Меню

Программы темы глагол в 4 классе



Программы темы глагол в 4 классе

Условно весь процесс работы можно представить в виде следующих ступеней:

1. Повторение изученного о глаголе в I, II и III классах. Наблюдение над лексическим значением глаголов и их ролью в речи. Упражнение в изменении глаголов по числам и временам.

2. Неопределенная форма глаголов без суффикса -ся и с суффиксом -ся..

3. Понятие о спряжении глагола как изменении окончаний по лицам и числам. Распознавание лица глагола по местоимению и окончанию. Упражнение в спряжении глаголов настоящего времени с ударными окончаниями.

4. Знакомство с I и II спряжением. Сопоставление окончаний I и II спряжения глаголов.

5. Спряжение глаголов в будущем времени.

6. Распознавание спряжения глагола по неопределенной форме. Глаголы-исключения.

7. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

8. Прошедшее время глагола.

9. Правописание глаголов с суффиксом -ся.

Указанный порядок работы обусловлен лингвистическими особенностями глагола как части речи и некоторыми дидактическими положениями.

Работа по теме начинается с повторения о глаголе как части речи. Упражнения в изменении глаголов по временам являются связующим звеном между изученным во II классе и материалом III класса, включающим спряжение глагола в настоящем и в будущем времени. Логика самого материала требует, чтобы прежде всего учащиеся узнали о сущности спряжения как изменении окончаний глаголов по лицам и числам, научились различать лицо глаголов по местоимениям и окончаниям, научились спрягать глаголы с ударными окончаниями. Затем учащиеся знакомятся с I и II спряжением глаголов, т. е. происходит дифференциация только что приобретенных знаний о спряжении глаголов. Учащиеся узнают и запоминают окончания глаголов I и II спряжения; подводятся к пониманию особенностей глаголов каждого из спряжений: глаголы II спряжения имеют в «окончаниях букву е (-ешь, -ет, -ем -ете) и в 3-м лице множественного числа окончание

ут (-ют), глаголы II спряжения имеют в окончаниях букву и (-ишъ, -ит, -им, -ите) и в 3-м лице множественного числа окончание -ат(-ят). После того как учащиеся научились спрягать глаголы с ударными окончаниями, научились различать спряжение таких глаголов, они узнают о том, как можно распознавать спряжение глаголов, имеющих безударные окончания. Спряжение глаголов с безударными окончаниями, как известно, распознается по неопределенной форме: глаголы на -итъ II спряжения (кроме глагола брить), все остальные глаголы относятся к I спряжению. Исключения составляют одиннадцать глаголов (в начальных классах, согласно программе, учащиеся знакомятся с шестью из них).

Так создается основа знаний и умений, опираясь на которые учащиеся могут осознанно писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и в будущем времени.

Следующий этап работы включает упражнения в правописании безударных личных окончаний глаголов.

В качестве отдельного этапа выделяется работа над глаголами прошедшего времени. Новым для учащихся III класса является сопоставление суффикса в глаголах неопределенной формы и прошедшего времени (услышать — услышал, строить — строил, таять — таял и т. п.).

И наконец, последние уроки по теме отводятся для работы над глаголами с суффиксом -ся. Обобщаются такие знания, как: а) глаголы с суффиксом -ся (-съ) и без него имеют одинаковые окончания в настоящем и в будущем времени; б) в неопределенной форме тех и других глаголов пишется ь. У учащихся развивается умение правильно употреблять в своей речи глаголы с -ся. Поскольку уже в начале изучения темы «Глагол» учащиеся познакомились с глаголами, имеющими суффикс -ся, и в течение всех последующих уроков постепенно углублялись их представления о возвратных глаголах (в частности, они учились спрягать такие глаголы), то на последнем этапе знания лишь обобщаются и уточняются.[37]

Читайте также:  Глагол услышать разобрать по составу

Необходимо подчеркнуть, что задача развития речи решается на всех этапах работы по теме «Глагол» в связи с изучением грамматического материала и формированием навыка правописания личных окончаний глагола.

Рассмотрим содержание программы Т.Г.Рамзаевой с точки зрения изучения глагола.

Таблица 1. Распределение учебного материала по изучению глагола по классам.

Глагол (ознакомление). Общее значение. Вопросы что делать? что делает? что делают? что делал? Что делали? что сделать? что сделает? что сделают? что сделал? что сделали? и др. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдение за употреблением глаголов в различных временных формах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.

Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов

но числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время.

Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с

глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов

в прямом и переносном значении.

Особенности глаголов как части речи но сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее

время глагола: употребление В речи, изменение по числам и ро-

дам, правописание родовых окончаний.

Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной. Изменение глаголов но липам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний

глаголов, данных по теме «I и II спряжение глаголов». Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголы в неопределенной форме с

помощью вопросов что делают? (учатся), что делать?(учиться).

Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени:

слышать — слышал, увидеть- увидел.

Использование в тексте глаголов-синонимов и глаголов-антонимо в. Наблюдение за употреблением при глаголах имен существительных в нужных надежах с предлогами и без предлогов:написать (что? о чем?) сочинение об экскурсии, описать

Анализ программы показал, что знакомство с глаголом осуществляется на уроках русского языка начальной школы и материал для изучения усложняется от класса к классу.

Таким образом, основные задачи изучения глагола в начальной школе заключаются в том, чтобы сформировать первоначальное понятие о глаголе как части речи, развить умение осознанно употреблять глагол в устных и письменных высказываниях, повысить уровень умственного развития учащихся, выработать навык правописания личных окончаний наиболее употребительных глаголов I и II спряжения.

Источник

Урок русского языка в 4-м классе по программе «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Тема «Глагол»

  • повторить понятия о глаголе, как части речи;
  • формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи;
  • выяснить роль глаголов в речи;
  • развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы, развивать орфографическую зоркость, совершенствовать навыки работы с учебником, развитие таких психологических процессов как внимание, память, эмоции, мышления и его операций: анализ, синтез, сравнение;
  • воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.
  • Читайте также:  Причастия образовано от бесприставочного глагола совершенного вида

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Прозвенел звонок веселый.
    Всех зовет он на урок
    Ну как, дети, все готовы?
    Начинаем точно в срок
    На места все тихо сядем,
    Не нарушим тишину.
    Приготовились все слушать,
    Я урок сейчас начну.

    II. – Урок русского языка.

    – Открывайте тетради. Запишите число классная работа.

    1. Вызов (пробуждение имеющих у учащихся знаний)

    Применяется проективный метод, когда учащиеся определяют тему урока, строят его схему. Эти действия учащихся опираются на уже имеющийся личный опыт учащихся (проводятся аналогии с уже изученными частями речи). Уже на этом этапе ожидается активных осознанных мыслительных действий, повышения мотивации, инициативы. Для этого используются приемы, стимулирующие интеллектуальное развитие, элементы технологии развития критического мышления (кластеры).

    а). – Посмотрите на доску, прочитайте слова, разделите на группы, объединяя по общим признакам. Сколько групп получилось? Назовите.

    Доска: смородина, оранжевый, бежать, костюм, аккуратный, смотрел, лежит.

    – Запишите 3 группу: бежать, смотрел, лежит

    – Кто знает, какая это часть речи? Докажите. (Вопрос обозначает действие предмета.)

    б). Игра “Разгадай-ка”.

    Предлагаю узнать тему урока. Для этого убрать буквы, которые обозначают согласные глухие звуки, прочитает слово.

    Читаю стихотворение (во время работы детей).

    Интересная часть речи
    В русском языке живет,
    Кто что делает расскажет,
    Чертит, пишет иль поет,
    Вышивает или пашет,
    Или забивает гол,
    Варит, жарит, моет,
    Чистит –
    Все расскажет нам… (глагол)

    – Так какая тема урока? (на доску “Глагол”)

    в). А глаголе вы уже что-то знаете, многое еще узнаете на последующих уроках, изучая его.

    Игра “Верю – неверю” (Я пополняю кластер по вашим ответам)

    1. Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что? кому? откуда? (Нет, часть речи, которая отвечает на вопросы; что делать? что буду делать? что сделать? что сделал?)

    2. Обозначает действие предмета? (Да)

    3. В предложении чаще всего является определением или сказуемым? (Нет, сказуемым)

    4. Изменяется по числам, родам и падежам? (Нет, падежам)

    г). Заполняем кластер.

    2. Осмысление новой информации.

    Для знакомства с новой информацией используется метод – наблюдение. Делается вывод по теме урока и роли глагола в речи. Правильность предложений проверяется по учебнику, отмечается новая информация и происхождении названия глаголов. Для поддержания интереса и активности учащихся наряду с практическими методами, направленных на развитие практических умений по теме, используются игровые (соревнования), творческие, приемы на развития памяти, внимания, обогащения речи (включая работу с фразеологизмами).

    а). Откройте учебники С.71 прочитайте правило в рубрике “Обратите внимние”, используя “инсерт”.

    “+” – новое
    “-” – знал
    “?” – хочу спросить

    – Что знаете, вы рассказали.

    – А что нового узнали? (глаголы протекают во времени)

    – Может, кто-то знает какого времени бывают глаголы? (прошедшего, настоящего, будущего)

    б). Скажите, ребята:

    – Для чего нужны глаголы? Их роль? (для составления предложений)

    – Сможем ли мы построить распространенное предложение?

    – Будет ли понятно о чем сообщается? (нет, не будет понятно о чем сообщается)

    – Давайте, посмотрим, как выглядит текст, без глаголов.

    Доска: (записан текст без глаголов)

    Вот и …(промчалось) знойное лето. …(Наступила) на землю осень и …(принесла) с собой подарки. Под молодыми елочками … (растут) скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни …(усыпаны) опятами. Дни …(стоят) теплые.

    1. Прочитайте.

    – О чем речь? Смогли ли вы точно узнать о чем говорится в предложениях из такого сообщения? Вставьте глаголы, которые подходят по смыслу предложений. Прочитайте полученный текст. Так зачем нужны глаголы? (важны при построении предложения, при передачи какого-либо сообщения, оживляют речь, помогают точно понять смысл сказанного).

    – Запишите 2 первых предложения. Каким членом предложения являются глаголы. Подчеркните двумя прямыми линиями.

    2. Проверка (Какие слова подчеркнули?)

    3. Первичное закрепление

    а). С. 71 упражнение 1.

    – Задание: прочитайте текст; выпишите 4 глагола (добраться, встретить, гадать, не раскрыта, стремиться, ждать, сбыться, хотеть, добиваться)

    б). – Скажите, ребята, как вы думаете, почему эта часть речи получила такое название?

    • Поможет ответить на вопрос пословица.

    Устами младенца глаголет истина.

    – Как понимаете? Что обозначает слово глаголить? (говорить) Что может обозначать однокоренное слово “глагол”?

    в). – Прочитаем об этом в учебнике С. 72 “Обрати внимание”.

    г). Работа над развитием речи и внимания.

    – Прочитайте словосочетания. Если ли среди них особое словосочетание?

    Говорить в глаза

    Спилить дерево
    Съесть помидор
    Спешить на работу

    – Что обозначает? Вспомните другие фразеологизмы со словом глаза. (Мозолить глаза, пускать пыль в глаза, бросаться в глаза).

    – Какие части речи используются в словосочетаниях? (глагол, предлог, существительное).

    – Сейчас я уберу глаголы, а вы должны восстановить и записать полностью.

    д). Физминутка для глаз (таблица Базарного).

    Предлагаю включить воображение и выполнить движение по таблице (по стрелкам).

    е). Работа в парах.

    На партах лежат карточки.

    Задание: поработать в парах, обсудить и выполнить задание.

    Задание: Списать. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть глаголы.

    1 карточка.

    А рядом, у проталинки
    В тр..ве между к..рней
    Б..жит, струится маленький
    Серебряный ручей.

    2 карточка

    Кругом р..са медвяная
    Сп..лзает по р..ке,
    Под нею зел..нь пряная
    Сияет в серебре.

    3 карточка

    Черепуха душистая
    С в..сною расцв..ла
    И ветви з..л..тисные
    Что кудри зав..ла.

    Прочитайте глаголы в которых пропущена гласная буква “е” (бежит, расцвела).

    Поднимите руку, кто подчеркнул глагол, в корне которого гласная буква “о” (сползает).

    Назовите глагол с безударной гласной “и” в корне слова (завила).

    Есть ли еще глаголы, которые вы подчеркнули, но еще не назвали? (струится, сияет)

    А как написали безударные гласные в существительных и прилагательных я проверю сама, проверяя тетради.

    e). Работа над развитием умения группировать глаголы по значению.

    С.72 упражнение 2– самостоятельная работа по вариантам

    I в – 1,2. II в – 3,4

    Задание: Записать в 2 столбика

    Дополнительно: С любым словом составить предложение.

    Моя кошка любит греться на солнышке, при этом тихо мурлыкает. Когда кошку гладить, они начинает мурдыкать.

    ж). Работа над развитием умением подбирать подходящие по смыслу глаголы.

    Игра “Кто больше?” – соревнования по рядам: кто больше подберет подходящих глаголов к именам существительным.

    Итог игры: Кто больше?

    III. Рефлексия

    Должно произойти суммирование и систематизация новой информации, ее оценка, ответы на поставленные ранее вопросы.

    • Устная
    • Вы сегодня много работали по теме.
    • Как вы думаете, мы достигли цели урока: научились определять глаголы, отличать их от других частей речи?
    • Каждый воспринимает информацию по-своему.
    • Какие бы вы вопросы могли задать по теме урока? (Вы задали “тонкие” вопросы).
    • Тема “Глагол” – 1 урок, а мы вот повторили и узнали, чтонам необходимо будет узнать на последующих уроках… (таблица).
    • А сейчас отметьте цветным карандашом как было комфортно

    Источник