Меню

Примеры слов глаголы с не слитно



Раздельное и слитное написание частицы НЕ с глаголами

Правило написания частицы НЕ с глаголами не вызывает особых затруднений, требуется знать и правильно применять. А также уметь ориентироваться и определять, к какой части речи «не» относится и не входит ли в состав слова. Изучают эту тему на уроках русского языка в 6 классе. Разберем основные понятия и частные случаи с примерами.

Когда НЕ пишется отдельно от глагола

“НЕ”, как частица, является служебной частью речи и служит для образования грамматических форм слова. По значению и роли относится к отрицательным, придавая предложению или слову отрицательное (Не торопитесь с ответом), а при двойном отрицании — положительное значение (Друг не мог не помочь мне).

Правило гласит, что частица НЕ с глаголами и деепричастиями пишется раздельно.

Правописание «не» сохраняется у глаголов, оканчивающихся на -ся/-сь, то есть возвратных с приставкой до-.

Проверить можно так: если убрать частицу, слово принимает противоположное значение, отсюда раздельное написание.

Также соблюдается раздельное написание предлогов и союзов, включающих «не», с глаголами.

  • Не является возможным независимо подтвердить подлинность документов.
  • Самолёт не только снижается, но и готовится к посадке.
  • Природа не то дремлет, не то спит.

Когда НЕ пишется слитно с глаголом

Когда частица неотделима от слова и находится в его составе (в приставке или в корне), они должны писаться слитно.

Глаголы с приставкой недо-

Часть этой приставки можно перепутать с частицей. В этом случае «не» является частью слова и пишется слитно. Приставка недо- придает значение недоведения до нужной границы, недостаточности.

  • В военные годы люди недоедали.
  • Суп мама недосолила, поэтому он был слишком пресным и невкусным.
  • Она недосмотрела за ребёнком.
  • В подвале недоставало воздуха.

Чтобы определить приставку недо-:

  1. При исключении из слова первых двух букв «не», слово теряет смысл.
    Пример: В военные годы люди …доедали.
  2. Меняем на приставку пере- и слово приобретает противоположное значение.
    Пример: недосолила – пересолила; недожарила – пережарила; недоварила – переварила.
  3. Слово «недоставало» имеет значение «не хватает».
    Пример: Ей недоставало везения.

Чтобы исключить ошибки в написании, применяйте правила и соблюдайте следующие рекомендации:

  • внимательно определяйте часть речи (можно перепутать с причастием, например: В квартире была не застеленная кровать);
  • проверяйте, употребляется ли без “не”;
  • помните, что, кроме частицы “не” бывает и частица “ни”, а также союз “ни…ни…”.
    Например: ни петь, ни танцевать.
  • не забывайте, что недо- может являться приставкой или входить в состав корня в значениях «не хватает», «законченное действие не доведенное до нужного уровня». Проверяйте, подставляя приставку пере- с целью получения антонима или, убирая не-, смотрите, теряется ли смысл.

Источник

Примеры глаголов, которые с «не» пишутся слитно

Глаголы с «не» пишут­ся слит­но, если эта часть явля­ет­ся кор­нем или при­став­кой.

Отрицательная части­ца «не» с боль­шин­ством гла­го­лов пишет­ся раз­дель­но, кро­ме тех слов, кото­рые без не- не упо­треб­ля­ют­ся. Приведем при­ме­ры гла­го­лов, кото­рое с «не» пишут­ся слит­но. Узнаем, поче­му такие гла­го­лы с «не» сле­ду­ет писать слит­но.

В рус­ском язы­ке в соот­вет­ствии с орфо­гра­фи­че­ском пра­ви­лом гла­голь­ные фор­мы с отри­ца­тель­ной части­цей «не» пишут­ся раз­дель­но, напри­мер:

Глаголы, которые не употребляются без «не»

В неко­то­рых слу­ча­ях «не» с гла­го­ла­ми пишет­ся слит­но. Это про­ис­хо­дит в напи­са­нии тех слов, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых не- явля­ет­ся при­став­кой или частью кор­ня, то есть без не- эти сло­ва не суще­ству­ют как само­сто­я­тель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Без началь­но­го не- они не упо­треб­ля­ют­ся в речи.

Примеры

  • недо­уме­вать;
  • него­до­вать;
  • невзлю­бить;
  • нена­ви­деть;
  • несдоб­ро­вать;
  • невзви­деть све­та;
  • неистов­ство­вать;
  • нево­лить;
  • неду­жить­ся;
  • нездо­ро­вить­ся;
  • ней­мёт;
  • ней­мёт­ся.

Хоть видит око, да зуб ней­мёт (посло­ви­ца).

Она не пря­чет сво­их чувств, ни когда любит, ни когда нена­ви­дит .

После заби­то­го гола в воро­та про­тив­ни­ка радост­ные болель­щи­ки неистов­ство­ва­ли на три­бу­нах.

Бабушка ска­за­ла, что ей с вече­ра неду­жит­ся .

Все пар­ниш­ке ней­мёт­ся выска­зать­ся пер­во­му.

Ты, наде­юсь, не будешь дочь нево­лить ?

Ну, теперь тебе явно несдоб­ро­вать !

Если она невзлю­бит кого, то это уж навсе­гда.

Правописание глаголов с недо-

Часть не пишет­ся слит­но в гла­го­лах со слож­ной при­став­кой недо-. Эти сло­ва обо­зна­ча­ют закон­чен­ное дей­ствие, но не соот­вет­ству­ю­щее какому-то уров­ню, выпол­нен­ное ниже нор­мы, напри­мер:

  • недо слы­шать — пло­хо слы­шать;
  • они часто недо еда­ли (голо­да­ли);
  • недо люб­ли­вать сосед­ку (не суще­ству­ет сло­ва «долюб­ли­вать»);
  • недо сыпать (спать мень­ше поло­жен­но­го вре­ме­ни).

В соста­ве таких слов недо- мож­но заме­нить на при­став­ку пере- с анто­ни­мич­ным (про­ти­во­по­лож­ным) зна­че­ни­ем. Если такая заме­на воз­мож­на, зна­чит, сло­во с недо- пишет­ся слит­но, напри­мер:

  • недо оце­нить свои силы — пере оце­нить свои силы;
  • недо жарить пирож­ки — пере жарить пирож­ки;
  • недо выпол­нить план — пере выпол­нить план;
  • недо лить моло­ка — пере лить моло­ко;
  • недо варить кар­тош­ку — пере варить кар­тош­ку.

Следует раз­ли­чать напи­са­ние слов «недо­ста­вать» в зна­че­нии «не хва­тать» и » не доста­вать» — «не дотя­ги­вать­ся, не дости­гать чего-либо», напри­мер:

  • ему недо ста­ва­ло в жиз­ни уда­чи;
  • рыбо­лов не до ста­ет веслом до дна реч­ки.

Приведем спи­сок гла­го­лов, кото­рые без не- не упо­треб­ля­ют­ся:

Читайте также:  Раскрой скобки поставив глаголы в форму past continuous

Источник

“Не” с глаголами пишется раздельно

Правописание “не” с глаголами: правило и исключения

Основное правило звучит очень просто: “не” с глаголами пишется раздельно. Его помнят даже самые маленькие ученики, затвердив с первого класса. И в общем случае это действительно так: не прыгаю, не играть, не делаешь. Это простые примеры, где не с глаголами пишется раздельно. В любой своей форме – личной, инфинитиве или в форме деепричастия – эта часть речи пишется с “не” раздельно. На первый взгляд, запомнить это достаточно просто и можно переходить к более сложным случаям правописания “не” с другими частями речи, которых в русском языке достаточно.

Но есть случаи слитного написания этой отрицательной частицы с глаголом. Они являются исключениями из общего правила, к которым нужно отнестись очень внимательно, запомнить и грамотно использовать, не путаясь в них.

Лучше разобраться в исключениях поможет таблица, в которой они рассмотрены:

Правило слитного написания

Пример

Глагол без “не” не употребляется, определить это просто – нужно убрать приставку

Негодовать (глагола “годовать” нет), ненавидеть (как нет и глагола “навидеть”)

Глагол с “недо” в значении недостаточного количества

Ему недостает терпения. Только этого ей недоставало

Глагол с “недо” в значении неполноты, незаконченности действия

Мама недосолила суп. Он явно недооценивал свои возможности.

Чтобы не перепутать глагол со значением неполноты действия с глаголом с приставкой до и частицей не, нужно попробовать подобрать к нему антоним с приставкой пере-. Если все получилось, значит, глагол с “недо” следует писать слитно. Например: недосолила – пересолила.

Кстати, также важно отличать слова с приставками и частицами от таких, где “недо” является частью корня. Примером такого слова является “недоумевать”. В таком случае не всегда пишется с глаголом слитно. В любом случае, “недо” – это исключение из всей глагольной лексики, поэтому связанные с ним правила настолько важно запомнить.

“Не” с глаголами пишется раздельно потому, что в очень редких случаях выступает в роли приставки или части корня, в большинстве случаев это действительно отрицательная частица – отсюда и правило о раздельности написания, ведь слитно пишется именно приставка в своей собственной роли или такая, которая в результате исторических процессов срослась с корнем, который без нее больше не может употребляться.

Что мы узнали?

Есть простое правило, которое касается написания частицы “не” с глаголами – она пишется с ними раздельно всегда и вне зависимости от той формы, которую принимает глагол – личную, инфинитива или деепричастия. Однако даже из такого правила есть исключения – это глаголы, которые не употребляются без “не”, а также глаголы с приставкой “недо”. Последние запомнить несложно: глагол с “недо” пишется слитно в том случае, когда он имеет значение недостаточного количества или неполноты действия, а также в тех случаях, когда частица “не” стала частью корня вместе с приставкой “до”. Чтобы отличить глагол со значением неполноты действия от глагола с частицей “не” и приставкой “до”, достаточно подобрать к нему антоним с приставкой “пере” – если он есть, надо писать слитно, если нет – раздельно.

Источник

«Не» с различными частями речи.
Слитно или раздельно?

Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.

Читайте также:  Как написать глагол в настоящем длительном времени

Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.

I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:

Частица не, написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.

Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.

Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:

Частица не пишется раздельно:

с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);

со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);

с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);

в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).

Не пишется слитно:

– в словах, которые без не не употребляются (невежа, непобедимый);

в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (неприятель – враг, очень нездоровый вид – очень больной вид, нездоров – болен);

в отглагольных прилагательных на мый (независимый);

в неопределенных местоимениях (некто, нечто, некоторый);

в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недоделать, недооценивать).

Этот же принцип написания относится и к причастиям:

Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть

зависимое слово: не погашенные никем огни;

противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.

Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.

Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а, то частица не пишется слитно: Непогашенные огни тускло светились в тумане.

С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.

II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).

Не с различными частями речи

Часть речи

Раздельно Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е

1. Не употребляется без не-:

неженка, нелепый, нелепо

2. Можно заменить синонимом без не-:

3. В отрицательных наречиях:

некуда, негде

1. Есть противопоставление:

2. Отрицание усилено словами

далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:

3. С наречиями не на -о, -е:

не по-товарищески Местоимение

После не и ни нет предлога:

никого, некого

После не и ни есть предлог:

не у кого, ни у кого Глагол, деепричастие

недомогая (не употр. без -не)

не замечая (деепричастие) Причастие

Нет зависимого слова или противопоставления:

незаконченная работа

1. Есть зависимое слово:

не законченная вовремя работа

2. Есть противопоставление:

не законченная, а начатая работа

3. С краткими причастиями:

работа не закончена

III. Слова, которые без не не употребляются.

неясыть (трава)

нещадная (ругань)

недосмотреть (за ребенком)

тебе несдобровать

Существительные Прилагательные Глаголы

IV. Упрощенный вариант правил:

V. Работаем с алгоритмами.

VI. Развивающие задания.

1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не

1) невыполненное поручение;

2) лес не хвойный;

3) негодующий взгляд;

4) окна не вымыты;

5) не рад встрече;

7) ему нездоровится;

8) кольцо не золотое;

9) нелегко решить;

10) далеко не легкое дело;

11) очень небрежно;

12) некошеный луг;

13) не смотря по сторонам;

14) несмотря на обстоятельства.

Ответ записывается так:

раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.

2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:

1) незавершенный роман;

А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).

3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:

4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.

5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – . противник – . сосредоточенность – . грязнуля – . аккуратный – . близко – . ложь – . низко – .

6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:

не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,

не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.

Как вы напишите не с глаголом в предложениях:

7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):

невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,

не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,

не замечать, не заметить, неистовствовать,

не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,

неймется, недосмотреть (за кем-либо).

От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?

(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).

VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления.

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.

В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.

А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.

Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.

Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.

И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.

«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.

VIII. Напишите диктант.

Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.

(По Н.Тимковскому)
(130 слов)

1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».

2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».

3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.

Источник