Меню

примеры существительного с синонимом



Синонимы

Синонимия — это явление полного или частичного совпадения значений языковых единиц при различном звучании и написании.

Лексические синонимы — это слова, относящиеся к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но одинаковые или очень близкие по лексическому значению. Например:

К синонимам не относятся слова, обозначающие отношения рода и вида: дерево – клён, насекомое – муравей.

Слова могут иметь синонимичные им устойчивые сочетания — фразеологизмы:

далеко – на краю света – за тридевять земель.

Фразеологизмы могут иметь синонимичные отношения не только с отдельными словами, но и с другими фразеологизмами:

отбросить коньки – отправиться на тот свет – сыграть в ящик – отдать богу душу.

Употребление синонимов делает речь более точной, яркой и выразительной. Позволяет избежать повторов одного и того же слова.

Различия между синонимами

Синонимы могут отличаться друг от друга:

    Оттенками лексического значения:

Общий смысл — сладкий , но сахарный означает сделанный из сахара , а приторный — излишне сладкий .
Эмоциональной окраской:

Глагол спать нейтральный, не выражающий ярких эмоций, глагол дрыхнуть просторечный, выражающий неодобрение или пренебрежение.
Принадлежность к определённому стилю речи:

говорить – болтать – молвить – излагать.

Сочетаемостью с другими словами:

коричневый – каштановый – карий.

Слово коричневый можно сочетать с разными предметами: коричневая машина, коричневый стол, коричневый карандаш. Слово каштановый чаще всего употребляется для обозначения цвета волос, а карий — цвета глаз.

Синонимичный ряд

Синонимы объединяются в синонимичные ряды, например:

обманывать, врать, хитрить, жульничать.

В составе синонимичного ряда выделяется доминанта — стилистически нейтральное слово, обладающее самым общим значением и наиболее свободной сочетаемостью (в данном ряду это слово обманывать). Синонимичные ряды могут содержать различное количество слов: от двух-трёх до десятка и более.

В синонимичном ряду все слова относятся к одной части речи (существительные, прилагательные, глаголы и т. д.), но различаются оттенками значений. Например:

влажный, сырой, мокрый.

Все слова являются прилагательными и называют один и тот же признак предмета — не сухой . Каждое слово имеет свой оттенок значения:

влажный — слегка увлажнённый, не полностью сухой ;

сырой — немного мокрый, сильно влажный ;

мокрый — полностью пропитанный водой .

Источник

Синонимы

Существуют разные точки зрения на определение, виды и употребление синонимов в речи. Рассмотрим тему детально с разных сторон. Некоторые сведения будут знакомы по школьной программе, о некоторых узнаете впервые.

Что такое синонимы?

Синонимы русского языка — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие тождественное или близкое лексическое значение. Если кратко: синонимы — слова с близким значением.

Развитое умение пользоваться богатствами русского языка, в том числе синонимами, говорит о высоком профессионализме и мастерстве человека, как писателя.

Примеры синонимов

Приведём примеры синонимов к словам разных частей речи.

  • Странник (имя существительное) — пилигрим, путешественник, путник, паломник;
  • Весёлый (имя прилагательное) — радостный, праздничный, ликующий, радужный;
  • Бежать (глагол) — мчаться, нестись, торопиться;
  • Быстро (наречие) — шибко, живо, проворно, бойко, лихо, борзо;
  • Рисуя (деепричастие) — изображая, малюя, вырисовывая, воображая, очерчивая;
  • Ах (междометие) — ахти, ох, ух.

В словаре synonymonline.ru вы найдёте ещё больше примеров — воспользуйтесь формой поиска или алфавитным указателем.

Синонимические ряды

Группа слов из нескольких синонимов называется синонимическим рядом, который может состоять как из разнокоренных, так и из однокоренных слов: лицо — лик, рыбак — рыбарь, рыболов.

В синонимическом ряду первым ставится слово — доминанта. Оно является основным и стилистически нейтральным. Другие слова могут быть разных экспрессивно-стилистических оттенков: храбрый (нейтральное) — удалой (народнопоэтическое), неустрашимый (книжное), лихой (разговорное). В синонимичном ряде могут присутствовать фразеологизмы: много — через край, тьма тьмущая, куры не клюют.

Виды синонимов

Рассмотрим точки зрения известных лингвистов на тему деления синонимов на виды.

Деление Розенталя Д.Э.

Так как полностью тождественных слов в русском языке мало, поэтому говорят, что синонимия может проявляться в большей или меньшей степени. Различают несколько видов синонимов:

  1. Абсолютные или полные;
  2. Семантические;
  3. Стилевые или экспрессивно-стилистические;
  4. Семантико-стилистические.

Абсолютными или полными синонимами обычно называют слова, которые можно полноправно взаимозаменить, их значения полностью совпадают: битва — сражение, бросать — кидать, громадный — огромный. Абсолютные синонимы часто встречаются среди научных терминов: орфография — правописание, языкознание — лингвистика, лингвист — языковед.

Семантические синонимы еще называют понятийные, идеографические. Это слова, отличающиеся оттенками в значениях. Семантические синонимы способны передать тончайшие нюансы в обозначении фактов. Они делают нашу речь богаче, глубже, точнее, позволяют детально описать явления действительности. Например, мокрый — влажный, сырой (обозначает степень пропитанности влагой).

Стилевые или экспрессивно-стилистические — синонимы, которые имеют отличия в экспрессивно-эмоциональной окраске и употребляются в разных стилях речи. Например, инфекция (спец.) — зараза (разг.), жена (общеупотр.) — супруга (офиц.), родители (общеупотр.) — родаки (жарг.).

Читайте также:  как употреблять предлоги о об с именами существительными об или

Синонимы с экспрессивно-эмоциональной окраской помогают употреблять в речи именно те слова, которые уместны в данной речевой ситуации. Это создает прекрасные возможности для творчества, что очень ценят художники слова.

Семантико-стилистические — синонимы, которые отличаются оттенками в значении и стилистически. Их в русском языке большинство. Например, блуждать (книжн.) — передвигаться без определенного направления; кружить (разг.) — менять направление, но все время приходить в одно место; плутать (разг.) — искать верное направление; блудить (простореч.) — идти в поисках верного пути.

Контекстуальные синонимы

Слова, не состоящие в одном синонимичном ряду, в контексте могут выступать как синонимы. Их можно назвать контекстуальными (ситуативными, окказиональными (случайными), авторскими).

Девочка весело пела и плясала. Красотка и кокетка была любимицей папы и мамы. Слова «девочка», «красотка», «кокетка», «любимица» относятся к контекстуальным синонимам.

Мы в деревню привезли Жучку. Наша лайка стала помощницей деду на охоте. Собака показала себя с лучшей стороны. Слова «Жучка», «лайка» и «собака» являются контекстуальными синонимами.

Такой вид синонимии ограничен только рамками контекста, носит индивидуальный характер и не рассматривается в словарях синонимов. Разграничение в русском языке должно быть строгим, а не примерным. Это и ставит под сомнение правомерность выделения этих слов в разряд контекстуальных синонимов.

Деление Леканта П.А.

Лекант П.А. выделяет абсолютные, стилистические синонимы и рассматривает их примерно так же, как описано выше. А вот семантические синонимы полноправно называет квазисинонимами (от лат. «quasi» «почти, приблизительно», греч. «synonymos» «одноименный») или мнимыми/частичными синонимами. У квазисинонимов лексические значения совпадают, но не полностью. Они, в отличие от абсолютных синонимов, не во всех контекстах взаимозаменяемы.

Лекант П.А. делит квазисинонимы на 2 вида.

  • Слова, частично совпадающие лексическим значением: дорога — тропинка, нести — тащить, день — сутки. Они состоят в видо-видовых отношениях. Каждый синоним отличается своей особенностью в лексическом значении. Два слова «жадный» и «скупой» в одном контексте могут заменять друг друга как полноценные синонимы, а в другом нет.
    Свои деньги он раздал бедным, его считают не жадным (то есть «не скупым»).
    Для сравнения другой контекст.
    Он жадный: так и хочет захватить побольше. (Здесь нельзя заменить на «скупой»).
    Или еще: в синонимах «бежать» и «нестись» первое слово имеет значение шире, а второе подчеркивает особенность.
  • Слова-синонимы, взаимозаменяемые только в рамках контекста, состоят в родо-видовых отношениях, то есть обозначают видовые и родовые понятия: собака — овчарка — Дружок, полезные ископаемые — металл — железо.

Фразеологические синонимы

Все лингвисты рассматривают фразеологические синонимы, как отдельный вид в рамках большой темы о фразеологии. Фразеологизмы также образуют синонимические ряды и обладают теми же свойствами, какие имеют обычные синонимы.

Фразеологические синонимы могут отличаться друг от друга стилистической окраской.
Камня на камне не оставить (книжн.) — учинить расправу (общеупотр.) — разделать под орех (разг.) — задать перцу (разг.).

Фразеологические синонимы могут отличаться степенью интенсивности. Каждый следующий фразеологизм называет более интенсивное действие по сравнению с предыдущим.
Лить слезы — обливаться слезами — утопать в слезах — выплакать все слезы.

У некоторых фразеологических синонимов могут повторяться компоненты.
Игра не стоит свеч — овчинка выделки не стоит; задать баню — задать перцу; повесить голову — повесить нос; гонять собак — гонять лодыря.

Богатство фразеологических синонимов, как и лексических, создают огромные выразительные возможности языка.

Использование синонимов в речи

В общих чертах синонимы используются в речи для:

  1. Более точного и верного выражения мысли (сравните: чужой и зарубежный);
  2. Придания эмоциональной окраски, более точного и яркого выражение мысли;
  3. Избегания тавтологии (повторений);
  4. Связи смежных предложений в тексте.

Очень подробно эту тему описывает Розенталь Д.Э.

Синонимы в русском языке выполняют важную функцию выразительности речи. Они создают неограниченные возможности более точного их употребления. Работая над текстом, мы особое внимание уделяем подбору синонимов во избежание тавтологии. Употребляем то единственное слово, которое наиболее подходит. При этом выбор точного слова обусловлен особенностями индивидуального стиля.

Синонимы в тексте могут выполнять разные функции:

  1. Функция уточнения;
  2. Функция сопоставления;
  3. Функция противопоставления;
  4. Функция замещения;
  5. Функция усиления.

Функция уточнения используется для уточнения одного понятия.
Передо мной был простой человек, обычный и ничем не примечательный.

Функция сопоставления предполагает, что синонимы в одном контексте могут иметь разные оттенки значений.
Я верю в добро, нет, скорее даже верую в него.

Функция противопоставления
Она не говорила, а шептала, чтобы ее никто не слышал.
Он не смеялся, а громко хохотал.

Функция замещения используется во избежание тавтологии.
Мама подарила дочери шкатулку небесного цвета. Удивительно, но этот ларчик очень подходил к глазам маленькой девочки.

Читайте также:  определите род имен существительных спагетти

Функция усиления предполагает, что синонимы могут употребляться в качестве однородных членов предложения и способствовать усилению выражения.
Солдаты в бою были храбрые, отважные и необыкновенно стойкие.
Нанизывание синонимов часто порождает градацию.
Наша река была большая, даже огромная.

Синонимы и ассоциации

Не путайте синонимы с ассоциациями, которые иногда имеют близкое лексическое значение. Например, для слова лето ассоциациями могут выступать «каникулы» и «Египет», которые не являются синонимами (не везде и не у всех лето — это каникулы или Египет).

Источник

Существительные — синонимы, антонимы и обращения в речи
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Существительные — синонимы, антонимы и обращения в речи. Разработка урока

Скачать:

Вложение Размер
sushchestvitelnye_-_sinonimy_antonimy_i_obrashcheniya_v_rechi.rar 14.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Существительные — синонимы, антонимы и обращения в речи».

1. Кузнецова Гоар Геворговна

2. Предмет русский зык

Цель урока: расширить представления учащихся о номинативной,

коммуникативной и эмоционально-выразительной функциях

имён существительных в речи;

развивать умение наблюдать, делать выводы.

Обогатить речь школьников. Воспитать у ребят интерес к изучению

Урок закрепления изученного материала.

Формы работы учащихся : дифференцированно-групповые.

Оборудование : мультимедийный проектор, тексты художественных произведений, карточки.

Эпиграф к уроку.

Учитель: Имя существительное – хлеб языка.

Ι. Тема сегодняшнего урока «Роль существительных в речи». Мы уже начинали вести разговор на эту тему, сегодня продолжим его и попытаемся рассмотреть эту тему более глубоко. Об имени существительном очень точно сказал Л.Успенский.

— Кто помнит это высказывание?

(на экране после ответа учащихся высвечивается эпиграф к уроку).

— Как вы понимаете это высказывание?

( высказывания ребят, домашнее сочинение-миниатюра на эту тему).

Имя существительное занимает одно из главных мест в нашей речи. Все, что существует в мире, названо словом.

Существительным является почти каждое второе слово в нашей речи.

Ученые установили, что имена существительные появляются в речи р е бенка в числе самых первых слов: мама, папа, баба. И это вполне понятно: ребенок жадно смотрит на мир и пытается понять, как называются окруж а ющие его предметы.

Но не только точность и ясность достигается употреблением существ и тельных: умелое их использование придает речи выразительность и красоту.

ΙΙ. Убедимся в правильности наших предположений.

Обратимся к тексту №1 .

(класс разбит на 3 разноуровневые группы(1 – сильная) задание дифференцированное, распечатанные тексты у каждой группы)

1.Проанализируйте тексты с точки зрения морфологии

(на выполнение 3 минуты)

– Текст 3 группы (презентация, на экране текст)

Ответ ученика: 3 существительных, 1 прилагательных; существительные называют предмет .

– Что показалось особенным в тексте 2 группы с точки зрения морфологии? ( нет глаголов, 3 союза, 1 наречие, 4 прилагательное, 7 существ.)

Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий серый свод небес.

– Удалось ли поэту нарисовать картину?

– Каким вы увидели пейзаж? ( грустным и тоскливым )

– А какую картину увидела 1 группа?

Шёпот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

Какая часть речи помогла Фету нарисовать её? ( красивый ночной пейзаж:14 существительных, 6 прилагательных, 1 союз, 1 предлог)

Вывод : существительные помогают нарисовать картину, создают предметный ряд.

ΙΙΙ. Но имя существительное требует бережного и внимательного отношения , не всегда они могут украсить текст.

1. Текст №2. (экран)

У дедушки были пчёлы. Я ещё не знал, что пчёл дразнить нельзя. Однажды я нашёл палочку и решил поиграть с пчёлами. Но пчёлы меня не поняли, что я с ними играю, и начали злиться и летать вокруг меня.

— Определите тип связи.

— Что выступает средством связи? (повтор существительного или лексический повтор- средство связи предложений в тексте)

— Украшает ли текст лексический повтор? (нет, он делает текст унылым и тяжёлым).

4 Работа с синонимами. Существительные –синонимы в текстах.

Учитель: Вспомните, что такое синонимы?

(Синонимы — слова, различные по звучанию и близкие по лексическому значению, относящиеся к одной и той же части речи.)

При виде красоты природы я испытываю и умиление, и восторг и восхищение, и немое обожание .

– найти синонимы, определить часть речи;

– Все ли синонимы одинаковы по настроению, эмоциональной окраске? Какое из них выражает нежное чувство, в каких чувство выражается более сильно и бурно, а какое слово произносится с тихим упоением? (вводится термин «градация»)

Бураны, вьюги и метели –

Как много с ними канители, как много шуму, толкотни.

Как надоели мне они

Так проворчал Мороз угрюмый…

Найти синонимы ,произвести пунктуационный разбор (знаки препинания при прямой речи (в тексте карандашом, схему в тетради).

5. Ознакомление учащихся с понятием текстовые (контекстуальные) синонимы на примере фрагмента:

Из мелколесья на поляну вышел огромный однорогий лось. Зверь постоял секунду, чутко прислушиваясь, и зашагал дальше.

(М. Ф а р у т и н.)

Основные моменты беседы с использованием данного фрагме н та. В этом тексте слова лось и зверь обозначают одно и то же. В других словом зверь может быть назван и медведь, и волк, и кабан, и рысь — любое дикое животное. Здесь слова лось и зверь — текстовые синонимы. Как видно из нашего примера, текстовые синонимы могут быть сцепляющими словами.

а) Творческий диктант . Задание: в каждой паре предлож е ний заменить второе сцепляющее существительное текстовым синонимом, выбрав его из следующих слов: животное, зверь, новичок, новосел, птица.

1. Стадо серн пасется на склонах гор. Издали серны кажутся легким» тенями. 2. Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Зубры прижились и перестали бояться человека. 3. В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала фламинго вел себя беспокойно, но потом освоился.

Слова для выбора записываются на доске до урока. Задание выполняется сначала коллективно, устно. При этом важно подчеркнуть: текстовые синонимы подбираются с учетом контекста и законов благозвучия (в 1-м предложении — животные; во 2-м — новоселы; в 3-м — новичок.)

б) Редактирование текста . (по вариантам, задание дифференцированное, экран)

(для слабых учащихся предлагаются ключи (слова-синонимы: косолапый, мишка,зверь).

Повадился в деревню м..дведь. Чуть смеркнется – м..дведь тут как тут. Решили охотники поймать м..дведя: пр..везли л..вушку, мёдом о..мазали, з..рна насыпали. А м..дведь всё с..ел и был таков!

Для чего служат синонимы в речи?

(Синонимы обогащают нашу речь, делают её более разнообразной, точной и выразительной. Они позволяют избегать лексических повторов слов. Выбирая из с и нонимов самый подходящий по смыслу, мы точнее выражаем мысль и чувство.)

6 . Работа с антонимами. На экране текст

Войска идут и день, и ноч(?),

Им становится невмочь.

— Ребята, какие два существительных вас заинтересовали? Чем они являются? Давайте поработаем над существительными — антонимами.

1 группа – вспомнить пословицы с антонимами (труд – лень; мать – мачеха; свет – тьма) ( работа групповая)

2 группа. Найти антонимы, определить их роль, объяснить орфограммы

В тех краях, кошельком

М…рят всё на свете,

Правда ходит босиком,

Катит лож(? в карете.

Лож(?) всегда опередит

Но не (бойтесь): победит

Существительные -антонимы придают речи особую остроту, эмоциональность,

антонимы позволяют увидеть, что в жизни есть контраст.

7 Имена существительные в роли поэтического обращения.

— Послушайте несколько отрывков из стихотворений разных авторов. О п ределите, в каких примерах использован прием поэтического обращения?

1) Что затуманилась, зоренька ясная, Пала на землю росой? Что ты задумалась, девушка красная, Очи блеснули слезой?

2) Не кричи так жалобно, кукушка, Над водой, над стужею дорог!

3) Удивительно качнется стена, Поплывут облака над домами. Заиграй, заблистай куполами, Разбуди мою душу, весна!

Из художественных произведений выпишите предложения с обращ е ниями, выраженными именами существительными:

б) нарицательными одушевленными;

в) нарицательными неодушевленными.

— Какова же роль имён существительных? (ребята по памяти воспроизводят все пункты плана. Каждому ребенку выдается памятка «Роль существительных в речи»).

Роль существительных в речи.

1. Помогают нарисовать картину, создают предметный ряд .

2. Лексический повтор:

а) средство связи предложений в тексте;

б) отрицательная роль – делает текст унылым и однообразным;

в) положительная роль:

– в художественном стиле как средство выразительности (для выражения авторской идеи);

– характерен для научной речи (термины придают речи точность, ясность, строгость)

3. Существительные — синонимы помогают избежать лексических повторов, делают текст более ярким и выразительным, оживляют повествование.

4. Существительные — антонимы придают речи особую остроту, эмоциональность.

VIII. Домашнее задание.

1 группа – сочинение-миниатюра с использованием синонимов и антонимов- существительных , план;

2 группа – план с приведением примеров (сочинение по выбору);

— Вот как много интересного, удивительного мы сегодня узнали об имени существительном. И наш урок хочется закончить словами К. Г. Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жи з ни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок–презентация «Использование обращений в речи. 8 класс» .

Данная разработка может служить основой для зачётного урока . Урок может проходитьс использованием компьютерных технологий. (на базе игровой компьютерной программы для начальной школы , поставлен.

Сценарий урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО.Тема урока: Обращение.Выделение обращения в устной и письменной речи.Метапредметная тема: определение и понятие.Ти.

Письмо и развитие речи.

Данная работа изучает положение имени существительного в современном английском языке.

Тема: Употребление обращений в речи. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС.

Источник