Меню

Примеры обобщающих слов прилагательных



Имя прилагательное (обобщение)

Цель:

  • закреплять умения точно употреблять прилагательные в речи;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • совершенствовать навык правописания родовых и падежных окончаний прилагательных в ед.и мн.ч; навыки самостоятельной работы, каллиграфического правильного письма;
  • воспитывать любовь к природе, русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:
поработать час настал.
Так что время не теряем
и работать начинаем.

II. Поэтическая минутка.

Хочу начать урок с поэтической минутки.

Что за звездочки цветные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке? (Снежинки)

— Расскажите, какие вы снежинки видели. (Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие).

— С чем бы вы могли сравнить снежинки?

белые, как (сахар, молоко:)

легкие, будто (пух, пушинки:)

ажурные, словно (кружево, звездочки:)

— Какие слова помогли описать снежинки?

— К какой части речи относятся эти слова?

III. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы послушаем, как разные писатели и поэты с помощью имен прилагательных описывают красоту природы, и обобщим знания об именах прилагательных.

Выросли снежинки и полетели к земле белой стаей. А родились они в облачке высоко над землей, и у каждой был свой наряд.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

— Итак, к нам прилетели снежинки.

— Что вы можете сказать о сочетаниях? (окончания имен прилагательных).

На какие группы их можно разделить? (родовые окончания ж.р. — ая, яя, м.р. — ой, ий,ый, с.р. — ое, ее, мн.ч. — ые, ие).

— Чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, что нужно сделать?

Прочитайте предложение ребус и запишите.

— Выполните разбор предложения.

— В какое время года мы можем увидеть снежинки?

— Давайте скажем зиме комплимент.

— Что такое комплимент?

Комплимент — любезные, приятные слова, лестный отзыв.

Белая, красавица, вьюжная, волшебная, сказочная, серебристая, холодная, морозная, нарядная, веселая, суровая .

— Составьте свое предложение, используя прилагательные (устно).

V. Актуализация знаний об имени прилагательном. Фронтальный опрос.

— Давайте вспомним все, что знаем об имени прилагательном.

VI. Словарно-орфографическая работа.

— Проверим свои знания на практике в ходе словарной работы.

Я задаю вопрос, а вы отвечаете одним словом.

— Как называется работа, которую выполняют несколько человек (коллективная).

Поставь это имя прилагательное в форме Р.п. (коллективного)

— Поезд, который перевозит людей (пассажирский).

Поставь это имя прилагательное в форме Д.п. (пассажирскому)

— Люди, живущие в городе (городские).

Поставь это имя прилагательное в форме Т.п. (городскими)

— Человек, который родился и живет в России (русский).

Поставь это имя прилагательное в форме Р.п. (русского)

Какое слово лишнее? Почему? Разберите его по составу.

Какой вывод сделаем по этой работе?

VII. Физкультурная минутка

Давайте отдохнем. Встаньте.

Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные мужского и среднего рода. Если словосочетания среднего рода — хлопаете, мужского рода — топаете.

Морское дно, веселый праздник, старый дом, зимнее утро, чистый воздух, голубое небо, большой город.

А сейчас выполним зарядку для глаз.

VIII. Работа с текстом.

Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять рыхлый снег. С крутого пригорка побежал веселый ручеек.(Г.Скребицкий).

— Найдите имена прилагательные, выделите окончания, определите падеж.

— Как определить падеж имени прилагательного?

— Первый ряд делает морфологический разбор имени прилагательного весеннее, второй ряд — на лесной, третий ряд — с крутого.

Читайте также:  Таблица окончаний прилагательных по падежам с вопросами

IX. «Грамматическая эстафета».

— Спишите, вставляя пропущенные окончания, определите падеж.

По облачн: небу, с высок:горы, с хорош: человеком, на хрупк.. льду, про интересн:встречу, для классн: альбома.

— Победитель «эстафеты» тот, кто первым правильно выполнит задание.

— Как вы рассуждали?

X.Работа с учебником.

XI. Восприятие падежных окончаний.

— Послушайте, как в стихотворениях описывают поэты природу, определите падежи имен прилагательных.

Люблю березку русскую, (В.п.)
То светлую, то грустную. (В.п.)
Люблю ее нарядную, (В.п.)
Родную, ненаглядную.( В.п.)

— Молодцы! А теперь посложнее четверостишие.

Крутыми тропинками в горы, (Т.п.)
Вдоль быстрых и медленных рек, (Р.П.)
Минуя большие озера, (В.п.)
Веселый шагал человек.(И.п.)

— Как изменяются имена прилагательные?

— Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную в окончании имен прилагательных?

— Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в речи? (Описывают предметы, делают их более яркими).

— На уроке мне хорошо помогали .

— На нашем уроке мы услышали, как прилагательные помогают описывать природу.

Источник

Обобщающее слово

Что такое обобщающие слова

Обобщающие слова называют более общее, родовое, понятие при более узких, видовых. Например, смородина, малина, черника – это ягоды. «Ягоды» – более широкое понятие по отношению к «смородине, малине, чернике» и может стать поэтому обобщающим словом. Но при перечислении обобщающие слова есть далеко не всегда. Это, скорее, нечастое явление.

Ни в коем случае обобщающее слово не может отвечать на другой вопрос, нежели однородные члены; поэтому глагол не может быть обобщающим для существительных, а существительное – для прилагательных.

Какие знаки требуются при обобщающих словах

Изучая в 8 классе русский язык, школьники знакомятся и с правилом постановки знаков при обобщающих словах.

Если обобщающее слово предшествует перечислению, после него ставится двоеточие («Мы посадили на клумбе цветы: астры, герберы, хризантемы»). Обобщающее слово – «цветы», так как оно является более широким понятием по отношению к «астрам, герберам и хризантемам».

Если в предложении мы видим сначала группу однородных членов, а затем обобщающее слово, то перед ним ставится тире: «Красные, желтые, белые – разноцветные лепестки усыпали дорожку».

Наконец, иногда бывает так, что обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после перечисления предложение продолжается. Тогда надо после обобщающего слова поставить двоеточие, а после перечисления – тире.
Приведем пример.

Обобщающими словами нередко становятся местоимения и наречия «все», «всё», «всюду», «везде», «никто», «никогда» и т.п.

При однородных членах в предложениях с обобщающими словами запятые ставятся по общему правилу.

Каким членом предложения является обобщающее слово

Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные.

Приведем примеры предложений с обобщающими словами.

Что мы узнали?

При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые называют более широкое понятие при перечислении. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные. После обобщающего слова ставится двоеточие. Перед обобщающим словом после перечисления – тире. Если после перечисления предложение продолжается, там тоже необходимо тире.

Источник

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Обобщающее сло­во при одно­род­ных чле­нах пред­ло­же­ния явля­ет­ся родо­вым поня­ти­ем по отно­ше­нию к видо­вым или назва­ни­ем цело­го по отно­ше­нию к его частям.

Чтобы узнать, какие сло­ва быва­ют обоб­ща­ю­щи­ми, нач­нем с выяс­не­ния, что такое одно­род­ные чле­ны пред­ло­же­ния.

Что такое однородные члены предложения?

Простое пред­ло­же­ние может быть ослож­не­но одно­род­ны­ми чле­на­ми. Узнаем, что такое одно­род­ные чле­ны пред­ло­же­ния, рас­смот­рев сле­ду­ю­щие при­ме­ры:

Музыка и мело­дия нераз­рыв­ны (Р. Вагнер).

Хорошая музы­ка чиста , как ребе­нок, и муд­ра , как гла­за стар­ца (Ромен Роллан).

Красота музы­ки заклю­ча­ет­ся (в чём?) в про­сто­те и есте­ствен­но­сти (П. И. Чайковский).

Музыку объ­еди­ня­ет мораль­ную , эмо­ци­о­наль­ную и эсте­ти­че­скую сфе­ры чело­ве­ка (В. Сухомлинский).

Он любил выра­жать­ся воз­вы­шен­но и туман­но (К. Паустовский).

В пред­ло­же­нии, как видим, может быть не один и тот же член пред­ло­же­ния, а два и более. Главные чле­ны пред­ло­же­ния, состав­ля­ю­щие его грам­ма­ти­че­скую осно­ву, и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны счи­та­ют­ся одно­род­ны­ми, ели они выпол­ня­ют одну и ту же син­так­си­че­скую функ­цию, а так­же отно­сят­ся к одно­му и тому же чле­ну пред­ло­же­ния (допол­не­ния — к ска­зу­е­мо­му, опре­де­ле­ния — к под­ле­жа­ще­му или допол­не­нию, обсто­я­тель­ства — к ска­зу­е­мо­му и т. д.). Важным при­зна­ком одно­род­но­сти чле­нов явля­ет­ся то, что они соеди­ня­ют­ся сочи­ни­тель­ной свя­зью меж­ду собой и пере­чис­ли­тель­ной инто­на­ци­ей.

Как выражаются однородные члены предложения?

В боль­шин­стве слу­ча­ев в роли одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния высту­па­ют сло­ва одной и той же части речи.

Яков помол­чал , взгля­нул кру­гом и закрыл­ся рукой (И. С. Тургенев).

Однородные ска­зу­е­мые выра­же­ны гла­го­ла­ми в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода.

Успокоившиеся дере­вья бес­шум­но и покор­но роня­ли жёл­тые листья (А. И. Куприн)

Роняли (как?) бес­шум­но и покор­но.

Что такое обобщающее слово?

В пред­ло­же­нии пере­чень одно­род­ных чле­нов может сопро­вож­дать­ся обоб­ща­ю­щим сло­вом, кото­рое явля­ет­ся тем же чле­ном пред­ло­же­ния, что и одно­род­ные. Чтобы понять, что такое обоб­ща­ю­щее сло­во, рас­смот­рим пред­ло­же­ние:

В при­ро­де всё пре­крас­но : и плы­ву­щие по небу обла­ка , и берёз­ка , шеп­чу­ща­я­ся с тра­вой, и суро­вая север­ная ель , и лишай­ник (Е. Осетров).

Обобщающее сло­во «всё», выра­жен­ное место­име­ни­ем, явля­ет­ся под­ле­жа­щим, как и пере­чис­лен­ные одно­род­ные чле­ны, выра­жен­ные суще­стви­тель­ны­ми:

Обобщающие сло­ва чаще все­го выра­жа­ют­ся место­име­ни­я­ми и наре­чи­я­ми:

все, никто, ниче­го, все­гда, вез­де, нику­да и т.п.

В тай­ге нико­го не вид­но вокруг: ни чело­ве­ка , ни зве­ря , ни пти­цы .

Везде : над лесом , над полем и над кры­ша­ми домов — повис­ло раз­но­цвет­ное коро­мыс­ло раду­ги.

Реже обоб­ща­ю­щие сло­ва выра­жа­ют­ся суще­стви­тель­ны­ми, при­ла­га­тель­ны­ми, соче­та­ни­я­ми слов.

В ней было скры­то ещё пять мат­ре­шек в раз­но­цвет­ных шалях: зеле­ной , жел­той , синей , фио­ле­то­вой (К. Паустовский).

Какое значение имеют обобщающие слова?

Обобщающее сло­во чаще все­го пред­став­ля­ет собой родо­вое поня­тие, а одно­род­ные чле­ны — видо­вое, напри­мер:

В пали­сад­ни­ке перед домом пора­жа­ли сво­ей кра­со­той садо­вые цве­ты : рос­кош­ные чай­ные розы , лилии и непри­хот­ли­вые ромаш­ки с жел­ты­ми гла­за­ми в белых рес­нич­ках.

Обобщающее сло­во может обо­зна­чать поня­тие цело­го, а одно­род­ные чле­ны — его части.

Это был обыч­ный рус­ский про­стор : поля , леса и дерев­ни с соло­мен­ны­ми и дере­вян­ны­ми кров­ля­ми, порос­ши­ми бар­хат­ным мохом (И. Соколов-Микитов).

Пунктуация в предложениях с обобщающими словами

Обобщающее сло­во нахо­дит­ся или перед одно­род­ны­ми чле­на­ми, или после них.

После обоб­ща­ю­ще­го сло­ва или непо­сред­ствен­но перед одно­род­ны­ми чле­на­ми ста­вит­ся двое­то­чие.

Мы с азар­том спо­ри­ли обо всем: о совре­мен­ной музы­ке, о поэ­зии, и даже о рели­гии.

Если пред­ло­же­ние про­дол­жа­ет­ся, то пере­чень одно­род­ных чле­нов отде­ля­ет­ся пунк­ту­а­ци­он­ным зна­ком тире от после­ду­ю­щих слов сооб­ще­ния, напри­мер:

Весной, кажет­ся, ото­всю­ду: из заро­с­лей камы­ша, с бере­га реч­ки, из-под при­бреж­ных ракит — доно­сит­ся неумол­ка­е­мый лягу­ша­чий хор.

Если одно­род­ные чле­ны начи­на­ют пред­ло­же­ние, то их пере­чень отде­ля­ет­ся от обоб­ща­ю­ще­го сло­ва пунк­ту­а­ци­он­ным зна­ком тире, напри­мер:

С кле­нов, берез и осин — со всех дере­вьев осен­ний ветер неми­ло­серд­но сры­ва­ет их золо­тую или баг­ря­ную при­чес­ку.

В пред­ло­же­нии перед обоб­ща­ю­щи­ми сло­ва­ми могут нахо­дить­ся ввод­ные сло­ва:

Тогда тире ста­вит­ся перед ввод­ным сло­вом, а после него — запя­тая, напри­мер:

Среди птиц , насе­ко­мых , в сухой тра­ве — сло­вом , всю­ду , даже в воз­ду­хе, чув­ство­ва­лось при­бли­же­ние осе­ни (В. Арсеньев).

Если ввод­ное сло­во нахо­дит­ся перед переч­нем одно­род­ных чле­нов, то запя­тая ста­вит­ся перед ним, а затем двое­то­чие, напри­мер:

На сто­ле сра­зу появил­ся само­вар, а вме­сте с ним нехит­рое дере­вен­ское уго­ще­ние, а имен­но : яйца, мас­ло, высо­кая крын­ка с топ­ле­ным моло­ком (А. Карпов).

Видеоурок

Источник

Обобщающие слова

Обобщающее слово – это слово или словосочетание, которое является общим обозначением слов, находящихся вместе с ним в одном предложении и объединённых по одному признаку.

Обобщающим словом могут быть местоимения, наречия, редко могут быть существительные, прилагательные или сочетания слов (в зависимости от смысла).

МЕСТОИМЕНИЯ/НАРЕЧИЯ

Всё, никто, ничего, всегда, везде, всюду, никуда и т.д.

Везде ощущалось наступление весны – в пении птиц, в тёплом воздухе, в солнечной погоде, в таянии снега. – [Vizdé ashchushchálas′ nastupléniye visný – f pénii ptits, f tyóplam vózdukhi, f sólnichnaj pagódi, f táyinii snéga.] – Everywhere was felt the coming of spring, in birds singing, a warm air, sunny weather, melting snow.

! Слово «везде» является обобщением словосочетаний после знака тире, которые раскрывают содержание этого слова).

Всё говорит об удачно снятом фильме – состав актёров, сценарий, время съёмок, команда продюсеров. – [ Fsyo gavarít ab udáchno snyátam fíl′mi – sastáf aktyóraf, stsinárij, vrémya s′yómak, kamánda pradyúseraf.] – Everything says about a successfully shot film, the cast, the script, the time of filming, the producer’s team.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Слова Фрукты, овощи, животные, мебель могут выступать обобщающими в предложениях.

Моя сестра очень любит фрукты: бананы, яблоки, гранаты и ананасы. – [Mayá sistrá óchin′ lyúbit frúkty: banány, yáblaki, granáty i ananásy.] – My sister is very fond of fruit, bananas, apples, pomegranates and pineapples.

В зоопарке мы видели многих животных: тигра, слона, обезьян, медведя. – [ V zaapárki my vídili mnógikh zhyvótnykh: tígra, slaná, abiz′yán, midvédya.] – At the zoo we saw many animals, a tiger, an alephant, monkeys, a bear.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Мэри купила в Милане модную шляпу с разноцветными перьями: красными, синими, жёлтыми, чёрными. – [Méri kupíla v Miláni módnuyu shlyápu s raznotsvétnymi pér′yami: krásnymi, sínimi, zhóltymi, chyórnymi.] – In Milan Mary bought a fashionable hat with multi-colored feathers, red, blue, yellow, black.

! В данном предложении прилагательное «разноцветными» является обобщающим словом.

Матрёшка – это кукла, которая состоит из других матрёшек разного размера, спрятанных внутри неё: большого, среднего, маленького. – [Matryóshka – éta kúkla, katóraya sastaít is drygíkh matryóshik ráznava razméra, spryátanykh vnutrí niyó: bal′shóva, srédniva, málin′kava.] – Matryoshka is a doll, that consists of other dolls of different sizes, hidden inside it, large, medium small.

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Моего возвращения ждала вся семья: жена с сыном, родители, сёстры, братья, дяди и тёти с детьми. – [Maivó vazvrashchéniya zhdalá fsya simyá: zhyná s sýnam, radítili, syóstry, brát′ya, dyádi i tyóti s dit′mi.] – My return was awaited by the whole family, a wife with son, parents, sisters, brothers, uncles and aunts with their kids.

! «Вся семья» в этом предложении является обобщающим словосочетанием.

Источник