Меню

Прочитайте памятку 3 порядок разбора глагола



3.7.4. Морфологический разбор глаголов

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. – кататься. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. – начаться. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

Источник

Памятка для учащихся «Алгоритм разбора глагола»

С помощью данной памятки учащимся будет легко выполнять морфологический разбор по теме «Глагол» в 3 классе.

Просмотр содержимого документа
«Памятка для учащихся «Алгоритм разбора глагола»»

Алгоритм разбора глагола:

Называю слово, устанавливаю, что это глагол, так как:

обозначает действие предмета.

ставлю глагол в начальную форму (неопределённая форма глагола); определяю признаки глагола: время, число, род (в прошедшем времени).

Определяю , чем является в предложении.

Наступила снежная зима.

Наступила-глагол, так как:

Обозначает действие предмета;

н.ф.-наступить, в прош.вр., в ед.ч., в ж.р.

Алгоритм разбора глагола:

Называю слово, устанавливаю, что это глагол, так как:

1.обозначает действие предмета.

Читайте также:  Глагол трудные случаи русский язык

2.ставлю глагол в начальную форму (неопределённая форма глагола); определяю признаки глагола: время, число, род (в прошедшем времени).

3.Определяю , чем является в предложении.

Наступила снежная зима.

Наступила -глагол, так как:

1)обозначает действие предмета;

2)н.ф.-наступить, в прош.вр., в ед.ч., в ж.р.

Источник

открытый урок по русскому языку 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тема урока: Разбор глагола, как часть речи.

Вид урока: урок получения новых знаний.

Цель: систематизация знаний морфологических и грамматических признаков глагола.

Задачи:

• обобщить и систематизировать знания по теме «Глагол»;

• вывести алгоритм морфологического разбора глагола;

• создать памятку «Порядок разбора глагола»;

• учить работать с памяткой «Порядок разбора глагола»;

• учить выделять грамматические признаки глагола;

• развивать речь учащихся, аналитические способности, внимание, память;

• воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты: научились разбирать глагол как часть речи с помощью памятки.

Личностные УУД:

• оценка собственной учебной деятельности,

• мотивирование своих действий,

• проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.

• осознавать личностную ответственность за общее благополучие

• адекватно воспринимать предложения и замечания собеседников

Метапредметные УУД:

1.Регулятивные: контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время урока.

2.Познавательные: целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

3.Коммуникативные: работа в группе, адекватно передача информации, осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками

Источник

Памятки

Памятка 1

Порядок разбора имени существительного

1. Назовите имя существительное в той форме, в которой оно употреблено в предложении.

2. Что обозначает имя существительное и на какой вопрос отвечает?

3. Назовите начальную форму имени существительного (именительный падеж единственного числа).

4. Определите признаки имени существительного: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род, падеж, число; роль в предложении.

Образец устного разбора

Дело мастера боится.

Дело — это имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Начальная форма — дело. Неодушевлённое, нарицательное, среднего рода. Употреблено в форме именительного падежа единственного числа. В предложении является подлежащим.

Мастера — имя существительное, называет человека, отвечает на вопрос кого? Начальная форма — мастер. Одушевлённое, нарицательное, мужского рода. Употреблено в форме родительного падежа единственного числа. В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: боится (кого?) мастера.

Образец письменного разбора

Дело — сущ. (что?). Н. ф. — дело. Неодуш., нариц., ср. р., в И. п., в ед. ч. Подлеж.

Мастера — сущ. (кого?). Н. ф. — мастер. Одуш., нариц., м. р., в Р. п., в ед. ч. Втор. чл.

Памятка 2

Порядок разбора имени прилагательного

1. Назовите имя прилагательное в той форме, в которой оно употреблено в предложении.

Читайте также:  Формы глаголов надеяться реять веять лаять лелеять

2. Что обозначает имя прилагательное и на какой вопрос отвечает? К какому имени существительному относится?

3. Назовите начальную форму имени прилагательного (именительный падеж единственного числа мужского рода).

4. Определите признаки прилагательного: род (в единственном числе), число, падеж; роль в предложении.

Образец устного разбора

Хвойные деревья стояли в серебристом инее.

Хвойные — это имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какие? Относится к имени существительному деревья. Начальная форма — хвойный. Употреблено во множественном числе, в именительном падеже. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: деревья (какие?) хвойные.

Серебристом — имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос каком? Относится к имени существительному (в) инее. Начальная форма — серебристый. Употреблено в мужском роде, в единственном числе, в предложном падеже. В предложении является второстепенным членом, поясняет второстепенный член: в инее (каком?) серебристом.

Образец письменного разбора

Хвойные — прил. (какие?). Н. ф. — хвойный. Во мн. ч., в И. п. Втор. чл.

Серебристом — прил. (каком?). Н. ф. — серебристый. В м. р., в ед. ч., в П. п. Втор. чл.

Памятка 3

Порядок разбора глагола

1. Назовите глагол в той форме, в которой он употреблён в предложении. Что обозначает глагол и на какой вопрос отвечает?

2. Назовите начальную (неопределённую) форму глагола.

3. Определите признаки глагола: время, число; род (для глаголов в прошедшем времени, в единственном числе); роль в предложении.

Образец устного разбора

Дремлет чуткий камыш.

Дремлет — глагол, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает? Неопределённая форма — дремать. Употреблён в настоящем времени, в единственном числе. В предложении является сказуемым: камыш (что делает?) дремлет.

Образец письменного разбора

Дремлет — гл. (что делает?). Н. ф. — дремать. В наст, вр., в ед. ч. Сказ.

Памятка 4

Разбор предложения по частям речи

Образец письменного разбора

Памятка 5

Как подготовиться к диктанту

1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов.

2. Найди в каждом предложении слова, написание которых надо проверять. Определи, в какой части слова находится проверяемая (или непроверяемая) орфограмма. Подумай, как объяснить её написание.

3. Если не знаешь, как проверить слово, то запомни, как оно написано.

4. Обрати внимание на употребление знаков препинания в предложениях.

5. Будь внимателен при записи каждого слова.

Памятка 6

Как подготовиться к изложению

1. Прочитай текст. Выясни значение непонятных слов, словосочетаний и предложений.

2. Определи тему и основную мысль текста. Обрати внимание, как автор их раскрывает. Подумай, какие слова и выражения особенно важно употребить в изложении для раскрытия темы и основной мысли текста.

Читайте также:  Неправильные глаголы в трех временах

3. Составь план. Для этого определи количество частей в тексте (или раздели текст на части, если они не выделены), выдели в них главное и озаглавь каждую часть — это и будет планом.

4. Найди слова с изученными орфограммами. Объясни их написание. Найди слова, которые могут вызвать затруднение при письме. Выпиши эти слова или запомни их. Обрати внимание на построение и оформление предложений, постановку знаков препинания в них.

5. Ещё раз прочитай текст. Мысленно перескажи его. Начинай писать изложение по составленному плану. Каждую часть пиши с красной строки.

6. Проверь написанное изложение.

Источник

Морфологический разбор глагола (3 класс)

Частеречная принадлежность

Начать морфологический разбор необходимо с доказательства того, что анализируемое слово действительно является глаголом. Для этого нужно определить, что обозначает слово и на какой вопрос оно отвечает.

Глаголы обозначают действие предмета и отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Начальная форма

Следующим этапом морфологического разбора является определение начальной глагольной формы. Это неопределенная форма глагола. Такие формы отвечают только на вопросы «что делать?

Начальная глагольная форма помогает определить вид и спряжение глагола, так как это постоянные глагольные признаки.

Морфологические признаки

После определения начальной формы глагола нужно определить его морфологические признаки. К таким относятся: вид, спряжение, время, число, род (только для формы прошедшего времени единственного числа).

Глаголы бывают совершенного («что сделать?») и несовершенного («что делать?») вида.

Большинство глаголов распределяются по 2 типам спряжения: 1 и 2 спряжение.

Глагол может находиться в прошедшем, настоящем или будущем времени.

Глагол может быть в единственном или во множественном числе.

В форме прошедшего времени единственного числа глагол может быть мужского, среднего или женского рода.

Функция в предложении

Последним шагом является определение синтаксической функции, то есть роли глагола в предложении.

Глаголы чаще всего выполняют в предложении функцию сказуемого.

Образец морфологического разбора глагола

Чтобы запомнить план морфологического анализа, нужно привести образец:

Катя расчесывала куклу.

  • Расчесывала – глагол, так как обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «что делала?».
  • Начальная форма – расчесывать.
  • Морфологические признаки: несовершенный вид, 1 спряжение, прошедшее время, единственное число, женский род.
  • Синтаксическая функция: сказуемое.

Что мы узнали?

Морфологический разбор глагола производится по определенному плану: определение частеречной принадлежности с обоснованием того, что обозначает слово и на какой вопрос отвечает; приведение начальной формы глагола; определение морфологических глагольных признаков: вид (несовершенный или совершенный), спряжение (1 или 2), время (прошедшее, настоящее или будущее), число (единственное или множественное), род (мужской, средний или женский); синтаксическая функция глагола.

Источник