Меню

Признаки прилагательного у причастия урок в 7 классе бабайцева



Уроки русского языка в 7-м классе по теме «Признаки прилагательного и глагола у причастий»

Цели:

  • закрепить знания о причастии;
  • выяснить, какие признаки прилагательного и глагола имеют причастия.

На уроке используется компьютерная презентация (Приложение)

(Слайд 1) Беседа о причастии как части речи.

Значение и признаки, каких двух частей речи объединяет в себе причастие?

Как причастия связаны с действием, как с признаком предмета?

Как легко превратить причастие в глагол? Объясните на примере летящий шарик (тот который летит)

(Слайд 2) Задание: Найди причастия и запиши глаголы, от которых они образованы, определите главное слово в словосочетании, выделите суффикс в причастиях.

Сверкающий снег, светящийся шар, приближающийся пароход, скачущий всадник, замерзший мальчик, увидевший книгу, залитый водой, оторванная пуговица, принесенный пакет, мучимый жаждой, рекомендуемая книга, делимое число.

Сделайте вывод о роли причастия в словосочетании: Причастие может являться главным словом и иметь зависимые слова, а может иметь определяемое слово и быть зависимым словом.

Сделайте вывод о том, как отличить причастие от других частей речи по формальным признакам: причастия имеют суффиксы причастий, по которым их легко отличить от других частей речи

-ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) -ем- (-ом-), -им-
-вш-, -ш- -енн- (-ённ-), -нн-, -т-

(Слайд 4) Запомните суффиксы именно в этой последовательности, смысл которой станет понятен позднее.

(Слайд 5) Задание: Укажи причастия и прилагательные в тексте, выдели их суффиксы.

1) В эту минуту хозяин вошёл с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю. 2) Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары. 3) Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помощь. 4) Я увидел мужчину росту высокого, но уже сгорбленного старостью. 5) Старый полинялый мундир его напоминал воина времён Анны Иоанновны. б) Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым — снегом. 7) У ворот увидел я старую чугунную пушку. 8) Я вошёл в сени и отворил дверь в переднюю. 9) Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою. 10) В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.

Причастия: кипящим самоваром; обстрижены в кружок; оборванный армяк, за оказанную помощь, сгорбленного старостью, покрытых снегом, отвергнутой любви

Прилагательные: татарские шаровары, росту высокого, старый мундир, полинялый мундир, свинцовые волны, однообразных берегах, белым снегом, старую чугунную пушку, капитанскую дочь, совершенною дурочкою, оскорблённого самолюбия, несчастного соперника.

2. Признаки прилагательного у причастия.

(Слайд 7) Раз мы будем говорить о прилагательных, давайте-ка вспомним о них немного.

  1. Что обозначают прилагательные?
  2. На какой вопрос они отвечают?
  3. Какую синтаксическую функцию выполняют?
  4. Как изменяются прилагательные?
  5. От каких частей речи образуются прилагательные?

А теперь подумайте, если все эти вопросы задать о причастии? Какие ответы будут другими? (к вопросам 1 и 5)

Задание: А теперь давайте просклоняем словосочетания прилагательное + существительное и причастие + существительное. Выделим окончания. (Работа по рядам)

Серебристый сверкающий свет, молодая смеющаяся девушка, темное грохочущее небо, яркие светящиеся окна.

Сделайте вывод: Причастия, как и прилагательные согласуются в роде, числе и падеже с существительными.

Кстати, какими членами предложения могут являться причастия и прилагательные в данных выше словосочетаниях?

Существительное, от которого зависит и прилагательное, и причастие, называется определяемым словом. Запомни, это тебе пригодится: определение и определяемое слово.

Я должен остановить твоё внимание на этом моменте. Определение и определяемое слово согласуются между собой в роде, числе и падеже (иногда только в падеже). Надеюсь, ты именно это выяснил, склоняя разные формы.

Согласуй определения с определяемыми словами. Определите род, число, падеж причастий.

1) Я заметил, что каждая волна, (представлявшийся)……с берега или с борта корабля <огромный, ровный и гладкий)…….горой, в действительности скорее похожа на цепь <неровный) …..холмов с (остроконечный)…… вершинами, со склонами и долинами.

2) Сильвер разговаривал с двумя пиратами, <перегнувшийся)…….к нему через борт корабля. 3) Из восьми человек,(пострадавший)……..в бою, оставались в живых только

трое: пират, подстреленный у бойницы, Хантер и капитан Смоллетт. 4) Мы уселись на песке возле огня и стали закусывать (поджаренный)……свининой. 5) Никогда в своей жизни не видел я людей, так беззаботно (относящийся)……..к (завтрашний)…….дню.

Читайте также:  Конспект урока по теме качественные прилагательные 6 класс

(Слайд 13) Каким членом предложения являются выделенные слова?

Сделайте вывод о роли причастий в предложении: Чаще всего, как и прилагательные, причастия являются определениями.

Ещё один вопрос. Ну-ка вспомните, как называются такие формы прилагательных: весела, молода, полны, зелены, хорош, верен.

От всех ли прилагательных образуются краткие формы? (Нет, только от качественных)

(Слайд 14) Задание: Сами образуйте краткие формы от причастий. От всех ли причастий можно образовать эти формы?

Нарисованные, приукрашенные, ведомые, видимые, победившие, выросшие, смеющиеся, боящиеся, ждущие.

Краткую форму имеют только те причастия, которые имеют суффиксы (это страдательные причастия)

-ем- (-ом-), -им-
-енн- (-ённ-), -нн-, -т-

(Слайд 15) Вывод: Признаки прилагательного у причастия:

1. Согласуются в роде, числе и падеже.

2. Имеют полную и краткую форму.

3. В предложении чаще всего являются определениями.

3. Признаки глагола у причастия.

Вспомни морфологические признаки, которые причастие унаследовало от глагола.

/. Видсовершенный и несовершенный.

Возвратное и невозвратное.

Времянастоящее и прошедшее.

(Слайд 16) А о видовых формах. Причастие сохраняет вид того глагола (родителя!), от которого образовалось. Оно настолько богато, что, благодаря отцу и матери, может иметь сразу два вопроса. Проще всего задать вопрос прилагательного. Но, если захочешь, можешь поставить вопрос иначе. Например:

1) Перед пылающим костром сидел капитан Смоллетт.

2) Негодование пиратов, сдерживаемое страхом перед Сильвером, прорвалось наружу.

3) Краем глаза я заметил движущуюся тень.

К словам пылающим, сдерживаемое и движущуюся можно задать такие вопросы: что делающим? как делаемое? что делающую? (Дописать вопросы в модель)

Обрати внимание на причастие движущуюся. Разбери его по составу. Итак, -УЩ— суффикс причастия, а что такое –СЯ?

Как называются глаголы, имеющие такой же суффикс? (возвратные)

Так вот, причастия, как и глаголы, делятся на возвратные и невозвратные.

Найди причастия, выпиши их и укажи морфологические признаки: вид, возвратность, а если сумеешь, то и время, затем форму (полная или краткая), род, число, падеж. В каких случаях причастия играют роль существительных?

Детские народные приметы и суеверия

1) Кошка, дёрнутая за хвост, пророчит исцарапанные уши.

2) Незавязанные шнурки — предвестники разбитого носа.

3) Мокрые ноги и хлюпающий нос предвещают тихую и спокойную жизнь в постели.

4) Отлупивший девочкудурак.

5) Заглянувшему в школу откроется бездна знаний.

6) Наказанногопростят.

7) Кусок мыла, съеденный перед обедом, надолго отбивает аппетит.

8) Долгие вечерние крики мамы, зовущей вас домой,к мелким неприятностям.

Д. з. Теория, Подобрать и записать строфы из стихотворений на тему “Осень”, в которых были бы причастия.

Источник

Урок по теме ‘Признаки прилагательного у причастия’

Тема: Признаки прилагательного у причастия.

Цели: — объяснить учащимся признаки прилагательного у причастия;

усвоить орфограмму «Гласные и согласные в окончаниях причастий»;поработать над тонкостями семантики причастий на основе сопоставления их с однокоренными словами;

продолжить работу над артикуляцией при произношении причастий.

Технологии: работа с книгой, игровые, здоровьесберегающие.

Проверка домашнего задания. Беседа о причастии.

— Значение и признаки каких двух частей речи объединяет в себе причастие?

— Как причастие связаны с действием как с признаком предмета?

3. Сообщение темы и целей урока. Сегодня на уроке мы с вами посмотрим какие признаки прилагательного перешли к причастию. Продолжим работу над артикуляцией причастий, будем совершенствовать навык нахождения причастий в тексте, учиться отличать их от прилагательных.

4.Разминка. Я буду диктовать вам прилагательные и причастия, а вы запишите их в два столбика:

Выделите суффиксы причастий.

Проверка. Зачитайте причастия, четко их проговаривая. Сравните слова из столбика «прилагательные» со словами из столбика «причастия», что у них общего? (Обозначают признак (предмета и по действию), вопросы. Сравните морфемный состав слов. На какой признак указывают окончания как у прилагательных, так и у причастий? (На изменяемость слова). Давайте изменим прилагательное высокий по родам и числам (высокий, высокая, высокое, высокие), а теперь — причастие летящий (летящий, летящая, летящее, летящие). Какой вывод из этого можно сделать? (Причастия, как и прилагательные, изменяются по родам и числам).

5. Игровой момент. Все вы знакомы с детской игрой «Доскажи словечко». Мы тоже поиграем в эту игру, но на уровне семиклассников. Я буду называть существительные, вы будете добавлять только причастие умеющий, но в нужной форме:

Читайте также:  Диктант для 8 класса правописание нн прилагательных и причастий

И.п. мальчик умеющий

Р.п. мальчика умеющего

Д.п. мальчику умеющему

В.п. мальчика умеющего

Т.п. мальчиком умеющим

П.п. о мальчике умеющем

Почему вы называли причастия именно в этих формах?

Сделаем вывод: причастия, как и прилагательные, изменяются по падежам или склоняются.

6. Работа с учебником «Теория». Параграф 133. Познакомьтесь с материалом учебника. Какие ещё признаки прилагательного наблюдаем мы у причастий? (Согласуются с существительным в роде, числе и падеже, могут иметь две формы — полную и краткую).

Откройте учебник «Практика» стр. 30, познакомимся с опорным материалом. В чем же различие между этими частями речи? (Прилагательное обозначает постоянный признак, а причастие — нет).

9.Самостоятельная работа, упражнение №73. Чтение текста самостоятельно, затем по очереди, согласуя прилагательные и причастия с определяемыми словами(они выделены). Какое слово называют «определяемым»? Запишите текст, выделяя суффиксы причастий.

10.Итог: Как вы сегодня поработали? Остались довольны своею деятельностью на уроке? Оцените свою работу.

11.Домашнее задание. На выбор или №75 (более сложное), или №76.

Источник

Урок по русскому языку на тему «Признаки глагола и прилагательного у причастия» (7 класс)

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Урок по русскому языку в 7 классе.

Тема: Признаки глагола и прилагательного у причастия.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: познакомить учащихся с морфологическими признаками причастия.

— выяснить, какие признаки прилагательного и глагола имеют причастия;

— показать, в чем отличия причастия от других частей речи,

— сформировать умение различать причастия и прилагательные.

-содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию информационной и коммуникативной культуры учащихся,

— обогащать лексический запас обучающихся,

-формировать способность находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснований.

-воспитывать уважительное отношение к слову,

-воспитывать у учащихся умение слушать и слышать друг друга.

Цели как деятельность ученика.

М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной

формы в другую (ключевые слова, таблица), владеть приёмами аудирования.

М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую

взаимопомощь, осуществлять контроль и оценку, оформлять свои мысли в устной форме.

распознавать грамматические признаки прилагательного у причастий (падеж, число, род), распознавать грамматические признаки глагола у причастий (вид, время, возвратность), правильно писать орфограммы-буквы в безударных падежных окончаниях причастий, конструировать предложения с причастиями, опознавать причастия в тексте.

Оборудование: компьютер, телевизор, карточки с заданиями.

1. Организационный момент.

2. Словарный диктант с графическим обозначением орфограмм. Запишите словосочетания, подчёркивая орфограммы-непроверяемые написания.

Оловянный солдатик, подлинное искусство, юный инспектор, недюжинные способности, дерматиновый портфель, соловьиные трели, застеклённый вестибюль, масляные подтёки, ветреный юноша, ветряная мельница.

– Какие ещё виды орфограмм вам встретились?

— Объясните значение непонятных слов (недюжинные – выдающиеся; вестибюль – большое помещение, отделяющее вход от внутренних частей здания, преимущественно общественного).

– Графически объясните остальные написания.

– Какими частями речи являются зависимые слова в словосочетаниях?

– От каких частей речи они образованы?

3. Актуализация изученного.

Игра «Четвертый лишний»:

1) Причастие есть в словосочетании:

а) летучая мышь ; б) таявшее мороженое;

в) летящая походка; г) могучий кедр.

2) Не является прилагательным:

3) Является причастием:

а) собственный; б) бесчисленный;

в) бессмысленный; г) расчищенный.

— Что такое причастие?

— Подберите к причастиям определения, определите, от каких глаголов образованы эти причастия?

(посаженный сад — сад, который посадили;

Торчащий кол – кол, который торчит;

распущенный парламент – парламент, который распустили)

— Что унаследовало причастие от глагола?

Восходящее солнце пробуждает спящую природу . (М.Шолохов)

Издалека слышится рёв несущихся по оврагам потоков. (К. Паустовский)

– Сравните причастия спящую и несущихся .

– Одинаковые или разные формы они имеют? (Разные.)

– Что указывает на то, что формы разные? (Окончания.)

– Какие это формы? Как вы их определили?

– Каким частям речи свойственны такие же признаки?

3. Формулирование цели урока.

— Какова тема сегодняшнего урока?

— Сформулируйте цели урока.

4. Открытие новых знаний.

Работа в группах.

Записать словосочетания с прилагательным и причастием, найти главное слово, подчеркнуть причастие. Сделать вывод о роли причастия в словосочетании.

Читайте также:  Словообразование сложных прилагательных в русском языке

З..л..ноглазое такси; з..л..тая ос..нь; огонь к..лины красной; д..ревья, как г..рящие свечи; с..ребристое со..нце; ч..рующая ночь; покрытое дымкой село; п..жаром пылающий г..ризонт.

Причастие может являться главным словом и иметь зависимые слова, а может иметь определяемое слово и быть зависимым словом.

Хорошо утоптанная тропинка привела к живописному болоту, образовавшемуся из лесной речонки. Яркая зелень камыша перемежалась здесь с белыми облаками цветущего дягиля, распространявшего вокруг свой неповторимый аромат.

— Выпишите словосочетания прич. + сущ, определите, выделите суффиксы причастий, от каких глаголов образованы причастия, найдите признаки глагола у причастий. Разбери по составу слово «образовавшемуся».

— Найдите эпитеты. С какой целью их использует автор? (живописному болоту, яркая зелень, неповторимый аромат)

— Объясните значение слова «перемежалась». (чередовалась)

-Что такое дягиль? (Дягиль –высокое травянистое медоносное растение с зеленовато-белыми цветками.)

Утопта нн ая тропинка – тропинка, которую утоптали (сов.в., прош. вр.);

К образова вш емуся болоту – болоту, которое образовалось (сов. в., прош.вр.);

Цвет ущ его дягиля – дягиля, который цветёт (несов. в., наст.вр.);

Дягиля распространя вш его –который распространял (несов. в., прош.вр.)

– Какие отличия от признаков самого глагола вы заметили? (Нет

будущего времени у причастий.)

— С помощью каких суффиксов образуются причастия наст. вр.? (ущ, ющ, ащ, ящ)

— С помощью каких суффиксов образуются причастия прош.вр.? (вш, ш, т, нн, енн, ённ)

— Разбери по составу слово «образовавшемуся» . Итак, -ВШ — суффикс причастия, а что такое –СЯ?

— Как называются глаголы, имеющие такой же суффикс? (возвратные)

— Что ещё мы можем определить у причастия?

— Так вот, причастия, как и глаголы, делятся на возвратные и невозвратные.

— Таким образом, какие признаки глагола присущи причастию?(составление таблицы)

Отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший?

1)Подобрать к прилагательным однокоренные причастия, выделить суффиксы причастий. Объяснить отличие прилагательного от причастия.

Тёмная (туча), синий (горизонт), красная (рябина).

2)Просклонять словосочетание распустившийся осенний цветок.

Сравнить падежные окончания прилагательного и причастия.

Определить, что можно узнать по окончанию прилагательного и причастия.

Что обозначают прилагательные?

На какой вопрос они отвечают?

Какую синтаксическую функцию выполняют?

Как изменяются прилагательные?

От каких частей речи образуются прилагательные?

А теперь подумайте, если все эти вопросы задать о причастии?

Какие ответы будут другими?

Какие признаки прилагательного свойственны причастию?

Изменяется по числам, падежам, в единственном числе по родам.

Согласуется с существительным в числе, роде и падеже.

Отвечает на вопросы: какой? какая? какое?

5. Работа по учебнику.

— Прочитайте определение причастия, которое даёт В.И. Даль.

— Как вы понимаете выражение «во образе прилагательного»?

( В.И. Даль (1801–1872) – русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка».)

6. Применение полученных знаний.

Под запись «Времена года» В.П.Чайковского написать мини-рассказ с использованием опорных словосочетаний.

Золочённые осенью листья, дремлют притихшие сады, блестят в голубой лазури, увядание природы, желтолистая река; багряный, бордовый, лиловый цвета; освещённые солнцем; краснеющие гроздья рябины; предзимняя прохлада; ветреный день; облетают последние листья.

Наступила осень. Стоит прекрасная пора, получившая в народе название «бабье лето». Золочённые осенью листья медленно кружат в последнем вальсе и опускаются на землю. Дремлют притихшие сады, сбросив свой разноцветный наряд. На клумбах пестреют бордовые, лиловые, розовые, фиолетовые, белые астры, хризантемы, сентябрины. Дорожки устилают багряные, жёлтые резные листочки. На ветвях висят краснеющие гроздья рябины. Как приятно это запоздалое дыхание лета!

Найдите «лишнее» слово.

Объясните свой выбор.

было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

2) Придумать сказку о причастии.

Ива́н Константи́нович Айвазо́вский 17 [29] июля 1817 год — 19 апреля [ 2 мая ] 1900 год ) — всемирно известный российский художник — маринист , баталист , коллекционер , меценат .

Причастие – особая форма глагола, имеющая признаки глагола и прилагательного.

Причастие обозначает _____________________________________________,

отвечает на вопросы________________________________________________.

Причастия бывают _______________________________________ вида,

с –ся _______________________, без –ся ______________________________.

Причастия иметь _________________________________________ форму,

изменяются по __________________________________________________ .

Причастие – особая форма глагола, имеющая признаки глагола и прилагательного.

Причастие обозначает _____________________________________________,

отвечает на вопросы________________________________________________.

Причастия бывают _______________________________________ вида,

с –ся _______________________, без –ся ______________________________.

Причастия иметь _________________________________________ форму,

изменяются по __________________________________________________ .

Источник