Меню

Примеры орфограммы различение на письме суффиксов прилагательных к и ск



Орфограммы. 40.Различение на письме суффиксов -К- и -СК-.

40.Различение на письме суффиксов -К- и -СК-.

ПРАВИЛО.

Суффикс -к- пишется:
• в качественных прилагательных, имеющих краткую форму:
резок- резкий, вязок — вязкий;
• в относительных прилагательных, образованных от существительных с основой на к, ч, ц:
таджик— таджикский, немец— немецкий, Углич — угличский;

· согласные основы К, Ч чередуются здесь с Ц:
кулак— кулацкий, ткач— ткацкий.
Но есть исключения: узбекский, таджикский, иракский, нью-йоркский и др.

В остальных именах прилагательных

пишется суффикс -СК- (-ЕСК-):
свет- светский, Русь – русский, юноша – юношеский.

Трудные случаи.

· Перед -ск- буква ь пишется после л: сельский, уральский;

· перед -ск- буква ь пишется в прилагательных, образованных
от названий месяцев на -нь, -рь: октябрьский, июньский.
Исключение: январский.

· В других прилагательных, образованных от существительных на -нь, -рь, мягкий знак не пишется: Астрахань — астраханский, рыцарь-рыцарский.
Исключение: день-деньской.

Если основа оканчивается на -СС, то пишется только два С: Одесса- одесский.

ПРИМЕРЫ.

Пример № 1.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Белорус…ий.

Белорусский.

Основа не на К,Ц,Ч, нет краткой формы.

Пример № 2.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Дерзкий.

Есть краткая форма: дерзок.

Пример № 3.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Богатыр?ский.

Богатырский.

Мягкий знак в словах, образованных от существительных на -РЬ, не пишется.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Урок русского языка по теме «Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-«

Цели урока

Познавательные: Совместно с учащимися открыть условия выбора написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных.

  • разработать опорную схему-правило написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных,
  • формировать орфографические умения в различении на письме суффиксов -К- и -СК-,
  • начать развитие умения графически обозначать изучаемую орфограмму.

Ход урока

1. Языковая разминка.

На доске записаны суффиксы прилагательных: -лив-, -ив-, -ов-, -ев-, -онн-, -енн-, -ан-, -ян-, -ин-.

– Ребята, на доске записаны части слова. Эти части слова решили прийти к нам на урок. Как они называются? (Суффиксы) Да, суффиксы. Они решили принять участие в работе. А что делают суффиксы? Какую проводят работу? (Служат для образования новых слов) Верно, они выполняют очень важную работу по образованию новых слов. А давайте мы поработаем вместе с суффиксами и образуем новые слова (групповая работа: учащимся предлагаются карточки, на которых написаны существительные: сирота, льстец, дворец, плюш, лекция, солома, кожа, гусь, лёд). Фронтальная проверка.

— К какой части речи относятся слова, образованные при помощи суффиксов? Как называется такой способ образования слов?

2. Формулирование темы урока.

1) Создание проблемной ситуации через побуждающий диалог.

Запишите словосочетания, заменяя одно из существительных прилагательным: коллекция любителя, судно для ловли рыбы, станок для ткачества, дача соседа, язык немцев.

Работа проводится в группах. Результаты работы записываются на листах формата А3, вывешиваются на доску для проверки.

— Посмотрим, как группы выполнили задание.

— Какие суффиксы использовались для образования имён прилагательных?

2) Выход к учебной проблеме.

— Итак, что же получилось? Задание дала всем одно, а выполнили вы его как?

— Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к осознанию противоречия.)

— Не знаем, когда и какие суффиксы надо писать.

— Сформулируйте, исходя из записанных примеров, тему сегодняшнего урока. (Учебная проблема как тема урока)

-Так. Кто может выразить точнее? Кто думает иначе?

— Выбор суффиксов -К- и -СК- в прилагательных.
— Правописание суффиксов прилагательных -К- и -СК-.

-Запишем тему урока. Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы должны узнать и чему научиться?

— Узнать, условия выбора суффиксов -К- и -СК-.
— Научиться правильно писать прилагательные с суффиксами -К- и -СК-.

3. Введение нового материала.

(Решение учебной проблемы – поиск решения.)

Учащимся раздаётся материал для наблюдения:

  1. бедняк – бедняцкий
  2. француз – французский
  3. молодец – молодецкий
  4. ткач – ткацкий
  5. море – морской
  6. кузнец – кузнецкий
  7. рыбак – рыбацкий
  8. дети – детский

(Знание открывается с помощью побуждающего диалога.)

— Посмотрите на 2 столбика слов. В первом слова с суф-сом -К-, во втором — -ск-. Они помогут вам открыть самостоятельно правило.

Идет работа в группах. Выдвигаются гипотезы, проверяется их истинность.

-Итак, что заметили? Есть идеи о правописании суфф. -К- и -СК-?

-Так. Какие есть ещё идеи?

1группа: — В прилагательных, образованных от одушевленных существительных, пишется -К-.
2 группа: — Может быть, нужно смотреть, на какую букву оканчивается основа существительного.
3 группа: — Суффикс -К- пишется после К, Ц, Ч, а после других букв пишется -СК-.

-Все с этим согласны? Как можно это проверить? (побуждение к проверке)

— Версия 1-й группы не подходит, так как существительное француз – одушевленное, а в прилагательном пишется -СК-.

-Сформулируйте вывод о написании суфф. -К- и -СК-.

— Суффикс -К- пишется после букв К, Ц, и Ч, а суффикс -СК- в остальных случаях.

(Подводящий диалог на случай, если дети не справятся:

— На какие (материал левой колонки под цифрой 1-3) согласные оканчиваются основы существительных, от которых образуются прилагательные с суфф. -К-?
— Что происходит с конечным согласным основ существительных в процессе этого образования?

— Сделайте вывод, когда пишется суфф. -К-.

— Что вы можете сказать о написании суфф. -К- в материале под цифрой 4? Какое есть морфологическое условие?

— При каких условиях употребляется суфф. -СК-?

— Сформулируйте вывод о написании суфф. -К- и -СК-.)

4. Воспроизведение.

— Сравните свой вывод с правилом в учебнике. Всё верно? (открытие нового знания.)

— О чем мы с вами не сказали?

— О прилагательных, имеющих краткую форму.

— Что добавим к нашему выводу?

— В прилагательных, имеющих краткую форму, пишется суффикс -СК-.

— По какому опознавательному признаку можно найти изучаемую орфограмму-согласную?

5. Продуктивные задания.

— Оформите графически новое правило. Составьте схему-опору на различение суффиксов прилагательных -К- и -СК-. (Каждая группа предлагает свою схему-опору для запоминания, которая вывешиваются на доску.)

— Все согласны? Есть дополнения? Изменения?

— Проговорим правило по опорной схеме.

— А теперь, чтобы вы лучше запомнили написание прилагательных, я прочитаю вам стишок. Понравилось стихотворение?

В слове К, Ц, Ч смотри.
Если эти буквы три
Смотрят на тебя с листка,
Ты подставь к ним суффикс К.

А еще не забывай,
Краткой формой проверяй!
Знай, что здесь наверняка
Тоже будет суффикс К.

И еще даю совет:
Если краткой формы нет,
К,Ц, Ч не отыскать,

— Пользуясь опорной схемой-правилом и стихотворением, исправьте ошибки в прилагательных на доске.

6. Развитие орфографических умений.

1. Упражнения «на узнавание орфограммы в лицо».

А) Упражнение № 261. (По заданию в учебнике Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой выполняется устно)

Б) От данных существительных образуйте прилагательные с суффиксами -К- и -СК-. Графически обозначьте условия выбора орфограммы. Дан образец. (Выполняют письменно в тетради, затем идет самопроверка)

2. Работа с сигнальными карточками.

— Я называю прилагательное, а вы должны показать карточку с суффиксами –к – или -СК-.
Близкий, резкий, сентябрьский, немецкий, дерзкий, туристский, сибирский, вязкий, детский, кавказский и т. д.

3. Во время выполнения 2-ого задания проводится творческая работа (индивидуально для сильных учащихся).

Даны предложения, в которых пропущены прилагательные. Необходимо их вставить, но подобрать такие прилагательные, в которых были бы суффиксами -К- и -СК-. Проверка: учащиеся зачитывают тексты.

4. Работа с перфокартами с последующей взаимопроверкой (ответы, которые должны быть написаны в перфокарте, открываются на доске).

7. Домашнее задание: составить похожий текст из 4-5 предложений, где будут встречаться прилагательные с суффиксами -К- и -СК- или выполнить упражнение 262.

8. Подведение итогов урока.

— С какой орфограммой вы познакомились на уроке?

— Задайте по одному вопросу по теме друг другу.

— А теперь по одному вопросу от группы задайте мне.

Источник

Различение на письме суффиксов -к- и -ск-

Резкий, дерзкий, низкий, скользкий, узкий, вязкий, близкий.

Кузнецкий, молодецкий, немецкий, горняцкий, казацкий, рыбацкий, бедняцкий, плотницкий, ткацкий, турецкий.

Гигантский, альпинистский, братский, брестский.

Заводской, городской, шведский, голландский.

Киргизский, кавказский, французский, матросский, черкесский.

Казанский, сибирский, зверский, аптекарский, январский, июльский, декабрьский, ноябрьский.

I. 1. Я вижу низкий домик с галереею из маленьких почерневших деревянных столбиков. (Г.) 2. Дыхание близкой грозы уже веяло под окном. (Кор.) 3. Узкая полоска неба висит над ущельем, как голубая хрустальная крыша сказочного дворца. (Усп.) 4. От быстрой езды его [Егорушки] рубаха пузырем вздувалась на спине и новая ямщицкая шляпа с павлиньим пером то и дело сползала на затылок. (Ч.) 5. Остановились ляхи над пропастью, дивясь неслыханному казацкому делу. (Г.) 6. Молодецкий посвист слышится. (Н.) 7. На фабрику поступили современные ткацкие станки.

II. 1. Эсминец походил на старинный шотландский замок с причудливыми башнями. (Воскр.) 2. В бледном рассвете выступала станция, киргизские юрты за станцией. (А. Неверов.) 3. К. И. Чуковский — один из любимых детских писателей. 4. В повседневной речи мы пользуемся множеством слов из других языков. Например, портфель — слово французского происхождения, карандаш — тюркское, люк — голландское, сироп — персидское, шоколад — ацтекское. (Э. Вартаньян.)

III. 1. Был ясный январский день… (М. Г.) 2. Сибирская природа величественна и загадочна. 3. В холодный ноябрьский вечер Хаджи-Мурат въезжает в курившийся душистым кизячным дымом… аул. (Л. Т.) 4. В один из июньских дней мы с группой ребят отправились в поход. 5. День-деньской палит нещадное солнце.

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись гонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух, прозрачна вода в лесных канавах и ручьях, Каждый камешек на дне виден.

Тихо и в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина еще слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нем (И. Соколов-Микитов.) (102 сл.)

1. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

2. -Тея и -ться в глаголах.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, как он того заслуживает? По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (К. Паустовский.) (59 сл.)

1. Безударные гласные в окончаниях прилагательных.

2. Запятая при однородных членах предложения

ИЗ ИСТОРИИ СЛОВ

Наш язык очень богат. Может быть, ни в одном языке не существует такого большого количества слов, которые выражают близкие или сходные понятия.

Гордыня, чванство, кичливость, надутость, гонор, амбиция, фанаберия — все эти слова показывают отрицательные стороны человека. Интересно происхождение слова «чванство». В древности «чаша», «жбан» звучали как «чван» и человек, который подавал чашу царям, назывался «чванчий». Эго была очень важная должность. Конечно, чванчии очень гордились своими обязанностями, важничали. От этого и получилось чванство!

До Петра I женщины носили кички — высокие головные уборы. Женщинам невольно приходилось высоко поднимать головы. Так получилось слово «кичливость» от кички. (По Д. Кобякову.) (96 сл.)

1. Безударные гласные в окончаниях прилагательных.

2. Безударные проверяемые гласные в корне слова

В последний месяц осени тонкий узорчатый ледок делает не подвижными лесные лужицы. Грачи давно собрались ь стаи. Трудно отличить непослушного птенца от папы с мамой, разве

только иногда грачонок впадает в детство и разевает клюв в надежде получить от сердобольной мамы лакомство. «Стыдно такому взрослому понрошаиничать»,— сердито говорит отец.

После долгих тренировок грачи отправляются на юг — в Африку, Азию. Скоро покинет Подмосковье последний грач, и тогда ляжет на землю не залетный, осенний, а настоящий, зимний снег.

Эти горделивые и очень доверчивые к человеку птицы последними покидают нас. Они первыми очень скоро принесут нам на своих крыльях новую весну. (По Ф. Борисову) (100 сл.)

1. Слитное и раздельное написание не с прилагательными.

2. Безударные гласные в окончаниях прилагательных

3. Запятая между частями сложного предложения.

Берег быстро темнел, становился голубым, синим, лиловым. На суше уже наступил вечер. В море было еще светло. Глянцевая зыбь отражала чистое небо. Но все же вечер чувствовался и тут.

…Синий город, с куполообразной крышей городского театра и колоннадой Воронцовского театра, возник как-то сразу и заслонил полгоризонта.

Водянистые звезды портовых фонарей жидко отражались в светлом и совершенно неподвижном озере гавани. Туда и заворачивал «Тургенев», очень близко огибая толстую башню не очень большого маяка с колоколом и лестницей. (В. Катаев.) (79 сл.)

1. Буквы о — е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных, в окончаниях прилагательных и существительных.

2. Безударные проверяемые гласные в корне слова.

Волосы у Чечевицына были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще он был очень некрасив. И этот худенький, смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенным, замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек. (А. Чехов ) (34 сл.)

Слитное и раздельное написание не с прилагательными.

СТЕПАЙ И ФУНТИК

Во дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной водой — в нее бросали корки черного хлеба для кур. Фунтик (такса) подошел к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.

Сварливый голенастый петух, прозванный Горлачом, пристально посмотрел на фунтика одним глазом, потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабеж.

Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далекий гром… Петух разъярился.

Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину… Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом. (К. Паустовский.) (118 сл.)

1. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных.

2. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

3. Гласные и согласные в приставках.

Встретились воробей саксаульный и воробей пустынный. Расхвастался воробей саксаульный. «До чего, сосед, я хитро устроился. Взял и свил гнездо в узком дуплишке. Мне теперь даже барханный кот не страшен!»

А воробей пустынный ему не уступает: «А я, сосед, еще хитрее придумал. Я свое гнездо под орлиным гнездом свил! Мне теперь не только барханный кот, но и даже пустынная рысь нипочем. Орлы мое гнездо охраняют!» (По Н. Сладкову.) (65 сл.)

1. Буквы н — нн в суффиксах прилагательных

2. Знаки препинания для выделения прямой речи, при обращении.

1. Вставьте в текст подходящие по смыслу прилагательные.

Был один из дней осени. Еще вчера показывалось солнце. Даже еще припекало. Озимь еще тянулась к солнцу. В рощах щебетали стайки щеглов, зябликов. Ледок у берегов речек к полудню бесследно растаивал. Еще носилась в воздухе паутина, кружились над бурьянами мошки. А сегодня с утра подул ветер. Все замерло в полях и рощах.

2. Перестройте предложения так, чтобы прилагательное стояло в винительном падеже.

Блестящая победа одержана нашими спортсменами. Фабрикой изготовляется летняя одежда. Бригадиром была рассказана последняя новость. Прошлогодняя поездка часто вспоминалась ребятами.

3. Перестройте так, чтобы прилагательное стояло в творительном падеже.

Весеннее солнце согрело землю. Вчерашний дождь хорошо промочил землю Вечерний свет окутал рощу, долины.

4. Замените выделенные прилагательные близкими по смыслу, которые без не не употребляются.

Перед нами простиралось огромное пространство. Разразился ураган страшной силы. Не следует заводить пустых споров.

5. Сочетания слов замените прилагательным, которое без не не употребляется .

1 Боль, которую невозможно стерпеть. 2. Мечта, которая не может сбыться. 3. Человек, которого нельзя ничем испугать. 4. Крепость, которую нельзя взять. 5. Встреча, которую нельзя забыть. 6. Шкаф, который не поддается действию огня. 7. Богатства, которые трудно пересчитать. 8. Времена, которые никто не забывает.

6. Составьте предложения с указанными словосочетаниями, противопоставив их друг другу и употребив одно из них с отрицанием не.

Узенькие переулки — широкие проспекты; ветхие лачужки — многоэтажные здания.

7. Замените выделенные слова прилагательными с н или нн. Прилагательные ставьте на первое место.

Бюро, которое организует экскурсию. Камера, в которой производят дезинфекцию. Работа, которая написана на экзамене. Поселок, который расположен около станции. Листок, на котором регистрируются.

8. Вставьте подходящие по смыслу прилагательные с суффиксом -енн .

Зрелище было … . На суде были представлены … доказатель ства. Ребята собирают … растения. Была послана … телеграмма.

9. В предложениях выделенные существительные замените прилагательными с н или нн.

Кашу полили жиром гуся. Масленку наполнили маслом для машины. Ребенку дали кашу из пшена.

10. Замените выделенные слова прилагательными с суффиксом -к- (

Куртка матроса; инструмент плотника; пояс черкеса; дом соседа; язык, на котором говорят французы; глина, в которой вязнут ноги; комната для детей; лодка рыбаков.

Источник

Читайте также:  Когда прилагательные пишутся через запятую