Меню

Притяжательные прилагательные контрольная 6 класс



Контрольная работа по русскому языку по теме «Имя прилагательное». 6-й класс (по учебному комплексу В.В. Бабайцевой)

Класс: 6

Контрольная работа

I вариант

1. Спишите. Определите разряд прилагательных.

Синий, стеклянный, лисий, бродячий, правдивый, кленовый, молчаливый, речевой.

2. Спишите. Сделайте разбор по составу.

Часовой, сестрин, лимонный.

3. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму графически.

Морж…вый, ключ…вой, сургуч…вый, реч…вой, парч…вый, ситц…вый, еж…вый.

4. Образуйте от существительных прилагательные, выделяя корни и суффиксы.

Мужество, дерево, лошадь, длина, искусство, стекло, утро.

5. Запишите прилагательные в два столбика:

а) с одной Н; б) с двумя Н. Выделите суффиксы.

Весе(н, нн)ий, экстре(н, нн)ый, анте(н, нн)ый, письме(н, нн)ый, гуси(н, нн)ый, серебря(н, нн)ый, жизне(н, нн)ый, ястреби(н, нн)ый, оловя(н, нн)ый.

6. Спишите, раскрывая скобки. Объясните орфограмму “НЕ с прилагательными”.

(Не)злой человек; (не)лепый поступок; (не)вежливый ученик; (не)высокий, а низкий берег; (не)богатая коллекция.

7. Спишите, раскрывая скобки. Объясните орфограмму.

(Красно)щекий, (светло)синий, (средне)европейский, (юго)западный, (южно)русский, (железно)дорожный.

8. Синтаксический разбор предложения и морфологический разбор прилагательных.

У границы вечных 3 снегов только тощий мох напоминает о полярных 3 странах.

II вариант

1. Спишите. Определите разряд прилагательных.

Красный, деревянный, медвежий, воздушный, скоростной, счастливый, центральный, словарный.

2. Спишите. Сделайте разбор по составу.

Визгливый, отцов (галстук), конный.

3. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму графически.

Кварц…вый, образц…вый, ключ…вой, лиц…вой, кумач…вый, холщ…вый, сторож…вой.

4. Образуйте от существительных прилагательные, выделяя корни и суффиксы.

Революция, туман, серебро, глина, карман, станция, осень.

5. Запишите прилагательные в два столбика:

а) с одной Н; б) с двумя Н. Выделите суффиксы.

Ран(н, нн)ий, песе(н, нн)ый, баше(н, нн)ый, увере(н, нн)ый, кожа(н, нн)ый, журавли(н, нн)ый, многочисле(н, нн)ый, соколи(н, нн)ый, стекля(н, нн)ый.

6. Спишите, раскрывая скобки. Объясните орфограмму “НЕ с прилагательными”.

(Не)верный путь; (не)настный день; (не)вежественный ученик; (не)радостное, а печальное событие; (не)серьезное отношение.

7. Спишите, раскрывая скобки. Объясните орфограмму.

(Шахматно)шашечный, (средне)азиатский, (сине)зеленый, (северо)восточный, (ярко)зеленый, (машино)строительный.

8. Синтаксический разбор предложения и морфологический разбор прилагательных.

Молодые 3 отпрыски окружали своими тонкими 3 стебельками почерневшие пни.

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Перечень вопросов по теме

1. Способы образования притяжательных прилагательных.

2. Переход притяжательных прилагательных в качественные и относительные.

3. Употребление притяжательных прилагательных в составе фразеологизмов и научных терминов.

4. Синтаксическая роль прилагательных в предложении.

5. Типы словосочетаний с притяжательными прилагательными.

6. Особенности образования притяжательных прилагательных от имён собственных.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Имена прилагательные изменяются по числам и падежам, а в единственном числе и по родам. Имена прилагательные могут иметь краткую форму. В предложении имена прилагательные выполняют функцию определений и сказуемых.

Разряды прилагательных – три категории прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные – разряд прилагательных, обозначающих качества человека и свойства предметов, которые могут быть в большей или меньшей степени.

Относительные прилагательные – один из разрядов прилагательных, обозначающих материал, из которого состоит предмет, пространственные, временны́е признаки, то есть те признаки, которые не могут проявляться в предмете в большей или меньшей степени.

Притяжательные прилагательные – один из разрядов прилагательных, обозначающих принадлежность предмета животному или человеку.

Паронимы – слова, близкие по написанию и звучанию, но различные по значению и употреблению в контексте предложения.

Фразеологизм – устойчивое сочетание слов.

Эпитет – образное определение, основанное на переносе значения. Средство художественной выразительности.

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 2. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 14-15, 192 с.

1. Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-Пресс, 2016. – 256 с.

2. Вартаньян Э. А., Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982. – 122 с.

3. Александрова З. Е., Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1989 – 568 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Грамматические словари. Информационно-образовательный портал Грамота.ру http://slovari.gramota.ru/slovari/types/17_5 (Дата обращения 14.06.2019)

Читайте также:  Образовать прилагательное от существительного корень

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета какому-то лицу или животному.

Они отвечают на вопросы: «чей?», «чья?», «чьё?», «чьи?».

Суффиксы притяжательных прилагательных: -ОВ-, -ЕВ-, -ИН-, -ЫН-, — ИЙ-.

Притяжательные прилагательные мужского рода в именительном и винительном падежах в единственном числе имеют нулевое окончание.

Притяжательные прилагательные женского и среднего рода в единственном числе в форме именительного и винительного падежей имеют окончания кратких прилагательных.

И. п. – овечья, мамина; овечье, мамино;

В. п. – овечью, мамину; овечье, мамино.

Притяжательные прилагательные во множественном числе в форме именительного и винительного падежей имеют окончания кратких прилагательных.

И. п. – овечьи, мамины;

В. п. – овечьи, мамины.

Во всех остальных падежах притяжательные прилагательные склоняются также, как и качественные и относительные прилагательные.

В предложении притяжательные прилагательные являются определениями. В отличие от качественных прилагательных не могут быть сказуемыми.

На зимнем снегу охотник увидел множество звериных следов.

Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд качественных, если используются в переносном значении обозначают качества человека.

При этом они не образовывают степени сравнения и краткой формы.

Притяжательные прилагательные не имеют антонимов, не образуют степеней сравнения, не сочетаются со словом очень.

Притяжательные прилагательные, обозначающие принадлежность именам собственным, пишутся с большой буквы. Притяжательные прилагательные, обозначающие принадлежность именам нарицательным, пишутся с маленькой буквы: птичий, Ванин, волчий, Сашин.

Некоторые притяжательные прилагательные, обозначающие устойчивые сочетания, в которых есть упоминание собственных имён, пишутся с маленькой буквы: ахиллесова пята – уязвимое место.

Примеры перехода относительных и притяжательных прилагательных в качественные:

волчий аппетит (очень сильный)

лисьи слова (льстивые)

медвежья хватка (сильная)

стеклянные глаза (безразличный)

стальные мышцы (крепкие)

каменное лицо (без эмоций)

янтарный блеск (яркий)

малиновый плащ (цвета малины)

золотые руки (умелые)

львиная доля (большая)

черепаший шаг (медленный)

Эти качественные прилагательные не имеют антонимов, не образуют краткой формы и степени сравнения.

Примеры тренировочных заданий

Подстановка элементов в пропуски в таблице

Распределите прилагательные на три разряда (качественные, относительные, притяжательные).

соломенная шляпка, медвежья хватка, птичий полёт, крокодилова кожа, заячий тулуп, павлинье перо, лисий характер, заячьи следы, черепаший шаг, лисий воротник, орлиные когти, охотничий рюкзак, слоновая кость, волчий аппетит, ежовые рукавицы

Качественные Относительные Притяжательные

медвежья хватка/ соломенная шляпка/ охотничий рюкзак

лисий характер/ крокодилова кожа/ птичий полёт

черепаший шаг / заячий тулуп/ павлинье перо

волчий аппетит/ лисий воротник/ заячьи следы

ежовые рукавицы/ слоновая кость/ орлиные когти

Вставьте во фразеологизмы нужные притяжательные прилагательные.

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

Этот человек оказал нам ______ услугу.

Не стоит заниматься _______ трудом.

После неудачи не нужно проливать _____________ слёзы.

Выступление артиста было его __________ песней.

Гостья была одета словно ворона в ____________ перьях.

Документ был ________ пятой.

Этот человек оказал нам медвежью услугу.

Не стоит заниматься сизифовым трудом.

После неудачи не нужно проливать крокодиловы слёзы.

Выступление артиста было его лебединой песней.

Гостья была одета словно ворона в павлиньих перьях.

Источник

Тесты по русскому языку 6 класс Тест 42 Притяжательные прилагательные

Данный материал полезен при организации контроля знаний учащихся

Просмотр содержимого документа
«Тесты по русскому языку 6 класс Тест 42 Притяжательные прилагательные»

Автор: ©2018, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru

При участии проекта http://videouroki.net

Укажите, где правда, а где ложь.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ притяжательные прилагательные указывают на принадлежность предмета

__ притяжательные прилагательные образуют степени сравнения и краткую форму

__ притяжательные прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

__ притяжательные прилагательные образуются при помощи суффиксов

Выберите притяжательное прилагательное.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

Выберите прилагательное, которое не является притяжательным.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

Выберите суффиксы, при помощи которых образуются притяжательные прилагательные.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

Укажите, где правда, а где ложь.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ притяжательные прилагательные могут изменяться по родам, числам и падежам

__ притяжательные прилагательные мужского рода в И. п. и В. п. имеют окончание -ий

Читайте также:  Степени сравнения качественных прилагательных в немецком языке

__ притяжательные прилагательные женского рода в И. п. и В. п имеют окончания кратких прилагательных

__ в слове волчье в букве е заключены и суффикс, и окончание

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

Выберите словосочетания с притяжательными прилагательными.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) уральские пельмени

2) африканская жара

3) гномье золото

4) вражеский солдат

5) драконий огонь

Выберите пословицы и поговорки с притяжательными прилагательными.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Нет тяжеле на свете – зубной болести да девичьей сухоты.

2) Городское телятко умнее деревенского дитятки.

3) Спесь дворянская, а ум крестьянский.

4) Кумушкины слезки на базаре дешевы.

5) Бодливой корове бог рог не дает.

Ребята определяли разряды прилагательных и заспорили из-за предложения «Барыня надела лисью шубу».

– Это качественное прилагательное, – сказал Олег. – Оно ведь обозначает качество шубы.

– Нет, это прилагательное притяжательное! – ответила Глаша. – Ведь у слова «лисий» есть нужный нам суффикс -ий.

– По-моему, это прилагательное относительное, – возразил Костя. – Ведь речь идёт о шубе, которая сделана из лисы. Значит, здесь это прилагательное показывает отношение к материалу.

– Кажется, это вообще не прилагательное, – отозвалась Марина.

Кто из ребят прав?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

Источник

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ — КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

1. Найдите ошибочное суждение.

1) Имя прилагательное — знаменательная часть речи.

2) Качественные прилагательные обозначают свойства и качества предметов и явлений.

3) Относительные прилагательные отвечают на вопрос “чей?”.

4) Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность предмета лицу или животному.

2. Выделите словосочетание, в котором употреблено качественное прилагательное.

1) вишнёвый джем

2) короткая юбка

4) городская больница

3. Выделите словосочетание, в котором употреблено относительное прилагательное.

1) высокая температура

3) громкий голос

4) соломенная шляпка

4. Выделите словосочетание, в котором употреблено притяжательное прилагательное.

1) Олегова сестра

2) лесная поляна

3) уютная комната

4) спортивный костюм

5. Определите, в каком ответе дано прилагательное в составной форме сравнительной степени.

1) самый глубокий

3) менее глубокий

4) наиболее глубокий

6. Определите, в каком ответе дано прилагательное в простой форме превосходной степени.

7. Как изменяются полные прилагательные?

1) только по падежам

2) только по числам и падежам

3) по падежам, числам и в единственном числе по родам

4) только по падежам и родам

8. Какое прилагательное образовано приставочным способом?

9. Какое прилагательное образовано суффиксальным способом?

10. Какое прилагательное образовано приставочно-суффиксальным способом?

11. Какое сложное прилагательное образовано сложением основ с одновременным прибавлением суффикса?

12. В каком варианте ответа в словообразовательной цепочке допущена ошибка?

1) боль → болезнь → болезненный

2) молодой → молодёжь → молодёжный

3) киснуть → кислый → кисленький

4) библиотека → библиотекарь → библиотекарский

13. Раскройте скобки. В каком варианте ответа оба прилагательных пишутся через дефис?

1) (светло) коричневый, (градо) строительный

2) (северо) восточный, (широко) экранный

3) (русско) немецкий, (солнце) защитный

4) (мясо) молочный, (плодово) ягодный

14. Раскройте скобки. В каком ряду оба прилагательных пишутся с двумя н?

1) клюкве(н, нн)ый, соловьи(н, нн)ый

2) травя(н, нн)ой, станцио(н, нн)ый

3) карти(н, нн)ый, ю(н, нн)ый

4) име(н, нн)ой, стари(н, нн)ый

15. В каком значении употреблено выделенное прилагательное в приведённом ниже предложении?

Чтобы пройти к берегу озёр, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах.

2) очень важный, почётный

3) превышающий средний уровень

4) очень значительный

16. В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении?

1) сердечный приступ, сердечное письмо

2) круглый стол, круглый отличник

3) золотая брошь, золотое сердце

4) шёлковая трава, шёлковые волосы

17. В каком варианте ответа к прилагательному неправильно подобран синоним? Исправьте ошибку.

1) хитрый — лукавый

2) печальный — невесёлый

3) непристойный — неприличный

4) захолустный — далёкий

18. В каком варианте ответа к прилагательному неправильно подобран антоним? Исправьте ошибку.

Читайте также:  Разряды имен прилагательных упражнения русский язык

1) богатый — бедный

2) гладкий — шершавый

3) надземный — наземный

4) сухой — влажный

19. В каком варианте ответа неверно определено значение фразеологического оборота?

1) голова садовая — несообразительный, невнимательный человек

2) дамоклов меч — постоянно угрожающая опасность

3) (сулить) золотые горы — (обещать) слишком много

4) на рыбьем меху (о верхней одежде) — немодное

20. В каком варианте ответа в прилагательном неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1. Найдите ошибочное суждение.

1) Имена прилагательные обозначают признак предмета.

2) Качественные прилагательные могут иметь полную и краткую формы.

3) Относительные прилагательные могут иметь формы степеней сравнения.

4) Начальная форма прилагательных — форма именительного падежа, единственного числа, мужского рода.

2. Выделите словосочетание, в котором употреблено качественное прилагательное.

1) трамвайное управление

2) модное платье

3) шерстяной свитер

3. Выделите словосочетание, в котором употреблено относительное прилагательное.

3) низкий потолок

4) ученическая тетрадь

4. Выделите словосочетание, в котором употреблено притяжательное прилагательное.

1) удобная обувь

2) мамина подруга

3) куриный бульон

4) добрый человек

5. Определите, в каком ответе дано прилагательное в простой форме сравнительной степени.

6. Определите, в каком ответе дано прилагательное в составной форме превосходной степени.

7. Как изменяются краткие прилагательные?

1) только по падежам

2) только по числам и падежам

3) по числам и в единственном числе по родам

4) не изменяются

8. Какое прилагательное образовано приставочным способом?

9. Какое прилагательное образовано суффиксальным способом?

10. Какое прилагательное образовано приставочно-суффиксальным способом?

11. Какое сложное прилагательное образовано сложением основ с одновременным прибавлением суффикса?

12. В каком варианте ответа в словообразовательной цепочке допущена ошибка?

1) вода водяной водянистый

2) город пригород пригородный

3) вред вредитель вредительский

4) забыть забывать забывчивый

13. Раскройте скобки. В каком варианте ответа оба прилагательных пишутся слитно?

1) (юго) западный, (красно) речивый

2) (тёмно) зелёный, (вагоно) ремонтный

3) (кисло) молочный, (низко) рослый

4) (санкт) петербургский, (полно) правный

14. Раскройте скобки. В каком ряду оба прилагательных пишутся с двумя н?

1) бараба(н, нн)ый, кожа(н, нн)ый

2) гуси(н, нн)ый, пламе(н, нн)ый

3) пусты(н, нн)ый, операцио(н, нн)ый

4) румя(н, нн)ый, гума(н, нн)ый

15. В каком значении употреблено выделенное прилагательное в приведённом ниже предложении?

Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу.

3) нелепый, странный

16. В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении?

1) железная дисциплина, железный прут

2) тонкая работа, тонкий ум

3) ледяная глыба, ледяной взгляд

4) хрустальная ваза, хрустальный воздух

17. В каком варианте ответа к прилагательному неправильно подобран синоним?

1) грязный — нечистый

2) личный — персональный

3) проницательный — глазастый

4) снисходительный — нетребовательный

18. В каком варианте ответа к прилагательному неправильно подобран антоним?

1) натуральный — искусственный

2) великий — ничтожный

3) передовой — отсталый

4) полезный — ненужный

19. В каком варианте ответа неверно определено значение фразеологического оборота?

1) вавилонское столпотворение — полная неразбериха

2) коломенская верста — человек очень высокого роста

3) на руку нечист — склонен к склокам, дракам

4) вольный казак — свободный, независимый человек

20. В каком варианте ответа в прилагательном неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник