Меню

Прочитайте текст найдите в нем глаголы в неопределенной форме



Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 58. Неопределённая форма глагола.

Вопросы, рассматриваемые на уроке

  • вопросы, по которым можно определить глагол.
  • находить глаголы в неопределённой форме по вопросам;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.

Неопределённая форма глагола – форма, в которой нельзя определить число, лицо, род. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Является начальной формой глагола. Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти: рисовать, лепить, нести, идти. Есть также глаголы, которые оканчиваются на -чь: стеречь, прилечь.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. —М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Уроки русского. Неопределённая форма глагола.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Глагол – изменяемая часть речи. У всех изменяемых частей речи есть начальная форма. Начальная форма есть и у глагола. Она отвечает на один из двух вопросов: что делать? или что сделать? Особенность начальной формы глаголов в том, что по ней нельзя определить ни время, ни род, ни лицо. Поэтому её называют неопределённой формой глагола.

Обратите внимание, что глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, являются разными словами, даже если они однокоренные:

что сделать?

Очень важно при поиске неопределённой формы глагола, при изменении глагола по лицам и числам не заменять один глагол другим. Вот почему надо следить за приставкой с- в вопросе глагола

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Распредели глаголы в две группы.

что сделать?

Падать, упасть, склеить, клеить, рассказывать, рассказать, сбежать, бежать, зацвести, цвести, прилететь, лететь.

Проверьте себя по эталону:

что сделать?

  1. Прочитайте текст. Подчеркните глаголы в неопределённой форме.

Ольга Николаевна стала объяснять нам, что, для того чтобы успешно учиться, надо правильно распределять свой день. Надо пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Утром делать зарядку, почаще бывать на свежем воздухе. Уроки нужно делать не сейчас же после школы, а сначала часа полтора-два отдохнуть. Уроки обязательно делать днём. Поздно вечером заниматься вредно. Сначала надо делать уроки, которые потрудней, а потом те, что полегче.

Проверьте себя по эталону:

Ольга Николаевна стала объяснять нам, что, для того чтобы успешно учиться, надо правильно распределять свой день. Надо пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Утром делать зарядку, почаще бывать на свежем воздухе. Уроки нужно делать не сейчас же после школы, а сначала часа полтора-два отдохнуть. Уроки обязательно делать днём. Поздно вечером заниматься вредно. Сначала надо делать уроки, которые потрудней, а потом те, что полегче.

  1. Образуйте от имён существительных однокоренные глаголы в неопределённой форме, которые отвечают на вопрос что делать? Запишите их.

Ходьба – ________________, скука – ________________, жизнь – ________________, победа – ________________, лечение – ________________, жалость – ________________, любовь – ________________, горе – ________________, покупка – ________________, молчание – ________________.

Проверьте себя по эталону:

Ходьба – ходить, скука – скучать, жизнь – жить, победа – побеждать, лечение – лечить, жалость – жалеть, любовь – любить, горе – горевать, покупка – покупать, молчание – молчать.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Прочитайте стихотворение. Сколько в нём глаголов в неопределённой форме?

Коли спорить, так уж смело.

Коль карать, так уж за дело.

Коль простить, так всей душой.

Коли пир, так пир горой.

В этом стихотворении …

А) 2 глагола в неопределённой форме;

Б) 3 глагола в неопределённой форме;

В) 4 глагола в неопределённой форме.

2. Отметьте предложение, в котором все глаголы в неопределённой форме.

А) Ребята принялись разглядывать друг друга и рассказывать, кто как провёл лето. (Н. Носов)

Б) Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы. (А. Пушкин)

В) Уметь говорить – хорошо, уметь слушать – ещё лучше. (Пословица)

3. Отметьте строку, в которой неверно указан глагол неопределённой формы.

А) вставал – вставать;

Б) решаем – решить;

В) полежите – полежать.

Проверьте себя по эталону:

Три правильных ответа – «Отличный результат!»

Два правильных ответа – «Хороший результат!»

Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»

  1. Задайте вопросы к глаголам в неопределённой форме.

Глаза у вальдшнепа размещены далеко друг от друга, можно (______________) сказать, на затылке. Поэтому ему не надо (________________) поворачивать голову, чтобы (________________) увидеть всё, что происходит вокруг него.

Проверьте себя по эталону:

Глаза у вальдшнепа размещены далеко друг от друга, можно (что сделать?) сказать, на затылке. Поэтому ему не надо (что делать?) поворачивать голову, чтобы (что сделать?) увидеть всё, что происходит вокруг него.

Источник

прочитайте текст найдите в нем глаголы в неопределенной форме

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Урок № 58. Неопределённая форма глагола.

Вопросы, рассматриваемые на уроке

  • вопросы, по которым можно определить глагол.
  • находить глаголы в неопределённой форме по вопросам;
  • оценивать результаты своей деятельности.
Читайте также:  Как наклонение у глагола съешьте

Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.

Неопределённая форма глагола – форма, в которой нельзя определить число, лицо, род. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Является начальной формой глагола. Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти: рисовать, лепить, нести, идти. Есть также глаголы, которые оканчиваются на -чь: стеречь, прилечь.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. —М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Уроки русского. Неопределённая форма глагола.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Глагол – изменяемая часть речи. У всех изменяемых частей речи есть начальная форма. Начальная форма есть и у глагола. Она отвечает на один из двух вопросов: что делать? или что сделать? Особенность начальной формы глаголов в том, что по ней нельзя определить ни время, ни род, ни лицо. Поэтому её называют неопределённой формой глагола.

Обратите внимание, что глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, являются разными словами, даже если они однокоренные:

что сделать?

Очень важно при поиске неопределённой формы глагола, при изменении глагола по лицам и числам не заменять один глагол другим. Вот почему надо следить за приставкой с- в вопросе глагола

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Распредели глаголы в две группы.

что сделать?

Падать, упасть, склеить, клеить, рассказывать, рассказать, сбежать, бежать, зацвести, цвести, прилететь, лететь.

Проверьте себя по эталону:

что сделать?

  1. Прочитайте текст. Подчеркните глаголы в неопределённой форме.

Ольга Николаевна стала объяснять нам, что, для того чтобы успешно учиться, надо правильно распределять свой день. Надо пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Утром делать зарядку, почаще бывать на свежем воздухе. Уроки нужно делать не сейчас же после школы, а сначала часа полтора-два отдохнуть. Уроки обязательно делать днём. Поздно вечером заниматься вредно. Сначала надо делать уроки, которые потрудней, а потом те, что полегче.

Проверьте себя по эталону:

Ольга Николаевна стала объяснять нам, что, для того чтобы успешно учиться, надо правильно распределять свой день. Надо пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Утром делать зарядку, почаще бывать на свежем воздухе. Уроки нужно делать не сейчас же после школы, а сначала часа полтора-два отдохнуть. Уроки обязательно делать днём. Поздно вечером заниматься вредно. Сначала надо делать уроки, которые потрудней, а потом те, что полегче.

  1. Образуйте от имён существительных однокоренные глаголы в неопределённой форме, которые отвечают на вопрос что делать? Запишите их.

Ходьба – ________________, скука – ________________, жизнь – ________________, победа – ________________, лечение – ________________, жалость – ________________, любовь – ________________, горе – ________________, покупка – ________________, молчание – ________________.

Проверьте себя по эталону:

Ходьба – ходить, скука – скучать, жизнь – жить, победа – побеждать, лечение – лечить, жалость – жалеть, любовь – любить, горе – горевать, покупка – покупать, молчание – молчать.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Прочитайте стихотворение. Сколько в нём глаголов в неопределённой форме?

Коли спорить, так уж смело.

Коль карать, так уж за дело.

Коль простить, так всей душой.

А) 2 глагола в неопределённой форме;

Б) 3 глагола в неопределённой форме;

В) 4 глагола в неопределённой форме.

2. Отметьте предложение, в котором все глаголы в неопределённой форме.

А) Ребята принялись разглядывать друг друга и рассказывать, кто как провёл лето. (Н. Носов)

Б) Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы. (А. Пушкин)

В) Уметь говорить – хорошо, уметь слушать – ещё лучше. (Пословица)

3. Отметьте строку, в которой неверно указан глагол неопределённой формы.

Проверьте себя по эталону:

Три правильных ответа – «Отличный результат!»

Два правильных ответа – «Хороший результат!»

Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»

  1. Задайте вопросы к глаголам в неопределённой форме.

Глаза у вальдшнепа размещены далеко друг от друга, можно (______________) сказать, на затылке. Поэтому ему не надо (________________) поворачивать голову, чтобы (________________) увидеть всё, что происходит вокруг него.

Проверьте себя по эталону:

Глаза у вальдшнепа размещены далеко друг от друга, можно (что сделать?) сказать, на затылке. Поэтому ему не надо (что делать?) поворачивать голову, чтобы (что сделать?) увидеть всё, что происходит вокруг него.

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Неопределённая форма глагола, с. 78 – 79

Ответы по русскому языку. 4 класс. Проверочные работы. Канакина В.П.

ГЛАГОЛ
Неопределённая форма глагола

Ответы к стр. 78 – 79

1. Прочитай. Отметь √ то высказывание, в котором все глаголы употреблены в неопределённой форме.

Люди перестают мыслить , когда перестают читать . (Д. Дидро)

Читайте также:  В какой форме глагол mind

Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг. (М. Ломоносов)

• Подчеркни глаголы в неопределённой форме.

2. Прочитай. Отметь √ признаки, по которым можно узнать глагол в неопределённой форме.

неизменяемая форма
нельзя определить время и число
Отвечает на вопросы что делать?
√ что сделать?

Оканчивается на -ть √ -ти √ -чь

3. Прочитай. Отметь √ ряд, где даны только глаголы в неопределённой форме. Подчеркни в других рядах слова, которые не являются глаголами. Укажи над ними часть речи.
сущ.
нести, везти, найти, гости
сущ.
стричь, жечь, речь , беречь

ходить, помочь, идти, учить

4. Прочитай. Укажи над выделенными словами часть речи.

сущ.
1) В углу раздался детский плач, и кто-то вдруг сказал:
гл.
“Не плачь!”
сущ. гл.
2) На то и печь, чтобы в ней хлеба печь.

5. Прочитай. Подбери и запиши глаголы в неопределённой форме, отвечающие на данные вопросы.

Что делать? читать, играть, писать, решать.
Что сделать? повторить, отдать, выйти, сжечь.

6. Прочитай. Подбери к каждому глаголу однокоренные глаголы в неопределённой форме с приставками. Запиши. Выдели в глаголах приставки.

Лить — на/лить, вы/лить, пере/лить, по/лить.
Плыть — у/плыть, до/плыть, за/плыть, от/плыть.
Ехать — под/ъехать, в/ъехать, от/ехать, с/ъехать.
Клеить — при/клеить, на/клеить, об/клеить, в/клеить.

7. Прочитай словосочетания. Укажи линиями, в каком значении употреблён глагол в каждом словосочетании.
закрыть сундук накрыть крышкой
закрыть зонтик сложить
закрыть собрание прекратить

8. Прочитай. Выпиши из текста глаголы в неопределённой форме, подчеркни в глаголах изученные орфограммы.

Один древнеславянский обычай сохранился до сих пор — дарить ножницы и ножи нельзя! Их можно только продавать, получив в обмен хотя бы одну копейку. Знаете, для чего это делается? Оказывается, для того, чтобы ножницы не могли “разрезать” дружбу.

Урок русского языка с элементами литературного чтения. 3-й класс

Цель урока: развитие у учащихся умения организовывать личную познавательную деятельность в поисках путей решения поставленных задач.

  1. Уточнение и систематизация знаний о глаголе как части речи на материале сказки В.И. Даля «Старик-годовик»
  2. Формирование умения распознавать глаголы в устной и письменной речи.
  3. Активизация словаря учащихся.
  4. Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами родного языка.

Универсальные учебные действия (УУД)

  • Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного.
  • Познавательные: самостоятельный поиск решения поставленной учебной задачи. Развитие умений и навыков понимания литературного текста.
  • Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной работе.
  • Личностные: нравственно-эстетическая ориентация в окружающем мире.

Информационно-методическое обеспечение: портрет В.И. Даля, сказка «Старик-годовик», иллюстрации с изображением старика-годовика и сказочных птиц, тексты пословиц В. И. Даля, конверты, клей, выставка книг, связанная с творчеством В.И. Даля (иллюстративный материал к уроку по сказке В.И. Даля взят из сборника произведений писателя).

1. Постановка учебной задачи

Учитель: Ребята, сегодня на уроке русского языка мы повторим и обобщим пройденный материал по теме «Глагол» вместе с В.И. Далем /На доске портрет писателя./ Что вы знаете об этом знаменитом человеке?

Учитель обобщает ответы учеников: Да, ребята, В. И. Даль всю свою жизнь собирал и записывал слова, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, песни, игры и сказки русского народа. Сегодня наша работа будет строиться с опорой на сказку-загадку писателя «Старик-годовик». Сначала послушайте сказку и ответьте на вопросы.

Старик-годовик

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно.

– Что необычного в этой сказке?

– Сколько раз махал рукавом старик-годовик, и как изменялась при этом окружающая действительность? (Четыре раза. Каждый взмах рукавом – смена времени года. Зима. Весна. Лето. Осень.)

– Какое количество птиц он выпускал каждый раз и что это были за птицы? (Три птицы одновременно. В каждом времени года по три месяца.)

– Сколько месяцев в году? (12)

– Что означает количество крыльев у птиц, равное четырём? (4 недели в месяце)

– Что за семь перьев в каждом крыле? (Семь дней в неделе)

– Что значит у каждого крыла одна половина белая, а другая чёрная? (День и ночь)

– Как вы думаете, зачем В. И. Даль рассказал нам такую сказку?

Учитель обобщает ответы учеников: Итак, с вопросами сказки-загадки вы справились. А сейчас мы приступим к выполнению заданий старика-годовика по русскому языку. (На доске появляется иллюстрация с изображением сказочного героя).

2. Чистописание

Учитель: Наш старик-годовик тоже будет выпускать сказочных птиц. Каждое птица – новое задание. Приступим к их выполнению. Первая птица принесла вам задание к минутке чистописания.

Читайте также:  Как пишется глагол плач или плачь

Учитель просит учеников написать одну строку маленькую (строчную) букву «л», а потом слова.

Учитель: Какую связь имеет согласная буква «л» с темой «Глагол»? (Это суффикс глаголов прошедшего времени). Найдите среди написанных вами слов глаголы прошедшего времени, обозначьте в них суффикс «л». Какое здесь лишнее слово? Почему? (Холод – это слово – имя существительное).

3. Проверка умения отличать глаголы от других частей речи

Учитель: Выпустил старик-годовик новую птицу, и она просит вас найти глаголы в тексте.

На столах у вас текст сказки. Посчитайте, сколько абзацев в тексте (5). Прочитайте первый абзац, найдите в нём все глаголы, кроме глаголов неопределённой формы и выпишите их в тетрадь в столбик. Свой выбор вы можете обсудить в парах.

Ученики самостоятельно выполняют задание, выписывая глаголы.

/Глаголы: вышел, стал, махнул, полетел, повеял./

Учитель: Сколько выписали глаголов? (5) Определите время, число и, если необходимо, род глаголов. Работаем «по цепочке», комментируя свои действия вслух.

Образец: вышел – пр. в., м.р. ед. ч., стал – пр. в., м.р. ед. ч. и т. д.

4. Физкультминутка.

5. Проверка умения ставить глаголы в неопределённую форму.

Учитель: У новой птицы следующее задание.

А теперь вы должны выписанные вами глаголы поставить в неопределённую форму и выделить в них суффиксы. На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

/Вопросы записываются на доске, ученики работают самостоятельно в тетрадях, а 2 человека выполняют задание на доске./

Что сделать?

Во время проверки выполненного задания обратить внимание на то, что неопределённая форма глагола «стал» содержит «ловушку».

6. Проверка умения подбирать слова-действия (или глаголы) к определённому предмету.

Учитель: С какой частью речи связан глагол в предложении? (С именем существительным). Задание следующей птицы:

Вам нужно подобрать к имени существительному птицы разные глаголы настоящего времени. Пишем в тетрадях с новой строки: Птицы (что делают?)

/Ученики самостоятельно подбирают глаголы: поют, летают, кричат и т. д. У глаголов выделяются окончания и указывается время./

Проверка выполненного задания.

7. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Учитель: Махнул старик-годовик рукавом, и вылетела новая птица.

Ребята, вы догадались, какое задание она принесла? Как нужно писать частицу НЕ с глаголами? Прочитайте предложения второго абзаца текста, выпишите из него все глаголы в столбик, а рядом через чёрточку запишите эти же глаголы с частицей НЕ.

показались – не показались.

– Сколько глаголов выписали?

– Как написали частицу НЕ с глаголами?

8. Проверка умения определять признаки глагола

Учитель: Следующее задание – морфологический разбор.

Прочитайте третий и четвёртый абзацы текста. Найдите в них глагол прошедшего времени, единственного числа, среднего рода (стало).

Разберём глагол как часть речи по образцу.

Порядок разбора глагола как части речи:

  1. На какой вопрос отвечает?
  2. Глагол (часть речи)
  3. Неопределённая форма
  4. Время
  5. Число
  6. Род (в прошедшем времени)

Стало – (Что сделать?), глагол, н. ф. – стать, пр. в., ед. ч., ср. р.

/Это задание можно выполнить в устной или в письменной форме./

9. Проверка базовых знаний о глаголе.

Учитель: А теперь обобщим знания о глаголе:

– На какие вопросы он отвечает?

– На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

– Как пишется частица НЕ с глаголами?

10. Проверка умения находить глаголы в тексте пословицы

Учитель: Последняя птица принесла задание, связанное с творчеством В.И. Даля.

На столах у вас конверты с пословицами писателя. Работать будем в группах. По сигналу колокольчика вы достаёте из конвертов карточки со словами и складываете из них пословицы. Полученный образец наклейте на лист бумаги. Подумайте, о чём гласит народная мудрость, переданная нам В.И.Далем. /Ученики, развернув стулья, объединяются в группы по 4 человека и выполняют задание/

  1. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  2. Труд человека кормит, а лень портит.
  3. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  4. Под лежачий камень вода не течёт.
  5. Терпение и труд всё перетрут.
  6. Без дела жить, только небо коптить.

Выполненное задание представляет один ученик из группы.

Учитель: Ребята, какой общей темой связаны пословицы? /Все пословицы связаны с трудовой деятельностью человека/.

Учитель: Какое значение имеет труд в жизни человека?

Выслушав ответы учеников, учитель делает выводы: Да, ребята, вся жизнь человека связана с трудом, и, только трудясь, человек сможет добиться поставленных целей. Однако не следует забывать и о том, что время движется неумолимо быстро: одно время года сменяет другое, проходят дни, недели, месяцы, и мы всё время должны задавать себе вопрос: «А что сделал я сегодня, чтобы сделать свою жизнь и жизнь окружающих меня людей лучше. » /После этого детям предлагается оценить свою работу на уроке /.

11. Итог урока.

Учитель: Ребята, со всеми заданиями вы справились. Молодцы! А сейчас поговорим немного о В.И. Дале. Обратите внимание на выставку книг писателя. Нам в наследство от Даля остался его «Словарь живого великорусского языка», материал для которого он собирал 50 лет. Знаменитый писатель, проживший 60 лет при крепостном праве и работавший моряком и военным врачом, всю свою жизнь собирал, по совету Пушкина, «золото» русского народа – пословицы, поговорки, загадки, сказки. Берите и читайте их, потому что народная мудрость – это исторический опыт нашего народа, который нужно не только помнить, но и знать.

Список литературы:

  1. Даль В.И. Старик-годовик. Сказки, загадки, пословицы, игры. – М.: «Детская литература», 1987.
  2. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: «Издательство Астрель», АСТ, 2000.

Источник