Меню

Приставочный способ образования прилагательных урок



Открытый урок русского языка по теме «Словообразование имен прилагательных». 6-й класс

Класс: 6

Цель урока:

  • закрепить умения определять способ словообразования;
  • учить распознавать способ образования прилагательных;
  • закрепить умения определять значение суффиксов;
  • развивать умение строить словообразовательные модели и словообразовательные цепочки;
  • орфографический повтор;
  • работа с текстом (элементы анализа)

Оборудование: таблица “Основные способы образования слов”

Ход урока

II. Сообщение темы урока и целей.

Мы завершили работу над словообразованием имен существительных. Так как на последнем уроке мы работали над изложением, то в качестве домашней работы было повторение способов словообразования в русском языке.

Сегодня мы будем вести речь о словообразовании имен прилагательных.

— Как вы считаете, прилагательное – это важная часть речи?

— Какую же функцию выполняет эта часть речи?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам работу с текстом.

III. Работа с текстом

Осина дает осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. Лист у нее чистой раскраски. Пурпурный, лимонный, лиловый и даже черный с золотым крапом. Под солнцем получается великолепный костер. Путаница багреца, червонного и белого золота, малахита, пурпура и синей тьмы началась в лесных далях.

— Как бы вы озаглавили текст?

— К какому типу речи он относится?

— Что помогает нам увидеть картину, нарисованную К.Паустовским?

— Как называются эти слова (нарядный, пурпурный и т. д .)?

— Что они обозначают, на какие вопросы отвечают?

— Найдите однокоренные слова? (пурпурный – пурпур; золотыми-золото)

— Чем они отличаются друг от друга?(разных частей речи)

— Определите, пользуясь толковым словарем, значение слова “крап”

Итак, мы подошли к вопросу, заданному в начале урока. Для чего же нужны в речи прилагательные?

(Прилагательные обозначают цвет, качество, как в тексте. Но могут обозначать размер предмета, черты портрета человека, отношение предмета к месту, времени.

А еще прилагательные служат изобразительно-выразительным целям, особенно часто используются писателями, поэтами при описании природы. Прилагательные делают нашу речь более красочной, яркой, выразительной)

— Найдите в тексте слово “путаница” и укажите способ его образования.

— Какие еще способы словообразования вы помните? (Обращение к таблице “Основные способы образования слов”

IV. Актуализация знаний.

— С помощью каких морфем образуются новее слова в языке?

— А какую информацию о слове нам дает такая значимая часть как корень? (Выражает лексическое значение слова)

— А что можно узнать по окончанию? (Окончания образуют форму слова, то есть указывают на грамматическое значение слова)

V. Работа по учебнику.

Рассмотрим схемы словообразования прилагательных на стр. 59. (Ответы учащихся)

— Вернемся к тексту и найдем имена прилагательные, образованные одним из способов. (нарядный пурпурный

— Эти слова построены по одной словообразовательной модели? По какой?

— Обратим внимание на морфемы, с помощью которой образованы имена прилагательные? Можно ли определить их значение?

(-ист- — обладающий чем-нибудь в большом количестве;

-чив-, -лив- — склонность к чему-либо, наличие чего-то в значительной степени;

анти- — от греч. “против” — антивоенный;

не- — отсутствие качества;

без- — не имеющий чего-либо;

за- — находящийся за чем-либо;

под- — находящийся под чем-либо)

-Суффиксальный способ образования прилагательных самый распространенный. В русском языке очень часто встречаются суффиксы -ист-

Обратим внимание на слово, образованное с помощью суффикса -чив- , добавив к нему суффикс -лив-. Приведите примеры слов, образованных с помощью суффикса -лив- (приветливый, говорливый, хлопотливый)

Вопрос задания повышенного уровня:

-А в слове “молчаливый” будет выделяться суффикс -лив-?

Я рекомендовала вам прочитать статью о редких суффиксах в книге В. Волиной “Веселая грамматика”.

— Что же вы узнали о морфемном составе слова “молчаливый”?

Интересно разобрать слово молчаливый. Почему мы говорим — молчаливый, но не говорим — ворчаливый, хвасталивый, пугаливый и т.д.?

-а- — суффикс в этом слове или нет?

Такое словообразовательное своеобразие прилагательного молчаливый объясняется тем, что оно только кажется нам образованным с помощью суффикса -лив-, а на самом деле возникло как производное от существительного молчаль — “молчание”, сейчас утраченного. Образовано оно с помощью суффикса -ив- (подобно словам спесивый, ленивый, лживый, льстивый, красивый и др.).

Розовый – наложение морфем.

VI. Словообразовательная работа.

— Образуйте от глаголов имена прилагательные с суффиксами -чив-, -лив-. Укажите те прилагательные, которые положительно характеризуют человека. с 2-3 словами составить предложения.

VII. Работа со словообразовательными моделями.

— Вспомним, что называется словообразовательной моделью.

— Можно ли сказать, что образованные слова были построены по одной словообразовательной модели?

— А в упражнении 145 предложена другая модель. Прочитаем ее.

— Что общего у всех этих слов?

(Суффикс -оват- со значением “немного”, “слегка”; и окончание –ый, которое указывает на то, что перед нами имя прилагательное, мужского рода, именительного падежа, ед. ч.)

Читайте также:  Прилагательное это однозначное слово или многозначное слово

— А чем отличаются эти слова?

(Корнем, в котором заключено лексическое значение)

Учащиеся записывают слова: 1 вар. – 1 строка,

2 вар. – 2 строка,

а затем придумывают 2 слова с таким же суффиксом.

Вывод: Итак, суффикс, окончание, приставка дают нам информацию о принадлежности слова к той или иной части речи. Поэтому можно сказать, что по реально существующим в языке моделям могут образовываться искусственные слова. А мы без труда сможем их угадать.

— Я предлагаю вам “перевести” на русский язык текст необычной сказки. О чем она?

Вычлените из нее имена прилагательные и скажите, по какой морфеме вы их узнали?

По каким морфемам можно угадать слова других частей речи?

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

— Калушата, калушаточки! Бутявочка!
Калушата присяпали и бутявку стремкали.

— Оее, оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.

— Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.

У поэта С.Есенина очень много слов, придуманных по словообразовательному образцу. Определите, какие это слова, выпишите их.

1) На грядки серые капусты волноватой
Рожок луны по капле масло льет.

2) Голосатые напевки
Не смолкают до утра.

3) Неужели он не знает,
Что в полях бессиянных
Той поры не вернет его бег…

VIII. Самостоятельная работа учащихся. (по вариантам)

1 вар. Распределить слова в зависимости от их способа образования.

2 вар. Найти в тексте имена прилагательные, указать способ образования.

Нож — самый старый из столовых приборов. До бронзового века ножи были каменными. С появлением металла кухонные ножи стали железно-стальными. Ножи для сервировки стола были серебряными или золотыми. Рукоятки ножей украшались драгоценными камнями, искусной резьбой. Своим округлым концом ножи обязаны Наполеону. Он запретил производство остроконечных ножей.

IX. Проверка работы.

X. Итог урока. Выставление оценок.

Учитель: Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание.

XI. Домашнее задание упр.146.

Как бы вы определили для себя сегодняшнюю тему?

С правой стороны от меня встаньте те, кто считает, что материал ему дался КАК ДВАЖДЫ ДВА (легко)

Слева те, кому — С ГОРЕМ ПОПОЛАМ (кое-как, с большим трудом)

Источник

Конспект урока для 6 класса «Приставка и суффикс как способ образования слов»

КСП урока русского языка в 6 классе Дата:15.11.2014 г

Тема: Приставка и суффикс как способ образования слов

-формирование представлений об основных способах образования существительных в русском языке (приставочном, суффиксальном, приставочно-суффиксальном )

— формирование умений работать в группах; развитие связной речи; развитие критического мышления посредством выполнения лингвистических задач.

— создание условий для командной и личностной самореализации

Тип урока: формирование новых знаний

Методы урока : словесный, наглядный, частично- поисковый

Оборудование: интерактивная доска, индивидуальные таблицы, картинки, оценочный лист, постеры

Деление на группы

III . Формирование новых знаний и способов действия

1.Работа с кластером

2.Работа с учебником

Работа с постерами

V .Подведение итогов урока

VII . Домашнее задание

Повернитесь все друг к другу,
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите,
И вверху пошевелите.
Крикнем весело: «Ура!»
Игры начинать пора!
Вы друг другу помогайте,
На вопросы отвечайте:
«Только ДА, и только НЕТ!»-
Дружно дайте мне ответ.
Если НЕТ вы говорите,
То ногами постучите,
Если говорите ДА,
В ладоши хлопайте тогда.
Для начала мы соберем БОЛЬШОЙ рюкзак,

который пригодится в школе.

На дно кладем кулек конфет? (ДА)
А милицейский пистолет? (НЕТ)
Туда положим винегрет? (НЕТ)
А может быть, улыбок свет? (ДА)
Положим спелый апельсин? (ДА)
А продуктовый магазин? (НЕТ)
Цветов корзину для друзей? (ДА)
Салат положим в сумку? (НЕТ)
Кладем улыбку и успех? (ДА)
Задорный детский звонкий смех? (ДА)

— Итак, здравствуйте. И пусть вам будет сегодня светло и радостно!

Наш девиз: Хочу всё знать. (Слайд №2 )

Раздаёт оценочные листы

Сегодня мы с вами будем исследователями и отправимся в путешествие по океану Знаний. В страну … А в какую страну, послушайте(слайд №3)

Привет друзья! Примите приглашение!

В нашей стране мы ждем вас с нетерпением.

Познаете вы много разных тайн,

Морфемы тут живут и здесь, и там.

Наше путешествие будет проходить мимо островов, некоторые из них вам уже известны. Первый остров на нашем пути – это остров «Корень». Расскажите о нем. Продолжите правило ; Корень – это ….. Чтобы отправиться дальше, вам необходимо выполнить задание на этом острове.( слайд № 4)

1) Найдите лишнее слово в каждой группе слов.

Обоснуйте свой выбор.

Горевать вода столик пахать

Сгореть водитель столетие пахучий

Гореть водный столовое пахнет

Обгореть водянка застолье запах

4. Я уже вижу следующий остров – остров «Окончание». Расскажите, что вы знаете об этом острове? Продолжите правило: Окончание – это …..

На этом острове вам необходимо выполнить очередное задание.

Читайте также:  Эскимо словосочетание с прилагательным

2) Выделите корень и окончание в словах.

Лес, леса, лесной Степь, степной, в степи

Луга, луг, на лугу Море, моряк, морской.

1) Теперь мы можем отправиться к следующим островам. Но эти острова вам малоизвестны и вы не знаете, что ждет вас в них.

Рассмотрите формулы, показывающие как образуются новые слова при помощи приставок и суффиксов.

ПРИСТАВКА + КОРЕНЬ = слово ВЫ + ХОД = выход

КОРЕНЬ + СУФФИКС = слово ШКОЛА + НИК = школьник (суффиксальный )

ПРИСТАВКА + КОРЕНЬ + СУФФИКС = слово ПРИ + ШКОЛА + Н = слово ПРИШКОЛЬНЫЙ (приставочно- суффиксальный способ образования слов ).

1. Рассмотрите кластеры образовательных приставок и суффиксов, составьте с ними слова на островах «Приставка» и «Суффикс»:

Источник

Приставочный способ образования слов: примеры словообразования

Префикс — одна из значимых частей слова. Она стоит перед корнем и может менять основное лексическое значение, или дополнять его.

Способ, при котором новое слово образуется с ее помощью, называется приставочным способом словообразования. Его отличие от суффиксального и приставочно-суффиксального состоит в том, что, изменяя основу таким образом, вы не меняете часть речи, к которой оно принадлежит. Максимум, что может приставка — это изменить категорию слова внутри части речи.

Некоторые префиксы тесно связаны с предлогами и имеют то же значение, что и эти части речи. К таким приставкам относятся из-/ис-, под-, над-, со-/с-, до-, от-, за- и многие другие.

Классификация приставок

Эти морфемы можно классифицировать по нескольким признакам, например:

  • По правописанию. Некоторые пишутся всегда одинаково (не меняют согласную). К ним относятся все приставки, кроме оканчивающихся на з и с. Приставки, оканчивающиеся на эти буквы, пишутся согласно правилу. Оно состоит в том, что з пишут перед звонкими согласными и гласными, а с — перед глухими согласными;
  • По происхождению. Большинство префиксов имеет русское происхождение. Некоторые взяты из церковнославянского (вос-/воз-, низ-/нис-), а есть также латинского, греческого и другого иностранного происхождения. К ним относятся а-, анти-, контр-, пан-, суб-, экс-, транс-, интер- и еще около пятнадцати;
  • По способности менять вид глагола. Но об этом речь пойдет в следующих главах.

Образование слов с помощью приставок

Приставочный способ словообразования имеет свои особенности для каждой части речи. Их мы обсудим отдельно

Существительное

С помощью приставки существительное меняет свое значение, причем иногда на противоположное. Примеры слов, образованных с помощью префиксов, можно привести немало:

Это интересно: «на встречу» или «навстречу» — какая это часть речи, как правильно писать?

Еще чаще подобный способ словообразования встречается с иноязычными приставками:

Но в целом приставочное словообразование явно проигрывает приставочно-суффиксальному среди имен существительных. Многие слова, которые мы ошибочно считаем образованными с помощью приставок, на самом деле образовались приставочно-суффиксальным способом, и часто — от однокоренного из другой части речи. И таких примеров куда больше:

Осина — подосинов-ик (приставочно-суффиксальный)

Зьдати — съзьдати — созидать — создать — со-зд-а-ние (таким образом, создание не образовано с помощью префикса от здание).

Еще одна особенность поведения приставок в существительных — их свойство становится частью корня. Происходит это тогда, когда корень перестает быть продуктивным, то есть без префикса никакие слова от него не образуются, и он не воспринимается как значимая морфема сама по себе.

Список таких слов непостоянен, и не все сходятся во мнении, стала ли приставка частью корня. В качестве примеров приводят такие случаи:

Если посмотреть внимательнее, то корни здесь вполне продуктивные. Другое дело, что словообразовательные модели, по которым образовывались эти слова, сейчас встречаются все реже. Они образованы приставочно-суффиксальным способом, а точнее — от глаголов после усечения суффикса:

мера — мерить — примерять — пример

Как видим, пример, несмотря на свое происхождение, давно перестал ассоциироваться с процессом мерки. В современном русском языке от примерять скорее образуют примерку.

Еще сложнее с привет. В современном русском языке существуют слова, произошедшие от одной основы:

привет, ответ, привечать, отвечать, вече, совет, завещание.

Но все они давно живут своей жизнью и утратили связь с основой.

Еще чаще подобное встречается в заимствованиях. Иноязычная приставка выделяется в качестве таковой тогда, когда иноязычный корень является продуктивной основой для словообразования.

Последние слова не содержат в себе приставки суб-. Латинский корень -ект- в русском языке непродуктивен, и мы имеем только корни.

Наконец, последнее, что хочется сказать о существительных с приставками. Если вы хотите узнать, какое слово образовано приставочным способом или каким-то иным, попробуйте отнять приставку. Если получается несуществующее нечто, значит, словообразование шло по иной модели.

На именах прилагательных мы подробно останавливаться не будем, так как ситуация здесь аналогичная.

Глагол

Глагол — довольно сложная часть речи. Ввиду того, что русский язык является синтетическим, образование видовременных форм в нем образуется не синтаксически, а с помощью словоизменения и словообразования. Если в английском языке нам нужно просто собрать конструкцию из вспомогательного и одной из трех форм основного глагола, то в русском языке вид — категория, которой обладает конкретный глагол.

Читайте также:  Система грамматических категорий имени прилагательного

Проблему представляет и то, что не существует единой модели видообразования. Их несколько, и часть из них достались нам еще со времен Древней Руси, а для остальных не подходят все модели словообразования. Часть глаголов, изначально имевших значение однократного действия, имеют совершенный вид без всяких префиксов и суффиксов, например, дать и стать. Каким-то можно придать значение однократности с помощью суффикса -н- (колоть — кольнуть). Но наиболее универсальной моделью преобразования глагольной основы является такая схема:

глагол несовершенного вида (корень+ суффикс -а-, -я-, -и-, -е- +флексия —ть)

глагол совершенного вида (прибавляем видообразующую приставку)

глагол несовершенного вида (прибавляем суффикс длительности или повторяемого действия)

Образуя с помощью префикса новое слово, мы придаем ему значение результативного процесса, и меняем его вид. Подобное преобразование получило название образования видовой пары.

бить — прибить

Префикс, образуя новое слово, меняет его лексическое значение, иногда это незаметно, а иногда результат словообразования сильно отличается значением от источника, например:

делать — сделать (отличия практически нет)

решать — разрешать (отличие налицо)

жечь — отжечь (полностью ушло в переносное значение)

Не все приставки могут быть видообразующими. Например, церковнославянские приставки воз-/вос-, пре-/пред-, со- и некоторые другие не всегда могут образовывать глагол совершенного вида.

ходить — восходить

страдать — сострадать

носить — возносить

Впрочем, первый и третий глагол образуют пару другим способом, и приставки им не помогут.

Также не являются видообразующими префиксы из греческого, латинского и германских языков. Что интересно, такие слова часто оказываются двухвидовыми:

приватизировать — деприватизировать

квалифицировать — дисквалифицировать

Иногда приставочным способом не удается добиться перехода глагола в другой вид, зато можно полностью изменить его значение, иногда до неузнаваемости:

водить — изводить — производить

Как видите, иногда даже два префикса не помогают.

Какие выводы можно сделать относительно приставочного словообразования у глаголов? Их два:

  • приставка может образовать глагол совершенного вида, но далеко не всегда:
  • приставка меняет лексическое значение глагола, но степень изменения разнится.

Правописание

Некоторые приставки не вызывают сложностей при написании, а с другими бывают проблемы. Выделим несколько случаев, когда мы можем применить ряд правил:

  1. Не с глаголами пишется раздельно. Исключение — некоторые глаголы с несколькими приставками. Пример: недоперепить.
  2. Если после приставки идет йотированная гласная, то между ней и этой гласной ставится твердый знак ъ. Пример: предъявлять, подъем.
  3. В морфемах на и выбор согласной зависит от следующей за приставкой буквы. Если стоит звонкая согласная или гласная, ставится з, если глухая — ставим с. К с- это не имеет отношения, она этому правилу не подчиняется (неизменяемая). Пример: разобрать, раствор.
  4. Приставка пре- пишется, когда говорится о чрезмерности. Она аналогична в чем-то пере-. Пример: прекрасный, прелестный, преграждать, превосходить, преступление.
  5. при- пишется в значении приближения, доведения до завершения. Пример: привести, признать, прислужник, прибрежный.
  6. Приставки не- и ни- у существительных, наречий и прилагательных выбираются в зависимости от ударения. Выбор осуществляется при словообразовании. Без ударения ставим ни-, с ударением — не-. В дальнейшем выбранная приставка сохраняется во всех производных от этого слова. никогда, некогда.
  7. Кое- пишется через дефис. Исключение: может писаться отдельно, если между ней и словом стоит предлог.
  8. Иноязычные приставки пишутся через дефис перед именами собственными. Исключение — контр-адмирал.

Некоторые интересные случаи

Иногда возникают затруднения с морфемным разбором слов, когда в слове хочется выделить приставку, а на самом деле ее нет. Или ее не было никогда, или она существует только этимологически. Для проверки лучше всего обратиться к словарю, но ряд случаев приведем здесь.

премьера — нет ее, корень восходит к латинскому порядковому числительному «первый»;

президент — слово заимствовано целиком, в русском языке не распадается на продуктивные морфемы;

присный — выделяется этимологически, корень в современном русском непродуктивен, нынешняя корневая основа — присн-;

здание — приставки никогда не было, корень зд- (однокоренные: созидать, зодчий);

выгода — стала частью корня;

искажать — тоже самое;

обмануть — так же;

прейскурант — германский корень Preis.

Наиболее часто такие слова начинаются на пре- и при-, и это понятно: латинская приставка prae- имеет то же происхождение (как и наша пре-), и процессы, которые с ней происходили в иностранных языках, аналогичны таковым в русском.

Источник