Меню

Приставочные глаголы конспект старшая группа



Конспект занятия по теме: «Приставочные глаголы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Упражнение в образовании приставочных глаголов.

Скачать:

Вложение Размер
pristavochnye_glagoly.docx 18.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ДЕТСКИЙ САД №2 «СКАЗКА»

Конспект занятия по теме:

1. Расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Транспорт»

2. Упражнение в образовании приставочных глаголов.

3. Образование относительных прилагательных, обозначающих виды транспорта.

4. Упражнение в согласовании порядковых числительных с существительными.

5. Упражнение в употреблении существительных в косвенных падежах

6. Развитие фразовой речи

Кукла Незнайка (картинка)

Картинки с изображениями транспорта: машина, грузовик, самосвала, такси, корабль, лодка, поезд, самолет, вертолет, ракета;

Три сигнальных кружка: зеленого, желтого, красного цветов, панорама дороги;

Кубики, дорога, мост, дом, изображенные на листе.

1. Организационный момент. Развитие слухового внимания .

2 . Дидактическая игра «Перепутанница » (на ковре лежат предметные картинки с изображениями видов транспорта)

  • На чем можно передвигаться по воздуху? (На самолете, вертолете, дирижабле, ракете)
  • На чем можно ехать по дороге? (На машине, грузовике и т.д.)
  • На чем можно передвигаться по воде? (На лодке, корабле и т.д.)
  • На чем можно ехать по железной дороге? (на поезде)
  • Как называется транспорт, на котором передвигаются по воздуху? (воздушным)

3. Отгадывание загадки.

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чтобы тебе помочь, дружок,

Путь пройти опасный,

День и ночь горят огни –

Зеленый, желтый, красный.

4. Физкультминутка . Задание на внимание (Выполнять действия по сигналу логопеда)

  • Что можно делать на зеленый свет светофора? (переходить улицу)
  • Что надо делать, когда горит желтый свет? (Приготовиться к переходу через дорогу)
  • Что надо делать, когда горит красный свет? (Стоять)

5. Дидактическая игра «Вождение»

На мольберте стоит панорама дороги. Логопед производит действия с контурным изображением грузовика. Логопед начинает предложение, дети заканчиваю т.

Из гаража Незнайка …( выехал ).

По дороге осторожно… ( поехал ).

Незнайка на асфальт …( выехал ).

Он через мост… ( переехал ).

Большую лужу… ( объехал ).

По круговой дороге …( проехал ).

6. Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Логопед выставляет на наборном полотне изображения пяти грузоваков без каких- то частей и спрашивает у детей, какие детали отсутствуют?

  • У первого грузовика не хватает кабины.
  • У второго грузовика не хватает передних колес
  • У третьего грузовика не хватает кузова
  • У четвертого – задних колес
  • У пятого – лобового стекла

7. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Логопед по очереди обращается к каждому ребенку и предлагает закончить начатую фразу. На столе стоят грузовик, гараж из кубиков, лежит литс бумаги с нарисованными дорогой, мостовой, домом.

  • Незнайка к грузовику …( подошел ).
  • Незнайка машину со всех сторон… ( обошел ).
  • Он от кузова …( отошел ).
  • Незнайка к кабине …( подошел ).
  • Он из гаража…( вышел ).
  • Он через мост …( перешел ).
  • Незнайка домой …( пришел ).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель занятия:1.Расширение предметного и глагольного словаря (уточнение представлений о перелетных птицах, их внешнем виде, повадках).2.Составление рассказа по опорным картинкам. 3.Пра.

Представленный материал предназначен для проведения фронтального занятия с детьми подготовительной к школе группы.

Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные и их детеныши». Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф.

Конспект ноодв старшей группепо теме «Приставочные глаголы.»с использованиемтриггеров созданных с помощью программ ПЕРВОЛОГО и ЛОГОМИРЫ.

Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя для детей старшего дошкольного возраста.Тема: Приставочные глаголы.На занятии дети вместе с Манечк.

Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с ОНР (II период обучения) по теме: «Приставочные глаголы&raquo.

Одним из направлений работы логопеда с детьми с ОНР является формирование навыка словообразования. Эта работа включает в себя и работу над образованием глаголов с помощью различных приставок.

Источник

Открытый урок «Приставочные глаголы»

Разделы: Логопедия

Цель: Закрепить понимание и правильное употребление приставочных глаголов движения в речи детей.

1. Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».

2. Формировать навыки словообразования: образование звукоподражательных и приставочных глаголов.

3. Учить детей подбирать слова с противоположным значением (прилагательные, глаголы).

4. Работа над предложением с приставочным глаголом.

5. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, объем вербальной памяти.

6. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать способности у детей наблюдать за животным и растительным миром.

Оборудование:

  • картинки с изображением зимующих птиц;
  • фишки;
  • символы слов-действий на доске;
  • картонные декорации: домик,
  • кормушка, елка;
  • мяч; картонная синичка на палочке, Незнайка;
  • картинки с изображением птиц;
  • карандаши;
  • сухарики.

Ход занятия

I. Оргмомент: — Какое сейчас время года? (- Зима.)

— Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (- Зимующие.)

Логопед показывает картинки с изображением зимующих птиц (дятел, снегири, воробей, сорока). Предлагает детям отгадать загадки.

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это . (снегири).

Чик-чирик!
За зернышком прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей).

И зимой стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит.
Кто это? (дятел).

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (сорока)

II. Закрепление лексического материала.

Викторина. – Я буду задавать вопросы. Кто ответит первый, тот получает фишку. У кого больше фишек, тот – победитель!

1) Ответьте на вопросы:

— Какая птица днем спит, а ночью летает? (- Сова.)

— Зачем клесту крестообразный клюв? (- Чтобы лущить шишки и доставать семена из шишек.)

2) Задание «Закончи предложение»:

Сова днем спит, а ночью . (охотится).

У сороки хвост длинный, а у галки . (короткий).

Синица – желтогрудая, а снегирь — . (красногрудый).

3) Задание «Запомни, повтори, найди лишнее слово и объясни почему ты так думаешь»:

Медведь, дятел, барсук, лиса.

Скворец, синица, грач, ласточка.

Ворона, снегирь, соловей, воробей.

4) Задание «Что умеют делать птицы?»

«Подберите слова-действия к слову “птицы”. Птицы что делают?»

(летают, поют, клюют, пьют, машут, стучат. )

5) Задание “Как разговаривают птицы?”

Ворона говорит “кар-кар”, значит она что делает? – Каркает.

Воробей — . (чирикает), сова — . (ухает), сорока — . (стрекочет),

синица — . (свистит), голубь — . (воркует).

— Викторина закончена. Посчитаем фишки и узнаем кто победитель.

III. Объяснение нового материала.

Логопед предлагает послушать историю про воробья:

«Воробей крепко спал, рано встал, из гнезда вылетел. Воробей летал, корм искал. Вдруг увидел кормушку. Вокруг кормушки облетел, в кормушку залетел, крошки склевал. Воробей из кормушки вылетел. К гнездышку подлетел. В гнездышко залетел. Всю зиму так и перезимовал.»

1. Знакомство с символами слов-действий.

Логопед обращает внимание на слова-действия:

— Ребята, у меня в руках что за птица? (- Синица.)

(Логопед показывает картинку с изображением синицы.)

— Я начну предложение, а вы его закончите словом-действием. Эти слова-действия указаны стрелочкой на карточках. Попробуйте расшифровать их.

(На доске карточки с символами слов-действий.)

Логопед: — Синица к кормушке . (подлетела), от кормушки . (отлетела).

— Синица в кормушку . (залетела), из кормушки . (вылетела).

— Синица через кормушку . (перелетела), под кормушкой . (пролетела).

Вокруг кормушки . (облетела).

2. Подбор слов-действий с противоположным значением.

Игра с мячом «Наоборот»:

залетел – вылетел заскочил – выскочил
прилетел – улетел подбежал – отбежал
подлетел – отлетел прискакал – ускакал.

3. Закрепление нового материала.

— Я буду рассказывать историю про стаю воробьев, а вы будете подсказывать слова-действия. (Логопед рассказывая историю, показывает на соответствующий символ слова-действия, дети договаривают предложение.)

«Воробьи крепко спали, рано вставали, из гнезда . (вылетали). Воробьи летали, корм искали. Через деревья . (перелетали). Под кормушкой . (пролетали), в кормушку . (залетали), крошки клевали. От кормушки . (отлетали), вокруг дерева . (облетали), опять к кормушке . (прилетали). Целый день летали, корм себе добывали. А вечером в гнездышко..(залетали). Всю зиму так и перезимовали!»

IV. Физминутка. «Воробушки». Зрительная гимнастика.

— Теперь вы воробушки – «воробьев веселых стайка, за кормами вылетай-ка!»

(Логопед дает задания, а дети их выполняют.)

— Воробушки подлетели к елке, отлетели от елки, облетели вокруг елки, залетели за елку, подлетели к кормушке, прилетели к домику, залетели в домик. А теперь, воробушки, глазками поморгали, крепко закрыли, открыли, посмотрели вправо-влево, вверх-вниз. Крылышками помахали, полетели на свои места.

V. Работа над приставочными глаголами в предложениях.

1. Игра «Исправь ошибку в предложении».

— Помоги Незнайке — скажи правильно слово-действие.

1) Вороны подлетели от кормушки. (отлетели)

2) Вороны через куст улетели. (перелетели)

3) Сова в дупло отлетела. (залетела)

2. Игра «Придумай предложение»

— Я скажу слово-действие, а вы придумайте с этим словом предложение.

Логопед:

— Прилетели. (Вороны прилетели к кормушке.)

— Облетел. (Дятел облетел вокруг дерева.)

VI. Закрепление понятия «Зимующие птицы».

(Логопед раздает картинку с контурным изображением птиц.)

— Найти зимующих птиц и обвести кружочком.

Картинки: ласточка, снегирь, голубь; дятел, снегирь, журавль.

(Дети выполняют задание.)

2. Закрепление падежной конструкции: существительные Род.п. ед.числа.

— Кого ты обвел(а)? (- Я обвел снегиря. Я обвела голубя. и т.д.)

VII. Итог занятия: Оценка работы детей.

Сюрпризный момент: — Ребята, что любят птицы? – (Семечки, зернышки, крошки.)

Вы у меня были воробушками и я вас угощаю сухариками.

(Детям предлагаются “из кормушки” сухарики.)

Источник

Тема: приставочные глаголы (1-е занятие по теме).

Цели: учить детей подбирать в словосочетание и предложение нужный по смыслу приставочный глагол; познакомить детей со схемой образования глаголов при помощи разных приставок.

Организационный момент. Логопед предлагает детям назвать, что может делать бабочка. (Летать, кружиться около цветка, собирать сладкий сок, превращаться в куколку, садиться на дерево и т.д.) Дети, назвавшие действие, садятся на места.

1.Логопед сообщает детям, что бабочка, о которой они говорили, прилетела к ним на занятие (показывает сделанную из картона красивую пеструю бабочку, прикрепленную к длинной крепкой нитке). Детям предлагается смотреть на действия бабочки и точно их называть.

Логопед демонстрирует, как: бабочка взлетела со стола, подлетела к вазе, облетела вазу, перелетела с вазы на кубик, слетела с кубика, залетела в банку. (При выполнении действий необходимо каждый раз проговаривать соответствующие слова-действия, четко выделяя их приставочную часть.)

Бабочка «улетает», а логопед обращает внимание детей на то, что все названные слова-действия похожи по звучанию, и предлагает ребятам закончить предложение одним из похожих слов-действий: бабочка с вазы. к доске. вокруг цветка. в комнату. И т. п. (Названия предметов из предыдущего задания изменяются.)

После того как дети правильно назвали слова-действия и предложения с ними, логопед выставляет на доску схему образования приставочных глаголов (см. приложение №3), где одна длинная полоска обозначает общую часть слов-действий (в данном случае — летела), а короткие полоски разного цвета — изменяющиеся приставки.

Логопед объясняет, указывая на схему, что начало у всех слов-действий разное. Каждый раз, называя новую приставку, логопед соединяет ее схематическое изображение с символом остальной, неизменяемой части слова. Таким образом у детей зрительно закрепляется представление о единстве и разнообразии приставочных глаголов, каждый из которых, несмотря на составной характер, является одним словом.

Логопед читает стихотворение, сопровождая слова соответствующими движениями:

Влад с корзинкой в лес пошел (Шаги на месте),

Всю поляну обошел (Поворот на месте),

К старой елке подошел (Присесть)

И огромный гриб нашел (Встать, ладони в стороны).

После двукратного выполнения упражнения логопед просит детей назвать похожие слова-действия из услышанного стихотворения.

3.Логопед рассказывает детям историю о мальчике Пете. По ходу рассказывания на доску выставляются картинки-символы, являющиеся опорными сигналами при анализе текста или его пересказе. (См. приложение № 6.) Этого школьника, — поясняет логопед, — можно назвать другом леса, и вот почему.

Как-то летом Петя вышел из дома и пошел в ближний лес. По дороге мальчик перешел ручеек, поднялся на холм и вошел в лес. Как красиво в лесу! Как легко дышится! Под сосной Петя заметил муравейник, обошел его кругом, посмотрел и не тронул. На березе Петя увидел птичье гнездо. Мальчик знал, что брать птичьи яйца нельзя, а то птица выбросит их из гнезда. Отошел Петя от дерева, не навредил друзьям леса. Вдруг видитнедалеко горящий пень. Испугался мальчик, ведь если начнется пожар, вся лесная красота погибнет! Сбросил он с себя куртку, подошел близко-близко к пню и потушил огонь.

После короткого анализа содержания рассказа логопед просит детей назвать похожие слова-действия. Восстановить последовательность событий детям помогают опорные сигналы.

4.Работа с индивидуальным наглядным материалом.

У всех детей на столах по одной сюжетной картинке; используя картинки, нужно составить предложения с разными приставочными глаголами. На каждых трех картинках изображены похожие действия (вышивает, подшивает, зашивает; вылетает, подлетает, влетает и т. п. Для этого упражнения можно воспользоваться материалом из пособия Т. Б. Филичевой и Г. А. Каше).

Логопед выставляет на доску схему образования приставочных глаголов и просит выйти вместе тех детей, у кого на картинках изображены похожие действия. Три ребенка выходят, показывают остальным детям свои картинки и по очереди составляют предложения, акцентировано произнося приставочные глаголы (Девочка выливает воду из банки. Мальчик поливает цветы в саду. И пр.).

Затем логопед, чтобы зрительно закрепить у детей представление о составе и способе образования слов-действий, присоединяет по очереди символы приставок (короткие полоски разного цвета) к символу неизменяемой части слов-действий (длинной полоске), отчетливо произнося 3—4 однокоренных приставочных глагола (например: выливает, поливает, наливает и пр.).

5.Итог занятия, оценка деятельности детей.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

Источник

Читайте также:  Повествовательное предложение с глаголом was