Меню

Пример текста с числами глагола



Упражнение в определении числа глагола и в изменении глаголов по числам.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа Росии» построен в соответствии с требованиями к организации инклюзивного образования в начальной школе.

Цель: Развитие умения изменять глаголы по числам.

  • закрепить навыки определения числа глагола;
  • обогатить словарный запас учащихся;
  • развивать речь учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
урок русского языка в 3 классе 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе Л.Н. Михайлова, учитель начальных классов МАОУСОШ № 8

Тема: Упражнение в определении числа глагола и в изменении глаголов по числам.

Цель: Развитие умения изменять глаголы по числам.

  • закрепить навыки определения числа глагола;
  • обогатить словарный запас учащихся;
  • развивать речь учащихся.
  1. Организационный момент:

— Проверка готовности рабочих мест учащихся. Настрой на работу.

2. Чистописание (упражнение для работы над соединением букв).

Ледоход. Тает лед.

Он по речке плывет.

Он от солнышка бежит,

Он ныряет и дрожит.

— Какое правило встретилось при выполнении минутки чистописания.

— Ледоход. Что это такое? (работа над значением слова)

3. Новый материал.

— Найдите в стихотворении глаголы и подчеркните их.

— В каком числе стоят глаголы. Определи.

4. Словарная работа.

Висит за окошком

Он полон капели

И пахнет весной. (сосулька)

Бегут кони буланы,

Все узды порваны,

Ни сесть, ни погладить,

Ни плеткой ударить. (облака)

Каждый год я к вам лечу –

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (снегирь)

Последний лист в календаре,

Последний месяц на дворе. (декабрь)

Стоять не велит. (мороз)

Прыг – скок, прыг – скок,

Сели травушку покушать,

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.

6. Работа с учебником.

Выполнение упражнения 17, страница 136.

Алгоритм выполнения упражнения.

  1. Прочитайте слова.
  2. Поставьте к ним вопросы. Какой частью речи являются.
  3. Выпишите сначала глаголы в единственном числе, потом во множественном.
  4. Составьте и запишите два предложения с подлежащими трава и яблоки , используя данные глаголы в форме единственного и множественного числа.

Проверка: Единственное число: вырастила, зазеленела. Множественное число: краснеют, наливаются, пожелтели, созреют.

7. Письмо под диктовку.

— Измени глаголы так, чтобы они стояли во множественном числе.

Шьет, вьет, пьет, объясняет, объявляет, въезжает.

— На какие правила написаны слова.

— Подберите слова на эти же правила (могут быть существительные и прилагательные).

8. На доске записаны предложения:

Жур..вли кружатся (над)рекой.

Ветер нырнул (в)п..хучую тр..ву.

Ежевика п..к..залась (из)ж..рной зел..ни.

Звезды приветливо смотрят (на)землю.

— Сгруппируйте предложения в зависимости от числа глагола.

— Напишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

9. Напишите цепочки слов, исключив из них лишние слова. Выдели орфограммы. Определи число.

Бегут, плывет, сидит, бег, читают.

Живет, сушит, трудятся, жизнь, летят.

10. Итог урока. Домашнее задание: Страница 137, упражнение 18.

Источник

3.7.4. Морфологический разбор глаголов

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. – кататься. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. – начаться. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

Источник

Спряжение глаголов

Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам .

Общие правила

Глаголы могут спрягаться только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются только по родам.

Термин «спряжение глаголов» имеет два значения, которые не нужно путать:

  1. Первое значение — изменение глаголов по лицам и числам. Его имеют в виду, когда просят «проспрягать глагол».
  2. Второе значение — морфологический признак глагола — один из двух классов спряжений. Его имеют в виду, когда требуется определить спряжение глагола по окончанию слова в инфинитиве.

Вопросы и окончания

Составим таблицы вопросов и окончаний глаголов при спряжении (изменении по числам, лицам, родам) в настоящем, будущем, прошедшем временах.

Настоящее время

Глаголы совершенного вида в настоящем времени ставятся в несовершенном виде: построить (инфинитив, сов.вид) – строю, строишь, строит, строим, строите, строят (несов.вид).

Лицо Единственное число Множественное число
Вопрос Окончание Вопрос Окончание
1 что делаю? -у,-ю что делаем? -ем/-им
2 что делаешь? -ешь/-ишь что делаете? -ете/-ите
3 что делает? -ет/-ит что делают? -ут,-ют/-ат,-ят

Будущее время

Глагол несовершенного вида для формирования будущего времени ставится в совершенный вид: строить (инфинитив, несов.вид) – построю, построишь, построит, построите (буд. вр., сов.вид), читать — читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают. Будущее время формируется также из связки «быть» + инфинитив: буду строить, будешь строить и т.д.

Лицо Единственное число Множественное число
Вопрос Окончание Вопрос Окончание
1 что сделаю? -у,-ю что сделаем? -ем/-им
2 что сделаешь? -ешь/-ишь что сделаете? -ете/-ите
3 что сделает? -ет/-ит что сделают? -ут,-ют/-ат,-ят

Прошедшее время

Единственное число Множественное число
М.р. Ж.р. Ср.р.
что делал?
что сделал?
нулевое окончание что делала?
что сделала?
что делало?
что сделало?
что делали?
что сделали?

Повелительное наклонение

Единственное число Множественное число
Вопрос Окончание Вопрос Окончание
что делай? что сделай? -й/-и/-ь что делайте? что сделайте? -йте/-ите/-ьте

Условное наклонение

Вопросы и окончания глаголов в условном наклонении такие же, как в прошедшем времени. Но к ним добавляется частица «бы». Примеры: строить — строил бы, строила бы, строило бы, строили бы; построить — построил бы, построила бы, построило бы, построили бы.

Единственное число Множественное число
М.р. Ж.р. Ср.р.
что делал бы?
что сделал бы?
нулевое окончание + бы что делала бы?
что сделала бы?
-а бы что делало бы?
что сделало бы?
-о бы что делали бы?
что сделали бы?
-и бы

Спряжения

Различают два спряжения: 1 и 2. При этом окончания глаголов четко различают только под ударением. В том случае если ударение падает не на личное окончание, то тип спряжения различают по начальной форме (или инфинитиву). В общем случае, инфинитивы, оканчивающиеся на , относятся к 2-му спряжению, все остальные относятся к 1-му спряжению.

I спряжение II спряжение
Окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят
Примеры берёшь, шьёт, пишет спешишь, спит, звонят

Глаголы-исключения

Есть некоторые исключения. Ко 2 спряжению относят:

  • все глаголы на -ить (кроме брить, стелить);
  • 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть);
  • 4 глагола на -ать (гнать, держать, слышать, дышать).

Соответственно к 1 спряжению относят:

  • все остальные глаголы на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, -ть;
  • брить, стелить.

Разноспрягаемые глаголы

Два глагола в русском языке относятся к разноспрягаемым: хотеть и бежать. Соответственно и все их приставочные формы тоже: захотеть, прибежать и т.д.
Глагол хотеть в ед.ч. имеет окончания 1 спряжения, а во мн.ч. 2 спряжения.
Глагол бежать в 3 лице мн.ч. имеет окончание 1 спряжения, а во всех остальных лицах — 2 спряжения.

Примечание 1. Три глагола есть, дать, создать имеют особые личные окончания:

  • ем, ешь, ест, едим, едите, едят;
  • дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут;
  • создам, создашь, создаст, создадим, создадите, создадут.

Примечание 2. Некоторые глаголы имеют особенности в образовании и употреблении форм лица. К ним принадлежат глаголы, не имеющие формы 1 лица ед.ч.: дерзать, победить, убедить, очутиться, чудить.

Примечание 3. Есть глаголы, которые имеют две системы личных форм, одна из которых чаще употребляется в разговорном стиле:

  • брызгать — брызжешь, брызгаешь;
  • мучить — мучаешь, мучишь;
  • махать — машешь, махаешь;
  • мурлыкать — мурлычешь, мурлыкаешь;
  • полоскать — полощешь, полоскаешь.

Источник

Единственное и множественное число глагола

Вспомним, что обозначает глагол?

Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

А теперь рассмотрим примеры и узнаем , от чего зависит число глагола.

Книга Что делает? лежит.

Книги Что делают? лежат.

Глагол лежит обозначает действие одного предмета.

Это форма единственного числа.

Глагол лежат обозначает действие нескольких предметов.

Это форма множественного числа.

Делаем вывод: число глагола зависит от числа имени существительного, с которым глагол связан.

Глаголы изменяются по числам.

Это значит, что глагол имеет форму единственного и множественного числа.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

  • Индивидуальные занятия
  • Доступные цены
  • Удобные способы оплаты
  • Бесплатный вводный урок
  • Гарантированный возврат денег

Источник

Читайте также:  На какие признаки глагола указывает нулевое окончание