Меню

Примеры предложений с повелительными глаголами



Повелительное наклонение глагола

Что такое повелительное наклонение глагола?

Повелительное наклонение глагола в русском языке – грамматический признак глаголов, представленный рядом глагольных форм выражающих побуждение, приказ, совет, просьбу и другие волеизъявления. Формы повелительного наклонения глагола отличаются ирреальным значением (то есть не связанным с реальной действительностью), так как реализация называемого глаголом действия возможна, но не является обязательной.

Примеры повелительного наклонения глаголов в предложениях:

Ира, помоги младшей сестре собрать игрушки и выгуляй собаку.

Откройте учебники и выполните сто третье упражнение.

Давайте съездим всей семьей на речку.

Пусть будет мир во всем мире.

Как определить повелительное наклонение глагола?

Глаголы в повелительном наклонении изменяются по категориям числа и лица. Они имеют синтетические (закрой, закажите, пойдемте), а также аналитические формы (давайте прочитаем, пусть сотрет, пускай танцуют), которые образуются при помощи слов пусть, пускай, давайте, давай и частицы ка.

По таблице вы сможете легко разобраться, как определить повелительное наклонение глагола, исходя из его спрягаемой формы:

Источник

Глаголы повелительного наклонения. Конспект урока в 6 классе

Определение

Напомним, в русском языке существует три вида наклонения глаголов:

Это может быть приказ (повеление, отсюда и название), просьба, вежливое поручение, совет или какое-то другое волеизъявление. Причем смысловой оттенок никак не отображается при написании или образовании форм. Все зависит от интонации или мотива побуждающего к действию.

Будь добр, передай, пожалуйста, соль.

Подайте мою шляпу.

Давайте напишем письмо.

Немедленно выйди из воды!

Пусть расскажет о себе.

Также следует учесть, что формы повелительного наклонения существуют вне времени или имеют ирреальное значение (глагол не связан с реальной действительностью). Другими словами, реализация действия возможна, но не является обязательным условием.

Формы повелительного наклонения

Глаголы повелительного наклонения могут изменяться по числам и лицам.

Единственное число Множественное число
1-е лицо Давайте выясним, давай потанцуем, поедем, поедемте;
Давайте назовём щенка Пиратом.
2-е лицо Отрежь, посмотри, закопай, поверни, развесь-ка;
Купи билет на новый фильм.
Радуйтесь, двигайте, выполняйте, посмотрите-ка;
Укрепите плакат на доске.
3-е лицо Пусть узнает, пускай докажет
Не кричи, пусть плывёт.
Пусть уходит; пускай извинится;
Пускай решают задачу другим способом.

Определение или образование повелительного наклонения

Для того чтобы правильно определить наклонение, нужно знать, как оно образовывается.

Любая форма образуется с помощью основы настоящего или будущего времени и прибавлением к ней суффикса (-и-; -й-; -ся-), окончания или формообразующей частицы. Они могут быть как единственного, так и множественного числа.

Настоящее и будущее простое время Повелительное наклонение глагола
Единственное число Множественное число
говорят говори говорите
считают (ю-йу) считай считайте
ведут веди ведите
моют (ю-йу) мой мойте
приготовят приготовь приготовьте
возьму, возьмусь возьми, возьмись возьмите, возьмитесь

Также к глаголам повелительного наклонения может быть прибавлена частица –ка. Она смягчает приказание или приводит его в игривую форму.

Улыбнись-ка, подойди-ка, потанцуй-ка и т.д.

Либо образование происходит благодаря прибавлению слов давай, давайте, пускай, пусть.

Давай попробуем, давайте познакомимся, пускай плачет, пусть удивится.

Конспект урока для 6 класса

Урок составлен в соответствии с § 76 учебника Л. М. Рыбченковой.

Глаголы повелительного наклонения

  • изучение нового материала;
  • развитие умений морфологического разбора глагола, орфографических навыков;
  • воспитание культуры поведения и общения.
  • Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;
  • Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
  • Коммуникативные: умение выразить мысль;
  • Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.
Читайте также:  Спряжение глагола авуар в прошедшем времени

Актуализация опорных знаний:

А) Повторение сведений о наклонении глагола: устный ответ по таблице учебника (§74, упр. 524).

Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: происходит оно на самом деле или является только возможным, желательным или необходимым. Глаголы изъявительного наклонения обозначают реальные действия, которые происходили (прошедшее время), происходят (настоящее время) или будут происходить (будущее время). Например: бежал, бежит, будет бежать.

Глаголы условного и повелительного наклонений обозначают не реальные, а возможные или желательные, необходимые действия.

Б) Распределительный диктант: записать глаголы в 3 столбика (изъявительное, условное и повелительное наклонение):

При проверке учащиеся объясняют свой выбор; следует обратить внимание на орфограммы, которые встретились в словах, отметить их при формулировании целей урока.

Целеполагание, мотивация, планирование работы на уроке (учащиеся формулируют цели: узнать, как образуются глаголы повелительного наклонения, как правильно использовать их в речи, на какие орфограммы следует обратить внимание при написании данных глаголов и т. д.).

Наблюдение над языковым материалом (глаголы из диктанта), определение их способа словообразования; поиск информации в учебнике, подготовка устного ответа (работа в парах).

Учащиеся отвечают, что формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего (будущего) времени с помощью суффикса -И или без суффикса: дышат – дыши, отрежут – отрежь. (По мере выполнения упражнений эти сведения будут дополняться).

А) упр. 543-поставить глаголы в форму повелительного наклонения;

дополнительное задание – морфологический разбор данных глаголов (наблюдение над грамматическими формами).

Не тратить время понапрасну! – Не тратьте время понапрасну!

Не тратьте – глагол, нач. форма – тратить, несовершенный вид, переходный, невозвратный, 2-е спряжение, повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо; в предложении является сказуемым.

Б) Лингвистическая задача: образуйте от данных глаголов форму повелительного наклонения, не изменив при этом ни одной буквы в слове: смотрите, любите, дарите.

(СмотрИте – смОтрите, любИте – лЮбите, дарИте – дАрите).

Приведите свои примеры таких глаголов.

В) Орфографическая работа: сравнение форм повелительного и изъявительного наклонений (пишИте – пИшете, поднимИте – поднИмете и т. д.) – таблица в упр. 545 и материал упр. 546.

-ИТЕ пишется в форме повелительного наклонения (независимо от спряжения) и в форме изъявительного наклонения в глаголах II спряжения; Например: Полюбите его! Вы его любите?

-ЕТЕ пишется в форме изъявительного наклонения в глаголах I спряжения;

Ищите потерянного щенка! Вы его плохо ищете!

Г) Работа по культуре речи: как правильно образовывать форму повелительного наклонения от некоторых глаголов (бежать, ехать, класть, положить, лечь: беги, поезжай, клади, положите, лягте).

Наблюдение над языковым материалом: в каких формах приказ звучит категорично, как можно смягчить просьбу и т. д.

Заполнение таблицы упр. 549.

Инфинитив: Стоять! Молчать!

Повелительное наклонение: Помолчите!

Условное наклонение: Помолчали бы вы!

Повелительное наклонение с частицей –КА: Помолчите-ка!

Д) Практическая работа: переписать кулинарный рецепт, заменяя глаголы в инфинитиве глаголами в повелительном наклонении 2 лица множественного числа (упр. 550).

Разогреть масло на сковороде. Вырезать в середине кусочка хлеба сердечко, поджарить с одной стороны.

– Разогрейте масло на сковороде. Вырежьте в середине кусочка хлеба сердечко, поджарьте с одной стороны.

При проверке объяснить орфограммы (мягкий знак в глаголах повелительного наклонения) и пунктограммы (запятая при однородных членах предложения).

Подведение итогов, рефлексия.

Читайте также:  Разобрать слово по составу стекло глагол

Разбор домашнего задания: §76, упр. 551

(составить связный рассказ на одну из предложенных тем, используя различные способы выражения советов. Темы: «Как не опоздать в школу», «Как переходить улицу», «Как выбрать компьютерную игру»).

Источник

Повелительное наклонение глагола

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков (урок формирования новых умений).

Метод обучения: системно-деятельностный.

Уровень подготовленности класса: высокий.

  • Повторить способ образования глаголов в форме повелительного наклонения.
  • Уметь сопоставлять омофоны: формы изъявительного наклонения 2-го лица множественного числа и формы повелительного наклонения.
  • Знать о синтаксической роли глаголов в форме повелительного наклонения.
  • Готовить к решению тестовых заданий ЕГЭ.
  • Развивать речевой слух.
  • Формировать понимание связанности языковых явлений.
  • Развивать логическое мышление, речь учащихся.
  • Воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.
  • Формировать школьника как грамотную личность.
  • Развивать интеллект учащегося.
  1. Русский язык. Теория. 5-9кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. — М.: Дрофа, 2005.
  2. Русский язык: Практика.6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Г.К. Лидман — Орловой. — М.: Дрофа, 2006 .
  3. Карточки для индивидуальной работы у доски (предназначены для самостоятельной работы и способствуют формированию грамматико-орфографических умений).
  4. Раздаточный материал для групповой работы (способствует развитию речи учащихся).
  5. Опорный конспект (создает условия для синтеза рассуждений, способствует запоминанию правила).
  6. Буклет (экономит время на уроке при получении новой информации; содержит материал для проверки знаний учащихся; приучает к компьютерному оформлению текстов).

Ход урока

На предыдущих уроках мы познакомились с повелительным наклонением глаголов. Сегодня будем обобщать полученные знания и поговорим о синтаксической роли глаголов в форме повелительного наклонения.

  1. Закрепление и проверка усвоения алгоритма образования глаголов в форме повелительного наклонения.

Поможем глаголам хоть на некоторое время стать повелительными. Роль повелителя глаголов выполняет ученик.

  1. Задание:
  • Решить (II спр.) — они решат — реши — решите
  • Решать (I спр.) — они решают — решай — решайте
  • Улыбаться (I спр.) — они улыбаются — улыбайся — улыбайтесь
  • Улыбнуться (1 спр.) — они улыбнутся — улыбнись — улыбнитесь
  • Ехать (не образуется)

(Вывешивается плакат): Запомните!

От глагола ехать повелительное наклонение не образуется.

  • Поехать — поезжай — поезжайте
  • Ездить — езди — ездите
  1. Устная работа по исправлению ошибок в речи.

У Корнея Чуковского есть книга “От двух до пяти”. Там дети говорят так, как думают. А это не всегда правильно.

Исправим ошибки ребят.

  • Нарисовай мне барбоса
  • Отскорлупай мне яйцо.
  • Спей мне песню о глупом мышонке.
  • Замолоточь этот гвоздик.
  • Почесай меня.
  1. Повторное формулирование выводов по теме “Образование глаголов в форме повелительного наклонения”. Проверка усвоения теоретических сведений (домашнее задание).
  1. Введение приобретенных умений в общую систему языковых и коммуникативных умений и навыков учащихся.

Выполнение аналитико-синтетических упражнений. (Четыре человека работают у доски по карточкам, а остальные — в группах по четыре человека).

  1. Задание для группы. Даны разделенные на смысловые части пословицы и поговорки, которые надо будет, будет, во-первых, собрать воедино, во-вторых, сделать вывод о значении глаголов в повелительном наклонении. Выполнившие задания у доски, присоединяются к остальным. (См. приложение № 1)
  2. Индивидуальные задания.
  • Карточка № 1

С какими существительными совпадут по написанию и произношению глаголы выть, лаять, нагонять, парить, попугать, если им придать форму повелительного наклонения? Как называется такое явление?

Ответ. Омонимия, перед нами омоформы.

Во что превратятся существительные бури, дроби, копи, окуни, отруби, пряди, соли, топи, если перенести в них ударение с первого слога на последний? Как называется такое явление?

Читайте также:  Подобрать проверочное слово глагол вставить пропущенные буквы доказательство

Ответ. Омонимия, перед нами омографы.

Что получится, если в существительных закройка, лейка, мойка, настройка, стойка, шейка слог — ка отделить дефисом?

Ответ. Получится повелительное наклонение глагола. Слог КА смягчает приказ. Такое явление называется омонимия. Перед нами омоформы и омофоны одновременно.

Вставьте пропущенные буквы.

Ребята, пиш. те быстро!
Когда напиш. те, сдадите тетради.

— Какое явление мы наблюдаем?

Ответ. Это омофоны, так как совпадает фонетическое звучание изъявительного наклонения 2-го лица множественного числа и форма повелительного наклонения глаголов.

  1. Проверка домашнего задания (упр. 195).

Ваше домашнее задание также включало в себя явление омонимии. Докажите это.

Вывод: формы глаголов 2-го лица изъявительного наклонения фонетически совпадают с повелительным наклонением, только следует учитывать спряжение и морфемный состав данных слов.

  1. Выполняем аналогичное задание, только в форме теста ЕГЭ. (Карточка у каждого на столе).

В каком глаголе пишется –и-?

  • Вынес…те, пожалуйста, мусор.
  • Когда вынес…те, можете быть свободны.
  • Пока не умолкн…те, я говорить не буду.
  • Как только выбер…те, я продам.
  1. Информационная справка из истории слова.

Как вы заметили, в первом предложении теста есть слово пожалуйста. Оказывается, пожалуй имело значение “награди меня своей милостью”. К именам властных, именитых людей добавлялось слово старый, в значении “почитаемый”, “уважаемый”. Слово старый повторялось постоянно, без всякого смысла, лишь бы выполнить долг вежливости. И так как на это слово не падало ударение, то оно произносилось неотчётливо. Из-за быстрого проговаривания от него остался только слог ста -. Вот от двух слов, существующих в древнерусском языке, и образовалось наше “волшебное слово” пожалуйста.

Кстати, как вы считаете, имеет ли это слово отношение к повелительному наклонению? Что мы знаем о вводных словах?

  1. Углубление понимания синтаксической роли глаголов повелительного наклонения в предложении

  1. Графический диктант.

Товарищи, пожалуйста, пишите грамотно!
Пословица – мудрость народа.
Плот бесшумно скользил по реке.
К сожалению, люди ночей не спят, недоедают и болеют.
Молодой человек, учитесь у старших.
Друзья мои, работайте, а мы будем отдыхать.

Вывод: в предложении глагол в повелительном наклонении является сказуемым. В таких предложениях обычно нет подлежащего, а существительное в именительном падеже является обращением.

Пусть ребята идут на тренировку.

Чтобы правильно произвести синтаксический разбор данного предложения, прочитаем на странице 130 “Теории” последний абзац (параграф 94).

Произведём синтаксический разбор нашего предложения.

Ответ: простое, побудительное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, ничем не осложнено.

  1. Выполняем упражнение № 200.

Вывод: Если приказ или просьба обращены не к 1-му и 2-му лицу, а к 3 лицу, то повелительное наклонение образуется с помощью частиц пусть, пускай, да, которые прибавляются к глаголу в форме изъявительного наклонения настоящего или будущего времени. В таких предложениях всегда есть подлежащее.

Самостоятельное формулирование учащимися вывода о роли глаголов повелительного наклонения в предложении.

Каждому ученику выдается информационный буклет с заданием. (См. приложение № 2.)

Информационная справка из буклета отрывается и вклеивается в опорный конспект, а в текстах надо найти глаголы, в которых просьба, приказ направлены к 3-му лицу. Ответы на вопросы буклета сдать.

Домашнее задание: § 94, упражнение 202, рабочая тетрадь

Источник