щих в суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и наре­чий зави­сит от уда­ре­ния.

Алгоритм выбора букв о/е после шипящих

Чтобы выбрать бук­ву «о» или «е» после шипя­ще­го, дей­ству­ем поша­го­во, исполь­зуя сле­ду­ю­щий алго­ритм.

  • Первый шаг — опре­де­ле­ние части речи, к кото­рой при­над­ле­жит сло­во.
  • Второй шаг — раз­бор сло­ва по соста­ву (мор­фем­ный раз­бор), что­бы выяс­нить, в какой его части нахо­дит­ся орфо­гра­фи­че­ская про­бле­ма.

Разобрав сло­во по соста­ву, убе­дим­ся, что это суф­фикс или окон­ча­ние суще­стви­тель­но­го, при­ла­га­тель­но­го или наре­чия. Тогда, что­бы пра­виль­но напи­сать после шипя­ще­го соглас­но­го бук­ву «е» или «о» в суф­фик­се или окон­ча­нии слов этих частей речи, руко­вод­ству­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом:

Рассмотрим, как дей­ству­ет это пра­ви­ло, на при­ме­рах слов ука­зан­ных частей речи.

Написание букв о/е после шипящих у существительных

У суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем после шипя­щих кор­ня в суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях форм тво­ри­тель­но­го паде­жа напи­шем бук­ву «о».

Примеры:

слуш о́к , сун­дуч о́к , прыж о́к ;

девч о́нк а, деньж о́нк и, рубаш о́нк а;

с силач о́м , борщ о́м , под стел­лаж о́м , тираж о́м ;

с врач о́м , грач о́м , свеч о́й , саранч о́й , плащ о́м .

Без уда­ре­ния напи­шем бук­ву — «е»:

В заим­ство­ван­ных суще­стви­тель­ных с суф­фик­сом -ёр- и в рус­ском сло­ве «уха­жёр» после шипя­щих кор­ня пишет­ся бук­ва «ё»:

Отличаем эти напи­са­ния от сло­ва «мажор» и про­из­вод­но­го при­ла­га­тель­но­го, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых нет ука­зан­но­го суф­фик­са:

мажор н ый — корень/суффикс/окончание.

Имеем в виду, что суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов, сохра­ня­ют суф­фикс этой части речи и пишут­ся после шипя­щих кор­ня с бук­вой «ё»:

ноч ева ть — ноч ёв к а;

корч ева ть — корч ёв к а;

меж ева ть — меж ёв к а;

рас­туш ева ть — рас­туш ёв к а;

пере­коч ева ть — пере­коч ёв к а.

Написание букв о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных

У при­ла­га­тель­ных ана­ло­гич­но под уда­ре­ни­ем в суф­фик­сах -ов-, -он и окон­ча­ни­ях после шипя­щих соглас­ных кор­ня пишет­ся бук­ва «о».

Примеры:

  • морж о́в ый
  • камыш о́в ый
  • парч о́в ый
  • грош о́в ый
  • еж о́в ый
  • холщ о́в ый
  • смеш о́н (бег­лое «о»)
  • больш о́й
  • чуж о́й

но рыж е му , хорош е й .

Написание суффиксов наречий после шипящих

В соот­вет­ствии с ука­зан­ным орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом в суф­фик­сах наре­чий после шипя­щих соглас­ных осно­вы под уда­ре­ни­ем пишет­ся бук­ва «о», без уда­ре­ния — «е»:

  • горяч о́
  • свеж о́
  • общ о́
  • голыш о́м
  • нагиш о́м ,

но ти́ш е , бли́ж е , да́ль ше , неуклю́ж е

Видеоурок

Источник

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
материал по русскому языку (6 класс) по теме

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

Скачать:

Вложение Размер
bukvy_o_i_e_posle_shipyashchih_i_ts_v_suffiksah_prilagatelnyh.docx 15.53 КБ

Предварительный просмотр:

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

  1. Вспомни все шипящие буквы и запиши их:
  2. Изучи правило по & (стр. ).
  3. Запиши правило в виде схемы:
  1. Замените данные словосочетания словосочетаниями «прилагательные + существительное». Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы. Проверь себя по ключу.

Медвежонок из плюша —

Воротник из песца —

Косынка из кумача —

Платье из ситца —

Бумага с глянцем —

  1. Распредели слова в таблицу. Отдай на проверку учителю.

Буква О после шипящих

Буква Е после шипящих

Пищ…вой, лиц…вая, торц….вый, кварц…вый, плюш…вый, свинц…вый, морж…вый, вещ…вой, образц…вый, изразц…вый, еж…вый, ключ..вой, песц..вый, пунц..вый, камыш..вый, холщ…вый.

  1. Ответь на вопросы:
  • Чему ты научился во время этого урока?

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

  1. Вспомни все шипящие буквы и запиши их:
  2. Изучи правило по & (стр. ).
  3. Запиши правило в виде схемы:
  1. Замените данные словосочетания словосочетаниями «прилагательные + существительное». Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы. Проверь себя по ключу.

Медвежонок из плюша —

Воротник из песца —

Косынка из кумача —

Платье из ситца —

Бумага с глянцем —

  1. Распредели слова в таблицу. Отдай на проверку учителю.

Буква О после шипящих

Буква Е после шипящих

Пищ…вой, лиц…вая, торц….вый, кварц…вый, плюш…вый, свинц…вый, морж…вый, вещ…вой, образц…вый, изразц…вый, еж…вый, ключ..вой, песц..вый, пунц..вый, камыш..вый, холщ…вый.

  1. Ответь на вопрос:
  • Чему ты научился во время этого урока?

Плюшевый медвежонок, песцовый воротник, кумачовая косынка, ситцевое платье, свинцовая пуля, камышовые заросли, моржовый клык, глянцевая бумага, ландышевый запах

Плюшевый медвежонок, песцовый воротник, кумачовая косынка, ситцевое платье, свинцовая пуля, камышовые заросли, моржовый клык, глянцевая бумага, ландышевый запах

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Идея урока-путешествия дает возможность связать русский язык и литературу, включить элементы краеведения, а так же помогает формировать у учащихся бережное отношение к .

Данный урок содержит следующие цели: Повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова, повторить написание букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных, совместно.

Урок сообщения новых знаний. Использование технологии РКМЧП.

Конспект составлен с учётом ФГОС. На уроках использованы разные формы и методы работы. Урок проведён с использованием мультимедийной презентации. На уроке использован оценочный лист. Он составляе.

Источник

Урок 116. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

Цели: познакомить с условиями выбора гласных owe после шипящих и цв суффиксах прилагательных; развивать наблюда­тельность, навыки самостоятельной работы.

Планируемые результаты: знание условий выбора гласных о и е после шипящих ицв суффиксах прилагательных; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Упр. 361 — подготовленный диктант.

Задание 70 из рабочей тетради — проверка по цепочке.

III. Актуализация знаний

Предупредительный диктант

Клочок бумаги, колючий ежонок, стиральный порошок, синенький платочек, росточек сирени, паучок-старичок, тёплая распашонка, кусо­чек пирожка, бочонок мёда, мягкая подушечка.

IV. Самоопределение к деятельности

— Образуйте прилагательные от существительных, данных в скобках, и составьте словосочетания.

(Плюш) мишка, (ситец) платок, (глянец) журнал, (камыш) заросли.

Чем похожи все прилагательные? Что нужно знать для того, чтобы правильно их написать? (Корни прилагательных окан­чиваются на шипящий звук или на ц, нужно знать правило правописания гласных после шипящих ицв суффиксах прила­гательных.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с условиями выбора гласных о и е после ши­пящих ицв суффиксах прилагательных.)

Работа по теме урока

Работа по учебнику

(Чтение правила (с. 28).)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 72 — работа со схемой, формулирование правила: в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения — е; исключения: слова с суффиксом -ёр- (тренажёр, дирижёрский и т. д.), отглагольные существительные (кочёвка, сгущёнка и т. д.)

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 362 — комментированное письмо.

2. Упр. 363 — самостоятельное выполнение с последующей
проверкой и обсуждением вопросов.

Упр. 364 — подготовка к домашнему сочинению.

VII. Подведение итогов урока

От чего зависит написание о и е после шипящих и ц в суф­фиксах прилагательных, образованных от существительных?

Что общего в правописании о и е после шипящих у суще­ствительных и прилагательных?

Домашнее задание

Учебник: § 62, 63, упр. 364.

Подготовиться к тестовой работе по теме «Правописание прилагательных».

Урок 117. Проверочная работа по теме «Правописание прилагательных»

Цели: проверить знания, умения и навыки по теме «Право­писание прилагательных»; развивать навыки устного сочинения, работы с тестами.

Планируемые результаты: умения применять полученные знания на практике, описывать произведения живописи, рабо­тать с тестами, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 364 — устные сочинения.)

III. Работа по теме урока

Тестовая работа

(См.: КИМы,тест 18.)

IV. Подведение итогов урока

— Какие задания вызвали у вас затруднения?

Домашнее задание

Учебник: изучить § 64, упр. 365.

Уроки 118, 1 1 9. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

Цели: познакомить с условиями написания одной или двух букв и в суффиксах прилагательных; развивать навыки самостоя­тельной работы, грамотную речь.

Планируемые результаты: знание условий написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных; владение навыками морфемного разбора; умения применять изученное правило, вы являть и предупреждать речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

Организационный момент

Анализ тестовой работы

III. Самоопределение к деятельности

(Беседа по § 64 (реализация домашнего задания).)

Над какой темой вы начали работать дома?

В каких случаях в суффиксах прилагательных, образован­ных от существительных, пишется одна буква к?

Когда в прилагательных пишутся две буквы н?

— Сколько букв н пишется в кратких прилагательных? (Проверка упр. 365 по цепочке.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? ‘Закрепить правило написания одной и двух букв н в суффик­сах прилагательных, научиться применять его на практике.)

IV. Работа по теме урока

Слово учителя

Вы, конечно, заметили, что все прилагательные, образован­ные от существительных с помощью суффикса -ин-, относятся к миру животных. Условно назовём суффикс -ин- «звериным» суффиксом, потому что чаще всего он встречается в притяжатель­ных прилагательных, образованных от названий зверей, птиц, насекомых: пчелиный, львиный, ослиный, крысиный, муравьиный, гусиный, соболиный и т. д.

В суффиксе -ан- (-ян-) тоже пишется одна буква н: песок — пес­чаный, нефть — нефтяной (кроме оловянный, деревянный, стеклян­ный). Обратим внимание на прилагательные серебряный, юный — в этих словах ошибки встречаются очень часто.

Третий распространённый суффикс прилагательных —н-\ горный, медный, победный и т. д. Его же мы видим в прилагатель­ных, образованных от существительных с основой на н: длина — длинный, обман — обманный, старина — старинный. Правильно написать подобные слова поможет морфемный разбор слова.

Наконец, две буквы н пишутся только в суффиксах прила­гательных -онн-, -енн-: клюквенный, тыквенный, традиционный. Исключение: ветреный (заметим, что производные от этого слова пишутся уже с нн: безветренный, заветренный).

В кратких прилагательных пишется столько же н, столько в полных формах: погода ветрена, но: безветренна.

Работа по учебнику

Обсуждение материалов для самостоятельных наблюдений (с. 31).

Упр. 366 — комментированное письмо, фонетический и морфологический разбор на доске.

V. Закрепление изученного материала

I. Работа по учебнику

Упр. 367 — коллективное выполнение с комментированием.

2. Упр. 368 — словарная работа, различение похожих слов (па-
ронимов) 3. Упр. 369 — самостоятельное выполнение.

Словарно-орфоэпическая работа

Прочитайте прилагательные в рамках на с. 31, 32.

Запишите их в словарики, поставьте ударение, обозначьте орфограммы. Запомните, как они пишутся и произносятся.

Составьте словосочетания с этими словами.

VI. Подведение итогов урока

— От чего зависит выбор одной или двух букв н в суффиксах прилагательн ых?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 64, упр. 370.

Ход урока 2

Организационный момент

Проверка домашнего задания

1. Связный рассказ о правописании суффиксов прилагатель-
ных с н.

2. Упр. 370 — проверка по цепочке.
Комментарии

Не выписаны слова юный, румяный, так как н входит в состав корня этих прилагательных.

III. Работа по теме урока

Предупредительный диктант

Обыкновенное чудо, деревянный человечек, серебряные коньки, ветреная погода, пчелиный улей, туманный намёк, некондиционный товар, беззаконное действие, пенсионный возраст, соколиная охота, ржаная лепёшка.

Работа по учебнику

Упр. 371 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях, предупреждение речевых ошибок.

Упр. 372, 374 — самостоятельное выполнение с последую щей проверкой.

IV. Подведение итогов урока

— Как может помочь морфемный и словообразовательный разбор слова при написании одной или двух букв н в суф фиксах прилагательных?

Домашнее задание

Учебник: § 64, упр. 373 (подготовиться к диктанту), 375 (под готовиться к сочинению).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник