Конспект занятия по теме: «Приставочные глаголы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Упражнение в образовании приставочных глаголов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pristavochnye_glagoly.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ДЕТСКИЙ САД №2 «СКАЗКА»
Конспект занятия по теме:
1. Расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Транспорт»
2. Упражнение в образовании приставочных глаголов.
3. Образование относительных прилагательных, обозначающих виды транспорта.
4. Упражнение в согласовании порядковых числительных с существительными.
5. Упражнение в употреблении существительных в косвенных падежах
6. Развитие фразовой речи
Кукла Незнайка (картинка)
Картинки с изображениями транспорта: машина, грузовик, самосвала, такси, корабль, лодка, поезд, самолет, вертолет, ракета;
Три сигнальных кружка: зеленого, желтого, красного цветов, панорама дороги;
Кубики, дорога, мост, дом, изображенные на листе.
1. Организационный момент. Развитие слухового внимания .
2 . Дидактическая игра «Перепутанница » (на ковре лежат предметные картинки с изображениями видов транспорта)
- На чем можно передвигаться по воздуху? (На самолете, вертолете, дирижабле, ракете)
- На чем можно ехать по дороге? (На машине, грузовике и т.д.)
- На чем можно передвигаться по воде? (На лодке, корабле и т.д.)
- На чем можно ехать по железной дороге? (на поезде)
- Как называется транспорт, на котором передвигаются по воздуху? (воздушным)
3. Отгадывание загадки.
Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чтобы тебе помочь, дружок,
Путь пройти опасный,
День и ночь горят огни –
Зеленый, желтый, красный.
4. Физкультминутка . Задание на внимание (Выполнять действия по сигналу логопеда)
- Что можно делать на зеленый свет светофора? (переходить улицу)
- Что надо делать, когда горит желтый свет? (Приготовиться к переходу через дорогу)
- Что надо делать, когда горит красный свет? (Стоять)
5. Дидактическая игра «Вождение»
На мольберте стоит панорама дороги. Логопед производит действия с контурным изображением грузовика. Логопед начинает предложение, дети заканчиваю т.
Из гаража Незнайка …( выехал ).
По дороге осторожно… ( поехал ).
Незнайка на асфальт …( выехал ).
Он через мост… ( переехал ).
Большую лужу… ( объехал ).
По круговой дороге …( проехал ).
6. Дидактическая игра «Чего не хватает?»
Логопед выставляет на наборном полотне изображения пяти грузоваков без каких- то частей и спрашивает у детей, какие детали отсутствуют?
- У первого грузовика не хватает кабины.
- У второго грузовика не хватает передних колес
- У третьего грузовика не хватает кузова
- У четвертого – задних колес
- У пятого – лобового стекла
7. Дидактическая игра «Закончи предложение»
Логопед по очереди обращается к каждому ребенку и предлагает закончить начатую фразу. На столе стоят грузовик, гараж из кубиков, лежит литс бумаги с нарисованными дорогой, мостовой, домом.
- Незнайка к грузовику …( подошел ).
- Незнайка машину со всех сторон… ( обошел ).
- Он от кузова …( отошел ).
- Незнайка к кабине …( подошел ).
- Он из гаража…( вышел ).
- Он через мост …( перешел ).
- Незнайка домой …( пришел ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель занятия:1.Расширение предметного и глагольного словаря (уточнение представлений о перелетных птицах, их внешнем виде, повадках).2.Составление рассказа по опорным картинкам. 3.Пра.
Представленный материал предназначен для проведения фронтального занятия с детьми подготовительной к школе группы.
Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные и их детеныши». Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф.
Конспект ноодв старшей группепо теме «Приставочные глаголы.»с использованиемтриггеров созданных с помощью программ ПЕРВОЛОГО и ЛОГОМИРЫ.
Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя для детей старшего дошкольного возраста.Тема: Приставочные глаголы.На занятии дети вместе с Манечк.
Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с ОНР (II период обучения) по теме: «Приставочные глаголы».
Одним из направлений работы логопеда с детьми с ОНР является формирование навыка словообразования. Эта работа включает в себя и работу над образованием глаголов с помощью различных приставок.
Источник
Открытый урок «Приставочные глаголы»
Разделы: Логопедия
Цель: Закрепить понимание и правильное употребление приставочных глаголов движения в речи детей.
1. Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».
2. Формировать навыки словообразования: образование звукоподражательных и приставочных глаголов.
3. Учить детей подбирать слова с противоположным значением (прилагательные, глаголы).
4. Работа над предложением с приставочным глаголом.
5. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, объем вербальной памяти.
6. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать способности у детей наблюдать за животным и растительным миром.
Оборудование:
- картинки с изображением зимующих птиц;
- фишки;
- символы слов-действий на доске;
- картонные декорации: домик,
- кормушка, елка;
- мяч; картонная синичка на палочке, Незнайка;
- картинки с изображением птиц;
- карандаши;
- сухарики.
Ход занятия
I. Оргмомент: — Какое сейчас время года? (- Зима.)
— Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (- Зимующие.)
Логопед показывает картинки с изображением зимующих птиц (дятел, снегири, воробей, сорока). Предлагает детям отгадать загадки.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это . (снегири).
Чик-чирик!
За зернышком прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей).
И зимой стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит.
Кто это? (дятел).
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (сорока)
II. Закрепление лексического материала.
Викторина. – Я буду задавать вопросы. Кто ответит первый, тот получает фишку. У кого больше фишек, тот – победитель!
1) Ответьте на вопросы:
— Какая птица днем спит, а ночью летает? (- Сова.)
— Зачем клесту крестообразный клюв? (- Чтобы лущить шишки и доставать семена из шишек.)
2) Задание «Закончи предложение»:
Сова днем спит, а ночью . (охотится).
У сороки хвост длинный, а у галки . (короткий).
Синица – желтогрудая, а снегирь — . (красногрудый).
3) Задание «Запомни, повтори, найди лишнее слово и объясни почему ты так думаешь»:
Медведь, дятел, барсук, лиса.
Скворец, синица, грач, ласточка.
Ворона, снегирь, соловей, воробей.
4) Задание «Что умеют делать птицы?»
«Подберите слова-действия к слову “птицы”. Птицы что делают?»
(летают, поют, клюют, пьют, машут, стучат. )
5) Задание “Как разговаривают птицы?”
Ворона говорит “кар-кар”, значит она что делает? – Каркает.
Воробей — . (чирикает), сова — . (ухает), сорока — . (стрекочет),
синица — . (свистит), голубь — . (воркует).
— Викторина закончена. Посчитаем фишки и узнаем кто победитель.
III. Объяснение нового материала.
Логопед предлагает послушать историю про воробья:
«Воробей крепко спал, рано встал, из гнезда вылетел. Воробей летал, корм искал. Вдруг увидел кормушку. Вокруг кормушки облетел, в кормушку залетел, крошки склевал. Воробей из кормушки вылетел. К гнездышку подлетел. В гнездышко залетел. Всю зиму так и перезимовал.»
1. Знакомство с символами слов-действий.
Логопед обращает внимание на слова-действия:
— Ребята, у меня в руках что за птица? (- Синица.)
(Логопед показывает картинку с изображением синицы.)
— Я начну предложение, а вы его закончите словом-действием. Эти слова-действия указаны стрелочкой на карточках. Попробуйте расшифровать их.
(На доске карточки с символами слов-действий.)
Логопед: — Синица к кормушке . (подлетела), от кормушки . (отлетела).
— Синица в кормушку . (залетела), из кормушки . (вылетела).
— Синица через кормушку . (перелетела), под кормушкой . (пролетела).
— Вокруг кормушки . (облетела).
2. Подбор слов-действий с противоположным значением.
Игра с мячом «Наоборот»:
залетел – вылетел заскочил – выскочил прилетел – улетел подбежал – отбежал подлетел – отлетел прискакал – ускакал.
3. Закрепление нового материала.
— Я буду рассказывать историю про стаю воробьев, а вы будете подсказывать слова-действия. (Логопед рассказывая историю, показывает на соответствующий символ слова-действия, дети договаривают предложение.)
«Воробьи крепко спали, рано вставали, из гнезда . (вылетали). Воробьи летали, корм искали. Через деревья . (перелетали). Под кормушкой . (пролетали), в кормушку . (залетали), крошки клевали. От кормушки . (отлетали), вокруг дерева . (облетали), опять к кормушке . (прилетали). Целый день летали, корм себе добывали. А вечером в гнездышко..(залетали). Всю зиму так и перезимовали!»
IV. Физминутка. «Воробушки». Зрительная гимнастика.
— Теперь вы воробушки – «воробьев веселых стайка, за кормами вылетай-ка!»
(Логопед дает задания, а дети их выполняют.)
— Воробушки подлетели к елке, отлетели от елки, облетели вокруг елки, залетели за елку, подлетели к кормушке, прилетели к домику, залетели в домик. А теперь, воробушки, глазками поморгали, крепко закрыли, открыли, посмотрели вправо-влево, вверх-вниз. Крылышками помахали, полетели на свои места.
V. Работа над приставочными глаголами в предложениях.
1. Игра «Исправь ошибку в предложении».
— Помоги Незнайке — скажи правильно слово-действие.
1) Вороны подлетели от кормушки. (отлетели)
2) Вороны через куст улетели. (перелетели)
3) Сова в дупло отлетела. (залетела)
2. Игра «Придумай предложение»
— Я скажу слово-действие, а вы придумайте с этим словом предложение.
Логопед:
— Прилетели. (Вороны прилетели к кормушке.)
— Облетел. (Дятел облетел вокруг дерева.)
VI. Закрепление понятия «Зимующие птицы».
(Логопед раздает картинку с контурным изображением птиц.)
— Найти зимующих птиц и обвести кружочком.
Картинки: ласточка, снегирь, голубь; дятел, снегирь, журавль.
(Дети выполняют задание.)
2. Закрепление падежной конструкции: существительные Род.п. ед.числа.
— Кого ты обвел(а)? (- Я обвел снегиря. Я обвела голубя. и т.д.)
VII. Итог занятия: Оценка работы детей.
Сюрпризный момент: — Ребята, что любят птицы? – (Семечки, зернышки, крошки.)
Вы у меня были воробушками и я вас угощаю сухариками.
(Детям предлагаются “из кормушки” сухарики.)
Источник
Тема: приставочные глаголы (1-е занятие по теме).
Цели: учить детей подбирать в словосочетание и предложение нужный по смыслу приставочный глагол; познакомить детей со схемой образования глаголов при помощи разных приставок.
Организационный момент. Логопед предлагает детям назвать, что может делать бабочка. (Летать, кружиться около цветка, собирать сладкий сок, превращаться в куколку, садиться на дерево и т.д.) Дети, назвавшие действие, садятся на места.
1.Логопед сообщает детям, что бабочка, о которой они говорили, прилетела к ним на занятие (показывает сделанную из картона красивую пеструю бабочку, прикрепленную к длинной крепкой нитке). Детям предлагается смотреть на действия бабочки и точно их называть.
Логопед демонстрирует, как: бабочка взлетела со стола, подлетела к вазе, облетела вазу, перелетела с вазы на кубик, слетела с кубика, залетела в банку. (При выполнении действий необходимо каждый раз проговаривать соответствующие слова-действия, четко выделяя их приставочную часть.)
Бабочка «улетает», а логопед обращает внимание детей на то, что все названные слова-действия похожи по звучанию, и предлагает ребятам закончить предложение одним из похожих слов-действий: бабочка с вазы. к доске. вокруг цветка. в комнату. И т. п. (Названия предметов из предыдущего задания изменяются.)
После того как дети правильно назвали слова-действия и предложения с ними, логопед выставляет на доску схему образования приставочных глаголов (см. приложение №3), где одна длинная полоска обозначает общую часть слов-действий (в данном случае — летела), а короткие полоски разного цвета — изменяющиеся приставки.
Логопед объясняет, указывая на схему, что начало у всех слов-действий разное. Каждый раз, называя новую приставку, логопед соединяет ее схематическое изображение с символом остальной, неизменяемой части слова. Таким образом у детей зрительно закрепляется представление о единстве и разнообразии приставочных глаголов, каждый из которых, несмотря на составной характер, является одним словом.
Логопед читает стихотворение, сопровождая слова соответствующими движениями:
Влад с корзинкой в лес пошел (Шаги на месте),
Всю поляну обошел (Поворот на месте),
К старой елке подошел (Присесть)
И огромный гриб нашел (Встать, ладони в стороны).
После двукратного выполнения упражнения логопед просит детей назвать похожие слова-действия из услышанного стихотворения.
3.Логопед рассказывает детям историю о мальчике Пете. По ходу рассказывания на доску выставляются картинки-символы, являющиеся опорными сигналами при анализе текста или его пересказе. (См. приложение № 6.) Этого школьника, — поясняет логопед, — можно назвать другом леса, и вот почему.
Как-то летом Петя вышел из дома и пошел в ближний лес. По дороге мальчик перешел ручеек, поднялся на холм и вошел в лес. Как красиво в лесу! Как легко дышится! Под сосной Петя заметил муравейник, обошел его кругом, посмотрел и не тронул. На березе Петя увидел птичье гнездо. Мальчик знал, что брать птичьи яйца нельзя, а то птица выбросит их из гнезда. Отошел Петя от дерева, не навредил друзьям леса. Вдруг видит — недалеко горящий пень. Испугался мальчик, ведь если начнется пожар, вся лесная красота погибнет! Сбросил он с себя куртку, подошел близко-близко к пню и потушил огонь.
После короткого анализа содержания рассказа логопед просит детей назвать похожие слова-действия. Восстановить последовательность событий детям помогают опорные сигналы.
4.Работа с индивидуальным наглядным материалом.
У всех детей на столах по одной сюжетной картинке; используя картинки, нужно составить предложения с разными приставочными глаголами. На каждых трех картинках изображены похожие действия (вышивает, подшивает, зашивает; вылетает, подлетает, влетает и т. п. Для этого упражнения можно воспользоваться материалом из пособия Т. Б. Филичевой и Г. А. Каше).
Логопед выставляет на доску схему образования приставочных глаголов и просит выйти вместе тех детей, у кого на картинках изображены похожие действия. Три ребенка выходят, показывают остальным детям свои картинки и по очереди составляют предложения, акцентировано произнося приставочные глаголы (Девочка выливает воду из банки. Мальчик поливает цветы в саду. И пр.).
Затем логопед, чтобы зрительно закрепить у детей представление о составе и способе образования слов-действий, присоединяет по очереди символы приставок (короткие полоски разного цвета) к символу неизменяемой части слов-действий (длинной полоске), отчетливо произнося 3—4 однокоренных приставочных глагола (например: выливает, поливает, наливает и пр.).
5.Итог занятия, оценка деятельности детей.
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы
Источник