Меню

Притяжательные прилагательные образованные от названий животных



Поиск ответа

Всего найдено: 36

Вопрос № 304355

Здравствуйте! У меня большая рукопись и если в ней что-то переделывать прежде чем подавать в издательство, хочется быть уверенными, что все верно. Как правильно писать притяжательные прилаг ательные: например «он не отпускал танину руку»или «он оставил катину сумку» или «это была чисто антоновская хитрость» — «танину», «катину», «антоновская» — писать с большой или с маленькой буквы? Мне чисто зрительно большая буква мешает, осталось в памяти, что буква маленькая в этом случае, но, возможно, я ошибаюсь. Спасибо! Очень жду Вашего ответа! с уважением, Екатерина

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Танина рука, Катина сумка, антоновская хитрость.

Имена прилагательные, образованные от личных имен, фамилий, кличек при помощи суффиксов -ов (-ев) или -ин и обозначающие индивидуальную принадлежность, пишутся с прописной буквы, напр.: Рафаэлева Мадонна, Шекспировы трагедии, Гегелева «Логика», Далев словарь, Иваново детство, Танина книга, Муркины котята.

Имена прилагательные, образованные от личных имен и фамилий при помощи суффиксов -ск-, -овск- (-евск-), -инск-, пишутся со строчной буквы, напр.: далевский словарь, дарвиновское учение, бетховенская соната, шекспировские трагедии, пришвинская проза, пушкинская гармония, суворовские традиции.

Подробнее читайте в справочнике Д. Э. Розенталя или справочнике под ред. В. В. Лопатина.

Добрый день. Правильно ли я утверждаю? Частица НЕ с прилагательными, которые перешли из разряда притяжательных в разряд относительных или качественных, все равно пишется раздельно. Например: не медвежья услуга — качественное, не медвежья лапа — притяжательное. Правило гласит о том, что НЕ с качественными прил., обозначающими цвет, пишется раздельно. А как быть с переходящими прилагательными? С уважением, Светлана.

Ответ справочной службы русского языка

Ваше утверждение верно: притяжательные прилаг ательные пишутся раздельно с НЕ, даже если они употребляются в переносном значении.

Здравствуйте! Как правильно писать притяжательные прилаг ательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Танечкин мяч. или Таничкин мяч.

Ответ справочной службы русского языка

Уменьшительно-ласкательная форма имени: Танечка. Поэтому верно: Танечкин мяч.

Предложение: Более того, ближнее расположение «Афимолл-Сити», «Филиона» и «Горбушкина двора» Вопрос: правильно «Горбушкина» или «Горбушкиного»

Ответ справочной службы русского языка

Притяжательные прилаг ательные с суффиксами —ин- (мам-ин) и —ов- (отц-ов) имеют субстантивные окончания в И. п. и В. п.; кроме того в Р. п. и Д. п. единственного числа мужского и среднего рода они имеют вариативные окончания (правда, адъективные окончания употребляются чаще, чем субстантивные):

Добрый день. Как написать правильно: (чей?) Владин (Владын), Лидин (Лидын) (имена Влада, Лида)?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Владин, Лидин. Суффикс —ын образует притяжательные прилаг ательные от существительных с основой на , например: курицын.

Добрый день, уважаемые сотрудники GRAMOTA.RU Я прекарсно понимаю, что вы очень загружены. Но не могли бы вы всё же ответить на мой вопрос (я задававла его несколько раз) относительно правильности написания ЭйфелевА или ЭйфелевАЯ башня? Была бы также признательна за разъяснение, почему именно такой вариант. Большое спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Эйфелева башня. Прилагательное образовано от фамилии Эйфель с помощью суффикса -ев. В русском языке притяжательные прилаг ательные, образованные таким образом, в форме женского рода единственного числа имеют окончание —а, например: Далев словарь – Далева внучка (от фамилии Даль), государев указ – государева служба.

Здравствуйте! разъясните, пожалуйста, с какой буквы — заглавной или прописной писать притяжательные прилаг ательные в словосочетаниях: алькин голос, стёпкино любопытство, женькины глаза. Заранее благодарю за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Заглавная и прописная буква – это одно и то же. Это большая буква. Маленькая буква – строчная.

Правила таковы: имена прилагательные, обозначающие индивидуальную принадлежность, пишутся с прописной буквы, если они образованы от собственных имён при помощи суффикса -ов (-ев) или -ин: А лькин голос, Стёпкино любопытство, Женькины глаза (в составе фразеологических оборотов такие прилагательные пишутся со строчной буквы: ахиллесова пята, сидорова коза). Если же соответствующие прилагательные имеют в своём составе суффикс -ск-, они пишутся со строчной буквы: пушкинские стихи, петровские преобразования, булгаковский стиль.

Срочно! Как правильно — к ТатьянинУ дню или к ТатьянинОМУ дню?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: к Татьянину дню (о празднике 25 января), но к Татьяниному дню рождения.

Притяжательные прилаг ательные на -ин, -нин в современном русском языке склоняются по так называемому местоименному склонению (его первой разновидности), т. е. как местоимение мой: моего – Татьяниного, моему – Татьяниному и т. д. Однако за прилагательными, входящими в состав географических названий, наименований местностей, названий растений и цветов, а также за прилагательными, входящими в состав устойчивых сочетаний, закрепилось притяжательное склонение. В форме род. падежа оно имеет окончание (отцова сапога, тришкина кафтана, Татьянина дня) и в дат. падеже – окончание -у (отцову сапогу, тришкину кафтану, Татьянину дню).

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно написать: КОШАЧЬИ КОГТИ или КОШАЧИ КОГТИ. Каким правилом тут нужно руководствоваться? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Притяжательные прилаг ательные на -чий во множественном числе и косвенных падежах пишутся с мягким знаком: кошачьи, кошачьего.

Добрый день! Скажите, пожалуйста, существует ли в русской грамматике такое понятие, как притяжательный падеж? С коллегой возник спор: она утверждает, что «собачкин дом», «мамино пальто» — это неверные варианты, правильно говорить «дом собачки» и «пальто мамы», с чем я не согласна. Кто из нас прав? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Притяжательного падежа в русском языке нет, но есть притяжательные прилаг ательные – прилагательные, обозначающие принадлежность предмета определенному лицу или животному. Это и есть такие слова, как собачкин, кошкин, мамин, отцов и т. д. Сочетания собачкин дом, мамино пальто правильны.

Подскажите, пожалуйста, какое окончание будет верным при склонении в родительном падеже названия «Татьянин родник»? Например, «Провели реконструкцию Татьяниного родника» — это верно? Вышел спор с руководителем, который настаивает на написании «Провели реконструкцию Татьянина родника», что вызывает у меня огромные сомнения.

Ответ справочной службы русского языка

Имена прилагательные с суф. — ин, -ын , имеющие значение «принадлежащий тому, кто назван мотивирующим словом», называются притяжательными. Это такие слова, как мамин , сестрин , материн , бабушкин , ведьмин , дядин ; Иринин , Татьянин , Володин , Колин и т. д.

Такие притяжательные прилаг ательные в русском языке могут изменяться двояким образом – по местоименному склонению и по притяжательному склонению.

Читайте также:  Предложение о море с прилагательными

Большая часть притяжательных прилагательных с основой на — ин , — нин изменяется по местоименному склонению, образуя формы родительного и дательного падежа ед. числа мужского и среднего рода с помощью падежных окончаний прилагательных, а не существительных. То есть: мамин день рождения – до маминого дня рождения, к маминому дню рождения; Танин брат – Таниного брата, к Таниному брату.

Но такие прилагательные могут изменяться и по притяжательному склонению: до мамина дня рождения, к Танину брату. Грамматически эти формы верны, но они уходят из языка. «Образование падежных форм у притяжательных прилагательных на — ин , — нин по притяжательному склонению является устаревшим, – отмечает академическая «Русская грамматика» (М., 1980). – Оно закрепилось за прилагательными, входящими в состав географических названий, наименований местностей, названий растений и цветов: Канин Нос (название полуострова); Машкин верх (Л. Толст.); венерин башмачок (растение); а также за прилагательными, входящими в состав устойчивых сочетаний: шемякин суд , тришкин кафтан , сюда же устар. ильин день , фомин понедельник , троицын день ».

Итак, в свободных сочетаниях правильно: до маминого дня рождения, к Таниному брату (предпочтительный вариант) и до мамина дня рождения, к Танину брату (грамматически верное, но устаревшее употребление). Но: реконструкция Татьянина родника (прилагательное в составе названия), также: тришкина кафтана, шемякина суда (устойчивые выражения).

Подробнее о склонении притяжательных прилагательных см. в «Русской грамматике».

На вопрос «Как склонять название город/поселок Щучье?» грамота.ру дает два противоположных ответа:

1. Вопрос № 258136 — Склоняется как прилагательное: Щучьего, Щучьему.
2. Вопрос № 228862 — Верно: _жители Щучья и Лебяжья_.

Так как же склонять топонимы, происходящие от прилагательного, как существительное или как прилагательное?

Если можно, на примере 10 характерных названий:
Бабье
Баранье
Белобережье
Гремячье
Казачье
Крючье
Лебяжье
Малинье
Охотничье
Щучье

Ответ справочной службы русского языка

Если названия совпадают по форме с притяжательными прилагательными, то они склоняются как притяжательные прилаг ательные: жители Щучьего и Лебяжьего . В ответе на вопрос № 228862 ошибка, исправили.

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, ПАТРИАРШИЙ в родительном, дательном падежах: патриаршЬЕГО, патриаршЬЕМУ или патриаршЕГО, патриаршЕМУ. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно без мягкого знака: патриаршего, патриаршему . Теперь разберемся, почему так.

Прилагательное патриарший в начальной форме выглядит как притяжательное прилагательное, отвечающее на вопрос «чей?» и оканчивающееся на -ий (-jeго), ср.: лисий — лисьего, пастуший — пастушьего, черепаший — черепашьего, птичий — птичьего, человечий — человечьего, монаший — монашьего, помещичий — помещичьего, скомороший — скоморошьего и т. д. Такие слова склоняются по особому (местоименному) склонению, в них пишется разделительный мягкий знак.

Однако слова монарший и патриарший склоняются не по местоименному, а по адъективному склонению, то есть как прилагательные хороший (хорошего), святейший (святейшего), усопший (усопшего), больший (большего), августейший (августейшего) и т. п. В таких словах разделительный мягкий знак не пишется.

По этой причине правильно: патриаршее (не патриаршье ) благословение, патриаршая (не патриаршья ) ризница , Патриаршие (не Патриаршьи ) пруды . И, соответственно: монаршее, монаршая, монаршие .

«Русская грамматика» (под ред. Н. Ю. Шведовой, М., 1980) указывает: » Притяжательные прилаг ательные орлий (устар.), отчий , монарший и патриарший , основа которых оканчивается на группу согласных (- ий – флексия им. п. ед. ч. муж. р.), изменяются по мягкой разновидности адъективного склонения. Образование от притяжат. прил. монарший , патриарший падежных форм по типу притяжат. прил. соболий , пастуший , волчий для современного языка ненормативно» . При этом «у писателей XIX в. встречается образование форм косвенных падежей притяжательных прилагательных женского рода с шипящей согласной перед |j| ( казачья , разбойничья ) по образцу изменения местоимен. прил. наш , ваш (см. ниже) без |j| в конце основы: Ты не издохнешь от удара Казачей сабли (Пушк.); Не для разбойничей потехи Так рано съехались адехи На двор Гасуба старика (Пушк.); Парень был Ванюха ражий , Рослый человек , – Не поддайся силе вражей , Жил бы долгий век (Некр.) (для современного языка нормативны формы казачьей , разбойничьей , вражьей )».

Итак, различается написание слов: монашьего — патриаршего; монашье — патриаршее; монашья — патриаршая; монашьи — патриаршие .

Добрый день. Скажите, пожалуйста, прописную или строчную букву следует использовать в таких случаях: «амбар Ивана — *иванов амбар», «овин Фёдора — *фёдоров овин»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Притяжательные прилаг ательные, образованные от личных имен, пишутся с большой буквы.

Добрый день.
Скажите, пожалуйста, какое можно придумать словосочетание по схеме притяжательное прил. + сущ. с существительным _спортсмен_?
Являются ли притяжательными прилагательные в словосочетаниях _бабушкин врач_, _папин начальник_?
Смущает то, что притяжательные прилаг ательные обозначают принадлежность предмета какому-либо человеку (или животному). Какой вопрос лучше задать к прилагательным в этих словосочетаниях : какой? или чей?
Заранее благодарю за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Бабушкин и папин (чей?) — это притяжательные прилаг ательные. А вот «чей-либо спортсмен» звучит странно.

Источник

Конспект занятия по употреблению притяжательных прилагательных на основе лексической темы «Дикие животные»

Дарья Янченко
Конспект занятия по употреблению притяжательных прилагательных на основе лексической темы «Дикие животные»

Читайте также:  Правило прилагательное плюс существительное

Подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема занятия:

Употребление притяжательных прилагательных

на основе лексической темы «Дикие животные»

— совершенствование грамматического строя речи через употребление притяжательных прилагательных.

— уточнять и актуализировать словарный запас по лексической теме

— совершенствовать грамматический строй речи через образование названий детенышей, образование названий диких животных мужского и женского рода, через употребление притяжательных прилагательных.

— развивать диалогическую речь посредством ответов на вопросы

— развивать зрительное внимание (упражнения с кольцами луллия, поиск картинок с изображением детенышей) и восприятие (дорисуй портрет животного, собери животное)

— развивать тактильное восприятие через упражнение с сухим бассейном

— развивать мелкую моторику через упражнение дорисуй портрет животного

— воспитывать мотивацию к обучению, нравственные качества (уважительное отношение друг к другу, желание помочь)

— картинки с изображением диких животных, картинки с изображением детенышей диких животных.

— кольца луллия (дикие животные, жилища диких животных)

— изображения диких животных с отсутствием одной из частей тела

— разрезные картинки диких животных

Предварительная работа (проводилась совместно с воспитателями):

— обучение правилам игры с кольцами луллия

— формирование представлений о диких животных

— упражнения с сухим бассейном

— формирование умения образовывать название детенышей диких животных

1. Организационный момент.

(создание эмоционального положительного фона, уточнение и активизация предметного словаря по теме, развитие диалогической речи через ответы на вопросы, развитие тактильного восприятия, сообщение темы занятия)

Логопед: Подойдите к сухому бассейну и опустите в него руки. Найдите по одному предмету.

Дети выполняют задание.

Логопед: Посмотрите внимательно на те фигурки, которые вы нашли.

Ваня, кто у тебя?Начни со слов: «У меня…»

Ваня: У меня волк.

Логопед: А все вместе ваши фигурки – кто это?

Дети: Дикие животные.

Логопед: Почему их называют дикими животными?

Дети: Они живут в лесу, сами строят себе жильё, сами себе добывают пищу.

Логопед: Ребята, как по-другому можно назвать диких животных?

Логопед: Сегодня мы с вами будем говорить о диких животных, будем учиться правильно называть семью, жилье и части тела каждого животного.

II Обучающий этап.

(совершенствование лексико-грамматического строя речи, через образование названий детенышей диких животных, через образование названий диких животных женского и мужского рода, через обучение употребления притяжательных прилагательных; развитие диалогической речи через ответы на вопросы, развитие зрительного внимания, развитие слухового внимания и памяти)

Логопед: Ребята у зверей случилось несчастье. Взрослые животные потеряли своих детенышей и теперь не могут их найти. Давайте поможем им. Найдите картинки с изображением детенышей. Поставьте их рядом со своими родителями.

(Дети ищут картинки животных по всему периметру рабочей зоны группы)

Логопед: Ребята, вы молодцы. Нашли всех детенышей. А теперь давайте присядем на стульчики и вспомним, как называют каждое животное.Например: (логопед показывает на верхний ряд) лось, лосиха, лосенок.

Вика, теперь попробуй ты. Назови животных, которые стоят на второй полочке.

Вика: Еж, ежиха, ежонок И т. д. с каждым ребенком.

Логопед: Молодцы, вы все очень старались.А теперь послушайте меня внимательно: я скажу как можно назвать семью каждого животного.

Семья лося – чья семья? – лосинная семья

Семья ежа – чья семья? – ежинная семья

Семья медведя – чья семья? – медвежья семья

Семья зайца – чья семья? – заячья семья

Семья лса – чья семья? – лисья семья

А теперь давайте повторим все вместе

Семья лося – чья семья? – лосинная семья

Семья ежа – чья семья? – ежинная семья

Семья медведя – чья семья? – медвежья семья

Семья зайца – чья семья? – заячья семья

Семья лиса – чья семья? – лисья семья

Вика как можно назвать семью лиса? Начни со слов Семья лиса….

Вика: семья лиса – лисья семья.

Выполнение движений под музыку в соответствии с текстом:

Мы по прыг, прыг, попрыгаем,

Прыг, прыг, прыг, попрыгаем,

Чтобы лень стряхнуть.

Мы ножкой дрыг, дрыг, подрыгаем,

Дрыг, дрыг, дрыг, подрыгаем,

Чтобы лень стряхнуть.

И нам пора, поразевать,

Рот пора, поразевать,

Чтоб лень напугать.

3. Найди жилище животного (совершенствование лексико-грамматического через обучение употребления притяжательных прилагательных, развитие диалогической речи через ответы на вопросы, развитие зрительного внимания, развитие слухового внимания и памяти)

Логопед: Ребята, на столах стоит всем вам знакомая игра. С ее помощью каждый из вас постарается найти жилище для своего животного. Животное изображено у вас в правом окошечке. В левом окошечке вы найдете для этого животного жилище.

Читайте также:  Подобрать синонимы к прилагательным огромный

Дети выполняют задание.

Дима – какое у тебя животное? Начни со слов У меня ….

Дима: У меня белка.

Где живет белка?

Дима: Белка живет в дупле.

Логопед: Молодцы, вы все очень старались.А теперь послушайте меня внимательно: я скажу, как можно назвать жилище каждого животного.

Дупло белки — чье дупло? – беличье дупло

Нора лисы – чья нора? – лисья нора

Берлога медведя – чья берлога? – медвежья берлога

Логово волка – чье логово? – волчье логово

А теперь давайте повторим все вместе:

Дупло белки — чье дупло? – беличье дупло

Нора лисы – чья нора? – лисья нора

Берлога медведя – чья берлога? – медвежья берлога

Логово волка – чье логово? – волчье логово

Ваня, нора лисы — чья нора?Начни со слов: Нора лисы.

Ваня: Нора лисы – лисья нора.

4. Дорисуй части тела животного (совершенствование лексико-грамматического строя речи, через обучение употребления притяжательных прилагательных, развитие диалогической речи через ответы на вопросы, развитие мелкой моторики, развитие зрительного восприятия, развитие слухового внимания и памяти).

Логопед: Ребята, сейчас я вам раздам портреты животных. Художник, который их рисовал, был не внимательным. Поэтому у каждого животного не хватает какой — то части тела. Исправите ошибку художника. Дорисуйте своему животному часть тела.

Дети выполняют задание.

Логопед: Молодцы вы все постарались. Давайте теперь посмотрим, какие части тела дорисовал каждый из вас.

Ваня, что ты дорисовал корове? Начни со слов я дорисовал, следи за произношением звуков.

Ваня: Я дорисовал белке хвост. И т. д.

Логопед: Молодцы, вы все очень старались.А теперь послушайте меня внимательно: я скажу как можно назвать части тела каждого животного.

Уши зайца — чьи уши? – заячьи уши.

Хвост белки – чей хвост? – беличий хвост.

Лапы медведя – чьи лапы? – медвежьи лапы

Морда лисы – чья морда? – лисья морда

А теперь давайте повторим все вместе.

Уши зайца — чьи уши? – заячьи уши.

Хвост белки – чей хвост? – беличий хвост.

Лапы медведя – чьи лапы? – медвежьи лапы

Морда лисы – чья морда? – лисья морда

Регина, Уши зайца — чьи уши? Начни со слов уши зайца. Следи за звуками.

Регина: Уши зайца – заячьи уши.

III Этап закрепления.

1. Собери животное (совершенствование лексико-грамматического строя речи, через употребление притяжательных прилагательных,

развитие диалогической речи через ответы на вопросы, развитие зрительного восприятия)

Логопед: Сейчас я вам раздам части животных. Вы из них должны собрать целое животное.

Дети выполняют задание.

Логопед: Ребята, внимательно посмотрите на своих животных, какой части тела ему не хватает? Скажите какая часть тела вам нужна, назовите ее, так как я вас учила.Начинайте свой ответ со слов: Мне нужна…

Вика: Мне нужна лапа медведя.

Логопед: А как можно назвать лапу медведя… Лапа медведя – чья лапа?

Вика: медвежья лапа

Логопед: Значит тебе нужна? …

Вика: Мне нужна медвежья лапа и т. д.

6. Итог занятия.

Логопед: ребята становитесь в круг, а я встану в центре. Я буду кидать вам мяч и назвать слово, а вы придумывайте сочетание с этим словом

лисья, заячьи, волчий….,

Ребенок: кошачья лапа. И т. д.

Логопед: Вы все сегодня были молодцы на занятии, я вами горжусь.

Фотоотчёт о работе за неделю по лексической теме «Дикие животные» Фотоотчет о проделанной работе за неделю по лексической теме «Дикие животные». Воспитатель подготовительной группы Бондаренко Светлана Борисовна.

Конспект занятия «Звук [н] и буква н» в рамках изучения лексической темы «Дикие животные» Грамматическая тема: Звук и буква Н Лексическая тема: Дикие животные. Цель: Закрепить знание буквы и звука Н ; — Узнавать графический образ.

Картотека игр-заданий по лексической теме «Дикие животные» 1. «Назови лаского» Белка-белочка. Медведь-… Лиса-… Заяц-… Волк-… Еж-… 2. «Сосчитай до пяти» Один волк-два волка, … Одна лапа-… Один лось-….

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Путешествие в весенний лес» по лексической теме «Дикие животные» Тема: «Путешествие в весенний лес» Цель: развитие лексико-грамматических компонентов речи по лексической теме «Дикие животные» Задачи:.

Конспект НОД по рисованию «Домашний кот» в рамках лексической темы «Домашние животные» Конспект НОД по рисованию «Домашний кот» (лексическая тема «Домашние животные») в старшей группе компенсирующей направленности Цель: формировать.

Конспект занятия по ФЭМП для детей старшей группы по лексической теме «Дикие животные» Тема: Загадки леса. Цель: Закрепление порядкового и количественного счета в предела 7. Программное содержание *Учить считать в пределах.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе по лексической теме «Дикие животные» Составление описательного рассказа об игрушках – лисёнке, медвежонке. Задачи: — связная речь: учить по вопросам составлять описание игрушки;.

Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» на материале лексической темы «Дикие животные наших лесов» НОД образовательная область «Коммуникация» на материале лексической темы «Дикие животные наших лесов» Целевые ориентиры: Повторение и обобщение.

Конспект занятия «Как звери к зиме готовятся». Познавательное занятие в средней группе к лексической теме «Дикие животные» Конспект по теме «Как звери к зиме готовятся» Составили Шамонина О н Агеева Е Г Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах,.

Источник