Меню

Прилагательные заканчивающиеся на мягкий знак



Урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака после шипящих в конце кратких прилагательных

Исходный уровень знаний, умений, навыков учащихся, необходимый для усвоения темы «Правописание ь после шипящих на конце слова у кратких прилагательных»: знают, какие согласные звуки относятся к шипящим; какие слова относятся к именам прилагательным; о краткой форме прилагательных; о правописании ь после шипящих на конце имен существительных, о правописании ь после шипящих в глагольных формах.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков

Место урока в системе: второй урок по теме «Полные и краткие прилагательные»

Цели урока:

  • Образовательные:
    • обобщить и дополнить знания о написании ь после шипящих на конце имен существительных, глаголов и имен прилагательных;
    • продолжать формировать умения и навыки владения способом действия при данной орфограмме.
  • Развивающие:
    • формирование познавательного интереса к русскому языку на основе соединения теоретического материала с пониманием его практического применения, соединения грамматического материала по русскому языку с занимательным дидактическим материалом;
    • формирование умственных, учебных действий: анализа и синтеза (при анализе правописания слов); сравнения (через сравнение условий выбора написания ь после шипящих на конце различных частей речи); обобщения и систематизации (через формулирование выводов по данной теме по заданному алгоритму);
    • развитие действий контроля и самоконтроля (организация взаимоконтроля при работе в парах, выполнение упражнений на закрепление и тестовое задание);.
    • развитие речи (обогащение словарного запаса учащихся, развитие монологической речи учащихся, развитие коммуникативных умений и навыков).
  • Воспитательные:
    • воспитание требовательности к себе: трудолюбия, дисциплинированности, добросовестности, ответственности;
    • воспитание товарищества, гуманности, доброты и деликатности, способности к взаимовыручке.
  • воспитание бережного отношения к родному языку.

Структура урока:

1. Вступительное слово учителя.
2. Фронтальный опрос
3. «Синтаксическая минутка».
4. Объявление темы урока и объяснение нового материала.
5. Повторение правописания Ь после шипящих на конце слов различных частей речи.
6. Объяснение нового материала.
7. Закрепление.
8. Обобщение пройденного.
9. Подведение итогов урока. Тест.

Материалы к уроку:

1. Вступительное слово учителя

— Здравствуйте! Я вас встретил впервые.
Но я — человек, и Вы — человек,
Мы люди на этой земле.

Мои слова не просто приветствие, пожелание здоровье. Это строчки из стихотворения Владимира Солоухина. О чем они? Прежде всего, об уважении. И мне бы очень хотелось, несмотря на то, что мы встретились впервые и не знаем друг друга, чтобы этот урок прошёл в атмосфере уважения друг к другу просто потому, что мы люди на этой земле.
Предлагаю пристальнее вглядеться в слова Солоухина

2. Фронтальный опрос

– Какой части речи (из перечисленных на этом слайде) нет в данных стихотворных строчках? (Имен прилагательных)
–Дайте определение, какую часть речи мы называем именем прилагательным? (Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?)
– Хорошо. Мой следующий вопрос: «Какую синтаксическую роль может играть имя прилагательное в предложении?» Чтобы ответить на этот вопрос, выполним задание 1 на ваших рабочих листах.

3. «Синтаксическая минутка»

Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех,
Он певуч.

– Итак, подчеркните как члены предложения имена прилагательные.
– Обратите внимание на краткое прилагательное в последней строке – певуч. Это слово оканчивается на шипящий, а вы уже знаете, что такая ситуация является местом орфограммы (как в именах существительных или в некоторых формах глаголах).

4. Объявление темы и постановка задач

Читайте также:  Суффикс ышк в прилагательных

– Итак, сегодня наша задача изучить новое орфографическое правило, правило, связанное с правописанием кратких прилагательных. А именно – с правилом правописания Ь после шипящих на конце кратких прилагательных. Запишем тему урока на самых первых строчках рабочих листов.
Но сначала нам необходимо вспомнить аналогичные (похожие) орфограммы, встречающиеся при правописании других частей речи, которые уже были упомянуты. Все внимание к стихотворению из второго задания, предложенного вам на листе.

5. Повторение правописания ь после шипящих в различных частях речи

День от нас уходит прочь,
Вот и наступила ноч.. .
Все окутывает тиш.. ,
Только шелестит камыш.. .

Там внизу у корневищ..
В теплой норке дремлет мыш.. ,
На горе у дальних дач..
В будке сладко спит Лохмач.. .

Мышке снится лето, рож.. –
Без зерна не проживеш. ,
А Лохмач.. несется вскачь –
Он во сне не пес – циркач.. .

День от нас уходит прочь ,
Вот и наступила ноч.. …

– Вставьте пропущенные буквы.
– Объясните правописание личных окончаний глаголов и Ь после шипящих в различных частях речи.

6. Объяснение нового материала

– Молодцы. А теперь пора узнать и новое для нас правило правописания Ь после шипящих на конце кратких прилагательных.
Оно очень простое: на конце кратких прилагательных Ь не пишется.
Попробуем это правило применить.

7. Закрепление

– Давайте познакомимся поближе с псом из предыдущего стихотворения. Обратите внимание на задание 3.
– Объясните, пожалуйста, правописание Ь после шипящих, не забыв указать часть речи.

Пес Лохмач удивителен, ни на кого не похож.. . Еще бы: хорош.. , пригож.. , могуч.. и сердцем горяч.. . Только немного рыж.. и тощ.. , да иногда неуклюж.. . Зато характером очень колюч..

– Молодцы. Продолжим. Задание 4. На горе, на дачах живет и друг пса – кот, но у него пока нет имени. Придумайте имя коту и составьте рассказ о нем, заполнив пропуски краткими прилагательными. Вы в праве самостоятельно подобрать слова или (в случае затруднения) образовать краткие формы от тех прилагательных, которые представлены ниже.

На одной из дач живет лучший друг пса Лохмача кот ________________. Видом он ______________, шерстью ____________ жаль только, что ___________. Кот очень__________ и _______________. А еще он очень _________________, не даром говорят, что « у кошек девять жизней». А как умен этот кот! Даже пес признает, что ум у____________ _____________. Ну а голос! Он у кота _____________. И в этом __________ не ___________ с псом. Ведь голос у Лохмача ___________. Но нисколько не мешает их долгим разговорам по вечерам.

Слова для выбора: хороший, пригожий, блестящий, могучий, горячий, линючий, схожий, скрипучий, хрипучий, живучий и др.

8. Обобщение

– Итак, попробуем обобщить, в каких случаях пишется и в каких случаях не пишется Ь после шипящих на конце слов разных частей речи.
Подготовьте устное сообщение на тему «Правописание ь после шипящих на конце слов» . Для этого восстановите, пожалуйста, текст задания 5, вставив в него пропущенные слова, термины, приведите по 2-3 примера.

В русском языке на конце слов часто встречаются шипящие. Например:___________________________________________________________________
После шипящих иногда пишется Ь, а иногда нет. Так в именах существительных Ь знак пишется только в словах ______________________________________________________ .
Например:___________________________________________________________________
В глаголах же после шипящих Ь знак пишется в форме ____________________________ , _________________________________ и _________________________________________ .
Например:___________________________________________________________________
А вот в кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящий Ь знак ________________.

9. Тест

Читайте также:  Величественными это прилагательные или существительные

– Проверим тестом, насколько хорошо вы все запомнили и усвоили. Напомню, как мы заполняем схему теста. Если в слове после шипящей пишется Ь, проводим дугу в верхней половине схемы, если нет – в нижней. Потренируемся: снится рожь, у дальних дач. Каждое словосочетание я произнесу не более 2-х раз, так что будьте внимательны.

1. Пламенная речь
2. Растолочь лекарство
3. Скользкий уж
4. Режь аккуратнее
5. Ветер свеж
6. Ненужная мелочь
7. Пирожок горяч
8. Лес дремуч
9. Улыбаешься малышу
10. День хорош

– Будьте добры, возьмите в руки ручку зеленого цвета или карандаш. На доске записан правильный вариант схемы ответов. Поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте, так ли составлена схема.
– Поднимите руки, кто не сделал в тесте ни одной ошибки. Молодцы!

Источник

Правописание мягкого знака

В русском языке буква ь выполняет различные функции: разделительную, обозначает мягкость согласного на письме, а также определяет грамматическую форму слова. Согласно этим функциям, мы собрали в таблицы все правила, когда пишется ь , а когда нет.

Мягкий знак пишется в следующих случаях:

Часть речи Пишем ь Примеры
Все части речи разделительный ь в корне слова перед гласными и, е, ё, ю, я. бур ь ян, руж ь ё, ноч ь ю, лис ь и, ш ь ю
разделительный ь в корне некоторых слов иноязычного происхождения перед гласной о гил ь отина, компан ь он, павил ь он, почтал ь он
в конце слова после согласной для обозначения ее мягкости бит ь , вып ь , кор ь
в корне слова перед твердой согласной для обозначения мягкости предшествующей согласной кон ь ки, нян ь ка, молот ь ба
для обозначения мягкости буквы л стрел ь ба, люл ь ка, л ь стить
Имя существительное в формах Тв. п. мн. ч. люд ь ми, дет ь ми
после шипящих ж, ч, ш, щ на конце сущ. ж. р. 3-его скл. ед. ч. в Им. и В. падежах реч ь , мыш ь , печ ь , рож ь
Имя числительное в сложных числительных перед -десят Пят ь десят, сем ь десят, восем ь десят
в форме Тв. п. мн. ч. четыр ь мя
Глагол в неопределенной форме перед -ся купат ь ся, чертыхат ь ся
в повелительной форме перед -ся и -те встан ь те, приблиз ь ся
в окончании после ш в форме 2-го л. ед. ч. наст и буд. вр. береш ь , береш ь ся, ткёш ь , несеш ь ся, спиш ь
на конце после шипящих ж , ч , ш , щ в формах повелит. накл. ед. ч. (также перед -ся )

и мн. ч. перед -те , -тесь спряч ь , спряч ь ся, смаж ь , еш ь

спряч ь те, спряч ь тесь, еш ь те на конце слова после шипящих ж , ч , ш , щ в неопред. форме, в том числе перед -ся береч ь , стрич ь ся Наречие во всех после ш и ч сплош ь , вскач ь , проч ь
Исключение: настеж ь
Частицы на конце после шипящих биш ь , виш ь , лиш ь , иш ь

Мягкий знак не пишется в следующих случаях:

Источник

Мягкий знак после шипящих: правила для прилагательных

Ставить или не ставить мягкий знак наконце слова, если последняя буква Ч или Щ, Ж или Ш, зависит от части речи. Ведь Ь в сочетании с этими буквами не выполняет свою основную функцию – он не обозначает мягкость шипящих. Дело в том, что Ч/Щ и без знака всегда мягкие, а Ж/Ш не произносятся мягко, даже если после них стоит Ь.

Мягкий знак в прилагательных выполняет другую задачу – грамматическую. Если слово заканчивается на шипящий, Ь помогает отличить одну часть речи от другой, указывает на род слова. А в прилагательных (ИП) шипящие такую позицию занимают только в краткой форме (КФ).

Мягкий знак в кратких прилагательных

От полной формы ИП краткая отличается усеченным окончанием:

Если основа ИП заканчивается на один из звуков, которые относятся к шипящим, то при написании КФ мужского рода обязательно возникает вопрос: нужен ли Ь.

Правило для таких случаев одно: в кратких прилагательных НИКОГДА не пишут Ь после конечного шипящего. Исключений из правила нет.

Мягкий знак в притяжательных прилагательных на -ий

Третью функцию Ь выполняет в притяжательных прилагательных после шипящих.

Волчий, верблюжий, овечий – эти ИП отвечают на вопрос «чей?», обозначают принадлежность животному, т.е. это притяжательные ИП.

При склонении притяжательных, образованных с помощью суффикса -ИЙ, необходим разделительный мягкий знак:

Волч-Ь-его, о верблюж-Ь-ем, овеч-Ь-ю.

Знак, разделяющий на письме согласный и Е, Ё, Ю, Я, указывает на двойную роль гласных, обозначающих два звука –[j] и гласный. Это и есть третья функция Ь в русском языке.

Упражнения на закрепление материала

Разобравшись с правилом постановки Ь в ИП, ученик не допустит ошибок. Для закрепления пройденного надо ознакомиться с таблицами, проанализировать правописание приведенных примеров и выполнить задание.

Источник

Буква «ь» после шипящих в некоторых грамматических формах

Ъ и Ь

После ж, ш, ч, щ буква ь пишется по традиции в следующих грамматических формах:

а) на конце форм им. п. ед. ч. существительных жен. рода 3-го склонения, напр.: рожь, блажь, мышь, фальшь, ночь, мелочь, вещь, помощь;

б) в окончании 2-го лица ед. ч. глаголов настоящего и будущего времени (после ш), напр.: несёшь, смеёшься, видишь, дашь, мчишься;

в) в формах повелительного наклонения глаголов, напр.: мажь, ешь, спрячь, режьте, утешься, спрячьтесь, не морщься;

г) в неопределенной форме глаголов (после ч), напр.: печь, стричь, толочь, увлечься, обжечься .

Буква ь после шипящих пишется также на конце наречий и частиц, напр.: настежь, сплошь, наотмашь, вскачь, навзничь, невмочь, прочь, напрочь, ишь, лишь, вишь, бишь . Исключения: буква ь не пишется в наречиях замуж, невтерпёж, уж , в частице аж , а также в предлоге меж .

Буква ь после шипящих не пишется на конце следующих грамматических форм:

а) им. п. ед. ч. существительных муж. рода 2-го склонения, напр.: нож, мяч, ковш, плащ;

б) род. п. мн. ч. существительных жен. рода 1-го склонения, напр.: луж (от лужа), туч, галош, рощ;

в) кратких форм муж. рода прилагательных, напр.: свеж, охоч, хорош, нищ.

Источник