Меню

Прилагательные в мужском и среднем роде в творительном падеже единственного



Конспект урока русского языка «Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе, определять падеж имён прилагательных. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного, называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

Скачать:

Вложение Размер
tvoritelnyy_i_predlozhnyy_padezhi_prilagatelnyh.docx 24.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Школа № 15 г. Феодосии Республики Крым»

Конспект урока по русскому языку

во 4-А классе по теме

«Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

Разработала и провела:

учитель начальных классов

Сысоева Галина Викторовна

Русский язык 4 класс Урок № ____________ Дата ________________

Тема: Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

Тип урока: формирования умений и навыков

Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе, определять падеж имён прилагательных. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; преобразование модели с целью выявления общих законов , определяющих данную предметную область; анализ, ( равнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — умение с достаточной полнотой и точностью и выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

  1. -Запишите дату. Дайте характеристику звукам, обозначаемым на письме буквой М. Пропишите в тетрадях:

— Объясните пословицы. Запишите каллиграфически.

Мир не без добрых людей.

Муравьиная рать и льва победит.

– Поставьте правильно ударения и запишите слова:

Мастерски, мельком, мизерный.

— Прочитайте слова. (на доске)

Дв..ровый, переб..гать, гр..бник, взгл..ни, д..ждевая, л..сок, л..тел, гн..здо, б..готня, гр..ница, л..тун, х.лодное. космос (слов.слово)

— Что у них общего? (Все начинаются с буквы, обозначающей согласный звук. Во всех словах есть безударные гласные в корне, проверяемые ударением.)

— Подберите устно проверочные слова. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

(Проверка по образцу, самооценка.)

III. Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока.

1) — Среди записанных слов найдите имена прилагательные в мужском и среднем роде. (Дворовый ( пес), холодное(утро).)

— Подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные. Просклоняйте получившиеся словосочетания.

(Два ученика работают на откидной доске.)

— Какие знания и умения вам пригодились при выполнении задания?

— Как отличить имена прилагательные в творительном и предложном падежах? (По вопросам и окончаниям.)

— Какие окончания могут иметь имена прилагательные в творительном падеже? На какой вопрос они отвечают?

— Какие окончания могут иметь имена прилагательные в предложном падеже? На какой вопрос они отвечают?

— Хорошо, ребята, попробуйте тогда сформулировать тему урока.

На доске: ? и ? падежи ……………… и ……………………… рода.

(Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.)

— Для чего изучаем эту тему? (Чтобы научиться правильно, писать безударные окончания имён прилагательных.)

— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие окончания могут иметь имена прилагательные в творительном и предложном падежах, и научиться правильно их писать.) (Поупражняться в склонении и правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.)

IV. Работа по теме урока

1) Упражнения в проверке и правописании окончаний имен прилагательных. (Слайды 2-3)

На экране словосочетания с прилагательными, у которых пропущена вся основа и дано только окончание.

под …..им снегом в …..ом наряде

за …..им морем на …..ом дереве

под …..им льдом при …..ом морозе

— В каком падеже должны быть прилагательные? (1 столбик – в творительном падеже, 2 столбик – в предложном падеже) В каком роде? (В мужском и среднем роде)

— Вставьте подходящие по смыслу прилагательные. Запишите словосочетания.

2) Работа по развитию речи. (Слайд 4)

— Посмотрите на иллюстрацию, придумайте название. (Зимний лес. Зима в лесу…)

— Ребята, а сейчас мы будем составлять предложения о зимнем лесе

Вот эти два предложения мы должны закончить, используя имена прилагательные в творительном и предложном падежах

Очень тихо в (зимнем лесу).

Всё вокруг засыпано (пушистым белым снегом) .

Разбор и составление предложений, запись, определение падежей под контролем учителя.

-А вот остальные предложения вы дополните самостоятельно. Выберите словосочетания, которые вы используете для построения текста. Запишите текст. У прилагательных мужского и среднего рода выделите окончания и определите падежи.

Под снежным одеялом ……… .

На гладком снегу …….. .

Под низким кустом ……… .

Над большим сугробом ……… .

На высоком дереве …….. .

— Прочитайте записанный текст. Выскажите мнения по услышанному.

VI. Закрепление изученного материала Работа по карточкам.

1) Работа по карточкам Программный уровень

— Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.

Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.

2)Уровень повышенной сложности

— Спишите, правильно обозначая звуки буквами. Укажите падеж имён прилагательных.

Попутн[ава] ветра! Это крылат[ай’э] выражение появилось во времена парусн[ава] флота. Тогда успешн[ай’э] плавание было связано с погодой, с направлением ветра. Для удачн[ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре.

(Самопроверка и самооценка по образцу.)

Повторение правила о прилагательном.

1. Расскажите друг другу правило, что вы знаете о прилагательном.

-Ответьте на вопросы: да или нет

*имя прилагательное относится к служебным частям речи (нет)

*имя прилагательное – самостоятельная часть речи (да)

*имя прилагательное обозначает предмет (нет)

*имя прилагательное обозначает признак предмета (да)

*имя прилагательное отвечает на вопросы где? Куда? Откуда? Как? (нет)

* имя прилагательное отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? (да)

* имя прилагательное в предложении чаще всего бывает определением? (да)

*имя прилагательное имеет постоянный род (нет)

*имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам (да)

*род, число и падеж имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано (да)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Как отличить имена прилагательные в творительном и предложном падежах?

— Какие знания и умения мы закрепляли сегодня на уроке?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

Источник

интернет проект BeginnerSchool.ru

Сайт для детей и их родителей

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже.

Для того чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, надо найти в предложении существительное, к которому относится это прилагательное и определить его род и падеж. Затем вспомнить окончание прилагательного в этом падеже. Далее сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.

Дятел угощался вкусными шишками ели . → угощался (чем?) шишками ТП, шишками (каки ми ?) вкусны ми .

Прилагательные мужского рода в именительном и винительном падежах отвечают на вопрос какой? и имеют окончания -ый , -ий .

Мужской род : как ой ? -ой , -ый , -ий : лих ой , смел ый , велик ий

Средний род : как ое ? -ое , -ее : бел ое , син ее

Пример: В цирке был веселый клоун . → был (кто?) клоун ИП , клоун (как ой ?) смел ый . м.р. ИП

Прилагательное мужского и среднего рода в родительном падеже отвечают на вопрос какого? и имеют окончания -ого , -его : ближн его , весел ого .

Сережа позвал своего любимого щенкапозвал (кого?) щенка РП , щенка (как ого ?) любим ого . м.р. РП

Прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже отвечают на вопрос (какому?) и имеют окончания -ому , -ему : красив ому , ближн ему .

Мы подъехали к красивому зданию . → подъехали (к чему?) к зданию ДП , зданию (как ому ?) красив ому . с.р. ДП

Прилагательное мужского и среднего рода в творительном падеже отвечают на вопрос (каким?) имеют окончание -ым , -им : хорош им , весел ым .

Самолет летел над огромным городом . → летел над (чем?) городом ТП , городом (каким?) огромн ым . м.р. ТП

Прилагательное мужского и среднего рода в предложном падеже отвечают на вопрос (о каком?) и имеют окончания -ом , -ем : о весел ом , о ближн ем .

Я рассказал о любимом писателе . → рассказал (о ком?) о писателе ПП , писателе (как ом ?) любим ом . м.р. ПП

Прилагательные женского рода в родительном , дательном , творительном и предложном падежах , отвечают на вопросы какой? и имеют окончания -ой , — ей . красив ой , старш ей .

Она была веселой девочкой . → была (кем?) девочкой ТП , девочкой (как ой ?) весел ой . ж.р. ТП

В творительном падеже могут быть еще окончания -ою , — ею .

Прилагательные женского рода в винительном падеже отвечают на вопрос какую? и имеют окончания — ую , — юю .

Они пошли на вечернюю дискотеку . → Пошли (куда? на что?) на дискотеку ВП , дискотеку (какую?) вечерн юю . ж.р. ВП

Спасибо, что Вы с нами!

  1. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 3-х склоненийПродолжим тему склонения имен существительных. В предыдущих статьях мы разобрали.
  2. Части речи – имя прилагательноеПродолжим разбирать части речи и сегодня поговорим об имени прилагательном.
  3. Склонение имен прилагательныхСегодня мы поговорим о склонении имен прилагательных. Для тех, кто.
  4. Склонение имен существительныхИзменение слова по числам и падежам называется склонением. В этой.
  5. Множественное число имен существительныхПродолжаем изучать имена существительные и тема этой статьи имена существительные.

Понравилась статья — поделитесь с друзьями:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

Источник

Падежи имён прилагательных

Имена прилагательные в полной форме изменяются по падежам. В таблице представлены все шесть падежей и вопросы, на которые они отвечают, для каждого рода и множественного числа.

Падеж Вопросы Пример
Муж. род Жен. род Ср. род Мн. число
И. какой? какая? какое? какие? новый стул
Р. какого? какой? какого? каких? нового стула
Д. какому? какой? какому? каким? новому стулу
В. какой? какого? какую? какое? какие? каких? новый стул
Т. каким? какой? каким? какими? новым стулом
П. о каком? о какой? о каком? о каких? о новом стуле

Чтобы узнать падеж прилагательного, надо найти существительное, к которому оно относится, и определить его падеж. В этом же падеже будет стоять и прилагательное.

Склонение имён прилагательных

Склонение прилагательных — это их изменение по падежам, числам и родам. Род, число и падеж прилагательного зависит от существительного, к которому это прилагательное относится. При склонении прилагательных у них изменяются окончания в зависимости от рода и числа:

Муж. род Жен. род Ср. род Мн. число
И. -ой -ый -ий -ая -яя -ое -ее -ые -ие
Р. -ого -ого -его -ой -ей -ого -его -ых -их
Д. -ому -ому -ему -ой -ей -ому -ему -ым -им
В. -ой (-ого) -ый (-ого) -ий (-его) -ую -юю -ое -ее -ые (-ых) -ии (-их)
Т. -ым -ым -им -ой -ей -ым -им -ыми -ими
П. -ом -ом -ем -ой -ей -ом -ем -ых -их

Склонение имён прилагательных в единственном числе мужского рода:

Вопросы Примеры
И. какой? лесн ой шум мудр ый друг летн ий день син ий кит
Р. какого? лесн ого шума мудр ого друга летн его дня син его кита
Д. какому? лесн ому шуму мудр ому другу летн ему дню син ему киту
В. какой? какого? лесн ой шум мудр ого друга летн ий день син его кита
Т. каким? лесн ым шумом мудр ым другом летн им днём син им китом
П. о каком? о лесн ом шуме о мудр ом друге о летн ем дне о син ем ките

Винительный падеж прилагательных мужского рода совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённому существительному:

вижу большой дом (В. п.) — большой дом (И. п.).

Винительный падеж прилагательных мужского рода совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённому существительному:

вижу большого медведя (В. п.) — нет большого медведя (Р. п.).

Прилагательные мужского рода на -ОЙ склоняются так же, как и на -ЫЙ, но всегда имеют ударные окончания:

большо́й, большо́го, большо́му, больши́м, о большо́м.

Склонение имён прилагательных в единственном числе женского рода:

Вопросы Примеры
И. какая? лесн ая птица син яя лента
Р. какой? лесн ой птицы син ей ленты
Д. какой? лесн ой птице син ей ленте
В. какую? лесн ую птицу син юю ленту
Т. какой? лесн ой птицей син ей лентой
П. о какой? о лесн ой птице о син ей ленте

Склонение имён прилагательных в единственном числе среднего рода:

Вопросы Примеры
И. какое? ярк ое солнце древн ее зло
Р. какого? ярк ого солнца двевн его зла
Д. какому? ярк ому солнцу древн ему злу
В. какое? ярк ое солнце древн ее зло
Т. каким? ярк им солнцем древн им злом
П. о каком? о ярк ом солнце о древн ем зле

Склонение полных прилагательных во множественном числе:

Вопросы Примеры
И. какие? нов ые люди ярк ие сны
Р. каких? нов ых людей ярк их снов
Д. каким? нов ым людям ярк им снам
В. каких? какие? нов ых людей ярк ие сны
Т. какими? нов ыми людьми ярк ими снами
П. о каких? о нов ых людях о ярк их снах

Винительный падеж прилагательных множественного числа совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённым существительным:

вижу большие дома (В. п.) — большие дома (И. п.).

Винительный падеж прилагательных множественного числа совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённым существительным:

вижу синих китов (В. п.) — нет синих китов (Р. п.).

Некоторые прилагательные перешли в разряд существительных, например: больной, рабочий, ванная, мастерская и так далее. Такие существительные при склонении имеют падежные окончания прилагательных:

рабоч ий , рабоч его , рабоч ему .

Чтобы проверить написание окончания прилагательного, надо задать к нему вопрос от существительного, например:

Я давно не видел белого песка.

Окончание прилагательного будет полностью или частично совпадать с окончанием вопроса. Совпадение окончаний будет зависеть от склонения.

Склонение прилагательных делится на три типа: твёрдое, мягкое и смешанное. К твёрдому склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на твёрдый согласный:

длинн ый, стар ый.

К мягкому склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на мягкий согласный:

К смешанному склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на Г, К, Х, Ц или шипящий:

строг ий, мягк ий, тих ий, куц ый, хорош ий, горяч ий.

Вопрос Склонение
Твёрдое Мягкое Смешанное
как ой ? больн ой дальн ий мягк ий
как ого ? больн ого дальн его мягк ого
как ому ? больн ому дальн ему мягк ому
как ой ? больн ой дальн ий мягк ий
как им ? больн ым дальн им мягк им
о как ом ? о больн ом о дальн ем о мягк ом

Обратите внимание, что в зависимости от типа склонения, окончание вопроса и прилагательного совпадает либо полностью, либо частично: отличие только в первой букве окончания прилагательного.

Склонение притяжательных прилагательных

Склонение прилагательных на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЬИ:

Единственное число Множ. число
Мужской род Женский род Средний род
И. волчий вой волчья лапа волчье логово волчьи уши
Р. волчьего воя волчьей лапы волчьего логова волчьих ушей
Д. волчьему вою волчьей лапе волчьему логову волчьим ушам
В. волчий вой
волчьего щенка
волчью лапу волчье логово волчьи уши
волчьих щенков
Т. волчьим воем волчьей лапой волчьим логовом волчьими ушами
П. о волчьем вое о волчьей лапе о волчьем логове о волчьих ушах

Притяжательные прилагательные на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЬИ кроме формы именительного/винительного падежа единственного числа мужского рода, пишутся с мягким знаком:

медвеж ий – медвежья – медвежье – медвежьи,

медвеж ий – медвежьего – медвежьему – медвежьи – медвежьим – о медвежьем.

Склонение притяжательных прилагательных с суффиксами -ОВ, -ИН:

Мужской род
И. дедов сын дедов чай папин брат папин зонт
Р. дедова сына дедова чая папиного брата папиного зонта
Д. дедову сыну дедову чаю папиному брату папиному зонту
В. дедова сына дедов чай папиного брата папин зонт
Т. дедовым сыном дедовым чаем папиным братом папиным зонтом
П. о дедовом сыне о дедовом чае о папином брате о папином зонте
Женский род Средний род
И. дедова палка папина дочка дедово слово папино око
Р. дедовой палки папиной дочки дедова слова папиного ока
Д. дедовой палке папиной дочке дедову слову папиному оку
В. дедову палку папину дочку дедово слово папино око
Т. дедовой палкой папиной дочкой дедовым словом папиным оком
П. о дедовой палке о папиной дочке о дедовом слове о папином оке
Множественное число
И. дедовы внуки дедовы сани папины братья папины очки
Р. дедовых внуков дедовых саней папиных братьев папиных очков
Д. дедовым внукам дедовым саням папиным братьям папиным очкам
В. дедовых внуков дедовы сани папиных братьев папины очки
Т. дедовыми внуками дедовыми санями папиными братьями папиными очками
П. о дедовых внуках о дедовых санях о папиных братьях о папиных очках

Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного числа, а также множественного числа совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённым существительным:

Ед. число м.р.: вижу папин плащ (В. п.) — папин плащ (И. п.).

Множ. число: вижу отцовы ботинки (В. п.) — отцовы ботинки (И. п.).

Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного числа, а также множественного числа совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённым существительным:

Ед. число м.р.: вижу маминого брата (В. п.) — нет маминого брата (Р. п.).

Множ. число: вижу птичьих птенцов (В. п.) — нет птичьих птенцов (Р. п.).

Фамилии (Семёнов, Петров, Никитин), образованные от собственных имён: Семён, Пётр, Никита с помощью суффиксов -ОВ, -ИН, склоняются как притяжательные прилагательные.

Названия городов и населённых пунктов (Бородино, Пушкино, Камышин) в мужском и среднем роде на -ОВ, -ЕВ, -ОВО, -ЕВО склоняются во всех падежах как притяжательные прилагательные с этими суффиксами, но в творительном падеже они имеют окончание существительных -ОМ:

Источник

Читайте также:  Текст со степенями сравнения прилагательных в русском языке