Меню

проплясали по снегам снежные метели подчеркните имена существительные



«Русский с увлечением» дидактический материал.
методическая разработка по русскому языку по теме

Тема: «Морфология». В занимательной форме даны задания по морфологии.

Скачать:

Вложение Размер
morfologiya.doc 30.5 КБ

Предварительный просмотр:

М О Р Ф О Л О Г И Я

Помни, при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди.

Корень слова – значимая часть.

Над словами родственными

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

  1. Выпишите из стихотворения однокоренные слова:

Проплясали по снегам

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

  1. Подберите родственников с чередованием согласных в корне:
  1. Определите, будут ли родственными выделенные слова:

Веснушкам нету сноса ,

Не исчезают с носа .

Я, не жалея мыла ,

Нос терпеливо мыла –

Зависело б от мыла ,

Веснушки я б отмыла !

– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.

– А я ваша тётка – Гусеница.

Желток, железо, жёлтый;

Часовщик, часть, час;

Печурка, печать, печка;

Циркуль, циркач, цирк.

В некоторых словарях с целью экономии места повторяющееся основное слово или корень обозначается значком

( тильдой ). Например, корень лес:

Попытайтесь прочесть следующие слова, в которых корень заменён тильдой .

ная дочь, оказать тёплый

, выпить лекарство в один

ствовать хорошее начинание, передавать кому-либо

Составьте сами несколько подобных задач.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребусы для использования на уроках русского языка в начальных классах. Наглядный материал.

Выдаётся детям для помощи в приготовлении домашних заданий по русскому языку в 3-4 классах.

Методический материал в помощь учащимся, испытывающим трудности в освоении учебного материала по русскому языку .

В предлагаемых материалах представлены разноуровневые задания по русскому языку, выполнение которых оказывает наибольший положительный эффект в учебном процессе, т.к.

Таблицы по русскому языку .

Дидактические материалы по фразеологии могут быть использованы учителями начальных классов на уроках русского языка при изучении лексики (синонимов и антонимов, частей речи, словосочетаний). Большинст.

В статье даётся описание тем по русскому языку во 2 классе, где можно использовать краеведческий материал. Приведены примеры заданий.

Источник

Проплясали по снегам снежные метели снегири снеговикам песню просвистели подчеркните в стихотворении родственные слова

И верного друга прощальной рукой и гладит и треплет по шее крутой.
Щеки румяны, и полны, и смуглы.
Ни смех, ни говор твой веселый не прогоняли темных дум.
Звезды начали меркнуть, и небо стало заволакиваться не то тучами,не то туманом.
Виднелись или песчаные равнины, или далекие горы.

Мне чудятся то шумные пиры, то ратный стан, то схватки боевые.
У самого родника росли не только дубы, но и ели.
Видны были только белые стволы ближайших берез да кусочек аллеи.
И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул.
Не только мальчиком, но и взрослым из всех зрелищ я больше всего любил цирк.

1) И вой урагана, и рёв моторов, и грохот — всё сливалось в сплошной гул.
2) Повсюду: в клубе, на улицах, у ворот, в домах — происходили шумные разговоры.
3) Общение необходимо всем: и молодым, и пожилым, и детям.

1) От зноя всё стало жёлтым: и небо, и поля, и воздух.
2) Всё кругом: зелёная трава, солнце над головой, листва на деревьях — выглядело радостным и привлекательным.
3) Убранство комнат, костюм хозяйки, портреты на стенах — ничто не укрылось от наблюдательного гостя.
4) Вся мебель: диваны, столы и стулья — были сделаны из красного дерева.
5) Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли — ничего не было видно.

Русский язык — это прежде всего Пушкин — неру­шимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лев Толстой, Лесков, Чехов, Горький.

Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по его могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейско­му языку не уступает. И для того нет су мнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое со­вершенства, каковому в других удивляемся. М. В. Ломоносов

Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Я. А. Добролюбов

Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. В. Г. Белинский

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опо­ра, о великий, могучий, правдивый и свободный рус­ский язык. нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И. С. Тургенев

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жем­чуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Н. В. Гоголь

Источник

Главные и второстепенные члены предложения — учебник Климанова Бабушкина 4 класс часть 1

86. Прочитайте и спишите предложения. Найдите главные члены в каждом предложении. Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое — двумя чер­тами.

1. Молодые воробушки (подлеж.) весело прыгают (сказ.) по дорож­ке. 2. Ёжик (подлеж.) свернулся (сказ.) клубочком. 3. Маленький совё­нок (подлеж.) выпал (сказ.) из гнезда. 4. Перед ненастьем муравьи (подлеж.) прячутся (сказ.) в муравейнике. 5. На зиму ежи (подлеж.) устраивают (сказ.) для себя под корнями деревьев маленькие удобные берлоги. (И. Соколов-Микитов.) 6. С своей волчихою голодной выходит (сказ.) на дорогу волк (подлеж.). (А. Пушкин.) 7. Го­рит (сказ.) восток (подлеж.) зарёю новой. (А. Пушкин.) 8. В тот год осенняя погода (подлеж.) стояла (сказ.) долго на дворе. (А. Пушкин.)

87. Спишите предложения. Подчеркните подле­жащее в каждом предложении и укажите, какой частью речи оно выражено.

1. Я от Мазая рассказы слыхал. (Н. Некрасов.) 2. Старый Мазай разболтался в сарае. (Н. Некрасов.) 3. Догорал апрельский светлый вечер. (И. Бунин.) 4. По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой аку­лы. (Л. Н. Толстой.) 5. Мой сад с каждым днём увя­дает. (А. Майков.) 6. Наш корабль стоял у берегов Африки. (Л. Н. Толстой.) 7. Над седой равниной мо­ря ветер тучи собирает. (М. Горький.) 8. И мы сохра­ним тебя, русская речь, великое русское слово. (А. Ахматова.)

Найдите предложение с обращением, подчеркни­те его.

1. Я (мест.). 2. Мазай (сущ.). 3. Вечер (сущ.). 4. Брюхо (сущ.). 5. Сад (сущ.). 6. Корабль (сущ.). 7. Ветер (сущ.). 8. Мы (мест.).

И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово .

88. Вставьте на место пропусков подходящие по смыслу подлежащие из слов для выбора. Получен­ные предложения запишите.

1. Дятел (сущ.) долбит (гл.) своим клювом деревья. 2. Заяц (сущ.) к зиме меняет (гл.) свою серую окраску на белую. 3. Сова (сущ.) охотится (гл.) в темноте. 4. Австралийский кенгуру (сущ.) носит (гл.) своего детёныша в сумке. 5. Ящерица (сущ.) сбрасывает (гл.) свой хвост, чтобы удрать от врагов. 6. Летом медведб (сущ.) часто лакомится (гл.) малиной. 7. В ре­ках, озёрах и болотах тропических стран живут (гл.) крокодилы (сущ.) . 8. Пчелы (сущ.) собирают (гл.) с цветов сладкий сок — нектар.

Слова для выбора: сова, пчёлы, дятел, крокодилы, кенгуру, ящерица, заяц, медведь.

Обозначьте, какими частями речи выражены подлежащие и сказуемые.

89. Прочитайте текст. Спишите его. Найдите в каждом предложении главные члены. Определите, словами какой части речи выражены сказуемые.

Однажды летом ребята (подлеж.) сидели (сказ.) на берегу реки. Вдруг совсем рядом зашевелились (сказ.) кусты (подлеж.). К воде по­дошла (сказ.) красивая стройная лосиха (подлеж.). Она (подлеж.) жадно пила (сказ.) во­ду. За ней выбежал (сказ.) лосёнок (подлеж.). Ребята (подлеж.) вскрикнули (сказ.) от неожиданности. Лосиха (подлеж.) тревожно вскинула (сказ.) голову и бросилась (сказ.) в воду.

Лосёнок (подлеж.) поплыл (сказ.) за матерью. Ребята (подлеж.) долго смотре­ли (сказ.) им вслед. Скоро красивые животные (подлеж.) доплыли (сказ.) до берега и скрылись (сказ.) в чаще леса.

Определите, в каком времени употреблены в тексте все глаголы.

90. Спишите предложения. Подчеркните в них главные члены предложения.

1. На мутном небе мгла (подлеж.) носилась (сказ.). (А. Пушкин.) 2. Осень (подлеж.) длинной, тонкой кистью перекрашивает (сказ.) листья. (И. Михайлова.) 3. Ласточка(подлеж.) с весною в се­ни к нам летит (сказ.). (А. Плещеев.) 4. В синих лужах пле­щутся (сказ.) стайкой воробьи (подлеж.). (Е. Трутнева.) 5. Вьюга (подлеж.) злит­ся (сказ.) за окном. (С. Дрожжин.)

Обведите в словах из выделенных предложений известные вам орфограммы.

91. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Замените сказуемые в предложениях глаголами-синонимами из слов для выбора. Какой текст у вас получился: художественный или деловой? Запишите его.

Незаметно зажглась на небе тонкая полоска зари. Она всё разгоралась. Утренний ветерок прошелестел в верхушках берёз. Тонким перезвоном отозвались ему высокие сосны.

Текст художественный.

Слова для выбора: разгоралась, зажглась, отозва­лись.

92. Определите, какие предложения могут быть употреблены в научной речи, а какие — в речи художественной.

1. Сурок (подлеж.) спит (сказ.) в норе с осени до весны. — Сурок (подлеж.) заляжет (сказ.) в нору с осени и спит (сказ.) без просыпу до весны. 2. Ящерица (подлеж.) умеет быстро зарываться (сказ.) в песок. — Ящерица (подлеж.) может (сказ.) в одну секунду в песок зарыться (сказ.): прижмётся (сказ.) к песку животом, задрожит (сказ.), затрясётся (сказ.) и утонет (сказ.) в нём. 3. Сильный ветер (подлеж.) может раскачивать (сказ.) деревья. — Ночью в полях, под напевы метели, дремлют (сказ.), качаясь, берёзки (подлеж.) и ели (подлеж.). (И. Бунин.)

Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены в каждом предложении. Как называются остальные члены предложения?

93. Рассмотрите рисунок. Составьте и запишите несколько предложений на тему «Подготовка к кон­церту». Подчеркните главные члены в каждом предложении.

Хор мальчиков проводил последнюю репетицицию, отрабатывая слаженность двухголосия.

Ваня не волновался перед концертом. Он сложил на груди руки и плясал вприсядку для того лишь, чтобы успокоить свою партнершу Настю.

Оля надевать сарафан не стала, только с сожалением расправила его и снова сложила. Ее партнер Коля сломал ногу и еще не скоро поправится. А она будет из зрительного зала любоваться выступлением ребят.

94. Спишите стихотворение. Подчеркните глав­ные члены в каждом предложении.

Проплясали по снегам

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки.

Режут лёд снегурки.

Есть ли в предложениях второстепенные члены? Что они поясняют? Поставьте к ним вопросы от главных или от других второстепенных членов предложения и запишите по образцу.

Образец. Проплясали (сказ.) по снегам снежные метели (подл.).

Проплясали (по чему?) по снегам.

Метели (к а к и е?) снежные.

Снежные метели (подл.).

Снегири (подл.) снеговикам

Песню просвистели (сказ.).

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся (сказ.) снежки (подл.).

Режут (сказ.) лёд снегурки (подл.).

Проплясали (по чему?) по снегам

Метели (какие?) снежные

Просвистели (кому?) снеговикам

Просвистели (что?) песню

Носятся (где?) у реки, в переулке

У реки (какой?) заснеженный

В переулке (каком?) снежном

Носятся (как?) звонко

95. Прочитайте предложения. Найдите главные члены в каждом предложении.

1. У лесного ручейка весело играют (сказ.) смешные мед­вежата (подл.). 2. В лесу на ивовых веточках распустились (сказ.) шелковистые пуховки (подл.). 3. Побежали (сказ.) по кочкам хлопот­ливые муравьи (подл.). 4. Над весенними цветами порхает (сказ.) первая бабочка (подл.).

Играют (как?) весело

Играют (где?) у ручейка

Ручейка (какого?) лесного

Медвежата (какие?) смешные

Пуховки (какие?) шелковистые

Распустились (на чем?) на веточках

На веточках (каких?) ивовых

Муравьи (какие?) хлопотливые

Побежали (по чему?) по кочкам

Бабочка (какая?) первая

Над цветами (какими?) весенними

Докажите, что все слова в предложениях связа­ны по смыслу. Для этого выпишите из каждого предложения словосочетания, поставив вопрос от одного слова к другому.

96. Разделите текст на части. В этом вам помо­жет план. Каждую часть запишите с красной стро­ки. Дайте имя мальчику. На месте пропуска пиши­те или имя собственное, или местоимение.

В воскресенье Миша катался на лыжах. Дорожка вела к лесу. Миша въехал в лес. Он показался мальчику ска­зочным. Снежные шапки лежали на елях, молодых ёлках и пнях. Миша углубился в лес.

Но вот погода ис­портилась. Подул сильный ветер. Снег застилал маль­чику глаза. Миша остановился.

Вдруг из белой пелены возник стог сена. Он обрадовал Мишу не меньше, чем тёплая печка. Мальчик залез в заснеженный стог се­на и спокойно переждал метель.

1) На лыжах в сказочный зимний лес.
2) Погода испортилась.
3) Стог сена.

97. Спишите строки из стихотворений и песен. Подчеркните главные члены в каждом предложе­нии.

1. Летят (сказ.) перелётные птицы (подл.) в осенней дали голу­бой. (М. Исаковский.)

2. Стоит (сказ.) стеной пшеница (подл.) золо­тая по сторонам тропинки полевой. (М. Исаковский.)

3. Едва струёй гремучею сверкает (сказ.) жаркий ключ (подл.). (М. Лермонтов.)

4. Горные вершины (подл.) спят (сказ.) во тьме ноч­ной. (М. Лермонтов.)

5. Ветхая избушка (подл.) вся в снегу стоит (сказ.) . (А. Блок.)

4. Вершины (какие?) горные, спят (в чем?) во тьме, во тьме (какой?) ночной.

5. Избушка (какая?) ветхая, стоит (в чем?) в снегу, в снегу (насколько?) вся.

Выберите два предложения и с помощью вопро­сов покажите связь слов в них.

98. Сравните предложения. Какие из них мож­но отнести к утвердительным предложениям, а ка­кие — к предложениям с отрицанием?

1. На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева. (А.Пушкин.) 2. Ещё природа не проснулась. (Ф. Тютчев.) 3. Клесты облепили вершины елей. (Г. Скребицкий.) 4. Правда в огне не горит, в воде не тонет. 5. Нас приветствуют звонкие птицы, шум листвы и журчанье ручья. (М. Матусовский.) 6. Ветер листы не срывает с ветвей, солнышко в тучи не прячется там. (А. Плещеев.) 7. Красною кистью ря­бина зажглась. (М. Цветаева.) 8. Росинка дрожала на тонком листке. (К. Бальмонт.) 9. Серёжа не заплакал и не показал даже виду, что ему больно. (Л. Н. Тол­стой.) 10. За двумя зайцами погонишься — ни одно­го не поймаешь.

Утвердительные: 3, 5, 7, 8.

С отрицанием: 1, 2, 4, 6, 9, 10.

Как пишется частица не с глаголами? Запиши­те предложения, раскрывая скобки.

99. Второклассники составили предложения о том, как нужно вести себя в лесу и на реке.

Прочитайте эти предложения. Что получится, ес­ли все люди будут так поступать?

Не разоряй муравейники. Не вытаптывай цветы. Не ломай ветки деревьев. Не бросай мусор в речку. Не оставляй в лесу мусор. Не прыгай в воду с крутого обрыва в не­знакомом месте.

Объясните второклассникам, что природу важно беречь и охранять. Исправьте их предложения. За­пишите получившийся вариант.

100. Прочитайте отрывок из сказки. Вспомните её название. Спишите текст. Подчеркните главные члены в каждом предложении. Укажите падежи имён существительных.

Доктор Айболит.

Больше всего на свете (П.п.) доктор (И.п.) (подл.) любил (сказ.) зверей (Р.п.). В ко­моде (П.п.) у него жили (сказ.) зайцы (И.п.) (подл.). В шкафу (П.п.) у него жила (сказ.) бел­ка (И.п.) (подл.). На диване (П.п.) жил (сказ.) колючий ёж (И.п.) (подл.). В сундуке (П.п.) жили (сказ.) бе­лые мыши (И.п.) (подл.). А в комнате (П.п.) стояла (сказ.) старая лошадь (И.п.) (подл.) рядом с кроватью (Т.п.).

На диване жил колючий ёж.

Еж (какой?) колючий, жил (где?) на диване.

А в комнате стояла старая лошадь рядом с кроватью.

Лошадь (какая?) старая, стояла (где?) в комнате, рядом с кроватью.

В выделенных предложениях найдите все слово­сочетания. В каждом словосочетании поставьте вопрос от главного слова к зависимому слову. Запишите найденные словосочетания вместе с во­просами.

101. Спишите текст, раскрывая скобки. Подчерк­ните главные члены в выделенных предложениях. Укажите, какими частями речи они выражены.

Я живу в домике на дюнах. Всё Рижское взморье в снегу. Снег (подл.) всё время слетает (подл.) с сосен длин­ными прядями. Слетает (подл.) он (подл.) от ветра и оттого, что по соснам прыгают (подл.) белки (подл.). Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки.

Дом (подл.) стоит (подл.) у самого моря. Море не замёрзло. Снег лежит до кромки воды. На нём видны следы зайцев. Иногда дикие гуси (подл.), прилетевшие в этом году слишком рано, садятся (подл.) на воду и кричат (подл.).

Источник

Читайте также:  запишите данные существительные в форме дательного и предложного падежа