Меню

Притяжательные имена прилагательные 3 класс школа 21 века



Технологическая карта урока ‘Притяжательные прилагательные’ (3 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15

г. Балашова Саратовской области»

Технологическая карта урока

русский язык в 3 классе

Выполнила: учитель начальных классов

I квалификационной категории

Гришина Ольга Викторовна

2013-2014 уч. год

Русский язык 3 класс, автор учебника А.О. Евдокимова , УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока : Притяжательные прилагательные.

Дидактическая цель: создать условия для освоения детьми новых знаний.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

1) Предметные: знакомство с притяжательными именами прилагательными;

1. Познавательные: общеучебные универсальные действия — ввести термин «притяжательные прилагательные»,развивать навыки правильного написания имён прилагательных;уметь применять прилагательные в речи; логические— анализ объектов с целью выделения признаков.

2. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Регулятивные: учиться целеполаганию, планированию деятельности, контролю и оценке своей деятельности и деятельности одноклассников.

3) Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Методы обучения: продуктивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

-парная, групповая, фронтальная

2.Технологическая карта занятия

Универсальные учебные действия

1. Самоопределение к деятельности

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Подготовка класса к работе

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками .

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки

«Распредели на группы».

Посмотрите на карточку. Придумайте задание. (слайд № 2)

Кожаный, тихий, апельсиновое, шерстяная, глубокое, лисья, местный, густое, красный, тоненький, папин.

-Какие слова не вошли в эти две группы?

-Подберите к ним имена существительные.

-Оцените свою работу в паре. В карточке, в задании №1 поставьте отметку.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности, мыслительные операции и учебные навыки.

-Распределить прилагательные по группам (качественные и относительные).

Проверяется по экрану.

Качественные имена прилагательные: тихий, глубокое, густое, красный, тоненький.

Относительные имена прилагательные: кожаный, апельсиновое, шерстяная, китовый, местный.

Лишние слова: папин, лисья.

-Они отвечают на вопросы: какой? или чей?

-Папин шарф, портфель; лисья нора, шуба.

Оценивают работу в карточке оценивания.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной задачи

Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации

-Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

Уч-ся формулируют тему урока:

-О словах, которые отвечают на вопросы: какой?, чей?, чья?

Ответить на вопрос: Как называются прилагательные, которые отвечают на вопросы: чей?, чья?, чьи? чьё?

-Вспомнить, что такое имя прилагательное.

-Какие прилагательные называются качественными, а какие относительными.

-Учиться планировать свою деятельность; оценивать свою работу и работу одноклассников на уроке.

Познавательные : постановка вопросов;

Логические: формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

-Давайте вспомним, что мы знаем об имени прилагательном.(слайд № 5)

Организация учащихся на исследование проблемной ситуации стр.146 (УЧЕБНИК)

Рубрика «Тайны языка»

-Мы уже познакомились с притяжательными прилагательными, узнали их отличительные признаки. Сейчас нам предстоит узнать, как они образуются.

-Вспомним, как образуются уже известные нам группы прилагательных

-Может быть, притяжательные имена прилагательные так же образуются?

— Сравним свой вывод с выводом в учебнике на стр.124

— Прочитайте рубрику «Обрати внимание».Какая особенность есть у притяжательных имен прилагательных?

Читайте также:  Прилагательные дающие оценку предмету

Участвуют в практической работе .

Уч-ся отвечают по опорным словам на слайде.

-Приставочно-суффиксальным и суффиксальным способом

-Наличие суффиксов -ин-, -ов-, -ий-

Регулятивные: планирование , прогнозирование;

Логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные— инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

-А сейчас потренируемся в образовании притяжательных прилагательных стр.147 упр.3.

-Работать будем в группах с проверкой у доски.

Проверка. (Слайды № 6,7)

Оцените свою работу в группе. В карточке, в задании №2 поставьте отметку.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Работа в группах

Уч-ся заменяют в словосочетаниях выделенные существительные именами прилагательными по образцу

Оценивают работу в карточке оценивания.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организация деятельности по применению новых знаний

Поставить учебную задачу перед каждой

группой. Организовать проверку.

-Возьмите конверт № 1, посмотрите на карточки, догадайтесь, какое задание я для вас приготовила?

Апрельский, голубой, водяной, китовый, маленький, ночной, заячий, чугунный, медвежий, узкий.

Проверка осуществляется на интерактивной доске

Возьмите конверт № 2, посмотрите на карточки (предметные картинки: чугунный горшок утюг, камин, чайник; ночной город; голубой кит, шар; тулуп, китовый ус, галстук, пейзаж, дракон, шкаф)

Оцените свою работу в группе. В карточке, в задании №2 поставьте отметку.

Осуществляют самопроверку пошагово сравнивая с эталоном Задания для 4-х групп:

— Распределить слова по группам: качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные.

Учащийся у доски распределяет слова на три группы.

-Составить словосочетания: прилагательное + существительное

Оценивают работу в карточке оценивания.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

7. Рефлексия деятельности

-Ребята, давайте вспомним, какие вопросы ставили в начале урока? Чему учились?

-Кто доволен своей работой ?

-Кому было трудно ?

-Кому было легко?

-Оцените свою работу на уроке. Сдайте листки контроля вместе с тетрадями, чтобы я могла оценить вашу работу.

Стандартный минимум: выполнить задания к упражнению.

2. Повышенный уровень: Вспомни или узнай, чем знамениты люди, носившие эти фамилии.

Оценивают свою работу в карточках оценивания.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Источник

Урок русского языка. 3-й класс. «Правописание качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных»

Класс: 3

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Продолжительность урока: 45 минут.

Класс: третий.

Учебно-методическое обеспечение: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова Русский язык. Учебник для 3 класса, часть 2. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2008.

Авторский медиапродукт: презентация 26 слайдов (среда Power Point, Word).

Медиапродукт:

1. Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point , текстовый редактор Microsoft Word.

2. Структура презентации:

№, п/п Структурные элементы Временная реализация № кадра
1. Организационный момент 2 минуты 1–2
2. Чистописание 3 минуты 3–5
3. Целевая установка 1 минута 6–7
4. Актуализация опорных знаний 10 минут 8–14
5. Релаксация 1 минута 15
6. Закрепление в нестандартных ситуациях 19 минут 16–22
7. Творческая работа 5 минуты 23–24
8. Итог урока 2 минута 25
9. Домашнее задание 2 минута 26
Читайте также:  Не с прилагательными относительные и притяжательные примеры

3. Содержание кадров:

  1. Организационный момент. Тема урока.
  2. Задачи урока.
  3. «Лесовичок».
  4. Угадай…
  5. Чистописание.
  6. Эпиграф урока.
  7. Ответь на вопросы.
  8. Словарная работа.
  9. Проверь себя!
  10. Правописание суффиксов и окончаний.
  11. Суффиксы -ан,-ян (-янн) в относительных имёнах прилагательных.
  12. Проверь себя.
  13. Качественные и относительные прилагательные..
  14. «Пьедестал» качественных и относительных прилагательных.
  15. Физкультминутка.
  16. Работа в печатной тетради.
  17. Составь предложения.
  18. Найдите словосочетания.
  19. Устная работа по определению разряда имён прилагательных.
  20. Проверь себя.
  21. Определите падеж прилагательных.
  22. Ответь на вопросы. Работа в парах.
  23. Творческая работа.
  24. Творческая работа.
  25. Итог урока.
  26. Домашнее задание.

Цели: повторить и обобщить знания учащихся об имени прилагательном как части речи; развивать умения подбирать и распознавать имена прилагательные (качественные, относительные и притяжательные), развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы; воспитывать любовь к природе, родному краю.

Оборудование: таблица «Имя прилагательное», раскладушка «Имя прилагательное», опорная схема: 1, 2 место, выставка «Дары природы», индивидуальный набор для словарной работы, магнитофонная запись «Отчего так в России берёзы шумят», проектор, компьютер.

Тип урока: повторно-обобщающий с наглядной презентацией.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Минутка чистописания.

(Слайд 3). «Лесовичок» принёс нам листья деревьев, если отгадаем названия деревьев, с которых прилетели эти листья, (Слайд 4) нам откроются слова для чистописания. (Слайд 5).

III. Тема урока. Правописание качественных, относительных и притяжательных имён прилагательных.

Эпиграф урока (Слайд 6)

Здесь, в зарослях лесных,
Где всё нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и деревьях целительная сила –
Для всех, умеющих
Их тайну разгадать.

План урока (Слайд 7)

Сегодня на уроке мы вспомним всё, что знаем об имени прилагательном, но и откроем для себя что-то ещё новое. Ответьте на вопросы:

  1. Что обозначает имя прилагательное?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. С какой частью речи согласуется?
  4. Как изменяется?
  5. Каким членом предложения является?
  6. Какие разряды имеет?

Словарная работа. (индивидуальные карточки) (Слайд 8) .

Лес не только для нашей забавы,
Он – б …гатство с…ветской страны.
Все д …ревья в нём, яг…ды, травы
Нам на пользу, друзья взращены.
А уж сколько …рехов и яг…д,
Так пожалуй считать – не сочтёшь,
Сер…цу любо, коль знаешь, что за го…
В с…сняк… разрослась м. л…дё… .

Почему автор стихотворения говорит:

«Лес не только для нашей забавы.
Он богатство нашей страны»?

Дети: Потому что лес даёт человеку много грибов, ягод, кислорода, дерева.

Самопроверка. (Слайд 9).

Проверьте свою работу.

Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство советской страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья взращены.
А уж сколько орехов и ягод,
Так пожалуй считать – не сочтёшь,
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодёжь.

Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных (Слайд 10).

Задание: образуйте от данных существительных имена прилагательные, определите их род, разряд. Разберите по составу два прилагательных на выбор.

Читайте также:  Разряды прилагательных 6 класс ладыженская

Образец: квас из рябины – рябиновый квас.

  • Морс из клюквы –
  • Веник из берёзы –
  • Посуда из бересты –
  • Лист осины –
  • Ложка из дерева –
  • Масло из пихты –

Вспомните суффиксы, при помощи которых образуются относительные имена прилагательные (Слайд 11).

Вспомни!

  1. Суффиксы -ин-, — ан-, -ян-.Исключение: оловянный, стеклянный, деревянный.
  2. -нн- Каменный

(в это время несколько ребят работают с аналогичным заданием по карточкам).

Карточка 1

Составь словосочетания по образцу. Выдели суффикс.

  • Свитер из шерсти –
  • Замок из железа –
  • Дождь весной –
  • Пирог из капусты –
  • Погода осенью –

Самопроверка (Слайд 12)

  • Морс из клюквы – клюквенный морс
  • Посуда из бересты – берестяная посуда
  • Ложка из дерева – деревянная ложка
  • Веник из берёзы – берёзовый веник
  • Лист осины – осиновый лист
  • Масло из пихты – пихтовое масло

Проблемная задача. Можно ли к этим словосочетаниям подобрать ещё качественное имя прилагательное? Будут ли эти прилагательные однородными членами предложения? (Слайд 13).

Почему между качественными и относительными именами прилагательными запятая не ставится? (Слайд 14).

На каком месте должны стоять относительное и качественное прилагательное, если они относятся к одному существительному?

Физкультминутка (Слайд 15)

IV. Работа в печатной тетради.

(Слайд 16) – стр. 39, упр. 3.

V. Составьте предложение.

Из данных слов составьте и запишите предложение, помните на каком месте стоит качественное прилагательное, а не каком притяжательное.

Солнце, над лесом, поднимается, летнее, густым, утром, горячее.

Дети: Утром над густым лесом поднимается горячее летнее солнце.

VI. Закрепление.

Выборочное письмо (выберите прилагательное плюс существительное. Определите разряд, придумайте прилагательное другого разряда (Слайд 18)

(Звучит магнитофонная запись «Отчего так в России берёзы шумят» , выходит девочка , одетая в костюм «берёзки», читает стихотворение)

Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей.
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречаю горячее лето
Я на опушке лесной.
(В. Рождественский)

Работа с сигнальными карточками, работа по вариантам. (Слайд 19)

1 вариант: спишите слова левого столбика, в скобках укажите разряд,

2 вариант: слова правого столбика, приготовьте сигнальные карточки.

Просигнальте. И проверьте свою работу. (Слайд 20)

Определение падежа. (Запишите предложение – на выбор. Разберите по членам предложения, определите падеж прилагательных (Слайд 21).

  1. Ласковое весеннее солнце согревает всё кругом.
  2. Стройные белоствольные берёзы росли на поляне.
  3. Ребята спрятались от жары в тенистом берёзовом лесу.

VII. Работа в парах.

Ответьте на вопросы (Слайд 22)

VIII. Творческая работа в группах.

К данным предметам: дом, роза, шляпа, карандаши, лев, стол, шары придумайте качественное и относительное имена прилагательные, например: дорога

Длинная асфальтированная дорога
Короткая просёлочная дорога

X. Итог урока.

(Слайд 25). О чём сегодня вспоминали?

  1. Что обозначает имя прилагательное?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. С какой частью речи согласуется?
  4. Как изменяется?
  5. Каким членом предложения является?
  6. Какие разряды имеет?

А что нового узнали?

XI. Домашнее задание.

работа в печатной тетради №2, стр. 45 упр. 1 или стр. 47 упр. 7 (по выбору) (Слайд 26).

Источник