Меню

Прочитаете текст спишите его определите падеж прилагательных



§ 102. Правоnисание гласных в nадежных окончаниях nрилагательных

Определите род, число и падеж прилагательных. Как с помощью вопроса можно определить написание безударного окончания у прилагательного?

Прилагательные в мужском и среднем роде, в творительном падеже единственного числа имеют окончание -ым (-им), а в предложном падеже— -ом (-ем).

Прилагательные в женском роде, в винительном падеже единственного числа имеют окончание -ую (-юю), а в родительном, дательном, творительном и предложном падежах — окончание -ой (-ей).

578. Спишите. Обозначьте орфограмму №19.

Применяя правила, рассуждайте по образцу: Сосна — хвойн.. дерево. Хвойн.. относится к слову дерево. Дерево — существительное ср. р., стоит в им. п., в ед. ч., значит, и хвойное стоит в ср. р., в им. п., в ед. ч. В этой форме у прилагательного окончание -ое. Дерево какое? Пишу: хвойное.

С надёжном врач..м, со старательней учениц..й, о ловк..м спортсмен. прежн.. подругу, об умел..м мастер. за метк..м стрелком, у аккуратней девочк. со строг..м юношей, о проворн..м школьнике, со старш..м братом, о младш..й сестре, с хорош..м товарищам, об опасн..м наводнен.. .

Чтобы узнать, какое окончание пишется у прилагательного, нужно:

1) определить, к какому существительному относится прилагательное;

2) определить род, число и падеж этого существительного и прилагательного;

3) поставить для проверки вопросительное слово какой?

579. Прочитайте текст, спишите его. Определите падеж прилагательных, в которых пропущены буквы. Над каждым из этих прилагательных надпишите проверочное слово какой? Укажите с помощью знака х существительные, от которых зависят эти прилагательные.

Я пог..сил костёр и пошёл вниз по реке. То по крут., берегам сер.. стеной стояло осинов.. мелколес(?)е и на отдельн.. осинах висел жёлт.. хмель, будто кто-то развесил сушить на со(?)нце нов.. рогожи. То дуплист.. ива лежала поперёк реки, как мост, и около неё выскакивали из воды головли. То река уходила торжественн.. поворотом в леса, золотая и син.. от осени.

580. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, выделяя окончания прилагательных в именительном падеже. Составьте схему последнего предложения.

Снег. Обычн. знаком., всем, бел. пушист. холоди., снежок. Бел. Прием..тритесь! Удивительно, как окраска 2 неба изменяет цвет снега. В ясн.. зимн.. полдень он бел. с чуть заметным фиолетов.. о(т, тт)енком и глубок., син.. тенями. Обл..ка несколько притушёвывают его с..яние. На закат., снег окрашивается в багрянец, а позднее, на гран., вечера и ноч. становится лиловато-пепельн.. . Лунный свет делает его зеленоват. в тени — мутнолилов.. .

В солнечную погоду снег кажется розов., и золот. а непогода отражается в нём 1 уныл.. ж..лтизной.

Прилагательные в форме мужского рода в именительном и сходном с ним винительном падежах имеют окончания -ый, -ий, -ой, но отвечают на вопрос какой?

Читайте также:  Не с прилагательными неожиданное

Например:

Помните, что эти окончания нельзя проверять вопросом.

Источник

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Октябрь 2020

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №2, упр. 623, с. 100 – 101

623. Прочитайте текст, спишите его. Определите падеж прилагательных, в которых пропущены буквы. Над каждым из этих прилагательных надпишите проверочное слово какой? Укажите с помощью знака x существительные, от которых зависят эти прилагательные.

каким?
Я пог а сил костёр и пошёл вниз по реке… То по крут ым

х какой? какое?
(Д. п.) берегам сер ой стеной стояло осинов ое (И. п.)

х каких? х какой?
мелколес ь е и на отдельн ых (П. п.) осинах исел жёлт ый

х
(И. п.) хмель, будто кто-то развесил сушить на со л нце

какие? х какая? х
нов ые (В. п.) рогожи. То дуплист ая (И. п.) ива лежала

поперёк реки, как мост, и около неё выскакивали из воды

х каким? х
головли. То река уходила торжественн ым (Т. п.) поворотом

какая?
в леса, золотая и син яя (И. п.) от осени.

Источник

Падеж имени прилагательного

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе

16. Прочитайте таблицу «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе» (см. выше). Какие имена прилагательные склоняются одинаково?

Имена прилагательные, как и имена существительные, изменяются по падежам, или склоняются. Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым имя прилагательное связано по смыслу.

17. Прочитайте. Просклоняйте, пользуясь таблицей, любое из данных имён прилагательных вместе с именем существительным.

Овощной суп, ночное небо, земная кора.

18. Прочитайте. Определите падеж имён существительных.

Сшили из . ткани, остановились около . здания, плыли по . небу, подъехали к . сторожке, смотрели . спектакль, влетел в . окно, украсились . инеем, вырос под . берёзкой, купались в . море, прочитали о . медведе.

Слова для справок: высокого, шёлковой, голубому, лесной, открытое, интересный, молодой, тёплом, серебристым, буром.

  • Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из слов для справок. Запишите словосочетания.
  • Укажите падеж имён существительных и имён прилагательных, выделите их окончания.
  • 19. Прочитайте памятку, как определить падеж имени прилагательного, и образец рассуждения.

    Чтобы определить падеж имени прилагательного в словосочетании или предложении, надо:

    1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
    2. Определить падеж имени существительного.
    3. По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного.

    Тихо всходит солнце над большим селом.

    Всходит (над чем? где?) над селом (Т. п.).

    Над селом (каким?) большим (Т. п.).

    Рассуждайте по образцу: имя прилагательное большим относится к слову селом. Селом — имя существительное среднего рода (село), стоит в творительном падеже (всходит (над чем?) над селом), в единственном числе. Значит, и имя прилагательное большим также стоит в среднем роде, в творительном падеже, в единственном числе (над селом (каким?) большим).

    20. Прочитайте.

    На севере диком стоит одиноко
    На голой вершине сосна
    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
    Одета, как ризой, она.
    (М. Лермонтов)

  • Подготовьтесь объяснить, как определить падеж выделенных имён прилагательных.
  • Спишите стихотворение. Укажите, к какой части речи относится каждое слово из первых двух строк.
  • 21. Прочитайте.

    Валентин Александрович Серов — прекрасный мастер портретной живописи. Его картина «Мика Морозов» — один из лучших детских портретов в мировом искусстве. Всмотритесь в картину.

    Малыш чуть привстал в кресле. Что-то увидел и замер. Курчавый, вихрастый. Черноглазый. Поднял тонкие брови. Приоткрыл пухлые розовые губки. Что поразило мальчонку рано утром? Ещё не прибранный, в белой ночной рубашке, готов он хоть сейчас вскочить и разобраться в происходящем. Ручонки уцепились за поручни кресла. Миг удивления.

    Художнику удалось этот миг подсмотреть и отразить в картине.

    (. Долгополов)

    22. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Валентина Александровича Серова «Мика Морозов».

    Источник

    § 21. Имя прилогательное —

    102. Сравните два текста. В каком из них наиболее ярко описан сад в конце лето? Чем это достигается? На какие вопросы отвечают выделенные прилагательные?



    Сад в конце лето описан наиболее ярко во втором тексте. Это достигается применением прилагательных.


    103. Составьте небольшой текст, в котором с помощью имен прилагательных вы опишете осенние деревья, кустарники, цветы, травы и т. д. Подчеркните в тексте прилагательные волнистой чертой.


    104. Спишите, согласуя прилагательные с существительными. Какое вопросительное слово помогает определить безударные окончания имен прилагательных?


    105. Спишите. Обозначьте падеж выделенных существительных. Пользуйтесь вопросами, дописывая окончания прилагательных.


    106. Озаглавьте текст Ю.Нагибина. Определите его стиль. Спишите, обозначая падеж прилагательных. Подчеркните главные члены в первых двух предложениях.

    Лесное пение
    Лес в полном смысл е (2-ое скл.,п.п.) звенел . Я узнавал тонк ий (какой? в.п.) остр ый (какой? в.п.) свист синиц, клацанье дроздов, тревожн ые (какие? в.п.) переклейки сорок.
    Стройная (им.п.), изящная (им.п.) птичка сидела на верхушк е (1-ое скл.,п.п.) молодой ел и ( 3-е скл.,р.п. ) , на её светл ом (каком? п.п.) вертикальн ом (каком? п.п.) побег е (2-ое скл., п.п.), и заливалась так самозабвенно, чтоб подпустила меня в платную. А когда, наконец, заметила меня, то перелетела на соседн юю (какую? в.п.) елочку, опять на самую маковку. Жаль, я не знал, что это за птичка.
    Стиль текста — художественный .
    Сорок — существительное, нач.ф. — сорока, ж.р., 1-ое скл.; р.п., мн.ч.


    107. Прочитайте первое четверостишие из стихотворения А.Пушкина «Зимняя дорога». Найдите однокоренные слова. Выпишите их со словами, к которым они относятся.


    108. Составьте два предложения с любыми из выделенных однокоренных слов ( одно — с прилагательным, другое — с наречием ).


    109. Любите ли вы ходить в лес? Собирать грибы и ягоды? Посмотрите, Как изобразил лето художник А. Пластов на картине » Летом » (см. репродукцию в конце учебника ). Что прежде всего привлекло ваше внимание? Рассмотрите картинку более внимательно. Опишите всех, кого нарисовал художник. Где расположились грибники? Почему они выбрали это место? С помощью чего художник показал нам, что стоит солнечный, тихий день? Опишите (устно или письменно) картину. Используйте, если нужно, в своём сочинении слова, помещенные в рамке.

    110. Диктант (см. памятку на стр. 169). Обозначьте падеж имён существительных.

    П а хать (п а шет) землю (в.п.), на соседн е м (на как ом ?) огород е (п.п.), уча с твовать (уча сти е) в уборк е (п.п.) урожая (р.п.), вые з жает (е зда ) на комбайн е (п.п.), в сер ь езной (разделит. ь) брош ю ре (п.п.) (слов.), раздаваться в выш и не (п.п.) (жи-ши), солов ь иную (разделит. ь) трель (в.п.), налево по турис т ской (тури сты ) тропе (д.п.), продвигаться вперед сквоз ь (скво зи т) ч а щу (в.п.) (ча-ща), ж а леть (ж а ль) ребенка (в.п.), о неуклюж е м (о каком?) косолап о м (о каком?) медвед е (п.п)., труслив о м (каком?) зайц е (п.п.) и ло в кой (ло во к) обез ь яне (п.п.), по щ у чьему (чу-щу) веленью (д.п.), нал и вные (л и ть) яблоки (им.п.) на ветк е , тяжёл ые (какие?) колос ь я (разделит. ь) пшеницы.
    Соседним — прилагательное, н. ф. — соседний; м.р., п.п., ед.ч.

    Источник